1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционные ценности

Традиционные ценности: наполнение смыслом

Скоро мы в очередной раз будем отмечать День семьи, любви и верности. Этот замечательный праздник возник, благодаря святым Петру и Февронии и каждый год он становится поводом не только для праздничных событий, но и для обсуждения семейной проблематики. Пожалуй, чаще всего в этот период звучит словосочетание «традиционные ценности».

К сожалению, несмотря на частоту употребления этих слов, мало кто готов внятно сформулировать, что имеется в виду.

У автора ни один раз были долгие дискуссии на этот счет и с уважаемыми депутатами, и с журналистами, и с учеными, и даже с т. н. лидерами мнений из самых разных сфер. Как правило, все ограничивается простым набором общепринятых «благостей» — «семейный образ жизни», «уважение к старшим», «патриотизм», «любовь к родной культуре, литературе, музыке, живописи» и т. д.

Очень часто апелляция к традиционным ценностям звучит в противовес западному давлению по продвижению нетрадиционных половых отношений. И в этом есть некоторая доля правды. Но лишь часть. Разве наличие в обществе иммунитета к сексуальным патологиям характеризует во всей полноте его семейные традиции?

Для более внятного представления о семейных ценностях в их традиционном контексте предлагаю задуматься над некоторыми злободневными проблемами.

Во-первых, над тем, может ли, народ, сохранивший традиционную культуру, пусть он трижды не приемлет насаждение гомосексуализма, быть мировым лидером по разводам, абортам и числу брошенных детей?

Могут ли и должны ли дети в стране, имеющей традиционные ценности, фанатично восхищаться монстрами из зарубежных мультфильмов и играть с импортными уродливыми игрушками, разрушающими психику?

Должны ли подростки и молодежь сходить с ума от западных «шоу-кумиров», праздновать чужие праздники и ориентироваться на западный образ жизни и тип мышления?

Можно ли считать общество, где все в порядке с традиционными ценностями, если 65% всех семей в нем ограничиваются всего лишь одним ребенком?

Не противоречит ли российским традиционным ценностям презрительно-недружелюбное отношение к многодетности?

И, наконец, каких традиций и каких ценностей придерживаются миллионы российских отцов (по некоторым данным, около 80%), в той или иной форме уклоняющихся от уплаты алиментов собственным детям?

А может быть что-то не так в нашем королевстве? И дело здесь не только и не столько в отношении к половым извращениям. Гомосексуализм, безусловно, противоречит российским традициям и несет угрозу любому обществу, но устойчивость к этой социальной заразе не должна абсолютизироваться в рамках защиты традиционных ценностей. Более того, в русской истории проблема гомосексуализма никогда не имела тех масштабов, чтобы выделять нормальную сексуальную ориентацию в виде особой ценности.

Так что же такое традиционные ценности без абстракций и общих слов? На мой взгляд, ценности, которые принято называть традиционными, неразрывно связаны в первую очередь с семьей. Только с семьей у нас не все так просто, иначе статья на этом могла бы быть закончена. Ниже нам придется к этому еще вернуться.

Кстати, давайте вспомним, что недавно произнес Президент во время своего последнего послания к российским законодателям: «Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры.»

Можно сколько угодно говорить о ценностях, традициях, патриотизме, но вне семейного контекста все это лишено смысла. К счастью, до настоящего дня человечество не изобрело (и, надеюсь, не изобретет) никакой альтернативы семье. Семья — это не только школа жизни, колыбель цивилизации и демографический драйвер, это нечто гораздо большее. Ведь, на самом деле общество — это не столько масса людей, сколько совокупность семей. Люди не просто происходят из семей и обзаводятся семьями. Они живут семьями. В семьях рождаются, взрослеют и умирают. И единственным рецептом любого социального оздоровления (демографического, нравственного, духовного, психологического и т. д.) является оздоровление семьи.

Абсурдность ситуации состоит еще и в том, что в порыве борьбы с демографическим кризисом ответственные лица очень часто говорят о традиционных семейных ценностях, но при этом слепо копируют западный опыт демографической политики. При этом совершенно незаслуженно игнорируется собственный исторический опыт, который следует признать положительным по целому ряду критериев.

Для того, чтобы внести конкретику в данный дискурс я перечислю те ценности, которые являются базовыми в контексте русской семейной традиции.

— глубокая и искренняя религиозность;

— целомудрие (хранение девственности до брака);

— супружеская верность в браке;

— высокий престиж семейного образа жизни (влияние семейного положения на социальный статус);

— обязательность регламентации вступления в брак (согласие родителей, церковное венчание, общественное одобрение и признание);

— межпоколенная семейная организация;

— строгая семейная иерархия;

— высокая репродуктивность (чадородие), недопустимость вмешательства в репродуктивный цикл.

Перечисленные жизненные установки веками обеспечивали динамичный рост населения, несмотря на многочисленные войны, эпидемии и высокую детскую смертность.

Одним словом, традиционные ценности в их русской версии — это все те цивилизационные накопления, которые неистово клеймят либералы всех мастей, феминистки, гей-активисты и русофобы.

А теперь вопрос на засыпку. Кто же отвечает за защиту и сохранение традиционных ценностей? Ведь, призывы об их возрождении слышны постоянно. Я частично соглашусь с теми, кто считает, что вопросы морали и нравственности сложно администрировать на уровне отдельного ведомства. Но, с другой стороны, упадок этой самой морали и нравственности, явное свидетельство к тому, что эти вопросы нельзя пускать на самотек. Увы, но процесс трансляции ценностей подрастающим гражданам не является саморегулируемым.

Кто-то справедливо возлагает надежды на Церковь, так как христианское вероучение напрямую связано с культивацией нравственности и подлинных ценностей. Более того, именно Церковь является самой надежной хранительницей традиций. Однако, доля религиозного (воцерковленного) населения в России, хотя и растет, но не так высока, как хотелось бы. А главное, у Церкви сегодня нет достаточных ресурсов (информационных, образовательных, административных и т. д.), способных эффективно влиять на ситуацию и оперативно отвечать на вызовы времени.

Когда вопрос о субъекте, несущем ответственность, был задан мною на одной из телепередач, посвященной этой теме, известный ведущий после некоторого раздумья ответил, что ответственность за ценностный портрет каждой личности несет семья. Золотые слова. Но не будем забывать, что этот институт в России далеко не в идеальном состоянии: соотношение браков и разводов — 10:6, около 30% детей рождаются вне брака, а время, которое средний родитель ежедневно уделяет своему ребенку не превышает 20 минут. Школа, сверстники, разного рода субкультуры, Интернет и телевизор контактируют с нашими детьми гораздо чаще и дольше, чем родные родители.

Полагаю, необходимость создания в России профильной структуры — Министерства семьи и демографического развития — не просто созрела, но давно перезрела. Крайне важно, чтоб это ведомство, если оно когда-то появится, возглавил человек с положительным семейным опытом, просемейным мировоззрением и четким понимаем того, что традиционные семейные ценности — это не мифическая абстракция, а набор конкретных жизненных практик, которых сегодня критически не хватает.

Игорь Белобородов, научный директор Независимого института семьи и демографии, руководитель рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, кандидат социологических наук

Традиционные ценности и реальность

Нам часто приходится слышать слова «традиционные ценности» или «базовые ценности», «духовные скрепы». Мы слышим их от участников телешоу, в высказываниях консервативных публицистов и, конечно, от представителей госвласти. Обычно они говорят, что ценности россиян уникальны, сформировались несколько столетий назад, застыли в виде «менталитета» или «культурной матрицы» и сравнения с другими странами невозможны. С точки зрения психологии или социологии эти высказывания звучат сомнительно, а некоторые исследователи считают, что политический разговор в терминах ценностей вреден, так как позволяет избегать сути и порождает демагогию. Так что же обычно подразумевают под традиционными ценностями и имеет ли это какую-то связь с фактами?

Что они несут

В представлении людей, специально не занимающихся этой темой, традиционное общество принимает образ либо чего-то темного, наполненного страданиями, предрассудками и насилием, либо, наоборот, ассоциируется с прекрасным, светлым, одухотворенным, правильным и складным. Объединяет эти два преставления то, что они описывают воображаемую реальность и потому целиком зависят от качеств и ценностей самого говорящего.

В слова «традиционные ценности» вкладывают три значения. Во-первых, это неизменные ценности, пришедшие из давних времен, бывшие «испокон веков» или даже «всегда». Во-вторых, это такие ценности, которым необходимо следовать, нормы, правильные принципы. В третьем значении традиционность указывает на уникальность ценностей для страны и культуры. Ключевая характеристика этих значений: они свободны от конкретного содержания и поэтому удобны для манипуляций. Можно говорить о державности россиян, а можно подчеркивать традиционную соборность. Можно говорить о традиции послушания и сильной власти, а можно и о традиционной любви русских к свободе и бунту. Первое подчеркивает ценность конформности, второе – противоположную по сути ценность свободы, однако оба звучат органично со словом «традиционные» – именно потому, что понятие это лишено содержания.

Но как же, скажете вы, разве у нас нет традиций? На этот вопрос еще в 1983 г. исчерпывающе ответил историк Эрик Хобсбаум в его концепции изобретенной традиции. Он привел в пример «традиционную» шотландскую юбку, которая не являлась одеждой древних горцев, а была придумана вместе со своей древней историей лишь в XVIII в. Также, если отследить историю явлений, называющихся традиционными в России, она часто окажется довольно короткой (например, считающуюся народной песню «Ой, цветет калина» написал советский композитор). По Хобсбауму, отсылки к традициям используют, чтобы продвигать определенные практики, явления и ценности. Когда, например, депутаты апеллируют к традиционным ценностям, обосновывая ограничение свободы слова, они наглядно иллюстрируют этот принцип.

О тветы в прошлом

Если же обратиться к части дискуссии, в которой традиционные ценности используются как содержательное понятие, а не манипулятивная конструкция, то неизбежно обнаружится неоконсерватизм. Это набор идей об устройстве общества, часто фантастических и утопических. Неоконсерваторы опираются на критику современности в различных ее проявлениях и предсказывают то конец Европы, то конец западной цивилизации, то мироустройства в целом. Неудовлетворенность современностью приводит к поискам чего-то «более правильного». Но вместо изобретения чего-то нового, неоконсерваторы обращаются в поисках ответа к своим представлениям о прошлом – и находят там «традиционное общество» с «традиционными ценностями». Воображаемое общество противопоставляется современному, различия подчеркиваются и выносятся на первый план – они и получают название традиционных ценностей. По содержанию это, как правило, ценности иерархичности общества и власти, антииндивидуализм, отказ от личных интересов в пользу авторитетов, групп или идей. Связь с некоей идеей в ущерб собственным интересам воспринимается как нечто возвышенное и называется «духовностью», а общество таких людей оказывается связано «духовными скрепами», т. е. какими-то неписаными правилами.

Читать еще:  В Ленобласти медведь убил и съел человека

Эта картина может выглядеть привлекательной утопией, но ее применение к реальности вызывает множество проблем. Сегодняшние общества, основанные на таких принципах, оказываются крайне неэффективными в развитии экономики и обеспечении удовлетворенности граждан. Это либо Афганистан, замыкающий рейтинги экономического и субъективного благополучия, либо Саудовская Аравия, импортирующая практически все, от потребительских товаров до квалифицированных работников. Исследования показывают, что развитие технологий тесно связано с организацией социальной жизни: более демократичные сообщества производят больше инноваций, а традиционные в этом смысле обречены. Развитие «духовных скреп», например, напрямую противоречит технологическому развитию.

Ценности россиян

Кроме долженствования в риторике традиционных ценностей иногда можно услышать утверждения, что россияне уже ими обладают, вероятно, потому, что эти ценности неизменны. Так ли это на самом деле? В серии совместных исследований с социологом Владимиром Магуном мы увидели на фактических данных, что россияне далеки от приписываемого им образа.

Во-первых, ценности традиции занимают у россиян далеко не первое место: по важности они уступают ценностям безопасности и заботы. По сравнению с Западной или Северной Европой наши сограждане существенно меньше разделяют социально ориентированные ценности (традиционность, консерватизм, заботу об окружающих). А важность индивидуалистических ценностей (власть, богатство, достижения) в России, наоборот, значительно выше.

Во-вторых, базовые ценности не неизменны, хотя и стабильны. Более того, ценности россиян за последние 10 лет изменились совсем не в сторону традиции. Наоборот, в России растет важность самоутверждения, власти и богатства и падает ценность заботы об окружающих. В то же время в западноевропейских странах динамика направлена в сторону усиления ценностей заботы об окружающих и самостоятельности.

В-третьих, набор ценностей россиян не уникален. Среди 10 показателей ценностей мы не нашли ни одного, по которому они отличались бы от европейцев. Соотечественники оказываются близки не только к соседям по Восточной Европе, но и к жителям Средиземноморья. Кроме того, они очень разнородны в своих ценностях, и существование «среднего россиянина» довольно сомнительно. Мы обнаружили, что в России и других европейских странах большинство населения можно разделить на четыре группы, внутри каждой из них люди придают важность одним и тем же ценностям. За различия между странами отвечает только одна небольшая группа, одновременно подчеркивающая важность открытости и заботы об окружающих. В России эта группа практически отсутствует, а, например, в Швеции она составляет половину населения.

Американская политика говорит на языке ценностей с середины XX в., в России они стали входить в обиход в 2010-х. Сегодня по всему миру, от Бразилии до Венгрии, консервативные и популистские политики используют прием «традиционных ценностей» для влияния на общественное сознание и продвижения собственных идей и интересов под видом «особого пути». Главное, чего часто не замечают говорящие и слушающие, всякий разговор о традиционных ценностях – это разговор о том, как должно быть, а не о том, как на самом деле есть и что будет, стань это правдой. Если всерьез говорить о консервативных ценностях, то нет ничего плохого в том, что среди россиян есть люди, разделяющие ценности традиции: общество в целом лишь выигрывает от ценностного разнообразия. Однако совсем ненормально и вредно, когда лишь один вид ценностей представляется как единственно верный.

Автор — научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики

Что такое семейные ценности

Если спросить любого прохожего на улице, что входит в это понятие, наверняка каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Всё это являются фундаментом, на котором строится ячейка общества, залогом ее прочности и долговечности.

В этой статье мы расскажем о том, какие бывают семейные ценности, каких видов и классификаций, что к ним относится, как их воспитать, какое значение они несут и как их сохранить, приведем исчерпывающие примеры и поделимся некоторыми советами.

Понятие и определение семейных ценностей: что это такое

Можно открыть Википедию и прочитать длинное, написанное умными словами определение. Но мы пойдем по более простому пути и попробуем объяснить все своими словами.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности: что к ним относится

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
  • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Виды семейных ценностей: что они значат для каждого

Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Любовь

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Доброта

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Какие бывают семейные ценности и как их воспитать: несколько полезных примеров

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.
Читать еще:  Окунь по последнему льду: блесна или мормышка?

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

В детских садах проводятся:

  • Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
  • Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.

В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

Значение семейных ценностей

Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения

90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает «Российским Дом Родословия».

В чем уникальность нашей методики?

  • Мы разработали подробную семейную книгу-инструкцию. Составление генеалогического древа стало доступным даже для простого человека, никак не связанного с наукой, нужно только следовать рекомендациям.
  • Мы помогаем нашим клиентам понять, какие бывают архивы, как получить туда доступ, как работать с документами, каким образом писать туда письма.
  • Мы ведем бесплатное консультационное сопровождение наших клиентов – помогаем им в самостоятельном оформлении своей родословной.

Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Традиционные ценности — идеологическое оружие современной России

Концепция «традиционных ценностей», широко используемая в российской политической риторике, несет в себе серьезную социальную и политическую угрозу для демократического общества.

Выступая на большой ежегодной пресс-конференции 2016 года, Путин связал победу Трампа с представлениями о «традиционных ценностях», которые у россиян и американцев якобы совпадают. Год спустя, на Архиерейском соборе РПЦ, Путин заявил, что «размывание традиционных ценностей» во многих странах «ведет к деградации, взаимному отчуждению общества, обезличиванию людей» а также к росту радикализма, ксенофобии, конфликтам на религиозной почве, и все это происходит когда «разрушающий человека эгоизм превращается в агрессивный национализм».

Обращение к традиции — распространенный прием, применимый в любой обстановке. Политик в США может сослаться на демократическую традицию, заложенную Декларацией Независимости, а авторитарный политик сошлется на традиции поклонения авторитарному лидеру из прошлого. Но у таких обращений есть общая черта. Ссылка на традицию чаще всего используется в оборонительных целях, когда политическое пространство, на котором идет игра, находится под гипотетической угрозой. «Традиция» в этом случае играет роль виртуальной защитной стены, отделяя защищающихся от «опасных» и «разрушающих» социальных конструктов.

К примеру, идеология СССР, носившая в период его экспансии наступательный характер, призывала не к защите традиций, а к их слому, и к построению нового общества, живущего по новым правилам. Идеологические укрепления на завоеванных территориях советские идеологи стали возводить только тогда, когда наступление выдохлось, да и то на первых порах делали это довольно небрежно. «Моральный кодекс строителя коммунизма», небрежно передранный с моисеевых заповедей, был скорее, еще одним документом, который, вместе с советской Конституцией, никто не читал, и которому никто не следовал. В постсоветской же России ссылки на традицию первоначально носили маргинальный характер. К ним прибегали идеологические эпигоны КПСС — от КПРФ до «Трудовой России» и «Национал-большевиков» (запрещенная в России организация — прим. ред.), а также «почвенные» русские националисты.

Ситуация начала меняться в 2005 — 2007 годах, когда волна ксенофобии, прежде всего, по отношению к выходцам с Кавказа, достигла Москвы и превратилась в серьезную проблему, и для общества, и для государства. Конечно, межнациональные отношения в России всегда были непростыми, но в этой ситуации на них наложился еще и конфликт центра и периферии, обострившийся после отмены прямых выборов глав субъектов федерации.

В сочетании с отсутствием четкой идеологии, позволяющей провести мобилизацию общества, направив недовольство в безопасное для властей русло, это создало для режима серьезные проблемы. Попытки канализировать назревший конфликт вовне, высшей точкой которых стал конфликт в Грузии, замедлили, но не остановили его обострение. После отката в 2008, ситуация вновь накалилась к 2010, вылившись в декабрьские митинги на Манежной площади. Вслед за межнациональным конфликтом, тесно с ним переплетясь, обострился и конфликт за доступ к ресурсам и власти между средним классом крупных городов и государственной бюрократией, что породило протесты «белоленточников» 2011 — 2012 г. Так возник запрос на идею, способную объединить вокруг Кремля все российское общество, убрав самые острые противоречия на второй план.

О создании новой российской мифологии для решения этой задачи заговорили еще в разгар декабрьских событий 2010 года. К 2015 году ее основные принципы и политика продвижения были закреплены в очередной версии Стратегии национальной безопасности, где «традиционным ценностям» был посвящен раздел «Культура», а покушение на них стало рассматриваться как фундаментальная угроза безопасности РФ. В список ценностей государственной важности вошли (ст.78) «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

О каких же ценностях идет речь и почему обращение к ним оказалось эффективным?

В статье «Россия — национальный вопрос», написанной в 2012 году как часть предвыборной программы кандидата в президенты, Путин продекларировал обращение к ценностям, «общим для всех традиционных религий России».

Контекст

Что Россия понимает под «традиционными ценностями»

Русские женщины любят Путина

Америка — не демократия

Россия — сложный и страшный соперник

В России покушение на «традиционные ценности» осуществляется, согласно этой версии, путем их «размывания» и «ослабления единства многонационального народа Российской Федерации», реализуемого при помощи «внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижения роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попыток фальсификации российской и мировой истории, противоправных посягательств на объекты культуры».

Защита «традиционных ценностей» закреплена на уровне государственного управления: в Администрации Президента с этой целью в 2012 году организовано Управление общественных проектов. Не забыто и преследование за посягательство на них, как уголовное, так и административное. Ст.148 УК РФ предусматривает ответственность за «оскорбление чувств верующих», а статья 282 УК — за «возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе».

Читать еще:  Фазаны из-под лайки

Формулировки указанных деяний в этих статьях позволяют с легкостью осудить даже столб городского освещения, просто за то, что он стоит не в том месте. Впрочем, на практике к указанным статьям прибегают выборочно и не очень широко. Скорее, они используются как рамочные инструменты, предписывающие лояльной части общества и бюрократии поведение в рамках определенных идеологических схем. В целом же политика «традиционных ценностей» призвана не столько разруливать конфликты внутри российского общества, сколько канализировать его недовольство на внешние объекты, сплачивая россиян общим чувством исключительности мультинационального и мультиконфессионального русского народа, а также русской культуры и языка как инструментов «беспрецедентного», не имеющего ни аналогов в мировой истории, ни рационального объяснения, межэтнического и межконфессионального объединения.

В целом, политика «возвращения к корням» пока проходит без особых эксцессов. И в российском обществе, и российских элитах, включая их условно-либеральную часть, по вопросу «традиционных ценностей» существует консенсус. «Традиционные ценности» и их защита стали общей формулой российского консервативного поворота, лингва-франка всех хоть сколь-нибудь значимых социальных и политических групп.

В то время как патриарх Кирилл и исламское сообщество заявляют о божественной природе традиционных ценностей, думские депутаты от российской компартии (КПРФ) активно работают в межфракционной депутатской группе по защите христианских ценностей, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов, характеризуемый на официальном партийном сайте как «православный христианин, храмостроитель», высказывает мысль о необходимости защиты «национальных, семейных ценностей, духовных святынь Русского народа, уничтожаемых и подвергающихся глумлению со стороны буржуазного режима».

Активное участие в пропаганде концепции традиционных ценностей принимают и большинство известных мастеров культуры. То, как далеко зашли в России эти процессы можно увидеть, ознакомившись с нынешней «Литературной газетой». Не обошлось и без деятельного соучастия российского академического сообщества в котором активно разрабатывается тема противопоставления прав человека в их западном понимании и «традиционных ценностей», приверженность к которым якобы принципиально отличает российское население от европейского.

Что касается Кремля, то там не останавливаются на достигнутом, а, напротив, стремятся закрепить и развить достигнутый успех. Нащупав чувствительные точки в психологии среднего россиянина, связанные, прежде всего, с семьей и воспитанием детей, изобретая угрозы и прививая с их помощью неприязнь к индустриальному Западу чье влияние для российского режима чрезвычайно опасно, кремлевским политтехнологам удалось возродить царившую в СССР истерию «осажденной крепости», доведя ее до уровня 40-х годов 20-го века.

Предпринимаются энергичные меры для дальнейшей делиберализации института семьи возрождая самые архаичные и патриархальные формы семейных отношений, а также для широкого проникновения религии в повседневную жизнь и в систему образования. Эти меры справедливо рассматриваются российской властью как важнейшее условие успеха проекта «укрепления российской нации».

Наконец, еще одним направлением, над которым работают кремлевские пропагандисты, стал агрессивный экспорт «традиционных ценностей» за пределы России, в страны бывшего СССР и на Запад. С их помощью Россия пытается объединить все силы, которые можно в дальнейшем использовать для разобщения и дестабилизации атакуемого общества и государства, а также для создания эффекта присутствия там «русских людей», нуждающихся в защите и помощи Москвы.

В целом, «традиционные ценности» — крайне агрессивный и токсичный конструкт. По сути, Москва создала и выпустила на свободу вариант православного «Талибана» («Талибан», запрещенная в России организация — прим. ред.), который при системном сбое способен полностью выйти из-под контроля Кремля с не вполне предсказуемыми последствиями. Последние события, такие, к примеру, как неконтролируемая активность «неравнодушных граждан» по защите «традиционных ценностей», приобретающая формы нападения на гражданских активистов и погромов художественных выставок показывает, что этот «Талибан» все менее склонен оставаться под контролем государства, его породившего.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Традиционные ценности

«Традиционные ценности», патриотизм, православие, имперство — вот пожалуй основные догмы, которые насаждаются человеку в России. При том эти люди считают, что имеют на это полное право. Под словом эти я имею в виду все тех же персонажей: Милонова, Мизулиной, Федорова, Зладостанова, Энтео…в этот список недавно попали Москалькова и Кузнецова. Ведь они по своему трактуют достижения народа и его жизнь, якобы оно все во благо государство. Совершенно глупая и эгоистическая позиция.

Прежде всего, кто устанавливает ценности и штрих код «традиционные» на них? Как мы понимаем – государство. Но, если сейчас по причинам нехватки навыков самоорганизации, мы не можем разогнать чиновников, то не должны хотя бы позволять им вмешиваться в свои дела. Мир не стоит на месте, то, что наши родители считали глупостью, мы как дети воспринимали охотно, с любовью и детской наивностью. То же самое, будут делать и наши дети. Нас воспитывают не только родители, но и само общество, школа, работа и разумеется капиталистические отношения. И с какого момента ценности считать традиционными? С Древней Руси, когда например безумный князь Владимир совершал групповые изнасилования и резал семью девушки, над которой совершал надругательства? Или крепостного права, когда семью человека могли проиграть в карты. Или СССР, с его железным занавесом и слежкой за людьми? Где та самая, точка отсчета о признании традиционных ценностей для граждан России? Предположим, эти ценности подойдут не всем, что делать людям Кавказа, Якутии, Бурятии, наверное у них свои понятия о морали и воспитании человека. Отсюда следует, что никаких традиционных ценностей нет, только если вы не в семье безумного консерватора и религиозного фанатика. Это абсолютно абстрактное понятие, которое сгодится только для примитивного и скудоумного народа.

Но не забудем о религии. Почему традиционной считается православие? Почему не язычество? Или даже не так, почему православие, которое установлено по канонам РПЦ? Ведь, если люди хотят помолиться, разве обязательно нужен золотой храм, поп с бородой и крестом? Почему нельзя это сделать в любом удобном месте, не перекрывая дороги своими шествиями, без поклонения иконам или костям, и не показывая их по телевизору. Почему патриарха охраняет ФСО, а не его последователи? К чему все эти, никому не нужные дорогие и эпатажные ритуалы. Зачем нужно брызгать «святой водой» на ракеты, джипы, стадионы, самолеты? В России, как мне кажется, ни один атеист не вызывает такое отвращение к религии, как сами служители православной церкви.

Еще одним пунктом является патриотизм. И тут снова тупик. В чем заключается патриотизм? Бомбить сирийские города — это патриотизм? Или ехать воевать в Чечню, либо Афганистан? Патриотизм заканчивается тогда, когда нужно умирать, только и всего. Когда по трупам обычных молодых ребят ездят танки, или из них делают горки для катания зимой, как например делали дети во времена Второй мировой. И делать это за выдуманные политиками и генералами вещи. Большая часть «патриотичных семей», сразу забывают о своем долге, когда к ним привозят гроб с их сыном, и говорят, что он погиб по невыясненным обстоятельствам. Зато выразят благодарность по телевизору, подкинут немного денежек(и то не факт) и может быть дадут награду посмертно. Вот и цена жизни в нашем государстве, долга перед родиной. А дальше про вас забудут, ведь ваши родственники биоматериал для поставки свежих желающих воевать.

Наверное про имперство много говорит не станем, тут пожалуй все последние годы Россия только этим и занимается. При том имперство странное. Отдаются например месторождения природных ископаемых для Норвегии, или Курилы для Японии, но когда дело касается Крыма, или Украины, патриоты и солдафоны с пеной у рта кричат о защите народа и русской нации. Не то что нам есть дело до того, кто будет осваивать нефть (нам с нее никаких денег не идет) или до островов, про которых государство забыло. Это просто пример того, что все трактуется в пользу победителя.

Какая же другая Россия была, спросите вы? Наверняка все подумают, что начнутся перечислять анархистов. Но нет, не обязательно и не только анархисты. Несколько примеров привести можно. Особенно это касается науки. Жолио-Кюри сказал отличную фразу: “Каждая страна должна внести свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации развитием научных исследований. Если она этого не делает, она превращается в колонию”.

И Россия в этом плане, далеко не исключение.

Знали ли вы, что потомки знаменитого русского революционного деятеля Александра Ивановича Герцена, его сын Александр и внук Петр были выдающимися врачами? Физиологами и одними из основателей онкологии.

Знаменитый Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии за изучение пищеварения и условных рефлексов. Андрей Сахаров, Лев Ландау, Постернак, Жорес Алферов. Были люди, кто занимался наукой на чистом энтузиазме и аскетизме, как например математик Григорий Перельман.

Это Петр Лавров, Чаадаев, Вера Засулич, Толстой, Чернышевский, Емельян Пугачев, Степняк-Кравчинский, Иван Болотников, Степан Разин… Почему эти люди не Россия, а Сталин или Николай второй? Путин или патриарх Кирилл? Остается загадкой.

А что в идеале прямо сейчас спросите вы? Нет же пока, тех безумцев, что готовы изменить ситуацию в одночасье. Ну, раз мы не можем в данный момент построить прямую демократию, социализм, то смело можно предложить другие промежуточные варианты. В идеале хотелось бы, что бы государство знало свое место и не лезло в личную жизнь населения. Ведь это не его дело, насаждать свою идеологию, религию, имперский шовинизм. Было бы идеально, что бы народ боролся за свои права, вместо холопского поклонения. Развивались навыки локального самоуправление, выборности, решения конфликтов, взаимопомощи в тяжелых ситуациях. Госслужащие, мусора и чекисты, так же не должны иметь никаких привилегий, а их деятельность не должна прятаться в кабинетиках. Слишком большую роль буржуйская нечисть пытается сыграть в спектакле, под названием «Жизнь человека». Это не конечные цели, это то, чего реально достичь, для того, что бы перейти на следующий этап.

Источники:

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/iyun/tradicionnye_cennosti_napolnenie_smyslom
http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/05/16/801630-traditsionnie-tsennosti
http://xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti
http://inosmi.ru/politic/20180412/241967724.html
http://pikabu.ru/story/traditsionnyie_tsennosti_4734488

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector