8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему ноябрь пегий?

Лесные шорохи. С вопросами и ответами для почемучек (16 стр.)

Почему у птиц нормальная температура 44 °C?

По сравнению с человеком птицы имеют более высокий уровень обмена веществ. Все процессы жизнедеятельности, в том числе и пищеварения, у них протекают быстрее. По этой причине выше и температура тела – до 44 °C у мелких птиц. У крупных птиц, таких, как кондоры, беркуты или альбатросы, она не превышает 40–41 °C. Высокий уровень обмена веществ необходим птицам, поскольку полёт требует больших энергетических затрат.

Пегий – что это за цвет?

Пегим называют сочетание чёрного, белого и серого цветов. Есть выражение: «Ноябрь на пегой кобыле ездит». Имеется в виду, что выпавший снег ещё не полностью покрывает землю. Поля и леса становятся пегими – чёрно-серо-белыми.

То дряблая оттепель, то упругий мороз.

Серо и сыро, пусто и глухо.

Полузима – полуосень, полудень – полувечер.

Робко напутали, напетляли по снегу птицы и звери.

А человек прошагал – как расписался.

Чётко и твёрдо – как чёрным по белому.

Почему ноябрь пегий?

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:

– Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!

Почему куропатка говорила, что у неё ножки слабые?

Серая куропатка зимой не питается берёзовыми и ольховыми серёжками или хвоей, столь привлекательной для тетеревов, рябчиков и глухарей. Корм она собирает внизу, на «выдувах» (где ветром выдуло снег) или на обочинах дорог. Копаться лапками в мёрзлом грунте им не по силам. Поэтому серые куропатки часто кормятся возле соломенных скирд, посещают деревенские сараи с сеном. Основная пища куропатки – зёрна и семена трав.

Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.

– Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад.

– Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

– Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Почему говорят, что волка ноги кормят?

В осеннем и зимнем лесу волка действительно кормят ноги. Волчья стая активно рыщет по лесным чащам в поисках добычи – диких кабанов, оленей и лосей. Чтобы преследовать резвую добычу, требуются ой какие выносливые ноги! Вот почему ноги у волка – настоящие кормильцы.

Туча заколыхалась – остановилась.

А из лесу крик и вой.

– Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.

– Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.

Ни зима, ни осень!

Курорт «Со с у л ъ к а»

Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:

– Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

Почему рябина так дорога северным птицам?

Рябина – основной осенний и зимний корм для кочующих свиристелей. Когда птицы склёвывают все запасы ягод на одном участке леса, они перемещаются в другой. Направление кочёвки всегда выдерживается: с севера – на юг.

И слышит вдруг голос:

– Это смотря на какой зимовке, Сорока!

– На какой, на какой – на обыкновенной!

– Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я – Сова белая, они – Свиристель и Снегирь и они – Пуночка и белая Куропатка.

– Что-то я вас не пойму толком! – удивляется Сорока. – Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег – и у нас снег, у вас мороз – и у нас мороз. Тоже мне курорт – одно горе.

Но Свиристель не согласен:

– Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное – это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая Куропатка не согласна:

– Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь – чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

– В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

Почему ноябрь пегий?

Именно так называлась сказка Николая Сладкова из моего далекого детства. В этой сказке одни лесные жители просили снеговую тучу поскорее укрыть землю белым одеялом, в то время как интересы других были прямо противоположными.

Ноябрь и в самом деле отличается погодой непредсказуемой: то дождь зарядит на несколько дней, то мороз со снегом – зима, да и только! А то солнышко пригреет, будто «бабье лето» вернулось.

Для охотника ноябрь – один из самых интересных месяцев. Во-первых, не закончилась охота на пролетную утку. Правда, так любимые работающими охотниками «вечерки» заканчиваются все больше впустую. Не совершает в это время утка регулярных перелетов с полей на водоемы и обратно. Однако в утренние часы велики шансы поднять с болота стаю в пятьдесят и более голов. Был случай, когда во время охоты на зайцев мы решили заглянуть в полевое болотце, где не раз удавалось выпугнуть длинноухого. Каково же было наше удивление, когда из-за камыша с ужасным грохотом и шумом поднялась партия отборных крякашей, ну никак не меньше семидесяти штук. Мы-то считали, что воды здесь и в помине нет, а осенние дожди сыграли с нами такую шутку. В общем, удачно зашли!

Когда под натиском ночных заморозков пустеют замерзшие луговые болотца, с большим успехом можно попытать удачу на мелких речушках. Вода здесь замерзает гораздо позже, а утка, как известно, морозов не боится – лишь бы вода была. Неоднократно нашей команде случалось поднимать уток различных пород с речушек и ручьев, как при целенаправленной охоте на птичье племя, так и во время охоты на зайцев.

Ноябрь – самое время для охоты с чучелами из укрытия. В нашей местности такую охоту практикуют немногие – уж больно хлопотно. Но если в распоряжении охотника имеется лодка, два-три десятка резиновых или пластмассовых уток, да еще терпение для приготовления надежного укрытия – все затраты могут с лихвой окупиться глубоким удовлетворением от наблюдения за осенней природой, от метких выстрелов по налетевшей стае чернетей или свиязей, от налитых янтарным жиром деликатесных продуктов такой охоты. В это время стаи пролетной утки держатся на больших реках и крупных водохранилищах, где вода замерзает гораздо позднее. Охота из засидки с чучелами подразумевает длительное нахождение в укрытии, поэтому, кроме запаса терпения, потребуется теплая одежда и обувь. Совершенно не лишним будет термос с горячим чаем и пара бутербродов.

Большинство гусиных стай уже покинуло центральные регионы России. Но тем не менее встреча с ними еще вполне вероятна.
Осень текущего года оказалась весьма щедрой на встречи с этой великолепной птицей для охотничьей братии Рязанщины. Многие из моих знакомых могут похвастаться добычей двух-трех белолобых и гуменников. До последних чисел октября косяки от десятка до нескольких сотен голов регулярно перелетали с убранных кукурузных полей на луговые болота. Повезло тем, кто, располагая временем и желанием для того, чтобы отследить маршруты перелетов, не ленился ездить на охоту по нескольку дней кряду. Но и здесь, как в сказке: «Кому пироги да пышки, а кому синяки да шишки». Здесь и «посаженные» в грязь машины и досадные промахи, когда «чуть шапку не снесли», и «простреленные» спины от долгого сидения на холодной земле.

Читать еще:  Повадки окуня в середине зимы

Мне вспоминается совершенно невероятный эпизод из наших охотничьих ноябрей. Зима установилась довольно рано, мы охотились на полях с расчетом распутать очередной заячий следок.

– Смотри-ка! – окликнул меня Сашка. – А что это за птицы сидят?
Я потянулся к биноклю, хотя и так никаких сомнений не оставалось – гуси!

Стая белолобых гусей сидела на засыпанном снегом кукурузном поле совершенно спокойно, метрах в пятистах от нас. Подобраться скрытно возможности не было, и мы просто продолжили свой путь, правда, разойдясь и приближаясь к стае по касательной с разных сторон. Гуси прекрасно нас видели, и надежды на успех не было никакой. Однако когда до них оставалось около сотни метров, сердце мое забилось учащенно.

– Да ну! Здоровая стая. Если бы один, тогда – да (может подранок?). А так – нет. Никогда!

А до гусей девяносто метров – сидят! Восемьдесят – сидят. Нас разделяло метров семьдесят, когда стая молча одновременно взмахнула крыльями. Я вскинул ИЖ-58 и послал ей вслед заряды «двойки» и «нулевки». Далеко, конечно, но это был мой день – один из гусей отделился от стаи и замертво упал на снег. Единственная дробина попала в шею, и моя фотография в белом халате на белом кукурузном поле с прекрасных гусем в руках навсегда украсила охотничий альбом.

Ноябрь – самое время охоты с гончей на зайца. Так оно и было в прежние времена, когда русака хватало в полях и лугах. А уж беляка в лесу было просто немерено. Сейчас картина несколько поменялась – количество русака снизилось до минимума, не выдержав единоборства с могучей армадой «снегоходчиков». В минувшие годы среди браконьеров пользовалась большой популярностью «охота» на озимях из-под фар. Сейчас озимые стоят неперечеркнутые вдоль и поперек следами ночных стрелков – бензин дорог, а зайца нет! Выжить удается особям, жмущимся вплотную к населенным пунктам и непролазным зарослям защитных насаждений железных дорог.
Минувшим мартом на пути от дороги до реки, с рыбацким ящиком на плече, до последнего наблюдал следы русака на ужасных кручах старого карьера и древнего укрепления и рядом следы снегохода. Я не знаю, чем закончился этот «поединок», но искренне желал (прости меня, Господи!), чтобы этот наездник сломал свою технику (или еще что-нибудь!).
С беляком дело обстоит не лучше. Здесь и объяснять ничего не надо – свиньи! Поэтому об охоте в лесу на какого-то зайца и речи нет. Да и не может пойти на пользу популяции зайца-беляка такое соседство, когда количество кабана на порядки превышает количество зайца!

Я помню другие времена, когда вдвоем с другом, из-под его неторопливой русской пегой, практически на территории одного болота площадью 2-3 гектара, удавалось взять четырех беляков. Причем зайцы здесь оставались и после охоты. И в следующие приезды мы снова наслаждались чудной музыкой гона в снежном ноябрьском лесу. А рядом бригада охотников на лося. Здоровенный бык проходил от нас в пяти метрах! Но мы охотились на зайца и не жаждали чужой добычи!
При отсутствии снега весьма интересна охота на беляка «в узерку». Ведь в самом деле белоснежная «шубка» зайца прекрасно видна в рыжем осеннем лесу. Правда, здесь непременным условием успеха является наличие достаточного количества беляка.

Здесь же можно встретить разленившегося позднего вальдшнепа! Который никак не хочет мириться с неизбежностью дальнего перелета. Случаи бывали, но достаточно редко.
Конечно же, и на лисицу в ноябре охота уже открыта. И гончатникам остается возможность насладиться голосом своих любимцев по красному зверю. Молодые лисята в период чернотропа ходят под гоном совсем близко от собаки. Только увлекаться такой охотой сейчас не следовало бы. В ноябре мех лисицы еще далек от совершенства, и снятая шкурка будет синего цвета изнутри.

Сейчас снова входят в моду изделия из меха лисы, спрос на них достаточно высок. Хотя цена на сырье остается «ниже нижнего» уровня. И все-таки, хотя добыть лисицу сейчас гораздо проще, я бы всем посоветовал дождаться декабря, когда качество меха будет совсем другим.

Пересказ сказки Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий” в подготовительной к школе группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Цель: учить, пересказывать текст художественного произведения при помощи пространственной модели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Пересказ сказки Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”

в подготовительной к школе группе

  1. Развивать умение детей самостоятельно строить и использовать пространственную модель при пересказе художественного произведения.
  2. У чить, пересказывать текст художественного произведения при помощи пространственной модели.
  3. Закреплять умение использовать условные символы для обозначения предмета.
  4. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения о природе, а также умение выразительно передавать диалоги персонажей сказки.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Материал: картина “Поздняя осень” П.Г.Пишванова; картины перелета птиц, погодных явлений.

На столах у детей – листы бумаги (кадры), карандаши.

Организационный момент. Дети в кругу.

Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись,

и друг другу улыбнулись!

Дети, послушайте стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Про какое время года это стихотворение?

Ребята, приглашаю вас присесть за столы. Посмотрите на картины, вывешенные на доске и ответьте мне на вопросы:

  • Какие приметы осени изображены на картинах? (Изменился цвет листьев, идут холодные, мелкие дожди, переходящие в снег, птицы улетели, животные готовятся к зиме).
  • Назовите осенние месяцы?
  • Как вы думаете, какой месяц запечатлён на картине?

Сегодня мы вспомним сказку писателя Н. Сладкова “Почему ноябрь пегий”, она о том, как птицы и звери готовятся к приходу зимы.

Сегодня, мы будем пересказывать эту сказку. А чтобы лучше запомнить её содержание мы сделаем небольшой мультфильм. Наш мультфильм будет состоять из нескольких кадров, частей. Чтобы их выделить, мы снова прочитаем сказку и разделим на главы. Каждая глава содержит законченный эпизод. Все эпизоды выобозначите на специальной кинематографической ленте, и у нас получится мультфильм по сказке.

— Я буду читать сказку, а вы будете отделять хлопками одну смысловую часть текста от другой, т.е. разделите на главы, будем давать названия главам и к каждой главе сделаем рисунок. Персонажей сказки вы замещаете условными заместителями. Это будут геометрические фигуры.

Давайте ещё раз вспомним героев сказки (перечислили). Посмотрите на геометрические фигуры, которые лежат перед вами и подумайте, какая из них больше подойдет для замещения того или иного героя

Сказка Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”

Читаю, останавливаясь там, где заканчивается каждая логическая часть сказки, обсуждаем название глав, даю детям возможность выложить геометрические фигуры на своих листах.

  • Сейчас, ребята, кто может, скажет, сколько глав в нашей сказке? Как называется каждая из них?
  • Их пять (дети проверяют свои рисунки). Кто, ребята готов озвучить первый кадр нашего мультфильма и начать пересказ художественного произведения? (Дети выходят к доске и по главе,кадру пересказывают произведение, заслушиваются 5 детей, даю краткую оценку каждому рассказу ребенка).
  • А кто сможет пересказать сказку Н.Сладковаот начала и до конца, целиком.
Читать еще:  Ротан не хуже карася…

(Приглашаю 1-2 детей для пересказа, дети внимательно слушают, дают оценку прослушанному тексту, педагог обобщает ответы).

  • Ребята, вы научились планировать пересказ сказки и передавать содержание с помощью модели.
  • А дома расскажите сказку Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий” родителям, используйте свой план-конспект на листе бумаги.

Сказка Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполох!

Увидал тучу заяц-беляк да как заверещит:

— Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу все нет да нет! Того и гляди охотники высмотрят!

Услыхала туча зайца и двинулась в лес.

— Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

— Давай вперед, нечего пятиться! – заворчал медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и морозов укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

— Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча то вперед, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

— Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.

— Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!

Туча то вперед, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля черная.

Ни зима, ни осень!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с новой сказкой, обучение пересказу прослушанного текста, развитие связной речи.

музыкальная постановка по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» .

Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : .

Цель: обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина, создать эмоционально — положительное настроение у детей.Задачи:1. Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, выз.

Конспект занятия по развитию речи Пересказ рассказа Сутеева В.Г. «Чей это гриб?»по опорным картинкам.

Не секрет: интерес к книге, к чтению с каждым годом снижаются. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей запасов литературных художественных впечатлений, при.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Мария Ермакова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Цель: Ознакомление детей с новым произведением Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»

Задачи: помочь понять смысл фразы «почему ноябрь пегий»; активизировать словарь; учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию; учить пересказывать текст с помощью мнемотехники

Оборудование: текст рассказа, картинки на осеннюю тему, портрет писателя.

Ход занятия:

— Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их: «Здравствуйте, уважаемые гости!». А сейчас, мы с Вами поздороваемся: «Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!»

Введение в тему.

— Ребята, кто из вас был в лесу?

— Давайте вспомним, какое у нас сейчас время года? А месяц? Давайте посмотрим, каким же лес стал поздней осенью.

(Рассматривание осенних картинок. «Листья облетели. Деревья стоят голые. Уже лежит снег, но не везде.)

— Ребята, а давайте посмотрим, какого же цвета наш лес? (коричневый, серый)

— А одним словом как можно назвать? Кто знает? Я вам подскажу: лес в ноябре пегий, то есть рябой, пестрый. А хотите узнать, почему и осенний месяц ноябрь тоже называют пегим? Тогда давайте я вам прочитаю рассказ Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий».

Проходим, садимся на стульчики.

А теперь садитесь поудобнее, спинкой обопритесь на спинку стула, ножки поставьте красиво и будем слушать рассказ писателя Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий».

(На доске портрет автора. Обратить на него внимание детей. Чтение рассказа)

— Понравился вам рассказ?

Ребята, а для того, чтобы вы получше запомнили рассказ, я вам его прочитаю еще раз с помощью картинок.

Чтение рассказа с мнемотехникой (выставляю картинки на фланелеграф)

Беседа по прочитанному:

— Как называется рассказ?

— Кто его написал?

— О чем говорится в рассказе?

— Что звери хотели? (заяц, волки, куропатка, медведь)

— Так почему же ноябрь пегий? (чтение отрывка из рассказа)

А сейчас, мы с Вами немного отдохнем:

Физминутка «Звери в лесу»

Раз – присядка. Два – прыжок.

Зайка скачет, словно пляшет.

Птичка крылышками машет.

И взлетает высоко.

А лисята как проснуться,

Очень любят потянуться,

Ловко хвостиком вильнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало –

Начинаем все сначала!

Садимся на стулья и возвращаемся к рассказу.

А кто из вас, ребята хочет сам попробовать пересказать этот рассказ?

Вызываю 1-2 ребенка.

А сейчас, мы с Вами немного поиграем.

Игра с элементами ТРИЗ «Осень-Зима»

Дети раскладывают на 2 стола «осенние» и «зимние» картинки и объясняют почему они выбрали эту картинку.

С каким произведением мы сегодня познакомились? С каким новым словом? Что оно означает? Что на сегодняшнем занятии вам понравилось и запомнилось?

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе: Н. Сладков. «Почему ноябрь пегий» «Почему ноябрь пегий» Н. Сладков Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Программные задачи: познакомить.

Комплексное занятие в средней группе «Почему ноябрь пегий?» Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Физическая культура», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: игровая,.

Тема урока Н. Сладков. «Почему ноябрь пегий»

Тема урока: Н. Сладков. «Почему ноябрь пегий»

Цели и задачи урока: совершенствовать навыки чтения и умение осмысливать прочитанное; расширить знания детей о жизни животных осенью; развивать умение быстро ориентироваться в тексте и формулировать оценочные суждения; создать условия для ситуации успеха на уроке; обогащать речь детей образными словами и высказываниями ; развивать любознательное творческое воображение; учить видеть красоту земли осенью; развивать чувство увлечённости и умение любоваться осенними пейзажами; развивать наблюдательность и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, презентация урока.

1. Организация класса

Улыбнёмся друг другу,

Пусть сегодня в каждое сердце

Солнышко прибавит тепла!

А мы с вами улыбнёмся,

Пожелаем друг другу добра!

2. Актуализация опорных знаний

1. Упражнения для речевого аппарата.

— Поскольку нам нужно будет читать, говорить на уроке, то потренируемся в произношении звуков.

* Глубокий вдох, на выходе произнесите: «У-у-у!» (Поезд едет);

* Пожужжали как комары: «З-з-з!» (Насекомые готовятся к зимнему сну)

* пожужжали как шмель: «Ж-ж-ж!»

* Понюхали цветочек (Осенние цветы очень красивые.);

* Подули как ветерок ( налетел осенний ветер, колышет ветки деревьев.);

* Пошуршали листьями: «Ш-ш-ш!»

Но-но-но – вот осень еле слыш(но)

Вёт-вёт-вёт – над землёй плы(вёт).

То-то-то – осыпает ле(то)

На-на-на – золотом о(на),

Та-та-та – как часы рассве(та),

На-на-на – любит тиши(на).

3. Работа над скороговоркой.

Справа от дорожки –

Я сверну с дорожки –

Словарь: морошка – лесная ягода, растёт на болотах.

Читать еще:  Толстолобика жарю и ем

4. Работа по таблице Шульте.

5. Чтение слоговой таблицы.

3. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворения Ф. Тютчева «Листья»

— При чтении передайте настроение листьев.

4. Мотивация учебной деятельности.

Работа над загадкой.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора . (Заяц)

5. Сообщение темы и задачи урока.

На уроке узнаете , как живётся зайцам и другим животным осенью , что их подстерегает.

— Предлагаю вам взять в руки карточки с отрывками из произведений. Прочтите их, соотнесите название произведения, отрывок из которого вы прочитали и его автора. (учащееся читают, называют произведение и автора)

Отрывки из произведений Н.Сладкова

1. Испугался снег. Заскрипел с перепугу:

— Не я, Медведь, виноват, солнце виновато. Так припекло, так прожгло – растаешь тут!

— Ах, так это солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце не зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. С нег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

2. Дятел от обиды даже долбить перестал.

— Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял, словно её топором тесали.

— Осина больная была. Я её от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом!

-Спасибо, Дятел, — проскрипела Осина. – От смерти спас – совсем засыхала.

3. Заяц даже зажмурился – холод и голод! Выходит, не зря все на юг удирают. А он не знает даже, в какой тот стороне. Где он, этот юг?

— Юг в южной стороне! – просвистела Иволга. Если повернёшься головой к северу – позади будет юг.

— А север где? Куда мне головой поворачиваться?

— Повернись головой к югу – позади будет север!

— Так и вертеться мне, да? – захныкал Зайчишка. – Далеко ли хоть до этого вашего юга?

4. — Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?

— Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.

— Как так нельзя? – не унимается Медведь. – Первенцы у матерей завсегда любимчики.

— Моя мама – водяная крыса, — отвечает Крысёнок. – За лето три раза крысят приносила. Если всем вместе жить – то ни места, ни еды не хватит. Хочешь — не хочешь, а расселяйся.

5. Идут Заяц с Утёнком по лесу. Заяц впереди, Утёнок – сзади. Подошли к куче валежника. В валежнике темнеет ком моховой в два кулака, сбоку – оконце-дырочка. Заяц нагнулся и спрашивает:

— Не мой это дом, не мой! – запищал Утёнок. – Мой деревянный был, высокий.

— Опять за своё? – насупился Заяц. – Не бывает утиных домов деревянных.

— Бывает, бывает! – кричит Утёнок.

1 – «Медведь и солнце»

2 – «Клёст и дятел»

4 – «Непослушные малыши»

5 – «Дупляной утёнок»

Вывод : Все эти произведения Н. Сладкова /Слайд 1/

— Что объединяет все эти произведения? (все они о природе, о том, что к природе нужно относиться бережно, природа – загадка для человека)

— Действительно, подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям.

— А вот что писал сам Николай Иванович: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы». /слайд 2/

Подготовка к изучению нового произведения.

— В народе говорят, что «в ноябре зима с осенью борется» /слайд 3/

— Как понимаете это выражение?

— Осенним месяцам, в частности ноябрю, уделяли внимание многие поэты и писатели, подмечал особенности месяца ноября и русский народ, отразив их в пословицах и поговорках.

— Послушайте, каким видел ноябрь писатель Г. Скребицкий (Приложение 2, читает подготовленный ребёнок, можно подготовить пересказ)

8. Первичное знакомство с произведением.

— Ещё о ноябре говорят, что он «пегий»

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Николая Ивановича Сладкова, которое называется «Почему ноябрь пегий»? /слайд 4/

— Кто знает, что значит слово «пегий»? ( Пегий – о масти животных, об оперении птиц, пятнистый, пестрый.Например — пегая лошадка, пегий голубь).

— Обратимся к Толковому словарю Ожегова. Прочитаем словарную статью о слове «пегий».

— Итак, почему ноябрь пегий или пёстрый? (потому что ещё видна земля, но местами уже лежит снег)

— Проверим наши предположения, прочитаем произведение Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий?».

Чтение учителем сказки «Почему ноябрь пегий?»

— Так почему ноябрь пегий? (потому что земля ещё не везде покрыта снегом, создаётся впечатление, что это пёстрое покрывало на земле)

9. Повторное чтение вслух с разбором.

— Будем читать ещё раз по частям.

— Почему заяц был рад снеговой туче? (потому что заяц уже белый, а земля ещё тёмная, и он заметен для охотника) /слайд 5/

2. Слова куропатки.

— Чем питаются лесные птицы? (многие питаются семенами, ягодами, шелушат шишки, поэтому снег может лишить птиц пищи, так как закроет землю, как одеялом)/ слайд 6/

3. Слова медведя.

— В какое время года медведи укладываются в спячку? (поздней осенью)

— Зачем медведю снег, ведь он же спит зимой? (чтобы скрыть берлогу от чужих глаз и, чтобы медведю было тепло). /слайд 7/

— Почему волки не рады снегу? (волкам трудно передвигаться по снегу в поисках добычи). /слайд 8/

5. Оставшаяся часть.

— Ответьте словами текста: почему ноябрь пегий? (находят и зачитывают ответ на вопрос словами текста)

10. Исследование языковой структуры текста.

— Как вы считаете, к какому жанру относится это произведение Н.Сладкова? (сказка, т.к. животные наделены человеческой речью)

— А к какому виду сказок? (сказки о животных)

— Какие слова использует автор для усиления действий? Найдите в тексте. (заверещит, закричала, заворчала, завыли и т.д.)

— Назовите противопоставления. (То вперед, то назад. То ясно, то пасмурно. То снег, то дождь). /с лайд 9/

Чтение сказки учащимися про себя.

Беседа по вопросам учебника.

Чтение сказки по ролям.

Работа с текстом после чтения.

– Кто знает, как ещё называют ноябрь? ( Предзимье. )

– Вы открыли что-то новое для себя в этой сказке?

– Какие элементы сказки есть в этом рассказе? ( Говорящие звери, туча, которая оживает. )

– Как вы думаете, для чего Н. Сладков написал эту сказку? ( Хотел показать, как трудно в это время в лесу, вызвать сочувствие к животным, научить быть внимательнее к природе. )

– Какими изобразил автор животных?

– Найдите эти слова. ( Они беспокоятся о своей судьбе: заяц «заверещал», куропатка «закричала», медведь «заворчал»; в лесу поднялся крик и вой! В лесу нет покоя, у всех состояние тревоги. Эту тревогу писатель даёт нам почувствовать. )

Работа над пословицей

Ноябрь — ворота зимы: он ей родной батюшка.

– Подготовьте маленький устный рассказ от лица одного из героев «Как я зиму жду».

Источники:

http://dom-knig.com/read_174335-16
http://www.ohotniki.ru/archive/article/2012/11/23/637265-pochemu-noyabr-pegiy.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/01/09/pereskaz-skazki-n-sladkova-pochemu-noyabr-pegiy-v
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-hudozhestvenoi-literaturoi-v-srednei-grupe-n-sladkov-pochemu-nojabr-pegii.html
http://infourok.ru/tema-uroka-n-sladkov-pochemu-noyabr-pegiy-3509343.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector