1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шаманизм — главная религия северных народов

О религии народов Севера

О религии народов Севера. Северные народы по своему мировоззрению и религиозным верованиям относятся к политеистам, анимистам и шаманистам. У них существовало множество богов и духов, олицетворявших различные силы и явления природы. Кроме того, они верили, что все на свете: животные, горы, реки, деревья, предметы, изготовленные человеком, -имеет душу и умеет страдать, радоваться, обижаться, поэтому со всеми душами окружающего мира человек должен уметь находить общий язык и стремиться жить в гармонии.

Посредником между людьми и окружающим миром может быть каждый, но для верности, особенно в случае избавления от болезни, лучше поручить это специалисту-шаману. Потому что установление такой связи требует умения погружаться в особое психологическое состояние, которое перенести может не каждый. Процесс установления контакта с духами называется камланием. Эти два слова — шаман и камлание — пришли в русский язык из языков тюркской группы. Первыми, с кем столкнулись русские в Сибири, были западно-сибирские татары (вспомним взятие Ермаком в 1581 г. крепости Искер на слиянии Тобола и Иртыша, в месте, где стоит нынешний Тобольск). Затем проводниками русских в Восточной Сибири были тюркоязычные якуты.

У сибирских татар и якутов также был распространен шаманизм.

Внешние атрибуты шаманизма народов Дальнего Востока отличаются от атрибутов шаманизма тюркских и тунгусо-маньчжурских народов. У народов Чукотки и Дальнего Востока шаманить, то есть вызывать духов, мог каждый. Бить в бубен и иметь специальный костюм при этом было не обязательно, существовали и другие способы: употребление мухомора, монотонное пение, повторение однообразных движений. Но цель и результат были одинаковы — изменение состояния сознания для контакта с невидимым миром.

По-видимому, классический облик шамана с большим бубном, имеющим перекрестье для его удерживания и шумящий костюм, с бахромой и множеством металлических подвесок, распространился по Сибири вместе с представителями тунгусо-маньчжурской семьи языков.

Если изучать шаманизм как систему мировоззрения, то исследование проявлений шаманизма у народов Дальнего Востока, таких как, например, ительмены, у которых к моменту прихода русских на Камчатку отсутствовали профессиональные шаманы и внешние атрибуты шаманского культа, дает понимание древней духовной сущности этого явления. Шаманство -это мировоззрение, основанное на вере в необходимость и возможность достижения индивидуальной и коллективной связи со сверхъестественными, внечувственными силами, влияющими на жизнь людей, через индивидуальное и коллективное достижение сверхчувственного (паранормального) восприятия и связи с окружающим миром.

В течение трехсот последних лет традиционное мировоззрение коренных северных жителей находилось сначала под прессом христианизации и борьбы с язычеством, затем борьбы с «религиозными пережитками» и атеизма в советский период и было скрыто от внешнего мира. Но в конце 1980-х годов, когда прежняя идеология рассыпалась, традиционное мировоззрение оказалось востребованным.

Сегодня эвенки, чукчи и др. возрождают свои традиционные обряды, праздники, собирают и передают детям традиционные навыки и знания. Вместе с этим возрождается и родной язык, который, казалось, был вытеснен из их жизни государственным русским языком. Причем родной язык возрождается не только в своем официально признанном унифицированном или замененном одним для всех диалектом, а в разнообразии бесписьменных местных наречий и диалектов, так как преподавателями нередко являются не профессиональные учителя, а просто пожилые люди, носители того или иного говора.

В настоящее время народы Севера демонстрируют живучесть главного принципа традиционной культуры — сохранение традиционности через репродукцию реального разнообразия, Конечно, на этом неординарном пути их подстерегают опасности современной массовой культуры, унификация через доступность средств коммуникации.Сможет ли культурное многообразие народов Севера выстоять в этих условиях — покажет время.

Раньше одним из внешних проявлений самобытности у северных народов было нанесение на лицо и тело различных татуировок, некоторые народы использовали для украшения лица и тела пирсинг. Сейчас это ушло из традиционной культуры, так как им долго внушали, что это признаки дикости. Зато эти признаки дикости перекочевали в большие европейские города.

Разнообразие проявлений культурных традиций поражает воображение, особенно если задумаешься, что это разнообразие сохранила и донесла до нас всего лишь горстка людей, по сравнению с общей численностью населения. Это культурное разнообразие северных коренных народов воспринимается как вызов современному унифицированному, урбанистическому обществу и напоминание о прошлой духовной свободе, культурном многообразии и умении человечества жить в единстве с природой.

Шаманизм северных народов

Содержание

Шаманизм северных народов

Прежде всего, шаманизм — это прикладная система, призванная приносить людям совершенно конкретную пользу: лечить, гадать, доставлять известия от духов и вообще делать так, чтобы людям жилось лучше. В шаманизме все вертится вокруг духовных сущностей, с которыми шаману удалось установить те или иные отношения.

Возможны различные виды взаимодействия шамана с «духовными сущностями»:

  1. Отношения сродни духовному рабству, когда какое-либо одно божество, и только оно, завладевает шаманом полностью и превращает его в свое орудие, взамен даруя свою защиту и особые способности. Нужно заметить, что такие отношения не носят временный характер. Если божество по каким-либо причинам снизошло до общения со смертными через определенного шамана, то он станет его «передатчиком» до самой своей смерти. Крайне редкое явление.
  2. Отношения похожие на договор между божеством (или духом) и смертным. Каждая из сторон в таком союзе соглашается оказывать другой определенные услуги на взаимовыгодных условиях. Временные промежутки таких договоров разнятся от случая к случаю. Они могут длиться не только на протяжении обряда, но и могут затянуться на более долгий, но точно определенный, срок.
  3. Бывает и так, что человек временно заимствует способности или свойства у какого-либо младшего духа (в идеале — по добровольному его согласию). Известна история о шаманке с плохим зрением. Когда ей приходилось выходить из дому ночью, она «брала напрокат» зоркость у своих ручных крыс. Такие отношения кратковременны, по причине слабости духов. На каком бы уровне ни происходил обмен энергиями и дарами, самое главное здесь — постоянно поддерживать отношения, не давать им «заржаветь» и «заглохнуть». Как служитель племени, а не просто одинокий искатель единения со Всем Сущим, шаман должен удержаться от полного и окончательного слияния с Божественной Реальностью и понять, как обратить свой опыт во благо своему народу.

Деятельность Шаманов:

В каждое племя может выбрать и обратиться за покровительством к одному шаману из Общины. Обычно это человек, принадлежащий одному из родов данного племени, но это не точно. При принятии предложения шаман переселяется из Общины к этому племени, но может быть смещен, при пренебрежении своими функциями. Шаман не является «правой рукой» Главы племени, как это принято считать. Однако может быть приближенным к кругу Главы и, несомненно, играет важную роль в жизни каждого племени. Шаман – это, во-первых, главный лекарь племени. Он должен присутствовать при рождении, к нему обращаются, чтобы избавиться от хвори и его зовут, когда собираются отправиться в последний путь. Во-вторых, шаман – посредник при общении племени с богами и духами. Он помогает разобраться как с малыми «шалостями» домашних духов, так и должен помочь справиться с гневом «высших» богов, если племя их разгневало. Внесем важное уточнение: Шаман – не обязательно владетель аспекта. Подробнее об этом опишем ниже.

Шаман – главная фигура при проведении племенных обрядов и праздников. Так же по причине его близкой связи с богами.

Обучение и градация:

Обучение шаманов, происходит в Общине шаманов, куда раз в 10-12 лет каждое племя отправляет по одному ребенку. Этот ребенок в каждом отдельном племени выбирается по разным причинам. Это может быть как ребенок главного рода, так и N-ный ребенок, родившийся в племени или же первый ребенок, достигший определенного возраста в определенный год. В паре племен этот ребенок обязательно должен быть владетелем. В Общину запрещается приходить кому-либо постороннему кроме детей. В Общине принимают любого ребенка по причине того, что «детский разум гибок и готов к обучению». Главы племен допускаются в общину, только в том случае, если что-либо случилось с их племенным шаманом.

Обучение каждого ребенка индивидуально: так некоторые дети к своему совершеннолетию готовы заключать кратковременные контракты с богами, а некоторые осваивают только лечение к этому сроку, а могут и не освоить вовсе. Каждый шаман поддерживает связь с Общиной и каждые три года на три дня возвращается в Общину.

Пять уровней мастерства:

  1. Начинающий Шаман (Ябаган) – это каждый ребенок, попавший в Общину, начавший обучение у одного из Великих шаманов. Способности индивидуальны, но не развиты. Дети чаще всего их не контролируют. Замечено, что владетели легче устанавливают контакт с духами, однако им сложнее договориться. Шаман на этом уровне не может соглашаться покровительствовать племени.
  2. Элементный Шаман (Хаялтын) – шаман, умеющий производить Договор с духами, имеющий начальные знания лéкарства. На эту ступень переходит шаман в том случае, если получил «одобрение богов»*. «Одобрение богов» — первая связь с одним из богов по своему желанию, хотя чаще по желанию самого бога. Это не та долговечная связь с богом, а скорее получение некоторого сообщения от него. Шаман так же не может одобрять предложения по покровительству. Однако у шамана появляется возможность покидать Общину на некоторое время по достижении совершеннолетия. При получении «одобрения богов» несовершеннолетним шаманом, не имеющим знаний по медицине и не умеющим договариваться с духами, шаман остается на ступени Начинающего.
  3. Великий Шаман (Шэрээтэ) – шаман, умеющий связаться с богами по своему желанию, умеющий различать и лечить распространённые болезни. Он волен соглашаться покровительствовать племени, которое к нему обратилось*. Шаман, к которому обратилось несколько племен, должен выбрать одно из этих племен. Шаман, к которому обратилось только одно племя, не вправе отказать. Шаман, к которому не обратилось ни одно племя остается в Общине и принимает обучение детей.»
  4. Верховный Шаман (Тэнгэриин) – высший для большинства обычных людей уровень шаманизма. Шаман способен ритуалами сменить погоду, знает, как задобрить любого духа или бестию. В случае с последними, знает, стоит ли с ними связываться. Способен заключать временные контракты с богами. Умеет залечивать сложные раны и выхаживать сложных больных. Если над племенем покровительствует Верховный шаман в периоды «всеобщей хвори», то вероятнее всего погибнет минимальное число людей.
  5. Предвестник (Табилгатай зарин) – шаман, заключивший вечный контракт с богом.
Читать еще:  О ловле на плотине глубокой осенью

Полномочия северных шаманов:

Ни одно племя не обходится без шамана только потому, что в деятельность шамана входит не только связь с духами, но и особые «ритуалы жизни». Так шаман сопровождает соплеменника с самого момента его рождения и до самой смерти. Празднества не обходятся без жертвоприношений, осуществляемых шаманами. Так, шаманы выполняют две главные задачи – это укрепление веры племени и связь с духами.

Что касается связи с духами. Шаман может призвать духа и может духа изгнать. Как призыв, так и изгнание могут быть добровольными, так и по принуждению. На результативность обоих видов ритуалов влияет сила веры шамана и его умение концентрироваться. Для любого вида призыва нужна вещь покойного. Но для добровольного вызова дополнительно должен присутствовать еще и родственник покойного.

Для добровольного изгнания шаман должен выполнить просьбу этого духа. Это может быть посмертное незавершенное дело, а может быть просьба о жертвоприношении, осуществление мести или дух может даже затребовать часть плоти шамана.

При изгнании по принуждению шаман должен исполнить ритуал запечатывания, если этот дух важен родственникам или ритуал уничтожения. Отличие заключается в том, что при запечатывании в предмет этого духа можно призвать обратно, а при уничтожении этот дух покинет оба мира. Для любого из этих ритуалов нужна жертва из родственников разбушевавшегося духа. Эта жертва зависит от силы духа, в одном случае хватит нескольких мер крови, а в другом полноценное убиенное тело родственника.

Особые Полномочия:

Северянин, обладающий крепкой связью с предками, может воззвать к одному из духов, оберегающих его род. Этот призыв может быть как специальной молитвой с ритуальным жертвоприношением скота или пленного, так и может быть осуществлен на поле брани, где во славу родового имени будет пролито достаточно крови врагов.

Призванный дух по характеру не отличается от себя же при жизни и, возможно, не проявит себя материально. Время прибывания духа в нашем мире ограничено исполнением «учения» предков. При взывании к предку северянин делится проблемой своего рода и просит помочь в трудный час, а предок своим «учением» может разрешить эту проблему.

Для того чтобы было понятно, как это работает, приведем несколько примеров учения:’ — Северянин призывает предка, сетуя на то, что вся семья больна и дышит наладом, того и гляди род кончится. Предок, если откликается, может излечить свой род, а может помочь ему вымереть, например по причине гнева предков.

Северянин призывает предка в бою и просит его помочь, ведь силы не равны и враг, почти перебил войско. Предок, если откликается, может наслать хворь на врага и тем самым помочь, а может наслать хворь на остатки войска призывавшего его северянина, потому что тот не оправдал имени рода и его войско было перебито из-за просчета того северянина.

P.S Не гневайте предков и призывайте их в свое удовольствие.

Шаманизм — главная религия северных народов

Шаманизм — главная религия коренных северных народов — утверждает, что душу имеют и камни, и скалы, и тайга. Здесь при удаче в охоте искренне благодарят местных духов, в том числе Хозяина.

Имен у Хозяина много: Бурхан у бурят, Байанай у якутов, Подя у русских охотников северного Забайкалья. Требуется Хозяину немного: доброе слово, уважительное отношение к природе и соблюдение законов тайги.

Как-то весной в Якутии местный напарник всерьез выражал неудовольствие тем, что я медведя, абсолютно мне тогда ненужного, не стал стрелять при встрече: мол, от подарков местного бога отказываться нельзя.

И действительно, жизнь потом подбросила множество примеров того, как наказывает и благодарит Хозяин.

***
Осень. Заход в тайгу. Промысловик принес на паняге в свое зимовье продукты и снаряжение, поужинал и лег спать. После трудного перехода спал он крепко. Проснулся от того, что кто-то схватил его за плечо, несколько раз встряхнул и громко сказал:

Очнувшись ото сна, охотник увидел, что в зимовье посторонних нет, но очень светло, несмотря на глубокую ночь. Этот свет был от огня: пожар начался между потолочным покрытием и крышей от жестяной печной трубы.

Вероятно, туда в межсезонье попал лесной мусор, а когда печку затопили, он загорелся. Охотник успел погасить пожар. Он был убежден, что его спас Хозяин.

Мне тоже приходилось сталкиваться с проявлениями воли Хозяина. В тот день выдра добылась неожиданно легко. Это был фарт в чистом виде: она сама по льду речному набежала.

Вечером в зимовье, когда я поужинал и выдровую шкуру обезжиривал, на пол с грохотом упал с печки устойчиво стоявший там бак тридцатилитровый, в котором снег таял.

Ключ промерз до дна, приходилось воду на бытовые нужды из снега добывать. Так и не поняв, почему бак с печки спрыгнул, я его снова снегом наполнил и опять на печку поставил. Минут через десять он снова с печки слетел.

Когда очередная порция снега в баке ставилась на печку, обрушился очень крепкий стол. Загремела посуда, погасла упавшая керосиновая лампа и звонко разбилось последнее ламповое стекло.

Но потери оказались незначительны: у стекла лампового откололся кусочек в верхней части трубки, а на мешочек с последним сахаром чайник перевернулся.

До меня в конце концов дошло, что все необычное в этот вечер потому и происходит, что я Хозяина за фарт не поблагодарил. Срочно исправил оплошность, огонь угостил, пообещав в будущем внимательнее быть.

Много тайн хранит седой Байкал. И неудивительно, ведь этому реликтовому озеру более 20 миллионов лет! ФОТО RYBAKA/WIKIMEDIA.ORG (CC BY 3.0)

Были и другие случаи, в которых Хозяин помог мне жизнь сохранить. Январскую ночь пришлось коротать у костра на старой гари. Раненого лося добрать днем не удалось, заночевал на его следу — благо дров на гари хватает.

Из всех конструкций долгоиграющих костров лучшая, если сухой выворотень с комля запалить, он может несколько дней гореть.

У подходящего выворотня я и устроился на мягком лапнике, сделав лежанку из жердочек и шалашик одностенный. Ночью потеплело, пошел снег. Во сне ко мне пришел Хозяин. Был он в виде крупного мужика славянского типа, с седой широкой бородой, в серой суконной одежде.

Привожу наш диалог:

— Ты чё, парень, тут разлегся?
— Ночую — не видишь, что ли?
— Нельзя здесь ночевать! Кочуй отсюда!

Проснувшись, я выпил очередную кружку чая и снова поудобнее устроился на боку. Сон всерьез не воспринял. Мало ли что приснится, а кочевать темной ночью от обустроенного места не хотелось. Но как только заснул, мужик снова выплыл из темноты.
— Ты еще здесь? Кочуй отсюда!
— А куда идти?
— Куда хочешь! Нельзя здесь ночевать!

Тон у мужика был серьезный, повелительный. Одновременно с его уходом я проснулся, уже зная, что надо кочевать с этого места. Подходящий выворотень нашелся меньше чем в ста метрах. Пока он разгорался, я перетаскал к нему весь свой табор.

Снегопад менялся на метель, но спалось на новом месте прекрасно, никто не прогонял. На рассвете, собираясь уходить, я решил проведать первоначальное место ночевки: а вдруг что забыл?

Когда подошел к месту, откуда меня прогнали, получил мощную эмоциональную встряску, испытал настоящий шок. Огромная сушина лежала поперек моей лежанки.

В один из сезонов в Северном Забайкалье Хозяин (там его называли Подя) поссорился с моим напарником, не верящим в силу третьей реальности. При охотустроительных работах обследование угодий часто прекрасно сочетается с промыслом.

Собак рабочих у нас с Виталием тогда не было, и место для осенёвки мы выбрали в непригодном для охоты с лайками месте: узкие долины рек, крутые склоны, скальники и безбрежные заросли кедрового стланика.

Но зато соболя много. Зимовье наше стояло на стрелке, в месте впадения в главную речку притока. Виталий начал на главной капканы ставить, я по притоку путик прокладывать.

Тайга нас хорошо встретила: сразу и лося добыли, и рыбы наловили. Виталий успел пять соболей поймать. Но потом он свой нож потерял любимый и Поде устно неудовольствие по этому поводу выразил.

Я советовал ему не жалеть потери: вдруг нож в самом деле Хозяину понадобился? Пусть берет, потом соболями отдарится. А может и вернуть, если его уважительно попросить. Но Виталий возразил, что в эту фигню не верит, нож сам найдет и соболей сам наловит.

Добычливым будет день или нет — об этом знает лишь Хозяин. ФОТО SHUTTERSTOCK.COM

Дальше началась мистика. Нож так и не нашелся, а фарт у Виталия кончился. Я уже третий десяток соболей начал ловить, а он так на пяти первых и застрял. Капканы одинаковые, приманки одни и те же, но у меня ловится, а у него нет.

Вечером, когда очередная пара соболюшек была подвешена оттаивать, попросил у Виталия одеколон. Сначала очистил с его помощью мех от комочков смолы, а потом из пузырька в печку плеснул, сказав при этом:

— Подя, однако, как все местные, это употребляет!

Виталий возмутился. Дескать, этот гад у него нож увел и соболей ловить мешает, а я ему еще одеколон стравливаю. На следующий день проверка капканов убедила Виталия, что местных духов надо уважать.

С верховий наших речек в один день прошли две росомахи, по каждой речке своя. У Виталия таежная разбойница сняла трех соболей, а со всех остальных жердочек с капканами посрывала приманку. Моя росомаха подходила к каждому капкану, но ничего не тронула.

Читать еще:  «СОСКА» ДЛЯ САЗАНА

С таким нетипичным для вида поведением я столкнулся первый раз в жизни. Вечером при обсуждении случившегося Виталий признал, что таежного хозяина надо уважать. Сам прощения у Поди попросил и огонь качественно угостил, в том числе одеколоном. Соболя сразу ловиться начали

***
Немало тайн скрывает и батюшка Байкал. Например, мыс Рытый на Байкале известен как аномальная зона, где НЛО табунами летают, техника и приборы отказывают.

Правда, мой друг, живущий на кордоне рядом с Рытым двадцать лет, за все время ни разу не столкнулся с аномалиями, которые почти всегда наблюдают редкие посетители.

По его мнению, вероятность наблюдения НЛО здесь прямо пропорциональна объему принятого спиртного. Но сам в местных духов верит и даже имеет материальное подтверждение своей веры. Когда он обживал кордон, представлявший собой пустой бревенчатый дом, вслух посетовал на отсутствие стола хорошего.

На следующий день по делам мимо Рытого он на моторке шел и увидел добротный деревянный стол, который шторм не только на берег выбросил, но и на ножки поставил. Стол этот и сейчас на кордоне успешно свои функции выполняет.

А в конце октября 2014 года мой знакомый, не скрывавший своего неверия в местных духов, осенью шел на большой надувной мотолодке с проверенным подвесным мотором японским мимо мыса Рытого. Погода была прекрасная, море спокойное.

В лодке двое находились, оба считали себя бывалыми. Как раз напротив устья ущелья Рытовского надежный японский мотор заглох. Затем мгновенно шквал налетел — такой, что у волн верхушки срывало.

Лодку три дня по Байкалу носило и на четвертый к противоположному берегу, к скалам Святого Носа прибило. За это время материалисты-атеисты и в местных духов поверили, и молиться им научились. Спаслись. Я потом знакомому этому сказал, что он, наверное, байкальскому Бурхану еще нужен. Возражений не было.

У тех, кто ходит в тайгу, есть право выбора, верить в эту третью реальность или нет. Но соблюдать неписаный свод правил, подразумевающих бережное отношение к природе и взаимовыручку, обязан каждый.

«Поставил диагноз сигаретой, затем попросил плюнуть в бубен»

Неизвестные факты о жизни и нравах северных шаманов

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Несмотря на кажущуюся архаичность, влияние шаманов на жизнь северных народов велико до сих пор. И речь тут идет не только о духовном аспекте. На протяжении многих сотен лет именно шаманы — как мужчины, так и женщины — занимаются врачеванием. О том, какие методы они используют и как делят свои обязанности по гендерному признаку, «Лента.ру» поговорила с доцентом кафедры этнокультурологии Института народов Севера Софьей Унру.

«Лента.ру»: Мы с вами говорили о традиционных способах лечения у северных народов. Но ведь помимо этого были и так называемые шаманские методы?

Софья Унру: Да, они были широко распространены.

И там все было не просто

Совсем не просто. Для лечения шаманы часто пользовались средствами магического характера: «лечебной одеждой», браслетами, изображениями духов-помощников. Отношение к болезням у эвенков отражает их картину мира — мифологическую по своей сути. С точки зрения этого народа, все вокруг одушевлено — каждая река, сопка, дерево имеют душу, волю и сознание, подобные человеческим. К ним можно обратиться с просьбами, их следует благодарить после удачной охоты или рыбалки и, конечно, относиться с почтением.

Дух-хозяин есть у животных, огня, земли. От всех этих духов человек зависит и пытается договориться с ними о собственном благополучии и удаче.

Что такое с точки зрения шамана болезнь?

Она представляется как дух, враждебный человеку.

Вообще, согласно мифологии народов Севера, Бог задумывал человека бессмертным, но процесс его создания сопровождался противостоянием добра и зла, и в результате человек стал подверженным болезням и смерти. Согласно мифам, создателями зверей и человека были соперничающие братья-демиурги, из которых старший портил сделанное младшим. Это космические хозяева верхнего и нижнего миров. У эвенков младший брат Сэвэки-Экшери, ставший позже духом-хозяином верхнего мира, делал на средней земле людей. Вредоносное влияние злого брата заключалось в том, что после его плевка (дуновения) создаваемые люди становились уязвимыми для болезней.

Подобная система верований подразумевает магические способы излечения?

Эвенки верили, что магической силой обладает первая передняя лапа медведя — мана. Ее сушили и вешали перед дверным проемом. Она считалась хранительницей оленей. Медвежьей лапой, нагретой у костра, массировали затвердевшее вымя важенки (местное название самки северного оленя). Считалось, что если в доме висит мана, в нем не водятся клопы.

При заболевании печени и почек практиковалось обкладывание больного внутренними органами только что убитого оленя, причем почки прикладывали к почкам, печень — к печени. Подобное лечили подобным. По рассказу одного из моих информантов из села Иенгра (Нерюнгринский район, Якутия), шаман лечил сердце больного, водя над ним сердцем оленя; заболевание матки лечил маткой оленя.

Фото: Андрей Шапран / «Коммерсантъ»

Эвенки верили, что подобный орган животного как бы переселялся дух из больного органа человека. Шаман заставлял его выйти из тела больного. Об этом свидетельствуют и многие фольклорные данные об изгнании (или вытягивании) духа болезни шаманом. После обряда изгнания (иногда высасывания) шаман демонстрировал присутствующим дух болезни, воплощенный в насекомом — черве, жуке. Вообще, самые неприятные ассоциации у эвенков связаны с червями. По одному из поверий, сидя за одним столом со стариками, нельзя брать из их рук чашку, ее нужно принять через кого-то. Старики якобы могут забрать годы жизни у более молодых, передают им свои болезни, а в этой чашке могут быть черви. Также нежелательно пропускать стариков вперед себя (по той же причине — могут забрать годы жизни).

Шаманами могли быть только мужчины?

Не только. Однако, по мнению жителей того же села Иенгра, существуют некоторые различия в сферах деятельности шаманов и шаманок. Женщинам приписывают большие способности в решении бытовых, семейных проблем, мужчинам — в лечении. «Женщины, бывает, коварством берут, а мужчины больше лечат, — считает дочь шамана Степана Неустроева Валентина Енохова. — Отец очень редко судьбу поправлял. Судьбу поправляют, знаете кто? Удаганки, шаманки. Они судьбу поправляют, женят. Эти шаманки, как говорят, стервозные. Могут мужчину с женщиной свести. А отец — никогда».

Что еще входило в сферу деятельности шаманок?

Лечение женских болезней. В Иенгре жила легендарная сильная шаманка Матрена Кульбертинова. Ее племянник, Терентий Семенов, вспоминает, как бабушка Матрена Петровна помогала беременным: «Что-то от оленя брала и этим играла над больной. Больную матку лечила. У оленя брала матку и играла. Натирала горячей маткой женщину».

Шаманки, как и обычные старухи, могли принимать роды. Однако, по рассказам, принимали роды и шаманы, если оказывались поблизости. Как утверждают родственники Матрены Кульбертиновой, она могла лечить только больных из своего рода.

Интересно, что дети шамана Степана Неустроева, напротив, рассказывали, что их отец мог лечить только чужих: «Отец своих не мог лечить, родных. Кровь от крови, плоть от плоти не лечится. А чужих может лечить».

«Я, например, все время болела, — вспоминает Валентина Степановна. — Меня отсюда везли на оленях к другому шаману. Он у меня высосал из груди все сгустки».

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Можно предположить, что женское шаманство, оставаясь родовым, несет в себе черты более древнего шаманства, исторически предшествующего шаманству мужскому. Для каждого члена своего рода Матрена Петровна делала колокольчики. Эти сакральные предметы родственники хранят и после ее смерти. При жизни они служили связью между шаманкой и ее родными. Заболев вдали от нее, человеку достаточно было достать колокольчик и попросить у бабушки помощи. Она якобы тут же отзывалась на призыв и на расстоянии лечила больного. Так поступают Кульбертиновы и сейчас, когда шаманки уже нет, и утверждают, что до сих пор находятся в контакте с ней. Этот прием применяла только шаман Матрена Петровна, другие шаманы региона такого не практиковали. Помимо лечения и привлечения удачи Петровна могла предсказывать исход событий, погоду, местонахождение оленей.

Болезни, которые в состоянии вылечить шаманы и шаманки, отличаются?

Матрена Петровна лечила в основном легкие болезни, такие как гипертония, радикулит, головные боли, астма. Но есть упоминания и об излечении болезней сердца (с помощью вырезанного у живого оленя сердца) и печени (посредством амулета из медвежьей лапы). Односельчане оценивают ее как сильную, могущественную шаманку.

Коллеги-мужчины занимались лечением чаще, чем Матрена Петровна, и могли вылечить более тяжелые заболевания. Например, Савелий излечивал туберкулез, рак, псориаз, бесплодие, психические расстройства.

Я лично была свидетельницей того, как шаман вылечил рак груди.

В ходе экспедиции исследовательская группа жила в тайге в стойбище шамана. В глухую тайгу к Савелию из Нерюнгри приехала семья с просьбой излечить женщину, которой врачи поставили неутешительный диагноз. Муж, жена и их дочь приняли участие в камлании, в ходе которой шаман установил диагноз при помощи сигареты, затем попросил больную плюнуть в бубен. После продолжительной игры на бубне Савелий развернул его внутренней стороной к присутствующим, и все увидели там сгустки крови. Таким образом раковая опухоль была удалена из груди женщины. Этот сеанс был проведен в 2005 году. Пациентка шамана жива и здорова до сих пор.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Кстати, обычно шаманы — долгожители. В возрасте 90 лет Матрена Петровна Кульбертинова проводила сеансы камлания продолжительностью пять-шесть дней, практически без сна и пищи. Почтенный возраст и многолетняя практика обеспечили ей очень высокий статус в профессиональной сфере. Матрена прожил до 106 лет и умерла в 1996 году, по мнению родственников — не от старости, а в результате шаманских войн.

Читать еще:  Вот они какие – апортирующие!

Шаманы пользуются большим уважением?

Скажу так: местное население относится к шаманам и шаманкам с опаской. Эвенки единодушны в мнении, что обращение к шаману — крайняя мера, предпринимаемая от безысходности. Клиенты шаманов не оспаривают эффективности камлании, но приводят многочисленные примеры того, что за излечение приходится поплатиться. Существует даже определенный термин — «толкнуть». Речь идет о том, что, спасая одного члена семьи, шаман «выталкивает» из жизни другого. По наблюдениям шаманистов, всякий раз после обращения к шаману в семье обратившегося кто-то погибает. В среде эвенков весьма часты случаи самоубийства, гибели от нападения медведя или обморожения. Эти события местные жители связывают с деятельностью шаманов и шаманок.

Альтернативный взгляд

Статей за 48 часов: 84

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Мистика и тайны религий
  • Шаманизм — главная религия северных народов

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Шаманизм — главная религия северных народов

Шаманизм — главная религия коренных северных народов — утверждает, что душу имеют и камни, и скалы, и тайга. Здесь при удаче в охоте искренне благодарят местных духов, в том числе Хозяина.

Имен у Хозяина много: Бурхан у бурят, Байанай у якутов, Подя у русских охотников северного Забайкалья… Требуется Хозяину немного: доброе слово, уважительное отношение к природе и соблюдение законов тайги.

Как-то весной в Якутии местный напарник всерьез выражал неудовольствие тем, что я медведя, абсолютно мне тогда ненужного, не стал стрелять при встрече: мол, от подарков местного бога отказываться нельзя.

И действительно, жизнь потом подбросила множество примеров того, как наказывает и благодарит Хозяин.

Осень. Заход в тайгу. Промысловик принес на паняге в свое зимовье продукты и снаряжение, поужинал и лег спать. После трудного перехода спал он крепко. Проснулся от того, что кто-то схватил его за плечо, несколько раз встряхнул и громко сказал:

Очнувшись ото сна, охотник увидел, что в зимовье посторонних нет, но очень светло, несмотря на глубокую ночь. Этот свет был от огня: пожар начался между потолочным покрытием и крышей от жестяной печной трубы.

Вероятно, туда в межсезонье попал лесной мусор, а когда печку затопили, он загорелся. Охотник успел погасить пожар. Он был убежден, что его спас Хозяин.

Мне тоже приходилось сталкиваться с проявлениями воли Хозяина. В тот день выдра добылась неожиданно легко. Это был фарт в чистом виде: она сама по льду речному набежала.

Вечером в зимовье, когда я поужинал и выдровую шкуру обезжиривал, на пол с грохотом упал с печки устойчиво стоявший там бак тридцатилитровый, в котором снег таял.

Ключ промерз до дна, приходилось воду на бытовые нужды из снега добывать. Так и не поняв, почему бак с печки спрыгнул, я его снова снегом наполнил и опять на печку поставил. Минут через десять он снова с печки слетел.

Когда очередная порция снега в баке ставилась на печку, обрушился очень крепкий стол. Загремела посуда, погасла упавшая керосиновая лампа и звонко разбилось последнее ламповое стекло.

Но потери оказались незначительны: у стекла лампового откололся кусочек в верхней части трубки, а на мешочек с последним сахаром чайник перевернулся.

До меня в конце концов дошло, что все необычное в этот вечер потому и происходит, что я Хозяина за фарт не поблагодарил. Срочно исправил оплошность, огонь угостил, пообещав в будущем внимательнее быть.

turizm.ngs.ru

Были и другие случаи, в которых Хозяин помог мне жизнь сохранить. Январскую ночь пришлось коротать у костра на старой гари. Раненого лося добрать днем не удалось, заночевал на его следу — благо дров на гари хватает.

Из всех конструкций долгоиграющих костров лучшая, если сухой выворотень с комля запалить, он может несколько дней гореть.

У подходящего выворотня я и устроился на мягком лапнике, сделав лежанку из жердочек и шалашик одностенный. Ночью потеплело, пошел снег. Во сне ко мне пришел Хозяин. Был он в виде крупного мужика славянского типа, с седой широкой бородой, в серой суконной одежде.

Привожу наш диалог:

— Ты чё, парень, тут разлегся?

— Ночую — не видишь, что ли?

— Нельзя здесь ночевать! Кочуй отсюда!

Проснувшись, я выпил очередную кружку чая и снова поудобнее устроился на боку. Сон всерьез не воспринял. Мало ли что приснится, а кочевать темной ночью от обустроенного места не хотелось. Но как только заснул, мужик снова выплыл из темноты.

— Ты еще здесь? Кочуй отсюда!

— Куда хочешь! Нельзя здесь ночевать!

Тон у мужика был серьезный, повелительный. Одновременно с его уходом я проснулся, уже зная, что надо кочевать с этого места. Подходящий выворотень нашелся меньше чем в ста метрах. Пока он разгорался, я перетаскал к нему весь свой табор.

Снегопад менялся на метель, но спалось на новом месте прекрасно, никто не прогонял. На рассвете, собираясь уходить, я решил проведать первоначальное место ночевки: а вдруг что забыл?

Когда подошел к месту, откуда меня прогнали, получил мощную эмоциональную встряску, испытал настоящий шок. Огромная сушина лежала поперек моей лежанки.

В один из сезонов в Северном Забайкалье Хозяин (там его называли Подя) поссорился с моим напарником, не верящим в силу третьей реальности. При охотустроительных работах обследование угодий часто прекрасно сочетается с промыслом.

Собак рабочих у нас с Виталием тогда не было, и место для осенёвки мы выбрали в непригодном для охоты с лайками месте: узкие долины рек, крутые склоны, скальники и безбрежные заросли кедрового стланика.

Но зато соболя много. Зимовье наше стояло на стрелке, в месте впадения в главную речку притока. Виталий начал на главной капканы ставить, я по притоку путик прокладывать.

Тайга нас хорошо встретила: сразу и лося добыли, и рыбы наловили. Виталий успел пять соболей поймать. Но потом он свой нож потерял любимый и Поде устно неудовольствие по этому поводу выразил.

Я советовал ему не жалеть потери: вдруг нож в самом деле Хозяину понадобился? Пусть берет, потом соболями отдарится. А может и вернуть, если его уважительно попросить. Но Виталий возразил, что в эту фигню не верит, нож сам найдет и соболей сам наловит.

Добычливым будет день или нет — об этом знает лишь Хозяин. ФОТО SHUTTERSTOCK.COM

Дальше началась мистика. Нож так и не нашелся, а фарт у Виталия кончился. Я уже третий десяток соболей начал ловить, а он так на пяти первых и застрял. Капканы одинаковые, приманки одни и те же, но у меня ловится, а у него нет.

Вечером, когда очередная пара соболюшек была подвешена оттаивать, попросил у Виталия одеколон. Сначала очистил с его помощью мех от комочков смолы, а потом из пузырька в печку плеснул, сказав при этом:

— Подя, однако, как все местные, это употребляет!

Виталий возмутился. Дескать, этот гад у него нож увел и соболей ловить мешает, а я ему еще одеколон стравливаю. На следующий день проверка капканов убедила Виталия, что местных духов надо уважать.

С верховий наших речек в один день прошли две росомахи, по каждой речке своя. У Виталия таежная разбойница сняла трех соболей, а со всех остальных жердочек с капканами посрывала приманку. Моя росомаха подходила к каждому капкану, но ничего не тронула.

С таким нетипичным для вида поведением я столкнулся первый раз в жизни. Вечером при обсуждении случившегося Виталий признал, что таежного хозяина надо уважать. Сам прощения у Поди попросил и огонь качественно угостил, в том числе одеколоном. Соболя сразу ловиться начали

Немало тайн скрывает и батюшка Байкал. Например, мыс Рытый на Байкале известен как аномальная зона, где НЛО табунами летают, техника и приборы отказывают.

Правда, мой друг, живущий на кордоне рядом с Рытым двадцать лет, за все время ни разу не столкнулся с аномалиями, которые почти всегда наблюдают редкие посетители.

По его мнению, вероятность наблюдения НЛО здесь прямо пропорциональна объему принятого спиртного. Но сам в местных духов верит и даже имеет материальное подтверждение своей веры. Когда он обживал кордон, представлявший собой пустой бревенчатый дом, вслух посетовал на отсутствие стола хорошего.

На следующий день по делам мимо Рытого он на моторке шел и увидел добротный деревянный стол, который шторм не только на берег выбросил, но и на ножки поставил. Стол этот и сейчас на кордоне успешно свои функции выполняет.

А в конце октября 2014 года мой знакомый, не скрывавший своего неверия в местных духов, осенью шел на большой надувной мотолодке с проверенным подвесным мотором японским мимо мыса Рытого. Погода была прекрасная, море спокойное.

В лодке двое находились, оба считали себя бывалыми. Как раз напротив устья ущелья Рытовского надежный японский мотор заглох. Затем мгновенно шквал налетел — такой, что у волн верхушки срывало.

Лодку три дня по Байкалу носило и на четвертый к противоположному берегу, к скалам Святого Носа прибило. За это время материалисты-атеисты и в местных духов поверили, и молиться им научились. Спаслись. Я потом знакомому этому сказал, что он, наверное, байкальскому Бурхану еще нужен. Возражений не было.

У тех, кто ходит в тайгу, есть право выбора, верить в эту третью реальность или нет. Но соблюдать неписаный свод правил, подразумевающих бережное отношение к природе и взаимовыручку, обязан каждый.

Источники:

http://www.russian-travels.ru/?p=264
http://ascia.ru/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2
http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2017/07/07/648445-shamanizm-glavnaya-religiya-severnyih-narodov.html
http://lenta.ru/articles/2018/08/22/shaman/
http://salik.biz/articles/30598-shamanizm-glavnaja-religija-severnyh-narodov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector