1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трофейный карамультук

Журнал КАЛИБР.RU

Трофейный карамультук

Со временем в охотничьей жизни все большее удовольствие приносит подготовка и завершение охоты, а не ее результат. Причем особенную радость доставляют посиделки в хорошей компании, когда начинаются рассказы об одной пуле на двух и даже трех кабанов, о выходе на медведя с рогатиной или о попытках пристукнуть зайца прикладом ружья, когда кончились патроны.

Как правило, персонажи подобных компаний одни и те же и очень точно отражены на картине Василия Перова «Охотники на привале».

Основные типажи — бывалый, заливала, скептик-всезнайка, старый егерь (на картине отсутствует) и благодарные слушатели.

Однажды, отмечая очередной выход в компании старых приятелей, хозяин застолья, сделавший удачный выстрел, заявил:

— В следующий раз пойду с этим! — и вытащил из сейфа старинное оружие.

— Вот так карамультук! — восхитился один из гостей.

— Какой карамультук?! — обиженно воскликнул хозяин. — Это же украшенное оружие!

На некоторое время предмет был забыт, и завязалась жаркая дискуссия об этимологии слова «карамультук». Дословный перевод с тюркского — черное ружье, но в некоторых диалектах слово означает фитильное ружье.

Википедия выдает версию, на которую и ссылался владелец: «Карамультук — это примитивное, недорогое, неукрашенное оружие».

Надо признать, в обиходе словом «карамультук» обычно пренебрежительно называют простое и потрепанное оружие. Но хранящиеся в музеях образцы восточного оружия часто имеют приклады черного цвета независимо от степени оформления и системы зажигания.

На мой взгляд, надо принимать во внимание цветовую символику ислама и отношение к оружию на заре его появления как к дьявольскому изобретению. Черный цвет в исламе самый неоднозначный.

С одной стороны, это цвет грязи, греха и смерти — не зря неблаговидные дела называют черными. С другой стороны, священный камень Кааба черный, да и пророк часто носил одежду черного цвета.

Форма и количество нарезов ствола характерны для данного исторического периода. Фото автора.

Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Розетка представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей.

Поэтому мне кажется, что черный цвет символизирует двойственность оружия: с одной стороны оно несет смерть, с другой — дает защиту, что, кстати, согласуется и с христианским взглядом на оружие.

Правда, отвлекаясь от темы, замечу: в современном обществе взгляд на оружие становится все более однобоким и отрицательным.

Но загадки оружия на этом не кончаются. На вид это классический европейский штуцер. Форма характерна для XVII — XVIII веков.

Общая длина 1000 мм; тяжелый нарезной восьмигранный ствол длиной 640 мм, калибр 13,6 мм по полям нарезов, по нарезам 15 мм, самих нарезов 7 штук; на прикладе находится традиционный пенал для принадлежностей; с правой стороны на «кавалерийский манер» расположены антабки.

Замок кремневый, батарейного типа, когда-то богато украшенный, ныне потерявший свой внешний лоск, но сохранивший работоспособность механизма. Всех поразил легкий спуск и сноп искр, который выдавал старинный механизм, как и спусковой крючок, заканчивающийся завитком.

Ложе штуцера имеет длинное цевье, которому до дульного среза не хватает 2 см, на конце оно укреплено металлическим наконечником. Ствол к цевью крепится шпильками, для чего на стволе снизу припаяны петли.

Если следовать сухим цифрам (размеры, форма, манера исполнения), то можно найти не менее сотни подобных штуцеров в различных музеях, где их европейский провенанс (происхождение) подтвержден многократно.

Внешне штуцер декорирован растительным орнаментом, напоминающим исламский орнамент ислими и выполненным из светлого листового металла (возможно, из серебра.) Никаких клейм, надписей обнаружить не удалось. Сравнительный анализ позволяет датировать предмет предположительно XVIII веком.

Конструкция кремневого батарейного замка оставалась неизменной более 200 лет. Фото автора.

Но отдельные части, а именно ствол, допускают и более ранее изготовление. В подтверждение этой версии владелец показал каталог авторитетного аукциона в Германии, где выставлялся штуцер с колесцовым замком, датированный 1600 годом.

Судя по фотографиям и описанию, стволы штуцеров нашего приятеля и аукционного совершенно идентичны: длина, калибр, целик необычной формы и внешний вид — все одинаково.

Целик показался всем весьма необычным. Мы предполагали, что подобная конструкция возникла не раньше середины XIX века, но уважаемый эксперт датировал ее на два века раньше, хотя перекидные целики были известны с XVII века.

Кстати, параллельно возник спор, что́ у нашего приятеля — штуцер или карабин? Боковые антабки указывали на карабин. Но достаточно ли наличие подобного признака для столь однозначной трактовки?

Дальнейшее сравнение столь схожих предметов разрешало все больше и больше загадок. Так, первоначально предполагалось, что штуцер-карабин был захвачен во время многочисленных стычек турецких войск с европейскими.

Но, изучив фотографии аукционного штуцера, мы вдруг обнаружили на прикладе медальон с изображением мужчины в турецкой одежде. И, естественно, возникла мысль: а может, это был заказ турецкого вельможи какому-нибудь западному оружейнику, и тот изобразил заказчика?

Но как тогда быть с исламским запретом изображать людей? Вряд ли такой заказ был бы выполнен.

Несмотря на длительное противостояние двух цивилизаций, торговые отношения между ними не только существовали, но и расцветали. И если австрийская империя изнывала под непрерывными ударами турецких войск, то Франция или Венецианская республика дружили с турками (впрочем, до поры до времени).

И все-таки версия с захватом трофея турками более правдоподобна. И обычай изображать на ружье его предназначение до сих пор сохранен. Правда, сейчас это, как правило, птицы и животные. Далее дискуссия плавно перетекла на обсуждение вопроса, для кого и для чего мог предназначаться этот штуцер.

По общему мнению, штуцер предназначался для охоты и принадлежал человеку небедному. Богатая отделка, нарезной ствол позволяют отнести оружие если не к высшему, то к достаточно высокому классу. Оно вполне могло украшать арсенал какого-либо высокопоставленного вельможи.

В приклад встроен пенал для хранения необходимых принадлежностей по чистке и уходу за оружием. Фото автора.

Охота в Османской империи была одним из обязательных предметов в подготовке претендентов на султанский трон, поскольку считалось, что так можно воспитать качества, которые пригодятся на войне (тут же, конечно, вспомнили знаменитых снайперов Второй мировой войны, которые в мирной жизни тоже были охотниками).

Ну а если султан любил охоту, то и визирям увлекаться ею сам Аллах велел.

На кого же охотились турецкие подданные? Согласно придворным хроникам, султан Ахмед I в ходе одной охоты добыл 18 оленей, 150 зайцев, 40 лис и несколько волков; итогом другой охоты были 12 оленей, 127 зайцев, 33 лисы и один волк.

До определенного момента на охоте предпочтение отдавалось луку, но появление колесцового замка позволило и всаднику на лошади успешно пользоваться огнестрельным оружием.

За всеми этими размышлениями все почему-то решили, что оружие имеет восточное происхождение. Особенно горячо эту версию отстаивал один из наших приятелей, проведший детство в Стамбуле в семье работника посольства. Собственно, и говорил только он, а мы зачарованно слушали.

Сопоставив всю информацию, выданную владельцем предмета, он погрузил нас в атмосферу Османской империи в период наивысшего расцвета — в эпоху великих завоеваний, дворцовых интриг и переворотов, узаконенного братоубийства и управления государства кухарками, а точнее, наложницами из султанского гарема.

Появление штуцера, проданного на аукционе (если довериться опыту аукционного эксперта), произошло в момент наиболее драматичного противостояния двух величайших империй того времени: Османской и Габсбургской.

Турки с пугающей периодичностью осаждали Вену, и ей приходилось выплачивать дань. И хотя после смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году пост султана чаще всего занимали личности, в подметки не годящиеся своему предку, Европа продолжала трепетать под гнетом Османской империи.

Пока очередной правитель увлекался пьянством (невероятное явление в исламском мире, вероятно, сказались славянские гены по материнской линии) или погрязал в коррупции и разврате, великие визири продолжали поддерживать миф о величии империи. И все это время турецкие войска совершали походы на Запад, и во время одного из них штуцер поменял хозяина.

Колесцовый замок, первоначально стоявший на штуцере, наряду с неоспоримыми преимуществами над фитильным и кремневым, который только становился популярным, обладал существенным недостатком.

Это сложность изготовления и ремонт. Механизм замка мог починить работник с квалификацией часовых дел мастера.

Вероятней всего, колесцовый замок со временем вышел из строя и штуцер получил вторую жизнь с тем же стволом, но в ином обличии. Возможно, это произошло в период с 1648 по 1687 год, когда трон занимал султан Мехмед IV по прозвищу «Охотник».

В первые годы своего правления он мог только наблюдать, как империей управляет сначала его бабушка Кесем Султан, а потом мать Турхан-Султан — последняя представительница женского султаната.

Юноше, вырвавшемуся на волю из золотой клетки дворца Топкапы, где ежеминутно венценосные наследники ожидали смерти, охота пришлась по вкусу. Он мог неделями пропадать в погоне за дичью. Охотничий азарт только разгорался, и со временем это стало проблемой для империи.

Этим персонажам наш рассказчик уделил немало внимания, поскольку они связаны с историей России. Мать султана Турхан была родом из России, а про самого султана Мехмеда мы уже давно знали.

Именно ему казаки писали письмо на знаменитой картине Репина. Именно при Мехмеде IV Османская империя стала терять завоеванные раньше земли, а внутри нарастало недовольство жителей.

Краткий итог правлению Мехмеда IV неожиданно подвел старый егерь Юрий Иванович, который, казалось, кемарил в тепле под разговоры. Открыв глаза и обведя всех взглядом, он сказал:

— А я вам всегда говорил: ребятки, рябки и окуньки — пустые деньки! Вон даже Мехмедку до цугундера довели.

Нам оставалось только удивляться, как все связано в этом мире.

Поскольку данный штуцер был приобретен нашим приятелем в одной из стран Восточной Европы, то очевидно, что он опять стал трофеем и вернулся из плена.

Конечно, рассказ нашего приятеля, подобный сказкам Шахерезады, был настолько правдив относительно истинной истории штуцера, как и сами сказки. Но, видимо, в этом одна из притягательных сторон старинного оружия: очень сложно дать однозначную трактовку, любая деталь готова возбудить фантазию и повернуть мысли в другую сторону.

А уж если все происходит в компании старинных приятелей, то можно себе представить, во что превращается обычная охотничья посиделка.

Трофейный карамультук

Со временем в охотничьей жизни все большее удовольствие приносит подготовка и завершение охоты, а не ее результат. Причем особенную радость доставляют посиделки в хорошей компании, когда начинаются рассказы об одной пуле на двух и даже трех кабанов, о выходе на медведя с рогатиной или о попытках пристукнуть зайца прикладом ружья, когда кончились патроны.

Как правило, персонажи подобных компаний одни и те же и очень точно отражены на картине Василия Перова «Охотники на привале».

Основные типажи — бывалый, заливала, скептик-всезнайка, старый егерь (на картине отсутствует) и благодарные слушатели.

Однажды, отмечая очередной выход в компании старых приятелей, хозяин застолья, сделавший удачный выстрел, заявил:

— В следующий раз пойду с этим! — и вытащил из сейфа старинное оружие.

— Вот так карамультук! — восхитился один из гостей.

— Какой карамультук?! — обиженно воскликнул хозяин. — Это же украшенное оружие!

На некоторое время предмет был забыт, и завязалась жаркая дискуссия об этимологии слова «карамультук». Дословный перевод с тюркского — черное ружье, но в некоторых диалектах слово означает фитильное ружье.

Википедия выдает версию, на которую и ссылался владелец: «Карамультук — это примитивное, недорогое, неукрашенное оружие».

Надо признать, в обиходе словом «карамультук» обычно пренебрежительно называют простое и потрепанное оружие. Но хранящиеся в музеях образцы восточного оружия часто имеют приклады черного цвета независимо от степени оформления и системы зажигания.

На мой взгляд, надо принимать во внимание цветовую символику ислама и отношение к оружию на заре его появления как к дьявольскому изобретению. Черный цвет в исламе самый неоднозначный.

С одной стороны, это цвет грязи, греха и смерти — не зря неблаговидные дела называют черными. С другой стороны, священный камень Кааба черный, да и пророк часто носил одежду черного цвета.

Читать еще:  Навыки добычливого засидчика

Форма и количество нарезов ствола характерны для данного исторического периода. Фото автора.

Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Розетка представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей.

Поэтому мне кажется, что черный цвет символизирует двойственность оружия: с одной стороны оно несет смерть, с другой — дает защиту, что, кстати, согласуется и с христианским взглядом на оружие.

Правда, отвлекаясь от темы, замечу: в современном обществе взгляд на оружие становится все более однобоким и отрицательным.

Но загадки оружия на этом не кончаются. На вид это классический европейский штуцер. Форма характерна для XVII — XVIII веков.

Общая длина 1000 мм; тяжелый нарезной восьмигранный ствол длиной 640 мм, калибр 13,6 мм по полям нарезов, по нарезам 15 мм, самих нарезов 7 штук; на прикладе находится традиционный пенал для принадлежностей; с правой стороны на «кавалерийский манер» расположены антабки.

Замок кремневый, батарейного типа, когда-то богато украшенный, ныне потерявший свой внешний лоск, но сохранивший работоспособность механизма. Всех поразил легкий спуск и сноп искр, который выдавал старинный механизм, как и спусковой крючок, заканчивающийся завитком.

Ложе штуцера имеет длинное цевье, которому до дульного среза не хватает 2 см, на конце оно укреплено металлическим наконечником. Ствол к цевью крепится шпильками, для чего на стволе снизу припаяны петли.

Если следовать сухим цифрам (размеры, форма, манера исполнения), то можно найти не менее сотни подобных штуцеров в различных музеях, где их европейский провенанс (происхождение) подтвержден многократно.

Внешне штуцер декорирован растительным орнаментом, напоминающим исламский орнамент ислими и выполненным из светлого листового металла (возможно, из серебра.) Никаких клейм, надписей обнаружить не удалось. Сравнительный анализ позволяет датировать предмет предположительно XVIII веком.

Конструкция кремневого батарейного замка оставалась неизменной более 200 лет. Фото автора.

Но отдельные части, а именно ствол, допускают и более ранее изготовление. В подтверждение этой версии владелец показал каталог авторитетного аукциона в Германии, где выставлялся штуцер с колесцовым замком, датированный 1600 годом.

Судя по фотографиям и описанию, стволы штуцеров нашего приятеля и аукционного совершенно идентичны: длина, калибр, целик необычной формы и внешний вид — все одинаково.

Целик показался всем весьма необычным. Мы предполагали, что подобная конструкция возникла не раньше середины XIX века, но уважаемый эксперт датировал ее на два века раньше, хотя перекидные целики были известны с XVII века.

Кстати, параллельно возник спор, что́ у нашего приятеля — штуцер или карабин? Боковые антабки указывали на карабин. Но достаточно ли наличие подобного признака для столь однозначной трактовки?

Дальнейшее сравнение столь схожих предметов разрешало все больше и больше загадок. Так, первоначально предполагалось, что штуцер-карабин был захвачен во время многочисленных стычек турецких войск с европейскими.

Но, изучив фотографии аукционного штуцера, мы вдруг обнаружили на прикладе медальон с изображением мужчины в турецкой одежде. И, естественно, возникла мысль: а может, это был заказ турецкого вельможи какому-нибудь западному оружейнику, и тот изобразил заказчика?

Но как тогда быть с исламским запретом изображать людей? Вряд ли такой заказ был бы выполнен.

Несмотря на длительное противостояние двух цивилизаций, торговые отношения между ними не только существовали, но и расцветали. И если австрийская империя изнывала под непрерывными ударами турецких войск, то Франция или Венецианская республика дружили с турками (впрочем, до поры до времени).

И все-таки версия с захватом трофея турками более правдоподобна. И обычай изображать на ружье его предназначение до сих пор сохранен. Правда, сейчас это, как правило, птицы и животные. Далее дискуссия плавно перетекла на обсуждение вопроса, для кого и для чего мог предназначаться этот штуцер.

По общему мнению, штуцер предназначался для охоты и принадлежал человеку небедному. Богатая отделка, нарезной ствол позволяют отнести оружие если не к высшему, то к достаточно высокому классу. Оно вполне могло украшать арсенал какого-либо высокопоставленного вельможи.

В приклад встроен пенал для хранения необходимых принадлежностей по чистке и уходу за оружием. Фото автора.

Охота в Османской империи была одним из обязательных предметов в подготовке претендентов на султанский трон, поскольку считалось, что так можно воспитать качества, которые пригодятся на войне (тут же, конечно, вспомнили знаменитых снайперов Второй мировой войны, которые в мирной жизни тоже были охотниками).

Ну а если султан любил охоту, то и визирям увлекаться ею сам Аллах велел.

На кого же охотились турецкие подданные? Согласно придворным хроникам, султан Ахмед I в ходе одной охоты добыл 18 оленей, 150 зайцев, 40 лис и несколько волков; итогом другой охоты были 12 оленей, 127 зайцев, 33 лисы и один волк.

До определенного момента на охоте предпочтение отдавалось луку, но появление колесцового замка позволило и всаднику на лошади успешно пользоваться огнестрельным оружием.

За всеми этими размышлениями все почему-то решили, что оружие имеет восточное происхождение. Особенно горячо эту версию отстаивал один из наших приятелей, проведший детство в Стамбуле в семье работника посольства. Собственно, и говорил только он, а мы зачарованно слушали.

Сопоставив всю информацию, выданную владельцем предмета, он погрузил нас в атмосферу Османской империи в период наивысшего расцвета — в эпоху великих завоеваний, дворцовых интриг и переворотов, узаконенного братоубийства и управления государства кухарками, а точнее, наложницами из султанского гарема.

Появление штуцера, проданного на аукционе (если довериться опыту аукционного эксперта), произошло в момент наиболее драматичного противостояния двух величайших империй того времени: Османской и Габсбургской.

Турки с пугающей периодичностью осаждали Вену, и ей приходилось выплачивать дань. И хотя после смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году пост султана чаще всего занимали личности, в подметки не годящиеся своему предку, Европа продолжала трепетать под гнетом Османской империи.

Пока очередной правитель увлекался пьянством (невероятное явление в исламском мире, вероятно, сказались славянские гены по материнской линии) или погрязал в коррупции и разврате, великие визири продолжали поддерживать миф о величии империи. И все это время турецкие войска совершали походы на Запад, и во время одного из них штуцер поменял хозяина.

Колесцовый замок, первоначально стоявший на штуцере, наряду с неоспоримыми преимуществами над фитильным и кремневым, который только становился популярным, обладал существенным недостатком.

Это сложность изготовления и ремонт. Механизм замка мог починить работник с квалификацией часовых дел мастера.

Вероятней всего, колесцовый замок со временем вышел из строя и штуцер получил вторую жизнь с тем же стволом, но в ином обличии. Возможно, это произошло в период с 1648 по 1687 год, когда трон занимал султан Мехмед IV по прозвищу «Охотник».

В первые годы своего правления он мог только наблюдать, как империей управляет сначала его бабушка Кесем Султан, а потом мать Турхан-Султан — последняя представительница женского султаната.

Юноше, вырвавшемуся на волю из золотой клетки дворца Топкапы, где ежеминутно венценосные наследники ожидали смерти, охота пришлась по вкусу. Он мог неделями пропадать в погоне за дичью. Охотничий азарт только разгорался, и со временем это стало проблемой для империи.

Этим персонажам наш рассказчик уделил немало внимания, поскольку они связаны с историей России. Мать султана Турхан была родом из России, а про самого султана Мехмеда мы уже давно знали.

Именно ему казаки писали письмо на знаменитой картине Репина. Именно при Мехмеде IV Османская империя стала терять завоеванные раньше земли, а внутри нарастало недовольство жителей.

Краткий итог правлению Мехмеда IV неожиданно подвел старый егерь Юрий Иванович, который, казалось, кемарил в тепле под разговоры. Открыв глаза и обведя всех взглядом, он сказал:

— А я вам всегда говорил: ребятки, рябки и окуньки — пустые деньки! Вон даже Мехмедку до цугундера довели.

Нам оставалось только удивляться, как все связано в этом мире.

Поскольку данный штуцер был приобретен нашим приятелем в одной из стран Восточной Европы, то очевидно, что он опять стал трофеем и вернулся из плена.

Конечно, рассказ нашего приятеля, подобный сказкам Шахерезады, был настолько правдив относительно истинной истории штуцера, как и сами сказки. Но, видимо, в этом одна из притягательных сторон старинного оружия: очень сложно дать однозначную трактовку, любая деталь готова возбудить фантазию и повернуть мысли в другую сторону.

А уж если все происходит в компании старинных приятелей, то можно себе представить, во что превращается обычная охотничья посиделка.

Трофейный карамультук

Со временем в охотничьей жизни все большее удовольствие приносит подготовка и завершение охоты, а не ее результат. Причем особенную радость доставляют посиделки в хорошей компании, когда начинаются рассказы об одной пуле на двух и даже трех кабанов, о выходе на медведя с рогатиной или о попытках пристукнуть зайца прикладом ружья, когда кончились патроны.

Как правило, персонажи подобных компаний одни и те же и очень точно отражены на картине Василия Перова «Охотники на привале».

Основные типажи — бывалый, заливала, скептик-всезнайка, старый егерь (на картине отсутствует) и благодарные слушатели.

Однажды, отмечая очередной выход в компании старых приятелей, хозяин застолья, сделавший удачный выстрел, заявил:

— В следующий раз пойду с этим! — и вытащил из сейфа старинное оружие.

— Вот так карамультук! — восхитился один из гостей.

— Какой карамультук?! — обиженно воскликнул хозяин. — Это же украшенное оружие!

На некоторое время предмет был забыт, и завязалась жаркая дискуссия об этимологии слова «карамультук». Дословный перевод с тюркского — черное ружье, но в некоторых диалектах слово означает фитильное ружье.

Википедия выдает версию, на которую и ссылался владелец: «Карамультук — это примитивное, недорогое, неукрашенное оружие».

Надо признать, в обиходе словом «карамультук» обычно пренебрежительно называют простое и потрепанное оружие. Но хранящиеся в музеях образцы восточного оружия часто имеют приклады черного цвета независимо от степени оформления и системы зажигания.

На мой взгляд, надо принимать во внимание цветовую символику ислама и отношение к оружию на заре его появления как к дьявольскому изобретению. Черный цвет в исламе самый неоднозначный.

С одной стороны, это цвет грязи, греха и смерти — не зря неблаговидные дела называют черными. С другой стороны, священный камень Кааба черный, да и пророк часто носил одежду черного цвета.

Форма и количество нарезов ствола характерны для данного исторического периода. Фото автора.

Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Розетка представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей.

Поэтому мне кажется, что черный цвет символизирует двойственность оружия: с одной стороны оно несет смерть, с другой — дает защиту, что, кстати, согласуется и с христианским взглядом на оружие.

Правда, отвлекаясь от темы, замечу: в современном обществе взгляд на оружие становится все более однобоким и отрицательным.

Но загадки оружия на этом не кончаются. На вид это классический европейский штуцер. Форма характерна для XVII — XVIII веков.

Общая длина 1000 мм; тяжелый нарезной восьмигранный ствол длиной 640 мм, калибр 13,6 мм по полям нарезов, по нарезам 15 мм, самих нарезов 7 штук; на прикладе находится традиционный пенал для принадлежностей; с правой стороны на «кавалерийский манер» расположены антабки.

Замок кремневый, батарейного типа, когда-то богато украшенный, ныне потерявший свой внешний лоск, но сохранивший работоспособность механизма. Всех поразил легкий спуск и сноп искр, который выдавал старинный механизм, как и спусковой крючок, заканчивающийся завитком.

Ложе штуцера имеет длинное цевье, которому до дульного среза не хватает 2 см, на конце оно укреплено металлическим наконечником. Ствол к цевью крепится шпильками, для чего на стволе снизу припаяны петли.

Если следовать сухим цифрам (размеры, форма, манера исполнения), то можно найти не менее сотни подобных штуцеров в различных музеях, где их европейский провенанс (происхождение) подтвержден многократно.

Читать еще:  История одного открытия охоты в Подмосковье

Внешне штуцер декорирован растительным орнаментом, напоминающим исламский орнамент ислими и выполненным из светлого листового металла (возможно, из серебра.) Никаких клейм, надписей обнаружить не удалось. Сравнительный анализ позволяет датировать предмет предположительно XVIII веком.

Конструкция кремневого батарейного замка оставалась неизменной более 200 лет. Фото автора.

Но отдельные части, а именно ствол, допускают и более ранее изготовление. В подтверждение этой версии владелец показал каталог авторитетного аукциона в Германии, где выставлялся штуцер с колесцовым замком, датированный 1600 годом.

Судя по фотографиям и описанию, стволы штуцеров нашего приятеля и аукционного совершенно идентичны: длина, калибр, целик необычной формы и внешний вид — все одинаково.

Целик показался всем весьма необычным. Мы предполагали, что подобная конструкция возникла не раньше середины XIX века, но уважаемый эксперт датировал ее на два века раньше, хотя перекидные целики были известны с XVII века.

Кстати, параллельно возник спор, что́ у нашего приятеля — штуцер или карабин? Боковые антабки указывали на карабин. Но достаточно ли наличие подобного признака для столь однозначной трактовки?

Дальнейшее сравнение столь схожих предметов разрешало все больше и больше загадок. Так, первоначально предполагалось, что штуцер-карабин был захвачен во время многочисленных стычек турецких войск с европейскими.

Но, изучив фотографии аукционного штуцера, мы вдруг обнаружили на прикладе медальон с изображением мужчины в турецкой одежде. И, естественно, возникла мысль: а может, это был заказ турецкого вельможи какому-нибудь западному оружейнику, и тот изобразил заказчика?

Но как тогда быть с исламским запретом изображать людей? Вряд ли такой заказ был бы выполнен.

Несмотря на длительное противостояние двух цивилизаций, торговые отношения между ними не только существовали, но и расцветали. И если австрийская империя изнывала под непрерывными ударами турецких войск, то Франция или Венецианская республика дружили с турками (впрочем, до поры до времени).

И все-таки версия с захватом трофея турками более правдоподобна. И обычай изображать на ружье его предназначение до сих пор сохранен. Правда, сейчас это, как правило, птицы и животные. Далее дискуссия плавно перетекла на обсуждение вопроса, для кого и для чего мог предназначаться этот штуцер.

По общему мнению, штуцер предназначался для охоты и принадлежал человеку небедному. Богатая отделка, нарезной ствол позволяют отнести оружие если не к высшему, то к достаточно высокому классу. Оно вполне могло украшать арсенал какого-либо высокопоставленного вельможи.

В приклад встроен пенал для хранения необходимых принадлежностей по чистке и уходу за оружием. Фото автора.

Охота в Османской империи была одним из обязательных предметов в подготовке претендентов на султанский трон, поскольку считалось, что так можно воспитать качества, которые пригодятся на войне (тут же, конечно, вспомнили знаменитых снайперов Второй мировой войны, которые в мирной жизни тоже были охотниками).

Ну а если султан любил охоту, то и визирям увлекаться ею сам Аллах велел.

На кого же охотились турецкие подданные? Согласно придворным хроникам, султан Ахмед I в ходе одной охоты добыл 18 оленей, 150 зайцев, 40 лис и несколько волков; итогом другой охоты были 12 оленей, 127 зайцев, 33 лисы и один волк.

До определенного момента на охоте предпочтение отдавалось луку, но появление колесцового замка позволило и всаднику на лошади успешно пользоваться огнестрельным оружием.

За всеми этими размышлениями все почему-то решили, что оружие имеет восточное происхождение. Особенно горячо эту версию отстаивал один из наших приятелей, проведший детство в Стамбуле в семье работника посольства. Собственно, и говорил только он, а мы зачарованно слушали.

Сопоставив всю информацию, выданную владельцем предмета, он погрузил нас в атмосферу Османской империи в период наивысшего расцвета — в эпоху великих завоеваний, дворцовых интриг и переворотов, узаконенного братоубийства и управления государства кухарками, а точнее, наложницами из султанского гарема.

Появление штуцера, проданного на аукционе (если довериться опыту аукционного эксперта), произошло в момент наиболее драматичного противостояния двух величайших империй того времени: Османской и Габсбургской.

Турки с пугающей периодичностью осаждали Вену, и ей приходилось выплачивать дань. И хотя после смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году пост султана чаще всего занимали личности, в подметки не годящиеся своему предку, Европа продолжала трепетать под гнетом Османской империи.

Пока очередной правитель увлекался пьянством (невероятное явление в исламском мире, вероятно, сказались славянские гены по материнской линии) или погрязал в коррупции и разврате, великие визири продолжали поддерживать миф о величии империи. И все это время турецкие войска совершали походы на Запад, и во время одного из них штуцер поменял хозяина.

Колесцовый замок, первоначально стоявший на штуцере, наряду с неоспоримыми преимуществами над фитильным и кремневым, который только становился популярным, обладал существенным недостатком.

Это сложность изготовления и ремонт. Механизм замка мог починить работник с квалификацией часовых дел мастера.

Вероятней всего, колесцовый замок со временем вышел из строя и штуцер получил вторую жизнь с тем же стволом, но в ином обличии. Возможно, это произошло в период с 1648 по 1687 год, когда трон занимал султан Мехмед IV по прозвищу «Охотник».

В первые годы своего правления он мог только наблюдать, как империей управляет сначала его бабушка Кесем Султан, а потом мать Турхан-Султан — последняя представительница женского султаната.

Юноше, вырвавшемуся на волю из золотой клетки дворца Топкапы, где ежеминутно венценосные наследники ожидали смерти, охота пришлась по вкусу. Он мог неделями пропадать в погоне за дичью. Охотничий азарт только разгорался, и со временем это стало проблемой для империи.

Этим персонажам наш рассказчик уделил немало внимания, поскольку они связаны с историей России. Мать султана Турхан была родом из России, а про самого султана Мехмеда мы уже давно знали.

Именно ему казаки писали письмо на знаменитой картине Репина. Именно при Мехмеде IV Османская империя стала терять завоеванные раньше земли, а внутри нарастало недовольство жителей.

Краткий итог правлению Мехмеда IV неожиданно подвел старый егерь Юрий Иванович, который, казалось, кемарил в тепле под разговоры. Открыв глаза и обведя всех взглядом, он сказал:

— А я вам всегда говорил: ребятки, рябки и окуньки — пустые деньки! Вон даже Мехмедку до цугундера довели.

Нам оставалось только удивляться, как все связано в этом мире.

Поскольку данный штуцер был приобретен нашим приятелем в одной из стран Восточной Европы, то очевидно, что он опять стал трофеем и вернулся из плена.

Конечно, рассказ нашего приятеля, подобный сказкам Шахерезады, был настолько правдив относительно истинной истории штуцера, как и сами сказки. Но, видимо, в этом одна из притягательных сторон старинного оружия: очень сложно дать однозначную трактовку, любая деталь готова возбудить фантазию и повернуть мысли в другую сторону.

А уж если все происходит в компании старинных приятелей, то можно себе представить, во что превращается обычная охотничья посиделка.

Трофейный карамультук

Опубликовал: Стас Молотов в Охота 14.09.2018 0 30 просмотров

Причем особенную радость доставляют посиделки в хорошей компании, когда начинаются рассказы об одной пуле на двух и даже трех кабанов, о выходе на медведя с рогатиной или о попытках пристукнуть зайца прикладом ружья, когда кончились патроны. Со временем в охотничьей жизни все большее удовольствие приносит подготовка и завершение охоты, а не ее результат.

Как правило, персонажи подобных компаний одни и те же и очень точно отражены на картине Василия Перова «Охотники на привале».

Основные типажи — бывалый, заливала, скептик-всезнайка, старый егерь (на картине отсутствует) и благодарные слушатели.

Однажды, отмечая очередной выход в компании старых приятелей, хозяин застолья, сделавший удачный выстрел, заявил:

— и вытащил из сейфа старинное оружие. — В следующий раз пойду с этим!

— восхитился один из гостей. — Вот так карамультук!

— обиженно воскликнул хозяин. — Какой карамультук?! — Это же украшенное оружие!

Дословный перевод с тюркского — черное ружье, но в некоторых диалектах слово означает фитильное ружье. На некоторое время предмет был забыт, и завязалась жаркая дискуссия об этимологии слова «карамультук».

Википедия выдает версию, на которую и ссылался владелец: «Карамультук — это примитивное, недорогое, неукрашенное оружие».

Но хранящиеся в музеях образцы восточного оружия часто имеют приклады черного цвета независимо от степени оформления и системы зажигания. Надо признать, в обиходе словом «карамультук» обычно пренебрежительно называют простое и потрепанное оружие.

Черный цвет в исламе самый неоднозначный. На мой взгляд, надо принимать во внимание цветовую символику ислама и отношение к оружию на заре его появления как к дьявольскому изобретению.

С другой стороны, священный камень Кааба черный, да и пророк часто носил одежду черного цвета. С одной стороны, это цвет грязи, греха и смерти — не зря неблаговидные дела называют черными.

Фото автора. Форма и количество нарезов ствола характерны для данного исторического периода.

Розетка представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей. Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот.

Поэтому мне кажется, что черный цвет символизирует двойственность оружия: с одной стороны оно несет смерть, с другой — дает защиту, что, кстати, согласуется и с христианским взглядом на оружие.

Правда, отвлекаясь от темы, замечу: в современном обществе взгляд на оружие становится все более однобоким и отрицательным.

На вид это классический европейский штуцер. Но загадки оружия на этом не кончаются. Форма характерна для XVII — XVIII веков.

Общая длина 1000 мм; тяжелый нарезной восьмигранный ствол длиной 640 мм, калибр 13,6 мм по полям нарезов, по нарезам 15 мм, самих нарезов 7 штук; на прикладе находится традиционный пенал для принадлежностей; с правой стороны на «кавалерийский манер» расположены антабки.

Всех поразил легкий спуск и сноп искр, который выдавал старинный механизм, как и спусковой крючок, заканчивающийся завитком. Замок кремневый, батарейного типа, когда-то богато украшенный, ныне потерявший свой внешний лоск, но сохранивший работоспособность механизма.

Ствол к цевью крепится шпильками, для чего на стволе снизу припаяны петли. Ложе штуцера имеет длинное цевье, которому до дульного среза не хватает 2 см, на конце оно укреплено металлическим наконечником.

Если следовать сухим цифрам (размеры, форма, манера исполнения), то можно найти не менее сотни подобных штуцеров в различных музеях, где их европейский провенанс (происхождение) подтвержден многократно.

Сравнительный анализ позволяет датировать предмет предположительно XVIII веком. Внешне штуцер декорирован растительным орнаментом, напоминающим исламский орнамент ислими и выполненным из светлого листового металла (возможно, из серебра.) Никаких клейм, надписей обнаружить не удалось.

Фото автора. Конструкция кремневого батарейного замка оставалась неизменной более 200 лет.

В подтверждение этой версии владелец показал каталог авторитетного аукциона в Германии, где выставлялся штуцер с колесцовым замком, датированный 1600 годом. Но отдельные части, а именно ствол, допускают и более ранее изготовление.

Судя по фотографиям и описанию, стволы штуцеров нашего приятеля и аукционного совершенно идентичны: длина, калибр, целик необычной формы и внешний вид — все одинаково.

Мы предполагали, что подобная конструкция возникла не раньше середины XIX века, но уважаемый эксперт датировал ее на два века раньше, хотя перекидные целики были известны с XVII века. Целик показался всем весьма необычным.

Боковые антабки указывали на карабин. Кстати, параллельно возник спор, что́ у нашего приятеля — штуцер или карабин? Но достаточно ли наличие подобного признака для столь однозначной трактовки?

Так, первоначально предполагалось, что штуцер-карабин был захвачен во время многочисленных стычек турецких войск с европейскими. Дальнейшее сравнение столь схожих предметов разрешало все больше и больше загадок.

И, естественно, возникла мысль: а может, это был заказ турецкого вельможи какому-нибудь западному оружейнику, и тот изобразил заказчика? Но, изучив фотографии аукционного штуцера, мы вдруг обнаружили на прикладе медальон с изображением мужчины в турецкой одежде.

Вряд ли такой заказ был бы выполнен. Но как тогда быть с исламским запретом изображать людей?

И если австрийская империя изнывала под непрерывными ударами турецких войск, то Франция или Венецианская республика дружили с турками (впрочем, до поры до времени). Несмотря на длительное противостояние двух цивилизаций, торговые отношения между ними не только существовали, но и расцветали.

Читать еще:  Ружье для прекрасной дамы Семин

И обычай изображать на ружье его предназначение до сих пор сохранен. И все-таки версия с захватом трофея турками более правдоподобна. Далее дискуссия плавно перетекла на обсуждение вопроса, для кого и для чего мог предназначаться этот штуцер. Правда, сейчас это, как правило, птицы и животные.

Богатая отделка, нарезной ствол позволяют отнести оружие если не к высшему, то к достаточно высокому классу. По общему мнению, штуцер предназначался для охоты и принадлежал человеку небедному. Оно вполне могло украшать арсенал какого-либо высокопоставленного вельможи.

Фото автора. В приклад встроен пенал для хранения необходимых принадлежностей по чистке и уходу за оружием.

Охота в Османской империи была одним из обязательных предметов в подготовке претендентов на султанский трон, поскольку считалось, что так можно воспитать качества, которые пригодятся на войне (тут же, конечно, вспомнили знаменитых снайперов Второй мировой войны, которые в мирной жизни тоже были охотниками).

Ну а если султан любил охоту, то и визирям увлекаться ею сам Аллах велел.

Согласно придворным хроникам, султан Ахмед I в ходе одной охоты добыл 18 оленей, 150 зайцев, 40 лис и несколько волков; итогом другой охоты были 12 оленей, 127 зайцев, 33 лисы и один волк. На кого же охотились турецкие подданные?

До определенного момента на охоте предпочтение отдавалось луку, но появление колесцового замка позволило и всаднику на лошади успешно пользоваться огнестрельным оружием.

Особенно горячо эту версию отстаивал один из наших приятелей, проведший детство в Стамбуле в семье работника посольства. За всеми этими размышлениями все почему-то решили, что оружие имеет восточное происхождение. Собственно, и говорил только он, а мы зачарованно слушали.

Сопоставив всю информацию, выданную владельцем предмета, он погрузил нас в атмосферу Османской империи в период наивысшего расцвета — в эпоху великих завоеваний, дворцовых интриг и переворотов, узаконенного братоубийства и управления государства кухарками, а точнее, наложницами из султанского гарема.

Появление штуцера, проданного на аукционе (если довериться опыту аукционного эксперта), произошло в момент наиболее драматичного противостояния двух величайших империй того времени: Османской и Габсбургской.

И хотя после смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году пост султана чаще всего занимали личности, в подметки не годящиеся своему предку, Европа продолжала трепетать под гнетом Османской империи. Турки с пугающей периодичностью осаждали Вену, и ей приходилось выплачивать дань.

И все это время турецкие войска совершали походы на Запад, и во время одного из них штуцер поменял хозяина. Пока очередной правитель увлекался пьянством (невероятное явление в исламском мире, вероятно, сказались славянские гены по материнской линии) или погрязал в коррупции и разврате, великие визири продолжали поддерживать миф о величии империи.

Колесцовый замок, первоначально стоявший на штуцере, наряду с неоспоримыми преимуществами над фитильным и кремневым, который только становился популярным, обладал существенным недостатком.

Механизм замка мог починить работник с квалификацией часовых дел мастера. Это сложность изготовления и ремонт.

Возможно, это произошло в период с 1648 по 1687 год, когда трон занимал султан Мехмед IV по прозвищу «Охотник». Вероятней всего, колесцовый замок со временем вышел из строя и штуцер получил вторую жизнь с тем же стволом, но в ином обличии.

В первые годы своего правления он мог только наблюдать, как империей управляет сначала его бабушка Кесем Султан, а потом мать Турхан-Султан — последняя представительница женского султаната.

Он мог неделями пропадать в погоне за дичью. Юноше, вырвавшемуся на волю из золотой клетки дворца Топкапы, где ежеминутно венценосные наследники ожидали смерти, охота пришлась по вкусу. Охотничий азарт только разгорался, и со временем это стало проблемой для империи.

Мать султана Турхан была родом из России, а про самого султана Мехмеда мы уже давно знали. Этим персонажам наш рассказчик уделил немало внимания, поскольку они связаны с историей России.

Именно при Мехмеде IV Османская империя стала терять завоеванные раньше земли, а внутри нарастало недовольство жителей. Именно ему казаки писали письмо на знаменитой картине Репина.

Открыв глаза и обведя всех взглядом, он сказал: Краткий итог правлению Мехмеда IV неожиданно подвел старый егерь Юрий Иванович, который, казалось, кемарил в тепле под разговоры.

Вон даже Мехмедку до цугундера довели. — А я вам всегда говорил: ребятки, рябки и окуньки — пустые деньки!

Нам оставалось только удивляться, как все связано в этом мире.

Поскольку данный штуцер был приобретен нашим приятелем в одной из стран Восточной Европы, то очевидно, что он опять стал трофеем и вернулся из плена.

Но, видимо, в этом одна из притягательных сторон старинного оружия: очень сложно дать однозначную трактовку, любая деталь готова возбудить фантазию и повернуть мысли в другую сторону. Конечно, рассказ нашего приятеля, подобный сказкам Шахерезады, был настолько правдив относительно истинной истории штуцера, как и сами сказки.

А уж если все происходит в компании старинных приятелей, то можно себе представить, во что превращается обычная охотничья посиделка.

Карамультук и джезайл: грозное оружие племён

Слово «карамультук» происходит от тюркских слов «кара» — черный и «мылтык» — винтовка, ружьё. Именно поэтому вторым название этого оружия является «карамыльтык».

«Черное ружье» было широко распространено и на Кавказе, и в Азии.

Наспех сделанный «самопал» или особый вид огнестрельного оружия?

Обычно, произнося: «карамультук», говоривший имеет в виду какое-то обшарпанное ружьишко или никудышную винтовку. Это слово получило известность после выхода романа Георгия Павловича Тушкана «Джура». Впоследствии его книга была экранизирована и способствовала популяризации ранее малоизвестного в СССР названия специфического огнестрельного оружия. Речь идет о фильмах «Джура» (1940) и «Джура — охотник из Мин-Архара» (1987).

Справедливости ради отмечу: действительно, в большинстве случаев карамультук представлял собой простую длинноствольную винтовку. Но ее не всегда делали наспех, из того, что было под рукой.

Говорят, что стволы этих винтовок изготавливались следующим способом: в кузне выковывался прут с шестигранным сечением по размеру калибра. Вначале он подвергался калибровке, после чего по концам зажимался воротками. Двое человек скручивали его вдоль продольной оси. Нюанс упомянутой операции был в том, что в конце комбинации по скручиванию и одновременно растягиванию получался абсолютно ровный витой прут. После чего его проковывали и навивали железную полосу. Такие манипуляции позволяли, удалив прут, получить идеальный ствол с полигональными нарезами. Что важно: все это выполнялось без особо сложного труда.

Следует заметить, что азиатское оружие, в том числе огнестрельное, прошло свой путь эволюции. Год за годом европейцы придумывали и усовершенствовали мушкеты, фузеи. Азиаты развивали свое видение того, каким должно быть ружье. При этом и европейские, и азиатские образцы имели как сильные, так и слабые стороны.

Трансформированное из довольно примитивного карамультука ружье под названием джезайл можно смело назвать произведением искусства. По своему предназначению это было довольно успешное орудие, просто незаменимое во время гражданской войны благодаря дальности и прицельности стрельбы.

Во время британской военной кампании в Афганистане упомянутое оружие сыграло не последнюю роль в борьбе афганских племен с регулярной армией одной из самых развитых стран Европы. К слову, легендарный персонаж известного романа Артура Конан Дойла доктор Ватсон получил ранение именно из джезайла.

Изгиб в стиле змеи, устрашающий внешний вид и хорошие огневые характеристики в свое время помогли афганским пуштунам вытеснить британцев и дожить вплоть до боевых действий с советскими войсками.

Карамультуки и близкие ему джезайлы в свое время были, по сути, весьма эффективными мушкетами. Британцы, испытавшие на себе первыми из европейцев силу огня этого оружия, уж точно не назвали бы его смешным и нелепым.

Впрочем, любой джезайл – это не только функциональное огнестрельное оружие, но и предмет стиля. Для них характерна эстетичность, изящность. Можно встретить действительно шедевры искусства. Приклад обычно был экзотичной формы (изогнутый), с племенными украшениями.

Для чего делался изгиб, сказать однозначно сегодня нельзя. Кто-то полагает, что это позволяло лучше держать оружие, обладающее большой отдачей.

Другие такое мнение оспаривают. В качестве аргументов приводят тот факт, что подобное приспособление не помогает избежать отдачи, а вот риск обжечь лицо от вспышки пороха при выстреле из фитильного ружья — увеличивалась.

Более вероятно, что изгиб приклада — просто декорация. Скорее всего, так люди выражали свое представление о красоте оружия, а также подчеркивали свой статус. Британцы, воевавшие в Афганистане, рассказывали, что видели джезайлы, чьи приклады были украшены человеческими зубами. Однако весь этот декор и погоня за оформлением внешнего вида ничуть не мешали делать джезайл из того, что было под рукой…

В целом джезайлы и карамультуки активно использовались в XIX веке и даже начале XX во всех исламских странах вплоть до Индии.

Главной отличительной чертой таких ружей была их длина. Обычно карамультук мог достигать в высоту до 175 см (рост не самого низкого мужчины). Встречались джезайлы, которые были длиннее стрелка.

Подобное оружие европейцы никогда не производили. Исключение составляли единичные работы некоторых мастеров. Также типичные джезайлы или карамультуки были гораздо больше по калибру чем оружие европейских пехотинцев.

Война британцев в Афганистане

Исключительная длина и мощь карамультуков сочетались с высокой точностью при ведении огня. В свою эпоху они были самыми грозными дальнобойными ружьями с высокой пробивной способностью.

Традиционно европейцы воевали на равнинной местности. Там мушкеты были незаменимым оружием. А вот в горах, где приходилось воевать британским солдатам во время афганской войны, они были малоэффективны. В свою очередь, карамультуки прицельно били издали.

Пуштуны вели огонь из укрытий, прячась в ущельях гор. Они изматывали врага, который просто не имел возможности дать адекватного ответа. Помогала только артиллерия.

К примеру, стандартный британский мушкет Brown Bess был опасен на расстоянии 150 метров, в то время как карамультук эффективно мог поразить цель на расстоянии до 250 метров. И это с учетом того, что карамультуки – варварское оружие, не имеющее таких технических характеристик, как европейские мушкеты.

Чем отличается джезайл от карамультука?

Если в названии «карамультук» присутствует понятие «черное» (без каких-либо украшений), то джезайл – подобное по функционалу оружие, однако, имеющее индивидуальное оформление.

Джезайлы оказались в строю даже во время советско-афганской войны. В середине XX века пуштуны продолжали пользоваться оружием, технологически застрявшим в XVII веке. Вполне исправно работающие джезайлы и в наше время можно увидеть где-то в Африке. Сейчас это оружие используют охотники. Трудно даже предположить, сколько лет на самом деле их кремневым мушкетам.

Сравнительно недавно, в одних местах до 30-х, в других — до конца 50-х годов прошлого века, в Тибете и примыкающих к нему областях (Памире, Гиндукуше, Каракоруме, Гималаях) были распространены винтовки фитильного типа, отличающиеся длинными стволами. Их называли карамултуками.

Таким образом, во всех случаях, когда говорят о «черных ружьях», применяемых в разных странах, речь идет об одном и том же типе огнестрельного оружия. По форме и конструкции такое ружьё характерно для вооружения народов Кавказа, Средней Азии, Турции и Балкан.

Оружие подобного типа турки, как ни странно, называли арнаутами, как в своё время называли самих албанцев. Особо славились особым умением изготавливать очень длинные стволы в ружьях арабы.

Подводя итог, заметим, что главным в карамультуке или джезайле была простота его изготовления (если не считать украшений на джезайле), а также мощность, помноженная на дальность ведения прицельного огня. Отсутствие сложных инженерных решений в конструкции этого оружия была только плюсом в условиях его применения и остается таковой до сих пор.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источники:

http://www.kalibr.tv/index.php?option=com_content&view=article&id=437:2018-10-11-05-16-09&catid=58:n-guns-&Itemid=182
http://zen.yandex.ru/media/kalibr/trofeinyi-karamultuk-5bbedcc4c4487100ababb096
http://www.ohotniki.ru/weapon/smoothbore/article/2018/09/14/652178-trofeynyiy-karamultuk.html
http://osnastka-art.ru/trofejnyj-karamultuk/
http://topwar.ru/155318-karamultuk-i-dzhezajl-groznoe-oruzhie-plemen.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector