2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старый друг лучше новых двух

Старый друг лучше новых двух

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

В городце в 1263 г.
читают сейчас

Неизвестно
1 минуту назад

Я победил: теперь вести.
1 минуту назад

Неизвестно
2 минуты назад

Комар и Волк
2 минуты назад

Писатель и критик
2 минуты назад

Муза
2 минуты назад

Прощанье
3 минуты назад

Костер
3 минуты назад

Неизвестно
4 минуты назад

Старый Друг Лучше Новых Двух

Что такое дружба? Каждый для себя может охарактеризовать ее значение по-разному, но смысл всегда остается один – это полное взаимопонимание и поддержка в любой сложившейся ситуации. Когда нам плохо, мы обращаемся за помощью к своему другу, когда хорошо, тоже, самого первого оповещаем о радостных событиях друга. Одним словом, без настоящего друга, как без воды — и ни туды и ни сюды. Где бы вы не находились, вы должны постоянно чувствовать его мысленно рядом с вами.

Друг – это скорая помощь при любых обстоятельствах. Только он вправе понять наше душевное состояние, дать толковый совет и просто помочь выйти из жизненного тупика. Правда, настоящего друга очень тяжело найти. Скорее всего, это не просто находка, а подарок судьбы. Согласно древним китайским предписаниям, настоящий друг дается небесами в знак хорошего поведения, а если человек не умеет себя вести, то и преданного товарища у него не будет.

В нашем мире настоящая дружба – это когда ты постоянно чувствуешь рядом с собой поддержку старого друга. Именно старый друг – это надежная опора. Это проверенный товарищ, который, не смотря на время, по-прежнему остается с тобой, принося радость и дельные советы. Конечно, обзавестись таким товарищем довольно проблематично. Его не купишь за деньги и не получишь в подарок на день рождение. Тем не менее, у многих из нас есть старый друг, которому мы, безусловно, очень рады. С его помощью можно горы свернуть, зная, что за спиной стоит преданный и проверенный годами знакомый.

Народная мудрость гласит: «старый друг лучше новых двух». И это не просто высказывание, это факт, утвержденный жизнью. Рассмотрим следующую ситуацию. Одна девушка по имени Татьяна жила только лишь иллюзиями о настоящей дружбе, не зная ее настоящих признаков. Еще со школьной скамьи с ней рядом была девочка обычной внешности, которую звали Оля. Она всегда была готова прийти на выручку к своей подружке: и списать давала и домашние задания выполняла, и любовные записки красивые писала. Школьные годы закончились. Девочки поступили в разные университеты. Тем не менее, наша «серенькая мышка» никогда не забывала о своей красивой подруге, которая в отличие от нее давно уже выкинула свою школьную помощницу из головы. Татьяна искала и подбирала себе подруг по количеству денег в кошельке и любовным похождением. Она считала, что именно такие модницы, с которыми у нее полностью совпадают взгляды на жизнь, являются ее друзьями. Прошло несколько лет. Ее старый друг Оля, каждый месяц позванивала Татьяне. Тане это не нравилось, она полагала, что с окончанием школы пришел конец дружбы с Ольгой. Оля была застенчивой девушкой, поэтому старалась не заводить знакомства со сверстницами. Для нее идолом и настоящей подругой все равно оставалась Таня. Но, вскоре случилось несчастье. Татьяне стало плохо, ее положили в больницу. Требовалась пересадка одной почки. Но, кто станет донором? Время ускоряло свой шаг, Таня блекла с каждым днем. К ней в больницу не пришла ни одна из ее подружек. Только Оля, узнав, что Таня в беде, сразу прилетела к ней в палату. Татьяна расплакалась, но Ольга утешала, как могла. Кроме того, Ольга, как старый друг Тани, пожертвовала своей почкой ради подруги. Операция прошла успешно. Вскоре Татьяна вернулась в университет. После такого случая, она поняла, что ее старый друг Ольга – это подарок самой судьбы, от которого просто грешно отказаться. Сколько обид пережила Ольга от Тани, но все равно свою преданность она доказала не на словах, а на деле.

Читать еще:  Снаряжаем правильно патроны к летне-осенней охоте

Как видите, старый друг – это человек, который пожертвует ради вас многим. Друзей может быть много, но старый друг лучше новых, и это, безусловно, так. Помните, лучше иметь одного старого друга, нежели много новых товарищей. Вы их не знаете, да и они вас тоже.

Скоморошество под маской классики (о спектакле «Старый друг лучше новых двух»)

Сразу два астраханских театра отметили начало нового сезона постановками Александра Островского. Астраханский драматический театр представил на суд зрителей спектакль Алексея Матвеева «Волки и овцы». Астраханский театр юного зрителя – спектакль «Старый друг лучше новых двух» в постановке московского режиссера, заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры режиссуры драмы и мастерства актера РАТИ (ГИТИС) Михаила Скандарова.

Обращение к классике само по себе дело хорошее. Хотя при этом следует учитывать, что далеко не все произведения писателя-классика сами являются классическими. И если не самая лучшая пьеса Островского «Волки и овцы» до высокой планки классического произведения – понятного и близкого зрителю или читателю во все времена, актуального и самое главное – увлекательного, заставляющего сопереживать, не отпускающего после просмотра, – с трудом, но дотягивает, то «Старый друг…» – вещь абсолютно проходная, написанная автором для зрителя своего времени и сегодня воспринимаемая не более как низкопробный водевиль.

Что же касается спектакля Михаила Скандарова, то он выглядит, как какая-то студенческая самодеятельность, а не профессиональная театральная постановка. То ли Астрахань, мучимая провинциальными комплексами, стремится приглашать столичных светил, особо не разбирая, что и как они собираются ставить, то ли сами светила полагают, что астраханского зрителя можно попотчевать любой халтурой.

Над пьесой «Старый друг лучше новых двух» Островский работал в период до и после написания «Грозы». Сюжет прост, как три копейки. Молодая портниха Оленька – девушка мещанского происхождения – мечтает выйти замуж за титулярного советника Прохора Гаврилыча Васютина – тоже молодого и прыткого. Для Оленьки Васютин очень даже неплохая партия, да и любовь у них, хотя и не до гроба, а так, в разумных прагматичных пределах. Но для самого Васютина единственный шанс преодолеть границы третьего сословия – жениться на девушке «из благородных», потому как следующий чин коллежского асессора был привилегией дворян. Без связей и блата получить его было невозможно. Другой вариант – заключить выгодный брак с дворянкой. Мать Оленьки в принципе не против брака с Васютиным, но опасается подвоха с его стороны. Напротив, родительница самого Васютина хочет более выгодной партии для сына. Во все эти интриги вовлекается жена чиновника Пульхерия Андревна Гущина, работая на два фронта. В итоге свадьба с благородной девицей срывается, а Васютин понимает, что его Оленька – тот самый старый друг, что лучше новых двух.

Спектакль заявлен как комедия-кадриль. Да, кадриль местами была, но отнюдь не зажигательная и спектакль не оживила, хотя зритель, думаю, ждал этого в течение всего одноактного спектакля общей продолжительностью час сорок пять минут. Юмор даже на уровне комедии положений весьма непретенциозный. Возгласы в зале: «О, звезданулась!», когда кто-то из персонажей с грохотом падает за ширмой, или «О, а этот с пузырём уже!», «А этот с арбуза́ми!», говорят о происходящем на сцене сами за себя. Самой уморительной сценой тогда можно считать эпизод, где купец Вавила Осипович Густомесов – вечно пьяный друг Васютина – спускает сверху вниз всё из-за той же ширмы десяток (или больше?) ящиков с вином, а Анфиса Карповна – мать Васютина – их принимает и старательно расставляет на сцене. Смешно, правда? А может, и не очень, учитывая, что даже «поумневший» Васютин с дружком своим расставаться не собирается и от пристрастия к вину отказываться тоже. Так что предстоит молодым долгая счастливая жизнь… Впрочем, это уже домыслы автора данной статьи, а не расставленные в спектакле акценты.

Чем же может быть интересен спектакль современному зрителю? Провозглашением торжества принципа про синицу в руках, которая лучше журавля в небе, даже двух журавлей? Мелко. Актуализацией темы социального неравенства? Вышло неубедительно. Может, это просто развлекаловка такая, чтобы людям время «культурно» провести. Это, конечно, не грех, но опять-таки мелко, тем более для заслуженного деятеля искусств. И не на открытие сезона, всегда запоминающееся. И не в Год театра.

Спектаклю, возможно, помогло бы какое-то новаторство, столь нелюбимое многими театральными консерваторами, но в данном случае уместное – ведь в оригинальной версии всё показанное выглядит настолько просто и смотрится, несмотря на динамизм действия, настолько скучно, что оставляет впечатление какого-то обмана.

Ни Марина Захарова в роли матери Оленьки мещанки Татьяны Никоновны, ни Виктория Яхтина, виртуозно сыгравшая интриганку и сплетницу Пульхерию Андревну, ни Александр Ботяновский (Васютин – незадачливый гонец за двумя зайцами), ни Константин Хахлев, воплотивший колоритный образ лакея Ореста, ни даже блистательная Елена Перова, в роли Оленьки раскрывшая свои разносторонние таланты, не вытягивают спектакль не то что на уровень зрительского восторга, но просто удовлетворения увиденным. Так и хочется по окончании спектакля спросить неизвестно кого: «И это всё?»

Такое сегодня можно смотреть, разве что приняв на грудь изрядную дозу чего-нибудь горячительного, когда ещё «обезьянья» стадия опьянения не перешла в «баранью» (по Гюго). Благо «спиртное» на сцене льётся рекой, так что зрители с персонажами будут на одной волне.

Старый друг лучше новых двух (пьеса)

«Старый друг лучше новых двух» (подзаголовок «Картины из московской жизни») — пьеса в трёх действиях А. Н. Островского, окончательно созданная им в 1860 году.

Жанр: бытовая комедия.

Язык оригинала: русский.

Первая публикация — сокращенная (пьеса еще не была полностью написана): журнал «Московский вестник», 1859, № 29; первая полная публикация: журнал «Современник», 1860, N 9.

Премьера: Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), 10 октября 1860 года, в пользу вдовы и детей выдающегося драматического актера Петербургской императорской труппы А. Е. Мартынова [1] [2] .

Читать еще:  Хвост обезьяны

Содержание

[править] История создания

А.Островский уверенно разрабатывал тему драматического театра — как он его понимал: театра-жизни, театра насущных житейских проблем своего времени. Его персонажи несли со сцены (не только чушь, но и) обычный быт класса, который к этому времени уже уверенно вступил в российское общество, — купечества. Артисты на сцене создавали не величественные характеры героев, а непринужденные образы собственных зрителей — они были такими же, говорили без высокого пафоса, имели те же повадки, одевались в такие же одежды и мыслили так же, существуя в тех же реалиях и пространствах своих современников.

Социальная тематика — вот что оказывалось главным в творчестве драматурга-реформатора. Приверженцы старых театральных традиций — театра, несущего нечто высокое и прекрасное, — уже махнули на Островского рукой: ну что с ним поделаешь — нравится такое зрителям, аплодируют, расхваливают в рецензиях… Они, конечно, пробовали учить этого певца купечества уму-разуму — да разве научишь. Оставалось только уступить. И пьесы Островского все более уверенно вышагивали прямиком на императорские сцены.

К пьесе «Старый друг лучше новых двух» Островский приступил в конце 1850-х годов. Но отвлекался на другие работы. Причины для подобных «перескоков» были. В процессе написания пьесы «Старый друг лучше новых двух», где речь шла о влюбленных, которым непросто отстаивать свои чувства в мещанском московском обществе, возникла новая идея — написания пьесы «Гроза». Уж слишком контрастировали московский и захолустный российский быт. Увлекшись этой темой, Островский за несколько месяцев (июнь — октябрь 1859 г.) сочинил «Грозу» [1] — пьесу о русском захолустье, всколыхнувшую всю Россию, — а потом вновь вернулся к вполне благополучному на этом фоне московскому купеческому быту — где, конечно же, были и свои проблемы.

За это время готовую часть пьесы опубликовал журнал «Московский вестник», 1859, № 29.

А. Островский завершил пьесу 17 апреля 1860 года [1] .

В сентябрьском номере (номер 9) журнала «Современник» комедия Островского «Старый друг лучше новых двух» была напечатана целиком [1] .

[править] Действующие лица

  • Татьяна Никоновна, мещанка, хозяйка небольшого деревянного дома.
  • Оленька, её дочь, портниха, 20-ти лет.
  • Пульхерия Андревна Гущина, жена чиновника.
  • Гаврила Прохорыч Васютин, старик, отставной чиновник.
  • Анфиса Карповна, жена его.
  • Прохор Гаврилыч Васютин, сын их, титулярный советник.
  • Вавила Осипович Густомесов, купец, лет 35-ти, одет по-русски.
  • Орест, лакей, лет 50-ти, важный, неповоротливый, в засаленном сюртуке, часто вынимает табакерку с генералом.

[править] Сюжет

Сюжет пьесы сводится к влюбленным, которым не сразу удается официально соединить свои сердца и души.

Однако за простым сюжетом, вполне обычным для драматургии, Островский показывал социальные проблемы времени. Влюбленные — портниха Олечка и титулярный советник Прохор Гаврилыч Васютин — относятся к одному классу — купеческому, то есть третьему сословию. Они живут в Москве, прозванной «второй столицей» (по некоей «табели о рангах», ибо хронологически Москва стала столицей государства значительно раньше Петербурга), но высокая культурная жизнь, запредельная от их мирка, их вроде и не касается — они обитают в своих обычаях и традициях. Правда, это все равно московская жизнь, а отнюдь не российское захолустье, и в этом обе пьесы, создаваемые одновременно — «Старый друг» и «Гроза», — резко контрастируют. Перед зрителями — московский купеческий быт середины 19 века, где персонажи не только вполне освоили грамотность, но и весьма успешно вписываются в общество. Но… Занимаемая должность Прохора Гавриловича Васютина — титулярный советник [3] . А это значит, что ему, представителю третьего сословия, разночинцу, не пробраться на более высокую ступеньку следующего по классу чина коллежского асессора, предназначенного для дворян. Чины определяли положение в обществе [4] , и всё это было хорошо понятно зрителям 19 столетия и не нуждалось в специальных пояснениях — это были вполне реальные условия жизни того времени. В тот же год написания пьесы (1859 г.) появился очень точно определявший незавидное положение этого чина романс «Титулярный советник» — так что чин титулярного советника стал определенным знаком времени. Без связей и блата выше карьеру не сделать. А нужных связей, судя по всему, у родителей Прохора Гавриловича нет. Они-то мечтают о лучшей доле для него и хотят женить сына на «благородной», да свадьба сорвалась. Зато влюбленные теперь вместе и ничто не мешает им пожениться.

Так что А. Островский, отмечая социальную несправедливость, не является прокламатором революционных общественных идей — он блюститель реального положения вещей и предлагает мудро и тихонечно осматриваться и «не рыпаться»: вот тогда и будет тебе счастье.

Название пьесы по известной пословице — Старый друг лучше новых двух, — как всегда у Островского, несет глубинный символический смысл. И значит оно не только то, что по сюжету возлюбленный возвращается к своей невесте [5] в качестве старого друга (хотя в пьесе речь идет не о дружбе, а о любви); это еще и мудрое предостережение: мол, не надо засматриваться на другое, знай собственное место — своё.

Литературовед Е. К. Созина дает свою оценку этому «счастью»: «В комедии „Старый друг лучше новых двух“ (ее жанровое обозначение („Картины из московской жизни“) потерянный было портнихой Олинькой возлюбленный и потенциальный жених, судейский чиновник Прохор Гаврилыч Васютин, в финале возвращается к ней, любовь и справедливость, казалось бы, торжествуют, но вместе с Васютиным в дом Олиньки и ее матери является купец, спаивающий Васютина, так что каковы будут итоги „счастливой“ развязки, судить еще рано . На этом фоне заглавие пьесы начинает восприниматься иронично…» [5] .

Не будем спорить с этим мнением, оно тоже имеет право на существование, но думается, что А. Островский не вкладывал в название иронию, — он четко и прямо называл всё и вся так, как считал нужным, чтобы быть понятым. Так что, скорее всего, он искренне радовался счастью своих персонажей. А уж они такие — какие есть. Такими он их и любит, ведь это его класс.

Тем не менее, эта любовь «к своим» отнюдь не позволяет драматургу и «не любить». Он видит всё — и общественные пороки, и личностные характеры. В этой связи особое внимание уделено жене чиновника Пульхерии Андревне Гущиной, местной разносчице сплетен. Характер вполне житейский, живой, не утерявшей своей актуальности на протяжении длительного времени. Это не просто комический персонаж пьесы, это социально комический персонаж. Драматург решает этот образ на неадекватности самооценки персонажа его характеру и личностному потенциалу. Вот ее слова о себе: «Я вам скажу, что во мне гордости даже очень много. Я и в порок этого себе не ставлю, потому что гордость моя благородная» (II, 273), причем ее замечания совершенно расходятся с делами [5] , а ее неугомонной энергии настолько тесно в маленьком мещанском кругу, что она не находит в себе сил остановиться: то она плетет какие-то совершенно бессмысленные интриги, то наговаривает несусветную чушь одним персонажам на других, — и всё это — от безысходности, от неумения выйти за пределы своего — именно своего — мира. Она живет в этом мире — районе, — где все друг друга знают, друг про друга сплетничают, друг друга любят или не любят… Где все персонажи — старые друзья, а потому — поймут и простят друг друга; ведь «старый друг» — уже друг, а новый — поди разбери, каким он окажется. Вот и сидят персонажи Островского в миру своих друзей, не вылезают…

Читать еще:  Как правильно выбрать крючок для легкой насадки

[править] Премьера

А. Островский завершил пьесу «Старый друг лучше новых двух» 17 апреля 1860 года.

К этому времени выяснилось, что тяжело болен его друг, выдающийся русский драматический актер Александр Евстафьевич Мартынов, неизменный исполнитель ролей в его пьесах. Одной из последних ролей Мартынова оказался Тихон в «Грозе» Островского, и эту роль он сыграл так, что, по словам А. Я. Панаевой, «дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой» [6] . Артист долго болел, ему необходимо было лечение, врачи прописали поездку на юг в мягкий климат, и Островский сам повез туда Мартынова [1] . Мартынов умер на обратном пути в Харькове на руках Островского 4 [16] августа 1860 года [7] . Только 13 сентября тело А. Мартынова было доставлено в Петербург, а на следующий день состоялись его похороны. В. И. Вольф в своих «Хрониках» (Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета) рассказывал, что хоронили А. Мартынова всем театром. Вдове и детям назначена была небольшая пенсия, а сыну специальная стипендия на учебу в театральной школе [8] .

Вернувшись после этой трагической поездки и похоронив друга, Островский приступил к репетиции своей следующей пьесы «Старый друг лучше новых двух»; по укоренившейся традции обычно драматург сам проводил репетиции собственного произведения. Пьеса была отдана сразу в две императорские труппы — в Петербургскую и Московскую.

Тем временем правление Академии наук утвердило присуждение Островскому большой Уваровской премии за драму «Гроза» [1] — этим как бы особо укрепилась уже и так немалая слава Островского как драматурга.

Премьера пьесы «Старый друг лучше новых двух» прошла 10 октября 1860 года в Петербурге, на сцене только недавно открывшегося Мариинского театра, премьера была посвящена великому актеру Александру Евстафьевичу Мартынову — спекталь был дан в пользу его семьи [1] [8] .

В ролях: Татьяна Никоновна — П. К. Громова, Оленька — Ф. А. Снеткова 3-я, Пульхерия Андревна Гущина — Ю. Н. Линская, Густомесов — Ф. А. Бурдин, Анфиса Карповна — Е. А. Сабурова, Орест — И. Ф. Горбунов, Прохор Гаврилыч — А. М. Максимов, Гаврила Прохорыч — П. И. Зубров.

[править] История постановок

Одновременно Островский проводил репетиции в Москве, где он, собственно говоря, и жил.

Кроме того, Островский стал участвовать еще в одной постановке этой своей пьесы — Красноворотского любительского театра в Москве; там он готовил лишь второе действие, зато он сам репетировал роль пьянчужки купца Густомесова.

Московская премьера (Малый театр, Московская императорская труппа) прошла через четыре дня после петербургской, 14 октября 1860 года — в бенефис Бороздиной 2-й [1] , исполнительницы роли Оли; Татьяна Никоновна — С. П. Акимова, Густомесов — П. М. Садовский, Пульхерия Андревна — Бороздина 1-я, Прохор Гаврилыч — И. В. Востоков, Анфиса Карповна — Н. В. Рыкалова, Гаврила Прохорыч — П. Г. Степанов, Орест — В. И. Живокини. Одновременно, в одном представлении, были показаны еще два одноактных водевиля: «Урок мужьям» Н. Крестовского (Н. И. Куликова) и «Нервная женщина» А. Н. Похвиснева — спектакли шли в то время долго и включали сразу несколько произведений.

А на следующий день, 15 октября 1860 года, в спектакле московского Красноворотского любительского театра было сыграно второе действие комедии Островского «Старый друг лучше новых двух» с участием Островского в роли купца Густомесова [1] .

Это были самые первые постановки.

Еще через несколько лет пьеса опять пришла в Александринский театр (Петербургская императорская труппа):

Проходили постановки в Московской императорской труппе: в 1879 году, когда в труппе дебютировала актриса Ольга Осиповна Садовская (тогда еще Лазарева), среди ее дебютных ролей на сцене Малого театра была и роль Гущиной из пьесы Островского «Старый друг лучше новых двух». В 1897 году в Малом театре роль Прохора Гаврилыча Васютина исполнял выдающийся московский актер Николай Капитонович Яковлев [9] . В сезон 1904/05 гг. роль Оли играла внучатая племянница первой московской исполнительницы этой роли Евгении Бороздиной, актриса В. Н. Рыжова [10] — на той же самой сцене Малого театра.

Пьеса «Старый друг лучше новых двух», как и всё творчество А. Н. Островского, входит в классику русской литературы, хотя и не является столь репертуарной, как его же другие некоторые пьесы. Тем не менее и она насчитывает свои постановки в разных вариациях (например, современный режиссер Андрей Першин (Московский драматический театр «АпАРТе») перенес действие в наши дни и назвал свою редакцию пьесы «Старый друг лучше» [11] ) и неоднократно входила и продолжает входить в репертуар русских театров.

Старый друг лучше новых двух — сочинение-рассуждение

Старый друг лучше новых двух — это не просто известная пословица, это – истина, проверенная веками. Сколько бы нам не было лет, какой бы статус мы не занимали в жизни нам всегда необходим надежный друг, который разделит с нами не только радость, но и грусть. Фундаментом настоящей крепкой дружбы являются не только общие интересы, но еще и доверие, взаимопонимание и поддержка.

Когда хочется поговорить по душам, поделиться своими переживаниями или наоборот разделить радость мы обращаемся к другу, ведь не все свои секреты мы можем доверить близким людям. Именно поэтому особенно ценны друзья, умеющие хранить тайны.

Настоящая дружба не продается и не покупается, она строится годами, именно поэтому старый друг лучше новых двух, ведь дружба с ним прошла проверку временем и за эти годы настоящий друг не раз доказал свою преданность. Настоящая дружба основывается не только на взаимном доверии, но и умении слушать. Друг это тот, кто не только рассказывает о своих проблемах, это тот, кто всегда готов выслушать ваши проблемы. С близким другом вовсе не обязательно постоянно что – то обсуждать, ведь с ним комфортно даже молчать.

Далеко не каждый может стать настоящим другом. Многие лишь умело притворяются друзьями и используют вас в своих корыстных целях. К сожалению, не всегда удается сразу распознать таких псевдодрузей. Такие люди способны любить только себя, они расчетливы и во всем ищут лишь выгоду.

Многим удается сохранить дружбу с другом детства на всю жизнь. Зачастую это школьные друзья, вместе с которыми вы, когда — то только учились дружить. Случается, и так, что это ваши первые друзья, вместе с которыми вы учились делать первые самостоятельные шаги. Такая дружба способна преодолеть и расстояния, и нехватку свободного времени и любые жизненные невзгоды. Как говорится было бы желание, а возможность всегда найдется. Даже если вы далеко друг от друга, ведь всегда можно найти хотя бы пять минут на то, чтобы просто написать или позвонить другу. Именно на этом порой и держится дружба на расстоянии, когда несмотря не на что люди продолжают интересоваться жизнью друг друга и делиться новостями. Людей, которые дружат годами объединяют сотни общих историй, пережитых вместе и это делает их дружбу еще более крепкой.

Берегите друзей, особенно тех, кто прошел с вами через многие тяготы и невзгоды! Потерять преданного друга легко, а вот обрести очень сложно.

Старый друг лучше новых двух

Популярные сочинения

Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв являются главными действующими персонажами романа «Капитанская дочка», написанного Александром Сергеевичем Пушкиным.

Описания картин Перова

Совесть – это внутренний человеческий компас, который позволяет правильно поступать в трудных ситуациях и принимать решения. Она есть фактически у каждого человека, просто развита в разной степени

Источники:

http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=2&tid=394
http://fb.ru/article/85/staryiy-drug-luchshe-novyih-dvuh
http://www.chitalnya.ru/work/2641532/
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85_(%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0)
http://supersochinenie.ru/sochineniya/poslovicy/staryj-drug-luchshe-novyh-dvuh

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector