0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Записки с первого льда

Записки с первого льда

Ещё до первых морозов приглядел я омуток-ямку на нашей городской речке Кокшаге. Место ближнее: кто зовёт его Дубовка за множество дубовых крепких, словно железных, стволов с шумящей резной листвой, а кто попросту объясняет – «да были вчера у бабы с пирогом…» И все знают, о чём идёт речь. Стояла тут на перепутье въездных в город дорог каменная женщина, держащая в руках, очевидно, хлеб да соль. Но лукавому рыбаку такой вариант был бы слишком прост. Вот и пошло – баба с пирогом…

Река здесь прямая, труба трубой, без укромных закутков-заливов. По осени тихо падал на чёрную воду золотой да багряный лист. Я раздвигал его резиновой лодкой и выцеливал джигом чистую воду, а потом проводил по дну пахнущий рыбой «акаровский» твистер. Всё искал даже не глубину, но хоть какую-то ступеньку среди ровного дна. Но дно было словно корыто. Из-за этого ли не брал хищник, а может быть, просто выбили его здесь током недоумки, но хваток не было. И лишь когда поставил отводной поводок с маленьким зеленоватым твистером, ткнулся в руку слабый удар, и на леске заходила небольшая травянка. Больше щука не брала, но я уже шёл вверх по течению просто так, в очаровании поздней тихой осени, когда лес готовится к уходу, а река подёрнута туманной дымкой, словно где-то жгут костры. И действительно пахнет дымом. Хотя ничего не жгут.

И вдруг из-за поворота открылась широкая яма с камышами по правому берегу и осокой по левому. Виден и тихий затон с мягким роголистником и пучками зелёной осоки. Эльдорадо…

Щук я здесь тогда не поймал, но место заприметил. И с первыми румяными морозами начал готовить снасти. Впрочем, снасти были приготовлены ещё задолго до льда, а сейчас я, скорее, просто доставал их для обозрения. Это чтобы, оторвав взор от компьютера, можно было пробежаться глазами по рядку удочек-удильников и зимних жерлиц.

Между тем с водоёмов уже начали приходить плохие новости. На нашем местном сайте уже отписались, мол, только за сегодняшние сутки трое ушли под лёд. А потом ещё люди провалились. Первый лёд и в этом году опасный, неоднородный.

Мне также приходилось «купаться» и тонуть по-настоящему посреди Волги, вытаскивать тонущих, и впечатления остались на всю жизнь. Поэтому на лёд не тороплюсь. Но вот с вечера подморозило градусов до восьми. И утром выхожу из дома в зимнем костюме, но пока без ледобура. Беру с собой пешню. Так надёжнее. В кармане «спасалка» для товарища, а на шее – индивидуальная. По финскому образцу, а попросту – два гвоздя с деревянными ручками на капроновом шнуре. Без этого набора теперь на лёд не выхожу, научен…

На заветной яме я был уже в самую молодую зарю. День, видимо, предстоял ясный. Утро розовело за ветвями тальника, чуть с дымкой и небольшим морозцем. Лёд на заветном омуте был гладкий и присыпанный свежим инеем. Где-то были видны ещё чёрные разводы бежавшей недавно воды, но река уже схватилась первым льдом.

Для верности тычу пешнёй у куста зелёной ещё осоки, вмороженной в лёд. Нормально… Сантиметров семь есть. Ну, а дальше. Так и обхожу шажками всю яму, «протыкивая» её пешнёй и создавая для себя примерную ледовую карту. Вот у высокого берега, куда бьёт основная речная струя и вода ходит кругом, ледок чуть тоньше – четыре-пять сантиметров. Потрескивает… «Здесь бегать к жерлицам, если что, надо осторожно,» – думается уже с уверенной надеждой на уловистость этой ямы. А вот там, в закутке с вмороженной в лёд травой, можно посидеть с удочкой. Половить живца. Как раз залив закрыт мысом от течения. Наверное, сорожка должна брать, если место прикормить, ну, окуньки. Пойдут по первому льду…».

Думалось-то думалось… И мечталось… Но яма оказалась безжизненно пуста. Я обошёл её вдоль и поперёк вначале с удочкой, потом с окунёвой проверенной блесной, на которую и щучки брали когда-то, а затем и балансирами проверил все перспективные места. Пусто, ни поклёвки… И от этой безжизненности стало муторно и так же пусто на душе. Выбили всё же, видимо, яму? Неподалёку – дачи служивых людей, которые по пьяной вольности могли и так себе рыбки добыть. Рассказывал егерь с Большой Кокшаги, что током бьют почему-то люди, облечённые властью, хотя им-то хоть самой-самой красной рыбы нетрудно купить. Но и местные жители потеряли стыд. Бьют всё живое прямо у своего дома. Что-то изменилось в менталитете российского человека. Наверное, из-за того, что правители сами сегодня говорят одно, а завтра делают противоположное. Вот у нас, бюджетников от культуры, с нового года второй уже раз рвут кусок зарплаты копеечной, это как раз в Год Культуры, а ведь клялись индексировать и так небольшие деньги, которые зарабатывает музыкант в школе искусств или колледже. Ладно, работа у них такая, у правителей… Вернёмся к нашим щукам.

Живца здесь не поймать, это точно. Разве что чернобыльника нащепать на берегу и половить на него. Но, думается, хоть раз бы, да клюнуло и на мотыля или опарыша, было бы что подо льдом. Насчёт хищника – вопрос… Буквально через перешеек перейти на место, где сейчас начали строить коттеджи, и те же вроде бы места довольно богаты щукой и окунем. Этой весной, когда я там ловил фидером плотву и подлёщиков, щука то и дело цеплялась на крючок английской донки или срезала его. Разве что местечково, участком выбили рыбу на приглянувшейся мне яме. Но проверить это место надо ещё раз. Только прийти уже с живцом.

Следующий день планирую встретить на нашем водохранилище, которое тоже находится в черте города. Места проверенные. Я всегда открывал здесь сезон. Лёд здесь становился быстрее, чем на Волге. Ну, и со щукой был всегда на первом льду, не уезжая далеко.

Утро тихое, сумрачное, с лёгким снежком, но почти без ветра. Словом – погода… В темноте переваливаю через бугор у реки и выхожу в залив, где недавно стоял земснаряд. Рыбацких следов не видно. Это что… первому придётся открывать путь? А пешни не взял. Ладно… Пробуриваю у берега сигнальную лунку. Толщина льда здесь даже больше, чем вчера на Дубовке. А дальше. Перешагнув через трубу от земснаряда, вмороженную в лёд, выхожу на чистину. Ещё одна сигнальная лунка… Лёд нормальный, не менее семи-восьми сантиметров. Теперь можно смело идти на знакомое и проверенное место.

Останавливаюсь на повороте, где в прошлом году ловили с сыном живца – окуньков и плотву. Клевало не часто, но живец был. Сразу пробуриваю несколько лунок в разных местах и прикармливаю простенькой «Делфи. Плотва», наверное, и просроченной.

С рассветом с берега спустились два рыбака и ходко пошли к центру водохранилища. Видно было, что в руке одного – кан. Ясно – щукари. И куда же это они. А они в точности пришлёпали чунями на место, где я собирался ставить жерлицы и всегда ловил щуку. И в том году с сыном поймали первую щуку именно здесь, открыв сезон. А тут такая подозрительная точность. Тесен мир… Впрочем, каждый, наверное, считает «своим» то место, где он успешно ловил рыбу, и подозревает других, что подглядели, хотя и так бывает у рыбаков с биноклями…

«Мне ли расстраиваться, у меня и живца-то нет,» – успокаиваю себя и хожу с удочкой по прикормленным лункам. Будет живец – найду, где приткнуть жерлицы.

Но короткий серый день так и ушёл в поисках живца. Успел поставить десяток жерлиц с живцами-окуньками, но явно не на месте и поздно. День в начале сезона короток. Да и живец подкачал. Только три плотвички-сорожки и были пойманы. А щука не везде берёт на окуня и не всегда.

Собираясь уже в сумерках, хотел выплеснуть пойманную мелочь в лунку… А что, если на яму? Завтра, с живцом? Вот и проверю место.

Читать еще:  Когда выручает «резинка»

Утром опять ещё в сумеречном свете расставляю жерлицы по незамёрзшим моим же лункам, чтобы не шуметь. Их прикрыло снежком, а мороз пока едва-едва нос щиплет. Так что хватает тихонько ткнуть черпаком, чтобы открылась чёрная вода. Сегодня уже нет той уверенности, что была в первый день на яме. И место широкое посреди ровного русла, и глубина у правого берега достигает пяти-шести метров, что для малой реки вполне достойно, но вот та безжизненность первого дня принесла сомнения: а есть ли вообще что-то живое здесь, неподалеку от городской суеты?
Когда серое утро перешло в розовый молодой день, под высоким берегом мягко вскинулся флажок жерлицы… Это случилось прямо на глазах и виделось как нереальность… Самострел. Но ветра нет, а живцы не настолько сильны, чтобы самим сдёргивать флажки. Сижу на стульчике и просто жду. Никуда бежать не надо, всё рядом. Чего зря шуметь?

Между тем катушка провернулась на оси и стала, затем снова качнулась и тихо закрутилась, останавливаясь и снова ускоряя ход. Вдруг что-то случилось там, под водой, и катушка, почти взвизгнув, закрутилась уже быстро и безостановочно. Пора.

Подойдя к жерлице, подсекаю и вываживаю без особых церемоний щучку на кило с гаком. «С почином!» — подумалось легко и уже с азартной верой, что там, подо льдом, есть хищник. Теперь только надо суметь взять его. И поискать подобные ямы дальше по руслу.

Утро принесло пяток щук, одна из которых взяла всё же на балансир. Видимо, в первый день мне ещё и терпения не хватило, чтобы проверить досконально яму. А может быть, просто что-то изменилось за это время. Но первый лёд я открыл, а это главное…

Елена Люлякова: «Заморозить желание в кубике льда»

Елена Люлякова: «Заморозить желание в кубике льда»

Елена Люлякова – экстрасенс, целитель и медиум из города Тамбова. Лечит людей, помогает в сложных жизненных ситуациях, видит прошлое и будущее. Родилась в семье оседлых цыган, когда ей было 9 лет, бабушка – известная в городе целительница, передала перед смертью внучке свой дар. Елена стала видеть умерших родственников, передавать от них послания живым. Уже в 13 лет снимала порчу и сглаз, гадала, лечила людей. Несмотря на свой относительно юный возраст Конгресс русских экстрасенсов и ясновидящих (КРЭЯ) объявил ее самым сильным медиумом в мире, равных которому нет. Финалистка X сезона «Битвы экстрасенсов».

Путь к исполнению желания Елена учить начинать с правильной формулировки вашей мечты.

Сформулируете ваше желание одной короткой фразой. Например: «Сегодня я добьюсь успеха». Напишите ее на бумажной карточке. Используйте для этого водостойкие чернила или краски.

Подготовьте формочку (некую емкость из любого материала, которая должна быть немногим больше размером, чем карточка с вашим желанием). Залейте формочку водой ровно наполовину и поставьте ее на мороз или в холодильник. Когда вода полностью замерзнет, положите на образовавшийся лед вашу карточку. Долейте в форму воды и снова выставите ее на мороз. Когда и верхняя часть замерзнет – извлеките получившуюся пластину льда, внутри которой будет заморожена бумажная карточка.

Оставьте лед на холоде до того момента, когда исполнение вашего желания будет для вас наиболее вероятным или желанным. Когда же такой момент настанет, внесите лед в теплое помещение, положите его на небольшую тарелочку и произнесите такие магические слова: «Эпиратум триада квантарагон. Я определяю тройной закон! Закон слова, закон дела, закон разума. Словами закон утвердится, делом слово упрочится, мысль форму обретет. Рафа, у не фолъг, норма рафа ассада».

Более от вас ничего не требуется. Оставьте тарелочку со льдом в полном покое и неприкосновенности. В течение всего дня не тревожьте таяние льда и спокойно занимайтесь своими делами. Волшебные силы сами постараются создать те совпадения и обстоятельства, которые будут наиболее благоприятны для исполнения ваших замыслов. Вечером слейте талую воду, а карточку, подсушив, сожгите на пламени свечи.

Учтите – перед астральными силами нужно ставить доступные для них задачи. Никогда не просите того, что не имеет права существовать в реальной жизни. Руководствуйтесь благоразумием, и вы всегда сможете найти тайную силу, способную стать вашим покровителем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Дансинг первого льда

Алексей Коломиец | 7 декабря 2018 г.

В отличие от спиннинговых силиконовых приманок, используемые нами балансиры занимают гораздо меньше места. Практически — одна небольшая коробочка, максимум — две. Плюс то, что может быть разбросано по отсекам рыболовного ящика. Почему так? Ведь подо льдом рыба должна быть более разборчивой в еде, чем летом, правда? Тем не менее, спиннингисты прилагают больше усердия в выборе размера и цвета приманок, чем балансирщики. А этим-то, что — выбирать не из чего?

При всем богатстве выбора — другой альтернативы нет

У меня самого в зимнем арсенале приманок есть всего одна маленькая «балансирная» коробка, а пользуюсь я от силы тремя балансирами. Хотя, нет, ответ не точный. Лучше так: есть у меня три любимых модели, на которые ловлю с удовольствием. Остальные балансиры – это те, которые ловят хорошо у моих знакомых. Вот тут есть тонкость. Есть ли мои любимые балансиры в их коробках – мне неведомо. Но когда вдруг я нахожу среди их балансиров своего любимчика – откуда-то из глубины сознания бурлящим потоком вскипает радость.

Сразу лезут в голову все приятные моменты, которые этот балансир мне подарил. Эти воспоминания, расталкивая друг друга локтями, спешат явить себя окружающим в устной форме, мозг выстраивает их в очередь… Но тут товарищ закрывает коробку — и многозначительно подмигивает: «У тебя подсмотрел!» Я одним разом проглатываю несказанное без сожаления. Ведь балансиры в моей коробчонке зачастую появляются точно по такому же принципу.

Ходить, бурить и не скулить!

Первый лед каждый «пингвин» встречает по-своему, а иногда по-своему, но вместе с остальными. Вот так, ездим с товарищами по одним и тем же озерам и ерикам, но кто-то ловит окуней на балансиры, я часто балуюсь «безмотылкой», а кто-то предпочитает ловить «бель». Много раз бывало, что балансирщики вытаскивали полосатых больше, чем я на «безмотылку». Нет, никакого соревнования не было. Просто смотришь на чужой улов и спрашиваешь: «И куда тебе столько?!» А сам про себя думаешь: «Алексей, а ты чем весь день занимался?» Чем, чем… Я открывал первый лед!

Но, знаете ли, иногда балансирщики возвращались пустыми, а я им показывал отборную красноперку. Или горбачей. Тогда они многозначительно цокали языками и сетовали: «На «безмотылку» – нечестно! Совести у тебя нету…» Как это — нету?! Я всегда считал, что «безмотылка» рулит лучше всего, начиная с середины зимы! Когда рыбу, особенно окуня, уговаривать надо. И я знаю, что прав, потому как уже два сезона подряд первые рыбалки провожу именно с балансиром.

Самый первый лед встает на более мелких озерах, нежели на ериках, где мы «безмотылкой» ловим сазана (почитайте мою статью в октябрьском журнале). Если морозы стоят слабые, вполне еще можно ловить спиннингом на Ахтубе, Волге и протоках между ними.

Вы что предпочтете? Ловить крупных окуней на «Отводной поводок» или таскать таких же крупных окуней по первому льду? Звонкие поклевки накоротке! Череда холостых ударов! Вдруг видишь, как в лунке появилась большая голова — и смотрит на твой балансир, затем медленно уходит! А то, вдруг, щёлк – и нет приманки! Это, господа, первый лед! Он не всегда приносит большие уловы, но он всегда дарит массу впечатлений и неожиданностей. За это мы его и ценим, любим и с нетерпением ждем.

Первый лед в пойме

Волго-Ахтубинская пойма, смею напомнить, это Прикаспийская низменность, которая находится ниже уровня мирового океана (до минус 28 метров). Соответственно, всегда температура в этом оазисе ниже на пару градусов. А если еще принять во внимание, что там больше деревьев – то и ветер не мешает череде небольших морозов сковать водоемы первым льдом. Но есть еще один нюанс – это прозрачный лед, который очень осложняет рыбалку. Лично я в подобной ситуации сразу начинаю искать лед мутный.

Читать еще:  Часть озера Балхаш в Казахстане признана угодьем мирового значения

Со снегом у нас тоже дефицит, поэтому ищу либо мутные участки льда, либо ухожу куда-нибудь на поворот ерика, где, может, ветер как-то помешал образованию «стекла», нагнал ледовую крошку или еще как-то нарушил «стеклообразность». Разумеется, всегда беру с собой «спасалки» и пешню.

Ну и самый мой любимый балансир по первому льду – это Usami Dansa. С самого начала мне приглянулась его форма, особенно — широкая спинка. То есть, при одинаковых взмахах удильником он должен сильнее убегать от лунки – соответственно, и фаза успокоения должна быть чуть дольше, чем у балансиров классической формы.

Так уж получилось, что в прошлом сезоне первой рыбой на балансир была щука. Я исследовал свал, бурил лунки по дугообразной траектории. Дугообразность, опять же, продиктована внешними факторами. На самой яме лед намерз очень тонкий, а вокруг – чуть толще и с легким помутнением. Просто так замерзло. Ну и где-то на третьей лунке, когда я только-только понял, куда и как круто уходит свал – звонкий щелчок! И хлыстик удочки ручной работы попытался основательно заглянуть в лунку. Щука – это бич пойм! Без поводка балансир под лед опускать страшно. Так что ставлю титановый мягкий поводок, который предназначен для ловли ультралайтом. Он «игре» балансира практически не мешает, и от щучьих зубов спасает.

Флуорокарбон не использую, потому как не вижу в нём смысла. Первый лед ведь! Окунь просто обязан бросаться на всё, что шевелится. В поиске концентрации окуня, уверен, никаких открытий я не сделаю, если скажу, что предпочитаю искать его в небольших продолговатых канавках и на границе чистого дна и водорослей. Очень часто по первому прозрачному льду я нахожу такие места визуально, помечаю их какими-нибудь «странными» лунками, а затем приезжаю сюда, когда уже снежком присыплет, либо когда намерзнет второй ледок, который обычно всегда мутный.

Несколько раз от безысходности я пытался бороться с прозрачным льдом самостоятельно. Ну, то есть, собственными силами. Делал я это двумя способами. Первый – это неподвижно сидеть на одном месте, на одной лунке. Минимум движения, чтобы рыба подумала, что не рыболов торчит, а просто кто-то забыл валенки и рыболовный ящик на льду. На самом деле, результат был. Не явный, но всё же хоть каких-то поклевок я дожидался. Только вот любой, кто подходил ко мне или проходил мимо – распугивал рыбу еще минут на двадцать.

Второй способ – более продуктивный. Я о нём еще мальчишкой прочитал в какой-то газете в рыболовной рубрике типа «На заметку рыболовам». На том месте, где собираюсь ловить окуней, я делаю сразу несколько лунок и непременно разбрызгиваю воду вокруг. Причем довольно широко. Вода быстро примерзает эдаким светлым пятном. Достаточно повторить эту процедуру 3-4 раза — и вы получите отличное мутное пятно на клёвом окуневом месте. Окунь теперь не так сильно реагирует на мои движения — и поймать его становится значительно легче.

Так уж повелось, что называя какую-то конкретную приманку, нужно непременно написать про её «игру» или варианты анимации. Что я могу сказать про Usami Dansa? На первый взгляд, ловлю им так же, как и вторым моим любимчиком от Rapala. Только, пожалуй, делаю паузы побольше и почаще. Уж не знаю, действительно ли усамовский «Танцор» быстро «ширит амплитуду» и медленнее успокаивается — мои попытки посмотреть на его «игру» с помощью подводной камеры Calypso не дали никаких вразумительных ответов.

Записки на Новолуние

Поэтому нам так важно сейчас отпустить все плохое и сформировать просьбы к Вселенной для всего хорошего.

Поэтому и ТОЛЬКО поэтому я повторяю для всех практику записок на Новолуние, которую следует выполнять каждый месяц. В следующем месяце повторять не буду, практика лежит у меня в блоге, то есть здесь, по метке «Луна и стихии». Даты Новолуния и время работы с записками тоже есть в блоге в Календаре магических действий по метке «Календарь».
Ищите. И помните: Божественная Природа Космоса и Магия очень не любят ленивых.

В ночь перед Новолунием до полуночи пишем записку на избавление. Все, что хотите оставить в прошлом: болезни, неверные отношения, дурные привычки, бедность, проблемы. Вообще все. Что-то будет уходить быстрее. На что-то понадобится писать много записок.
Записку кладем на окошко. И просим Черную Луну забрать все это, избавить Вас.
Конечно, благодарим ее за помощь.
Утром (перед временем Новолуния) сжигаем. Утро — это после полуночи, так что если Новолуние в три утра, то придется встать с кровати.

В первую ночь после Новолуния пишем и/или обновляем перечень желаний на будущее. Что сбылось в прошлом цикле или стало для Вас неактуально — вычеркиваем. Вписываем новое. Что еще не сбылось, переписываем снова.
Это все пишем не запиской, а в специальной тетрадке. Красивой, любимой, секретной.
На ночь кладем открытой у окошка и просим молодую Луну (ее еще не видно, но она есть) дать новое движение, исполнить наши желания.
Утром тетрадочку прячем до следующего Новолуния.
Кто практикует карту желаний, может обновлять ее, хотя я считаю, что карта с картинками — это профанация и надо все записывать. А то вы, мечтая о вилле на море, наклеили в свою карту фото виллы Дженнифер Лопес, и что делать Вселенной? Отнять виллу у Лопес и отдать вам? А если десять человек наклеили такую картинку? А соседняя свободная вилла не подойдет? А если не в Калифорнии, а в Италии?

В общем, не ленитесь. Пишите свои желания, но позвольте Вселенной работать без избытка ценных указаний.

Вперед! Работаем! Готовимся!

Последние записи в этом журнале

ОБЪЯВЛЕНИЕ!

Друзья! Поскольку ЖЖ практически мертв в плане общения, я рассматриваю эту площадку только как архив для своих материалов. Я не читаю тут личные…

Прогноз на четверг 27 февраля 2020 года

Сильный день, в котором каждый может стать любимцем Судьбы, если сам возьмет на себя ответственность за такой высокий статус. День получения…

Прогноз на среду 26 февраля 2020 года

Оставьте это! Бросьте! Что вы там не доделали еще с прошлого года? Бросьте! Забудьте! Уже все равно не поможет, это дело точно уже никому не…

В чем секрет успеха фильмов «Лед» и «Лед 2»?

14 февраля в прокат вышел «Лед 2» — сиквел спортивной мелодрамы с элементами мюзикла, и в первый же уик-энд фильм собрал в прокате более 600 млн рублей. О том, почему же история фигуристки Нади, ее мужа и дочки так волнует зрителей и какие проблемы за ней стоят, рассуждает Аглая Чечот.

Осторожно: в тексте подробно раскрываются детали сюжета фильмов «Лед» и «Лед 2»!

В 2018 году, когда на экраны выходил первый «Лед», его успех в прокате не был очевиден. Мюзикл — в России всегда риск (вспомним холодный прием «Самого лучшего дня» Жоры Крыжовникова), а здесь речь шла о миксе спортивной мелодрамы и музыкального фильма. Продюсеры прекрасно это понимали: трейлер ни одним кадром не выдавал жанр. Остальные слагаемые также не гарантировали кассу. Петрову на тот момент еще было далеко до статуса всенародного любимца — он был известен в основном по сериалам «Полицейский с Рублевки», «Фарца» и по «Притяжению» Бондарчука. Режиссером-постановщиком стал дебютант Олег Трофим, до этого снимавший музыкальные клипы и рекламу для Hype Production. Тем не менее картине удалось преодолеть невозможный для мелодрамы барьер в 1,5 млрд рублей, заняв вторую строчку в рейтинге после «Движения вверх».

Сложно сказать, что стало залогом успеха — тема фигурного катания, лав-стори «снежной принцессы» (Аглая Тарасова) и непутевого хоккеиста (Александр Петров), живые диалоги или поп-хиты, получившие в фильме новую трактовку («Хочешь?» Земфиры, например, звучала в качестве колыбельной). Из дня сегодняшнего кажется, что зрителя привлек именно сюжет воспитания характера, знакомый каждому, у кого было советское детство.

Читать еще:  Путевка на… грача!?

Первая жертва

Оставшаяся сиротой после смерти мамы фигуристка Надя могла бы без дела болтаться по улицам, но случай в лице сердобольного тренера дает ей шанс на счастье, которое многими в нашей стране понимается однозначно: быть встроенным в систему — детского сада, армии или спортивного лагеря (композиция «Я солдат» группы «Пятница» в исполнении юниорок). Тренер Шаталина, держащаяся старорежимных понятий о воспитании чемпионского характера, противостоит мягкой и любящей матери (Ксения Раппопорт), действующей в соответствии с идеями новейшей педагогики. Но, чтобы преуспеть в спорте, материнский принцип воспитания должен отойти на второй план, и вот мать героини умирает от сердечного приступа, оставляя дочь на попечение тренера.

Следующий пункт обязательной программы — поездка в Москву на конкурс невест. Главный фигурист страны (Милош Бикович) ищет партнершу для выступления на Кубке льда. Показательно, что судьба Нади решается именно на примере парного, а не одиночного катания: обрести себя героиня может только в союзе с прославленным спортсменом, который из профессионального почти сразу же перерастает в союз любовный. Увлеченная победами, она не замечает, что партнер сосредоточен исключительно на золотых медалях и не разделяет семейных ценностей. В этот момент образ ледяной арены впервые меняет значение, превращаясь из поля чудес в холодную пустыню. Полученную вскоре героиней травму можно понимать и как травму бесперспективных отношений, и как травму советского воспитания: пожертвовавшая здоровьем ради спорта фигуристка оказывается прикованной к инвалидной коляске. Единственный, кто может ее спасти, — это хронический неудачник Горин с «девятью победами и семью поражениями», карьера которого далека от идеальной.

Иван-дурак

Обаяние персонажа Петрова, кажется, составляет половину успеха дилогии. Он верит в амулеты и примитивную магию, с детской непосредственностью переносит на постсоветскую реальность мифологию «Звездных войн» и не только помогает Наде встать на ноги, но и становится ей кем-то вроде матери. Как и она, он противостоит принципу внешнего успеха, который метафорически соотносится с темой льда. «Лед трещит» — фраза, которую он повторяет вслед за матерью героини. Только им двоим под силу если не растопить, то хотя бы надломить лед окружающей действительности. По законам русской сказки «снежная принцесса» предпочитает теплокровного ухажера ледяному, а любовь берет верх над карьеризмом. Победа Горина, как и его участие вместе с Надей в международных соревнованиях (изучивший азы фигурного катания хоккеист легко заменил профессионального фигуриста), — это типичная победа Иванушки-дурачка над умелыми конкурентами, золотого сердца над холодным профессионализмом.

Родина-мать

Тренер Шаталина (замечательная работа Марии Ароновой), пожалуй, самый неоднозначный персонаж дилогии, воплощающий на экране Родину-мать. Как и положено метафорической фигуре такого масштаба, она объединяет оба воспитательных принципа — репрессивно-жертвенный и материнский, ледяной и сердечный. Отсюда постоянные метания персонажа между образом истукана и последней защитницы очага.

Шаталина проводит свою воспитанницу через все ужасы спортивной дрессировки, чтобы та смогла стать образцовой женой и матерью (материнство часто воспринимается как своего рода спортивное достижение). Финал первого «Льда» лишает героиню карьеры (несмотря на слезы и овации стадиона, Горина и Надю дисквалифицируют), оставляя ее в статусе невесты и будущей матери. Так первая часть дилогии оказывается метафорической историей о становлении «настоящей женщины», чемпионки в любви и семейной жизни.

От сказки к правде

Несмотря на весь драматизм, первый «Лед» был картиной оптимистической, романтической мелодрамой о юношеских грезах. С приходом Жоры Крыжовникова, автора народных комедий «Горько!», «Горько! 2» и сериала «Звоните ДиКаприо!», концепция начала тяготеть к большему реализму. Примитивная магия больше не работает, а чудеса если и случаются, то в области человеческих взаимоотношений. «Лед 2» еще в трейлере был заявлен как более зрелая история про тяготы брака: то ли молодую семью заел быт, то ли Надя впала в послеродовую депрессию и бросила хоккеиста с младенцем на руках. Но сказка оказалась страшнее.

Вопреки чудесному исцелению Нади в первой части, ее старая травма дает о себе знать, и героиня скоропостижно умирает в родах. Интересно, как возникло это сценарное решение. Такое ощущение, что вариант с послеродовой депрессией действительно рассматривался, но был отвергнут как этически некорректный (нельзя же, в самом деле, на всю страну транслировать сомнительные ценности).

В соответствии со своим статусом супергероини Надя приносит себя в жертву ради новорожденной дочери. Теперь другая девочка, тоже Надя (Виталия Корниенко), должна отправиться на временные воспитательные работы к Шаталиной, но между ними встает отец, временно исполняющий роль гиперопекающей матери. Пожертвовав ради семьи карьерой, он уходит из большого спорта («работаю в хоккее, но сейчас в декрете»).

Несоответствие героя «настоящей» мужской роли показано как досадное уклонение от правильного курса. Смена гендерной модели оборачивается для него серьезными неприятностями: будучи не в силах справиться с тревожностью, он запрещает дочери приближаться к катку и делает все, для того чтобы она не повторила судьбу матери. Протест против свободы добровольно принести себя в жертву (спорту, призванию и Отечеству) трактуется как посягательство на базовые ценности — и госсистемой, и Родиной, и самой девочкой. Для лишения героя родительских прав нет серьезных оснований; его наказывают не потому, что он опаздывает или плохо водит, а потому что защищает ребенка от травматичности взрослой жизни. Так возникает сюжет про оспаривание родительских прав, где истцом выступает Родина-мать, требующая от своего гражданина преданности национальным добродетелям, а ответчиком становится вконец запутавшийся отец-одиночка. При этом авторы достаточно либеральны, чтобы не отдавать ребенка на воспитание государству (Родина-мать имеет с ним меньше общего, чем может показаться на первый взгляд). Государственная машина, точнее, органы опеки, показана не как нечто монолитное, а как гибрид старорежимной грымзы и человечной молодой сотрудницы (Надежда Михалкова).

Путь смирения

Интересно, что, пока герой Петрова противостоит окружающей его реальности, у него ничего не получается: похищение дочери и побег за границу с директрисой хоккейного клуба оказываются имитацией (тут Крыжовников цитирует самого себя в «Звоните ДиКаприо», где Юлия Хлынина с Петровым тоже планировали покинуть страну); одиночный митинг перед подъездом, где живет Шаталина, также ни к чему не приводит. Но стоит молодому отцу смириться с действительностью и добровольно отказаться от отцовских прав, как у него сразу все налаживается: Родина-мать Шаталина просит прощения и даже встает на колени в зале суда (привет, судебные шоу на российском ТВ); сама природа Байкальского озера радостно приветствует блудного сына; даже лед наконец готов дать трещину и расступиться под ногами героев. Мысль о необходимости покориться судьбе рефреном звучит за кадром в «Озере надежды» Пугачевой. Принять неизбежное — вот рецепт успеха. Так вторая часть дилогии вступает в противоречие с первой, где утверждалось как раз обратное: смирение со своей участью ведет на темную сторону.

Колесо сансары

В финальной сцене хор исполняет «Сансару» Басты — образ вечно повторяющегося жизненного цикла, очевидно, важен для фильма. Женский мир здесь всецело на стороне колеса страданий и перерождений, мужчина — в лучшем случае попутчик. Сансара и в забавном повторе имен (Надя-жена, Надя-дочь, будущая пассия Надежда Михалкова), и в пафосе родительства (на титрах создатели «Льда 2» дают семейные фотографии членов съемочной группы). На другом полюсе — репрезентация женского одиночества. В клипе на «Озеро надежды» квартира Шаталиной превращается в ледяную пещеру — этот образ можно прочитать как буквально (нет чайлдфри), так и метафорически (очаг Родины-матери почти не греет, а сама она слишком много времени проводит в судах).

В последнее время трек «Сансара» пользуется у кинематографистов большой популярностью — им озвучена сцена повешения декабристов в недавнем «Союзе Спасения». Вряд ли каждый зритель готов воспринимать «Лед 2» как метафорическую притчу о современной российской действительности, колеблющейся между заморозками и оттепелями, но нельзя не разглядеть за условными сюжетными коллизиями канву нашей общей жизни.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/fishing/method/article/2015/12/17/645334-zapiski-s-pervogo-lda.html
http://esoterics.wikireading.ru/78269
http://sfish.ru/page/dansing-pervogo-lda
http://fox-cherry-lee.livejournal.com/393034.html
http://www.kinopoisk.ru/media/article/4000685/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector