0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужен только новый закон об охоте

Нужен новый закон об охоте

Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ, который предлагается совершенствовать рабочей группой Госдумы и Совета Федерации РФ, носит название «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон «Об охоте»). Из названия следует, что закон не об охоте и охотничьем хозяйстве и не об охоте и использовании ресурсов, а именно о сохранении охотничьих ресурсов (то есть охотничьих животных).

Фото Дмитрия Щаницына.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Подпрограммой «Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов» предусмотрен рост численности в процентах к уровню 2010 года по видам: лось — 153,84; благородный олень — 139,28; соболь — 120,5 и т.д.

И даже для бурого медведя, кормом которого все чаще становятся люди и домашние животные и численность которого во многих субъекта Российской Федерации рекордно высока, предусмотрен рост на 128,42%, несмотря на то что выделяемые лимиты осваиваются лишь на треть.

Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 03.07.2014 № 1216-р) фактически является Стратегией развития охотничьих ресурсов, а не отрасли в целом, включая ее социальную базу и трудовые ресурсы.

Основные целевые показатели охотничьего хозяйства Российской Федерации, согласно Стратегии, также сводятся к увеличению численности важнейших видов охотничьих животных не менее чем в 2 раза по сравнению с их фактической численностью в базовом 2013году.

Стратегия развития охотничьего хозяйства, одобренная Комитетом по природопользованию Совета Федерации, аналогично ставит основной целью увеличить численность охотничьих животных в России в 4–6 раз (Парламентская газета, 2017 г., 28 февраля).

Председатель профильного комитета Госдумы РФ Н.П. Николаев также считает, что «основными направлениями совершенствования законодательства в области охоты должны стать сохранение охотничьих ресурсов, их воспроизводство и борьба с браконьерством».

Примером грамотной постановки стратегической цели может служить смежная сфера биологического природопользования — рыбное хозяйство.

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года ставит задачей увеличение вылова водных биоресурсов к 2020 году в 1,9 раза.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 314) предусматривает обеспечение к 2020 году среднедушевого потребления населением Российской Федерации рыбы и рыбопродуктов на уровне не ниже 23,7 кг.

Именно в охоте должен воплощаться ведущий тезис международной Конвенции о биоразнообразии: разумное использование биологических ресурсов — действенное средство их охраны.

Основоположник иркутской школы охотоведения профессор В.Н. Скалон утверждал, что охрана без использования — бессмыслица. Ресурсы охотничьих животных требуют ежегодного сбора «урожая».

Не собранный охотниками «урожай» пропадает безвозвратно без пользы для общества, для людей, порождает другие проблемы. Наращивать ресурсы охотничьих животных в природе — то же, что копить молоко в корове.

Охотничье хозяйство должно быть отраслью материального производства, обеспечивающей потребности населения в экологически чистых и полезных для здоровья продуктах питания (мясо диких животных), а также в пушнине и услугах в сфере охоты.

Оно должно производить продукцию в виде добытых диких охотничьих животных, выращивания охотничьих животных с целью выпуска в охотугодья, «под ружье», оказания услуг охотникам, способствовать удовлетворению потребностей граждан в отдыхе и т.д.

Критериями деятельности охотничьего хозяйства должно быть не число установленных аншлагов, солонцов, галечников, искусственных гнезд, не объем выложенной подкормки, размер кормовых полей, число заготовленных веников или не численность охотничьих животных в угодьях, а выход охотничьей продукции, увеличение качества и объема оказываемых услуг, степень удовлетворения потребностей граждан России деятельностью этой сферы.

При принятии закона об охоте ученые и практики были единодушны в том, что он хуже действовавшего в тот период охотничьего законодательства и породит больше проблем, нежели разрешит искрящие вопросы (заключения института направлялись в Государственную думу, Федеральное собрание, Президенту РФ, публиковались в СМИ, обнародовались на сайтах в сети интернет).

Практика применения закона об охоте подтвердила его социальную недостаточность (ущербность), вызвавшую острую, глубокую затяжную напряженность в обществе, особенно в сфере доступа к охоте, экологической грамотности и активности охотников, определении границ правомерного и незаконного поведения и по другим вопросам.

Что же показал мониторинг последствий применения закона, каковы его оценки? По образному выражению профессора В.А. Кузякина, действующий ныне закон «выскочил как черт из табакерки».

Поэтому он и получился, по его оценке, таким безобразным, антинародным, антисоциальным, антиэкологичным, антиэкономичным, коррупционным. Его мнение — нужен новый закон, более разумный.

Профессор М.Д. Перовский указывает, что ничего хорошего после принятия Закона «Об охоте» не вышло и не выйдет. Закон направлен на то, чтобы добить охотничье хозяйство России, разрушить его окончательно и уничтожить прекрасные традиции, утвердившиеся в стране за последнее столетие. Подправить существующий закон. Овчинка выделки не стоит. В закон придется внести столько добавлений и исправлений, что лучше написать новый.

Профессор Ю.И. Рожков указывает, что нужен концептуально иной, национально ориентированный закон об охоте.

О необходимости коренной переработки закона в свое время писал и директор Охотдепартамента Минприроды России А.Е. Берсенев в статье «Закон «Об охоте»: исполнить нельзя исправить. Где поставить запятую?».

В отношении чрезмерно усложненной процедуры выдачи путевок «я и сам, как и большинство наших охотников, вначале был глубоко возмущен, — говорил министр Минприроды России Ю.П. Трутнев, — но, когда разобрался с текстом закона в руках, убедился, что вся дополнительная дурь возникла благодаря требованиям, продиктованным новым Законом «Об охоте…»! Когда на основании этих требований к охотничьему билету надо приложить разные справки и другие бумажки, это нельзя расценить иначе, как издевательство над людьми».

По мнению А.Б. Линькова, нынешний охотничий закон не решил проблем, накопившихся в охотничьем хозяйстве за последние два десятилетия, и требует кардинальной переработки.
Долгожданный закон оказался антиохотничьим.

«Конституционное право граждан России — равное право на охоту попрано!» — пишет профессор А.А. Данилкин. Он считает, что вопиющая социальная несправедливость в доступе к охотничьим ресурсам, запрограммированная законом об охоте, привела к росту протестного браконьерства, которое государство остановить не в силах.

Эффективная охрана, воспроизводство, увеличение и рациональное использование объектов животного мира при существующем законе невозможны, о чем ведущие ученые и специалисты страны предупреждали президента страны и пишут об этом до сих пор.

Е.В. Горбунова сообщает, что в развитие закона «документы по нормативному правовому обеспечению в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов, произведенные МПР за два года исполнения полномочий, по безграмотности и цинизму применительно к использованию охотничьих ресурсов не имеют равных в мире».

При реформировании многих федеральных правовых норм по ведению охотничьего хозяйства явно прослеживается четкая закономерность: они практически всегда вызывают бурю возмущения, недовольства и неприятие у подавляющего большинства не только охотников, но и специалистов, представителей науки и общественности.

Кандидат филологических наук Е.К. Целыхова сообщает, что в тексте закона более 70% понятий не имеют законодательно закрепленных определений или имеют определения, вызывающие резкую критику специалистов.

А.А. Сицко указывает, что противоречивые нормы закона об охоте создали множество судебных споров, число которых превысило 200 тысяч, более 600 из них рассматривалось Верховным Судом Российской Федерации.

«Мое личное мнение, — пишет А. Фирсов — ­ место Закона «Об охоте» со всеми поправками, а соответственно, и выстроенной на нем «Стратегии развития охотничьего хозяйства…» — в костре».

К сожалению, пока осуществляется лишь «лоскутное» совершенствование Закона «Об охоте» — 20 раз вносились поправки. Однако его деструктивную сущность частными изменениями и дополнениями преодолеть невозможно.

Не зря представители охотничьего сообщества и ведущие эксперты охотничьей науки, практики констатируют схожесть принятых и предлагаемых поправок с припарками, которые, как известно, мертвому не помогут.

Совершенствовать этот закон то же, что на гнилую шубу клеить новые заплатки. Нужна коренная переработка закона.

Разделяя позицию доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова, о том, что право может задерживать либо подталкивать природоохранные, как и иные общественные отношения, быть их тормозом либо стимулятором, считаем, что ключевым в сфере охоты и охотничьего хозяйства является необходимость разработки и принятия нового Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» на принципиально новой концептуальный основе (с изменением совокупности теоретических и методологических положений).

Упор в новом законе должен быть сделан не на охрану, а на устойчивое использование ресурсов, на рост выхода продукции охоты, увеличение качества и объема оказываемых услуг, на максимальное удовлетворение потребностей граждан России в охоте, ибо охрана, увеличение численности — не самоцель, а лишь необходимый фундамент неистощительного использования поголовья животных.

Для повышения эффективности деятельности охотничьего хозяйства, его вклада в обеспечение продовольственной безопасности страны охотничье хозяйство должно быть отраслью материального производства, обеспечивающей потребности населения в экологически чистых и полезных для здоровья продуктах питания (мясо диких животных), а также в пушнине и услугах в сфере охоты.

В этой связи представляется приоритетным объединение усилий Госдумы РФ, Совета Федерации, ученых, практиков, охотников в подготовке новой научно обоснованной Концепции проекта Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», направленной не только на охрану охотничьих животных и среды их обитания, но и на их устойчивое использование, дополняющей и обеспечивающей экологический императив законов об охране окружающей среды и о животном мире социальными положениями, рассматривающими охоту в качестве неотъемлемого, естественного права человека, древнейшего, сложного эколого-социального феномена, традиционной трудовой и рекреационной деятельности, объекта культурного наследия народов России.

Необходимо решить проблему отсутствия у долгосрочных охотпользователей надлежащих прав, когда они вынуждены нести убытки из-за запретов и сокращения сроков весенней охоты, задержек с разрешением летне-осенней охоты, с утверждением лимитов, урезанием квот добычи, выдачей бланков разрешений и по другим причинам.

Наиболее ярко общую позицию выразил доктор биологических наук, профессор Н.Д. Перовский: «Это опять пережиток госплановской коммунистической системы. Начальник, директор, владелец должны быть подлинными, а не мнимыми хозяевами своего или подчиненного хозяйства.

Именно хозяин должен определять и устанавливать необходимую ему численность и виды диких животных в собственном охотничьем хозяйстве, определять сроки и нормы отстрела, то есть определять порядок ведения охотничьего хозяйства».

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.К. Мельников восклицал: «Планируют, сколько следует добыть животных в хозяйствах не их владельцы, а надзорные органы, которые к ведению хозяйства не имеют никакого отношения… Разве это не издевательство над здравым смыслом, не узаконенное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность?»

Установление объемов изъятия, норм добычи животных задача не столько юридическая, сколько охотоведческая. Оформление нормирования (квоты, нормы добычи), установление сроков охоты нуждаются в правовом переосмыслении и нормативном переоформлении.

Расширение прав долгосрочных охотпользователей призвано, в конечном счете, устранить централизацию в регулировании охоты и охотничьего хозяйства, привести к упрощению процедур и уменьшению административных барьеров.

Именно долгосрочные охотпользователи, как никто иной, заинтересованы в эффективной организации охраны и использования животных в предоставленных им охотничьих угодьях.

Читать еще:  Москвичу грозит штраф за незаконный отстрел бобра в Смоленской области

Централизованное государственное регулирование использования охотничьих животных (лимиты, квоты, нормы, сроки охоты и т.д.) может быть сохранено лишь в общедоступных (не закрепленных за пользователями) охотничьих угодьях и т.д.

Правила охоты с изменениями от 2020 года

Несмотря на то, что федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов” — главный документ, регламентирующий всю охоту в нашей стране, большинство охотников-любителей никогда его не читали, и знают о основных положениях лишь понаслышке, от друзей, родственников, или егерей.

Само собой, со временем эти положения обросли всевозможными мифами и нелепицами, аналогичными мифу о прикручивании сейфа к стене. Ну а всевозможные изменения, вносимые в ФЗ чуть ли не каждый год и без того усложняют изучение этого важного документа.

Основные изменения коснулись промысловой охоты — там исправлено множество формулировок. Для охотников-любителей же изменения коснутся в первую очередь разрешением на использование охотничьих луков и арбалетов, расширением сроков охоты на медведя и изменением срока весенней охоты (сроки открытия весенней охоты 2020 по разным регионам смотрите здесь).

Начнем с самого важного — ключевых элементов права, вокруг которых и строится весь закон:

Охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Говоря просто — ресурсы это дичь;

Охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Грубо говоря, охотничьим хозяйством называется вся индустрия, поддерживающая охоту, а не конкретное охотхозяйство;

Сохранение охотничьих ресурсов — деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства. Это значит запрет на добычу дичи выше квоты;

Добыча охотничьих ресурсов — отлов или отстрел охотничьих ресурсов. Тут все просто и однозначно;

Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Важно понимать, что под охотой не обязательно подразумевается убийство животного, отлов и перемещение тоже будут считаться охотой с юридической точки зрения;

Орудия охоты — огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию , капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты. Вот тут нас ждут первые изменения — включение луков и арбалетов в список охотничьего оружия, которое начнет действовать с 31.01.2020 года. Подробнее об этом читайте в нашей статье ;

Способы охоты — методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц;

Сроки охоты — сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов. О сроках в 2019-2020 годах читайте здесь ;

Продукция охоты — отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Для нас это просто любая добыча, в том числе и заготовленная на месте;

Промысловая охота — охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты.

Любительская и спортивная охота — охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. Это вот как раз наш пункт, подавляющее большинство охотников — любители;

Услуги в сфере охотничьего хозяйства — услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг. Под это понятие попадает все, от сопровождение егерем до платы за парковку у границ угодий, если таковая есть;

Лимит добычи охотничьих ресурсов — объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Лимит может определяться каждым регионом самостоятельно. О лимитах по регионам читайте тут ;

Квота добычи охотничьих ресурсов — часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья. Тот же самый лимит, только определенный для каждого конкретного охотугодья;

Охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов — документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.

Нужен только новый закон об охоте

Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ, который предлагается совершенствовать на рабочей группой Госдумы и Совета Федерации РФ, носит название «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об охоте). Из названия следует, что Закон не об охоте и охотничьем хозяйстве, и не об охоте и использовании ресурсов, а именно о сохранении охотничьих ресурсов (то есть охотничьих животных).

фото: Семина Михаила

В развитие положений Закона об охоте приняты стратегически важные документы.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Подпрограммой «Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов» предусмотрен рост численности в процентах к уровню 2010 года по видам: лось 153,84; благородный олень – 139,28; соболь – 120,5 и т.д.

И даже для бурого медведя, кормом которого все чаще становятся люди и домашние животные, и численность которого во многих субъекта Российской Федерации рекордно высока, предусмотрен рост на 128,42%, несмотря на то, что выделяемые лимиты осваиваются лишь на треть.

Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 03.07.2014 № 1216-р) – фактически является Стратегией развития охотничьих ресурсов, а не отрасли в целом, включая её социальную базу и трудовые ресурсы.

Основные целевые показатели охотничьего хозяйства Российской Федерации согласно Стратегии также сводятся к увеличению численности важнейших видов охотничьих животных не менее чем в 2 раза по сравнению с их фактической численностью в базовом 2013 году.

Стратегия развития охотничьего хозяйства, одобренная Комитетом по природопользованию Совета Федерации, аналогично ставит основной целью увеличить численность охотничьих животных в России в 4-6 раз (Парламентская газета, 2017, 28 февраля).

Председатель профильного комитета Госдумы РФ Н.П. Николаев также считает, что «основными направлениями совершенствования законодательства в области охоты должны стать сохранение охотничьих ресурсов, их воспроизводство и борьба с браконьерством» (http://duma.gov.ru/news/26704/).

Примером грамотной постановки стратегической цели может служить смежная сфера биологического природопользования – рыбное хозяйство. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года ставит задачей увеличение вылова водных биоресурсов к 2020 году в 1,9 раза.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 314) предусматривает обеспечение к 2020 году среднедушевого потребления населением Российской Федерации рыбы и рыбопродуктов на уровне не ниже 23,7 кг.

Именно в охоте должен воплощаться ведущий тезис международной Конвенции о биоразнообразии: разумное использование биологических ресурсов – действенное средство их охраны.

Основоположник иркутской школы охотоведения профессор В.Н. Скалон утверждал, что охрана без использования – суть бессмыслица. Ресурсы охотничьих животных требуют ежегодного сбора «урожая».

Не собранный охотниками «урожай» пропадает безвозвратно без пользы для общества, для людей, порождает другие проблемы. Наращивать ресурсы охотничьих животных в природе – то же, что копить молоко в корове.

Фото: Игнатова Валентина

Охотничье хозяйство должно быть отраслью материального производства, обеспечивающей потребности населения в экологически чистых и полезных для здоровья продуктах питания (мясо диких животных), а также в пушнине и услугах в сфере охоты.

Оно должно производить продукцию в виде добытых диких охотничьих животных, выращивания охотничьих животных с целью выпуска в охотугодья, «под ружьё», оказания услуг охотникам, способствовать удовлетворению потребностей граждан в отдыхе и т.д.

Критериями деятельности охотничьего хозяйства должно быть не число установленных аншлагов, солонцов, галечников, искусственных гнёзд, не объём выложенной подкормки, размер кормовых полей, число заготовленных веников или не численность охотничьих животных в угодьях, а выход охотничьей продукции, увеличение качества и объёма оказываемых услуг, степень удовлетворения потребностей граждан России деятельностью этой сферы.

При принятии Закона об охоте ученые и практики были единодушны в том, что он хуже действовавшего в тот период охотничьего законодательства и породит больше проблем, нежели разрешит искрящие вопросы (заключения института направлялись в Государственную Думу, Федеральное Собрание, Президенту РФ, публиковались в СМИ, обнародовались на сайтах в сети интернет).

Практика применения Закона об охоте подтвердила его социальную недостаточность (ущербность), вызвавшую острую, глубокую, затяжную напряженность в обществе, особенно в сфере доступа к охоте, экологической грамотности и активности охотников, определении границ правомерного и незаконного поведения и другим вопросам.

Что же показал мониторинг последствий применения Закона об охоте, каковы его оценки? По образному выражению профессора В.А. Кузякина действующий ныне закон «выскочил как чёрт из табакерки».

Поэтому он и получился по его оценке таким безобразным, антинародным, антисоциальным, антиэкологичным, антиэкономичным, коррупционным. Его мнение – нужен новый Закон, более разумный.

Профессор М.Д. Перовский указывает, что ничего хорошего после принятия Закона об охоте не вышло и не выйдет. Закон направлен на то, чтобы добить охотничье хозяйство России, разрушить его окончательно и уничтожить его прекрасные традиции, утвердившиеся в стране за последнее столетие.

Подправить существующий закон об охоте нельзя. Овчинка выделки не стоит. В закон придется внести столько добавлений и исправлений, что лучше написать новый.

Профессор Ю.И. Рожков указывает, что нужен концептуально иной, национально ориентированный Закон об охоте.

О необходимости коренной переработки закона об охоте в свое время писал и директор Охотдепартамента Минприроды России А.Е. Берсенев в статье «Закон об охоте: исполнить нельзя исправить» в Российской охотничьей газете.

В отношении чрезмерно усложненной процедуры выдачи путевок «я и сам, как и большинство наших охотников, вначале был глубоко возмущен, – говорил министр Минприроды России Ю.П. Трутнев, – но когда разобрался с текстом закона в руках, убедился, что вся дополнительная дурь возникла благодаря требованиям, продиктованным новым законом «Об охоте…»!

Фото: Журавкова Антона

Когда на основании этих требований к охотничьему билету надо приложить разные справки и другие бумажки – это нельзя расценить иначе, как издевательство над людьми.

По мнению А.Б. Линькова, Закон об охоте не решил проблем, накопившихся в охотничьем хозяйстве за последние два десятилетия, и требует кардинальной переработки.

Долгожданный закон об охоте оказался антиохотничьим. «Конституционное право граждан России – равное право на охоту попрано»! – пишет профессор А.А. Данилкин. Он считает, что вопиющая социальная несправедливость в доступе к охотничьим ресурсам, запрограммированная Законом об охоте, привела к росту протестного браконьерства, которое государство остановить не в силах.

Читать еще:  Законопослушный гражданин вправе обороняться любыми доступными средствами

Эффективная охрана, воспроизводство, увеличение и рациональное использование объектов животного мира при существующем законе об охоте невозможны, о чем ведущие ученые и специалисты страны коллективно предупреждали президента страны и пишут об этом до сих пор.

При реформировании многих федеральных правовых норм по ведению охотничьего хозяйства явно прослеживается четкая закономерность: они практически всегда вызывают бурю возмущения, недовольства и неприятие у подавляющего большинства не только охотников, но и специалистов, представителей науки и общественности.

Кандидат филологических наук Е.К. Целыхова сообщает, что в тексте Закона об охоте более 70% понятий не имеют законодательно закрепленных определений или имеют определения, вызывающие резкую критику специалистов.

А.А. Сицко указывает, что противоречивые нормы Закона об охоте создали множество судебных споров, число которых, превысило 200 тыс., более 600 из них рассматривалось Верховным Судом Российской Федерации.

К сожалению, пока осуществляется лишь «лоскутное» совершенствование Закона об охоте – 20 раз вносились поправки. Однако его деструктивную сущность частными изменениями и дополнениями преодолеть невозможно.

Не зря представители охотничьего сообщества и ведущие эксперты охотничьей науки, практики констатируют схожесть принятых и предлагаемых поправок с припарками, которые, как известно, мертвому не помогут.

Совершенствовать этот закон – то же, что на гнилую шубу клеить новые заплатки. Нужна коренная переработка Закона об охоте.

Разделяя позицию доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова о том, что право может задерживать либо подталкивать природоохранные, как и иные общественные отношения, быть их тормозом либо стимулятором, считаем, что ключевым в сфере охоты и охотничьего хозяйства является необходимость разработки и принятия нового Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» на принципиально новой концептуальный основе (с изменением совокупности теоретических и методологических положений).

Упор в новом законе должен быть сделан не на охрану, а на устойчивое использование ресурсов, на рост выхода продукции охоты, увеличение качества и объёма оказываемых услуг, на максимальное удовлетворение потребностей граждан России в охоте, ибо охрана, увеличение численности – не самоцель, а лишь необходимый фундамент неистощительного использования поголовья животных.

Для повышения эффективности деятельности охотничьего хозяйства, его вклада в обеспечение продовольственной безопасности страны, охотничье хозяйство должно быть отраслью материального производства, обеспечивающей потребности населения в экологически чистых и полезных для здоровья продуктах питания (мясо диких животных), а также в пушнине и услугах в сфере охоты.

В этой связи представляется приоритетным объединение усилий Госдумы РФ, Совета Федерации, ученых, практиков, охотников в подготовке новой научно обоснованной Концепции проекта закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», направленной не только на охрану охотничьих животных и среды их обитания, но и на их устойчивое использование, дополняющей и обеспечивающей экологический императив законов об охране окружающей среды и о животном мире социальными положениями, рассматривающими охоту в качестве неотъемлемого, естественного права человека, древнейшего, сложного эколого-социального феномена, традиционной трудовой и рекреационной деятельности, объекта культурного наследия народов России.

Фото: Никонова Павла

Необходимо решить проблему отсутствия у долгосрочных охотпользователей надлежащих прав, когда они вынуждены нести убытки из-за запретов и сокращения сроков весенней охоты, задержек с разрешением летне-осенней охоты, с утверждением лимитов, урезанием квот добычи, выдачей бланков разрешений и другим причинам.

Наиболее ярко общую позицию выразил доктор биологических наук, профессор Н.Д. Перовский: «Это опять пережиток госплановской коммунистической системы. Началь­ник, директор, владелец должен быть подлин­ным, а не мнимым хозяином своего или под­чиненного хозяйства. Именно хозяин должен определять и уста­навливать необходимую ему численность и виды диких животных в собственном охот­ничьем хозяйстве, определять сроки и нормы отстрела, то есть определять порядок ведения охотничьего хозяйства».

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.К. Мельников, восклицал: «Планируют сколько следует добыть животных в хозяйствах не их владельцы, а надзорные органы, которые к ведению хозяй­ства не имеют никакого отношения… Раз­ве это не издевательство над здравым смыс­лом, не узаконенное государственное вмеша­тельство в хозяйственную деятельность?».

Установление объёмов изъятия, норм добычи животных задача не столько юридическая, сколько охотоведческая. Оформление нормирования (квоты, нормы добычи), установление сроков охоты нуждаются в правовом переосмыслении и нормативном переоформлении.

Расширение прав долгосрочных охотпользователей призвано, в конечном счёте, устранить централизацию в регулировании охоты и охотничьего хозяйства, привести к упрощению процедур и уменьшению административных барьеров. Именно долгосрочные охотпользователи, как никто иной, заинтересованы в эффективной организации охраны и использования животных в предоставленных им охотничьих угодьях.

Централизованное государственное регулирование использования охотничьих животных (лимиты, квоты, нормы, сроки охоты и т.д.) может быть сохранено лишь в общедоступных (не закрепленных за пользователями) охотничьих угодьях и т.д.

Один из законопроектов, рассматриваемых рабочей группой касается вольерного разведения охотничьих животных.

Ключевые недостатки действующего Закона об охоте состоят в отсутствии определений, устанавливающих, что такое содержание и разведение охотничьих ресурсов в неволе, полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, что такое вольер, а также обусловленность вольерного содержания и разведения животных необходимостью заключения охотхозяйственного соглашения, получения специального разрешения и фактический запрет на добычу животных в вольерах с использованием огнестрельного оружия.

Рассматриваемый законопроект не решает указанные проблемы. Более того, в случае принятия, усугубит ситуацию. Минприроды России планируется наделить полномочиями по утверждению требований к питомникам диких животных, вольерам и иным объектам охотничьей инфраструктуры, необходимым для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также Порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов.

Обосновывается также внесение дополнений в Правила охоты по установлению сроков осуществления вольерной охоты и иных требований к вольерной охоте и т.д.

Без четкого законодательного разграничения содержания и разведения диких животных в неволе, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, указанные требования и порядки будут распространены и на вольеры, в которых животные содержатся в неволе и являются собственностью их владельцев.

Нелишне напомнить, что российский Закон об охоте (1892 г.) устанавливал, что «владельцы огороженных парков и зверинцев, не имеющие свободного сообщения с соседними угодьями, могут производить и дозволять в них охоту на разного рода зверей в течение всего года». Этот закон не вмешивался в хозяйственную деятельность владельцев хозяйств и охотпользователей.

Нужен новый закон об охоте

Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ, который предлагается совершенствовать рабочей группой Госдумы и Совета Федерации РФ, носит название «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон «Об охоте»). Из названия следует, что закон не об охоте и охотничьем хозяйстве и не об охоте и использовании ресурсов, а именно о сохранении охотничьих ресурсов (то есть охотничьих животных).

Фото Дмитрия Щаницына.

В развитие положений Закона «Об охоте» приняты стратегически важные документы.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Подпрограммой «Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов» предусмотрен рост численности в процентах к уровню 2010 года по видам: лось — 153,84; благородный олень — 139,28; соболь — 120,5 и т.д.

И даже для бурого медведя, кормом которого все чаще становятся люди и домашние животные и численность которого во многих субъекта Российской Федерации рекордно высока, предусмотрен рост на 128,42%, несмотря на то что выделяемые лимиты осваиваются лишь на треть.

Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 03.07.2014 № 1216-р) фактически является Стратегией развития охотничьих ресурсов, а не отрасли в целом, включая ее социальную базу и трудовые ресурсы.

Основные целевые показатели охотничьего хозяйства Российской Федерации, согласно Стратегии, также сводятся к увеличению численности важнейших видов охотничьих животных не менее чем в 2 раза по сравнению с их фактической численностью в базовом 2013году.

Стратегия развития охотничьего хозяйства, одобренная Комитетом по природопользованию Совета Федерации, аналогично ставит основной целью увеличить численность охотничьих животных в России в 4–6 раз (Парламентская газета, 2017 г., 28 февраля).

Председатель профильного комитета Госдумы РФ Н.П. Николаев также считает, что «основными направлениями совершенствования законодательства в области охоты должны стать сохранение охотничьих ресурсов, их воспроизводство и борьба с браконьерством».

Примером грамотной постановки стратегической цели может служить смежная сфера биологического природопользования — рыбное хозяйство.

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года ставит задачей увеличение вылова водных биоресурсов к 2020 году в 1,9 раза.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 314) предусматривает обеспечение к 2020 году среднедушевого потребления населением Российской Федерации рыбы и рыбопродуктов на уровне не ниже 23,7 кг.

Именно в охоте должен воплощаться ведущий тезис международной Конвенции о биоразнообразии: разумное использование биологических ресурсов — действенное средство их охраны.

Основоположник иркутской школы охотоведения профессор В.Н. Скалон утверждал, что охрана без использования — бессмыслица. Ресурсы охотничьих животных требуют ежегодного сбора «урожая».

Не собранный охотниками «урожай» пропадает безвозвратно без пользы для общества, для людей, порождает другие проблемы. Наращивать ресурсы охотничьих животных в природе — то же, что копить молоко в корове.

Фото Антона Журавкова.

Охотничье хозяйство должно быть отраслью материального производства, обеспечивающей потребности населения в экологически чистых и полезных для здоровья продуктах питания (мясо диких животных), а также в пушнине и услугах в сфере охоты.

Оно должно производить продукцию в виде добытых диких охотничьих животных, выращивания охотничьих животных с целью выпуска в охотугодья, «под ружье», оказания услуг охотникам, способствовать удовлетворению потребностей граждан в отдыхе и т.д.

Критериями деятельности охотничьего хозяйства должно быть не число установленных аншлагов, солонцов, галечников, искусственных гнезд, не объем выложенной подкормки, размер кормовых полей, число заготовленных веников или не численность охотничьих животных в угодьях, а выход охотничьей продукции, увеличение качества и объема оказываемых услуг, степень удовлетворения потребностей граждан России деятельностью этой сферы.

При принятии закона об охоте ученые и практики были единодушны в том, что он хуже действовавшего в тот период охотничьего законодательства и породит больше проблем, нежели разрешит искрящие вопросы (заключения института направлялись в Государственную думу, Федеральное собрание, Президенту РФ, публиковались в СМИ, обнародовались на сайтах в сети интернет).

Практика применения закона об охоте подтвердила его социальную недостаточность (ущербность), вызвавшую острую, глубокую затяжную напряженность в обществе, особенно в сфере доступа к охоте, экологической грамотности и активности охотников, определении границ правомерного и незаконного поведения и по другим вопросам.

Что же показал мониторинг последствий применения закона, каковы его оценки? По образному выражению профессора В.А. Кузякина, действующий ныне закон «выскочил как черт из табакерки».

Поэтому он и получился, по его оценке, таким безобразным, антинародным, антисоциальным, антиэкологичным, антиэкономичным, коррупционным. Его мнение — нужен новый закон, более разумный.

Профессор М.Д. Перовский указывает, что ничего хорошего после принятия Закона «Об охоте» не вышло и не выйдет. Закон направлен на то, чтобы добить охотничье хозяйство России, разрушить его окончательно и уничтожить прекрасные традиции, утвердившиеся в стране за последнее столетие. Подправить существующий закон. Овчинка выделки не стоит. В закон придется внести столько добавлений и исправлений, что лучше написать новый.

Читать еще:  Оружие в аренду для преступников

Фото Антона Журавкова.

Профессор Ю.И. Рожков указывает, что нужен концептуально иной, национально ориентированный закон об охоте.

О необходимости коренной переработки закона в свое время писал и директор Охотдепартамента Минприроды России А.Е. Берсенев в статье «Закон «Об охоте»: исполнить нельзя исправить. Где поставить запятую?».

В отношении чрезмерно усложненной процедуры выдачи путевок «я и сам, как и большинство наших охотников, вначале был глубоко возмущен, — говорил министр Минприроды России Ю.П. Трутнев, — но, когда разобрался с текстом закона в руках, убедился, что вся дополнительная дурь возникла благодаря требованиям, продиктованным новым Законом «Об охоте…»! Когда на основании этих требований к охотничьему билету надо приложить разные справки и другие бумажки, это нельзя расценить иначе, как издевательство над людьми».

По мнению А.Б. Линькова, нынешний охотничий закон не решил проблем, накопившихся в охотничьем хозяйстве за последние два десятилетия, и требует кардинальной переработки.
Долгожданный закон оказался антиохотничьим.

«Конституционное право граждан России — равное право на охоту попрано!» — пишет профессор А.А. Данилкин. Он считает, что вопиющая социальная несправедливость в доступе к охотничьим ресурсам, запрограммированная законом об охоте, привела к росту протестного браконьерства, которое государство остановить не в силах.

Эффективная охрана, воспроизводство, увеличение и рациональное использование объектов животного мира при существующем законе невозможны, о чем ведущие ученые и специалисты страны предупреждали президента страны и пишут об этом до сих пор.

Е.В. Горбунова сообщает, что в развитие закона «документы по нормативному правовому обеспечению в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов, произведенные МПР за два года исполнения полномочий, по безграмотности и цинизму применительно к использованию охотничьих ресурсов не имеют равных в мире».

Ей вторит известный охотовед Е.А. Ершов, указывая, что нормативно-правовая база по охоте не соответствует интересам большинства охотников и охотпользователей, а в последнее время еще и здравому смыслу.

При реформировании многих федеральных правовых норм по ведению охотничьего хозяйства явно прослеживается четкая закономерность: они практически всегда вызывают бурю возмущения, недовольства и неприятие у подавляющего большинства не только охотников, но и специалистов, представителей науки и общественности.

Кандидат филологических наук Е.К. Целыхова сообщает, что в тексте закона более 70% понятий не имеют законодательно закрепленных определений или имеют определения, вызывающие резкую критику специалистов.

А.А. Сицко указывает, что противоречивые нормы закона об охоте создали множество судебных споров, число которых превысило 200 тысяч, более 600 из них рассматривалось Верховным Судом Российской Федерации.

«Мое личное мнение, — пишет А. Фирсов — ­ место Закона «Об охоте» со всеми поправками, а соответственно, и выстроенной на нем «Стратегии развития охотничьего хозяйства…» — в костре».

К сожалению, пока осуществляется лишь «лоскутное» совершенствование Закона «Об охоте» — 20 раз вносились поправки. Однако его деструктивную сущность частными изменениями и дополнениями преодолеть невозможно.

Не зря представители охотничьего сообщества и ведущие эксперты охотничьей науки, практики констатируют схожесть принятых и предлагаемых поправок с припарками, которые, как известно, мертвому не помогут.

Совершенствовать этот закон то же, что на гнилую шубу клеить новые заплатки. Нужна коренная переработка закона.

Разделяя позицию доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова, о том, что право может задерживать либо подталкивать природоохранные, как и иные общественные отношения, быть их тормозом либо стимулятором, считаем, что ключевым в сфере охоты и охотничьего хозяйства является необходимость разработки и принятия нового Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» на принципиально новой концептуальный основе (с изменением совокупности теоретических и методологических положений).

Фото Антона Журавкова.

Упор в новом законе должен быть сделан не на охрану, а на устойчивое использование ресурсов, на рост выхода продукции охоты, увеличение качества и объема оказываемых услуг, на максимальное удовлетворение потребностей граждан России в охоте, ибо охрана, увеличение численности — не самоцель, а лишь необходимый фундамент неистощительного использования поголовья животных.

Для повышения эффективности деятельности охотничьего хозяйства, его вклада в обеспечение продовольственной безопасности страны охотничье хозяйство должно быть отраслью материального производства, обеспечивающей потребности населения в экологически чистых и полезных для здоровья продуктах питания (мясо диких животных), а также в пушнине и услугах в сфере охоты.

В этой связи представляется приоритетным объединение усилий Госдумы РФ, Совета Федерации, ученых, практиков, охотников в подготовке новой научно обоснованной Концепции проекта Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», направленной не только на охрану охотничьих животных и среды их обитания, но и на их устойчивое использование, дополняющей и обеспечивающей экологический императив законов об охране окружающей среды и о животном мире социальными положениями, рассматривающими охоту в качестве неотъемлемого, естественного права человека, древнейшего, сложного эколого-социального феномена, традиционной трудовой и рекреационной деятельности, объекта культурного наследия народов России.

Необходимо решить проблему отсутствия у долгосрочных охотпользователей надлежащих прав, когда они вынуждены нести убытки из-за запретов и сокращения сроков весенней охоты, задержек с разрешением летне-осенней охоты, с утверждением лимитов, урезанием квот добычи, выдачей бланков разрешений и по другим причинам.

Наиболее ярко общую позицию выразил доктор биологических наук, профессор Н.Д. Перовский: «Это опять пережиток госплановской коммунистической системы. Начальник, директор, владелец должны быть подлинными, а не мнимыми хозяевами своего или подчиненного хозяйства.

Именно хозяин должен определять и устанавливать необходимую ему численность и виды диких животных в собственном охотничьем хозяйстве, определять сроки и нормы отстрела, то есть определять порядок ведения охотничьего хозяйства».

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.К. Мельников восклицал: «Планируют, сколько следует добыть животных в хозяйствах не их владельцы, а надзорные органы, которые к ведению хозяйства не имеют никакого отношения… Разве это не издевательство над здравым смыслом, не узаконенное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность?»

Установление объемов изъятия, норм добычи животных задача не столько юридическая, сколько охотоведческая. Оформление нормирования (квоты, нормы добычи), установление сроков охоты нуждаются в правовом переосмыслении и нормативном переоформлении.

Расширение прав долгосрочных охотпользователей призвано, в конечном счете, устранить централизацию в регулировании охоты и охотничьего хозяйства, привести к упрощению процедур и уменьшению административных барьеров.

Именно долгосрочные охотпользователи, как никто иной, заинтересованы в эффективной организации охраны и использования животных в предоставленных им охотничьих угодьях.

Централизованное государственное регулирование использования охотничьих животных (лимиты, квоты, нормы, сроки охоты и т.д.) может быть сохранено лишь в общедоступных (не закрепленных за пользователями) охотничьих угодьях и т.д.

Н.В. Краев, И.А. Домский 11 июля 2018 в 12:26

«Единая Россия» одобрила убийства животных? В Госдуме принят закон о вольерной охоте

11 февраля Госдумой в третьем, окончательном, чтении большинством голосов депутатов от «Единой России» был принят законопроект о вольерной охоте. В соответствии с законопроектом, предпринимателей наделят правом на законных основаниях оградить земельный участок, где будут разводить и содержать животных. Охотники, получив специальное разрешение, смогут их отстреливать.

Этот закон об охоте в специально созданных питомниках вызвал в обществе очень неоднозначную реакцию. Союз охотников России как заинтересованная сторона считает его современным европейским подходом. «Вся Европа вольерной охотой только и занимается. Там уже дикой охоты нет. Это дань современному охотоустройству,. — Я это поддерживаю. Если брать цивилизованную составляющую охоты, то за этим будущее. На дикое животное тяжело охотиться, и рядовой охотник не в состоянии отрываться на несколько дней ради охоты. Здесь же все готово», — заявил представитель Союза охотников России Андрей Баринов.

Зоозащитники и парламентская оппозиция говорят о популяризации убийств беззащитных животных. С их аргументами трудно поспорить. Ведь вольерную охоту, по-другому, как забава для богатеньких, не назовешь. Тех, кто решил развлечься, закон не будет ни в чем ограничивать – ни в оружии, ни в способе убийства – все зависит от интересов «спортсмена». Помня о принятом Думой законе о луках и арбалетах, можно предположить, что животные будут убиваться самым мучительным способом, с ними можно будет сделать всё, что позволит чьё-то извращенное воображение. Для этого нужно всего лишь получить путевку – заключить обычный договор на оказание услуг.

Сторонники законопроекта ссылаются на опыт других стран, но умалчивают, что нигде не разрешено убивать животных непосредственно в вольерах, их там только выращивают и выпускают в охотничьи угодья, причем до охоты на них должно пройти минимум 4 месяца.

Кто непосредственные авторы скандального законопроекта?

Рабочую группу по обновлению устаревшего закона об охоте возглавлял первый заместитель председателя комитета по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев. Он любит не только убивать животных, но и хвастаться в сети фотографиями с ними, а также давать интервью о своем «хобби» различным СМИ. Не так давно Валуев в составе комиссии по формированию Красной книги выступал за исключение из нее ряда животных. Также депутат становился героем скандалов из-за сомнительной законности убийства медведя и бобра.

Депутат ГД Николай Валуев на охоте. Фото из открытых источников.

Еще один из ярких авторов законопроекта – депутат Госдумы Владислав Резник. Он также любит убивать и является членом «Клуба горных охотников». Год назад Владислав предлагал узаконить трофейную охоту на животных, занесенных в Красную книгу.

Фракции КПРФ, Справедливой России и ЛДПР в Госдуме голосовали против принятия закона. Депутат от КПРФ Вера Ганзя подвергла закон резкой критике.

«Будет разрешено охотиться на тех животных, которые выращены в полувольных условиях, то есть, тех, которых человек прикормил, которые доверяют человеку, которые не боятся человека. И теперь на этих животных будет организована охота. Я бы сказала, что это не охота. Это настоящий отстрел или убийство. Это новое развлечение для очень богатых людей. Безнравственное развлечение», — считает депутат-коммунист.

15 февраля у Администрации Президента Российской Федерации прошла акция в формате «Живая линия». Около трехсот человек подали свои персональные обращения к Владимиру Путину с просьбой не подписывать закон о вольерной охоте. Очередь из желающих отправить обращение в приемную президента против вольерной охоты выстроилась до конца переулка. Ранее около 400 тысяч человек подписали петицию с обращением к Путину с просьбой не допустить легализации вольерной охоты.

Научное сообщество России также заявляло о пагубных последствиях данного закона, указывая на то, что природное разнообразие и многие виды животных окажутся под угрозой вымирания, из-за созданий вольерных зон, где планируют выращивать охотничьи ресурсы. 25 российских биологов написали открытое письмо о недопустимости принятия закона, легализующего вольерную охоту. «Это безусловный пережиток прошлого, порок, недостойный человека ХХI века. Нельзя допустить, чтобы Россию превратили в территорию сохранения и процветания порочных практик эксплуатации животного мира», — убеждены учёные.

С использованием материалов информагентств

Источники:

http://vooosoo.ru/2018/07/12/nuzhen-novyj-zakon-ob-oxote/
http://www.huntworld.ru/blog/novye-pravila-okhoty-izmeneniya-ot-2020-goda/
http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2018/06/11/651497-nuzhen-tolko-novyiy-zakon-ob-ohote.html
http://labuda.blog/79299
http://tver24.com/2020/02/edinaya-rossiya-odobrila-ubijstva-zhivotnyh-v-gosdume-prinyat-zakon-o-volernoj-ohote/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector