1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правомерность применения огнестрельного оружия

Применение огнестрельного оружия

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Административное право как наука
  • Административная правовая политика
  • Нормы административного права

Применение и использование огнестрельного оружия

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то органов исполнительной власти, регулируется эта мера пресечения в основном административно-правовыми нормами, ее принято относить к мерам административного пресечения.

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Данный вопрос рассматривается в ряде федеральных законов. В некоторых из них понятия «применение оружия» и «использование оружия» четко разделяются. При этом применение огнестрельного оружия законодатель связывает со стрельбой по людям, а использование оружия — со стрельбой по иным целям или в воздух.

Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • освобождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению свободы;
  • а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В ст. 16 Закона РФ «О полиции» закреплены гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для применения оружия. При этом попытка лица, держащего в руках обнаженное огнестрельное оружие, приблизиться к сотруднику полиции, сократив указанное им расстояние, или попытка задерживаемого лица прикоснуться к оружию сотрудника полиции дают ему право применить огнестрельное оружие.

Закон допускает применение огнестрельного оружия против лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского или дипломатического иммунитета, служебного положения и иных обстоятельств. Однако запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, также несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции (кроме случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления; совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей; значительного скоплении людей, когда от стрельбы могут пострадать посторонние лица).

Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера административного пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть. Поэтому в данном случае указаны дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник полиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или но месту нахождения. К сожалению, из Закона РФ «О полиции» непонятно, должен сотрудник полиции сообщать рапортом начальнику органа внутренних лел только о применении огнестрельного оружия или также о его использовании.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Применение оружия сотрудниками полиции

Содержание:

Случаи, когда полицейские имеют право применять табельное оружие по отношению к виновнику беспорядков, регулируются законом. Обычно это происходит при обезвреживании особо опасного преступника, который непосредственно угрожает жизни и здоровью гражданских лиц.

Полицейский может лично принять это решение, если, находясь при исполнении, он участвует в обезвреживании нарушителя, либо по приказу вышестоящего по званию.

В последнем случае вся ответственность ложится на того, кто отдал приказ. Полицейский попадает под уголовную ответственность только в том случае, если отсутствовали основания для стрельбы, либо стрельба производилась по лицам, по которым нельзя вести огонь без самых серьезных оснований.

В законе четко прописан перечень ситуаций, когда сотрудник полиции имеет право на применение оружия. Превышение должностных полномочий карается по соответствующей статье.

Если же сотрудник полиции неправомерно применил оружие, не находясь при этом при исполнении, то нести ответственность он будет по другим статьям — как гражданское лицо. Если гражданин (преступник или случайно оказавшийся рядом прохожий) пострадал во время стрельбы и считает, что полицейский действовал незаконно, следует обращаться в суд.

Нет времени читать статью?

Когда полиция имеет право на применение огнестрельного оружия

Использование огнестрельного оружия должно строго отвечать возникшей ситуации. Принимать такие решения сотрудники полиции должны, опираясь на прописанные в законе основания для стрельбы. Зачастую много времени на раздумья нет, необходимо действовать быстро и четко, что усиливает возложенную на полицейских ответственность.

По закону, сотрудник полиции обязан представиться и предупредить о своих намерениях, после чего дать преступнику возможность выполнить все требования. Вместе с тем, закон позволяет полицейскому перейти сразу к стрельбе, если преступник должен быть остановлен незамедлительно. Перечень ситуаций, когда уполномоченные лица могут использовать огнестрельное оружие, достаточно конкретен:

  1. Преступник нападает на сотрудника полиции или на кого-то другого, и его действия могут привести к тяжелым увечьям или убийству.
  2. Преступник пытается захватить оружие, специальную и боевую технику, транспортные средства, которые принадлежат полиции.
  3. Полиция освобождает заложников.
  4. Сотрудник полиции застал преступника во время выполнения действия, в котором есть признаки тяжелого или особо тяжелого преступления против жизни, здоровья или чужой собственности. Преступник пытается скрыться, и задержать его другими методами невозможно.
  5. Полиция задерживает сопротивляющуюся группу вооруженных преступников.
  6. Вооруженный преступник отказывается выполнять законные требования полиции и сдать оружие, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, боеприпасы, взрывные механизмы.
  7. Полиция отражает вооруженное нападение на государственные, частные, муниципальные учреждения, иные помещения и сооружения, организации граждан и т.д.
  8. При пресечении попытки побега обвиняемых и подозреваемых из мест содержания под стражей или из-под конвоя, или при попытке незаконного освобождения лиц.
  9. Преступник угнал транспортное средство, отказывается выполнять многократные требования полиции и создает на дороге опасные для жизни граждан ситуации.
  10. Речь идет об опасном животном, которое угрожает жизни и здоровью сотрудников полиции и граждан.
  11. МВД необходимо взломать зверь или уничтожить любой другой запирающий механизм, который не дает проникнуть в помещение по тем или иным законным основаниям.
  12. Полицейский дает предупредительный выстрел в воздух. Этот выстрел также может служить сигналом тревоги или просьбой о помощи. Выстрел должен быть произведен либо вверх, либо в любом другом безопасном для окружающих направлении.

Применение огнестрельного оружия, особенно стрельба на поражение, свидетельствует о крайней серьезности ситуации, которую нельзя разрешить другими методами. Случаи, когда полицейские остерегаются стрелять, даже когда того требует ситуация, довольно часты. Это происходит из-за того, что не всегда с первого взгляда можно оценить ситуацию как однозначно требующую применение оружия.

В законе также существуют строгие запреты стрелять в женщин, детей (если полицейский осведомлен о возрасте изначально или его можно определить по виду), инвалидов.

Исключения составляют случаи, когда эти лица при вооружении и на кого-то нападают. Также полицейский не имеет права стрелять, если находится среди большого скопления людей, так как это может привести к травмам и ранениями среди невиновных.

Когда сотрудники полиции применяют другое оружие

Помимо огнестрельного оружия, у полицейских в арсенале есть и специальное, которое используется не в столь серьезных случаях. В вооружение полиции входят электрошокеры, служебные собаки, водометы, средства, сковывающие движения, светошокеры, палки, газовые устройства и другие. Эти приспособления используются, если:

  • преступник нападает на гражданина или полицейского;
  • полицейский останавливает преступление или административное правонарушение;
  • преступник пытается сопротивляться;
  • преступник задержан на месте преступления и пытается скрыться;
  • происходят массовые беспорядки;
  • полицейский задерживает транспортное средство, водитель которого проигнорировал требования остановиться;
  • необходимо выявление лиц, которые совершили или совершают преступление;
  • МВД освобождает заложников, зданий, транспорта и т.д.;
  • необходима защита объектов.
Читать еще:  Восточносибирская лайка

Средства, сковывающие движения, могут применяться при конвое заключенных или обвиняемых. Законы об использовании оружия полицией все еще могут дорабатываться и обсуждаться.

Нередки случаи, когда сотрудники МВД из-за опасений стрелять получают ранения, в том числе смертельные. Поэтому вносятся предложения дать полицейским больше свободы. За последние годы одним из главных изменений в МВД стало переименование милиции, когда милиционеры стали полицейскими.

Тогда все служащие бывшей милиции должны были пройти переаттестацию или уволиться. Возможно, впереди еще больше фундаментальных изменений, на этот раз касающихся использования оружия.

Правомерность применения огнестрельного оружия

Анализ поступающей почты свидетельствует о правовой неосведомленности граждан по применению имеющегося у них на законных основаниях огнестрельного оружия при непосредственном нападении в целях защиты жизни, здоровья и собственности.

В письмах содержатся просьбы прокомментировать понятие необходимой обороны, ответить на вопросы, что следует понимать под превышением необходимой обороны, разъяснить порядок применения оружия.

Отвечая на эти просьбы, прежде всего обратимся к ст.45 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Уголовным законодательством под необходимой обороной понимается защита личности и прав обороняющегося или других лиц охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда нападающему. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможностей избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти (ч.1,2 ст.37 УК РФ).

Для правомерной обороны не требуется пропорциональности, соразмерности между способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства. Вред, причиненный нападавшему лицом в состоянии необходимой обороны, может быть более значительным, чем вред, который мог бы быть причинен этому лицу.

Невооруженное нападение может представлять для жизни непосредственную опасность, предотвращение которой посредством оружия вполне оправданно и допустимо. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника. У защищающегося нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им способы и средства защиты способам и средствам посягательства. В состоянии душевного волнения, вызванного нападением, его внезапностью, обороняющийся не может точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому средства защиты могут быть более эффективными, вплоть до применения оружия против невооруженного лица или невооруженных лиц.

Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей и может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия (ст.24 Федерального закона «Об оружии»).

Совершенные в состоянии необходимой обороны действия, хотя и подпадают под признаки преступного деяния, но не считаются преступлением и не влекут уголовной ответственности.

Право на необходимую оборону чаще всего возникает при преступном посягательстве. Однако не требуется, чтобы посягательство было бы обязательно преступное. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому необходимая оборона может служить и против отражения нападения со стороны душевнобольных, малолетних и лиц, действующих под влиянием устраняющей их вину фактической ошибки.

Посягательство должно быть наличным, т.е. нападение уже начало осуществляться или была непосредственная угроза нападения, т.е. было ясно, что нападение может тотчас же, немедленно осуществиться. Состояние необходимой обороны наступает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения.

Посягательство должно быть действительным, реальным. Если человек оборонялся от кажущегося ему нападения, то такую оборону квалифицируют как мнимую. Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, но в действительности не существующего посягательства. При необходимой обороне допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также интересов общества и государства; защита осуществляется путем причинения вреда нападающему; защита должна быть своевременной и не превышать пределов необходимой обороны.

Закон прямо указывает, что лицо имеет право на необходимую оборону независимо от того, мог ли он избежать грозящей опасности, уклониться от нападения, спастись бегством, обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Состояние необходимой обороны может иметь место тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания. Другими словами, обороняющийся совершил защитные действия непосредственно вслед за хотя бы и оконченным нападением, но последний не сознавал, что нападение окончено.

Действия, совершенные в целях предупреждения нападения в будущем, не образуют необходимую оборону. Причинение вреда нападающему после того как нападение завершено или прекращено, также не образует необходимую оборону.

Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства (ч.3 ст.37 УК РФ). Явно не соответствующим посягательству следует считать защиту, осуществленную такими средствами и методами, применение которых не вызывается ни характером и опасностью посягательства, ни реальной обстановкой его совершения и которые без явной необходимости причинили нападавшему тяжкий вред.

Причинение нападавшему легкого и средней тяжести вреда, побоев лицом, находящимся в состоянии обороны, исключает возможность привлечения его к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны.

Привлечение обороняющегося к уголовной ответственности возможно лишь в случае причинения нападавшему тяжкого вреда или его смерти.

Крайняя необходимость – это такое состояние, при котором лицо устраняет опасность, непосредственно угрожающую личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, или эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ч.1 ст.39 УК РФ). Действия, совершенные в состоянии крайней необходимости, не влекут за собой уголовной ответственности.

Вред при крайней необходимости причиняется не лицам, создавшим опасность, а третьим лицам, посторонним по отношению к источнику опасности. Под третьими лицами понимаются физические и юридические, а также государство и общественные организации, не являющиеся юридическими лицами. Причинение вреда, равного тому, который мог наступить, или вреда большего, не может быть оправдано состоянием крайней необходимости.

Важнейшим условием правомерности акта крайней необходимости является приоритет выбора средств, направленных на устранение опасности без причинения вреда, должен быть избран именно этот путь. В этом состоит главное отличие необходимости от необходимой обороны.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч.2 ст.39 УК РФ).

Читать еще:  На плотву с кивком

Следует иметь в виду, что неосторожное причинение вреда в случае превышения пределов крайней необходимости исключает уголовную ответственность.

Опасность уже миновавшая, как и еще лишь возможная в будущем, не может породить состояние крайней необходимости. В тех случаях, когда имеет место провокация крайней необходимости, т.е. искусственное создание опасности в качестве повода для умышленного совершения преступления, ответственность для лица, провоцирующего создание такой ситуации, наступает на общих основаниях, как за конкретный состав преступления.

Провокация может иметь место и при необходимой обороне. Не признается состояние необходимой обороны в тех случаях, когда лицо умышленно спровоцировало нападение, чтобы иметь возможность под предлогом обороны причинить вред нападающему.

В соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть возмещен лицом, причинившим его. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд может возложить обязанность возмещения вреда на лицо, по вине которого возникла опасность причинения вреда или в интересах которого действовал причинивший вред, либо частично или полностью освободить его от возмещения вреда.

Таким образом, гражданин вправе применять оружие при нападении, как против нападающих с оружием, так и без оружия. При обороне не требуется соразмерности между способами и средствами защиты и способами и средствами нападения. Каждый гражданин имеет право на защиту своей личности и своих прав от общественно опасного посягательства независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Применять оружие следует крайне взвешенно и осторожно, не нарушая пределов необходимой обороны и крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие. Нельзя иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, иных массовых акциях. О применении оружия гражданин обязан сообщить не позднее суток в органы внутренних дел.

Владимир БЕЛЯЕВ, юрист 31 октября 2013 в 00:00

Актуальные проблемы правомерного применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия

Актуальность вопроса правомерного использования сотрудниками органов внутренних дел табельного огнестрельного оружия при исполнении служебных полномочий очень велика. Для выполнения профессиональных и должностных обязанностей по обеспечению безопасности граждан, иных лиц и общества в целом действующие нормативно-правовые акты наделили полицейских правами по применению мер государственного принуждения. Применяя служебное оружие в соответствии с законом, сотрудники полиции осуществляют защиту законных прав и интересов правопорядочных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных преступных посягательств со стороны лиц, умышленно нарушающих законодательство РФ.

Использование огнестрельного оружия всегда сопровождается опасностью развивающихся событий, например, полицейский может немного промедлить с применением оружия и последствия в связи с этим могут наступить различного рода, вплоть до смерти гражданина или сотрудника полиции.

На сегодняшний день сотрудники ОВД осуществляют служебную деятельность в очень опасной обстановке, которая прежде всего характеризуется высокой степенью общественной опасности преступных посягательств, активной деятельности преступных элементов в отношении сил защиты правопорядка, усилением агрессивности и жестокости преступлений. В связи с этим значительно увеличилось количество случаев применения сотрудниками полиции табельного огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей. Одним из наиболее распространенных случаев применения огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей являются случаи, указанные в главе 8 Уголовного кодекса РФ. [1, с. 69] В связи с вышеизложенным исследование правомерности применения табельного огнестрельного оружия и необходимость внесения изменений в законодательство о применении оружия является актуальной темой.

Огнестрельное оружие применяется сотрудниками полиции только в соответствии с законодательством РФ. При этом полицейские имеют право применять оружие лишь тогда, когда существует необходимость в обеспечении немедленной реакции на совершаемые общественно опасные действия, которые носят как правило противоправный характер.

Теория и практика, выделяют такие обстоятельства как крайняя необходимость, причинение вреда лицу, совершившему преступление при его задержании, обоснованный риск. Материалы служебных проверок по фактам применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД обычно свидетельствуют о легитимности действий при выполнении служебных обязанностей. Но как показывает статистика не все случаи применения табельного оружия можно урегулировать как законные, посредством нормативно-правовых актов. В связи с существующими трудностями нормативной трактовки оснований применения табельного оружия при выполнении служебных обязанностей органами следствия зачастую возбуждаются уголовные дела в отношении сотрудников правоохранительных органов по факту превышения должностных полномочий. Обновление законодательства, регламентирующего основания и порядок применения огнестрельного оружия сотрудником полиции лично либо в составе подразделения, хотя и внесло определенную точность, но не смогло снять все возникающие научные и практические проблемы, в особенности, связанные с обеспечением правовой защиты сотрудников полиции.

Существующие сложности отсутствия правовой регламентации не в состоянии обеспечить и действующее Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2012 года № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», которое представляет правоприменителю только содержание условий правомерности при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния, регламентированных ст. 37 и 38 УК РФ. [2. с. 34]

Статья 23 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011 года № 3 ФЗ и глава 8 УК РФ не в состоянии законодательно урегулировать условия правомерности действий сотрудников полиции при выполнении возложенных на них должностных обязанностей, что к огромному сожалению и приводит к гибели сотрудников полиции и их осуждения по фактам превышения пределов правомерности применения огнестрельного оружия. [3, с. 43]

В связи с этим хотелось бы отметить общие и специальные положения Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка при применении табельного огнестрельного оружия [4, с. 89]. В отличие от национального законодательства России должностные лица иностранного государства имеют полное право применять оружие при следующих обстоятельствах, в частности:

  1. При отражении общественно опасного посягательства, угрожающего причинением вреда здоровью, которое трудно конкретизировать (определить или предугадать).
  2. При отражении общественно опасного посягательства, угрожающего половой свободе.
  3. При похищении человека.
  4. При отражении нападения на любое транспортное средство.
  5. При отражении нападения женщины (или группы женщин), применяющей приемы рукопашного боя.
  6. При отражении нападения несовершеннолетнего (или группы несовершеннолетних), в совершенстве владеющего приемами рукопашного боя.
  7. При отражении нападения малолетнего, имеющего в руках оружие или взрывное устройство и намеревающегося его использовать. [5, с. 552]

Безусловно, внесение дополнительно указанных обстоятельств в Закон РФ «О полиции» способствовало бы изменению ситуации, позволяющей сотруднику обеспечить гарантии правомерности их действий при выполнении профессиональных обязанностей, при защите прав граждан и условий личной безопасности, однако противоречило бы положениям действующего уголовного законодательства, в части права на необходимую оборону и причинения вреда лицу, совершившему преступление при его задержании. Поэтому положения о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения являются на сегодняшний день единственным законодательно урегулированным основанием правомерности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при осуществлении возложенных на них законом обязанностей.[6, с. 192] Служа обществу и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией, уважая и защищая права человека, сотрудники полиции используют ненасильственные средства. До вынужденного применения огнестрельного оружия доходят только в тех случаях, когда использованные меры являются неэффективными или не дают основание полагать, что намеченный результат может быть достигнут. Угрожая жизни, здоровью и благополучию людей, экономической стабильности, жизнедеятельности общества в целом, преступность является одним из главных источников разрушительного воздействия на процессы социального, экономического и политического развития страны. Негативные процессы в развитии криминогенной обстановки, прогнозируемый рост количества тяжких преступлений порождают у населения чувство страха за свою жизнь и имущество, снижают доверие к органам власти, к проводимой уголовной политике. По данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 77% опрошенных считают, что власти не могут предотвратить тяжкие преступления против личности, т.к. существующая общегосударственная система противодействия носит не предупредительный и упреждающий характер, а только реагирующий. Поэтому необходимо концептуально менять подходы к борьбе с преступностью, которая сегодня возложена исключительно на правоохранительные органы.

Читать еще:  Обманка и живец

В сложившихся условиях органы государственной власти и правоохранительные органы не в полном объеме решают задачи противодействия и удержания преступности на социально допустимом уровне. На деятельность правоохранительных органов продолжают оказывать негативное воздействие низкий уровень оплаты труда сотрудников и непосредственно связанные с этими факторами постоянно возрастающие масштабы коррупции, «вымывания» кадрового состава из государственных органов, снижения профессионализма и результативности работы сотрудников полиции. Отсутствие недоработанности законодательного урегулирования вопросов применения огнестрельного оружия зачастую порождают чувство неуверенности сотрудника полиции в правомерности своих действий, а промедление в принятии решения на применение табельного оружия. Это ведет к падению авторитета государственной власти и правоохранительных органов. Первоочередной задачей в сфере борьбы с преступностью является развитие нормативно-правовой базы, призванной защищать права и законные интересы граждан, общества и государства. Государственная политика в данной сфере должна ориентироваться на последовательное наращивание усилий общества и государства, приоритет профилактики по отношению к уголовным и административным мерам ответственности.

В настоящее время федеральное законодательство не содержит полноценной системы мер противодействия преступности, да и нормативное обеспечение деятельности полиции с преступностью не завершено, что препятствует их эффективной работе.

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: правовые основы

Право на использование огнестрельного оружия в первую очередь связывают с предупреждением преступлений. При реализации возложенных полномочий право на вооружение получают исключительно представители органов правопорядка исполнительной власти. Связывают эту меру пресечения с определенными административно- правовыми нормами. Применение вооружения классифицируют как меры админпресечения.

Когда можно применять

Закон «О полиции», оговаривает все случаи, когда правоохранитель может прибегнуть к применению огнестрельного оружия (при этом слово «использование» исключается). Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 Закона «О полиции».

Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека, животного или транспорта. Немаловажным является соблюдение мер безопасности при обращении с оружием и наличие разрешения на пневматическое оружие. О том, можно ли использовать пневматический пистолет для самообороны смотрите по ссылке.

Другие, разрешенные законом РФ, оружейные манипуляции, выполненные в виде демонстрации, обнажения, приведения в полную готовность, нанесение физических ударов оружием без выполнения предупредительного выстрела в юридическом плане не считаются применением оружия.

Использование оружия

Сотрудником полиции

Закон говорит о применении оружия сотрудниками полиции в следующих ситуациях:

  1. С целью защиты мирных граждан во время нападения, небезопасного для жизни. Таковым считается воздействие, которое при беспрепятственном продолжении приведет к тяжелым увечьям или смерти человека.
  2. Если осуществляется нападение на правоохранителя, появляется угроза его здоровью и жизни, налицо попытка завладеть табельным оружием.

  • Если злоумышленник пытается завладеть служебным автомобилем полиции или же иной техникой, стоящей на вооружении в органах правопорядка.
  • Если человек отказывается от законных требований правоохранителей сдать оружие, боевые комплекты, взрывчатые и радиоактивные вещества, находящиеся с ним, оказывает активное сопротивление (замахивается боеприпасами, разбрасывает ядовитые вещества), выполняет действия, предоставляющие реальную угрозу для находящихся рядом лиц.
  • С целью освобождения заложников. Полицейский может применить оружие исключительно против граждан, которые могут нанести физический вред или причинить смерть заложникам. Против лиц, которые причастны к преступлению, однако физического вреда потерпевшим нанести не могут, оружие не применяется.
  • При необходимости задержать злоумышленника, во время совершения им преступления тяжкой степени против здоровья, жизни и чужого имущества. При этом подозреваемый пытается сбежать с места преступления. Полицейский должен лично увидеть факт противоправных действий, видеть, что деяние может быть продолжено, а злоумышленник пытается скрыться или оказывает сопротивление. Если же полицейского позвали свидетели, и они утверждают о совершенном преступлении, то применение оружия не допускается, поскольку лицо может оказаться непричастно к указанным деяниям.
  • Если требуется отбить вооруженное нападение, а также штурмовое нападение группы злоумышленников на государственные помещения, различные общественные заведения, организации и частное жилье.
  • Чтобы пресечь побег задержанного гражданина.
  • Лица, помещенного под стражу.
  • Гражданина, осужденного к определенному сроку лишения свободы.
  • Чтобы пресечь попытки освобождения силой таких граждан.
  • Мы указали главные тезисы, которые оговаривает закон о применении оружия сотрудником полиции. Смотрите также материал про то, что нужно для ношения пневматического пистолетаZ.

    Сотрудниками МВД

    Страж порядка может использовать табельное оружие (например ПМм пистолет) при возникновении таких ситуаций:

    1. Когда нужно остановить транспортное средство (движущееся) путем его механического повреждения, если гражданин своими действиями создает опасную обстановку для окружающих граждан, однако не реагирует на множественные требования полицейского остановиться.
    2. Чтобы обезвредить животное, которое угрожает жизни граждан.
    3. Для подачи срочных сигналов опасности, выполнения предупредительного сигнала, чтобы позвать на помощь.
    4. Чтобы разрушить запирающие конструкции (различные устройства и их элементы), которые препятствуют проникновению полицейского на законных основаниях внутрь жилого или любого другого помещения.

    Сотрудник МВД имеет право проникать в жилые, административные и хозяйственные здания граждан в любое время суток. При этом присутствие хозяев жилья или уполномоченных лиц необязательно.

    При проникновение в различные помещения

    Согласно части 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» предусмотрены четыре главных основания, когда полицейский вправе проникнуть в помещение:

    1. Для спасения человеческой жизни или гражданского имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций, а во время массовых беспорядков, для обеспечения и контроля безопасности рядовых граждан.
    2. Для задержания граждан, которые по подозрению полицейского, совершили противоправные деяния.
    3. В целях пресечь готовящееся противозаконное деяние.
    4. Чтобы выяснить все обстоятельства несчастного случая.

    Спортсменам стоит посмотреть интересное видео винтовки Выхлоп.

    О том, как сделать пневматику своими руками смотрите тут.

    Как сделать пулеулавливатель для пневматики своими руками смотрите по адресу: https://pwpn.ru/komplektaciya/puleulavlivatel.html

    Гарантии соблюдения законности для правоохранителей

    Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.

    Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.

    Законодательство разрешает применять оружие при наступлении вышеописанных обстоятельств против граждан, невзирая на степень вменяемости человека, его возраст, гражданство, и другие нюансы – дипломатическое и служебное положение, и т.д. Смотрите также полезный материал про первую помощь при ранениях.

    При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.

    В данном видео вас ознакомят со статьей 23 Закона РФ “О полиции” в части применения оружия.

    Максимально серьезной мерой админпресечения считается применение огнестрельного оружия. Следствием подобных действий могут стать тяжкие телесные повреждение, в некоторых случаях оружие может привести к смерти человека.

    В таком случае полицейскому нужна дополнительная гарантия законной защиты своих действий. Обо всех случаях применения оружия правоохранитель в течение суток обязан в письменном виде (подать рапорт) сообщить начальнику отделения (управления) полиции по месту работы.

    Возможна подача рапорта по месту настоящего нахождения полицейского. Если появляется необходимость, начальник органа внутренних дел имеет право назначить проведение служебной проверки, при проведении которой будет установлена законности применения оружия.

    Если после применения оружия злоумышленник был ранен, убит, об этом в срочном порядке уведомляется прокурор.

    Рекомендуем ознакомиться со статьей о, нашумевшем в свое время, пистолете Макарова МР 371. Технику стрельбы из пистолета Макарова смотрите тут.

    Заключение

    Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации, угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.

    Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте далее.

    Источники:

    http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/primenenie-oruzhiya.html
    http://rtiger.com/ru/journal/primenenie-orujiya-sotrudnikami-politsii/
    http://www.ohotniki.ru/weapon/smoothbore/article/2013/10/31/121734-pravomernost-primeneniya-ognestrelnogo-oruzhiya.html
    http://ur-fakt.ru/367-2/
    http://pwpn.ru/zakon/o-policii.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

    Принять
    Adblock
    detector