0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сильна Россия регионами

Россия сильна регионами

Президент РФ Владимир Путин провел в Кремле заседание Государственного совета РФ. Основной вопрос повестки дня – совершенствование механизма взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

На что Владимир Путин обратил внимание прежде всего? Главное требование таково: «осуществление избыточных государственных функций должно быть прекращено повсеместно». По словам Президента, основным принципом здесь должно стать – «меньше затрат и больше пользы и для дела, и для граждан». Путин также отметил, что «Правительство уже сформировало перечень избыточных функций», и «поэтому необходимо провести такую же инвентаризацию функций на уровне субъектов Федерации и в муниципальных образованиях».

Разумеется, такая кардинальная перемена в исполнении государственных функций требует серьезной перестройки правительственного и региональных аппаратов. Поэтому Владимир Путин призвал конкретно и по существу обсудить «ход административной реформы и ее развитие на региональном уровне». Он особо отметил, что «формирование новой структуры Правительства РФ сейчас уже практически закончено». «Обновленные федеральные министерства, агентства и службы начали работать над оптимизацией своих территориальных органов», – отметил он. «Это непростой, но крайне ответственный процесс», – считает Президент.

Владимир Путин заявил, что законодательства Центра и регионов должны быть скорректированы «в чрезвычайно короткие сроки». Сделать это непросто. Ведь уже сегодня, по словам главы государства, «в изменениях нуждаются полторы сотни федеральных законодательных актов». А значит, субъектам Федерации предстоит существенно переработать свои законодательства, исходя из новых, значительно более широких законодательных полномочий и с учетом бюджетных возможностей каждого региона.

Затем председатель рабочей группы Президиума Госсовета губернатор Владимирской области Николай Виноградов предложил при распределении полномочий между Центром и регионами ликвидировать сложившееся неравенство. «Федеральный законодатель, издавая федеральные законы, фактически имеет возможность неограниченно расширять свою компетенцию», – пояснил губернатор.

Николай Виноградов выступил также за «определение источников финансирования субъектов Федерации». Губернатор привел следующие данные – 72 федеральными законами регионам определяются 450 полномочий. 140 полномочий регионов нуждаются в финансировании из Центра.

Содокладчик губернатор Тюменской области Сергей Собянин также сообщил, что разграничение полномочий позволит использовать функции на федеральном или региональном уровне наиболее эффективным образом. По словам Собянина, в обсуждаемом вопросе существует два основных блока. Первый из них – передача на нижестоящий уровень власти всех полномочий, которые могут быть использованы эффективно. Второй главный блок – подотчетность федеральным структурам тех региональных органов, которым переданы полномочия. Собянин уточнил, что согласно предлагаемому проекту полномочия, которые передаются субъектам, исполняются за счет их ресурсов. И на это стоит обратить особое внимание.

Сергей Собянин в своем выступлении заявил, что «в подготовленном новом федеральном законе о недрах нужно предусмотреть участие регионов, местного самоуправления в распоряжении недрами с целью учета интересов населения». Он также добавил: «Правительство должно определить перечень участков леса, которые требуют особого федерального контроля, остальные леса – передать регионам полномочия по их использованию».

Однако такое предложение наверняка нуждается в серьезной проработке. Ведь передать часть лесного богатства страны региону – дело нехитрое. Но есть ли гарантия, что переданный лес не пойдет сию же минуту под нож, на продажу? Увы.

Также на заседании Госсовета прозвучало предложение «делегировать регионам полномочия по лицензированию промышленного рыболовства». Но разве при этом не вспоминаются многочисленные так называемые «рыбные дела», в которых были замешаны, например, дальневосточные, приморские руководители? С огромным трудом прокуратура, правоохранительные органы дотягиваются до организаторов «черных» рыбного, лесного рынков. Следователи, прокурорские работники с тревогой говорят о том, что наблюдается стремительное сращивание местных руководителей самого различного ранга с криминалом. А тут еще и просят полномочий добавить в «управлении» общенародным достоянием.

А взять управление финансами? Ведь давно подмечено: стоит только Счетной палате, правоохранительным органам начать разбираться в денежных делах региона – обязательно вскрываются самые серьезные нарушения. Буквально за день до начала заседания Счетная палата РФ обнародовала выявленные в ходе аудита в Чукотском автономном округе нарушения бюджетного законодательства. Нарушения – мягко сказано. Объем госдолга Чукотки на 1 января текущего года составил 9,3 миллиарда рублей, что больше собственных доходов региона в 2,5 раза. Кроме того, по данным аудиторов, нецелевым и незаконным образом на Чукотке было потрачено около 1,5 миллиарда рублей. Счетная палата РФ, в частности, обвиняет руководство Чукотки в незаконном повышении зарплат, установке дополнительных льгот, надбавок местным чиновникам. В 2003 году на эти цели «незаконно направлено 108,7 миллиона рублей, а за истекший период 2004 года – свыше 23,5 миллиона рублей». Незаконные выплаты этим лицам за 2003 – 2004 годы составили более 5,6 миллиона рублей.

Вот и возникает вопрос: не получится ли так, что делегирование дополнительных полномочий регионам обернется в результате неуправляемостью этих регионов? И учинить строгий спрос с вороватого губернатора будет уже практически невозможно. Чуть что – тот обязательно заведет разговор о разных и разделенных полномочиях. Но о таком ли «разграничении» говорил Президент?

Видимо, прежде чем говорить о дополнительных полномочиях, чиновникам всех уровней следует хорошенько запомнить слова Президента о том, что «все начинания в сфере государственного строительства и развития местного самоуправления призваны служить главному – ощутимому росту качества публичных услуг». «Граждане страны во всех ее регионах должны почувствовать, что власть стала ближе к ним и отзывчивее к их нуждам», – сказал Владимир Путин. При этом он особо подчеркнул, что Федерация оставляет за собой «право контролировать исполнение делегируемых регионам функций».

Насколько безболезненно пройдет перевод государственного аппарата на новые рельсы? Министр финансов Алексей Кудрин считает это вполне реальным делом. Он заявил, что регионам на исполнение новых социальных полномочий передаются «неплохие налоги», которые будут расти, опережая инфляцию. Так, регионам передаются «подоходный налог, налог на имущество юридических лиц, земельный налог». Кроме этого, на исполнение социальных обязательств за регионами будут закреплены дополнительные доходные источники. Например, выплаты по детским пособиям в 2003 году составляли 23 миллиарда рублей.

Говоря о вопросах замены льгот денежной компенсацией, министр отметил, что раньше существовали социальные обязательства, которые вообще не финансировались. Один из примеров – закрепленный федеральным законом и не финансируемый ни одним из бюджетов бесплатный проезд военнослужащих. Теперь это закреплено за федеральным уровнем власти, «военные получат значительную прибавку к денежному довольствию», сказал министр.

Выступивший также руководитель аппарата Правительства, министр Дмитрий Козак сообщил, что 24 июня Правительство проведет заседание по перераспределению прав собственности на объекты образования, здравоохранения и культуры между Центром и регионами. Многие объекты передаются на уровень регионов, за исключением тех, которые включены в перечень общенациональных ценностей.

По словам Козака, необходимо «перераспределить право собственности на материальные объекты». Среди них он назвал училища, техникумы, учреждения здравоохранения и культуры.

«Мы ставим перед собой реалистичные задачи, чтобы потом не краснеть, не обманывать людей», – сказал Козак. По его мнению, при разграничении полномочий «удастся цементировать Федерацию, осуществляя общенациональные задачи».

«Россия традиционно была сильна регионами»

Как привлечь инвестиции в регионы — насущный вопрос для правительства России. От решения этой стратегической задачи напрямую зависит будущее экономики страны, ее развитие и процветание. 18 декабря 2013 года в Москве прошел V Общероссийский форум «Инфраструктурные проекты России 2013», в рамках которого обсуждались актуальные вопросы способов привлечения частного капитала в развитие экономики регионов.

Участники Форума в пятый раз собираются для обсуждения актуальных проблем развития инфраструктуры и поиска их решения с участием крупных частных и институциональных инвесторов, представителей бизнеса, общественных организаций и руководителей органов власти. По словам президента Финансового университета при правительстве РФ Аллы Грязновой, Россия традиционно была сильна регионами, поэтому приоритетными проектами должны стать вложения в развитие производства.

Вел мероприятие председатель правления НП «Национальное агентство прямых инвестиций» Игорь Вдовин. Основная мысль пленарной сессии форума «Инвестиционные горизонты: как помочь инвестору заглянуть в будущее?» состояла в том, что рост национальной экономики России в современных условиях очень сильно зависит от повышения финансовой состоятельности регионов. В этой связи председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов прямо заявил, что от правильного привлечения и размещения финансов зависит сбалансированное развитие субъектов Федерации. Именно на решении этой задачи в организации и внедрении стратегического планирования в последние годы сконцентрирована работа комитета.

Харитонов подчеркнул, что «действующая модель региональной политики требует переосмысления как минимум по двум направлениям», и для решения этой задачи нужно срочно работать с проблемой незаселенных территорий, а также совместно с Минрегионом определять стратегию пространственного развития. Горизонт инвестирования для достижения развития и подъема экономики Харитонов определил в 7-12 лет.

Заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер сообщил, что эксперты Минэнерго проработали законы о развитии континентального шельфа и СПГ. В данном случае жизненно необходимо, чтобы регионы развивались более-менее равномерно. «Электроэнергетика и транспорт всегда являлись локомотивом для развития других отраслей промышленности. У нас есть все основания полагать, что инвестиционные горизонты — штука вполне достижимая в обозримый период времени», — заявил Текслер.

Государство впервые стало просчитывать инвестпланы на основе балансовой модели и модели устойчивого равновесия, что позитивным образом сказалось на конечном результате. Таким образом, на 1 рубль вложений может получиться 7 рублей прибыли с отчислением 2 рублей в бюджет. Первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин в процессе обсуждения этого вопроса обратил внимание участников форума на тот факт, что на сегодняшний день самые яркие проекты правительства, по сути и являются инфраструктурными. Глава дирекции государственно-частного партнерства Внешэкономбанка Александр Баженов добавил, что вложения государства в инфраструктурные проекты практически всегда высокоэффективны, потому что окупаются не за счет тарифов, как принято считать, а за счет экономического роста и комплексного развития территорий.

Читать еще:  Серая цапля: промахивается очень редко

Инвестиции первичны, и государство подходит к этому вопросу точно так же, как и инвесторы, добавил министр инвестиций и инновационной политики Московской области Денис Буцаев. «Без сопутствующей инфраструктуры невозможны приход и развитие бизнеса, но бизнес может создавать инфраструктуру», заявил он, сразу подчеркнув, что 10-15 лет для нашей страны в современных реалиях — слишком долго, а нормальные сроки в 7-8 лет обусловлены стоимостью финансовых ресурсов. Со своей стороны, председатель совета директоров корпорацией «Баркли» Леонид Казинец на примере строительного сектора показал, что проекты по застройке рассчитаны и ориентируется на сроки до 5 лет, а государство в основном занимается долгосрочными проектами управления территорий и инвестированием. «Человек не идет туда, где нет инфраструктуры, а предприятия не идут туда, где нет человека», — заявил он.

В этой связи довольно любопытно прозвучали оценки инвестиционного потенциала России — исполнительного вице-президента и главного операционного директора Американо-российского Делового Совета Рэнди Левинас. По ее словам, 2014 год может принести инвестиций в экономику РФ в 2,4 процента, если будут решены проблемы необеспечения нужд бизнеса, плохих дорог, непрозрачности финансовых потоков и несоблюдения авторских прав.

Напомним, согласно прогнозу «Doing Business in Russia-2014» от Всемирного банка, в России ожидается рост количества рабочих мест и экономической отдачи, так как РФ тратит на решение этих вопросов намного больше, чем Бразилия, и примерно столько же, сколько Индия и Китай. Можно сделать вывод, что правительство России пытается (как может) обеспечить инвесторам привлекательные условия для функционирования — налоговые каникулы для части предпринимателей, улучшение логистики, обеспечение возвратности капитала и развитие бизнес-инкубаторов. Напрашивается вывод, что инвестиционная политика государства должна обеспечивать и права, и обязанности стороны в равной степени. И примеры успешного функционирования экономики в таких условиях уже есть.

Вице-президент ОАО РЖД Анатолий Мещеряков, разбирая условия финансирования территориального планирования в Казахстане показал, что все вложенные средства там являются возвратными (под достаточно низкий процент), так как проекты рассчитываются на очень долгие сроки — до 60 лет. Можно и нужно учиться управлять рисками в таких условиях. Мишарин добавил, что роль региональных властей в реализации проектов подобного уровня является решающей, нужно просто четко определить, где место государства в этих отношениях и где место бизнеса, требуется лишь подходящая правовая база и доработанный закон «О стратегическом планировании». Тогда можно найти в России и деньги, и ресурсы, и возможности для нормального развития, подвели итоги участники форума.

Читайте самое актуальное в разделе «Экономика»

Москва снова не Россия: деградация регионов — главный вызов 2020-х

В 2020-е годы Россия вступила с той же самой проблемой, которая создавала огромные риски для сбалансированного развития страны два десятилетия назад, в начале эпохи Владимира Путина. Речь идет о разрыве в уровне экономического развития и качества жизни между центром и регионами, который вновь приобрел гипертрофированный масштаб, хотя еще сравнительно недавно власти сделали немало, чтобы расхожее представление о России как Москве и Замкадье (за исключением нескольких сырьевых регионов) ушло в прошлое. Возвращению ситуации на круги своя способствовало много факторов — от чрезмерного укрепления административной вертикали до превращения российской столицы в один из глобальных мегаполисов, ресурсы и возможности которого резко превосходят все остальные города страны. Похоже, что именно эта проблема будет одной из главных в политической повестке думских выборов 2021 года и пресловутого транзита власти, однако пока предпосылок для ее решения нет — экономическая модель в стране за последнее десятилетие не претерпела принципиальных изменений, а управленческая модель лишь способствует нарастанию разрыва между центром и регионами.

Демографическое сжатие и старение населения, устойчивость регионального неравенства, сверхконцентрация налогов, доходов, населения и бюджета в Москве, сильный спад и территориальная поляризация инвестиций, спад доходов населения в подавляющем большинстве регионов, непрозрачная политика помощи регионам, не стимулирующая развитие, сильные институциональные барьеры развития крупных городов и агломераций — такие вызовы для будущего России перечислила в конце прошлого года во время выступления в Совете Федерации профессор МГУ Наталья Зубаревич, один из ведущих российских экспертов по региональному развитию. Преимущества Москвы перед регионами она назвала «феерическими», и это наглядно иллюстрирует инфографика, которая была продемонстрирована сенаторам.

В частности, доля Москвы в российском ВВП достигла уже 21%, в инвестициях — 14,5%, в банковских депозитах — 35%, в доходах бюджета — 20%, в расходах бюджета на национальную экономику — 27%, в расходах бюджета на благоустройство на столицу приходится 56%, в расходах бюджета на пособия по соцзащите населения — 21%. Также можно привести совокупную статистику по Москве и Московской области в тех сферах, где граница между столицей и ее пригородами более чем условна: в совокупном вводе жилья в России доля Москвы и Подмосковья составляет 16%, в обороте розничной торговли — 23%, в доходах населения — 24%, в жилищных кредитах — 19%.

Понятно, что при таком отрыве ни один другой российский город-миллионник, даже Санкт-Петербург, не способен конкурировать с Москвой на равных. Особенно вызывающе выглядят расходы Москвы на благоустройство. Минувшей осенью в ходе принятия столичного бюджета в Мосгордуме прозвучали следующие цифры: финансовое обеспечение государственной программы «Развитие городской среды» за счет средств бюджета города Москвы на 2020−2022 годы предусмотрено в объеме 342,8 млрд рублей, в том числе в 2020 году — 102,7 млрд рублей. Для сравнения: общий объем расходов бюджета Новосибирска — третьего по численности населения города страны — на 2020 год утвержден в объеме 50,2 млрд рублей, а четвертый город России Екатеринбург заложил в расходы бюджета на этот год 49,3 млрд рублей. В условиях глобальной конкуренции между глобальными городами уровень благоустройства во многом определяет привлекательность территории для инвестиций и всего, что входит в размытое понятие «человеческого капитала», и при таком зияющем разрыве в финансировании этой сферы преимущества Москвы лишь умножаются год от года.

При этом нужно не забывать, что Москва и Санкт-Петербург имеют статус отдельных субъектов федерации, а региональные центры относятся к уровню местного самоуправления — «бедному родственнику» бюджетной системы, критически зависящему от вышестоящих ее этажей. В 2010-х годах одновременно с ползучей ликвидацией прямых выборов муниципальных глав такое положение местного самоуправления только усугубилось.

В одной из таблиц, представленных Натальей Зубаревич членам Совета Федерации, на сей счет содержались такие данные. В 2010—2018 годах в результате распространения властной вертикали до самого низа и нарастающей фискальной централизации доля налога на прибыль в структурах бюджетов городских округов снизилась с 1% до 0,3%, доля НДФЛ — с 25% до 21%, доля налога на имущество — с 7% до 6%. При этом доля трансфертов из вышестоящих бюджетов выросла с 47% до 59%, доля субвенций увеличилась с 20% до 34%. Как следствие, подчеркнула Зубаревич, местное самоуправление оказывается просто оператором перечисленных сверху денег, хотя города — фактически главные налогоплательщики страны — это живые организмы, которые не могут развиваться только сверху.

Несомненно, за пределами Москвы и Петербурга есть ряд крупных городов, которые на протяжении последнего десятилетия активно росли и привлекали инвестиции и «человеческий капитал», несмотря на затяжную стагнацию в экономике. Например, в Краснодаре, который официально был признан городом-миллионником лишь в сентябре 2018 года, больше миллиона жителей по факту насчитывалось уже в начале 2010-х годов, когда в столице Кубани начался бум жилищного строительства, сформировавший непрекращающийся поток массовой иммиграции из других регионов страны. Население Казани непрерывно растет с 2002 года, увеличившись с того момента примерно на 150 тысяч жителей (до 1,252 млн человек), а по итогам недавнего исследования, проведенного Финансовым институтом при Правительстве РФ, столица Татарстана была признана лучшим городом страны по качеству жизни. В число лауреатов различных городских конкурсов и рейтингов регулярно входит и нефтяная Тюмень, население которой за последнее десятилетие увеличилось более чем на треть (до 789 тысяч человек), — возможно, не за горами тот день, когда этот город тоже станет миллионником.

Однако эти примеры лишь подчеркивают общую картину демографического спада — в большинстве регионов страны население сокращается, порой стремительно. Из данных, приведенных в выступлении Натальи Зубаревич в Совете Федерации, следует, что естественный прирост населения в 2018 году происходил лишь примерно в полутора десятках субъектов федерации. Среди них, конечно же, Москва и Санкт-Петербург, нефтегазовые Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также ряд национальных республик — Якутия, Бурятия, Калмыкия и автономии Северного Кавказа. В последних сейчас уже фактически завершается демографический переход: например, для Дагестана, где на протяжении последних двух-трех десятилетий сельское население стремительно перебиралось в города, высокий уровень рождаемости уже нехарактерен, к тому же жители этой республики, как и других регионов СКФО, продолжают уезжать в столицы или на «Севера». Остановить этот процесс может только появление в депрессивных и при этом густонаселенных регионах новых предприятий и современных отраслей экономики, но пока этот процесс ушел недалеко от деклараций.

До определенного момента нехватку естественного прироста населения России компенсировал миграционный прирост, но уже в 2018 году его оказалось недостаточно — общая численность жителей страны сократилась, а в 2019 году этот процесс продолжился: за восемь месяцев россиян стало меньше на 52 тысячи. Положительный миграционный прирост в 2018 году наблюдался только в считаных, главным образом успешных регионах — Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Татарстане, Краснодарском крае и его анклаве Адыгее, Тюменской, Новосибирской, Белгородской, Воронежской, Калужской, Ярославской, Калининградской областях, в Севастополе и Республике Крым, а также в Ингушетии и на Чукотке. Из остальных регионов, — а это практически подавляющее большинство субъектов федерации, — продолжался отток населения. Особенно тревожно в этом плане выглядит Дальний Восток: меры, направленные на удержание населения в этом регионе, фактически не работают, убедительную демографическую динамику в ДФО демонстрирует разве что Якутия.

Читать еще:  Какой будет зима?

При этом, подчеркнула в своем выступлении Наталья Зубаревич, структура регионов с точки зрения уровня их экономического развития на протяжении последних двух десятилетий оставалась практически неизменной. Во-первых, это несколько регионов-лидеров, которые значительно опережают всех остальных; во-вторых, порядка 20 относительно развитых субъектов; в-третьих, группа явных аутсайдеров — главным образом национальных автономий, которых поддерживают дотациями, а остальные — больше половины регионов страны — это «середняки», фактически лишенные возможностей для «прорыва».

«Самое тяжелое — это не экономическое неравенство регионов, хотя оно велико, а гигантская середина — это регионы, у которых нет явных конкурентных преимуществ, им не за что зацепиться, чтобы подтягиваться. Аутсайдерам помогают трансфертами, а середина острее всего чувствует торможение в развитии. Пока не будут созданы условия, чтобы вслед за лидерами могла двигаться середина, быстрого и устойчивого роста не будет», — отметила Наталья Зубаревич в стенах Совета Федерации. Именно эти регионы стремительно и фактически необратимо теряют население, которое уезжает в столицы или крупные города, а то и за границу, и этот процесс способствует все большему увязанию «середняков» в затяжной депрессии.

Один из очередных тревожных сигналов прозвучал в конце прошлого года: по оперативным данным ГАС «Управление» на 25 декабря, большинство регионов страны не смогли выполнить планы по доходам своих бюджетов, включая планы по сбору налогов. Среди них оказались как явные аутсайдеры наподобие Ингушетии (сбор налогов составил 88,8% от плана), Калмыкии (90,2%), Еврейской автономной области (93,4%) или Карелии (89,4%), так и многочисленные «середняки» — Ярославская (91,4%), Орловская (91,7%), Волгоградская (94,1%) области, Мордовия (90,1%) и т. д. При этом фактические объемы сбора налогов нередко превышали прошлогодние, однако у этого процесса существует свой естественный предел: там, где экономика не растет, увеличивать сбор налогов постоянно не получится — налогоплательщики будут либо уходить в «тень», либо перебираться туда, где можно больше заработать.

Последнюю мысль хорошо иллюстрируют данные о распределении инвестиций по субъектам федерации в пятилетней динамике. В 2014 году на долю десяти регионов-лидеров приходилось 50% инвестиций в стране (Тюменская область с автономными округами — 12%, Москва — 11%, Краснодарский край — 5% и т. д.) — концентрация сама по себе высокая, а в 2018 году доля топ-10 выросла уже до 56% (Москва — 15%, Тюменская область с ЯНАО и ХМАО — 14%, Московская область — 5%, Санкт-Петербург и Ленинградская область — 8%, а также в этот список входят Краснодарский край, Татарстан, Красноярский край, Крым и Севастополь, Свердловская и Иркутская области). На остальные 71 субъект федерации пришлось лишь 44% инвестиций, и если учесть, что в целом в 2018 году уровень инвестиций в России был на 4% ниже, чем в 2013 году, то понятно, что капиталовложения были «размазаны» по большинству регионов очень тонким слоем. «Это не бюджетные деньги, это решение бизнеса — он идет туда, где эти деньги отобьет. Это и предопределяет развитие страны, инвестиции — это будущее», — прокомментировала эти цифры Наталья Зубаревич.

В 2018 году кризисный спад инвестиций продолжался более чем в половине регионов — рост капиталовложений к уровню 2013 года был отмечен лишь в Москве и на нефтегазовых территориях, в ряде приоритетных для бюджета субъектах федерации и в некоторых национальных республиках, где действует эффект низкой базы. Короткий список «середняков», которым удалось переломить спад, включает главным образом субъекты европейской России: Тульская, Курская, Смоленская, Мурманская, Вологодская, Калининградская, Волгоградская области, а также Иркутская и Амурская области, Забайкальский край.

Быстрому выходу большинства регионов из кризиса не способствует и структура их бюджетов. Во время кризиса 2008−2009 годов центр оказал регионам мощную поддержку — доля трансфертов в доходах их бюджетов достигла 23%, а в абсолютных величинах максимум в 1,8 трлн рублей был достигнут в 2011 году. Но начиная с 2013 года доля трансфертов устойчиво держится ниже 20% — главное бремя выполнения майских указов легло именно на региональные бюджеты, которые в большинстве своем просто не имеют возможности тратить деньги на развитие экономики, поскольку основные средства уходят на социальные задачи. Только в 2018 году объем трансфертов регионам снова начал расти, увеличившись до 2 трлн рублей, или 17% в доходах региональных бюджетов.

Однако, отмечает Наталья Зубаревич, принципы распределения этих средств все менее прозрачны, а результат неочевиден, — например, по ее мнению, бесконечный поток трансфертов в республики Северного Кавказа практически никакого эффекта с точки зрения роста не дает.

«Зависимость бюджетов регионов от трансфертов в последние три года практически не меняется — выгоднее быть реципиентом, — констатировала Зубаревич в своем выступлении в Совете Федерации. — Отстающие регионы надо поддерживать, но надо понимать и то, почему эта поддержка нарастает год от года вне зависимости от результата. В 2018 году произошел резкий рост непрозрачности трансфертов. Дотации на выравнивание считаются по формуле, а к другим дотациям, субсидиям и субвенциям, а особенно „иным трансфертам“ очень много вопросов. Фактически стимулируется одна вещь: губернаторы и их заместители должны решать вопросы в Москве, а когда им регионом заниматься? Бюджеты субъектов критически социальны, на другое почти ничего не остается. Те, кому сильно добавили трансфертов, и богатая Москва могут тратить деньги на развитие экономики. У остальных руки связаны».

Наконец, вероятно, самый важный фрагмент из выступления Натальи Зубаревич, касающийся формирования доходов федерального бюджета. Как показывает приведенная ею инфографика, почти на три четверти он наполняется лишь одиннадцатью регионами, среди которых все те же ХМАО (26%), Москва (12%), ЯНАО (10%), Санкт-Петербург (6%), Татарстан (4%) и т. д., остальные же 74 региона приносят в федеральный бюджет лишь 26%. В связи с этим, полагает Зубаревич, обсуждаемая в экспертных кругах идея децентрализации России отпадает сама собой: «Как мы ее децентрализуем, когда у нас на три субъекта приходится почти половина доходов федерального бюджета? Мы — страна с чудовищно неравномерной налоговой базой. У большинства субъектов и так остается 70−80 процентов доходов, изъятие производится прежде всего у нефтегазодобывающих территорий — за счет них и живем. Регионам надо возвращать немалую часть полномочий и ресурсов, вопрос — как это делать. В рентной стране рентные доходы должны распределяться через центр, но вопрос в качестве перераспределения, это — основной вопрос развития страны».

В то же время совершенно ясно и другое. Устойчивая структура наполнения федерального бюджета говорит о том, что никакой иной модели функционирования российской экономики, кроме сырьевой, с момента кризиса 2008 года, когда о необходимости новой модели впервые заговорили на самом высоком уровне власти, так и не случилось. Определенные попытки нащупать эту модель были в 2000-е годы, когда ряд регионов — Калужская, Белгородская и Ростовская области, Краснодарский край, Татарстан и несколько других — стали активно привлекать инвестиции в несырьевые сегменты экономики. По такому же пути пытались идти и другие регионы, но им так и не удалось вырваться из той самой середины, все больше напоминающей болото. В итоге в 2020-е годы экономика России вступает в куда более тяжелом состоянии, чем в 2010-е, когда государство, залив деньгами кризис, стало главным «рулевым» в экономике, но так и не смогло создать уверенные точки несырьевого роста.

Рейтинг регионов России по уровню жизни 2019

По статистике, каждый год в России примерно 3% населения переезжают на новое место жительства. Казалось бы, цифра небольшая. Однако, если учесть, что со сменой года состав переселенцев обновляется практически полностью, выходит, что за десяток лет более четверти россиян перебираются в другие места.

Куда же именно они едут и откуда пытаются побыстрее исчезнуть? Ответ на этот вопрос дает исследование «РИА Новости», определившее по более чем 70 показателям самые лучшие регионы России по уровню жизни 2019 года. В них самый высокий уровень жизни, большие зарплаты, мало безработицы, хорошая экология и климат, достойное здравоохранение и развитая транспортная сеть.

В основу исследования легли данные Минфина, Росстата, Минздрава, Банка России и другие источники.

10. Калининградская область

На десятом месте находится небольшой регион, зажатый между Литвой и Польшей. Калининградская область взяла лучшее от Европы и Балтики – начиная от архитектуры и заканчивая частью Куршской косы, излюбленного места отдыха россиян. Живет там немного народу – чуть более миллиона, а в самом крупном городе (Калининграде) насчитывается всего 475 тысяч жителей.

9. Липецкая область

По сравнению с прошлогодним рейтингом качества жизни в регионах РФ дела Липецкой области идут похуже. С восьмого места она сместилась на девятое. Однако это совсем не связано с госдолгом, даже наоборот. Как правило, чем больше денег должна область Минфину, тем лучше у нее идут дела. Пока что Липецкая область занимает скромную 16-ю строчку в списке должников.

Читать еще:  Заяц в рукаве

Лидирует она по другим показателям, и в первую очередь — по инвестиционной активности. Регион, и так славившийся развитой промышленностью, которую даже девяностые годы не сумели выкосить полностью, собирается в 2019 году запустить сразу шесть новых предприятий в сотрудничестве с иностранными товарищами. Так что работы для местных жителей будет еще больше.

8. Ханты-Мансийский АО – Югра

А вот Югра поднялась с девятой на восьмую строчку в списке самых благополучных областей России. Единственный сибирский регион в топ-10 получил свое достойное место в первую очередь благодаря «нефтяным деньгам». Не зря в Сургуте одни из самых высоких зарплат среди всех городов России. Он входит в первую десятку лучших по качеству жизни городов России.

В отличие от «долговой» Липцкой области, Югра полностью самодостаточна, и уже не первый год является регионом-донором. Несмотря на суровый сибирский климат, изнуряющие холода зимой и всепроникающий гнус летом, люди туда продолжают ехать. Каждый год население области устойчиво растет минимум на 20 тысяч человек.

7. Воронежская область

Уже который год Воронежская область находится на втором месте по числу приезжих, как из стран бывшего СНГ, так и россиян. Привлекают их в первую очередь возможности заработка, так как согласно статистике уровень безработицы в области не превышает 1%.

Работают воронежцы как на промышленных предприятиях, так и в сельской области – Воронежская область является одной из лидирующих в России про производству зерновых культур и картофеля. Кроме того, она недавно получила первое место в рейтинге Министерства культуры по «информационной активности культурной жизни». Вот так-то, а то все «Питер, Питер».

6. Краснодарский край

Долги Краснодарского края перед Российской Федерацией превышают 140 млрд. рублей. Сразу видно, какой регион наше государство считает ценным и готово подставить ему свое могучее финансовое плечо.

Краснодарский край, и так чрезвычайно важный для страны в качестве житницы и одного из самых популярных регионов для туризма, получил еще больше значения в связи с присоединением Крыма. Именно через мост, соединяющий Таманский полуостров и Керчь, идет автомобильное сообщение с новой территорией.

А еще в Краснодарском краю буду стоить железнодорожный мост, и новую железную дорогу, и еще одну автомобильную. Работы, как и финансовых вливаний в регион, будет много. А помимо работы, в Краснодарском краю еще отличная экология, прекрасный климат, и море (пусть и не слишком чистое).

5. Белгородская область

На пятом месте рейтинга лучших регионов России по уровню жизни расположилась хозяйка зеленых полей и снежно-белых меловых гор – Белгородская область. 70% ее почвы составляют черноземы, так что неудивительно, что испокон веков люди занимались тут сельским хозяйством и животноводством.

В нынешнем году белгородская администрация решила вывести из обращения при выращивании животных и птицы препараты с гормонами роста и различные стимуляторы, что сделает местное животноводство экологически чистым.

Правда, не всё белгородчанам нравится – область находится среди лидеров по числу протестов. Больше всего жителей волнуют вопросы развития инфраструктуры и внутреннего благоустройства.

4. Республика Татарстан

Татарстан в какой-то мере уникален. Это единственный регион России в первой десятке, большинство населения которого не составляют русские. Можно сказать, что Татарстан — своего рода государство в государстве, которое любит быть независимым, но не слишком.

Достигается это умелым лавированием президента республики Рустама Минниханова, который, с одной стороны, наладил хорошие связи с центром, а с другой – умеет польстить своим, например, введением обязательного изучения татарского языка в школе.

Татарстан – один из самых экономически развитых регионов-доноров России, что объясняется не только добычей нефти и развитым промышленным производством, но и эффективным сельским хозяйством, а также превосходным транспортным положением. Свою роль сыграл и туризм, ведь россияне обожают ездить в Казань на экскурсии.

3. Московская область

Притягательностью для жизни Московская область обязана, разумеется, своей соседке – столице. Об этом свидетельствует и количество строящегося в регионе жилья. На него приходится 12-14% всех поступающих в эксплуатацию домов.

Кстати, результаты Московской области также подтверждают закономерность – чем больше госдолга у региона перед Минфином, тем лучше в ней жить. Задолжала МО скромную сумму в 128,8 млрд. рублей, которая хоть и уступает показателям Краснодарского края, однако значительно превосходит все остальные. Для сравнения: идущая следом в списке должников Ярославская область должна будет когда-нибудь вернуть в государственную казну 37,2 млрд. рублей.

2. Санкт-Петербург

Северная столица уверенно набирает обороты, и может когда-нибудь потеснит и столицу всея Руси. Отстает Питер от Москвы на каких-то 1,6 балла. Согласитесь, что в масштабах рейтинга, где разница между городами обычно идет от 2 до 9 баллов, эта цифра совсем незначительная.

Число внутренних мигрантов в Санкт-Петербург в последние годы значительно превышает число мигрантов в Москву (11% «новых москвичей» против 28% питерских «понаехавших»). Славится Питер не только обилием рабочих мест и высокими зарплатами, но и отличной инфраструктурой, обилием торговых точек, а также близостью к загранице. Оттуда до Финляндии рукой подать.

1. Москва

Неужели у кого-либо были сомнения, какой город займет первое место в рейтинге регионов по уровню жизни в 2019 году? Да-да, в очередной раз победила столица нашей Родины. Она хоть и не верит слезам, однако как магнитом притягивает всех желающих кардинально изменить свою жизнь.

Однако, популярность Москвы среди внутренних мигрантов потихоньку падает, в отличие от популярности Санкт-Петербурга. Зато Первопрестольная продолжает оставаться самой большой российской кузницей кадров для стран СНГ и дальнего зарубежья.

Времена меняются, а вот призовая десятка лучших регионов России по уровню жизни в 2019 году остается практически той же самой, что и в предыдущем рейтинге. Разве что произошла небольшая рокировка между восьмым и девятым местом.

Занятнее наблюдать за остальной частью рейтинга, которая насчитывает как яркие взлеты (например, Магаданская область перемахнула с 44 на 35 место), так и драматические падения (показатели Удмуртской республики снизились с 36 по 43). А хуже всех живется обитателям республики Тыва – как была она на 85, так и осталась.

Сильна Россия регионами

Опубликовано: 05.06.2009 0:00

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев совершает рабочую поездку в Санкт-Петербург. Вчера в Смольном дворце прошла встреча Минтимера Шаймиева с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко. В ходе встречи подписано соглашение между Татарстаном и Санкт-Петербургом о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. Документ скрепили подписями Президент Татарстана и губернатор Санкт-Петербурга.

«Искренне приветствую вас, наших друзей, в Санкт-Петербурге. Сотрудничество нашего города и Казани развивается очень плодотворно, — тепло приветствовала татарстанскую делегацию Валентина Матвиенко. — Мы связаны многими нитями, жители вашей республики защищали Ленинград в годы блокады. Сейчас у нас проживает более 100 тысяч татар и действует активная национально-культурная автономия».

По словам губернатора, новое соглашение подчеркивает хорошие отношения между Санкт-Петербургом и Татарстаном. Несмотря на кризис, на ХIII Петербургский международный экономический форум приехало много гостей из регионов России и зарубежных стран. На этом представительном форуме Татарстану есть что рассказать и обменяться опытом и с регионами, и с зарубежными партнерами.

«Мы следим, как развивается Татарстан в последние годы. Минтимер Шарипович, я говорю это искренне, вы вошли в историю России, в историю республики. Тому, что удалось за годы вашего руководства сделать в республике, нет цены. И в экономическом, и в социальном развитии, и в других сферах Татарстан является лидером и примером для многих регионов, в том числе и для Санкт-Петербурга», — заявила Валентина Матвиенко. По ее словам, сотрудничество между Татарстаном и Санкт-Петербургом охватывает различные сферы экономики — энергетику, строительство, банковскую систему.

«В рамках форума лидеры мировой экономики будут обсуждать пути выхода из экономического кризиса. Мне кажется, подписание таких соглашений и углубление сотрудничества между регионами — это реальный путь нашего экономического укрепления. Будут сильные регионы, будет сильная Россия, — отметила Валентина Матвиенко. — В соглашении оговаривается участие Санкт-Петербурга в таких проектах, как строительство Казанского метро, модернизация уличной дорожной сети», — сказала она.

В сфере культурного сотрудничества губернатор отметила проведение Дней Татарстана в Санкт-Петербурге. В планах — установка памятного знака жителям блокадного Ленинграда в Казани. Активизировать необходимо и сотрудничество в сфере туризма.

«Спасибо за добрые слова в адрес нашей республики, ее народа, нашей делегации. Очень рад очередной встрече с вами. Мы рады тому, как развивается Санкт-Петербург в последние годы», — заявил на встрече Минтимер Шаймиев. Он отметил, что за последние годы в Санкт-Петербурге много сделано по благо-устройству города. В северную столицу привлекается много инвестиций, и это обеспечивает ее бурное развитие.

«Хочу поблагодарить за поддержку татарских общественных организаций в Санкт-Петербурге» — заявил Президент РТ, выразив также признательность Валентине Матвиенко за поддержку в проведении праздника Сабантуй в городе на Неве.
«Я с большим интересом всегда бываю на Сабантуе, — заявила Валентина Матвиенко. — Санкт-Петербург — многонациональный и многоконфессиональный город, мы уважительно относимся и бережем национальные традиции».
Президент РТ отметил, что товарооборот между Татарстаном и Санкт-Петербургом в 2008 году превысил 11 млрд. руб. (рост к 2007 году на 34,3 процента). «Новое соглашение даст возможность завоевать новые рубежи в непростых условиях», — уверен глава республики.

В программу пребывания главы Татарстана в Санкт-Петербурге вчера был включен и
осмотр Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина.

Подробности — в очередном номере «РТ».

Автор статьи: СЕМЕРКИН Сергей
Выпуск: № 111 (26488)

Источники:

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=761088
http://www.pravda.ru/economics/1186025-forum/
http://eadaily.com/ru/news/2020/01/13/moskva-snova-ne-rossiya-degradaciya-regionov-glavnyy-vyzov-2020-h
http://basetop.ru/rejting-regionov-rossii-po-urovnyu-zhizni-2019/
http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-7846/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector