1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Попал или нет: анализируем ситуации

Попал или нет: анализируем ситуации

Охочусь я с 1949 года. В основном в центральной зоне России, хотя бывал и в других областях Советского Союза: Приморский край, озеро Балхаш, Северный Кавказ, Крым. За это время было много и удачных выстрелов, и досадных промахов. В этой статье хочу остановиться на собственной оценке результата выстрела, когда вроде бы видишь промах, но чувствуешь, что стрелял правильно.

Я не буду останавливаться на подранках, получающихся на коллективных охотах. Эти охоты проводятся, как правило, по «белой» тропе, в присутствии опытных охотников, которые совместно оценят характер раны, ее тяжесть и способ добора подранка. К тому же подобные случаи неоднократно обсуждались.

Наиболее неопределенной бывает ситуация, когда охотишься один (или небольшой группой) по более мелкой дичи и «промах» оцениваешь сам или, в лучшем случае, вместе с находящимся поблизости приятелем.

За время многолетней практики мне много раз удавалось поднять битую дичь (утки, тетерева, лисицы, зайцы, глухарь) после, на первый взгляд, промаха, но когда есть уверенность, что стрелял правильно, «куда надо», да еще и при наличии косвенных подтверждений попадания.

Простейшим и наиболее верным признаком ранения является наличие крови на следу зверя, в особенности по белой тропе. В этом случае здравый смысл и охотничья этика обязывают охотника добрать подранка.

Для этого надо пройти по следу зверя (желательно через час или полтора часа после выстрела, чтобы зверь далеко не ушел и «залежался», если рана тяжелая), внимательно изучая его. Если через несколько сотен метров количество крови уменьшается, а размах следа (аллюр хода) остается стабильным, то рана скорее всего легкая.

Если же ход зверя снижается (у зайца заметно уменьшаются прыжки, а лиса переходит на рысцу), зверь стремится в кусты, траву, овраг, канаву и там приседает или ложится (бывает, что на месте лежки даже нет крови), то есть большая уверенность, что удастся добрать подранка или найти зверя уже бездыханным.

Наиболее интересны случаи, когда есть уверенность в правильном выстреле или имеются характерные признаки попадания: зверь споткнулся, сделал необычное движение, выпал клок шерсти, был слышен хлопок заряда дроби по маховым перьям и т.д. Эти ситуации в общих словах описывать не буду, а приведу несколько характерных примеров.

В конце 1949 г. к нам в гости приехал мой дядя с желанием поохотиться. Мне в ту пору было уже без малого четырнадцать лет, и дядька позвал меня с собой.

На следующее утро мы пошли на лыжах (снегу было уже много) в ближайший лес и разошлись в поисках дичи (зайца, тетерева), которых в то время в наших краях было предостаточно. Через непродолжительное время раздается выстрел, я мчусь в том направлении и вижу: стоит дядька на опушке леса и держит в руках добытого косача. Ему захотелось аккуратно сохранить его для изготовления чучела.

Он снял со своей шеи шарф и стал заворачивать в него трофей, а ружье повесил на плечо. В этот момент из ближайших кустов, стоящих от нас метрах в двадцати, на краю чистого поля, выскакивает русак и бежит вдоль кустов. Я кричу: «Дядя Женя, заяц!» А он в ответ: «Стреляй же!»

Вскидываю ружье (навык вскидки приобрел, пока ходил по лесу и мысленно «стрелял» по предполагаемым целям) и жму на спуск. После выстрела заяц на мгновение прижал уши к спине, но потом их поднял и «задал стрекоча» по чистому снежному полю.

Дядя любезно назвал меня «мазилой» и продолжал упаковку своего трофея, а я с отчаянием и досадой провожал глазами убегающего зайца. Метров через 100, уже почти на вершине взгорка заяц упал, дернулся несколько раз и затих. Я стремглав бросился к нему, поднял зайца, под ним ни кровинки, прошел «в пяту» по следу – ни кровинки.

При снятии шкурки были обнаружены две пробоины в грудной клетке без повреждения позвонков, поэтому заяц бежал, пока грудная клетка не заполнилась кровью.

Всякий раз, при «промахе», когда выстрел был «правильный», я вспоминаю описанный выше случай и внимательно наблюдаю за дичью, за ее бегом или полетом. Приведу несколько поучительных случаев.

Осень, «бабье лето», иду утром по краю большого зарастающего мелколесьем и бурьяном поля, на котором есть еще поляны с мелкой травой, где любят кормиться тетерева, а косачи еще и «бормочут». Вижу, как метрах в трехстах перелетел с одного места на другое косач. Осторожно приближаюсь к двум ивовым кустам, вблизи которых опустился тетерев.

Метрах в тридцати он взлетает и сразу за куст, успеваю выстрелить один раз сквозь крайние мелкие ветки. Стрелял как будто правильно, но через несколько секунд тетерев показался с другой стороны кустов, уже вне досягаемости выстрела, и «потянул» низом в сторону ближайшего леса, находящегося метрах в 400 от меня.

Перед лесом он набирает высоту и резко идет вниз. Определить место посадки по дальности можно было только приблизительно. Но азимут по сухому дереву запомнил довольно точно. Маршрут дальнейшей охоты выбираю таким образом, чтобы на обратном пути пройти вдоль той опушки.

Эта опушка заросла крапивой, кипреем, малиной, и было бесполезно туда соваться для поиска предполагаемого подранка, поэтому пошел параллельно опушке по старому тракторному следу. Вижу, впереди прямо в колее сидит петух. Издали поза его не очень понятна.

Сидячего стрелять не хочется, иду туда и жду, когда поднимется. Подошел вплотную, а он уже «готов». Упал примерно в метре от колеи, прополз по траве (видно было по примятой траве и нескольким перышкам) и скончался.

Другой похожий случай. Иду между опушкой мелколесья и овсяным полем, взлетает тетерка, стреляю – «промах», вторым стрелять не стал, пусть летит, коль уж уцелела, но вижу – опускаются два перышка. Пришлось идти не намеченным маршрутом вдоль поля, а прямо в направлении полета.

Метров через 150 на хорошей полянке с мелкой травкой, рядом с тремя крупными белыми грибами распласталась моя курица.

Зима, дело к вечеру, возвращаюсь после охоты в сторону дома. На окраине леса на березах кормятся десятка полтора тетеревов. До них метров четыреста, крюк невелик, надо сходить, хотя уже устал. Но сначала надо подождать, пока они начнут «отходить ко сну». Наконец перед заходом солнца они «попадали» вниз, пора идти искать.

Иду вдоль низины у предполагаемого ночлега, взрываются из лунок сразу несколько штук, выбираю «синего» петуха, летящего низом над самым снегом, стреляю дуплет, после каждого выстрела петух как бы «проседает» в полете, но улетает за кусты. Промахи непонятны, поэтому пошел проверить, как легла дробь.

Подхожу к месту, где пролетал петух, и вижу в двух местах на снегу следы от маховых перьев как раз там, где прошли следы от снопов дроби (стрелял несколько сверху вниз). Надо проверить, вдруг где-то лежит, поэтому пошел в направлении полета. Метров через 70 обнаруживаю на снегу черное перышко, осматриваюсь и вижу в снегу круглую лунку. Подхожу, запускаю туда руку и вытаскиваю уже неживого петуха.

Весна, конец апреля, глухариный ток в Пеновском р-не Калининской (ныне Тверской) области. Подхожу к азартно «поющему» глухарю, выжидаю немного, чтобы хорошо его рассмотреть (рассвет только начинался), как обычно вывожу мушку на кусочек светлеющего неба, перевожу ее на цель и жму на спуск.

После выстрела, вместо того чтобы упасть к ногам, глухарь улетел, очень громко хлопая крыльями и цепляясь в полете за ветки. Ситуация непривычная: во-первых, с таким шумом и треском глухари обычно не летают и, во-вторых, до этого случая на токах никогда не мазал. Надо пройти в направлении полета.

Метров через сто слышу впереди из-под выворотня доносятся какие-то хрипы. Отгибаю валежину и достаю тяжело дышащего глухаря. Секунд через 30 он окончательно затих. Опоздай я на эти секунды, и в сумерках его прошел бы, не заметив. Тем более глухарь был бы потерян, если бы не его подозрительный полет и не моя уверенность в том, что промаха не было.

Декабрь 2004 г. – совсем недавно. Возвращаемся втроем с охоты и решили проверить лесок вблизи своей деревни. Без «обрезки», вслепую, зная, что зайцы здесь иногда ложатся (несколько раз добывал именно у этой куртины кустов), решаем сделать небольшой загон буквально в ста метрах от оставленной машины.

Становлюсь на «номер» рядом с дорогой, по которой вывозят из сараев катушки с сеном. Передо мной небольшой куток кустов (соток 15), справа остатки разрушенной сушилки и бурьян (сейчас это типичная картина вблизи наших деревень). Пришлось обменяться несколькими словами с проходящим по дороге местным жителем на тему: «Откуда здесь быть зайцам?», на что отвечаю: «Так вот же старый след».

Заяц русак лежал под крайним кустом метрах в сорока от меня, все прекрасно слышал и, как только начался загон, «выскочил» не туда, где я его ожидал увидеть, а через бурьян и развалины сушилки. Я успел пустить в полуугон один заряд, заяц как будто споткнулся и скрылся из поля зрения за развалинами.

С двух сторон вместе с загонщиком выходим на гонный след, мощные, размашистые прыжки (в русаке оказалось почти 6 кг), и не единой кровинки на протяжении 100 м. Загонщик видел его на поле довольно далеко, и ход его был резвый. Вернувшись назад, я прошел «в пяту» до места, где легла дробь.

Заяц после выстрела на относительно ровном месте (сам оступиться он там не мог) грудью «проехал» немного по снегу, а дальнейший его бег описан выше. После этого в некотором расстройстве делаем еще два небольших загона в этом лесочке (около 50 га), безрезультатно.

Отпускаю ребят – брата и племянника – готовить обед (до дома 0,5 км), а сам возвращаюсь к машине. Завожу, выезжаю на бугор, с него хорошо видно поле, по которому ушел заяц. Хотя и не хочется (устал), но долг охотника обязывает, оставляю машину на бугре и решаю пройти по следу, чтобы убедиться, уйдет заяц через шоссе или нет (если нет, то ранен серьезно, и после обеда с ребятами можно добрать).

Сначала след был нормальный, размашистый, а потом, не выходя к шоссе, стал уходить влево, скорость уменьшилась и вскоре вообще пошел «пешком» (такого шага у зайцев не видел). Внимательно оглядываюсь, а он сидит неподалеку, на краю бурьяна, без движения. Подхожу, он уже почти холодный и там, где ткнулся носом в снег (сидел как кролик), была небольшая капля крови.

Похожий случай. Брат в загоне в густом ивняке на краю леса, я жду беляка. В стволе (ружье МЦ 21-12) дробь № 5, 36 г на 2,3 пороха «Сокол», мой любимый патрон по беляку. Вижу в просвете кустов, не торопясь (до загонщика еще довольно далеко, и гонит он не очень азартно), «катит» русак.

Читать еще:  Путь к успеху: с блесной на реке

Жду его в небольшой прогалине между кустов, и после выстрела вопреки ожиданию (до зайца было не более 35 м, и он должен был бит чисто) косой резко прыгает в сторону, бежит влево по дуге и через небольшие просветы в кустах вижу, что по опушке леса довольно медленно (а на снегу был твердый наст, держал даже человека) заяц ушел обратно в сторону загона. Выбегаю на опушку – в зоне видимости не валяется и на снегу ни кровинки.

Побежал навстречу загонщику, так как он по густым кустам шел «челноком» медленно, сказал ему, чтобы он сместился из кустов на опушку и через 5 минут без особого шума шел мне навстречу, сосредоточив внимание на возможном подранке. Сам же выбежал на то место, где заяц повернул обратно, и стал ждать.

Минут через 10 идет по опушке брат и несет зайца, который лежал на снегу метрах в 70 от меня, под ним было всего несколько капель крови. Не обрати я внимание на необычный бег зайца (уход в сторону загона и медленный бег крупного русака по насту после выстрела), трофей был бы потерян.

Весна, сижу в скрадке в мелиоративной канаве, передо мной лужа с чучелом кряквы и далее гусиные профили по озимому полю (тогда поля еще засевались). Идет большой табун гусей широким «фронтом» с несколькими клиньями, край этого «фронта» почти надо мной. Высоковато, но стреляю один раз в ведущего ближайшего клина, слышу четкий хлопок по крыльям, но падения цели не наблюдается.

От табуна отделяется клинышек с шестью гусями и разворачивается в обратную сторону. Наблюдаю за тем, что будет дальше. Улетали они, сбившись в кучу, отлетели примерно на 0,5 км, заметно снизились и на фоне дальнего леса и утренних сумерек пропали из вида. Вскоре с той стороны с набором высоты появляются гуси, проходят далеко от меня, но уже 5 штук. Похоже, из того табуна, надо будет проверить.

Пришло время заканчивать охоту, собрал профили, чучело кряквы, битого селезня и не поленился с этим грузом сделать «крюк» в нужном направлении. Походил «челноком» у предполагаемого места падения и среди кочек и «блинов», которые коровы оставили на пастбище с прошлой осени, нахожу распластавшегося белолобика.

В другой раз в том же скрадке. Вдали летит селезень, даю манком осадку (тогда наличие подсадной было необязательно), подворачивает шилохвостик, но на первом вираже не садится, стреляю влет, промах.

От неожиданности опешил (стрельбе ничего не мешало), поэтому вторым не стрельнул, а с досадой провожаю дальнейший полет. Когда селезень превратился почти в «точку», вижу, как она резко набирает высоту и тут же резко снижается. Направление запомнил точно, благо было уже светло и был хороший ориентир.

После сбора профилей пошел в направлении предполагаемого падения селезня. На прошлогодней стерне хорошо виден белый бок шилохвостика, уже бездыханного.

За многолетнюю охотничью практику таких случаев было немало, но и приведенных здесь достаточно, чтобы лишний раз подчеркнуть, что после, казалось бы, явного промаха надо внимательно проследить за дичью, за дальнейшим ее движением.

Это особенно важно, когда есть уверенность в верности выстрела или какое-то подтверждение, что попадание было. А последующий внимательный поиск даже при отсутствии собаки (я охочусь в основном без собаки) может быть вознагражден найденным трофеем.

В заключение хочу отметить следующее. Причинами таких «промахов» и уходов дичи (в особенности зайцев и лисиц) являются попадания зарядов в грудную клетку без поражения головы, позвоночника и конечностей. В этих случаях дичь продолжает двигаться, пока грудная клетка не заполняется кровью. Это подтверждалось неоднократно при разделке тушек.

Антиграбли — анализ ситуации и принятие решений

Если вы такой же человек как и я, вы уже успели наделать много глупостей из-за неумения анализировать ситуацию, делать выводы и учиться на ошибках, а так же вам часто сложно принимать решения в некоторых ситуациях…

Проблема не в том, что вы так же как и я не учились это делать, просто вам некому было научить как это делать. Мы привыкли реагировать на ситуации, которые внешне похожи на ситуации из прошлого, привычным образом. Но в жизни редко все повторяется, и привычка реагировать может сыграть с нами злую шутку. Совсем недавно я начал обнаружил достаточно простые инструменты для анализа и принятия решений, можно сказать, что они помогают развивать осознанность.

Анализ ситуации

После каждого нашего действия наша жизнь меняется в лучшую или худшую сторону, поэтому важно анализировать ситуацию и делать выводы. После каждого действия найдите время для того, чтобы задать себе четыре простых вопроса:

  1. Что случилось и почему это произошло именно таким образом?
  2. Что я думал и чувствовал в отношении случившегося?
  3. Чему я научился вследствие случившегося?
  4. Что я изменю (в поведении, отношении и т. д.) вследствие полученного мной опыта?

Таким образом, после каждого действия мы лучше понимаем ситуацию и вырабатываем стратегию на будущее. Есть еще второй вариант этой схему, с вопросами помогающими принять сложившуюся ситуацию.

В какой то момент понимаешь, что многие проблемы в жизни возникают от того, что человек просто не дружит с реальностью и живет в своих фантазиях. Чтобы подружиться с реальностью есть продвинутый алгоритм анализа ситуации:

  1. Что случилось и почему это произошло именно таким образом?
    — что я ожидал, как всё должно было произойти (мои фантазии);
    — как всё произошло на самом деле;
    — каковы были мои действия;
    — внешние факторы, которые повлияли на ситуацию.
  2. Что я думал и чувствовал в отношении случившегося?
  3. Чему я научился вследствие случившегося?
  4. Что я изменю (в поведении, отношении и т. д.) вследствие полученного мной опыта?

В любом случае, что бы ни произошло нужно научиться чему-то полезному и постараться извлечь максимум выгоды из любой ситуации, даже самой болезненной. Это помогает мыслить трезво и развивать уверенность.

Принятие решения

Нам тяжело принимать решения потому, что очень часто мы руководствуемся только эмоциями и чувствами, но это может привести к серьезным проблемам, так как мы поддались импульсу и не учли многие факторы, не взвесили все за и против, не получили общую картину. С этим ничего не поделаешь, нас часто посещают желания, которые хочется реализовать прямо сейчас, но можно этому противостоять. Вот простой рецепт для принятия решения:

  1. Понять зачем тебе воплощать эту идею, какую цель ты хочешь достичь.
  2. Определить плюсы и что ты получишь, отделить то что реально получить (зависит от меня), а что хотелось бы получить потенциально (зависит от многих неизвестных факторов).
  3. Определить минусы связанные с реализацией идеи.
  4. Определить, что нужно для реализации (предварительный план).
  5. Определить возможные проблемы, связанные с реализацией идеи.
  6. Определить альтернативные варианты и пути отступления.
  7. Как вариант, можно еще подумать кому это может быть выгодно (особенно если идею навязали).

Если решение принято против — просто забываем это желание (или откладываем до лучших времен), если принято решение за — составляем подробный план и переходим к его реализации. Cам факт необходимости составлять такой анализ может уберечь от множества потенциально глупых решений и действий. Не лишним будет прочитать статью по теме “8 типичных ошибок мыслительного процесса”.

Бывают ситуации когда в основе идеи лежит желание получить приключения и манит сама неизвестность, тогда такой подробный анализ может обломать весь кайф. А бывают ситуации, когда кто-то давит на вас и хочет чтобы вы приняли решение прямо сейчас, немедленно, и не дает время подумать. В таких случаях надо сразу посылать, это явный признак манипуляции…

Жизнь непредсказуема и невозможно проанализировать все, что происходит, и подстелить соломку где надо, но все же анализировать свои успешные и ошибочные действия стоит. Это помогает увидеть некоторые закономерности и сознать причины многих проблем. Удачи.

Этот материал является частью онлайн-курса ДИЗАЙН ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ

У тебя уже есть опыт в веб-дизайне и ты легко создаешь простые сайты, но хочешь двигаться дальше и стать крутым UX-дизайнером, который проводит исследования, составляет гипотезы, создает прототипы и проводит тестирование? Или ты хочешь систематизировать знания и построить дизайн-процесс внутри компании? Тогда этот курс для тебя!

Техника анализа жизненных ситуаций

В ходе работы над собой каждый из нас сталкивается с тем, что находит в себе множество разных невероятно интересных привычек, установок, программ, способов реагировать на различные ситуации. И, к сожалению, зачастую подобные автоматизмы или реакции оказываются негативными, разрушительными. Естественно, возникает вопрос, а что же с этим со всем делать. Ведь, по словам Сергея Бобыря, «человек должен слушать себя и не насиловать себя, но каждый день в чём-то становиться лучше – постоянно самосовершенствоваться, отвечая на вопрос “кто я?”, всё точнее реализовывать истинные потребности души а не навязанное извне» (см. полный текст). Эта статья вам в помощь чтобы перестать жить от своих автоматизмов и начать жить от себя.

Накричал, например, начальник на работе. Ни за что, подлец, обидел порядочного человека. Ну, неприятно же, обидно. И так почти каждый день. Если обиженный начинает подумывать о духовном развитии и прочих не совсем видимых и измеряемых вещах, то однажды ему в голову приходит мысль, что те эмоции, которые он испытывает, деструктивны, и в результате ежедневного посещения рабочего места и общения с начальником, день резюмировать можно одним словом – «плохо». Постоянное «плохо», «надоело», и очень хочется понять, почему оно так и где выход из этого замкнутого круга.

Таких примеров можно приводить тысячи, но общий принцип, лежащий в основе многих наших проблем – это привычка мыслить (и, как следствие, действовать) определенным образом (словам «негативно» и «позитивно» нас никто не учит), привычка испытывать определенные эмоции и т. д. и т.п.

Отдельная тема для разговора – как выявить такие схемы и автоматизмы. Наиболее упрощенный и общий вариант – это самонаблюдение. Если потратить хотя бы один день на то, чтобы внимательно его прожить, то даже за этот короткий срок можно увидеть, как много однотипных мыслей, действий и реакций мы производим. И уже с этим можно работать.

Например: «Сегодня я проявил больше осознанности и понял, что очень злюсь, когда попадаю в пробку или в очередь, а потом вспомнил, что всегда так реагирую на пробки и очереди; а неулыбчивые хамоватые кассирши просто выводят меня из себя».

Если таким образом выявить что-либо не удается, применять предлагаемый метод можно в любой ситуации, которая вызывает дискомфорт применительно к конкретному событию (например, друг опоздал на встречу и вы из-за этого поссорились).

Читать еще:  Карась поздней осени

Ну а теперь, переходим к тому, что же с этим делать. Методика очень проста – берем листок бумаги и пишем, или мысленно задаем себе вопросы и отвечаем на них. Как показывает многочисленный опыт, отвечая на ряд обычных вопросов, мы можем увидеть корни проблемы и найти оптимальные способы ее решения.

Первый этап. Слушаем себя.

Шаг 1. «Актуализация».
Воспроизвести мысленно ситуацию с которой работаем, представить себя в ней (воспроизвести ситуацию, в которой начинает проявляться какая-то схема, привычка реагировать). Увидеть себя в ситуации, почувствовать себя в ней.

Шаг 2. Описать свои ощущения и переживания.
Вопросы, которые следует задать себе на данном этапе:

  • Что я чувствую?
  • Какие эмоции испытываю?
  • Какие мысли возникают у меня по этому поводу?
  • Что чувствует мое тело, есть ли в нем и где находятся какие-то зажимы, боль, дискомфорт?

Шаг 3. Отслеживаем свое поведение.
Вопросы:

  • Как я реагирую в ситуации?
  • Что мне хочется сделать, сказать?

Шаг 4. Отслеживаем способ проживания ситуации.
Вопросы:

  • Как я переживаю ситуацию?
  • Что я чувствую по мере ее развития?
  • Как долго я испытываю и подпитываю те эмоции и ощущения, которые испытываю и как часто к ним возвращаюсь?

Шаг 5. Акцентируем внимание на привычках, схемах, автоматических реакциях и т. д.
Вопросы:

  • Как я действую в ситуации?
  • Есть ли у меня какие-то неосознанные реакции и привычки, которые «выстреливают» в ответ еще до того, как я успею подумать?

Шаг 6. Принятие и выявление мотивов.
Вопросы:

  • Насколько я способен увидеть истинную ситуацию, которая направлена на воспитание личности?
  • Почему это произошло со мной?
  • Почему я так реагирую?
  • Может быть то неприятное, что я чувствую есть следствие того, что я это как-то провоцирую?
  • Что является причиной того, что так происходит?
  • Почему меня это не устраивает?
  • Что в данном случае является для меня воспитательной процедурой, чему меня это учит?
  • Какая цель стоит за ситуацией (моим способом действовать)?

Шаг 7. Итоговая оценка.
Вопрос:

  • Насколько я могу (исходя из понимания ситуации) правильно действовать?

Второй этап. Оценка качества взаимоотношений.

Шаг 1. И снова актуализация.

Шаг 2. Смотрим глазами самого близкого и любимого человека.
Вопрос:

  • Как посмотрел бы на это человек, которого я люблю или мнение которого для меня очень значимо?

Шаг 3. Смотрим глазами близких людей и оцениваем предполагаемые реакции других людей (знакомых и незнакомых).
Вопросы:

  • Как я переживаю отношения близких к ситуации?
  • Как поступают другие люди в этой ситуации?

Шаг 4. Оцениваем то, насколько значимо для нас мнение общества и окружающих и степень его влияния на нас и наши действия.
Вопросы:

  • Насколько сильно меня волнует оценка других данной ситуации, моего поведения?
  • Как и насколько глубоко я переживаю зависимость от оценки других этой ситуации?

Шаг 5. Находим то, что мешает адекватному восприятию.
Вопросы:

  • Способен ли я пережить ситуацию адекватно или во мне действуют страхи и комплексы?
  • Чего я боюсь?
  • Из-за чего комплексую?

Шаг 6. Искренность по отношению к себе.
Вопрос:

  • Оправдываю ли я себя в ситуации или открыто признаю свои ошибки, принимаю их и готов исправить?

Шаг 7. Оценка зависимости от страхов, комплексов, мнения других людей применительно к осуществлению конкретных шагов по изменению ситуации.
Вопрос:

  • Могу ли я правильно выбрать поведение, независимо от страхов и комплексов, мнений других людей и действовать согласно своему внутреннему стремлению?

Третий этап. Наблюдаем за собой.

Шаг 1. Актуализация.

Шаг 2. Четыре «почему».
Вопросы:

  • Почему эта ситуация происходит?
  • Почему эта ситуация происходит со мной?
  • Почему эта ситуация происходит сейчас?
  • Почему эта ситуация происходит здесь?

Шаг 3. Оценка причин своего поведения.
Вопросы:

  • Почему я именно так веду себя в этой ситуации?
  • Вижу ли я внешние причины ситуации?
  • Различаю ли я невидимые внутренние причины (неочевидные) как подводящие к ситуации?
  • Каков мотив моего чувства, действия и мысли в этой ситуации?
  • Чего я добиваюсь?
  • Может быть, мне чего-то не хватает или наоборот чего-то слишком много?

Шаг 4. Последствия ситуации.
Вопросы:

  • Каких действий, мыслей, изменений требует от меня ситуация?

Шаг 5. И снова мотивация.
Вопросы:

  • Каков мотив, которым я себя оправдываю, жалею?
  • Каков истинный мотив – «голос совести», который хочет изменить мое поведение?
  • Какой урок я выношу, исходя из ситуации?

Четвертый этап. Совершенствование личных позитивных качеств и гармонизация.

Шаг 1. Актуализация.

Шаг 2. Выявление активных качеств, черт характера.
Вопрос:

  • Как я проявляю себя как личность в данной ситуации (активность, безразличие, интерес и т.д.)?

Шаг 3. Самооценка.
Вопросы:

  • Каким я вижу себя в ситуации?
  • Каким я кажусь себе в ситуации?

Шаг 4. Принимаем себя.
Вопросы:

  • Каков я на самом деле, без прикрас, самолюбования, возвышения себя?

Шаг 5. Анализ качеств, черт характера применительно к ситуации
Вопросы:

  • Какие положительные качества я проявляю в этой ситуации?
  • Какие негативные качества я проявляю в этой ситуации?
  • Каких качеств не хватает, чтобы разрешилась ситуация благополучно?
  • Какие негативные качества проявляются из подсознания неожиданно для себя?

Шаг 6. Отслеживаем мотивацию.
Вопросы:

  • Почему я таков, каков я есть в данной ситуации?
  • Зачем я это делаю?

Шаг 7. Ставим цель.
Вопросы:

  • Каким я вижу себя, когда представляю, что достиг более высокого уровня, избавился от того, что беспокоит?
  • Каким я хочу быть в этой ситуации? (Как я себя поведу в данных обстоятельствах, будучи более гармоничным?)
  • Желаю ли я работать над собой?
  • Что нужно, чтобы стать лучше?
  • Какие я хотел бы совершить поступки, реализовать мысли?

Пятый этап. Взгляд сверху.

Рассматриваем ситуацию и её решение с точки зрения:

  • блага всех в нее включенных людей
  • своей семьи, друзей, близких
  • с точки зрения общества
  • с точки зрения команды, школы
  • с точки зрения страны, мира
  • с точки зрения бога.

Как анализировать ситуации? Правильно ориентируемся в жизни.

5 вредных привычек, которые тянут вниз и как с ними бороться.

Как анализировать ситуацию в жизни и воспринимать её такой какая она есть.

Как анализировать ситуации?» Если вы задаете себе эти вопросы, то статья поможет вам разобраться. Почему в моей жизни происходит это, а не что-то другое?

Иногда хочется остановиться и посмотреть на свою жизнь со стороны. Когда это происходит, то мы можем быть удивлены, что многое не замечали и не знали о себе. Погрузившись в дела, мы перестаем чувствовать свои истинные желания. Почти у всех молодых людей жизнь проходит «в бегах» – учеба, работа, дела… Если вы нашли время для себя – это замечательно.

Как анализировать ситуации?Анализ ситуаций

Простая, но действенная помощь. Это своего рода ключи к пониманию себя и своей жизни:

Внешнее аналогично внутреннему.

Внешнее всегда до мелочей отражает наше внутреннее. Когда вы смотрите на мир, людей, происходящие процессы – вы смотрите не на реальность, а на то, что находится внутри вас. Вы не видите по-другому, не можете взглянуть на вещи иначе, потому что смотрите через свои процессы. Испытываете страдания, потому что такова ваша реакция на что-то, радость – точно так же.

В вас присутствует то, что вам не нравится в других

Этот факт хочется оспаривать и отрицать, но мы вам предлагаем другое – поработайте над собой, избавьтесь в себе от того, что вам не нравится в других людях. Никто не хочет соглашаться с тем, что он лжец или предатель. Однако, если человек это в ком-то рьяно осуждает, то скорее всего сам способен на обман и предательство.

Понаблюдайте за тем, что происходит вокруг и внутри вас.

Тренируйтесь чаще. Это поможет вам изменить восприятие. А это, в свою очередь, развитие. Приведем пример. Девочка всегда обходила одно место в саду, потому что в нем был похоронен ее любимый кот. Каждый раз девочка всячески избегла это место, потому что оно ассоциировалось у нее с болью. Девочке просто стоило понять, что это место само по себе не несет боли, а она его так воспринимает из-за своих печальных воспоминаний.

Избегаете чего-то? За этим скрыты страх и боль.

Социафоб избегает общества, молодой человек, у которого был печальный опыт отношений с девушками, избегает общество девушек, женщина из-за своей фобии собак всячески сторонится их. Понаблюдайте, чего избегаете вы. Взглянуть страху в глаза – это шаг к развитию и осознанности. Не избегайте, а пойдите навстречу своему страху.

Думайте только о том, чего вы хотите, верьте в исполнение желаемого.

Многие люди начинают думать перед сном о трагедиях, которые могут произойти в их жизни, болезнях, неудачах… представляют жизнь, которой жить бы они не хотели. Начните верить в то, что ваше желание исполнится, и вы достойны получить то, что желаете. Думайте о приятном и светлом. Негативные мысли не принесут вам ничего хорошего.

Присутствуйте при своих словах и действиях.

Многие люди не отдают себе отчет в том, что делают и говорят. Научитесь включать разум, осознанность. Не говорите прошлыми обидами или воспоминаниями, смотрите на реальную ситуацию. Конечно сложно поверить в слова лжеца, опыт нам говорит, что перед нами лжец. Но подождите и успокойтесь… оцените ситуацию как бы со стороны. Может быть сейчас вам не врут? Да и в любой лжи есть доля правды, ее только нужно увидеть.

Совершая что-либо анализируйте происходящее.

Почему вы это говорите, делаете? Мы что-то делаем и говорим на автомате, от этого следует избавляться. Вам кажутся вполне знакомыми ваши слова и действия, но может быть этот цикл стоит прекратить? Ведь подобная цикличность мешает развиваться. Анализируйте сказанное и сделанное собой. Вы обнаружите в себе то, чего раньше не замечали.

Ситуации притягиваются нашими мыслями и блоками.

Ситуация. Молодая девушка мечтает о любви, но боится вступать в отношения и открываться молодым людям. Она страдает, плачет… Как же она найдет свою любовь, если у нее стоит блок на отношения, страх? Получается противоречивая ситуация, которая будет повторяться, пока юная девушка не снимет свой блок, либо не перестанет мечтать о любви.

На этом ключи не закончились, но они послужат толчком в вашем развитии. Начните с этого. Очень важно понимать свои поступки и мысли, анализировать, учиться осознанности. Когда вы перестанете спать, то мир перед вашими глазами заиграет совершенно другими красками.

Анализ ситуации: варианты, особенности проведения, этапы и результаты анализа

Руководители нередко вынуждены принимать решения не в соответствии с имеющимся планом, а исходя из сложившейся ситуации. Такое случается по разным причинам. Главная задача менеджера – провести анализ ситуации, разработать и принять наиболее оптимальный вариант действий в решении возникших проблем.

Что это такое

Анализ ситуации – это способ обработки информации, при котором сначала ее делят на части, а потом внимательно изучают каждый элемент по отдельности, чтобы найти проблему и решить ее. Например, прибыль предприятия может уменьшиться из-за роста издержек либо из-за снижения объема выручки, роста дебиторской задолженности и прочих факторов. Для того чтобы определить, какой фактор повлиял на изменение размера прибыли, необходимо изучить эти факторы.

Читать еще:  Сколько раз платить?

Только после того, как будет выявлена причина, лицо, принимающее решение (ЛПР), сможет разработать план действий и решить проблему. Для того чтобы провести анализ ситуации, уполномоченный человек собирает команду специалистов, которые сводят данные и проводят аналитические процедуры, каждый в своей области знаний и навыков.

Кто проводит анализ

Анализ конкретных ситуации проводит не один человек, а несколько групп. Руководит ими менеджер или лицо, принимающее решение (ЛПР). В состав команды входят:

  • Эксперты первого уровня. Они занимаются сбором и обработкой первичной информации.
  • Эксперты второго уровня. Изучают отчеты и разрабатывают идеи решения проблемы.
  • Аналитическая группа. Изучает идеи, которые разработали эксперты второго уровня, и выбирает наиболее реалистичные, с их точки зрения, варианты развития событий. Аналитики разрабатывают стратегии работы предприятия и способы решения проблем.
  • Лицо, принимающее решение, выбирает из предложенных вариантов стратегии развития ту, которая, по его мнению, более всего подходит для решения проблем в сложившейся ситуации. За это он несет полную ответственность.

Позволить себе провести крупномасштабную работу с использованием нескольких групп специалистов может только крупная компания. В большинстве случаев руководитель фирмы проводит анализ ситуации с привлечением одной группы – специалистов отделов. Работу второй группы и аналитиков выполняют люди, входящие в руководство компании, бухгалтеры, маркетологи, инженеры. Они собираются на служебное совещание, обсуждают ситуацию и ищут решение проблем.

Порядок проведения

Анализ начинается с выявления отклонения показателей работы фирмы от плановых. Например, в отчетном квартале было выявлено снижение выручки на 30 %, и руководитель не может объяснить причины такого уровня падения. В таком случае он должен собрать группу экспертов и изучить ситуацию. Процесс состоит из следующих этапов анализа ситуации:

  1. Выявление отклонения показателей – определение проблемы.
  2. Организация группы экспертов руководителем.
  3. Закрепление за каждым экспертом участка для работы.
  4. Сбор информации по отделам.
  5. Обработка экспертами полученной информации с применением ими своих специализированных знаний и навыков.
  6. Подготовка специалистами отчетов о проделанной работе.
  7. Изучение этих отчетов руководителем, обсуждение на общем собрании содержания отчетов.
  8. Разработка вариантов решения проблемы и применение одного или нескольких на практике.

Подготовка к отчету и его презентация

Руководители всегда заняты работой, поэтому на чтение длинных пространных отчетов у них нет времени. Это говорит о том, что информация в отчете должна быть подана кратко, емко и желательно в наглядном и удобном виде. Лучше, если вместо сотен исписанных страниц и столбцов цифр отчет будет содержать графики, диаграммы, результаты расчетов и мнение эксперта, проводившего анализ в той или иной области. Естественно, что в отчете должны указываться источники информации и наиболее важные показатели, которые, по мнению эксперта, стали причиной отклонения в работе компании. Поэтому технологию анализа проблемных ситуаций следует отработать до того, как такая ситуация возникнет. На предприятии должны быть компьютеры со специальным ПО для решения подобных задач.

Презентация каждого отчета не должна занимать более 15 минут, чтобы изучение и обсуждение результатов анализа ситуации не затянулись на несколько дней. Отчеты должны основываться на фактах, а информация — быть актуальной на момент их подготовки и презентации.

Что руководитель делает с полученной информацией

Получить результаты анализа ситуации в форме отчета – это только половина дела. Дальше эту информацию должен изучить и проанализировать руководитель компании. И тут многое зависит от его знаний и опыта. При этом под опытом подразумевается не только его личный, но и то, насколько хорошо он знает о том, как подобные ситуации решались на других предприятиях. Обычно менеджер, прежде чем принять окончательное решение, проводит совещание с другими руководителями и экспертами, в том числе с теми, кто занимался анализом ситуации на местах и готовил отчеты.

Какие виды ситуаций бывают

Проблемные ситуации бывают стандартными и нестандартными. Для решения стандартных задач менеджеры применяют методы анализа ситуации по аналогии. То есть они сравнивают имеющиеся у них данные по другим предприятиям с теми, которые были получены в результате исследования их компании. Если ситуации схожи, то используют те же способы решения проблемы.

В случае если ситуация нестандартная, применяют методы анализа конкретных ситуаций. Для этого используют различные компьютерные программы для моделирования возможных вариантов развития, проводят расчеты, изучают динамику и пр. Для этого руководитель может задействовать специальные компьютерные программы моделирования на основе введенных данных. Например, Project Expert используют не только для разработки бизнес-планов, но также для прогнозирования работы действующих предприятий.

Проблему можно решить и без помощи компьютерных программ, однако это затруднит и без того сложные расчеты. К тому же экспертам, чтобы подготовить отчет, нужно будет чертить графики и диаграммы. Это займет много времени. Руководитель может не использовать специальное ПО, но только в том случае, когда моделирование на компьютере нецелесообразно. Например, в случае форс-мажорных обстоятельств, если действовать надо быстро и решение не зависит от прошлого положения дел или динамики. При этом количества и качества поступающей информации недостаточно, чтобы построить модель на компьютере.

Мозговой штурм как метод поиска решения

В сложных ситуациях, когда от руководителя требуется неординарное решение сложной задачи, он может прибегнуть к помощи такого метода анализа конкретной ситуации – собрать всех экспертов, руководителей отделов и устроить «мозговой штурм». Суть этого метода состоит в том, что каждый участник совещания высказывает свое мнение о возможной причине возникновения проблемы и способе ее решения. Право высказать свое мнение и идеи дается каждому, при этом никто из участников не должен по правилам саркастически относиться к мнению другого.

Естественно, что обсуждение проблемы должно происходить в рамках делового этикета и записываться. Однако решение принимает все равно руководитель или лицо, назначенное для этого. В результате «мозгового штурма» менеджер получит сразу несколько ценных идей. Такой анализ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Основные плюсы – это скорость и большое число вариантов, минус – такой анализ ситуации не всегда отражает реальное положение дел и нередко страдает от недостатка объективности.

Проблемы моделирования развития событий

Основная проблема технологии анализа конкретных ситуаций заключается в том, что экспертам приходится работать с большими объемами информации, по причине чего могут возникать ошибки. Большие объемы данных, которые необходимо переработать в короткие сроки, также составляют проблему моделирования развития событий. Либо анализ займет значительно больше времени и результат потеряет актуальность, либо из-за ограниченного объема информации итоги анализа получатся с высокой долей искажения. В результате модель может оказаться в лучшем случае неэффективной, в худшем – привести к банкротству.

На эффективность анализа влияют три основных фактора. Это квалификация эксперта, объем информации, которую он может обработать, и время, имеющееся в распоряжении на проведение анализа ситуации.

SWOT-анализ

SWOT-анализ — это изучение и оценка сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей для развития и угроз, с которыми оно сталкивается или может столкнуться. Ниже представлена матрица для проведения SWOT-анализа.

В верхней левой ячейке указываются сильные стороны и возможности, которые есть у компании и которые был выявлены в ходе мониторинга и на первом этапе анализа ситуации. Примером может быть такая ситуация, когда стало известно, что по производству некоторой продукции компания имеет монопольное положение на рынке, а за счет определенной технологии, которая у нее есть, она может выпускать ее еще дешевле. Анализ поможет выявить, что это за продукция, до того как на рынке появятся конкуренты.

В верхней правой ячейке указываются сильные стороны и угрозы. Например, на некоторые базовые товары фирмы, с которых она получает наибольшую прибыль, появилось несколько конкурентных фирм, выпускающих аналогичную продукцию и продающих ее дешевле.

В нижней левой ячейке приводятся недостатки и возможности предприятия. Например, несмотря на высокую себестоимость, товар, выпускаемый компанией, пользуется спросом.

В нижней правой ячейке указываются недостатки и угрозы. Первыми могут быть высокая себестоимость выпускаемой продукции или ее низкое качество, а в качестве угроз – действия конкурентов или платежеспособность потребителей. Как выглядит SWOT-анализ, можно увидеть в таблице выше.

Преимущество SWOT-анализа при проведении анализа и оценки ситуации заключается в том, что он дает возможность оценить не только внутренние, но и внешние факторы, которые могут быть даже существеннее внутренних.

Факторный анализ

Факторный анализ – это такой метод анализа ситуации, который подразумевает проведение расчетов на основании данных о работе предприятия и построении многофакторной модели текущего состояния и дальнейшего развития предприятия. Обычно такой метод используют при оценке финансового состояния компании. Рассчитываются такие показатели, как ликвидность, рентабельность, финансовая прочность и вероятность банкротства.

Кейс-анализ

Это метод анализа, когда после ознакомления с отчетами о текущем состоянии предприятия участники собрания разделяются на группы и расходятся для группового обсуждения полученной информации. После этого они собираются вновь, и каждая группа выносит на всеобщее обсуждение свои идеи.

Средний размер группы от трех до семи человек. Они могут высказать свои идеи как на общем собрании, так и передать непосредственно лицу, которое должно принять решение. В кейс-анализ входит описание проблемы, ее сравнение с похожими случаями и решение. То есть группы должны рассказать, как они видят ситуацию, на что она им кажется похожей и какие шаги надо предпринять для решения возникшей проблемы.

Оценка полученных результатов

После проведения разработанных в результате анализа ситуации мероприятий возникает необходимость оценки этих результатов, то есть повторного анализа. Только в этом случае проверяют не состояние предприятия, а эффект после того, как решения были реализованы на практике. Для этого используют метод сравнения того, что было до и после внесения изменений.

Роль анализа в работе компании

Без регулярного анализа ситуации физически невозможно нормальное развитие предприятия. Руководитель всегда должен быть в курсе происходящего и иметь возможность определить не только состояние фирмы, но и то, каковы перспективы ее развития. Он помогает не только узнать о том, какие имеются недостатки в работе предприятия, но и определить внешние угрозы и возможности для повышения его конкурентоспособности и развития. При этом сделать это нужно быстро и при минимальных расходах. Оперативное проведение анализа дает возможность сохранить предприятию финансовую устойчивость, определить имеющиеся недостатки в работе и найти резервы для их устранения. В дальнейшем руководитель сможет использовать те преимущества, которые дают ему полученные в результате работы опыт и знания.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2017/07/20/192405-popal-ili-net-analiziruem-situatsii.html
http://medium.com/ux-clan-flow/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-41ca02c54397
http://vseedino.ru/tekhnika-analiza-zhiznennykh-situacijj/
http://prozhivi.ru/samorozvitie/kak-analizirovat-situacii-pravilno-orientiruemsya-v-zhizni
http://fb.ru/article/443666/analiz-situatsii-variantyi-osobennosti-provedeniya-etapyi-i-rezultatyi-analiza

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector