2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 2009 г., 31 мая, 28 декабря 2010 г., 14 июня, 1, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 7 мая, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 14 октября 2014 г., 23 июня 2016 г., 29 июля 2017 г., 7 марта, 3 августа 2018 г., 2 августа 2019 г., 18 февраля 2020 г.

Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года

ГАРАНТ:

Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым см. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 309-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон направлен на урегулирование отношений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Закреплены такие виды охоты, как промысловая, любительская и спортивная. Предусмотрена охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, акклиматизации и переселения охотничьих ресурсов, обеспечения ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Любой из перечисленных видов охоты может осуществляться при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных случаев).

Определен правовой статус охотника. Ему выдается охотничий билет. Сведения об указанных лицах и о выданных билетах заносятся в охотхозяйственный реестр.

Для получения билета необходимо сдать охотничий минимум.

Для каждого региона установлен лимит на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных видов).

Земельные, лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий можно арендовать на основании охотхозяйственных соглашений. Они заключаются на срок от 20 до 49 лет по результатам проведения аукционов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением части 4 статьи 20, частей 2-13 статьи 21, пунктов 2, 3 и 5 статьи 62, пунктов 4 и 5 статьи 65 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2009 г. N 137, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 30 ст. 3735

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. N 17-П часть 3 статьи 71 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 февраля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 января 2020 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

Есть. Вот, к примеру:
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. N 4А-201/2014

Судья Огрызков Д.В.
Судья Клепча С.Н.

Заместитель председателя Курганского областного суда Мочегаев Н.П., рассмотрев в городе Кургане 11 июля 2014 г. жалобу Д.А.А. на постановление заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от , решение судьи Курганского городского суда Курганской области от , решение судьи Курганского областного суда Курганской области от по делу об административном правонарушении,

постановлением заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среду Курганской области — начальником управления охотничьего и рыбного хозяйства Ф.П.Н. от Д.А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации (далее — КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.
Решениями судей Курганского городского суда Курганской области от и Курганского областного суда от постановление должностного лица оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Д.А.А. просит состоявшееся в отношении него постановление должностного лица, а также судебные решения отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. По мнению заявителя, нахождение его в охотничьих угодьях с оружием на законных основаниях сами по себе не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, поскольку вменяемое ему нарушение Правил охоты устанавливает запрет на применение полуавтоматического оружия с емкостью магазина более пяти патронов при коллективной охоте, тогда как на момент выявления правонарушения огнестрельное оружие им фактически не применялось. Полагает, что осуществлял транспортировку оружия по дороге общего пользования на законных основаниях, что не образует состава вменяемого ему административного правонарушения. Также ссылается на допущенные со стороны должностных лиц контрольного органа процессуальные нарушения при производстве досмотра, а также на нарушенное судьей областного суда при рассмотрении жалобы права заявителя на судебную защиту.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, считаю жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; под добычей охотничьих ресурсов понимается отлов или отстрел охотничьих ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты: 1) запрет охоты в определенных охотничьих угодьях; 2) запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов; 3) запрет охоты в отношении охотничьих ресурсов определенных пола и возраста; 4) установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц; 5) определение сроков охоты; 6) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения охоты.
При этом, статьей 23 Закона предусматривается, что основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которыми, в частности, устанавливаются ограничения охоты, предусмотренные ст. 22 настоящего Федерального закона.
Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и(или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами (ч. 1, 2 ст. 57 Закона).
Пунктом 53.5 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 512 от 16 ноября 2010 г., установлен прямой запрет при осуществлении охоты на применение на коллективной охоте для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, Д.А.А. являлся участником коллективной охоты на сибирскую косулю по выданному гр. И.А.М. разрешению N, был вписан в число участников охоты в путевку (договор) N от .
в час. мин примерно в на автомобильной дороге регионального значения, проходящей по территории охотничьих угодий Варгашинского охотничьего хозяйства Варгашинского района Курганской области, автомобиль УАЗ N, в котором находится Д.А.А. с другими участниками коллективной охоты, был остановлен для проверки сотрудниками Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
На момент проверки при Д.А.А. в автомобиле на основании разрешения N находился принадлежащий ему полуавтоматический (самозарядный) охотничий карабин ОП-СКС калибра 7,62 x 39 N, вместимостью магазина более 5 патронов (фактически емкость магазина оружия предусматривала его снаряжение 10 патронами).
По данному факту государственным охотничьим инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области С.Е.В. был составлен протокол N по делу об административном правонарушении, согласно которому следует, что » Д.А.А., совместно с другими лицами, производил коллективную охоту в Варгашинском охотничьем хозяйстве по разрешению серии N. Для охоты Д.А.А. применял карабин ОП-СКС» калибра 7,62 x 39 с магазином вместимостью на десять патронов, чем нарушил п. 53.5 Правил охоты».
Признавая постановлением N от Д.А.А. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ — нарушение Правил охоты, должностное лицо Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, а последствии судьи при рассмотрении жалобы Д.А.А. исходили из того, что нахождение последнего в границах охотугодья с полуавтоматическим охотничьим карабином ОП-СКС калибра 7,62 x 39 вместимостью магазина более 5 патронов не соответствует требованиям п. 53.5 Правил охоты, что образует состав административного правонарушения.
Вместе с тем, из буквального содержания вышеприведенных положений закона следует, что объективную сторону состава нарушения пункта 53.5 Правил охоты, ответственность за совершение которого установлена действующим административным законодательством, составляют действия участника коллективной охоты, выражающиеся именно в применении полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов с целью отстрела охотничьих ресурсов.
Фактические обстоятельства по делу свидетельствуют, что охотничье оружие Д.А.А. на момент проверки не применялось и находилось при заявителе в автомобиле, когда последний передвигался с группой охотников по дороге регионального значения в границах охотничьих угодий.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих применение Д.А.А. принадлежащего ему полуавтоматического охотничьего карабина ОП-СКС путем производства отстрела животного в присутствии других участников коллективной охоты непосредственно перед проведением проверки либо с движущегося по территории охотугодья автотранспорта, материалы административного дела не содержат.
Нахождение Д.А.А., включенного в число участников коллективной охоты, с полуавтоматическим охотничьим оружием с магазином вместимостью более пяти патронов в границах охотничьих угодий соответствует понятию «коллективной охоты», как это определено в ч. 2 ст. 57 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако сами по себе такие действия лица не свидетельствуют о применении им в условиях коллективной охоты запрещенного п. 53.5 Правил орудия охоты с определенными техническими характеристиками.
Предположения о возможности использования Д.А.А. на коллективной охоте именно карабина ОП-СКС калибра 7,62 x 39, поскольку при осмотре автомобиля иного принадлежащего Д.А.А. охотничьего оружия обнаружено не было, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности за нарушение п. 53.5 Правил охоты, поскольку действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности привлечения лица к ответственности за неоконченные правонарушения (на стадиях приготовления, покушении).
С учетом изложенного, в действиях Д.А.А., привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, состав административного правонарушения отсутствует.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах постановление должностного лица о привлечении Д.А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, а также состоявшиеся судебные решения подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях лица состава вменяемого ему административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

Читать еще:  Браконьеры и борцы с ними

постановление заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от , решение судьи Курганского городского суда Курганской области от , решение судьи Курганского областного суда Курганской области от , отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Д.А.А. прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.

Заместитель председателя суда
Н.П.МОЧЕГАЕВ

Совершенствование законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов обсудили в Совете Федерации

В. Лебедев провел заседание рабочей группы.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев и председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, сопредседатель рабочей группы Николай Николаев провели заседание рабочей группы Государственной Думы и Совета Федерации по совершенствованию законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

И. Кулабухов, В. Николаев и А. Кондратенко

Заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов

С. Лисовский и И. Ахметзянов

Заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов

В работе приняли участие депутаты Государственной Думы, заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ Андрей Филатов, представители научных и общественных организаций.

Приоритетными направлениями деятельности рабочей группы является совершенствование законодательства в части усиления ответственности за незаконную охоту и незаконный оборот продукции охоты, учетной политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, механизма охотхозяйственного соглашения.

В ходе заседания рассматривался проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования федерального государственного экологического контроля (надзора)». Речь шла о наделении перекрестными полномочиями лиц, осуществляющих охотничий надзор, лесной надзор, контроль в области рыболовства, надзор в области охраны водных объектов, надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части разрешения перечня административных правонарушений, в случае выявления признаков которых должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и совершать необходимые процессуальные действия.

В рамках заседания также обсуждались проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части заключения охотхозяйственных соглашений», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за незаконный оборот особо ценных охотничьих ресурсов», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования федерального государственного экологического контроля (надзора) и другие.

Читать еще:  Нетипичное использование гончих

Зверские правила: Минприроды и Госдума готовят поправки в закон «Об охоте»

Минприроды готовит концепцию нового эффективного подхода к охотхозяйству, заявил глава ведомства Дмитрий Кобылкин, выступая на заседании парламентской рабочей группы по совершенствованию правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. «Охота в России – это не только отрасль, в которой занято 30 тысяч профильных специалистов, не только более 4 миллионов охотников – это часть национальной культуры Российской Федерации, – подчеркнул он. – Для реализации норм закона об охоте Минприроды России с 2010 года издано порядка 60 нормативных правовых актов по совершенствованию законодательства. Этого явно недостаточно. Совершенствование отношений в сфере охотничьего хозяйства придаст импульс формированию объектов охотничьей инфраструктуры, позволит создать новые рабочие места, усилит привлечение инвестиций и, конечно, защиту биоресурсов».

В свою очередь, парламентарии представили министру законопроекты, касающиеся охотхозяйственных соглашений, вольерной охоты и годового сбора за пользование объектами животного мира. Отрасль плохо отрегулирована, считают в Госдуме, и поэтому в обществе возникает так много спекуляций на эту тему.

В законодательстве об охоте очень много нерешенных вопросов, поэтому и было принято решение о создании совместной рабочей группы, напомнил председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «За год было подготовлено большое количество конкретных предложений по внесению изменений в законодательство в сфере охоты, и нам важно получить поддержку Минприроды», – заявил он.

Монолитный документ

Охотхозяйственное соглашение должно изменяться и пролонгироваться, как любое другое, считает член Совета Федерации Владимир Лебедев, в прошлом заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. «На сегодняшний момент охотхозяйственное соглашение – это некий договор, который, по сути, нельзя никуда ни отнести, никак квалифицировать, – на него не распространяются положения Гражданского кодекса, он не подходит ни под какое лицензионное соглашение. Огромное количество охотпользователей говорит о том, что назрела необходимость определиться, что такое охотхозяйственное соглашение, возможно или невозможно вносить в него изменения. Я считаю, что это одна из ключевых позиций, которая влияет в том числе и на инвестиции, которые на сегодняшний момент и были, и должны поступать в охотничье хозяйство», – заявил сенатор.

Кроме того, по его мнению, необходимо дать возможность пролонгации охотхозяйственного соглашения. На сегодняшний день это, наверное, единственная сфера, где продление соглашения вообще не предусмотрено для добросовестных пользователей, отметил он.

Глава Минприроды поддержал предложение Лебедева. Охотхозяйственное соглашение не может оставаться монолитным документом на весь период его действия, заявил он.

Как и в других смежных отраслях, должен быть установлен порядок его пролонгации, причем на основании прозрачных и понятных критериев, которых должно быть минимальное количество.

«Чем больше критериев, тем больше появляется возможности у уполномоченных органов их по-разному интерпретировать. Поэтому, как по лесу, мы сделали два критерия: соблюдение лесохозяйственного регламента и выполнение обязательств по арендной плате. И то на основании двух этих критериев в субъектах, к сожалению, сейчас очень много возникает различного правоприменения, и мы сейчас унифицируем эту практику», – пояснил Кобылкин.

Скандальная тема

Депутат Госдумы Владислав Резник предложил решение нашумевшей проблемы уплаты годового сбора за пользование объектами животного мира. «Тема эта скандальная, конфликтная, неоднократно рассматриваемая в судах, и нет одинаковых решений – разные взгляды у разных ведомств. Здесь пора поставить точку», – заявил он.

На сегодняшний день лица, заключившие охотхозяйственные соглашения, платят следующие платежи: единовременная оплата за право заключения соглашения, ежегодная плата по договорам аренды за предоставляемые лесные и земельные участки, сборы за пользование животным миром в соответствии с Налоговым кодексом.

Однако с 2016 года начала формироваться судебная практика, в соответствии с которой уполномоченные органы пытаются взимать с охотпользователей дополнительно так называемый годовой сбор за пользование объектами животного мира. Данный годовой сбор, как отдельный платеж, не определен ни в Налоговом кодексе, ни в Бюджетном кодексе, ни в каких законах, отсутствует порядок его определения, исчисления, оплаты, пояснил Резник.

Оплата всех лицензий за год – это и есть оплата за пользование объектом животного мира, пояснил он. Считать, что помимо платежей за лицензию существует еще какой-то отдельный годовой сбор, позволила неудачная формулировка в законе.

«С целью исключения разночтений и для формирования единообразной правоприменительной практики необходимо скорректировать нормы закона «Об охоте», в частности, статьи 27 и 42, а именно: исключить ссылки на платность в виде сборов за пользование объектами животного мира, устанавливаемые охотхозяйством в соглашении. Данные платежи могут устанавливаться исключительно Налоговым кодексом. Нет никакого годового сбора, а есть платежи, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, только так. Это поставит точку в бесконечных конфликтах», – считает Резник.

Инициатива взимать годовой сбор исходила от органов прокуратуры, напомнила руководитель Росохотрыболовсоюза Татьяна Арамилева. Так, в Саратовской области прокуратура инициировала 36 судебных дел, в Курганской области – 57. При этом сумму платежа каждый субъект рассчитывает по-разному в связи с отсутствием правового регулирования на федеральном уровне. «В качестве яркого примера – Ивановская область, в которой сами определили, сколько у вас должно жить кабанов: на тысячу га – 9 кабанов. Если нет кабанов, вы всё равно должны платить за них, согласно расчетам. Но когда мы говорим о платежах, мы должны иметь в виду, что в охотничьем хозяйстве единственный человек, который приносит деньги, которые могут помогать инвестировать в охотничье хозяйство, – это охотник. И если мы вводим какой-то платеж, то он непосредственно падает на этого человека», – рассказала она.

Минстрой не видит проблемы в соответствующем изменении законодательства, сообщил глава Минприроды. Если в этом вопросе есть такое взаимопонимание, то рабочая группа может внести изменения отдельным законопроектом, решил председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Вольерная охота

Тема вольерной охоты вызывает резонанс везде и всегда, сказал Николаев. Зачастую в обществе бытует абсолютное непонимание, что это такое. «В понимании людей вольер – это некая небольшая клетка в зоопарке, куда загоняют животных из леса и там их добивают», – рассказал депутат. По его словам, такие спекуляции рождает отсутствие какого-либо регулирования, поэтому нужно прописать в законе порядок ведения такой формы охотхозяйств, которые на самом деле занимают десятки, а иногда и сотни гектаров.

Необходимо четко расписать в законе, что такое вольерная охота и в каких условиях она проводится, поддержал депутат Максим Щаблыкин. Обязательно нужно добавить понятийный аппарат, например, добыча охотничьих ресурсов, и утвердить минимально возможные размеры вольеров.

Предъявите билет!

Депутат Николай Говорин рассказал об инициативе заксобрания Забайкальского края в части внесения изменений в ФЗ‑209, который касается выдачи и регистрации охотничьих билетов. «Эти билеты выдаются органами исполнительной власти бесплатно. И, к сожалению, отмечается такая тенденция в ряде субъектов Сибирского федерального округа и теперь Дальневосточного, что органы исполнительной власти несут все больше и больше расходы за выдачу этих документов в связи с тем, что значительная часть охотников теряет их или они приходят в негодность», – рассказал он.

Субъекты подсчитали эти расходы. Получилось: в Иркутской области за 2018 год на это потратили 2,3 миллиона, в Бурятии – 2 миллиона, в Забайкальском крае – практически 1,5 миллиона. Поэтому родилось предложение внести изменения, согласно которым за выдачу охотничьего билета уплачивается государственная пошлина. Размер должно впоследствии установить правительство РФ.

Глава Минприроды поддержал инициативу. Законопроект вынесут на голосование в ближайшем будущем. Ко второму чтению стоит рассмотреть поправки, привязывающие стоимость охотничьего билета к проверке охотминимума, а министерство установит порядок и стоимость такой проверки знаний. Все рассмотренные инициативы будут доработаны и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии РФ в течение месяца, сообщил по итогам заседания рабочей группы Николай Николаев.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшина Т.А.

В данной работе рассмотрено правовое регулирование охоты в Российской Федерации, в частности раскрываются понятия охоты , охотничьих ресурсов и их правовая природа . Основное внимание акцентировано на перспективе развития охоты и охотничьих ресурсов в Российской Федерации, а также оценена степень заимствований из раннее действовавшего законодательства, способствующих эффективному регулированию в сфере охоты и сохранению охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации.

Читать еще:  Охотничье хозяйство оштрафовали за отсутствие порхалища для боровых птиц

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яшина Т.А.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

охотхозяйственного соглашения, оно осуществляется по соглашению сторон; расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N° 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202.

2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735; 2018. № 32 (Часть I). Ст. 5114.

3. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О животном мире»// СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1462; 2018. № 32 (Часть I). Ст. 5114.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5132.

5. Булатов Г.Г., Филимонов Б.А. Браконьера к ответу. М.: Юрид. лит., 2016. С. 3.

6. Бринчук М.М. Экологическре право (право окружающей среды): учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2015. С. 35.

7. Курилова Е.В. Надзор за исполнением законов в экологической сфере // Законность. 2016. № 12. С. 28.

8. Миронов Г.Е. Понятие Охоты // Охота и охотничье хозяйство. 2012. № 9. С. 14.

Студент — магистрант 1 курса, факультета магистратуры и аспирантуры, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС

г. Саратов, Российская Федерация

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В данной работе рассмотрено правовое регулирование охоты в Российской Федерации, в частности раскрываются понятия охоты, охотничьих ресурсов и их правовая природа. Основное внимание акцентировано на перспективе развития охоты и охотничьих ресурсов в Российской Федерации, а также оценена степень заимствований из раннее действовавшего законодательства, способствующих эффективному регулированию в сфере охоты и сохранению охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации.

Охота, охотничьи ресурсы, охотничье хозяйство, охотничьи угодья, правовой аспект, правовое поле,

правовая природа, правовые нормы.

Основы законодательства о животном мире заложены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 Конституции [1], земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в

Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, подчеркивается особая важность природных ресурсов для граждан государства.

Ст. 1 ФЗ № 209 «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» (далее ФЗ № 209) [2] дает следующее определение охоты: «деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой».

К охотничьим ресурсам в Российской Федерации законодательно «отнесены 74 вида млекопитающих и 114 видов птиц» [4, с. 4]. Для понимания существующих в российском праве особенностей правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов следует обратиться к истории развития данной правовой сферы.

Законодательство в области охоты имперской России и советского периода выработало много основополагающих принципов и эффективных правовых механизмов регулирования в отношении охотничьих ресурсов, и «заимствование данных норм может способствовать эффективному и рациональному использованию объектов охоты и, следовательно, дальнейшей реализации экологических прав и интересов граждан в современной России» [4, с. 5].

История правового регулирования общественных отношений в области охоты восходит к римскому праву. «Во все времена осуществление охоты имело разрешительный характер, а его регулирование осуществлялось отдельными правовыми нормами» [5, с. 42].

Уже в XII в. в первом своде законов «Русская правда», принятом при Ярославе Мудром, были пункты, касающиеся правил охоты. «С XI до конца XIX в. регулирование отдельных вопросов охоты (сроки добычи, виды зверей и птиц, места охоты и т. д.) осуществлялось в основном царскими указами». Следует отметить, что иным вопросам, касающимся охоты, особого значения не придавалось: «вплоть до XIX в. объекты животного мира не рассматривались как самостоятельные объекты права» [5, с. 57].

Важным событием в российской истории развития правового регулирования охоты стало принятие закона Российской Империи от 3 февраля 1892 г. «Правила об охоте» (далее — Правила об охоте).

Заслуживает особого внимания тот факт, что значительная часть правовых норм, действующих в настоящее время и регулирующих спортивную и любительскую охоту, берет свое начало еще в конце XIX в.

Вместе с тем многие вопросы в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов долгое время оставались вне сферы правового регулирования. Например, промысловая охота, распространенная главным образом на окраинах России, никакими законами не регулировалась, хотя именно беспорядочный промысел больше всего причинял ущерб охотничьей фауне. Только отдельные нормативные правовые акты регулировали охотничьи вопросы в более широком смысле.

Современный период становления законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов связывается с принятием ФЗ № 52 «О животном мире» [3], который регулирует отношения в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, т. е. как охотничьих, так и иных животных. К моменту его принятия в Российской Федерации действовало более ста нормативных актов, регулирующих непосредственно охоту, а также применялись акты иных отраслей права (например, лесного, водного, земельного), часть которых формально не отменена до сих пор. Федеральный закон «О животном мире» ввел новый порядок и процедуры предоставления объектов животного мира в пользование, установил правила охраны и сохранения объектов животного мира.

Еще один существенный аспект, который целесообразно позаимствовать в концептуальном отношении из «Правил об охоте» в современное законодательство об охоте, — «установление категорий участников отношений охоты, на которых не распространяется обязанность иметь охотничье свидетельство» [6, с. 30].

В настоящее время любой вид охоты осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в том числе и охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов. Мероприятия по

регулированию численности охотничьих ресурсов часто проводятся должностными лицами специально уполномоченных государственных органов.

Таким образом, можно отметить, что в предыдущем столетии в охотничьем законодательстве произошли значительные преобразования, в частности, принципиально изменился подход к праву собственности на диких животных, которое ранее было производным от права собственности на землю, в вопросах пользования охотничьими ресурсами, их охраны и сохранения. Изменились и виды объектов животного мира, являющихся объектами охоты.

Следовательно, включение норм в современное законодательство об охоте, заимствованных из ранее действовавшего законодательства, может способствовать более эффективному регулированию отношений по охоте и сохранению охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202.

2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735; 2018. № 32 (Часть I). Ст. 5114.

3. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О животном мире»// СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1462; 2018. № 32 (Часть I). Ст. 5114.

4. Иванова С.В. Актуальные проблемы правового регулирования фаунистических отношений // Экологическое право. — 2016. — № 2. — С. 4-14.

5. Краева В. Н. Правовое регулирование пользования охотничьими ресурсами на закрепленных охотничьих угодьях: дис. . канд. юрид. наук / В. Н. Краева. М., 2010. С. 42-57.

6. Гладун Е. Ф. Управление природными ресурсами: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017. С. 30.

Студент — магистрант 2 курса, факультета магистратуры и аспирантуры, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС

г. Саратов, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ:

В данной работе рассмотрены использование и охрана охотничьих ресурсов, в частности в зарубежных странах. Основное внимание акцентировано на международных странах, а также оценена степень заимствования опыта России у зарубежных стран для решения проблем по охране охотничьих ресурсов, объектов животного мира, минимизации браконьерства и др.

Источники:

http://base.garant.ru/12168564/
http://forum.guns.ru/forummessage/68/1588318.html
http://gov-news.ru/news/770155
http://profile.ru/society/zverskie-pravila-minprirody-i-gosduma-gotovyat-popravki-v-zakon-ob-oxote-65760/
http://cyberleninka.ru/article/n/18318387

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector