1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речной парусник Полярного Урала

Речной парусник Полярного Урала

Холодное лето 2010, вторая половина августа, Полярный Урал. В складках горного рельефа блуждает туман. Выше, растворяясь в облаках, идет горизонт свежевыпавшего снега. Холодно. Вездеход пересекает бурный ручей и вскоре останавливается на краю травянистой поляны, за которой, играя по камням, бежит неширокий, сероватого оттенка водный поток. Это и есть наш Макар-Рузь!

Cегодня вместе с геологами, следующими на участок, мы могли доехать до Малой Хараматалоу или даже до верховий Бур-Хойлы. Но Хару, как и подавляющее большинство “больших” рек Полярного Урала, включая район Пятиречья, мы уже прошли в ходе многолетних сплавов, водных походов и научных экспедиций. Настала очередь других “белых пятен” на карте наших путешествий — малых рек и притоков. В выборе маршрута сыграло роль и то, что Макар-Рузь (а далее — Хараматалоу) впадают в Собь, откуда несложно, без посторонней помощи добраться до дома.

Таким образом, по Макар-Рузю до его впадения в Хараматалоу нам предстоит пройти всего 14–15 км. Затем мы пройдем 15 км по Харе, 143 — по Соби, реке Обь и ее протокам. В результате весь маршрут составит чуть более 170 км.

Лагерь ставим у самых “Первых ворот” (на пути Макар-Рузя встречается немало сужений, основные из которых именуются “Первыми”, “Вторыми” и “Третьими” воротами). Если подняться на увал, на западе хорошо видна довольно широкая, лишенная растительности неуютная, пестреющая снежниками горная долина, по которой стекает сюда не то речушка, не то ручей, по которому нам предстоит сплавляться.

“Первые ворота” отмечены небольшим порогом. Вечерние краски скал и неба холодны и контрастны, а пенящаяся на камнях вода имеет сероватый оттенок. Мои попытки извлечь из нее хоть одну рыбу пока не приносят успеха.

Наш знакомый геолог, истинный знаток этих мест, заранее предупреждал о том, что воды реки в этом году имеют мутный оттенок. По всей видимости, в верховьях Макар-Рузя одно из рудных предприятий, без оглядки на местные условия и экологию, пробивает очередную штольню. Если эта деятельность будет слишком интенсивной, хариуса в реке может и вовсе не оказаться. Ни в этот, ни в последующие годы. К счастью, замутненность не слишком велика, и хотя рыба здесь не клюет и никак не выдает своего присутствия, у нас все же остается надежда, что в следующие дни Макар-Рузь не разочарует нас.

В ОБЪЯТИЯХ ХОЛОДА И СЫРОСТИ

Наутро холодно и пасмурно, периодами — моросящий дождь. Горы в пределах видимости припорошены новой порцией свежевыпавшего снега. Серые воды Макар-Рузя шумят и шипят, сбегая с диагонального (“косого”) слива, находящегося как раз напротив нашей палатки. Дров нет, завтрак готовим на газовом примусе. Рыба не ловится. После экскурсии по окрестностям загружаем лодку походным снаряжением и, задобрив “водяного Старика” — отлив изрядную порцию водки в серые воды Макар-Рузя, выходим на воду.

Макар-Рузь то и дело распадается на мелководные рукава или сливается воедино, падает с косых и прямых сливов, подмывая коренные породы узкими канавами (не выпрямить весел!), кипит и струится извилистыми коридорами. Облизывает повороты, образованные подступающими развалами камней или эрозионных скальных выходов, дернистыми пластами, нависающими над водой, покрытыми ольшаником или карликовой березкой. Затихает среди небольших тихих плесов, перед тем как вновь ринуться вниз с очередной валунно-галечниковой ступени.

В районе “Вторых ворот”, отмеченных входом реки в каменисто-осыпное сужение, я наконец-то ощущаю первый удар хариуса по мухо-мормышке. Нереализованная единичная поклевка вселяет определенный оптимизм, впрочем, ничем не подтвержденный и в этот день.

Невеселая картина и перспектива — как бы ни пришлось разгружать судно и перетаскивать «вниз» по этому разливу весь немалый экспедиционный груз на своих плечах. Фото: Валерий Бажмин.

ВОЛОК. ПЕРВЫЕ ХАРИУСЫ МАКАР-РУЗЯ

Солнечный ветреный день. За очередным поворотом наш оранжевый челн мягко и плотно утыкается в мель. Макар-Рузь распадается здесь множеством мелководных ручейков, они разбегаются среди каменистых островков на почти полукилометровую ширину. В длину этот участок не менее 1,5 км, впереди явно виден немаленький перепад высот…

Почти на исходе этого мелководного участка, словно в награду за труды, начинаются рыбные места. Долина реки сужается, ручьи, на которые разлился Макар-Рузь, то и дело сливаются вместе, образуя порой довольно глубокие канавы, граничащие с небольшими затишками. Особенно хороши места, где течение упирается в дернистый коренной берег и образует прижим.

Вторая половина дня — самое время для ловли сибирского хариуса. На неровной поверхности водного потока то и дело возникают едва заметные круги, словно в воду капают редкие капли дождя. Проявления этого кормового выхода рыбы словно нарастает на глазах — вот поверхность реки уже разрывают редкие всплески. Бурунчики и шлепки по воде, взлетающие вверх капли и брызги искрятся на солнце.

До последних моментов поединка, когда в переменчивой водной зыби уже распахивается высокий крапчатый парус, отливающий нежной голубизной, кажется, что на блесну покусился хариус редкостных размеров. Фото: Валерий Бажмин.

Это ли не Праздник, к которому стоило стремиться целый год, заслуженная плата за холод и отсутствие дров в верховьях, за изнурительный волок по расположенным выше мелям!

Одна-три рыбы с одного места — и снова в путь, до следующего слива или ямки. Хариусы Макар-Рузя, проводящие летний период над чистым песчано-галечным дном, на небольшой глубине, просвеченной незаходящим северным солнцем, имеют необычно золотистый, “теплый” окрас тела. Подсеченные, они рвутся в глубину или с плеском выходят на поверхность — и вот в каскаде брызг этот золотистый слиток тяжело выворачивается у берега и холодной тяжестью упруго изгибается в ладони. Рыбы не велики, но приятны — их вес колеблется от 600 до 800 граммов.

Ниже по реке, за впадением ручья Покойник-Шор, горные долины и тундровое редколесье сменяются лесной зоной. В отличие от предыдущих дней, здесь есть дрова для костра, уютные ровные поляны, пахнущие чабрецом, и настоящие рыбные омуты у поворотов реки. Именно в таком месте мы устраиваем дневку перед тем, как оставить Макар-Рузь и устремиться к водам Хараматалоу.

Если абстрагироваться от мелководья, усиленной гребли и отталкивания веслами, протаскивания через мели, сырости, холода и залитых ледяной водой сапог — окружающий пейзаж красив и самобытен. Фото: Валерий Бажмин.

РЕЧНЫЕ ПАРУСНИКИ

Странная, какая-то “полосатая” погода царит над Макар-Рузем. Солнечные дни чередуются с пасмурными, с моросью, а то и дождем. Сегодня, впрочем, мы вышли на воду, ожидая холода и осадков, но день потихоньку разгулялся, и до вечера установилась сухая, солнечная и ветреная погода.

Все мели, похоже, остались позади, наша лодка неспешно дрейфует вдоль радующих глаз лесистых берегов, небольших скальных выходов, отличных чистых и ровных полян, говорливых быстрин и тихих зеленоватых таинственных глубин, наверняка скрывающих от постороннего взгляда немаленьких хариусов.

С вечера на моем спиннинге осталась пристегнутой довольно большая бронзовая “вертушка”. Уже на первой проводке я ощущаю явный “тычок” — удар по блесне. Еще пара забросов со сплавом приманки по дуге — и удилище неожиданно изгибается, леска режет воду, а фрикцион катушки выдает знакомую и волнующую песню. Уж не таймешонок ли покусился на мою блесну? Да нет, это хариус, и не маленький!

Рыба уверенно давит на быстрину, используя течение, нагружает снасть, отбирая у нее метры лески. Мы уже несколько минут продолжаем перетягивание связующей нас нити. После очередного виража уставшая рыба утыкается в береговую отмель и заваливается на бок. Настоящий речной Парусник — отличный экземпляр весом почти на 1,5 кг — такие красавцы попадаются не на каждом сплаве. Тем более приятно поймать такую рыбу в столь небольшом и относительно мелководном водотоке!

Следующие забросы не приносят результата, зато в процессе рыбалки я замечаю тихий всплеск в месте, где борозды течения затихают над началом донной канавки. Очевидно, пора переходить на сухие мушки! Но мушки — и сухие, и мокрые — не приносят ни одной поклевки. И это притом, что рыба все чаще интересуется верховым кормом.

1,5 кг — едва ли не максимальный вес хариуса в верхнем течении рек Полярного Урала. Фото: Валерий Бажмин.

Не надеясь на успех, я вновь прицепляю к карабинчику спиннинга уловистую блесну и почти сразу ощущаю удар — промах рыбы. И опять тишина.

Ставлю блестящую блесну меньшего размера и вновь — на первой же проводке — чувствую уверенную хватку и пару минут спустя выкатываю на берег примерно такого же красавца. Впрочем, нет — это уже самка: более скромные окрас и размер “паруса” с бело-голубой каймой. Некрупная блестящая блесна — вот ключ к успеху, решаю я, прощупывая слив веерными забросами. Отнюдь, на нее больше ни одной поклевки.

Читать еще:  В лесах Мордовии остреляют почти всех кабанов

Рыба изредка пускает круги на воде. Вытягиваясь эллипсом, они уходят вниз и размываются потоком…

Полярный Урал

Полярный Урал – это самая северная часть Уральских гор. По этим горам проходит условная граница между Европой и Азией. По ним же граничат два уральских региона – республика Коми на западе и Ямало-Ненецкий автономный округ на востоке. Горы Полярного Урала также разделяют бассейны рек Печора и Обь. Находятся за полярным кругом, в краю вечной мерзлоты.

Название Полярный Урал впервые предложил ученый и путешественник А.И. Шренк, изучавший эти горы в XIX веке. До него эти горы относили к Северному Уралу.

Границы Полярного Урала

Полярный Урал тянется от горы Константинов камень на севере до верховий реки Хулга на юге (южнее начинается Приполярный Урал с самыми высокими вершинами Уральских гор). В координатах это территория между 68°30´ и 65° 40´ северной широты.

От горы Константинов камень остается 40 километров до Карского моря. На этом участке тундры встречаются небольшие горки, но ученые считают их лишь предгорьями Урала, не относя к горам Полярного Урала. Это Большая и Малая Хора-Маха (с ненецкого «Оленья грива»), Хара-Пэ («Поворотный камень»), Парисей-Пэ («Очень черный камень»), Сибилей («Сумрачный») и другие. Ненцы считают именно их концом Урала и называют их Пэмал – «Конец камня».

Константинов камень. Рисунок середины XIX века

В стороне от основного массива есть несколько предгорных возвышенностей, из которых наиболее интересна гряда Чернышева. Это невысокие, но длинные западные предгорья Урала на Печорской низменности. Горный кряж идет по северо-востоку Архангельской области и республики Коми параллельно Полярному и Приполярному Уралу – с северо-северо-востока на юго-юго-запад. Длина гряды Чернышева – около 300 километров, но максимальные высоты лишь до 200 метров.

Открыл гряду Чернышева исследователь Севера А.В. Журавский. Это произошло в начале XX века. Названа в честь геолога, академика Ф.Н. Чернышева (1856-1914).

Также стоит отметить хребет Пай-Хой.

Горы Полярного Урала

Средние высоты хребтов Полярного Урала от 800 до 1200 метров.

Начинаясь горой Константинов камень (492 м), южнее горы быстро набирают высоту.

Самая высокая гора Полярного Урала – гора Пайер (1499 м).

Вид Уральского хребта и Южного Пайера. Рисунок середины XIX века

Одна из интересных особенностей этой части Урала – невысокие перевалы через водораздел (200-250 метров над уровнем моря). По одному из таких перевалов, в долине реки Собь, пересекает Уральские горы и уходит из Европы в Азию железнодорожная ветка Трансполярной магистрали в Харп и Лабытнанги. Благодаря наличию железной дороги южная часть Полярного Урала популярна среди туристов. Однако следует иметь в виду, что походы в эту часть Урала тяжелые и сложные, необходимы подготовка и достаточный туристический опыт.

До долины реки Собь Уральские горы широкие, до 70-80 километров в ширину, распадаются на небольшие хребты с глубокими котловинами и речными долинами между ними. Эта часть Полярного Урала вытянута примерно на 170 километров, идет в южном направлении. Южнее долины реки Собь горы Полярного Урала словно собираются воедино, становятся уже (15-20 километров) и поворачивают на юго-запад. Длина этого участка Полярного Урала – около 200 километров. Общая же протяженность этой части Уральских гор – около 400 километров.

Вид Уральских гор с реки Хай-Яги (Полярный Урал)

Рисунок Бермелеева из книги Гофмана

Возраст этого района Уральских гор – 250-300 миллионов лет.

Климат суровый, резко-континентальный, с сильными ветрами. Лето короткое, малоснежное. Погода часто меняется. На западных склонах выпадает в 2-3 раза больше осадков, чем на восточных.

В горах много снежников, которые не таят летом. Несколько десятков ледников. Много озер. Со склонов стекает немало рек. Поскольку таяние снега в горах затягивается, паводок начинается только в начале лета.

Александр Бурак. Полярный Урал

Здесь же находится самое глубокое озеро Урала – озеро Большое Щучье. Оно тектонического происхождения, образовалось во впадине. Глубина озера Большое Щучье – 136 метров.

Лес есть лишь в южной части Полярного Урала. В северной части растет лишь карликовая береза, местами мелкие тундровые ивы.

Наиболее крупные населенные пункты в этой части Урала – Воркута и Лабытнанги.

«Корабли без капитана»: исследуем уфимское кладбище кораблей речного флота

Уфимский речной флот имеет довольно давнюю историю. Несколько десятилетий назад, по реке Белой ходили грузовые баржи груженные лесом и строительными материалами, а теплоходы перевозили пассажиров не только по маршрутам речных круизов, но и в качестве одного из видов пассажирского транспорта. Сегодня бывшие мощности речфлота ржавеют на ремонтной базе, расположенной на окраине Уфы. О том, как мы побывали на уфимском «кладбище кораблей» – в материале нашего блога.

О существовании в столице Республики Башкортостан «кладбища кораблей» я узнал случайно, пролистывая уфимские паблики в поисках различного рода необычных городских объектов. Стоянка судов речного флота, отслуживших свое и ожидающих очередь на демонтаж — показалась мне достаточно интересной и необычной достопримечательностью.

Располагается искомый объект на территории микрорайона Уфы под названием Затон. Это типичный спальный район, утопающий в зелени и сплошь усеянный панельными многоэтажками. Здесь же, на берегу старицы реки Белая, находится судоремонтный завод, близ которого разместилась стоянка разномастной речной флотилии, именуемая в народе — «кладбищем кораблей».

Справка: ООО «Судоремонтно-судостроительный завод» — одно из старейших предприятий г.Уфы. Год образования завода 1918, когда в старом русле р. Белой был образован Старицкий затон.

Мы насчитали порядка 30 единиц корабельной техники, находящейся в разных стадиях «умирания». Баржи, катера, дебаркадеры и пассажирские теплоходы. Очевидно, что некоторые суда, после ремонта, вновь встретят сезон навигации, но большая часть — будущий металлом.

Нам удалось побродить вдоль причаленной у берега техники и даже подняться на борт плавучей платформы, близ которой пришвартован безымянный речной теплоход. Название с бортов было стерто, но все же проглядывались очертания отдельных букв.

Скорее всего, еще несколько лет назад данный теплоход ходил по реке под именем «Мулланур Вахитов». На профильных Интернет-ресурсах удалось собрать некоторую информацию о данном теплоходе.

Справка: «Мулланур Вахитов» — пассажирский речной теплоход, построенный по проекту 305 на венгерской верфи в 1960 году. В 2011 году состоялась последняя навигация «Мулланура Вахитова».

Данное судно — одно из десяти двухпалубных пассажирских теплоходов проекта 305, ранее принадлежавших Башкирскому речному пароходству. Юридическое лицо было признано банкротом в 2016 году, так что все неликвидные активы, к коим относится парк теплоходов, по всей видимости, будет реализован, причем, в качестве металлолома. Теплоходы данного типа повсеместно встали на причал после трагедии с «Булгарией», уверен, что многие до сих пор помнят события 2011 года. Общий спад интереса потенциальных туристов, в первую очередь по причинам высокой стоимости билетов, к отдыху на круизных теплоходах по рекам России, также объясняет тяжелое экономическое положение предпринимателей, оказывающих данный вид услуг.

По данным из открытых источников, восемь судов проекта 305 из состава речного флота Башкирского речного пароходства были подписаны на демонтаж: «В. М. Зайцев», «Габдулла Тукай», «Герой Александр Головачев», «Герой Ю. Гагарин», «Мулланур Вахитов», «Муса Гареев», «Салават Юлаев» и «Федор Кибальник».

Стоит заметить, что в день поездки нам повезло с погодой. Так что было решено запустить в небо квадрокоптер, дабы получить интересные фотоснимки данной локации с высоты птичьего полета.

Речной парусник Полярного Урала

Территория Крайнего Севера. Река Войкар. До Полярного круга — около 100 км.. Ближайший город — столица Ямала Салехард.

Промежуточный базовый лагерь очередной экспедиции Тюменского центра микрохирургии глаза ВИЗУС-1. Они скромно называют себя СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИМ КЛУБОМ. Но масштаб экспедиций и количество техники говорит о том, что это уже не любители, а профессиональная команда путешественников-экстремалов.

В составе экспедиционного корпуса несколько скоростных катеров, аэроглиссер, водометы, надувные резиновые лодки, гидроцикл, грузовая аппарель и крупнотоннажная баржа. Весь этот флот необходим для перевозки многочисленного экспедиционного снаряжения, продуктов и топлива.

Возглавляет команду путешественников — основатель и руководитель Центра ВИЗУС-1 — Сергей Колосов. Его мечта — пройти на вездеходах к подножиям снежных вершин Полярного Урала и водрузить там флаг.

Читать еще:  Морская рыбалка: с удочкой за смаридой

В прошлом году, в невероятно сложных условиях, экспедиция сумела выйти на горное плато в районе реки ВойкАр. В этот раз решено искать проход в горы немного севернее. Пройти через озеро ВорчатЫ и исследовать реки Лагорта и ТаньЮ.

От промежуточного базового лагеря наш путь лежит вверх по ВойкАру.

Это один из самых сложных отрезков речного путешествия. Течение на перекатах быстрое, а глубина небольшая. И если не знать судового хода, можно легко напороться на камни. Сломать винт или пробить днище. А в худшем случае, и вовсе сесть на мель.

ВойкАр требует максимального внимания. Неудачники надолго, или даже навсегда, остаются в его каменных тисках.

Вот эти прилипшие к берегу сухогрузы не справились с напором встречного течения, и теперь, чтобы сняться с мели, команда живет на судне в ожидании подъема воды.

А вот еще три корабля марки «Костромич» и «Ярославец». Они будут загорать здесь три недели, а может и больше… По крайней мере на обратном пути мы увидели их на том же самом месте, у «Пекарни». Так называется место слияния рек ВойкАр и ВорчатЫвис.

Когда-то здесь пекли хлеб для геологических партий, а сейчас красивый мыс с высоким каменистым берегом, кто то облюбовал под рыболовную базу отдыха. Возможно к ней и пытались пробиться все эти баржи с грузом строительных материалов.

По реке ВарчатЫвис, длина которой всего 13 километров, мы выходим к озеру ВорчатЫ, что в переводе с Ненецкого означает ЧИСТОЕ ОЗЕРО. Глубина его небольшая, 1,5 — 2 метра. Весной, на нерест в озеро заходит много рыбы. Поэтому щука и окунь вырастают здесь до гигантских размеров.

На берегу виднеется загородная резиденция Губернатора Ямала.

Вышка сотовой связи. Огромный ангар для лодок и гидросамолетов. Дома для гостей. Говорят, сюда заглядывал Президент России во время рабочих поездок на газовые месторождения ЯМАЛА.

С озера Ворчаты открывается потрясающе красивый вид на горные вершины Полярного Урала. Кажется, до них рукой подать. По прямой, тут всего километров 30.

Именно туда, к подножию этих вершин, стремится пробить дорогу наша экспедиция….

Река ТаньЮ. Пятьдесят километров севернее озера ВорчатЫ. Это место для разбивки лагеря было выбрано еще в прошлых путешествиях на Полярный Урал. Высокий песчаный мыс. Сухой берег. Стройные лиственницы. Весна добралась сюда буквально неделю назад. Деревья начали оживать совсем недавно. Свежая листва выглядит как новорожденный младенец, а цветение трав только набирает силу. Звенящую тишину нарушают лишь звуки журчащей в реке воды, да пение птиц.

Белые ночи не дают уснуть. Солнце заходит за горизонт со стороны гор всего на пару часов, при этом на улице светло. Теряется ощущение времени суток. Активность смещается в сторону глубокой ночи. Не смотря на усталость, мы не спим до 3-х часов утра. Нас немного дурманит чистый, насыщенный кислородом воздух. Вдыхаешь его, и как будто пьешь аромат горного ручья или озера, его утреннюю свежесть и прохладу…

Тем временем лагерь начинает постепенно обустраиваться и входить в обычной ритм походной жизни. На костре постоянно что-то готовится.

Бывалые таежники говорят, что когда идешь в лес или на реку, можно брать с собой только хлеб, соль и спички. Все остальное для пропитания и приготовления пищи можно добыть в лесу и поймать в реке. Так и у нас. Меню в основном рыбное и овощное.

Уха, копченый окунь, жареная щука.

Доктор Айрапетян балует нас деликатесами национальной кухни. Даже свежая картошка на углях, в его исполнении, сразу приобретает форму и вкус шашлыка.

Приготовлением птицы занимается Саша. Несколько диких уток, купленных в дороге у местных жителей, внесли некоторое разнообразие в наш диетический рацион.

Чай завариваем с настоем из трав и корней шиповника. Он хорошо удаляет жажду, да и полезен с точки зрения медицины. Воду берем прямо из реки, чистую и прозрачную, как слеза. Для нас, городских жителей, это редкая возможность почувствовать вкус настоящей ЖИВОЙ ВОДЫ.

Вся команда неусыпно следит за стремительно падающим уровнем воды в реке и несколько раз в день сталкивает лодки подальше в воду. Оказаться на берегу, или как говорят моряки «обсохнуть», здесь можно за несколько часов. Особенно пристально мы наблюдаем за самым крупногабаритным судном нашей флотилии, водометным катером КС-100. Его удлиненный корпус разделен на рубку капитана и два помещения. В одном каюта на четыре спальных места, в другом оборудована небольшая походная банька. Она крайне необходима нам для поддержания здоровья.

На второй день выяснилось, что буквально в десяти метрах от нашего лагеря построил свое гнездо и высиживает птенцов небольшой кулИк. Сначала птица тревожилась, но затем мы привыкли друг к другу. На пятый день любопытные дети обнаружили в гнезде птенцов. Но, осторожная мамаша тут же увела свое потомство от нашей шумной компании подальше в лес, к болоту…

Для выхода разведочной группы вверх по течению реки ТаньЮ, готовим два катера с водометными двигателями. На обычных моторах по горной реке далеко не пройти, слишком быстрое течение и много каменистых перекатов.

Первым идет «МЭРИ ФИШЕР». Американская лодка, стоящая на вооружении стран НАТО. Используется для доставки морского десанта во время операций в горах.

Дно лодки сварено из листов железа толщиной 5 мм. Мощность мотора — 250 л.с.

На поверхности воды МЭРИ ФИШЕР развивает скорость свыше 70 км в час, с четырьмя пассажирами и грузом до 600 килограмм.

Одна из задач нашей экспедиция — найти выход к вершинам гор Полярного Урала по руслам и берегам рек. Через леса, озера и болота. С помощью навигатора и карт, мы пытаемся на местности определить хотя бы примерное расположение старых заброшенных дорог или зимников, но неизменно упираемся в лесную чащу или болота. Наши планы начинают совсем рушиться, когда почти одновременно, ломаются все три гусеничных вездехода «АРГО». У одного на камнях рвет шпильки крепления колеса. У других отказывает система управления механизмом поворота. Отремонтировать вездеходы на месте механики не сумели. Пришлось грузить АРГОШКИ обратно на аппарель и отправлять в промежуточный лагерь.

Запускаем коптер. Это еще она попытка найти хоть какие-то очертания или хотя бы линии старых заброшенных тракторных дорог, ведущих вдоль реки ТаньЮ в направлении гор.

ФАНТОМ поднимается на максимально возможную высоту, но никаких надежд на то, чтобы увидеть дороги, он не приносит. Слишком слабая оптика у этого летательного аппарата. Сделать увеличение картинки во время полета на ней невозможно. Да и разглядеть что-то детальное на видеозаписи тоже не получается.

Экстремальный туризм, это не просто увлечение, это часть жизни руководителя Центра ВИЗУС-1 — Сергея Колосова. Он — идейный вдохновитель и организатор всех больших и малых проектов. Для каждого сотрудника его Центра, экспедиция — как тест на профессиональную пригодность.

В понимании Колосова мало быть хорошим врачем, водителем или механиком. Необходимо уметь решать поставленные задачи именно в составе команды, и не подвести товарищей в трудную минуту. Этому и учит походная экспедиционная жизнь, которая началась у Сергея Колосова с раннего детства.

Высадиться на берег какой-нибудь реки Полярного Урала, мечта многих путешественников. А уж попасть на ТаньЮ, это и вовсе редкая удача.

Период навигации здесь очень короткий, и невозможно предугадать, когда уровень воды в реке поднимется, а когда опустится ниже судоходного. Любители рыбалки и нетронутой природы добираются сюда вертолетами. Путь по воде намного опаснее и труднее. Приходится идти не жалея себя, топлива и гребных винтов.

Нам же, в этот раз, повезло во всех отношениях. Река ТаньЮ приняла нас, и накормила рыбой. Горы, на протяжении двух недель, баловали почти безоблачной теплой погодой. А самое главное, Боги Полярного Урала гостеприимно пустили экспедиционную команду ВИЗУС-1 в свои владения и так же благосклонно, живыми и здоровыми, проводили в обратный путь…

Полярный Урал: местонахождение, рельеф, природные условия, промышленность

Самая северная часть невысоких, но живописных Уральских гор на севере Евразии имеет название – Полярный Урал. Природная территория принадлежит сразу двум регионам России – Ямало-Ненецкому АО и Республике Коми. Суровый климат и северная красота ландшафтов делают это место уникальным. Именно по этой линии проходит условная граница между Азией и Европой.

Читать еще:  Какая нужна антенна у поплавка

Общая характеристика района

Граница между сторонами света, считающаяся неофициальной, проходит ровно между двумя регионами страны, указанными выше, прямо по водоразделу хребта, который отделяет бассейн Печоры на западе от Оби на востоке. Вершины гор в основной массе располагаются на высоте 800-1200 м, некоторые немного выше, к примеру, гора Пайер – 1500 м.

В северной части Полярный Урал имеет характерную особенность рельефа. Глубокое расчленение массивов и хребтов поперечными, сквозными долинами соседствует с небольшой высотой перевалов (200-250 м) через основной водораздел. В одном из таких мест тянется действующая ветка Трансполярной магистрали.

Особенности рельефа

Область Полярного Урала, как и всех Уральских гор, сформировалась в эпоху Герцинской складчатости более 250 миллионов лет назад. С того времени район спокойно базируется на устойчивом фундаменте Евразийской плиты и никогда не испытывал значительных поднятий.

Продолжительное действие эрозии, включая ледники, определило то, какой сейчас имеет рельеф Урал Северный, Урал Полярный и вообще вся одноименная горная цепь. Она характеризуется широкими и глубокими долинами с типичными структурами: троги, кары. Присутствует достаточно много котловин, в основном термокарстового происхождения, некоторые из которых заполнились водой и превратились в озера.

Для Полярного Урала характерно разделение долиной реки Собь на две части, отличающиеся по геологическому строению. В северной части горный район в ширину достигает до 125 км, он сильно рассечен поперечными долинами и имеет небольшую высоту перевалов – 200-250 м над уровнем моря. Зато западный склон более крутой. Южнее он сужается всего до 25-30 км в ширину с перевалами до 500 м, а в отдельных случаях – до 1500 м.

Климат региона

Как известно, Полярный, Приполярный Урал отличаются суровыми климатическими условиями. Климат в тихих местах резко-континентальный. Регион Полярного Урала расположен на границе взаимодействия европейской циклонической деятельности и сибирского антициклона. Зимы здесь очень холодные (до -55°С), с сильным ветром и большим количеством осадков. В связи с тем, что на горы влажные циклоны идут с запада, в восточной части выпадает осадков в 2-3 раза меньше. Осень, весна и лето – короткие, и погода в это время неустойчива. Жара с отметкой в +30°С резко может сменится холодными днями с обильным дождем, сильными порывами ветра и градом.

Реки Полярного Урала

Как уже было сказано выше, по территории Полярного Урала проходит водораздел. Под данным термином следует понимать условную топографическую линию на поверхности Земли, которая отделяет бассейны двух или более океанов, морей, рек и озер. Осадки при этом направляются по стокам с двух противоположных склонов. В данном случае водораздел проходит между бассейнами рек Обь и Печора (Уса). Западные склоны в связи с количеством осадков, в 2-3 раза большим, чем на восточных, густо испещрены речными долинами.

С севера на юг протекают Кара, Елец и Уса. Протяженность первой составляет 257 км, а площадь бассейна – 13,4 тысяч квадратных километров. Питание осуществляется главным образом за счет снегов и дождя. Полярный Урал включает крупнейший приток Печоры – реку Уса, длина которой составляет 565 км, а судоходная площадь бассейна – 93,6 тысяч кв. км. На отдельных участках река быстротечна, с порогами, что привлекает многочисленных туристов для сплавов.

Через восточный склон гор проходит три реки. Сыня (протяженностью 217 м) – левый приток Оби. Река частично судоходна, по берегам расположены несколько небольших поселений. Вторая водная артерия – Щучья имеет протяженность более 500 км и является нерестилищем, в которое приплывает сига, чира, ряпушка. Третья река – Лонготъёган имеет длину 200 км.

Озера в северной части района

Район богат чистыми и холодными северными озерами. Большинство из них имеют термокарстовое происхождение и сосредоточены в каровых долинах. Первый фактор обуславливает небольшие размеры и их малую глубину. В северной части располагается система водоемов Хадата-Юган-Лор, которая состоит из Малого и Большого озер, соединенных между собой километровой перемычкой шириной 20-50 метров. Красивейшие места, которыми богат Полярный Урал, с недавнего времени взяты под охрану, а территория включена в биологический заказник, в котором проводится акклиматизация бизонов и реакклиматизация овцебыка.

В северном районе также находится Малое и Большое Щучье озеро. Последнее располагается в тектонической впадине и по меркам всего Урала обладает выдающейся глубиной в 136 м и самой большой площадью водной поверхности. С высоты птичьего полета оно выглядит просторной рекой, шириной чуть более километра. Вокруг озера по берегам поднимаются вершины до 1000 м. Скалистые склоны хребтов спускаются прямо к озеру, местами превращаясь в отвесные обрывы. Большая глубина начинается всего в 50 м от берега.

Невероятное зрелище, живописнейшие места – это то, ради чего стоит посетить суровый Полярный Урал. Поход можно организовать самостоятельно, но лучше всего воспользоваться услугами сопровождающих. Для отдыха подходит северная и южная сторона озера с пологими и ровными берегами, поросшими травой и кустарниками. Температура воды даже в самые жаркие дни не поднимается выше 10-14°С. Сами озера и прилегающая территория принадлежат государственному заказнику.

Горные вершины

  • Константинов камень – сложенный преимущественно из песчаника и кварцита горный массив в 45 км от Байдарацкой губы Карского моря. Самая высокая точка на уровне 483 м от моря.
  • Харнаурды-Кеу – гора (1246 м), постоянного оледенения не имеет.
  • Нгэтенапэ – горная вершина (1338 м).
  • Ханмей – 1333 м над уровнем моря.
  • Пайер – это самая высокая вершина Полярного Урала (1499 м), состоящая из сланцев, кварцита и изверженных пород, имеет снежники.

Фауна и флора

Природа Полярного Урала красива, но не так богата видами, как более теплые климатические зоны. Растительность достаточно скудная, а таежные леса можно встретить лишь в южной части района. В Предуралье встречается береза и пихта, в Зауралье – ель и лиственница. В долинах рек можно увидеть сухостой, редкие лиственные леса. По берегам водоемов растут кустарники, ивы, карликовые березы, травы и цветы. Распространены северные ягоды: брусника, морошка, черника и грибы.

Фауна здесь обеднена. Сравнительно часто из всех крупных животных в этих краях можно встретить только северного оленя. Дикие практически истреблены. Большая часть поголовья – одомашненные животные, которые являются достоянием местного населения. Они выбивают пастбища в связи с чрезмерным выпасом. Когда-то на этих территориях вольготно себя чувствовали овцебыки, дикие лошади, бизоны, сайгаки. На данный момент сохранилось небольшое количество бурых медведей, встречаются зайцы и куропатки.

В целом растительность и животный мир – характерный для тундровой зоны. Ярко выражена высотная поясность Полярного Урала, то есть смена ландшафтов и природных условий связана с понижением температуры воздуха и увеличением осадков.

Промышленное развитие региона

Весь Урал является старейшим горнорудным районом страны. В его недрах заключено внушительное количество самых разнообразных ископаемых, в том числе железо, медь, платина, золото, драгоценные камни, калийные соли, асбест и многое другое. Причина такого разнообразия – особая геологическая история.

Размещение полезных ископаемых тоже подчинено принципу высотной поясности. В 2005 году началась разработка проекта «Урал промышленный-Урал Полярный», который направлен на достижение экономической доступности и целесообразности вовлечения в промышленное производство региона богатейших сырьевых ресурсов района. В числе проектов – добыча полярного кварца.

Туризм в регионе

Суровый климат и природа способствуют тому, что Полярный Урал, а особенно его южная часть, широко популяризован среди туристов, поклонников лыжного, пешеходного и водного спортивного отдыха. Одним из важных плюсов района является его доступность с точки зрения транспорта, а также максимальное удаление маршрутов от железнодорожных станций «Северная», «Урал», «Хорота», «Елецкая» и так далее не более чем на 60 километров. В туристической среде популярны реки Войкар, Собь, Кара, Сыня, Щучья, Танью. В зависимости от своих возможностей и подготовки можно выбрать маршруты различной сложности – от первой до четвертой категории.

Кроме того, Полярный Урал обладает несколькими собственными горнолыжными комплексами, в частности в поселке Полярный, на станции «Собь» и на горе Черная. Особой популярностью пользуются пешеходные и лыжные маршруты по северной части региона с посещением впечатляющих горных озер. Однако специфический климат, отличающийся своей суровостью, вносит свои коррективы. Так, в связи с коротким днем и суровыми зимами лыжные походы осуществляются в апреле-мае. Пешеходные маршруты в горы возможны с июля и продолжаются до середины августа, так как в это время устанавливается максимально комфортная теплая погода.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/fishing/spinning/article/2011/07/11/604672-rechnoy-parusnik-polyarnogo-urala.html
http://uraloved.ru/mesta/ural/polyarnyj-ural
http://zen.yandex.ru/media/id/59bfa0444ffd130a97539397/5d77cc71ba281e00ae2a4480
http://ugra-travel.ru/%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8C-%D1%8E-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BC-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83/
http://fb.ru/article/243413/polyarnyiy-ural-mestonahojdenie-relef-prirodnyie-usloviya-promyishlennost

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector