4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы первого льда

Мужские забавы

Снасти для блеснения

Первый лед — как раз то время, когда начинающему рыболову имеет смысл попробовать ловить на блесну. Активность рыбы может компенсировать огрехи как в технике ловли, так и в снасти. Главное, поймать несколько первых рыб, чтобы почувствовать всю прелесть этой снасти.
Но нужно подготовиться хотя бы для первого выхода.

Не буду вдаваться в особенности снастей, которыми пользуются «профессиональные» рыболовы в тех или иных условиях, чтобы не усложнять изложение и не «забивать» голову начинающим.

Предлагаемый рыболовам ассортимент удочек для отвесного блеснения не так широк, а если взять конкретный магазин, то совсем не велик. Я бы удочки поделил на два вида — со съемной катушкой и несъемной. Конструкции, в которых катушка крепится на рукояти удильника, я считаю более предпочтительными. Это связано с тем, что хлысты для таких удочек сейчас делают из хорошего стеклопластика или углепластика. Хлыст может быть целиковый или телескопический. Для блеснения предпочтительны целиковые хлысты, жестко соединенные с рукоятью. Катушка крепится на рукояти один раз, на всю «жизнь».

Удильники, в которых катушка соединена с рукоятью в единое целое в процессе производства, также весьма функциональны, но имеют больше минусов, чем плюсов. Впрочем, я лишь постараюсь обратить внимание на некоторые аспекты выбора.

Прежде чем оснащать ту или иную удочку, важно определиться, какую рыбу, в каких условиях и на какие приманки вы собираетесь ловить.

Удочки для зимней ловли предназначены для хранения запаса лески, для регулирования рабочей длины лески, для игры приманкой и для того, чтобы помочь рыболову подсечь рыбу. Поскольку рыба может быть крупной или мелкой, а приманки тяжелыми или легкими, то и удочек понадобится несколько. Более того, для разных тактик ловли могут понадобиться удочки разных конструкций.
Если предполагается ловля на тонкую леску, как правило, для окуня и мелких приманок, то предпочтение следует отдать удочкам с катушками в корпусе, который защищает тонкую леску от обмерзания. Лучшим будет корпус из жесткого пенопласта или из пробки.

Если леска относительно толстая, то предпочтительнее удочки с открытой катушкой. Это связано не только с тем, что леске диаметром 0,18-0,30 мм обмерзание не страшно, но и с тем, что применяются катушки относительно большого диаметра. На практике получается так, что для ловли на вертикальную блесну или балансир с глубины до десяти метров оптимальным является барабан катушки диаметром около 70 мм. При таком диаметре блесна собственным весом должна сама раскручивать катушку во время опускания приманки под лед. Заключать в корпус барабан такого диаметра — это значит, существенно увеличить вес удочки. Да и держать такое изделие не очень удобно.

Подбирая удочку для зимней ловли, следует исходить из того, насколько удобно она лежит в руке, насколько аккуратно и надежно она собрана, а также сколько лески и какого диаметра она должна вмещать.

Кроме того что на удочке размещается запас лески, она помогает играть блесной и делать вовремя подсечку рыбы, а также помогает в борьбе с рыбой, по крайней мере на первой стадии вываживания. Для этого в конструкции любой зимней удочки есть удильник, или как его чаще называют, хлыстик.

Качество хлыстика, его длина и жесткость, имеют крайне важное значение. Хлысты, которыми комплектуются промышленные изделия, сейчас все чаще удовлетворяют запросам рыболова. Совсем дешевые удочки комплектуются хлыстиками из пластмассы, они имеют очень большую остаточную деформацию и недостаточную жесткость. Самыми лучшими из того, что можно найти в продаже, следует признать хлыстики из стеклопластика и углепластика. Тонкий упругий хлыстик из композиционного материала отлично подходит для ловли на мелкие блесны и балансиры, когда используется леска диаметром до 0,18 мм. Если используется более толстая леска, то обычно выбирают жесткие хлысты из более толстого стеклопластика или из гибридного стеклоуглекомпозита. Самые жесткие и мощные хлысты также можно использовать, но уже во время ловли, например, судака или берша с глубины более 8-10 метров. То есть тогда, когда требуется жесткая подсечка. Самые тонкие углепластиковые хлысты очень хороши при ловле окуня. В том случае, если приобрести удочку с хорошим хлытом сложно, можно поискать альтернативу в виде обломка от вершинки спиннингового удилища.

Некоторые рыболовы, кто имеет техническую возможность, делают хлыстики из легких титановых сплавов. Такие изделия неплохо себя зарекомендовали, особенно в тех случаях, когда используются «плетенка» и очень тяжелая приманка во время ловли с большой глубины и на сильном течении. Самому достаточно просто изготовить хороший хлыстик из жесткого винипласта. Правда, возникает вопрос, где сейчас найти хороший пластик.

Материал материалом, а более важное значение имеет правильный подбор жесткости и длины хлыста. Придание требуемой жесткости достигается изменением длины хлыстика и толщины материала.

Лично я подбираю жесткость следующим образом. К кончику хлыстика креплю леску, которой предполагаю оснастить удочку под ту или иную рыбу, и тяну леску вниз. Если хлыстик изгибается приблизительно на тридцать градусов до обрыва лески, то хорошо. Но если он изгибается до сорока пяти градусов, то, как я думаю, это уже слишком. Хотя многие считают иначе, поэтому каждый подбирает жесткость, исходя из собственного опыта и техники ловли.

В зависимости от характера игры блесны, ее нужно поддергивать с определенной амплитудой, для чего подбирается хлыстик определенной длины. Это не говорит о том, что к каждой блесне следует подбирать свою длину. Достаточно иметь в своем арсенале несколько удочек с хлыстами длиной около двадцати-тридцати сантиметров, но разной жесткости. Только при использовании блесен длиной больше 10 см длину хлыстика увеличивают вплоть до 70-80 см. Акцентирую внимание на том, что данные рекомендации лишь плод моего опыта. Параметры всей снасти меняются от рыболова к рыболову, потому что одни ловят сидя, а другие стоя, держат удильник под разным углом, делают разные по амплитуде взмахи. У каждого рыболова есть свой «почерк».

В зависимости от жесткости хлыстика, веса блесны, глубины и течения, активности рыбы, удочка оснащается или не оснащается кивком. Так, например, во время ловли некрупного окуня на самые мелкие приманки среди зимы кивок почти совершенно необходим. Однако, если сделать тонкий хлыстик из «чувствительного» углепластика, то кивок будет не нужен. Кивок становится лишним элементом во время ловли судака на течении с глубины 8-10 м на тяжелые блесны, балансиры и джиг-головки. А вот при блеснении на водоеме без течения на более легкие приманки кивок нужен. Естественно, кивок подбирается под вес приманки, так же как для мормышки. Советую стремиться к тому, чтобы делать кивки короткими, чтобы было меньше заметно влияние ветра и автоколебаний самого кивка. Автоколебания кивка способны сделать не рабочей самую прекрасную блесну.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Проблемы первого льда

ЧАСТЬ 1. Одежда, оборудование и безопасность

Фото Анатолия Маилкова

Первая проблема — надежность льда. В зависимости от площади зеркала водоема, глубины, стоков теплой воды, количества гниющей растительности на дне, силы и направления ветра, уровня расположения водоема относительно окружающего рельефа местности, лед встает на прудах, карьерах, озерах, реках и водохранилищах в весьма различные сроки.

Наиболее ответственный этап становления хорошего, то есть прочного льда — это самое первое образование тонкого слоя толщиной около двух сантиметров. Если не происходит потепления, то ровный прозрачный лед без снега начинает быстро расти. Надеяться в этом году на такой сценарий не приходится, поскольку потепления будут и следует ожидать становления «первого льда» раза три-четыре. Считается, что если ночная температура снижается до минус 10 градусов, то за три таких ночи на небольшом и мелком водоеме лед может достичь пяти сантиметров. Здесь нужно дать пояснение.

Для опытных рыболовов пяти сантиметров монолитного прозрачного льда вполне достаточно, чтобы «выползти» на него. Я, как рыболов с сорокапятилетним стажем ловли со льда, очень не советую этого делать. Причин всего две. Если у вас нет опыта «купания», то все может закончиться плачевно. А во-вторых, скорее всего, клева и не будет. Лучше спокойно дождаться момента, когда лед подрастет до восьми, а еще лучше до десяти сантиметров. Рыба к этому времени «переболеет», и можно будет застать и хороший клев, и сохранить нервы и здоровье.

В связи с непредсказуемостью погоды остается только ежедневно выуживать информацию о состоянии льда на нужном водоеме или информацию о том, где лед уже безопасный.
Не стоит зря тратить это время — нужно готовиться. Рыболовы со стажем, в своем большинстве, из года в год «наступают на одни и те же грабли». Они ничего не делают со своими прошлогодними снастями. Выходят на лед и начинают перебирать удочки и мормышки. Уже не понятно, на какой удочке, какая леска, когда последний раз перевязывался крючок. В результате масса времени уходит на переделку снастей. Однако подготовку к сезоне я бы начал не со снастей, а с экипировки и инструментов.

Комфорт на рыбалке — главная составляющая полноценного и радостного отдыха. И главные составляющие — специальная одежда и обувь. Предпочтителен раздельный комбинезон из мембранных материалов. .

Читать еще:  Свинец? Сталь? Вольфрам!

Очень удобно, когда на комбинезоне много наружных и внутренних карманов. Не лишним оказывается утепленный карман для мобильного телефона. Обратите внимание на регулировку манжет на рукавах, на усиление материала на плечах, коленях и «заднем месте». Очень полезными оказались внутренние снегозащитные гетры в брюках. Естественно, что под комбинезоном должно быть функциональное белье, а на ногах непромокаемые сапоги, например, из ЭВА. Что касается сапог, то у меня два варианта. Одни сапоги из ЭВА, что хорошо для быстрых перемещений на приличные расстояния. Другие сапоги — классика из прочного, но более тяжелого материала, они хороши как раз по первому и последнему льду, когда на берегу мало снега, но много предметов, способных легко повредить ЭВА. О рукавицах сказать ничего не могу, поскольку ловлю без них. Рукавицы у меня всегда с собой, но только для сверления нескольких лунок подряд в толстом льду в сильный мороз, что случается в феврале.

Намного интереснее и актуальнее вопрос о ящике, который выполняет несколько функций. На нем можно сидеть, можно не сидеть, а использовать только для транспортировки снастей, рыбы и еды. Не могу настойчиво рекомендовать, но замечу, что удобно иметь несколько ящиков для зимней ловли. Для ловли на мормышку хорош ящик из пенопласта, с высотой меньше ширины, с верхним отделением для оснащенных удочек. В таком ящике меньше мерзнут мотыль и опарыш, а небольшая высота способствует лучшей защите лески от ветра. Для кратковременного выхода на пару часов у меня ящик поменьше, а для дальних поездок — соответственно, побольше, чтобы было место для термоса и еды. Для ловли с блесной хороши ящики из пластика без внутренних перегородок, с высотой, достаточной для хранения оснащенных удочек и коробок с приманками. Для ловли на жерлицы предпочитаю все складировать в рюкзак. То есть при выборе нужно обращать внимание не только на вместимость, но и на теплоизоляционные характеристики, вес и высоту.

Для первого льда обязательно нужна пешня. Не топорик или стамеска на рукояти, а тяжелая пешня с длинным черенком и петлей из веревки для руки. Вес нужен, чтобы пешня пробивала насквозь как минимум пятисантиметровый лед — это требование для безопасного передвижения. Длинный черенок необходим для того, чтобы пробивать лед не между ног, а в месте следующего шага. Большая петля из веревки нужна, чтобы не упустить пешню под лед. Довольно занятно иногда наблюдать, как рыболов выходит на тонкий лед без пешни, но с ледобуром. Стучать инструментом по льду ножами жалко, поэтому рыболов, как осторожный купальщик, пробует лед ножкой. Нередко эта аналогия становится полной, когда после нескольких шагов рыболов теряет бдительность и принимает купель. Хорошо, если такое случается на мели, поскольку над глубоким местом, для того чтобы выбраться, придется ломать лед до мелкого места. Иного варианта нет, разве что тонуть. Могут не помочь даже «спасалки», которые представляют собой рукояти с шипами, если лед тонкий, а рыболов массивный. Считается, что главное в этой ситуации — не паниковать. Я считаю, что главное — в эту ситуацию не попадать. Паники никакой нет, есть испуг от неожиданности и весьма неприятные воспоминания.

Достаточно распространен вариант, когда берут одну пешню на компанию и выходят на лед «гуськом». Лично дважды видел, как проваливался четвертый-пятый, идущий следом «шаг в шаг». У пешни есть очень большое достоинство, кроме обеспечения безопасности — удобно делать отверстия любого размера. Поэтому несмотря на то, что реально пешня нужна не каждый год, а если нужна, то пяток раз, очень советую иметь данный инструмент. Кстати, пешню имеет смысл брать на компанию в том случае, если уже по толстому льду вы соберетесь за крупной рыбой. Хорошей тяжелой пешней с правильной заточкой расширять лунки намного быстрее и точнее, чем ледобуром.

Следующим приспособлением, которое не то чтобы совершенно необходимо на рыбалке, но весьма удобно и добавляет комфорта, является черпак, или «шумовка», для извлечения осколков льда из лунки. Их можно разделить на два вида. Самые простые штампуют из пластика или металла, они с простыми ручками. Это нормальный бюджетный вариант, пригодный только для очистки лунки, когда нет сильного мороза. В мороз диаметр лунки постепенно уменьшается, и приходится брать ледобур или пешню и восстанавливать отверстие во льду. Это быстро и удобнее сделать с помощью шумовки из хорошего металла с прочной рукоятью. Кромку металла можно даже заточить. Но самое главное, таким инструментом очень просто, без помощи ледобура очищать уже затянутые льдом лунки, даже если толщина льда в лунке достигла сантиметра, а то и более. Главное удобство в том, что не нужно постоянно таскать с собой ледобур. Хорошая шумовка — штука дефицитная, и не стоит ее бросать на лед. На гладком льду шумовка рано или поздно, но неизменно находит «свою» лунку, в которой бесследно исчезает.

Как только лед достигает толщины десять сантиметров (без учета снега), можно заменить пешню на ледобур той или иной конструкции и нужного размера. Выбор есть, но чтобы его осмысленно сделать, нужно поразмыслить о том, для чего и какой именно инструмент, а с течением времени — инструменты, может понадобиться. Но об этом далее.

В чем секрет успеха фильмов «Лед» и «Лед 2»?

14 февраля в прокат вышел «Лед 2» — сиквел спортивной мелодрамы с элементами мюзикла, и в первый же уик-энд фильм собрал в прокате более 600 млн рублей. О том, почему же история фигуристки Нади, ее мужа и дочки так волнует зрителей и какие проблемы за ней стоят, рассуждает Аглая Чечот.

Осторожно: в тексте подробно раскрываются детали сюжета фильмов «Лед» и «Лед 2»!

В 2018 году, когда на экраны выходил первый «Лед», его успех в прокате не был очевиден. Мюзикл — в России всегда риск (вспомним холодный прием «Самого лучшего дня» Жоры Крыжовникова), а здесь речь шла о миксе спортивной мелодрамы и музыкального фильма. Продюсеры прекрасно это понимали: трейлер ни одним кадром не выдавал жанр. Остальные слагаемые также не гарантировали кассу. Петрову на тот момент еще было далеко до статуса всенародного любимца — он был известен в основном по сериалам «Полицейский с Рублевки», «Фарца» и по «Притяжению» Бондарчука. Режиссером-постановщиком стал дебютант Олег Трофим, до этого снимавший музыкальные клипы и рекламу для Hype Production. Тем не менее картине удалось преодолеть невозможный для мелодрамы барьер в 1,5 млрд рублей, заняв вторую строчку в рейтинге после «Движения вверх».

Сложно сказать, что стало залогом успеха — тема фигурного катания, лав-стори «снежной принцессы» (Аглая Тарасова) и непутевого хоккеиста (Александр Петров), живые диалоги или поп-хиты, получившие в фильме новую трактовку («Хочешь?» Земфиры, например, звучала в качестве колыбельной). Из дня сегодняшнего кажется, что зрителя привлек именно сюжет воспитания характера, знакомый каждому, у кого было советское детство.

Первая жертва

Оставшаяся сиротой после смерти мамы фигуристка Надя могла бы без дела болтаться по улицам, но случай в лице сердобольного тренера дает ей шанс на счастье, которое многими в нашей стране понимается однозначно: быть встроенным в систему — детского сада, армии или спортивного лагеря (композиция «Я солдат» группы «Пятница» в исполнении юниорок). Тренер Шаталина, держащаяся старорежимных понятий о воспитании чемпионского характера, противостоит мягкой и любящей матери (Ксения Раппопорт), действующей в соответствии с идеями новейшей педагогики. Но, чтобы преуспеть в спорте, материнский принцип воспитания должен отойти на второй план, и вот мать героини умирает от сердечного приступа, оставляя дочь на попечение тренера.

Следующий пункт обязательной программы — поездка в Москву на конкурс невест. Главный фигурист страны (Милош Бикович) ищет партнершу для выступления на Кубке льда. Показательно, что судьба Нади решается именно на примере парного, а не одиночного катания: обрести себя героиня может только в союзе с прославленным спортсменом, который из профессионального почти сразу же перерастает в союз любовный. Увлеченная победами, она не замечает, что партнер сосредоточен исключительно на золотых медалях и не разделяет семейных ценностей. В этот момент образ ледяной арены впервые меняет значение, превращаясь из поля чудес в холодную пустыню. Полученную вскоре героиней травму можно понимать и как травму бесперспективных отношений, и как травму советского воспитания: пожертвовавшая здоровьем ради спорта фигуристка оказывается прикованной к инвалидной коляске. Единственный, кто может ее спасти, — это хронический неудачник Горин с «девятью победами и семью поражениями», карьера которого далека от идеальной.

Иван-дурак

Обаяние персонажа Петрова, кажется, составляет половину успеха дилогии. Он верит в амулеты и примитивную магию, с детской непосредственностью переносит на постсоветскую реальность мифологию «Звездных войн» и не только помогает Наде встать на ноги, но и становится ей кем-то вроде матери. Как и она, он противостоит принципу внешнего успеха, который метафорически соотносится с темой льда. «Лед трещит» — фраза, которую он повторяет вслед за матерью героини. Только им двоим под силу если не растопить, то хотя бы надломить лед окружающей действительности. По законам русской сказки «снежная принцесса» предпочитает теплокровного ухажера ледяному, а любовь берет верх над карьеризмом. Победа Горина, как и его участие вместе с Надей в международных соревнованиях (изучивший азы фигурного катания хоккеист легко заменил профессионального фигуриста), — это типичная победа Иванушки-дурачка над умелыми конкурентами, золотого сердца над холодным профессионализмом.

Читать еще:  Рыбалку на Цимлянском водохранилище я запомнил надолго

Родина-мать

Тренер Шаталина (замечательная работа Марии Ароновой), пожалуй, самый неоднозначный персонаж дилогии, воплощающий на экране Родину-мать. Как и положено метафорической фигуре такого масштаба, она объединяет оба воспитательных принципа — репрессивно-жертвенный и материнский, ледяной и сердечный. Отсюда постоянные метания персонажа между образом истукана и последней защитницы очага.

Шаталина проводит свою воспитанницу через все ужасы спортивной дрессировки, чтобы та смогла стать образцовой женой и матерью (материнство часто воспринимается как своего рода спортивное достижение). Финал первого «Льда» лишает героиню карьеры (несмотря на слезы и овации стадиона, Горина и Надю дисквалифицируют), оставляя ее в статусе невесты и будущей матери. Так первая часть дилогии оказывается метафорической историей о становлении «настоящей женщины», чемпионки в любви и семейной жизни.

От сказки к правде

Несмотря на весь драматизм, первый «Лед» был картиной оптимистической, романтической мелодрамой о юношеских грезах. С приходом Жоры Крыжовникова, автора народных комедий «Горько!», «Горько! 2» и сериала «Звоните ДиКаприо!», концепция начала тяготеть к большему реализму. Примитивная магия больше не работает, а чудеса если и случаются, то в области человеческих взаимоотношений. «Лед 2» еще в трейлере был заявлен как более зрелая история про тяготы брака: то ли молодую семью заел быт, то ли Надя впала в послеродовую депрессию и бросила хоккеиста с младенцем на руках. Но сказка оказалась страшнее.

Вопреки чудесному исцелению Нади в первой части, ее старая травма дает о себе знать, и героиня скоропостижно умирает в родах. Интересно, как возникло это сценарное решение. Такое ощущение, что вариант с послеродовой депрессией действительно рассматривался, но был отвергнут как этически некорректный (нельзя же, в самом деле, на всю страну транслировать сомнительные ценности).

В соответствии со своим статусом супергероини Надя приносит себя в жертву ради новорожденной дочери. Теперь другая девочка, тоже Надя (Виталия Корниенко), должна отправиться на временные воспитательные работы к Шаталиной, но между ними встает отец, временно исполняющий роль гиперопекающей матери. Пожертвовав ради семьи карьерой, он уходит из большого спорта («работаю в хоккее, но сейчас в декрете»).

Несоответствие героя «настоящей» мужской роли показано как досадное уклонение от правильного курса. Смена гендерной модели оборачивается для него серьезными неприятностями: будучи не в силах справиться с тревожностью, он запрещает дочери приближаться к катку и делает все, для того чтобы она не повторила судьбу матери. Протест против свободы добровольно принести себя в жертву (спорту, призванию и Отечеству) трактуется как посягательство на базовые ценности — и госсистемой, и Родиной, и самой девочкой. Для лишения героя родительских прав нет серьезных оснований; его наказывают не потому, что он опаздывает или плохо водит, а потому что защищает ребенка от травматичности взрослой жизни. Так возникает сюжет про оспаривание родительских прав, где истцом выступает Родина-мать, требующая от своего гражданина преданности национальным добродетелям, а ответчиком становится вконец запутавшийся отец-одиночка. При этом авторы достаточно либеральны, чтобы не отдавать ребенка на воспитание государству (Родина-мать имеет с ним меньше общего, чем может показаться на первый взгляд). Государственная машина, точнее, органы опеки, показана не как нечто монолитное, а как гибрид старорежимной грымзы и человечной молодой сотрудницы (Надежда Михалкова).

Путь смирения

Интересно, что, пока герой Петрова противостоит окружающей его реальности, у него ничего не получается: похищение дочери и побег за границу с директрисой хоккейного клуба оказываются имитацией (тут Крыжовников цитирует самого себя в «Звоните ДиКаприо», где Юлия Хлынина с Петровым тоже планировали покинуть страну); одиночный митинг перед подъездом, где живет Шаталина, также ни к чему не приводит. Но стоит молодому отцу смириться с действительностью и добровольно отказаться от отцовских прав, как у него сразу все налаживается: Родина-мать Шаталина просит прощения и даже встает на колени в зале суда (привет, судебные шоу на российском ТВ); сама природа Байкальского озера радостно приветствует блудного сына; даже лед наконец готов дать трещину и расступиться под ногами героев. Мысль о необходимости покориться судьбе рефреном звучит за кадром в «Озере надежды» Пугачевой. Принять неизбежное — вот рецепт успеха. Так вторая часть дилогии вступает в противоречие с первой, где утверждалось как раз обратное: смирение со своей участью ведет на темную сторону.

Колесо сансары

В финальной сцене хор исполняет «Сансару» Басты — образ вечно повторяющегося жизненного цикла, очевидно, важен для фильма. Женский мир здесь всецело на стороне колеса страданий и перерождений, мужчина — в лучшем случае попутчик. Сансара и в забавном повторе имен (Надя-жена, Надя-дочь, будущая пассия Надежда Михалкова), и в пафосе родительства (на титрах создатели «Льда 2» дают семейные фотографии членов съемочной группы). На другом полюсе — репрезентация женского одиночества. В клипе на «Озеро надежды» квартира Шаталиной превращается в ледяную пещеру — этот образ можно прочитать как буквально (нет чайлдфри), так и метафорически (очаг Родины-матери почти не греет, а сама она слишком много времени проводит в судах).

В последнее время трек «Сансара» пользуется у кинематографистов большой популярностью — им озвучена сцена повешения декабристов в недавнем «Союзе Спасения». Вряд ли каждый зритель готов воспринимать «Лед 2» как метафорическую притчу о современной российской действительности, колеблющейся между заморозками и оттепелями, но нельзя не разглядеть за условными сюжетными коллизиями канву нашей общей жизни.

Проблемы первого льда

Часть 5. Снасти с мормышкой

Фото Анатолий Маилков

Любая снасть создается под определенные условия ловли. До тех пор пока лед ненадежен, ловля главным образом ведется с небольших глубин. Объектами служат окунь и плотва. Как только лед позволит добраться до любого места на водоеме, так многие рыболовы тут же переходят на ловлю подлещика.

Очень часто случается так, что подлещик не клюет или его в данном районе нет, и нужно перестроиться на ловлю другой рыбы. Окунь и плотва не всегда и не везде придерживаются мелких мест. На глубоких карьерах окунь с началом ледостава может стоять на глубинах больше четырех метров. Нет смысла еще раз подчеркивать, что снасть с мормышкой создается не под окуня или подлещика, а под глубину, активность рыбы и ее сопротивление.

Снасть для рыбалки с глубин до трех метров отличается своей компактностью, поскольку ловля сопровождается частыми перемещениями в поисках и преследовании рыбы. Лично я предпочитаю легкие удочки «балалайка» с пенопластовым или пробковым корпусом и катушкой. Почти все покупные изделия нуждаются в доработке. Нужно снять все заусенцы, смазать оси графитовой смазкой. Очень часто приходится менять шестики из капрона или полистирола на поликарбонат или на стеклопластик. Стеклопластиковые шестики почти всегда приходиться делать несколько короче и тоньше. Советую шестики вклеить в тело удочки.

По первому льду, пока рыба активная, нет смысла использовать самые тонкие лески диаметром меньше 0,08 мм. Имеет смысл подготовить три удочки с леской 0,08 мм, 0,10 мм и с более толстой леской — все зависит от того, куда вы собираетесь. В любом случае, удочка с самой тонкой леской понадобится не только во время низкой активности рыбы, но и во время заготовки живца.

Сколько рыболовов, столько и мнений о том, какой формы или цвета должна быть уловистая мормышка. Интересно то, что игра мормышек при этом не обсуждается, наверное, априори считается, что «трясти» мормышкой все умеют.

Если глубины различные, как это происходит во время ловли окуня или плотвы, то и рыболов имеет в своем арсенале мормышки с разным весом. В случае активного клева применяются относительно более тяжелые мормышки для увеличения скорости ловли. Для того чтобы приманка играла, ее нужно не только утопить на определенную глубину, но и преодолеть сопротивление лески в воде. Для того, чтобы хотя бы приблизительно ориентироваться, можно сказать, что мормышки весом до 0,2 г на леске 0,06 мм эффективно «работают» до глубины 3 м. Если леску заменить на более толстую, например, на 0,10, то глубина ловли снизится до 2 м.

Это очень приблизительно, потому что кроме самого веса мормышка, в зависимости от материала будет иметь значение сопротивление в воде. Кроме того, само утверждение, что мормышка играет, также относительно. Многое определяется тем, есть ли на крючке приманка и насколько она объемная. Стремление к использованию мелких мормышек приводит к тому, что рыболовы выбирают для ловли самые качественные тонкие лески, а также делают сами мормышки из тяжелых металлов и сплавов.

Увлечение мелкими приманками нередко, а по первому льду довольно часто, служит плохую службу. Активная и крупная рыба нередко мелкую приманку просто не замечает или не обращает на нее внимание.

Сложность придания мормышке нужной игры возрастает с ростом глубины. При глубинах больше пяти-шести метров говорить об активной игре небольшой приманки не приходится. Из-за сопротивления лески игра в любом случае становится плавной, с относительно низкой частотой. Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, чем больше глубина и толще леска, тем менее важной становится форма мормышки, но размер и цвет могут стать решающими. Во-вторых, чтобы приманка играла, нужно подобрать к ней кивок.

Читать еще:  Ловля мирной рыбы в сильно заросшем водоеме

Самые мелкие мормышки делают в форме шарика. Такие мормышки служат грузилом-крючком для мотыля или другой приманки и наиболее часто используются во время пассивной ловли без активной игры снастью. Своей собственной игры они не имеют. Более удобны в обращении и универсальны небольшие мормышки в виде капельки или овсинки. Мормышки весом свыше 0,15 г уже можно делать с «лыской». Такие изделия обладают своеобразной игрой и работают как с насадкой, так и без нее. Мормышки в форме «уралки» хороши, если они имеют размер тела не менее 4 мм. Также хороши давно известные «клопики», похожие на «водяных клопов». Они имеют своеобразную игру, но только если на крючок надет или один мелкий мотыль, или личинка «репейника». Всем известны мормышки «муравей», непонятно лишь только то, что их в большинстве случаев традиционно красят в черный цвет. Практика подсказывает, что не менее эффективными бывают «муравьи» серебристого, зеленого и коричневого цвета. Мормышка не имитирует природного муравья, она просто на него несколько внешне похожа. Смысл этой формы заключается в том, что два шарика тела имеют разные диаметра, а значит, дают разные, по амплитуде и мощности колебания в воде. Крупные «муравьи» состоят не из двух, а из трех и более шариков. Особое положение среди мормышек занимают планирующие, или плоские. Лучше всего они работают, если на крючке находится одна личинка кормового мотыля.

При выборе мормышки нужно обратить особое внимание на расположение отверстия для лески по отношению к крючку, правильную постановку крючка и тщательность обработки краев отверстия для лески. В отдельный класс приманок можно отнести мормышки с двумя крючками, за ними прочно установилось название «коза». Второй крючок не только повышает зацепистость во время ловли без естественной приманки, но и дает определенные привлекающие рыбу дополнительные колебания. Это еще в большей мере относится к так называемым «чертикам». Для того чтобы придать нужные движения мормышке и фиксировать любые поклевки, на помощь приходит кивок. Кивок — очень важная часть снасти, намного более важная, чем конструкция удочки, толщина лески или цвет мормышки. Для активной ловли, особенно на мелких местах, советую использовать кивки из лавсановой пленки. Только во время ловли на относительно тяжелые мормышки без использования насадки на крючке имеет смысл использовать двухконусные кивки из пружинной стали.
Кивок, нагруженный весом конкретной приманки, должен в точности повторять движения мормышки в воде. В этом есть сложность. Когда кивок проверяется в банке с водой, то не учитывается сопротивление воды во время нахождения приманки на глубине 2, 3, 5 или больше метров. Я всегда подбираю кивок так, чтобы под весом мормышки он занимал положение с изгибом не меньше 45 градусов. Но это не дает никакой гарантии, что в реальных условиях его жесткость будет оптимальной. Только во время ловли понимаешь соответствие кивка мормышке. Поскольку подбор кивка занимает львиную часть времени, и именно на рыбалке, то я годами подбираю хорошие пары и стараюсь их сохранить.

Когда вы переходите на ловлю с большой глубины, то игровые характеристики кивка не так нужны. Это верно только для случаев, когда приманка пассивно висит или лежит на дне и мормышка является грузилом, совмещенным с крючком. Если вы играете приманкой, то нужен и кивок, который тоже «играет». Это очень важный момент, над котором некоторые рыболовы не задумываются.

В целом снасть для первого льда должна быть максимально приспособлена для активной игры приманкой, независимо от глубины и других условий ловли. Очень рекомендую на всех удочках еще до первого выхода на лед заменить леску или по крайней мере перевязать заново все мормышки.

Первый лед — меры предосторожности

Скоро зима, и это нужно знать. Я делаю так…

Первый лед для рыбака – это своеобразный рай. Ведь, известно, что по первому льду рыба клюет особенно жадно, её почти не приходится выманивать и изощряться с различными приманками и тонкостями проводки. Особенно активно по первому льду клюет окунь и плотва, также при желании и умении можно половить щуку, налима, ерша. Конечно же, особая тема — это ловля ротана по первому льду. В это время на блесенку с животной наживкой ротан клюет так, что захватывает дух. С одной лунки можно наловить под килограмм и более этой вкуснейшей рыбы. Но есть, одна тонкость и нюанс, на который следует обращать первостепенное внимание: первый лед – это потенциальная опасность для жизни. Поддаваясь азарту, человек забывает о своей безопасности и в самый «неподходящий» момент оказывается в воде. И часто, самостоятельно выбраться из холодной воды не представляется возможным.

О мерах безопасности поведения на льду уже написано много и популярно. Некоторые из руководств действительно полезны, другие же носят поверхностный характер. Я расскажу о том, как сам лично веду себя на первом льду, о мерах и правилах, которые соблюдаю сам. Список, наверняка, будет не полным, так что его дополнение только приветствуется. Но сразу хочу заметить, что в своих заметках я руководствуюсь практичностью, учитываю реалии пребывания на водоеме, особо не вдаваясь в теоретическую составляющую вопроса.

1. На первый я никогда не выхожу один. Это самое главное правило. Каким бы не казался лед прочным, на рыбалке возможно все: не заметили промоину, где-то бьют ключи и на этом участке лед тоньше. Тем более, опасно выходить в одиночку на первый лед, когда ещё точно не знаешь, насколько он крепок. Ведь заявленный факт, что лед в 5 см. держит человека для разных водоемов и климатических зон может быть оспорен. К тому же, многое зависит и от характеристика и качества самого льда: пористый, с пузырями воздуха или прозрачный. Но точно увидеть и определить качества льда не всегда возможно, так как прилипший сверху снег, листья и многое другое порой затрудняют визуальный осмотр. Я стараюсь выходить на лед, толщина которого не менее 8 см.

2. По первому льду без пешни на лед я не выхожу. О пешне я ещё напишу, но переоценить полезные свойства этой рыболовной принадлежности просто нереально. Смысл прост – прежде чем ступить на лед и сделать шаг, место перед собой нужно проверить несколькими ударами пешни. Если лед проламывается – идем назад.

3. Не группироваться на одном месте. Даже два человека, которые стоят на льду рядом уже создают нагрузку на выбранный участок, и при резком движении, лед может дать слабину, особенно, если рыбаки вышли на лед, толщина которого не более 5-6 сантиметров. Мы с друзьями стараемся не подходить друг к другу, без острой необходимости, по первому льду ближе чем на 2,5-4,5 метра.

4. Передвигаясь по первому льду, бур я держу горизонтально льду. Это может помочь, если вдруг провалюсь – краями бура можно зацепиться за края льда, упереться на него. Конечно, в момент падения сложно контролировать свое положение и положение бура, но все же…

5. Не лишними будут разного рода «спасалки», которые можно приобрести в любом рыболовном магазине. После приобретения данных аксессуаров, откройте их, примерьте, обхватите руками. Главное, чтобы Вам было удобно и они не вскальзывали из рук. Если что, спасалки можно доработать под себя.

6. У каждого из моих коллег, с кем я хожу на зимнюю рыбалку, в рыболовном ящике есть 5-10 метров прочной веревки, на каждом конце которой завязана петля диаметром примерно 40-50 сантиметров. В экстренном случае такая нехитрая вещь может оказаться весьма кстати (бросить один конец провалившемуся под лед, чтобы он мог спокойно ухватиться за веревку).

7. На участки заваленные снегом по первому льду я не хожу. Под снегом вода промерзает хуже, а значит и ледяной покров в таких местах заметно меньше, а риск уйти под лед – больше.

8. Первый лед и такие водные объекты, как кусты, выступающие из льда упавшие части деревьев, быстрое течение и т.д. – несовместимые понятия. На таких участках лед становится безопасным для рыбалки примерно на пару недель позже, чем на чистых участках. Это нужно учитывать, и не рыбачить в таких местах, как бы этого ни хотелось.

9. Ну и последнее, желательно почитать литературу о том, как вести себя, если вдруг Вы все же провалились, как оказать первую помощь, что можно делать, а что категорически запрещено, как одеваться. Кстати о зимней одежде можно говорить очень много и долго. Важно понимать, что она должна не только сохранять Ваше тепло и греть, но и в случае чрезвычайной ситуации легко сниматься, чтобы не тащить на дно.

Если соблюдать правила поведения на льду, рыбалка со льда доставит Вам множество приятных эмоций. Ведь не зря говорят, что зимняя рыбалка – это своеобразный подвиг, а мысли над лункой – самые чистые и философские. Всего Вам хорошего.

Источники:

http://menstois.ru/blog/43423468356/Problemyi-pervogo-lda
http://www.ohotniki.ru/fishing/method/article/2014/11/20/642731-problemyi-pervogo-lda.html
http://www.kinopoisk.ru/media/article/4000685/
http://www.ohotniki.ru/fishing/method/article/2014/12/10/642921-problemyi-pervogo-lda.html
http://fishx.org/pervyj-led-mery-predostorozhnosti/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector