2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законы и традиции на Руси

Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия

Богатая и разнообразная культура славян сумела сохранить большинство обрядов и обычаев. Русский народ всегда был самобытен и свои традиции чтил испокон веков. С течением времени культурное наследие претерпевало существенные изменения, но все же вековые связи не были утеряны, в современном мире осталось место для древних преданий и суеверий. Попробуем вспомнить самые главные обычаи, обряды и традиции русского народа.

Сквозь время

В основе многовековой культуры славян всегда стояла семья, род, преемственность поколений. Обряды и обычаи русского народа входили в жизнь человека с момента его рождения. Если на свет появлялся мальчик, его по традиции пеленали в рубаху отца. Считалось, что таким образом он перенимает все необходимые мужские качества. Девочку заворачивали в одежду матери, чтобы она выросла хорошей хозяйкой. Дети с малых лет почитали отца и беспрекословно выполняли все его требования и пожелания. Глава семейства был сродни Богу, который дал продолжение своему роду.

Чтобы ребенок получил благословение от высших сил, не болел и хорошо развивался, отец представлял своего наследника божествам. В первую очередь он демонстрировал малыша Яриле, Семарглу и Сварогу. Боги Небес должны быть дать свое покровительство младенцу. Затем наступала очередь Матери-Земли, или, как иначе ее называли, Богини Макоши. Ребенка прикладывали к земле и следом окунали в воду.

Братчина

Если покопаться в истории и поискать, какие обряды и обычаи русского народа были самыми веселыми и многолюдными, то братчина займет одно из главных мест. Это не было стихийным сбором народа и массовым гулянием. К этому обряду готовились месяцами. Специально для братчины откармливали домашний скот и варили в больших объемах пиво. Помимо этого, из напитков было вино, медовуха и квас. Каждый приглашенный должен был принести угощение. Место для проведения праздника выбирали всем честным народом. Случайный человек не мог попасть на братчину — каждый должен был получить приглашение. За столом самые почетные места занимали люди, чьи заслуги оценивались наиболее высоко. Развлекать пирующих приходили скоморохи и песенники. Гуляния могли длиться несколько часов, а порой и несколько недель.

Свадьба

Современная молодежь даже не подозревает, что все свадебные традиции пришли из глубокой древности. Какие-то претерпевали изменения, некоторые остались такими же, как и во времена наших предков. Из всех обрядов и обычаев русского народа свадьба считается самой увлекательной.

По давней традиции она имела несколько этапов. Сватовство, смотрины, сговор, предсвадебная неделя, девичник и мальчишник, вытие, сбор свадебного поезда, венчание, свадебный пир, испытание молодой, отводины – без этих важных составляющих даже представить невозможно вступление в брак на Руси.

Несмотря на то, что сейчас к этому относятся гораздо проще, некоторые свадебные обычаи, обряды, пословицы русского народа продолжают жить. Кто не знаком с выражением: «У вас товар, у нас купец»? Именно с такими словами родители жениха приходят свататься.

А традиция вносить молодую жену в дом на руках связана с желанием обмануть домового. Так муж обводил вокруг пальца хозяина дома, давая понять, что вносит на руках новорожденного члена семьи, а не чужого человека. Вытие сейчас может вызвать ужас, но раньше без этого обряда не обходилась ни одна подготовка к свадьбе. По невесте причитали и плакали, как в наше время по покойнику.

До наших дней дошел обряд с осыпанием молодых зерном – для многодетности и богатства. В давние века для отпугивания нечисти использовали бубенцы на свадебном поезде, а теперь их заменили жестяные банки привязанные к бамперу машины.

Воровство и выкуп невесты – тоже являются старыми русскими обычаями. Состав приданого тоже не претерпел существенных изменений – перина, подушки, одеяла и сейчас родители вручают невесте перед свадьбой. Правда, в давние времена девушка сама должна была сделать их собственными руками.

Святочные обряды

После установления на Руси христианства появились новые церковные праздники. Самый любимый и долгожданный – Рождество. С 7 до 19 января проходили святочные гуляния – излюбленное молодежное веселье. Все предания, суеверия, обряды и обычаи русского народа, связанные с этими днями, дошли до нашего времени.

Молодые девушки собирались небольшими группами, чтобы погадать на суженого-ряженого и узнать, с какого конца деревни ждать сватов. Самым экстремальным способом увидеть своего избранника считался поход в баню с зеркалом и свечой. Опасность заключалась в том, что делать это нужно было в одиночестве и при этом снимать с себя крест.

Колядки

Культура, обычаи и обряды русского народа плотно связаны с миром природы и зверей. Вечерами молодые люди ходили колядовать.Нарядившись в шкуры животных или яркие костюмы, они стучались в дома и песнями-колядками выпрашивали угощение у хозяев. Отказывать таким гостям было чревато – они могли запросто порушить поленницу, приморозить дверь или сотворить другие мелкие проказы. Колядующих угощали сладостями и всегда считалось, что их пожелания (щедривки) на весь год обеспечат в доме достаток и покой, избавят хозяев от хворей и напастей. Обычай наряжаться в зверей уходит корнями в язычество – так можно было отпугнуть злых духов.

Суеверия и приметы на Рождество

Считалось что потерять вещь в канун праздника – значит весь год терпеть убытки. Уронить или разбить зеркало – к беде. Много звезд на небе – к большому урожаю. Заниматься рукоделием в Сочельник – весь год болеть.

Масленица

Самый веселый и вкусный праздник на Руси на самом деле имеет довольно мрачную трактовку. В старину в эти дни поминали усопших. Собственно, и сожжение чучела Масленицы – это похороны, а блины – угощение.

Интересен этот праздник тем, что длится он целую неделю, и каждый день посвящен отдельному ритуалу. В понедельник делали чучело и катали его на санях по всему селу. Во вторник по всей деревне ходили ряженые и давали представления.

Отличительной особенностью этого дня считались «медвежьи» развлечения. Дрессированные хозяева леса устраивали целые спектакли, изображая женщин за их привычными занятиями.

В среду начиналось основное празднество – в домах пекли блины. На улицах ставили столы и торговали яствами. Можно было под открытым небом отведать горячего чая из самовара и откушать блинов. Также в этот день было принято ходить к теще за угощением.

Четверг был особым днем, когда все молодцы могли помериться силушкой богатырской. Масленичные кулачные бои привлекали парней, каждый хотел показать свою удаль.

В пятницу блины пекли в доме у зятя, приходил его черед угощать всех гостей. В субботу невестки принимали гостей из числа родственников мужа.

А воскресенье получило название «прощенное». Именно в этот день принято просить извинения за обиды и посещать кладбище, чтобы проститься с умершими. Чучело Масленицы сжигали и с этого дня считалось, что весна вступила в свои права.

Иван Купала

Обычаи, предания и обряды русского народа, связанные с этим праздником, сохранились до наших дней. Конечно, многое претерпевало изменения, но основной смысл остался прежним.

По преданиям, день летнего солнцестояния люди старались задобрить великое небесное существо, дабы оно подарило им хороший урожай и отвело болезни. Но с приходом христианства Купала соединился с праздником Ионна Крестителя и стал носить название Иван Купала.

Наиболее интересен этот праздник тем, что предания гласят о великом чуде, происходящем в эту ночь. Конечно, речь идет о цветении папоротника.

Этот миф заставлял многих людей на протяжении нескольких веков бродить ночью по лесу в надежде увидеть чудо. Считалось, что тот, кто увидит, как цветет папоротник, узнает, где спрятаны все клады мира. Помимо этого, все травы в лесу приобретали особую лекарственную силу в эту ночь.

Девушки плели венки из 12 разных трав и пускали их по реке. Если он утонет – жди беды. Если плывет достаточно долго – готовься к свадьбе и достатку. Чтобы смыть с себя все грехи, нужно было искупаться и прыгнуть через костер.

День Петра и Февронии

Предание гласит, что князь Петр тяжело заболел и увидел вещий сон о том, что поможет излечиться ему девица Феврония. Он разыскал девушку, но она в качестве уплаты потребовала, чтобы он женился на ней. Князь дал слово и не сдержал его. Хворь вернулась, и он был вынужден снова просить о помощи. Но в этот раз выполнил обещание. Семья была крепкой и именно эти Святые стали покровителями брака. Исконно русский праздник отмечают сразу после Ивана Купалы – 8 июля. Его можно сравнить с западным днем святого Валентина. Разница заключается в том, что в России этот день считают не праздником всех влюбленных, а только женатых людей. Заключить брак в этот день мечтают все будущие супруги.

Это еще один сладкий праздник, корни которого уходят в давние времена. 14 августа Россия отмечает Медовый Спас. В этот день соты заполнены сладким лакомством и наступает пора собирать тягучую жидкость янтарного цвета.

19 августа — Яблочный Спас. Этот день знаменует собой приход осени и начало сбора урожая. Люди спешат в церковь, чтобы освятить яблоки и отведать первых фруктов, так как до этого дня есть их запрещалось. Угощать плодами нужно всех родных и близких. Кроме этого, пекут яблочные пироги и угощают всех прохожих.

Ореховый Спас начинается 29 августа. С этого дня было принято копать картошку, печь пироги из свежей хлебной муки, заготавливать на зиму орехи. По всей стране проходили большие праздники – в селах устраивали гулянья перед сбором урожая, а в городах проходили ярмарки. В этот день птицы начинают улетать в теплые края.

Покрова

14 октября народ прощался с осенью и встречал зиму. Нередко в этот день шел снег, который сравнивали с фатой невесты. Именно в этот день принято заключать браки, потому что Покрова дарит любовь и счастье всем влюбленным людям.

Есть для этого праздника и особенные обряды. Женщины в первый раз разводили огонь в печи, символизирующий тепло и уют в доме. Использовать для этих целей нужно было ветви или поленья плодовых деревьев. Так можно было обеспечить хороший урожай на следующий год.

Хозяйка пекла блины и Покровский каравай. Этим хлебом нужно было угостить соседей, а остатки припрятать до Великого поста.

Также в этот день можно было просить у Богородицы защиты для детей. Женщина вставала с иконой на скамью и читала молитву над своей семьей. Все дети опускались на колени.

Молодые девушки и парни устраивали посиделки. Считалось, что всем, кто заключил брак в этот день, Богородица дарит защиту.

Читать еще:  Браконьеры и борцы с ними

Узнать больше обо всех традициях можно в учебном курсе Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Обычаи и обряды русского народа раскрыты там с максимальной точностью и описаны в соответствии с историческими фактами.

Законы и традиции на Руси

Отмерив уже почти полвека жизненного пути, из которых 36 лет активно отохотился, я давно задался вопросом: а кто после нас?

Фото: Сергея Нарожнова

На мою долю выпали еще те времена, когда для того чтобы получить охотничий билет, нужны были два рекомендации охотников со стажем да еще проходить год в кандидатах, и не просто проходить, а активно участвовать в биотехнических и прочих мероприятиях общества.

Процедура полностью повторяла вступление в ряды КПСС. Так что же это было: пустая, бездумная заморочка или логически и психологически обоснованное требование?

Все мы разные, не только не похожие друг на друга своими внешними чертами, но и характерами, и судьбами. И на охотничью стезю каждый из нас вступал по-своему. И вместе с тем были на Руси одни общие охотничьи традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Эти в основном неписаные законы и были тем кодексом, который поэтапно превращал молодого человека в охотника. На этом, ныне почти забытом наследии наших предков, я и хочу остановиться и, пролистав страницы памяти далеко назад, осветить его настолько подробно, насколько позволит формат данного издания.

Фото: Сергея Нарожнова

По прописным правилам, а точнее по закону, стать охотником и получить разрешение на приобретение ружья человек может только по достижении им 18-летнего возраста. Это порождение советских законодателей с русскими охотничьими традициями ничего общего не имеет. Где-то, может, и жили строго по закону, хотя, зная особенности русского этноса, поверить в это сложно, мне же Господь даровал родиться в благодатном крае!

Родился и вырос я на славной Смоленской земле, богатой разнообразием дичи и охотничьими традициями! У моего отца было ружье, но серьезно охотой он не увлекался. К этому удивительному занятию меня пристрастил мой родной дядя, брат моей матери, Роман Иванович, уральский охотник-промысловик.

Ежегодно, приезжая в отпуск, очень много времени проводя на охотах и везде с малолетства таская меня с собой, учил всему и основательно. Когда мне исполнилось 12 лет мой отец, по рекомендации дяди, разрешил мне самостоятельно охотиться с его ружьем. С этого времени я и веду отсчет своего охотничьего стажа.

Дядя зажег во мне охотничью страсть, привил первые азы охоты и многому научил! Также моими наставниками были местные опытные, потомственные охотники, которых, как и дядю, я с благодарностью вспоминаю всю свою жизнь!

Памятны мне также времена, когда охотничьи гладкоствольные ружья продавались свободно, без каких бы то ни было разрешений от МВД. У нас в райцентре их можно было купить даже в спортивном магазине.
А теперь давайте пролистаем уже не страницы памяти, а страницы истории и посмотрим, что было в дореволюционной России.

Фото: Сергея Нарожнова

В архиве сохранилось прошение великого князя Михаила Александровича (родного брата императора Николая II) о выдачи ему разрешения на приобретение в личное пользование трехлинейной винтовки, являвшейся тогда боевым оружием и стоящей на вооружении. Всякое переломное оружие, имеющее один или несколько нарезных стволов, равно как и гладкоствольное всегда было в свободной продаже!

Даже более совершенные законы и ныне действуют в Европе и других цивилизованных странах мира.
Я хорошо помню, как в начале восьмидесятых годов появился этот пресловутый закон об обязательной регистрации всякого охотничьего оружия в органах МВД.

Отчетливо помнится, как учителя в школе выспрашивали у нас, учеников, имеется ли дома какое оружие, и составляли списки. В результате гладкоствольное оружие, о котором дознались власти, было поставлено на строгий учет, а нарезное либо изымалось, либо бездумно, а точнее бездушно уродовалось, как было с тройниками, среди которых попадались весьма ценные и даже уникальные экземпляры. Официальные обоснования всему этому скупы и нелепы, и даже при поверхностном анализе не выдерживают никакой критики. По моему разумению, основной причиной рождения этого и ныне действующего закона является боязнь властей собственного народа.

Охота на дупелей и перепелов всегда на Руси считалась изысканной, классической! Не случайно ее воспевали не только классики великой русской, но и советской литературы. Даже великий советский поэт Сергей Есенин, не будучи охотником, упоминает о ней в своей поэме «Анна Снегина». К чему я говорю об этом? Да к тому, что по старой русской традиции охота эта открывалась 12 июля, на Руси это был двойной праздник – день Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и день ОХОТНИКА.

Но эту старую и мудрую традицию темные воды Леты унесли так далеко, что возвращения ее не предвидится.

Живя в этом безумно несущемся мире, по прошествии времени, мне самому начинает казаться странным тот факт, что всего 36 лет назад, присутствие в угодьях 12-летнего пацана с ружьем не только никого не возмущало, но и не удивляло. Первое время мы, разумеется, охотились со взрослыми охотниками. Сказав, мы, я не оговорился, не один я был такой.

Многие мои друзья загорелись охотой. Одним из местных моих наставников был потомственный охотник Винокуров Александр Андреевич. Своему сыну Андрею, моему однокласснику и другу детства, он доверил ружье в 11 лет. С Андреем да и с другими ребятами я и охотился до самой армии.

Первое, что нам внушалось, были правила обращения с ружьем. Фраза «ни при каких обстоятельствах нельзя наводить ружье на человека, даже если оно не заряжено!» произносилась не лаконично и равнодушно, а голосом Чингисхана, отдающего своим войскам приказ атаковать. Она не просто достигала ушей, но буквально вбивалась в подсознание, чтобы даже во сне не могло присниться ослушаться этого запрета! И ведь вроде простые крестьяне, не профессиональные психологи были наши наставники, но умели сохранить и передать то, чему их учили их деды и прадеды.

Видимо, неспроста самая любимая охота на копытных для меня – это охота на кабана из засидки. Уроки от опытных охотников не могли пройти бесследно. Мои наставники в охоте учили меня, как на травяном поле, где нет снега, определять по тропам кто прошел, какой зверь, одиночка или стадо, в каком направлении и как давно. Как определять свежесть кабаньих покопок. Как найти основные кабаньи переходы, а главное – как, суммировав все вышеперечисленное, всегда помня о важности направления ветра, правильно определить место для засидки.

Фото: Сергея Нарожнова

Эти традиции, наработанные годами, передавались их носителями следующим поколениям. Так должно было поступить и мне, да не тут-то было! Какой прок от этих традиций сейчас, когда в частных охотхозяйствах везде стоят вышки у кормушек, а охота на кабана проводится только с этих вышек. Мои старые знакомые егеря и директора охотхозяйств в задушевных беседах сами называют такую охоту охотой для дураков и обслуживаемых охотников называют «невольными стрелками».

Золотой телец сейчас возведен на пьедестал и правит на Руси, и законы его никак не сочетаются со старыми охотничьими традициями. Главное для хозяев этих охотхозяйств – это прибыль, а максимальной она может быть только при наличии большого поголовья кабана, которое нужно если не удержать, то хотя бы не разогнать, что неизбежно происходит при традиционных загонных охотах.

Эти дельцы от охоты быстро усвоили, что при отстреле кабана с вышки распугивающий фактор ничтожно мал, и уже через 20 минут после выстрела можно ждать прихода следующего зверя, а главное – следующего платежа за него.

То, что многочисленными стадами кабанов уничтожаются поголовья тетерева, куропатки и зайца никого из них не волнует. Какая им может быть с них прибыль? И если любители охоты с легавыми еще могут по-охотиться по бекасам да коростелям, то гончатникам тешить себя пустыми надеждами в сложившейся ситуации не стоит. И не потому что зайца в таких угодьях нужно искать днем с огнем, а потому, что их гончих туда ни хозяин, ни его егеря и на пушечный выстрел не подпустят, дабы кабанов не разогнали.

Для кого, а главное кем писаны наши нынешние законы? Разве на основах старинных классических традиций они писаны? Невольно приходится делать выбор – жить по законам или по традициям?
Своему сыну Сергею я доверил ружье в 14 лет, сейчас уже растет внук Антон, которого мы тоже, с Божьей помощью, постараемся сделать хорошим охотником. В августе этого года к ружью настойчиво потянулась даже внучатая племянница Алина, что совсем не свойственно для женщин нашего рода. Хотя чему тут особо удивляться, если эмансипация в нашей стране движется так быстро, что давно уже обогнала здравый смысл.

У многих моих друзей-охотников уже взрослые сыновья, и все они получили в свои руки ружья задолго, до указанного в законе возраста. Так кому нужен и чего стоит закон, который никто не исполняет и исполнять не будет? И разве всего один у нас такой закон?

В заключение своего повествования я хочу снова вернуться в далекое детство и рассказать вам один поучительный случай, произошедший со мной на охоте. Было мне тогда не то 15, не то 16 лет и охотились мы в августе на уток с подхода с моим другом Андреем и с моим дядей.

На фото — Сергей Сорокин

По пути нашего следования лежал каскад заболоченных карьеров. Дядя предложил обойти эти карьеры с двух сторон. Он взял на себя заросшую кустарником сторону, а нам оставил более простую и легкую для прохождения. Встретиться мы договорились за пролеском, который вплотную примыкал к этим карьерам. Пройдя до конца карьеров и подойдя к пролеску, мы лицом к лицу столкнулись с двумя взрослыми охотниками, которые были нам не знакомы.

По сердцу у меня пробежал холодок, ибо на одном из них были милицейские брюки, а под расстегнутой штормовкой отчетливо виднелась милицейская рубашка с погонами. И хотя на голове вместо фуражки была кепка, мы с другом поняли, кто перед нами. Как раз этот милиционер и обратился к нам с вопросом: «Ребята, где вы уже тут проходили?» Я ответил, что мы прочесали этот край, а мой дядя идет другой стороной карьеров. Дальше он спросил: «А в Бараньем моху вы были?» Я ответил, что не были.

Тут же он сказал своему приятелю, что здесь делать уже нечего, и они оба направились в сторону Бараньего моха. Мы же заторопились поскорее встретиться с дядей. Мы оба хорошо знали о том, что написано в законе по поводу возраста и оружия.

Читать еще:  Сейф для оружия: теперь требуют по ГОСТу

Взволнованно рассказывая дяде о случившемся – дивились, почему милиционер у нас не отобрал ружья. На что дядя спокойно ответил: «Потому, что он умный человек, а то, что писано дураком – только дураки и исполняют!» А вы как считаете?

Необычные обряды Древней Руси

В наши дни люди очень суеверны. Существует много обрядов и примет, которые знает каждый. Но никто даже не задумывается, что они уходят своими корнями в далёкое прошлое. Откуда к нам пришли суеверия? Насколько они древние?

Всё время, что существовали славяне, они поклонялись различным богам и духам. Наши предки верили в силу природы и, чтобы она на них не гневалась, придумывали различные обряды. В древности люди ещё не знали, почему гремит гром или происходят какие-либо другие подобные явления. В попытке объяснить то, что видят глаза, картина мира древних славян претерпела значительные изменения. Появились традиционные действия, которые сопровождали важные моменты жизни людей. В настоящее время одни могут показаться странными, другие вызовут отвращение, а третьи будут выглядеть довольно забавно. О последних и будет рассказано далее.

Колядки

Даже сейчас можно встретить колядующих, ведь этот обряд является одной из дошедших до нас традиций. Из поколения в поколение в течение многих веков люди соблюдали этот обычай. Так в чём он состоит?

В Древней Руси накануне чествования Коляды, а это есть бог торжеств и мира, преимущественно молодые люди ходили колядовать, перед этим переодевшись в шкуры животных или в костюмы нечистой силы. Наряженные люди заходили в дом, напевая песни-колядки и выпрашивая подношение в виде сладостей, дабы задобрить злых духов, коих они и олицетворяли.

Обычно, после принятия угощения дом, в котором оно было получено, оставляли в покое и переходили к следующему. Но вот те, кто не отдавал сладости, были обречены. Ведь «нечистая сила» не получила плату и пыталась отомстить. Люди совершали мелкие проказы, например, поливали крыльцо водой, чтобы оно обледенело.

Всегда считалось, что пожелания колядующих приносят в дом уют и достаток, а также отгоняют болезни.

Перепекание

То, что происходило во время такого ритуала, в современных реалиях может показаться слишком жестоким. Но, возможно, для тех времён, когда в рассудке древнеславянского народа господствовало преклонение перед всем необъяснимым, данный обычай играл весьма значительную роль.

Если сейчас заботливые родители ходят со своим чадом по больницам и ставят различные прививки, а также покупают специальное детское питание, то в далёкие времена детей пекли в печи. Ведь тогда медицина не была так развита, а наши предки верили, что так они дают ребёнку силу и крепкое здоровье.

Можете успокоиться, в результате ритуала никто не пострадал. По крайней мере история об этом умалчивает. Так в чём же состоит «перепекание»?

Если младенец рождался слабым и недоношенным, то его полностью закутывали в ржаное тесто, приготовленное на воде, которую на рассвете местная знахарка принесла из трёх колодцев. Ему оставляли открытыми только ноздри и рот, для того, чтобы он дышал. Далее его привязывали к хлебной лопате, и трижды совали в теплую печь, приговаривая определённые слова. Считалось, что «перепечённый» младенец будет меньше болеть.

Известно, что «хлебный» ритуал обрел популярность вновь в советские годы.

Похороны мух

Этот очень странный обряд чаще всего проводился летом, так как численность насекомых в это время года достигает своего пика. Данное действие заключалось в том, что девушки вырезали из моркови или репы маленькие гробики и клали туда пойманных перед этим мух. Затем наступали сами похороны. Закрытые гробики с показной торжественностью выносились на улицу несколькими девушками под причитания и плачь остальных участников процесса.

В то же время в самой избе оставался человек, в задачу которого входило изгнание из дома оставшихся мух. Он перемещался по комнатам с полотенцем и гнал несчастных насекомых в сторону выхода, при этом приговаривая: «Муха муху ешь, а последняя себя съешь». После того, как были произнесены заветные слова, гробики с мухами предавали земле.

Можно было бы предположить, что сия традиция проводилась только для того, чтобы избавить дом от назойливых насекомых. Как бы не так! Наши предки – славяне были настолько дальновидны, что превратили это действо в девичьи смотрины.

Новоселье

1) В Древней Руси важную роль при строительстве домов играли суеверия. Кто бы мог подумать, но в выборе места под новую избу заключительное решение принимала корова. Современный человек в новый дом первой запускает кошку, но у наших предков, наверное, был своеобразный взгляд на сей обычай. Они первой выпускали именно это рогатое парнокопытное. «Где корова ляжет, там и будем строить!» — вот девиз людей того времени, ведь тогда верили, что место отдыха животного станет удачным выбором для постройки.

2) Издревле считалось, что помочь отпугнуть от дома злых духов и различную нечисть может обряд «очерчивание». Поэтому, когда люди заселялись в новый дом, полностью обнажённая хозяйка выжидала, пока все соседи уснут и пробегала три раза вокруг своего участка, при этом приговаривая заветные слова. Она как бы очерчивала свою территорию, после чего перекидывалась кубарем через ворота.

Несмотря на то, что технологии продвинулись так далеко, большинство из нас повторяют те же ритуалы, что и древнерусские люди. Мы всё так же стараемся не свистеть в доме и не пожимать руки через порог. Эти действия кажутся нам привычными. Может, если бы остальные обряды не забылись с течением времени, то и они нам не казались бы странными и забавными?

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Какие законы в Древней Руси защищали женщин, стариков и семью?

Принято считать, что древнерусское право регулировалось на Древней Руси таким юридическим документом, как «Русская правда». Однако во времена Ярослава появился еще один юридический документ, который помогал регулировать отношения внутри семьи, защищал женщин и стариков (самых незащищенных членов древнерусского общества).


А.М. Васнецов, «Двор удельного князя»

Юридические законы Древней Руси, представленные в «Уставе Ярослава» (редакция Ярослава Мудрого), несмотря на духовную близость с Византией, существенно отличались от греческого юридического закона, который представлен таким сводом церковных норм, как Номоканон. Византия стремилась охватить решение проблемы насилия над женщинами прежде всего светскими законами, а вот в Древней Руси такими вопросами ведала церковь.

Штрафы за изнасилования и похищения женщин поступали на Древней Руси именно в церковную казну. Церковь также выполняла воспитательную функцию, стремясь закрепить в сознании русских людей такой «регулятор» поступков, как «грех», применяя различные религиозные увещания, либо налагала строгую епитимью, а самым тяжелым церковным наказанием было отлучение виновных от церкви.

Если говорить о светских законах, защищающих жизнь и честь древнерусской женщины, то русское право налагало на преступников крупные денежные штрафы. Однако не столько материальные, сколько моральные формы воздействия были наиболее эффективными для наказания русского человека того времени.


Джироламо дель Паккья, «Похищение сабинянок», ок. 1520 г

Иная практика сложилась в Византии, с которой Древняя Русь во многом себя сопоставляла. У греков преобладали светские уголовные формы наказания, которые были более жестокими, чем наказания церковного характера.

За изнасилование или похищение женщины против ее воли виновнику сразу полагалась смертная казнь либо членовредительство (отрубание каких-либо частей тела), не известные славянскому праву (как утверждают современные российские историки).

Обратимся к реальным примерам

В Древней Руси был широко распространен такой обычай, как «умыкание» девиц, и этим русские языческие нравы мало чем отличались от языческих нравов других народов X—XI веков.


Гривна, 200 граммов, Центральный Военно-Морской музей, Санкт-Петербург

«Устав Ярослава» как светский закон приговаривал повинных в таком похищении к выплате самой пострадавшей женщине 5 гривен золота и по гривне серебра епископу. После уплаты штрафа дело передавалось на суд князя, который должен был уже своим княжеским судом назначить дальнейшее наказание.

Пострадавшей женщине уже в те дикие времена деньги уплачивали «за сором», то есть за срам, и тот, кто девушку похитил, должен был прежде всего осознать, что причинил ей нравственный, моральный ущерб. Такое же наказание грозило и за изнасилование женщины.

Как уже отмечалось, в Византии за подобные преступления назначалась смертная казнь, а всем сообщникам полагалось быть битыми и остриженными, а еще их приговаривали к урезанию носов.

Чем было вызвано сравнительно мягкое к подобным преступлениям отношение со стороны русского князя Ярослава, в исторической литературе не называется. Однако, на мой взгляд, можно допустить две причины подобного выбора:

1. Хорошее знание князем диких обычаев своих подданных и нежелание изводить свой народ слишком частыми казнями.

2. Вера князя в то, что только постепенными материальными и моральными наказаниями можно свой народ перевоспитать и исцелить от слишком диких понятий и представлений.


«Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава Мудрого», Кившенко А.Д., 1880г

Видимо, поэтому наказание за проявление насилия по отношению к женщине не заканчивались только штрафами, но и поддерживались другими воспитательными мерами религиозного (церковного) характера.

Важно учесть и тот факт, что еще совсем недавно — во времена князя Владимира (отца Ярослава) — насилие над женщиной (часто публичное) вообще не считалась среди древних племен преступлением, а было лишь актом самоутверждения сильного над слабым.

Мать Ярослава — Рогнеда — оказалась жертвой физического насилия со стороны его будущего отца — князя Владимира. Позже любимая сестра Ярослава — Предслава — повторит судьбу своей матери и также будет изнасилована одним из врагов Ярослава.


Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа)

Памятуя об этих трагических женских судьбах Древней Руси, можно сделать вывод о том, что славянское право при князе Ярославе сделало очень большой шаг в решении вопроса юридической защиты древнерусской женщины. Но реформы, какими бы прогрессивными они не были, не меняют массовое сознание сразу, в единый миг.

Для того, чтобы новые нравственные и юридические нормы проникли и закрепились в сознании народа, должно пройти длительное время, должно смениться несколько поколений. И одними казнями в этом длительном процессе ничего не решишь.

Вероятно, поэтому русское право пыталось применять к нарушителям не одну жестокую казнь, а целую систему материальных и моральных наказаний, стремясь воспитать и сохранить свой народ.

Читать еще:  Право на оружие или как мы поздравляли Трампа

Христианские нормы права трудно входили в жизнь Древней Руси.

Сам по себе акт принятия христианства княжеской семьей князя Владимира и его дружины — это лишь первый шаг по пути христианизации древних славянских племен, только при Ярославе оформившихся в единое Киевское государство.


В. Г. Перов. «Первые христиане в Киеве». 1880. Картина иллюстрирует тайные встречи христиан в языческом Киеве

Нормы христианской жизни не только при князе Владимире, но и при князе Ярославе еще только входили в сознание русских людей XI века.

Например, христианский брак в XI веке на Руси признавался только высшими сословиями русского общества. Пока только князья и бояре начали его рассматривать как единственно законный. Простой народ продолжал повсеместно играть свадьбы по привычным языческим обрядам. Как писал греческий митрополит, живший на Руси в XI веке, «простые же люди жен своих, словно наложниц, поимают, с плясанием, и гудением, и плесканием».

Интересен факт, что и «Устав Ярослава» не принуждал простых подданных князя заключать браки по-новому, по-христиански. И в этом тоже видится мудрость и терпимость князя, понимание человеческой психологии.

Регулирование брачных отношений в то время осуществлялось церковным судом, т. е. судом епископа. В Древней Руси предусматривалось как заключение брака (христианского или языческого), так и его расторжение. За развод нужно было уплатить епископу 12 гривен, а за заключение языческого брака — 6 гривен.


«Боярская свадьба», Клавдий Лебедев, 1883г

Интересна и такая норма древнерусского права, как оскорбление женщины матерным словом (даже современные законы в России не предусматривают наказание за подобное оскорбление!). В Древней Руси честь женщины охранялась гораздо щепетильнее, чем теперь, и потому наши предки, на мой взгляд, были в этом вопросе гораздо прогрессивнее нас.

Так, «аже кто зовет чужую жену блядью…» — должен был заплатить по суду штраф в размере 5 гривен золотом самой оскорбленной (если она боярского рода) и 5 гривен золотом епископу; если женщина не боярского рода, ей полагалась материальная компенсация — 1 гривна золотом, а за оскорбление нарочитых людей налагался штраф 2 гривны серебра, за словесную обиду простолюдинки — штраф 12 гривен (кун).

Думаю, современным законодателям не мешало бы вспомнить про такую правовую норму, дабы пресечь распространившееся хамство со стороны современных мужчин, уже привыкших к словесной брани на женщин и не считающих матерщину преступлением.

И еще одна очень интересная, на мой взгляд, правовая норма Древней Руси касательно женщин. Родители того времени несли полную ответственность за личное счастье своих дочерей, и вопрос замужества, создания семьи для девушки ложился прежде всего на родительские плечи.

А потому закон повелевал штрафовать родителей, которые не выдали девушку замуж вовремя, не побеспокоились о ее дальнейшей судьбе.

Если боярин не выдал свою дочь вовремя замуж, ему приписывалось по суду выплатить 5 гривен золотом, меньшему боярину за такое же преступление надлежало заплатить 1 гривну золота, нарочитым людям — 12 гривен, а простой чади (простолюдинам) — 1 гривна серебра.


«Русская молодица», акварель С.Ф. Александровского, конец XIXв

Государство заботилось не только о факте выдачи девушки замуж любой ценой, оно защищало и право девушки самой решать, за кого идти замуж, а кому отказать, стремясь ограничить тиранию родителей в вопросе выборе жениха. Если женщину выдали замуж насильно, не учтя ее мнения, она вправе подать на них суд и получить компенсацию. Здесь древнерусский закон предусматривает два случая:

1. Если девушка не хочет идти замуж за конкретного жениха, а родители ее принуждают.

2. Если девушка хочет выйти за своего избранника, но родители ей в этом препятствуют. И в том, и в другом случае родители признаются виновными.

В Древней Руси отсутствие у женщины своей семьи расценивалось как государственное преступление, повинным в котором были прежде всего ее родители.

Важное место в древнерусском праве занимал вопрос защиты родителей от насилия со стороны своих взрослых детей. Под суд в Древней Руси отдавали нерадивых сыновей, которые бьют или унижают отца или мать, таких жестоких детей судят не только церковным, но и княжеским (светским) судом.

За подобные преступления виновные осуждались прежде всего внутри самой общины по древнерусскому обычаю, но «Устав Ярослава» выводил эти преступления из моральной сферы в правовую.

Устав вступал в силу только тогда, когда семейный конфликт между мужем и женой выходил за рамки семьи и они уже не могли без посторонней помощи сами решить вопрос своих отношений. Тогда они обращались за помощью к церкви, к епископу.


«Свадьба на Руси», Федоскинская миниатюра

Церковным судом на Руси X—XI веков решались вопросы разводов («роспусты»), двоеженства, блуда (особенно с родственниками, в том числе духовными, например, между кумовьями).

В заключение отмечу, что суммы штрафов за те или иные преступления, которые назначает «Устав Ярослава», были для простого русского человека достаточно велики. И в сочетании с моральным наказанием весьма существенно отражались как на бюджете виновного, так и на его духовном развитии.

Необычные обряды Древней Руси

В наши дни люди очень суеверны. Существует много обрядов и примет, которые знает каждый. Но никто даже не задумывается, что они уходят своими корнями в далёкое прошлое. Откуда к нам пришли суеверия? Насколько они древние?

Всё время, что существовали славяне, они поклонялись различным богам и духам. Наши предки верили в силу природы и, чтобы она на них не гневалась, придумывали различные обряды. В древности люди ещё не знали, почему гремит гром или происходят какие-либо другие подобные явления. В попытке объяснить то, что видят глаза, картина мира древних славян претерпела значительные изменения. Появились традиционные действия, которые сопровождали важные моменты жизни людей. В настоящее время одни могут показаться странными, другие вызовут отвращение, а третьи будут выглядеть довольно забавно. О последних и будет рассказано далее.

Колядки

Даже сейчас можно встретить колядующих, ведь этот обряд является одной из дошедших до нас традиций. Из поколения в поколение в течение многих веков люди соблюдали этот обычай. Так в чём он состоит?

В Древней Руси накануне чествования Коляды, а это есть бог торжеств и мира, преимущественно молодые люди ходили колядовать, перед этим переодевшись в шкуры животных или в костюмы нечистой силы. Наряженные люди заходили в дом, напевая песни-колядки и выпрашивая подношение в виде сладостей, дабы задобрить злых духов, коих они и олицетворяли.

Обычно, после принятия угощения дом, в котором оно было получено, оставляли в покое и переходили к следующему. Но вот те, кто не отдавал сладости, были обречены. Ведь «нечистая сила» не получила плату и пыталась отомстить. Люди совершали мелкие проказы, например, поливали крыльцо водой, чтобы оно обледенело.

Всегда считалось, что пожелания колядующих приносят в дом уют и достаток, а также отгоняют болезни.

Перепекание

То, что происходило во время такого ритуала, в современных реалиях может показаться слишком жестоким. Но, возможно, для тех времён, когда в рассудке древнеславянского народа господствовало преклонение перед всем необъяснимым, данный обычай играл весьма значительную роль.

Если сейчас заботливые родители ходят со своим чадом по больницам и ставят различные прививки, а также покупают специальное детское питание, то в далёкие времена детей пекли в печи. Ведь тогда медицина не была так развита, а наши предки верили, что так они дают ребёнку силу и крепкое здоровье.

Можете успокоиться, в результате ритуала никто не пострадал. По крайней мере история об этом умалчивает. Так в чём же состоит «перепекание»?

Если младенец рождался слабым и недоношенным, то его полностью закутывали в ржаное тесто, приготовленное на воде, которую на рассвете местная знахарка принесла из трёх колодцев. Ему оставляли открытыми только ноздри и рот, для того, чтобы он дышал. Далее его привязывали к хлебной лопате, и трижды совали в теплую печь, приговаривая определённые слова. Считалось, что «перепечённый» младенец будет меньше болеть.

Известно, что «хлебный» ритуал обрел популярность вновь в советские годы.

Похороны мух

Этот очень странный обряд чаще всего проводился летом, так как численность насекомых в это время года достигает своего пика. Данное действие заключалось в том, что девушки вырезали из моркови или репы маленькие гробики и клали туда пойманных перед этим мух. Затем наступали сами похороны. Закрытые гробики с показной торжественностью выносились на улицу несколькими девушками под причитания и плачь остальных участников процесса.

В то же время в самой избе оставался человек, в задачу которого входило изгнание из дома оставшихся мух. Он перемещался по комнатам с полотенцем и гнал несчастных насекомых в сторону выхода, при этом приговаривая: «Муха муху ешь, а последняя себя съешь». После того, как были произнесены заветные слова, гробики с мухами предавали земле.

Можно было бы предположить, что сия традиция проводилась только для того, чтобы избавить дом от назойливых насекомых. Как бы не так! Наши предки – славяне были настолько дальновидны, что превратили это действо в девичьи смотрины.

Новоселье

1) В Древней Руси важную роль при строительстве домов играли суеверия. Кто бы мог подумать, но в выборе места под новую избу заключительное решение принимала корова. Современный человек в новый дом первой запускает кошку, но у наших предков, наверное, был своеобразный взгляд на сей обычай. Они первой выпускали именно это рогатое парнокопытное. «Где корова ляжет, там и будем строить!» — вот девиз людей того времени, ведь тогда верили, что место отдыха животного станет удачным выбором для постройки.

2) Издревле считалось, что помочь отпугнуть от дома злых духов и различную нечисть может обряд «очерчивание». Поэтому, когда люди заселялись в новый дом, полностью обнажённая хозяйка выжидала, пока все соседи уснут и пробегала три раза вокруг своего участка, при этом приговаривая заветные слова. Она как бы очерчивала свою территорию, после чего перекидывалась кубарем через ворота.

Несмотря на то, что технологии продвинулись так далеко, большинство из нас повторяют те же ритуалы, что и древнерусские люди. Мы всё так же стараемся не свистеть в доме и не пожимать руки через порог. Эти действия кажутся нам привычными. Может, если бы остальные обряды не забылись с течением времени, то и они нам не казались бы странными и забавными?

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источники:

http://www.syl.ru/article/372687/russkiy-narod-obyichai-obryadyi-predaniya-sueveriya
http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2013/02/23/370836-zakonyi-i-traditsii-na-rusi.html
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b9560af42f51a00ab192335
http://karhu53.livejournal.com/20338300.html
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b9560af42f51a00ab192335

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector