2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подготовка маломерных судов к зимней стоянке

Подготовка малых судов к зимнему хранению

Навигация закончена — наступила осень. Не следует, однако, спешить домой к телевизору: есть еще дела у воды, нужно хорошенько подготовить к зимовке ваше плавательное средство, будь то яхта, катер, небольшая лодка или даже надувнушка. К тому же, хорошему судовладельцу и зимой отыщется работа, чтобы весной пораньше оказаться на воде. В этой статье нам и хотелось бы напомнить основные правила и рекомендации по подготовке плавсредств и зиме, а также дать несколько полезных советов.

Прежде всего перед подъемом на берег судно следует разоружить, то есть сиять с него все, что снимается.

Выбирая на берегу место для стоянки, деревянное судно неплохо расположить носом на юго-юго-запад, чтобы весной солнце одинаково нагревало оба борта и дерево высыхало более или менее равномерно.

Устанавливать лодку или катер в помещении нужно на деревянные подкладки, кильблоки или сани.

На открытом воздухе можно соорудить козлы или стойки, врытые в землю. Расстояние от земли должно быть не менее полуметра — это облегчит ремонтные и профилактические работы. Легкие лодки следует ставить днищем вверх.

Если нет возможности поместить судно в закрытое помещение, желательно сделать над ним навес для защиты от дождя и снега. В крайнем случае можно укрыть лодку или катер чехлом из брезента или другой плотной ткани.

Деревянные суда

Установив лодку на зиму, следует ее хорошенько вымыть начиная с подводной части. Водоросли, слизь — ободрать жесткой щеткой, прочный слой раку-шеи — мелким песком В районе ватерлинии корпус надо промыть бензином или керосином, чтобы снять следы масла, которое, что греха таить, нередко появляется еще на поверхности воды. Надводный борт рекомендуется промыть мыльной водой, после чего насухо вытереть ветошью, обдирая одновременно отстающую краску и очищая лазы от вылезшей конопатни.

Открывшееся при очистке дерево после сушки желательно проолифить.

В корпусах деревянных судов, которые эксплуатируются в морских условиях, может появиться древоточец. Если им поражены небольшие участки, их нужно очистить, открыв ходы древоточцев, и три-четыре раза пропитать 10—15 %-ным горячим (60—80°С) раствором медного купороса или 10—15 %-ным раствором противообрастающей краски в ацетоне или уайт-спирите После сушки в течение одних-двух суток обработанные участки покрывают грунтовкой на олифе.

Если во время сезона на деревянных частях появлялась плесень, то эти места следует промыть слабым раствором хлорной извести или другого отбеливателя, применяемого в домашнем хозяйстве (100 г отбеливателя на 5 л воды). Такой же раствор годится и для дезинфекции емкостей для воды: залейте его в емкость на сутки после чего тщательно ее промойте.

Металлические суда

Их так же необходимо хорошо вымыть, после чего стальные — очистить железной щеткой от ржавчины, а дюралевые — от пятен окислов. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки. Если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.

Стеклопластиковые суда

Нужно тщательно вычистить, вымыть и обезжирить уайт-спиритом. Поврежденные покрытия желательно на зиму отремонтировать и окрасить.

Пузырение и расслаивание стеклопластика может быть вызвано явлением осмоса, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву, причем, в основном, в мореной воде. Первые признаки осмоса — это мелкие пузырьки в районе ватерлинии. Если вы нашли нечто подобное на вашем судне, сирой-те несколько пузырьков: наличие внутри жидкости, пахнущей уксусом, будет свидетельствовать о том, что на корпусе происходят осмотические явления.

Если пузырьки невелики и их сравнительно немного, то справиться с такими повреждениями нетрудно. Для этого необходимо вскрыть все пузырьки, промыть ацетоном и дать просохнуть в течение, как минимум, недели. Затем нужно окрасить поврежденные места краской на эпоксидной основе и заполнить отверстия эпоксидной смолой с наполнителем, после чего покрыть весь корпус споем эпоксидной краски. Если же осмос затронул большую площадь обшивки, то местным ремонтом не обойтись: в этом случае следует снять декоративный спой на всей поврежденной поверхности, обработать ее шкуркой и окрасить заново эпоксидной смолой с введенным в нее пигментом.

Надувные лодки

После окончания сезона лодку нужно очистить мягкой щеткой от песка, водорослей и грязи. Особенно важно удалить песок, скопившийся между надувными бортами и днищем. Масляные пятна удаляют теплой водой с мылом с помощью губки. Применять для этой цепи бензин и другие органические растворители нельзя. Вымытую лодку следует просушить в слегка наполненном состоянии, лучше всего в тени на ветру. Чтобы хорошо просохла лента, соединяющая борта и днище, воздух необходимо спустить и вывернуть днище наружу. Воду или конденсат, оказавшиеся внутри бортов, нужно удалить, а лодку в течение некоторого времени просушить с вывернутыми клапанами. Перед свертыванием как внутренние, так и наружные поверхности неплохо пересыпать тальком.

Хранить лодку лучше в развернутом виде и немного надутую. Если она будет храниться в чехле, то складывать ее нужно как можно свободнее, так как в местах резких перегибов могут появиться трещины. Неплохо примерно раз в три месяца переукладывать лодку, обращая внимание на то, чтобы новые сгибы не совпадали со старыми. При этом рекомендуется вентилировать внутреннюю поверхность оболочки, два-три раза надув и спустив камеры. Шланг меха надо хранить расправленным, не допуская его перегибов.

Хранить лодку следует в сухом помещении с температурой воздуха от 0 до 25°С и с относительной влажностью 30—80% на расстоянии не менее метра от нагревательных приборов.

Внутренние помещения

Все помещения на каютных катерах и яхтах, прежде чем закрывать судно чехлом, необходимо хорошо проветрить.

Неприятный запах можно удалить с помощью раствора питьевой соды — чайная ложна на пол-литра воды. Этим раствором следует протереть поверхности и дать просохнуть.

На зиму желательно обеспечить вентиляцию внутренних помещений судна: убрать слани, открыть рундуки, шкафы, люки, двери и т. п. Если есть такая возможность, неплохо входные двери и крышки люков оставить приоткрытыми, подложив под них клинья.

Уплотнительную резину на люках, пробках и т. п. рекомендуется промазать густым раствором мела. Металлические детали (подвески, защелки и т. д.) необходимо очистить от ржавчины и грязи и смазать тавотом или другой смазкой, к примеру, автоконсервантом. Детали с резьбой (талрепы, задрайки) нужно развинтить, очистить от ржавчины, смазать смесью тавота с графитовым порошком и собрать.

Для удаления из внутренних помещений лишней влаги хорошо развесить в них матерчатые мешочки с порошком хлористого кальция, который обладает высокой гигроскопичностью.

Двигатели

Любые двигатели, как стационарные, так и подвесные, требуют зимней консервации.

Если у вас на судне стоит стационарный двигатель, то прежде всего, установив натер на зимнюю стоянку, следует спустить воду из двигателя, холодильника и других систем. При этом необходимо разъединить трубопровод и шланги, соединяющие агрегаты с насосом водяного охлаждения, и отогнуть их так, чтобы разъем оказался в низшей точке. Это нужно для стока остатков воды и возможного конденсата. Если в системе есть участок, из которого свободный сток невозможен, то в самой низшей его точке следует устроит спускную пробку.

Затем нужно насухо протереть стенки моторного отсека, включая подволок, и запустить двигатель на средних оборотах. Дав ему поработать две-три минуты, пока не пойдет пар из зарубашечного пространства, следует после этого перекрыть горючее и позволить двигателю выработать горючее из карбюратора до остановки.

Когда двигатель остынет и станет чуть теплым, протрите его сухой ветошью, укройте чехлом и еще раз вытрите конденсат с внутренних поверхностей моторного отсека. И, наконец, закройте кингстон поставьте деревянную заглушку в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы. Плотно закройте люк в моторный отсей, предварительно повесив в него мешочки с порошком хлористого кальция.

Паруса

Все паруса следует хранить чистыми, сухими, не измятыми. Небольшие (до 12 м 2 ) паруса стирают мылом и щёткой в ванне с горячей водой. Большие паруса расстилают на чистом цементном попу и моют мыльной одой с помощью швабры, после чего споласкивают.

Участки, пораженные плесенью, отскребают, затем погружают часа на два в раствор хлорной извести, после чего стирают и полощут. Грязные и масляные пятна удаляются с помощью трихлорэтилена. Частицы металлической пыли, которые могут присутствовать в масляных пятнах, а также ржавчину удаляют слабым теплым раствором соляной кислоты (2 части концентрированной кислоты на 100 ч. воды), затем эти места застирывают и прополаскивают. Пятна от лака выводят с помощью трихлорэтилена, после чего обрабатывают их смесью ацетона с амилацетатом (в равных пропорциях).

Читать еще:  В Татарстане утвердили список дичи, на которую запрещено охотиться в этом году

О том, хорошо ли высох парус и можно ли его убирать, судят, как правило, по влажности лат-кармана. При уборке латы оставлять в карманах не следует.

Складывают паруса следующим образом. Грот нужно сложить гармошкой, так чтобы пинии сгибов были параллельны нижней шкаторине, затем скатать в рулон от передней шкаторины к шкотовому углу. При этом необходимо следить, чтобы сгибы не приходились все время на одно и то же место. Вертикальных перегибов следует избегать по возможности больше, чем горизонтальных.

Стакселя следует складывать так, чтобы пинии сгиба были перпендикулярны передней шкаторине, после чего скатать в рулон от галсового угла и шкотовому.

Мачты — следует на зиму снять и разоружить, освободив их от всех съемных деталей. Хранить мачты необходимо в горизонтальном положении, причем чем больше будет подпорок, тем лучше — мачта не прогнется.

Полую металлическую мачту необходимо вымыть снаружи и изнутри водой, высушить и покрыть слоем парафиновой смазки.

Такелаж — как стоячий, так и бегучий, нужно промыть, высушить и тщательно осмотреть: нет ли на нем лопнувших прядей, погнутых шпилек и других неисправных или заржавевших деталей.

Стальные тросы необходимо на зиму смазать.

Все тросы рекомендуется свернуть в бухты и подвесить на крюки в рундуке, снабдив каждый ярлычком, чтобы облегчить процесс вооружения яхты весной.

Аккумуляторные батареи — следует хранить в сухом теплом помещении, причем щелочные — разряженными, а кислотные — полностью заряженными.

Стекла кают (из оргстекла) — необходимо промыть, но не органическими растворителями — в крайнем случае бензином с помощью мягкой тряпки.

На зиму стекла можно законсервировать клеевой пленной, которая готовится из следующих компонентов (в весовых частях): казеиновый клей в порошке — 100, глицерин дистиллированный — 40, вода — 200. Клей всыпать в воду, перемешивая в течение 30—40 мин при комнатной температуре до получения однородной массы, затем добавить глицерин. Нанести смесь щеткой в течение 3—4 часов после приготовления. Снять пленку можно мягкой тряпкой, смоченной в бензине.

И в заключение еще один совет: убирая ваше плавсредство на зиму, тщательно осмотрите его и составьте нечто вроде дефектной ведомости — список того, что надо починить и отремонтировать. Многое из этого вы сможете сделать до весны. Счастливой зимовки!

Подготовка маломерных судов к зимней стоянке

Прежде всего перед подъемом на берег судно следует разоружить, то есть снять с него все, что снимается. Лодку или катер обычно рекомендуется устанавливать на зимние квартиры в специальном помещении, поместив их на деревянные подкладки, кильблоки или сани.

Прежде всего перед подъемом на берег судно следует разоружить, то есть снять с него все, что снимается. Лодку или катер обычно рекомендуется устанавливать на зимние квартиры в специальном помещении, поместив их на деревянные подкладки, кильблоки или сани.

Открытие навигации неуклонно близится и на водных пространствах нашей страны вскоре замелькают различные катера, лодки, яхточки и другие плавательные средства. И в наилучшем положении среди счастливых обладателей этих корабликов окажется тот, кто своевременно и правильно подготовил свое маломерное судно к длительной зимней стоянке. Поэтому, может и несколько на будущее, в этой статье мы дадим несколько полезных советов по подготовке плавсредств к зиме.

Прежде всего перед подъемом на берег судно следует разоружить, то есть снять с него все, что снимается. Лодку или катер обычно рекомендуется устанавливать на зимние квартиры в специальном помещении, поместив их на деревянные подкладки, кильблоки или сани. На открытом воздухе можно соорудить козлы или стойки, врытые в землю. Расстояние от земли должно быть не менее полуметра — это облегчит ремонтные и профилактические работы. Легкие лодки следует ставить днищем вверх.

Если нет возможности поместить судно в закрытое помещение, желательно сделать над ним навес для защиты от дождя и снега. В крайнем случае можно укрыть лодку или катер чехлом из брезента или другой плотной ткани.

Корпуса металлических судов прежде всего необходимо хорошенько вымыть, после чего алюминиевые корпуса очистить от пятен окислов, а стальные — железной щеткой от ржавчины. Открытый металл хорошо бы покрыть на зиму слоем грунтовки, а если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.

Стеклопластиковые суда перед постановкой на зимний период также нужно тщательно вычистить, вымыть и ещё и обезжирить уайт-спиритом. Поврежденные покрытия желательно на зиму отремонтировать и окрасить. Обратите внимание на такое явление, как пузырение и расслаивание стеклопластика. Оно может быть вызвано явлением осмоса, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву, причем, в основном, в морской воде.

Все внутренние помещения на катерах или яхтах, (например, таких, как каютный катер Корвет 600 ), прежде чем закрывать судно чехлом, необходимо хорошо проветрить. Сохранившийся неприятный запах можно удалить с помощью раствора питьевой соды — чайная ложка на пол-литра воды. Этим раствором следует протереть поверхности и дать им просохнуть. Также желательно обеспечить на зиму вентиляцию внутренних помещений судна: убрать елани, открыть рундуки, шкафы, люки, двери и т. п. Если есть такая возможность, неплохо входные двери и крышки люков оставить приоткрытыми, подложив под них клинья.

Уплотнительную резину на люках, пробках и т. п. можно промазать густым раствором мела. Металлические детали (подвески, защелки и т. д.) необходимо очистить от ржавчины и грязи и смазать тавотом или другой смазкой, к примеру, автоконсервантом. Детали с резьбой (талрепы, задрайки) нужно развинтить, очистить от ржавчины, смазать смесью тавота с графитовым порошком и собрать. Для удаления из внутренних помещений лишней влаги хорошо развесить в них матерчатые мешочки с порошком хлористого кальция, который обладает высокой гигроскопичностью.

Стекла кают (из оргстекла) необходимо промыть, но не органическими растворителями — в крайнем случае бензином с помощью мягкой тряпки. Кроме того, на зиму стекла можно законсервировать клеевой пленкой, которая готовится из следующих компонентов (в весовых частях): казеиновый клей в порошке —100, глицерин дистиллированный —40, вода —200. Клей всыпать в воду, перемешивая в течение 30—40 мин при комнатной температуре до получения однородной массы, затем добавить глицерин. Нанести смесь щеткой в течение 3—4 часов после приготовления. Снять пленку можно мягкой тряпкой, смоченной в бензине.

А в заключение нашей статьи примите еще один совет, который с полным правом можно отнести и к малышам и к гигантам водномоторного семейства: убирая ваше плавсредство на зиму, тщательно осмотрите его и составьте нечто вроде ведомости дефектов, состоящей из того, что надо починить и исправить. Многое из этого вы сможете сделать до наступления традиционных весенних хлопот.

И последнее – мы старались собрать для вас надежные и проверенные методы подготовки вашего маломерного судна к условиям длительной зимней стоянки. Тем не менее, поскольку технологии изготовления и применения новых материалов, узлов и механизмов никогда не стоят на месте, перед воплощением в жизнь каких-либо рекомендаций мы всегда советуем дополнительно проконсультироваться с изготовителем вашего катера , лодки или яхты.

Готовим лодку к зимовке. Советы опытных судовладельцев

Маломерные суда нужно правильно подготовить к зимовке, чтобы избежать их преждевременного старения и порчи. От этого зависит безопасность при эксплуатации маломерного судна в следующий навигационный период. О том, как это сделать на судах различного типа, можно прочитать ниже.

По завершению навигационного периода необходимо провести тщательное обслуживание и консервацию маломерных судов, определить их на зимнее хранение и безопасный отстой. Подвесные лодочные моторы, оборудование, предметы снабжения консервируются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

Уже сейчас владельцы маломерных судов должны подумать о подготовке своего маломерного судна к длительной зимней стоянке. Проделав несложные процедуры, можно значительно увеличить сохранность и срок службы своего водного транспортного средства. Можно, конечно, и оставить все «как есть» — надеясь, что лодка как-нибудь сама «перезимует», но не стоит тогда удивляться, когда потом неожиданно и самое главное не вовремя появятся неисправности, отказы техники.

Готовя лодку к зиме, в первую очередь, необходимо поднять ее из воды – на берег. Хранение маломерных судов на воде в зимнее время запрещается. Перед подъемом судно следует разоружить — снять с него все, что только можно снять – слить горючее и воду, снять спасательные средства, весла, ремонтную аптечку, подвесной мотор, сидения, топливные баки и т.д. Обязательному демонтажу подлежат элементы электрической системы — аккумуляторные батареи и радионавигационное оборудование. После подъема судна следует транспортировать лодку к месту зимней стоянки. Наилучшее место для хранения судна — в закрытом сухом и проветриваемом помещении. Если нет помещения, то следует сделать невысокий навес для защиты судна от дождя и снега. Если невозможно соорудить и навес, то, в крайнем случае, можно укрыть свою лодку или катер плотной тканью, например, брезентом, таким образом, чтобы ткань могла выдержать порывы ветра, защитить корпус от дождя и снега, а также не копить воду. При этом чтобы не образовывался конденсат следует предусмотреть вентиляционные каналы в брезенте. Расположить маломерное судно лучше всего на расстоянии от земли не менее полуметра-метра, поместив его на деревянные козлы или стойки, что позволит удобно произвести осмотр корпуса судна, его днища, произвести необходимые ремонтные и профилактические работы. Снятое с лодки оборудование и снабжение необходимо осмотреть, провести инвентаризацию и дефектацию, ремонт и консервацию в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Изношенные детали и узлы необходимо заменить в зимний период. При хранении судна следует обеспечить правила пожарной безопасности.

Читать еще:  Печки для палатки

Каждое маломерное судно требует правильного ухода и хранения.

За деревянной лодкой нужен тщательный уход. Ставить лодку на зиму следует на деревянные прокладки, чтобы лодка не соприкасалась с землей, иначе дерево будет гнить и заведутся насекомые, что приведет к ее разрушению. После подъема лодку необходимо хорошенько вымыть, начиная с подводной части. Песок смыть, водоросли, ракушки и чешую ободрать жесткой щеткой (мелким песком). В районе ватерлинии корпус можно промыть бензином или керосином, чтобы снять следы масла. Надводный борт рекомендуется промыть мыльной водой, после чего насухо вытереть, обдирая одновременно отстающую краску. Прогнившие части следует заменить на новые. Небольшие, как следы от гвоздей, отверстия — это норы самого страшного врага дерева, личинки древоточца. В этом случае следует вскрыть ходы и пропитать проблемные участки разогретым 10—15% раствором медного купороса.

Все щели и углы и открывшееся при очистке дерево после сушки необходимо обработать олифой в несколько слоев. Когда лодка просохнет, можно будет ее покрасить. Если во время сезона на деревянных частях появлялась плесень, то эти места следует промыть слабым раствором хлорки или любого другого отбеливателя, применяемого в домашнем хозяйстве.

Внутренние помещения необходимо вымыть и хорошо проветрить перед тем, как установить судно на зимовку. Входные двери и крышки люков по возможности оставить приоткрытыми для вентиляции помещения.

Надувная резиновая (ПВХ) лодка

Перед тем как убрать резиновую лодку на хранение ее необходимо подготовить – подкачать баллоны, очистить от песка, водорослей, чешуи, масляных пятен и вымыть мыльным раствором. Для помывки необходимо использовать прохладную воду. Перед тем как мыть лодку не забудьте закрыть все воздушные клапаны. В противном случае внутрь баллонов попадет вода. Вымытую лодку необходимо хорошо просушить в надутом состоянии и затем проверить, как она просохла, особенно места сгибов между бортами и днищем. За несколько месяцев лежания даже небольшая влажность может обернуться загниванием прорезиненной ткани. Одновременно с этим необходимо внимательно осмотреть лодку на предмет повреждений — царапин, порезов, потертостей и т.д. Все поврежденные участки можно пометить маркером, а после того как лодка просохнет – наклеить заплатки.

Хранить резиновую лодку лучше в развёрнутом виде и слегка надутую в сухом, теплом помещении. Наилучшее место для хранения резиновой лодки – квартира. В гараже оптимально будет подвесить лодку на стропах к потолку или стропилам и хранить до весны, приспустив баллоны. Такой способ хранения обезопасит вашу лодку от грызунов и снизит дополнительные хлопоты весной. При хранении в гараже рекомендуется лодку также обработать средством от грызунов. Если места для хранения мало, то лодку, предварительно спустив весь воздух, можно аккуратно свернуть без резких перегибов и уложить в чехол, предварительно обсыпав ее поверхности тальком. В этом случае, два-три раза в течении зимы рекомендуется разложить и снова собрать лодку.

Металлические катера и лодки

Металлическую лодку необходимо тщательно вымыть, после чего стальные корпуса очистить железной щеткой от ржавчины, а дюралевые — от пятен окислов. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки. Если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.

Внутренние помещения маломерных судов необходимо помыть и хорошо проветрить. На зимнее хранение необходимо обеспечить их нормальную вентиляцию для этого входные двери и крышки люков по возможности оставить приоткрытыми. Для удаления из внутренних помещений лишней влаги можно развесить в них матерчатые мешочки с порошком хлористого кальция, который обладает высокой гигроскопичностью.

Уплотнительную резину на люках, пробках и т. п. можно промазать густым раствором мела. Металлические детали необходимо очистить от ржавчины и грязи. Детали с резьбой (талрепы, задрайки) нужно развинтить, очистить от ржавчины, смазать и собрать.

Стеклопластиковые лодки необходимо вычистить, вымыть водой. Нельзя для очистки поверхности судна использовать щетки и скребки. Обычно это делают с помощью специального оборудования способного создавать большое избыточное давление. Поврежденные покрытия желательно на зиму отремонтировать и окрасить. Важно не допускать замерзания воды на поверхности лодки, что может оказать на нее разрушительное воздействие. Неблагоприятное воздействие на судно из стеклопластика оказывают и прямые солнечные лучи и пыль. Для защиты его от этих факторов применяется чехол.

Пузырение и расслаивание стеклопластика может быть вызвано явлением осмоса, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву. Первые признаки осмоса — это мелкие пузырьки в районе ватерлинии. Если пузырьки невелики и их сравнительно немного, то их необходимо вскрыть, промыть ацетоном и дать просохнуть в течение недели. Затем нужно окрасить поврежденные места краской на эпоксидной основе и заполнить отверстия эпоксидной смолой с наполнителем, после чего покрыть весь корпус слоем эпоксидной краски.

Если же осмос затронул большую площадь обшивки, то местным ремонтом не обойтись. В этом случае следует снять декоративный слой на всей поврежденной поверхности, обработать ее шкуркой и окрасить заново эпоксидной смолой с введенным в нее пигментом.

Если осмос не «лечить», то корпус со временем может стать настолько мягким, что его промнут кильблоки.

Внутренние помещения необходимо вымыть и хорошо проветрить перед тем, как установить судно на зимовку. Входные двери и крышки люков по возможности оставить приоткрытыми, для вентиляции помещения. Для удаления из внутренних помещений лишней влаги хорошо развесить в них матерчатые мешочки с порошком хлористого кальция, который обладает высокой гигроскопичностью.

Объединённая пресс-служба Главного управления МЧС России по РТ и МЧС Республики Татарстан

Как подготовить лодку к зиме

Судовладельцам: как правильно подготовить лодки к зимней стоянке

В Новосибирской области на реке Обь завершилась пассажирская навигация, сообщается на сайте Правительства Новосибирской области. С появлением на водоемах первого льда закрывается навигация и для маломерных судов. Сотрудники МЧС России рассказали, как правильно подготовить катера к зимней стоянке.

Уже сейчас, осенью, туманы, холодная погода и низкая температура воды в бассейнах рек и озер очень затрудняют и делают опасным судовождение.

Перед подъемом на берег судно следует разоружить, то есть снять с него все, что снимается. Лодку или катер обычно рекомендуется устанавливать на зимние квартиры в специальном помещении, поместив их на деревянные подкладки, кильблоки или сани. На открытом воздухе можно соорудить козлы или стойки, врытые в землю. Расстояние от земли должно быть не менее полуметра — это облегчит ремонтные и профилактические работы. Легкие лодки следует ставить днищем вверх.

Если нет возможности поместить судно в закрытое помещение, рекомендуется сделать над ним навес — это защитит от дождя и снега. В крайнем случае, можно укрыть лодку или катер чехлом из брезента или другой плотной ткани.

Корпус металлических судов необходимо хорошо вымыть, после чего алюминиевый корпус очистить от пятен окислов, а стальной — железной щеткой от ржавчины. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки, а если позволяет погода, сделать это и со всем корпусом.

Стеклопластиковые суда перед постановкой на зимний период также нужно тщательно вычистить. Поврежденные покрытия лучше на зиму отремонтировать и окрасить. Обратите внимание на такое явление, как пузырение и расслаивание стеклопластика. Оно может быть вызвано явлением осмоса, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву. Прежде чем приступать к ремонтным работам, следует дополнительно проконсультироваться с изготовителем вашего катера, лодки или яхты.

Читать еще:  Снегоход: что нужно знать до и после покупки

Все внутренние помещения на катерах или яхтах перед тем, как закрывать судно чехлом, необходимо проветрить. Также желательно обеспечить на зиму вентиляцию внутренних помещений судна: убрать слани, открыть рундуки, шкафы, люки и двери. Если есть такая возможность, неплохо входные двери и крышки люков оставить приоткрытыми, подложив под них клинья.

Убирая ваше плавсредство на зиму, тщательно осмотрите его и составьте нечто вроде ведомости дефектов, состоящей из того, что надо починить и исправить. Многое из этого вы сможете сделать до наступления традиционных весенних хлопот.

Подготовка маломерных судов к зимней стоянке

До закрытия навигации для маломерных судов остается немного времени.
Уже сейчас владельцы маломерных судов должны подумать о подготовке своего маломерного судна к длительной зимней стоянке. Проделав несложные процедуры, можно значительно увеличить сохранность и срок службы своего водного транспортного средства. Можно, конечно, и оставить все «как есть» — надеясь, что лодка как-нибудь сама «перезимует», но не стоит тогда удивляться, когда потом неожиданно и самое главное не вовремя появятся неисправности, отказы техники.

Готовя лодку к зиме, в первую очередь, необходимо поднять ее из воды – на берег. Хранение маломерных судов на воде в зимнее время запрещается. Перед подъемом судно следует разоружить — снять с него все, что только можно снять – слить горючее и воду, снять спасательные средства, весла, ремонтную аптечку, подвесной мотор, сидения, топливные баки и т.д. Обязательному демонтажу подлежат элементы электрической системы — аккумуляторные батареи и радионавигационное оборудование. После подъема судна следует транспортировать лодку к месту зимней стоянки. Наилучшее место для хранения судна — в закрытом сухом и проветриваемом помещении. Если нет помещения, то следует сделать невысокий навес для защиты судна от дождя и снега. Если невозможно соорудить и навес, то, в крайнем случае, можно укрыть свою лодку или катер плотной тканью, например, брезентом, таким образом, чтобы ткань могла выдержать порывы ветра, защитить корпус от дождя и снега, а также не копить воду. При этом чтобы не образовывался конденсат следует предусмотреть вентиляционные каналы в брезенте. Расположить маломерное судно лучше всего на расстоянии от земли не менее полуметра-метра, поместив его на деревянные козлы или стойки, что позволит удобно произвести осмотр корпуса судна, его днища, произвести необходимые ремонтные и профилактические работы. Снятое с лодки оборудование и снабжение необходимо осмотреть, провести инвентаризацию и дефектацию, ремонт и консервацию в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Изношенные детали и узлы необходимо заменить в зимний период. При хранении судна следует обеспечить правила пожарной безопасности.
Каждое маломерное судно требует правильного ухода и хранения.

Деревянная лодка
За деревянной лодкой нужен тщательный уход. Ставить лодку на зиму следует на деревянные прокладки, чтобы лодка не соприкасалась с землей, иначе дерево будет гнить и заведутся насекомые, что приведет к ее разрушению. После подъема лодку необходимо хорошенько вымыть, начиная с подводной части. Песок смыть, водоросли, ракушки и чешую ободрать жесткой щеткой (мелким песком). В районе ватерлинии корпус можно промыть бензином или керосином, чтобы снять следы масла. Надводный борт рекомендуется промыть мыльной водой, после чего насухо вытереть, обдирая одновременно отстающую краску. Прогнившие части следует заменить на новые. Небольшие, как следы от гвоздей, отверстия — это норы самого страшного врага дерева, личинки древоточца. В этом случае следует вскрыть ходы и пропитать проблемные участки разогретым 10—15% раствором медного купороса.
Все щели и углы и открывшееся при очистке дерево после сушки необходимо обработать олифой в несколько слоев. Когда лодка просохнет, можно будет ее покрасить. Если во время сезона на деревянных частях появлялась плесень, то эти места следует промыть слабым раствором хлорки или любого другого отбеливателя, применяемого в домашнем хозяйстве.
Внутренние помещения необходимо вымыть и хорошо проветрить перед тем, как установить судно на зимовку. Входные двери и крышки люков по возможности оставить приоткрытыми для вентиляции помещения.

Надувная резиновая лодка

Перед тем как убрать резиновую лодку на хранение ее необходимо подготовить – подкачать баллоны, очистить от песка, водорослей, чешуи, масляных пятен и вымыть мыльным раствором. Для помывки необходимо использовать прохладную воду. Перед тем как мыть лодку не забудьте закрыть все воздушные клапаны. В противном случае внутрь баллонов попадет вода. Вымытую лодку необходимо хорошо просушить в надутом состоянии и затем проверить, как она просохла, особенно места сгибов между бортами и днищем. За несколько месяцев лежания даже небольшая влажность может обернуться загниванием прорезиненной ткани. Одновременно с этим необходимо внимательно осмотреть лодку на предмет повреждений — царапин, порезов, потертостей и т.д. Все поврежденные участки можно пометить маркером, а после того как лодка просохнет – наклеить заплатки.
Хранить резиновую лодку лучше в развёрнутом виде и слегка надутую в сухом, теплом помещении. Наилучшее место для хранения резиновой лодки – квартира. В гараже оптимально будет подвесить лодку на стропах к потолку или стропилам и хранить до весны, приспустив баллоны. Такой способ хранения обезопасит вашу лодку от грызунов и снизит дополнительные хлопоты весной. При хранении в гараже рекомендуется лодку также обработать средством от грызунов. Если места для хранения мало, то лодку, предварительно спустив весь воздух, можно аккуратно свернуть без резких перегибов и уложить в чехол, предварительно обсыпав ее поверхности тальком. В этом случае, два-три раза в течении зимы рекомендуется разложить и снова собрать лодку.

Металлические катера и лодки

Металлическую лодку необходимо тщательно вымыть, после чего стальные корпуса очистить железной щеткой от ржавчины, а дюралевые — от пятен окислов. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки. Если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.
Внутренние помещения маломерных судов необходимо помыть и хорошо проветрить. На зимнее хранение необходимо обеспечить их нормальную вентиляцию для этого входные двери и крышки люков по возможности оставить приоткрытыми. Для удаления из внутренних помещений лишней влаги можно развесить в них матерчатые мешочки с порошком хлористого кальция, который обладает высокой гигроскопичностью.
Уплотнительную резину на люках, пробках и т. п. можно промазать густым раствором мела. Металлические детали необходимо очистить от ржавчины и грязи. Детали с резьбой (талрепы, задрайки) нужно развинтить, очистить от ржавчины, смазать и собрать.

Стеклопластиковые лодки
Стеклопластиковые лодки необходимо вычистить, вымыть водой. Нельзя для очистки поверхности судна использовать щетки и скребки. Обычно это делают с помощью специального оборудования способного создавать большое избыточное давление. Поврежденные покрытия желательно на зиму отремонтировать и окрасить. Важно не допускать замерзания воды на поверхности лодки, что может оказать на нее разрушительное воздействие. Неблагоприятное воздействие на судно из стеклопластика оказывают и прямые солнечные лучи и пыль. Для защиты его от этих факторов применяется чехол.
Пузырение и расслаивание стеклопластика может быть вызвано явлением осмоса, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву. Первые признаки осмоса — это мелкие пузырьки в районе ватерлинии. Если пузырьки невелики и их сравнительно немного, то их необходимо вскрыть, промыть ацетоном и дать просохнуть в течение недели. Затем нужно окрасить поврежденные места краской на эпоксидной основе и заполнить отверстия эпоксидной смолой с наполнителем, после чего покрыть весь корпус слоем эпоксидной краски.
Если же осмос затронул большую площадь обшивки, то местным ремонтом не обойтись. В этом случае следует снять декоративный слой на всей поврежденной поверхности, обработать ее шкуркой и окрасить заново эпоксидной смолой с введенным в нее пигментом.
Если осмос не «лечить», то корпус со временем может стать настолько мягким, что его промнут кильблоки
Внутренние помещения необходимо вымыть и хорошо проветрить перед тем, как установить судно на зимовку. Входные двери и крышки люков по возможности оставить приоткрытыми, для вентиляции помещения. Для удаления из внутренних помещений лишней влаги хорошо развесить в них матерчатые мешочки с порошком хлористого кальция, который обладает высокой гигроскопичностью.

Илл. Александр Борисов, «Река Териберка и треско-промысловые шняки»

Источники:

http://www.barque.ru/advice/1987/preparation_small_boats_for_winter_storage
http://www.ohotniki.ru/transport/boats/article/2011/11/21/633885-podgotovka-malomernyih-sudov-k-zimney-stoyanke-.html
http://mchs.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1315837.htm
http://tvoi54.ru/posts/104-kak-podgotovit-lodku-k-zime.html
http://arh112.ru/novosti/6063-podgotovka-malomernykh-sudov-k-osenne-zimnemu-periodu

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector