2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Птицы оборотни

Опасная птица — оборотень; ведьма — птица. ЛЕГЕНДЫ, МИФЫ, ФАКТЫ!

Представления о птице — предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи) .
СОРОКА– один из обычных обликов ведьмы.
В сороку будто бы обратилась Марина Мнишек.
По свидетельству Татищева, в 1714 году женщину приговорили к смерти за колдовство и оборачивание в сороку (в ее способность к такому превращению поверил даже фельдмаршал Шереметев) .
Обернувшись сороками, ведьмы-вещицы (чаще всего их две) могут действовать как «обычные» ведьмы: выдаивать коров, портить людей (реже – летать на шабаш, красть Луну)

Вештица. Персонаж южнославянской демонологии, совмещающий в себе свойства реальной женщины и демона (ср. восточнославянскую ведьму) . По сербским поверьям, вештицей становилась женщина, в которую вселился “дьявольский дух” или которая вступила в сделку с чертом, продала ему свою душу. Вештицей могла стать (по достижении зрелости) девочка, если была зачата родителями в “недобрый час”, в канун большого праздника, либо рожденная “в рубашке” особого кровавого цвета, либо появившаяся на свет в период последней лунной фазы.

Болгары считали, что опасность стать Вештицей грозила женщинам, потерявшим способность к деторождению, и что вселившийся в тело пожилой женщины злой дух в виде черной с красными точками бабочки делал ее Вештицей.

В Вятской губернии «вещичать» вообще означало «колдовать» (в частности, обращать людей в лошадей и ездить на них) (см. ВЕДЬМА) .
Особое занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую) , – похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы-сороки летают ночью по домам и крадут еще не родившихся младенцев, заменяя их краюшками хлеба, вениками-голиками, льдом, кусками сырой свинины.

Две ведьмы-сороки могут вредить беременной по большей части в отсутствие мужа. Чтобы оградить себя от них, женщина, если она спит одна, должна иметь при себе пояс мужа или иные принадлежащие ему вещи.

Ведьмы-вещицы опасны тем, кто ложится спать, не перекрестившись, или спит без креста, без пояса, навзничь. Появляясь в избе, сорока-оборотень словно парализует беременную, которая не может пошевельнуться: «. лежит этак женщина-то в полночь, пробудилась, хвать – мужа-то уж на следку нет.. .

Смотрит: прилетели две вещицы, глядят на нее, а она на них; хотела реветь, а не ревется; хотела соскочить, да не встается – и шевельнуться не может. Вот вещицы подошли к ней, выняли ребенка из брюха, одна и говорит: «Положим заместо ребенка голик! » – а другая: «Краюшку! » – и давай спорить промежду собой.

В то же время, по поверьям многих народов, божества, которые могут похитить, съесть, уничтожить роженицу и ребенка, хотя и опасны, но необходимы. Видимо, образ, подобный вещице, согласно мифологической логике, объединяет в себе и божество, дарующее жизнь, и божество, ее отнимающее. Чтобы внести в мир живое существо, его в некоторых случаях необходимо иметь в себе, то есть вначале нужно как бы поглотить, «съесть» . Смерть здесь предполагает жизнь, и наоборот. Вместилище же и хранительница душ будущих людей в поверьях многих народов, начиная с глубокой древности, – именно женщина, или птица-женщина, дарующая и уносящая жизнь, душу.

Вещица-сорока — Опасная птица — оборотень; ведьма птица.

Представления о птице — предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи).
Сорока – один из обычных обликов ведьмы, упоминания о котором постоянно встречаются в историко-литературных памятниках. В XIV в. митрополит Алексий заклинал ведьм-сорок; когда при Иване Грозном жгли баб-волшебниц, две из них якобы вылетели сороками в трубу, и их пытался заклясть сам царь. В сороку будто бы обратилась Марина Мнишек.
По свидетельству Татищева, в 1714 году женщину приговорили к смерти за колдовство и оборачивание в сороку (в ее способность к такому превращению поверил даже фельдмаршал Шереметев).
Обернувшись сороками, ведьмы-вещицы (чаще всего их две) могут действовать как «обычные» ведьмы: выдаивать коров, портить людей (реже – летать на шабаш, красть Луну). В Вятской губернии «вещичать» вообще означало «колдовать» (в частности, обращать людей в лошадей и ездить на них) (см. ВЕДЬМА).
Особое занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), – похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы-сороки летают ночью по домам и крадут еще не родившихся младенцев, заменяя их краюшками хлеба, вениками-голиками, льдом, кусками сырой свинины.
В Сургутском крае верили, что ведьма в полночь оборачивается в подполье через двенадцать ножей. Верхняя ее половина становится сорокой, а нижняя половина туловища, пока ведьма летает, хранится в подполье, под поганым корытом. Вещицы летают с едва заметным синим огоньком. Они попадают в дом, приподнимая передний угол. Появляясь в избе, ведьма может обернуться и повивальной бабкой. По поверьям Томской губернии, ведьмы-вещицы проникают в дом через неблагословленные трубы. В Вятской губернии считали, что, если на сеннике ночью стрекочет сорока, это ведьма, которая хочет похитить плод у беременной, и выходить к ней опасно. В.Даль в одной из своих книг [Даль, 1880] приводит такое поверье как общерусское.
Две ведьмы-сороки могут вредить беременной по большей части в отсутствие мужа. Чтобы оградить себя от них, женщина, если она спит одна, должна иметь при себе пояс мужа или иные принадлежащие ему вещи. Однако по рассказу, записанному в Восточной Сибири, даже мужу с трудом удается изгнать вещиц (вещеек) выстрелами из ружья – и только во время третьей беременности жены.
Ведьмы-вещицы опасны тем, кто ложится спать, не перекрестившись, или спит без креста, без пояса, навзничь. Появляясь в избе, сорока-оборотень словно парализует беременную, которая не может пошевельнуться: «. лежит этак женщина-то в полночь, пробудилась, хвать – мужа-то уж на следку нет. Смотрит: прилетели две вещицы, глядят на нее, а она на них; хотела реветь, а не ревется; хотела соскочить, да не встается – и шевельнуться не может. Вот вещицы подошли к ней, выняли ребенка из брюха, одна и говорит: «Положим заместо ребенка голик!» – а другая: «Краюшку!» – и давай спорить промежду собой. Оно, конечно, ладно, что та переговорила – положить краюшку, а сделайся наоборот?» (Вятск.).
Подложенная вместо ребенка краюшка хлеба относительно безвредна, но от голика и льда женщины мучаются, могут умереть. Похитив ребенка, вещицы иногда съедают его тут же, на печном шестке. «Делают это вещицы без злобы, – считали в Сургутском крае, – так как питаются таким образом».
Очевидно, что вмешательством сорок-вещиц крестьяне объясняли отклонения в течении беременности и родов. Вещица как бы предопределяет, «вещает» участь матери и младенца, она их персонифицированное будущее.
Вещица, птица-людоедка – воплощенная судьба и смерть одновременно (представления о смерти как о похищении, поедании – одни из древнейших). В то же время, по поверьям многих народов, божества, которые могут похитить, съесть, уничтожить роженицу и ребенка, хотя и опасны, но необходимы. Видимо, образ, подобный вещице, согласно мифологической логике, объединяет в себе и божество, дарующее жизнь, и божество, ее отнимающее. Чтобы внести в мир живое существо, его в некоторых случаях необходимо иметь в себе, то есть вначале нужно как бы поглотить, «съесть». Смерть здесь предполагает жизнь, и наоборот. Вместилище же и хранительница душ будущих людей в поверьях многих народов, начиная с глубокой древности, – именно женщина, или птица-женщина, дарующая и уносящая жизнь, душу.
Такой образ женщины-птицы отмечен еще в палеолите Евразии, а в центральной Европе в бронзовом веке существовали специальные погребальные урны в виде грубоватых женских фигурок с крыльями [Рыбаков, 1987].
У русских XIX-XX вв. подобные воззрения (возможно, оказавшие влияние на формирование образа сороки-вещицы) прослеживаются лишь осколочно. Вещица действительно «вбирает в себя», уносит человека, но она персонаж: отрицательный, губительный.
Тем не менее две сороки-вещицы, пожалуй, единственный в традиции XIX в. отчетливо «парный» женский персонаж, который может быть соотнесен с двумя птицами (как и с двумя богинями) – традиционной формулой русской народной вышивки, росписи. Можно предположить, что роль такой пары птиц-женщин была многообразной и значительной, связанной с «магией жизни», где крылатое женское божество – хранительница начал бытия.

Читать еще:  Идём на глубину!

Птицы оборотни

Часть из того, о чем я хочу рассказать, — заведомо ложные знания о птицах, хотя по-своему интересные и даже поучительные, показывающие то, как очевидные наблюдения без должного анализа могут приводить к заблуждениям.

Фото Gary Faulkner

МОРСКИЕ ГУСИ

О таких птицах я услышал впервые и единственный раз на Камчатке. Это было летом 1976 года в одной из бухт Карагинского залива. Будучи студентом и участником орнитологической экспедиции Ленинградского зоологического института, я добывал и препарировал птиц. Жителей в бухте, кроме участников нашей экспедиции, было немного.

В двух километрах жил сторож, охранявший склад со взрывчаткой для геологической партии. А рядом с нами, на расстоянии нескольких сотен метров, обитал другой сторож со своей женой, который следил за имуществом рыболовецкой артели, приезжавшей на подледный лов наваги. С этим сторожем мы время от времени общались. Он рассказывал о том, как охотился за свою долгую жизнь на Камчатке, о повадках зверей и птиц.

В одну из бесед он сообщил, что, дескать, «и морские гуси прилетели, которые каждый год строго вслед за гагами появляются» (надо отметить, что очковая гага мигрирует вдоль камчатского побережья). Но морского гуся нам не удалось найти ни в одном из орнитологических определителей. Загадка раскрылась потом, когда камчадал показал нам его, качающегося на морских волнах. Это была гага, но уже в летнем пере.

КУКУШКИ-ОБОРОТНИ

Результатом выхода в поле, как правило, бывает добыча, независимо от того, получена она с помощью ружья или фотоаппарата. Но случается, что с поля можно принести и легенду.

Июльским днем 1984 года по полям совхоза «Ленсоветовский» я возвращался после проверки ловушек на грызунов, нужных для лабораторной работы. По пути мне встретился тракторист, у которого был обеденный перерыв и желание поговорить со случайным человеком. Им оказался я. Начавшись с грызунов, то есть с крыс, которые воруют цыплят, наш разговор плавно перетек на птиц, занимающихся тем же (сельские жители известны своей наблюдательностью).

И тут тракторист поведал мне, что ястреба — это ни больше ни меньше кукушки, которые становятся хищными ко времени вылупления птенцов. О превращении кукушки в ястреба мой рассказчик узнал от своей бабушки, да в их деревне Тамбовской области «все об этом знали». Мои слова, что речь идет о разных видах птиц, очень удивили собеседника. А мне вспомнились научные работы Конрада Лоренса.

В одном из экспериментов он по направляющему шнуру, протянутому над землей, перемещал фанерный силуэт ястреба. Если силуэт двигался вперед хвостом, то домашние птицы, прогуливающиеся под шнуром, не реагировали на движение. Если же «фанера пролетала» вперед головой, то у птиц начиналась паника.

Таким образом, одно и то же изображение могло восприниматься птицами по-разному. Это сходство силуэтов кукушки и ястреба-перепелятника и приводило тамбовских селян и их кур к переполоху, а в период размножения помогало кукушке согнать с гнезда хозяина, насиживающего яйца, и подложить свое, самое чудесное, из которого потом вырастал «то ли ястреб, то ли кукушка».

Виды оборотней

1.Вервольф (оборотень-волк) В германской мифологии оборотень, человек, способный превращаться в волка. Очень распространённый вид оборотня. В народе считали, что это превращенный колдуном в волка человек, и потому, он сохранял полное сознание своей принадлежности к роду homo sapiens sapiens, и только внешне походил на зверя.

2.Люпен (оборотень-волк) Люпен (от лат. lupus — волк) часто принимали за вервольфов и считали их такими же дикими. Во Франции люпенов называли меньшими братьями оборотней. Имея облик человека-волка, они собирались по ночам на кладбище и, воя на луну, разговаривали друг с другом на языке, непонятном людям. Когда люпены испытывали голод, то раскапывали могилу и съедали труп. Но если им кто-то мешал, например кладбищенский сторож, они убегали в темноту.

3.Кицунэ (оборотень-лис) Кицунэ в японской мифологии лисы-оборотни. Считаются умными хитрыми созданиями, умеющими превращаться в людей, как тануки. Подчиняются Инари, богине злаковых растений. Лисицы-оборотни отличаются ясновидением, некоторые из них могут становиться невидимыми. В Японии известны китайские легенды о лисах, превращающихся в прекрасных девушек и совращающих юношей. Как и тануки, лисам ставят статуи, особенно их, много у святилищ Инари. В домах, изображение кицунэ в нэцкэ ставили при входе, чтобы отогнать обман и ложь, которые могут принести плохие люди.В китайской традиции лисы прочно связаны с мертвыми, потому что роют свои норы в старых могилах, как правило, заброшенных, или рядом с ними. Часто бывает, что лиса присваивает себе фамилию того рода, в могиле которого живет, или даже выдает себя непосредственно за покойного. Связь с мертвым, пусть даже чисто «соседская», отчасти объясняет вредоносные свойства приписываемые лисе: и лиса, и душа умершего способны принимать людской облик и вступать в материальный контакт с живыми. Виды и названия кицунэ: Бакемоно-Кицунэ — волшебные или демонические лисы, такие, как Рейко, Кико или Корио, то есть какой-то вид нематериальной лисы. Бьякко — «белая лиса», очень хорошее предзнаменование, обычно имеет знак служения Инари и выступает посланником Богов. Генко — «чёрная лиса». Обычно — добрый знак. Йако или Йакан — практически любая лиса, то же самое, что и Кицунэ. Кико — «спиритическая лиса», разновидность Рейко. Корио — «преследующая лиса», разновидность Рейко. Куко или Куюко (в смысле «у» с призвуком «ю») — «воздушная лиса», крайне плохая и вредная. Заминает равное с Тенгу место в пантеоне. Ногицунэ — «дикая лиса», в то же время используется, чтобы различать «хороших» и «плохих» лис. Иногда японцы используют «Кицунэ», чтобы назвать хорошего лиса-посланника от Инари и «Ногицунэ» — лис, совершающих проказы и хитрящих с людьми. Тем не менее, это не настоящий демон, а скорее озорник, шутник и трикстер. По поведению напоминают Локи из скандинавской мифологии. Рейко — «призрачная лиса», иногда не находится на стороне Зла, но определённо нехорошая. Тенко — «божественная лиса». Кицунэ, достигший возраста 1000 лет. Обычно у них 9 хвостов (и иногда — золотая шкурка), но каждый из них или очень «плох», или благожелателен и мудр, как посланник Инари. Шакко — «красная лиса». Может быть, как на стороне Добра, так и на стороне Зла, то же самое, что и Кицунэ.

Читать еще:  Щуки малых рек

4. Тануки (оборотень-барсук) Тануки в японской мифологии оборотень-барсук либо енотовидная собака. Для японцев тануки — это популярные герои детских песенок, сказок и легенд, не особенно умные непоседливые создания, безуспешно пытающиеся подшутить над людьми. Считается, что, положив на голову листья, тануки могут превращаться в кого захотят. Некоторым выдающимся легендарным тануки японцы строят храмы и поклоняются, как богам.

5. Нэко (оборотень-кошка) Как и тануки и лисы, кошки считаются умеющими превращаться в людей. Обычно считаются добрыми созданиями, помогающими людям. Часто бывают волшебными помощниками героев в мифах и легендах. Как и лисы, девушки-кошки могут быть очень опасны. В человеческом облике демонстрируют сверхчеловеческую гибкость, подвижность и хитрость. Сохраняют кошачью расцветку тела.

6. Ину (оборотень-пёс) Обычно собакам поклоняются как стражам и защитникам. Статуи Кома-ину («Корейские псы») — две собаки друг напротив друга, у левой пасть закрыта, у правой — открыта — часто ставят в храмах как защиту от злых сил.

7. Сару (оборотень-обезьяна) Превращаясь в людей, обезьяны выглядят как пожилые люди, очень умные и знающие, но несколько странного поведения. Очень любят большие компании, в некоторых легендах даже спасали людей только для того, чтобы с ними пообщаться. Легко впадают в гнев, но быстро отходят.

8. Цуру (оборотень-журавль) Очень редко превращаются в людей, в человеческом облике — очень добрые, милые, красивые существа с всё понимающим взглядом. Часто принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи. Ненавидят насилие.

9. Недзуми (оборотень-крыса) В человеческом облике — маленькие мерзкие людишки без всяких моральных принципов, с отличным нюхом и зрением. Становятся шпионами и убийцами.

10. Кумо (оборотень-паук) Весьма редкие существа. В обычном облике выглядят как огромные пауки, размером с человека, с горящими красными глазами и острыми жалами на лапах. В человеческом облике — прекрасные женщины с холодной красотой, заманивающие мужчин в ловушку и пожирающие их.

11. Коки-тэно (оборотень) В японской мифологии оборотни, способные вселяться в тела людей

12. Ракшас (оборотень-тигр) Эти демонические существа, враждебные людям и постоянно вредящие им, были рождены индийской мифологией. Они великие мастера иллюзий и используют это умение, чтобы завоевать доверие жертвы, а потом напасть исподтишка. Тем не менее, ракшасы имеют определенный кодекс чести и не прочь сразиться в «честном бою», если не сомневаются в своем триумфе. Война является для них любимым времяпрепровождением, а победа в ней — большим почетом. Помимо иллюзий, ракшасы имеют целый арсенал талантов. Каждый ракшаса владеет волшебством на уровне очень приличного мага, а сам, в свою очередь, неуязвим практически для всех заклинаний, за исключением самых могущественных.

13. Арысь-поле (оборотень-рысь) В славянская мифологии — женщина-оборотень, превращающаяся в рысь. Иногда изображается с женской или птичьей головой. Описано в русской народной сказке, записанной Афанасьевым.

14. Ада-дух (оборотень-бес) Представляется в виде маленького зверька с одним глазом на лбу и одним зубом во рту или человечка с особенным ртом, расположенным под челюстью. Ада может превратиться в ребенка, собаку или надутый пузырь.

15. Беролак (оборотень-медведи) В отличие от вервольфа, который изначально человек, и от лисы, которая изначально животное, медведь может быть зверем и человеком практически одновременно. Во всем северном фольклоре распространен мифический сюжет о девушке, попадающей в лес и становящейся женой медведя. Дети от таких браков естественно рождаются оборотнями. То есть фактически медведями и людьми одновременно. В русских сказках медведь выступает либо как неговорящий, но понимающий зверь — враг человека, либо как оборотень, умеющий говорить человеческим голосом — зверь всеведущий, всесильный, вольный карать и миловать.

Птицы оборотни

Перушко-птица. Заморская Птица. Наг Птица. Журавль. Петух. Сокол. Утица. Лебедь Птица.

Предвестница, предсказательница в поверьях XIX-XX вв. В XIV в. митрополит Алексий заклинал ведьм – сорок.

«Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), — похищение плода из чрева беременных женщин.

Ведьмы — сороки летают ночью по домам и крадут еще неродившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины. (Перм. Обл).

Голиками, лягушками, которые потом рождаются с даром слова» (Самар.обл.)».

Обороьень в простонародных сказках лютый, сражается со змеем, ему помогает королевич.

Он диковинка: у него из одной лапы течет мёртвая кровь, из другой живая.

В простонародных сказках Перушко финифтяное от Ясного Сокола.

В сказках Птица оборотень волшебная и её ловят в лесу на пропитание, стреляют на взморье, стреляет на охоте купец.

Птица волшебная не пролётывает через заставу.

Птицу теребят, не поймавши; птицы разного рода на мосту услаждают приятным пением; птица Ног таскает на гору мертвые тела для прокормления птенцов. Оборотень — разновидность боги, демона английского.

Оборотни-птицы не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей.

Поэтому они практически бессмертны.

Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение).

Считается что серебро так же смертельно для оборотня-птицы.

Существует несколько способов стать оборотнем: посредством магии; быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло; быть укушенным оборотнем; быть рожденным от оборотня.

Читать еще:  Что такое штекер и для чего он нужен

Человек, который стал оборотнем не по своей воле (рождение, проклятие или укус) не считается проклятым необратимо до тех пор, пока не попробует человеческой крови.

Как только он это сделает, его душа будет проклята вечно и ничто не сможет его исцелить.

Но даже если он после этого не будет пробовать человеческую кровь, его душа не сможет попасть в рай и человек останется на Земле до самой своей смерти, пока на нем лежит проклятие.

Оборотней чаще всего изображают чудищами.

Верят, что в мрачные зимние ночи, особенно со дня Рождества до Богоявления, оборотни шастают повсюду и пугают людей.

После водоосвящения воздух очищается от этих чудищ, и они мгновенно исчезают.

Оборотень крупнее и сильнее обыкновенного волка, а главное — преступно любит человечину.

По сербским поверьям, можно обезопасить дом от оборотней, натерев его по щелям чесноком.

Убить оборотня можно лишь серебряной пулей или жезлом, благословенным в той или иной церкви.

В быту оборотня можно опознать по запавшим глазам, которые светятся в темноте, по шелудивым ногам, по шерсти на ладони, по тому, что указательные пальцы у них длиннее средних, а при нарождающемся месяце на бедре выступает тайный знак.

Оборотень-птица как фантастическое существо просуществует еще долго.

Наверно, пока жив его основной компонент — человек, существо совершенно фантастическое и непредсказуемое.

Оборотни по видам животных

Этот список можно расширять, пока он не станет полным. Если страница станет слишком большой, список можно разбить на несколько.

Это список видов оборотней, соответствующих реально существующим животным — как из мифологии, так и из популярной культуры.

Содержание

Млекопитающие [ править ]

Волчьи [ править ]

Волки-оборотни, или вервольфы — самые известные в Западном мире оборотни, так что даже слово «оборотень» без уточнения подразумевает именно волка. Классические европейские вервольфы — исключительно негативный образ, связываемый со злом, Дьяволом, посмертным существованием. Однако в славянской и американской мифологии волки-оборотни часто положительны. Современная фантастика также тяготеет к изображению волков-оборотней в положительной роли.

Лисы-оборотни широко известны в Китае, Корее и Японии. Соответствующие виды лис называются хули-дзинами, кумихо и кицунэ. Это магические существа, обычно женского пола, хотя многие могут принимать облик любого пола. В зависимости от региона и временного периода, лисы-оборотни могут фигурировать как демоноподобные опасные создания, как духи мистической природы или даже как слуги благих сущностей. В современной культуре популярен мотив об романтических отношениях девушки-лисы и человека.

Оборотни других видов волчьих встречаются в современной культуре редко. Японские тануки являются енотовидными собаками-оборотнями, однако в интерпретациях могут быть енотами или барсуками. Образ койотов-оборотней существует у ряда американских индейских племен, например в культуре навахо. Также койоты-оборотни есть в Мире Тьмы, созданные по образу Койота из американской мифологии. В некоторых произведениях встречаются оборотни-собаки, в том числе новых современных пород — например, в «Changing Breeds см. » для нового Мира Тьмы.

Кошачьи [ править ]

Оборотни-кошачьи не так известны как волки и лисы, но занимают заметное место в современной культуре.

Кошки-оборотни известны в европейской мифологии (особенно чёрные кошки) и японской (бакэнэко). Тигры-оборотни — выходцы из Индии, где этот облик принимали колдуны. В Южной Америке почитали самого крупного местного кошачьего — ягуара. Ягуары-оборотни не только фигурировали в легендах: лучшие воины стремились приобрести качества ягуара, став людьми-ягуарами. В Африке знали львов-оборотней, перерождённых царей, и леопардов-оборотней, потомков богов.

Мифологические образы использованы и дополнены в современной культуре. Например, львы-оборотни появляются в эротической литературе об оборотнях, сохраняя царственность, но не африканское происхождение. В Мире Тьмы есть оборотни-рыси и оборотни-гепарды.

Другие наземные хищные [ править ]

В Африке широко известны гиены-оборотни. Мифология приписывает гиенам негативные качества: обжорство, трусость, нечистоплотность, коварство, глупость. Подобно вервольфам Европы, африканские гиены-оборотни не воплощали ничего хорошего, однако в фантастике их образ иногда положителен.

В ролевых играх известны медведи-оборотни и вепри-оборотни, возможно, благодаря их включению в Dungeons & Dragons — первую ролевую игру. Оба этих вида отличаются огромной силой и выносливостью. Впрочем, в старом Мире Тьмы медведям гуралам приписывается миссия исцеления планеты, а вепрям грондрам — её очищение. Также с медведями связывают берсерков (от. bjǫrn + serkr — «медвежья шкура») — древнегерманских воинов, носящих шкуры животных и в сражении приходящих в такой раж, что врагам они казались животными. В фэнтези они иногда умеют превращаться по-настоящему.

Копытные [ править ]

Среди копытных оборотней наиболее распространены лошади и олени. Их гибридной формой часто является тавр (с человеческим торсом) или рогатый человек с ногами животного. В сюжете они нередко играют роль потусторонних существ, одновременно прекрасных и могучих, обычно защитников природы или представителей мира фэйри.

Другой разновидностью оборотней-копытных являются бизоны. Этот мотив распространён в индейской мифологии и фантастике по её мотивам.

В дополнении «Changing Breeds» для нового Мира Тьмы копытные оборотни выделены в отдельную категорию, а также есть носороги-оборотни.

Морские млекопитающие [ править ]

В легендах приморских народов оборотничество часто приписывается китообразным. Иния, или амазонский дельфин, в поверьях индейцев Амазонии часто выступает в роли оборотня: он превращается в красивого юношу и в таком виде обольщает девушек. Часто загадочная беременность той или иной девушки списывается на проделки дельфина-оборотня. Косатки, как главных хищников моря, индейцы считали принявшими облик морского животного волками или переродившимися вождями. В косатку в наказания мог превратится тот, кто ранит косатку, а в некоторых мифах косатки выходят на сушу в виде медведей или людей.

Шелки — народ тюленей-оборотней из шотландских и ирландских мифов, популярный также в фэнтезийных ролевых играх. Появляясь на суше, они снимают тюленью шкуру. В воде они имеют облик полутюленей (подобным русалкам) или тюленей. Многие легенды рассказывают об отношениях и даже детях человека и шелки.

Другие млекопитающие [ править ]

В фэнтези очень популярны крысы-оборотни. Они появляются во множестве ролевых игр, как настольных, так и компьютерных. В некоторых за них можно играть. Крысам-оборотням свойственна высокая социальность или даже организация, иммунитет к болезням и вместе с этим заражение ими других. Обычно крысы-оборотни выступают в роли врагов или антигероев.

Летучих мышей-оборотней связывают с вампирами и южноамериканской культурой, где почитали бога — летучую мышь Камазотца. Оборотни с таким же именем — камазотцы — есть в старом Мире Тьмы. Они относятся к вымершим ферам, уничтоженным во время второй Войны Ярости.

Источники:

http://qna.center/question/151998
http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2014/07/03/641758-ptitsyi-oborotni.html
http://4stor.ru/uchebnik/duh/14625-vidy-oborotney.html
http://www.sites.google.com/site/mifologiceskiepticy/home/informograf/oboroten-krylatyj
http://ru.wikifur.com/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BC_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector