0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оружейник-модельер

В отличной форме: 7 дизайнеров и художников, работавших над военной униформой

Споры вокруг формы российской армии, разработанной модным домом Валентина Юдашкина, не прекращаются с самого момента её появления, а Сергей Шойгу, став министром обороны, только усилил критику. В этом материале FURFUR вспоминает семерых дизайнеров и художников, разрабатывавших военную униформу, и рассказывает о том, что у них вышло.

Юдашкин для российской армии

Униформа, утверждённая президентом Медведевым в 2010 году, в народном сознании ассоциируется с именем модного дома Валентина Юдашкина, однако он сам имеет к ней только косвенное отношение: созданные там (по утверждению обеих сторон, абсолютно бесплатно) образцы были сильно изменены чиновниками Министерства обороны. Именно на стадии доработки форма была упрощена, погоны перенесены с плеч на грудь (особенно ненавистное у офицерского состава нововведение) и было решено использовать для ее производства дешевые китайские ткани, что вызвало рост болезней из-за переохлаждения среди солдат-срочников.

Этот факт не афишировался до тех пор, пока вину за все недостатки не попытались повесить на Юдашкина (Жириновский даже обвинял его в том, что тот не служил в армии — на самом деле, конечно, служил). Но по результатам расследования Главной военной прокуратуры вся ответственность за них лежит на департаменте ресурсного обеспечения Минобороны. А дизайнер даже опубликовал в своем твиттере фотографии модели в изначальном варианте формы. Судя по ним, единственное существенное сходство его эскизов с тем, что получилось, — пиксельный камуфляж, сменивший традиционную «Флору».

Хьюго Босс для СС

Униформа вермахта, вопреки популярному мифу, была создана не Хьюго Фердинандом Боссом. Однако основатель модного дома все же имеет отношение к мундиру Третьего рейха. В ту пору он был владельцем швейной фабрики, пошедшей в гору благодаря государственному заказу на пошив формы для штурмовиков, СС, гитлерюгенда и других военизированных формирований нацистской партии.

Заслужив в довоенные годы доверие, в начале 1940-х фабрика Босса уже в статусе важного военного предприятия, получила большой государственный заказ на производство обмундирования. Когда своих рабочих рук стало не хватать, вакантные рабочие места получили угнанные в рейх для принудительного труда жители Восточной Европы и французские военнопленные. И все же из Босса трудно сделать злого нациста — сохранились документы, свидетельствовавшие о его попытках улучшить условия труда и получше расселить подневольных рабочих. Тем не менее в 1946 году он был признан активным пособником нацистов, лишен избирательных прав и права вести бизнес, а также выплатил огромный по тем временам штраф в 80 тысяч марок.

Васнецов для Красной армии

Один из первых экспериментов по привлечению художников и модельеров к разработке военной формы относится к 1918 году, когда приказом наркома по военным делам Троцкого была создана временная комиссия по созданию новой формы для РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), бойцы которой до этого донашивали форму императорской армии.

Комиссия объявила конкурс на разработку новой формы, в котором участвовали Васнецов, Кустодиев, Езучевский, Аркадьевский и другие художники. Большинство из них уже имели опыт создания костюмов по работе в театре. У конкурса не было одного победителя — комиссия разработала новую форму на основе нескольких предложенных работ. Те мундиры запомнились в основном отсутствием погон — визуальное выражение отмены воинских званий и офицерства. В эту же форму вошла и буденовка — новый шлем, напоминующий обмундирование древнерусского воина. Правда, изготовлена она была еще для армии Российской Империи, но так и не успела поступить на воружение до революции.

Микеланджело для Швейцарской гвардии

Одним из самых распространённых мифов в области дизайна униформы связан с Швейцарской гвардией Ватикана (полное название — Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского Папы). Википедия, экскурсоводы и даже некоторые искусствоведы упорно приписывают эскизы этой формы кисти Микеланджело. Для этого есть косвенные основания, ведь Швейцарская гвардия была основана в 1506 году, во время наивысшего подъёма культуры Возрождения и её красно-сине-жёлтые камзолы имеют типично ренессансный фасон.

Но никаких доказательств авторства Микеланджело не существует. Интересно, что официальный сайт Ватикана, опровергая версию о Микеланджело, тем не менее замечает, что другой титан Возрождения, Рафаэль, оказал влияние на форму швейцарцев, впрочем, как и на моду той эпохи вообще.

Armani и Valentino для итальянской полиции

Очень похожая история связывает двух великих мастеров XX века. Дело в том, что в интернете очень популярно убеждение, согласно которому современную форму итальянской полиции разрабатывал то ли дом Armani, то ли Valentino. Как и всякая другая, эта легенда имеет несколько редакций и версий — например, что оба модных дома шили для полиции, но для разных её подразделений (форма итальянских стражей закона значительно различается).

Authentic Apparel x U.S. Army

В ноябре 2013 года стало известно, что компания Authentic Apparel Group выпускает коллекцию мужской одежды, вдохновлённой армейской униформой и официально лицензированной министерством обороны США. Пентагон впервые в своей истории дает разрешение на использование брендинга и названия U.S. Army.

Это не франшиза, а настоящая коллаборация: представители министерства проверили каждый элемент коллекции на соответствие его армейским стандартам. А часть суммы, собранной от продаж первой коллекции, будет пожертвована в пользу программы помощи военнослужащим, ветеранам и их семьям.

Оружейник-модельер

Kак выясняется, на огромный мегаполис — Москву и Московскую область — есть только три мастерские, куда может обратиться владелец оружия, чтобы привести его в порядок. Одна мастерская находится вблизи станции метро «Октябрьское поле», другая — на Стрелковом стенде ВОО в Кузьминках, а третья — расположена на территории авторынка в Люберцах. И только одна мастерская из вышеперечисленных оказывает услуги по ружейному тюнингу.

К сожалению, продукция наших оружейных заводов несет на себе печать массового производства. Иначе и быть не может, так как цена на ружья, изготовленные по заказу, делает их недоступными рядовому охотнику. Стандартные и не очень удобные ложи, не очень качественный орех, не очень хорошая пропитка ложи. Почему все о ложе и о ложе? Ответ прост: стреляет ствол, попадает (или промахивается) ложа.

Есть ружья дорогие и дешевые, хорошие и плохие. Есть еще одна категория, стоящая вне ценовых рамок. Я говорю о любимых ружьях. Таким любимым ружьем для меня является ИЖ-58 16-го калибра. Я хотел оттюнинговать ружье: снять лак с ложи, затонировать ее и пропитать конопляным маслом. Именно с этой просьбой я обратился к Александру Посудину. (Я хорошо знаком с Александром Константиновичем. Он часто бывает в редакции и часто публикуется на страницах наших изданий.) Уяснив суть просьбы, Александр Посудин сказал, что они выполняют подобную работу, и подробно объяснил, как найти помещение, где расположен офис компании.

На следующий день я без особых проблем нашел офис компании, где у меня приняли заказ и где состоялась встреча с ее генеральным директором.

— Александр Константинович, в редакцию часто приходят письма, в которых наши читатели просят пояснить, что такое ружейный тюнинг?

— Собрался человек купить себе костюм. Можно пойти в магазин и купить там понравившуюся модель. Затем начинается его подгонка. Человек сам укорачивает брюки, подворачивает рукава. А другой человек идет в ателье к мастеру, и тот шьет костюм с учетом особенностей фигуры заказчика, его антропометрических данных. Нашу работу можно сравнить с работой портного, работающего на заказ.

Мы занимаемся двумя видами работы: доводка стандартных лож, которые ставят наши ружейные заводы, когда заказчик хочет получить что-то более приемлемое на базе этой ложи. Мы где-то убираем дерево, где-то добавляем, увеличиваем или уменьшаем длину.

Ложи, которые ставят наши ружейные заводы, изготавливаются на копировальных станках и, к сожалению, не отличаются высоким качеством. Как профессионал я с полной ответственностью заявляю, что последние модификации ложи ИЖ-27 (я говорю только о ложе, само ружье выпускается практически без изменений уже не один десяток лет) очень неудобные. Ложа МР-153 — образец ужасного дизайна. В районе шейки ложу держать крайне неудобно. Это самое уязвимое место этих лож. Мы, как можем, исправляем их дефекты: накладки сверху, накладки снизу. Кстати сказать, очень непростая по трудоемкости работа.

Что касается второго направления нашей работы, то его суть заключается в следующем. К нам приходит заказчик и говорит, что он хотел бы заменить заводскую ложу всю целиком. Когда к нам приходит такой заказчик, я провожу тест: он вскидывает свое ружье с заводской ложей, и я как профессионал сразу вижу, чем эта ложа неприкладиста для данного заказчика. Мы изготавливаем новую ложу из имеющейся у нас заготовки с учетом всех антропометрических особенностей заказчика.

Читать еще:  Парус для надувной лодки.

Предмет нашей особой гордости — разработанная нами технология осадки. Осадка — это подгонка деревянных частей к металлу. Сложнейшая операция, и мы достигаем стопроцентного прилегания дерева к металлу. На серийных ружьях этого не делают, только на ЦКИБе и в компаниях, производящих оружие высокого разбора.

— Что вы имеете в виду под словом особенности?

— Довольно много людей короткопалых. При охвате шейки цевья их указательный палец не достает до первого спускового крючка. Они вынуждены сдвигать руку, следовательно, под средним, безымянным пальцами и мизинцем у них пустота. Они не фиксируют ружье, в результате при выстреле правая рука не смещается вместе с ружьем, а шейка проскакивает внутри ладони. И, как следствие, сумасшедший удар по третьей фаланге среднего пальца. Поэтому при проектировании ложи для такого заказчика мы учитываем эту особенность и сдвигаем пистолетную рукоятку немного вперед.

Есть охотники-инвалиды, у которых нет первой фаланги на указательном пальце. Для них мы делаем специальную ложу.

Недавно к нам обращались молодые спортсмены из стрелкового клуба «Истра». Они уверенно выполняют норматив первого разряда, перед ними стоит задача выполнить норматив кандидата. С серийным ружьем такого результата добиться практически невозможно. Работа была непростой, но буквально на днях мне позвонили и сообщили, что два спортсмена поставленную перед ними задачу решили.

Среди охотников очень много военных. Как правило, почти все они стреляют из охотничьего ружья так, как их когда-то учили стрелять из автомата Калашникова: локоть прижат к ребрам, а плечо поднято к уху. И ничего нельзя сделать! Поэтому приходится щеку приклада сдвигать чуть ли не к самому амортизатору и гребень задирать вверх. Я пытаюсь их убедить поднять локоть на уровень плеча: тогда образуется впадинка, а когда локоть прижат к ребрам, приклад соскальзывает.

— Александр Константинович, расскажите, пожалуйста, о пропитке ложи.

— Есть два вида отделки ложи: лакирование (мы о нем говорить не будем) и пропитка ложи. Что такое нанесение лакового покрытия? С технологической точки зрения, это очень простая операция. Брызнул из краскопульта, поместил ложу в термокамеру на сорок минут — все, изделие готово. Если же ложа пропитывается маслом, то процесс пропитки длится минимум две недели. Если ложу лакировать, то изделие будет готово через полтора часа. Есть разница по трудоемкости?

На российских ружейных заводах для пропитки ложи используется олифа. ЦКИБ использует льняную и конопляную олифу, ТОЗ — льняную и конопляную. Мне попадались ижевские ложи пропитанные чуть ли не машинным маслом. Был такой период, я думаю, они этого отрицать не будут. Сейчас положение на Ижевском заводе изменилось к лучшему.

Мы раньше тоже работали с олифой. Сейчас от этого ушли и пропитываем ложу только натуральным льняным маслом высшей категории очистки. Почему мы так поступаем? Для изготовления ложи мы используем очень дорогой кавказский комлевой орех шестнадцатилетней выдержки. Дерево имеет очень высокие физико-механические свойства. А вот на всех наших заводах (кстати, турки тоже этим грешат) дерево сушат.

Иногда люди приносят турецкие заготовки для изготовления ложи. Замечательный комлевой орех, дивный рисунок. Кажется, стамеска с него просто соскользнет, оставив только блестящий след. А стамеска снимает с заготовки стружку толщиной 4-5 мм! Нет никакого сомнения в том, что эту заготовку просто «шарахнули» паром. Обработанный паром орех обладает повышенной пористостью, становится каким-то рыхловатым.

Когда же орех хороший, плотный, на большую глубину олифа в него не пойдет, как его ни грей. Кстати, о нагреве. Орех — очень коварный материал: в ложе, прошедшей подобную термообработку в местах врезки могут образоваться щели, она может отогнуться в другую сторону. А натуральное масло высшей очистки проникает на очень большую глубину. Пропитали — ждем, пропитали — ждем. И так до тех пор, пока масло не перестанет впитываться. Пропитанный на большую глубину слой словно каменеет, и обработанное таким образом дерево обретает новые свойства. Поверхность ложи становится не просто водоотталкивающей, но и водонепроницаемой. Она никогда не разбухнет у затыльника, как часто случается, скажем, на утиной охоте. Незаметно для себя опустил приклад в воду в лодке, когда увидел и вытащил — обнаруживаешь, что приклад разбух, стал на три-четыре миллиметра шире затыльника. Если же ложа пропитана так, как я сказал, то с ней ничего подобного не случится.

— Как вы относитесь к советам или рекомендациям, суть которых заключается в том, что охотник может приобрести необходимые пропитки в магазине и самостоятельно обработать ложу?

— Когда я начинал заниматься ложевым делом, то много экспериментировал. Начинал с березы, с бука. Применял морилки, протравы. Я сам варил пропиточное масло, но потом все это отбросил в сторону. Когда высококачественный орех пропитывается натуральным льняным маслом, то дубильные вещества, которые находятся в древесине, вступают в реакцию с ферментами в составе льняного масла, и дерево темнеет.

А как поступают наши заводы? Для массового производства ружей они берут самый низкосортный орех и густо покрывают его морилкой. Возьмите любую заводскую заготовку и пройдитесь по ней стамеской. При мощном движении полукруглая стамеска снимет стружку толщиной 7-8 мм. Мы же работаем с дорогим орехом, поэтому нам нет смысла экономить на качестве его пропитки. К чести ЦКИБа, они также не экономят на пропитке и пропитывают ложи основательно. Я резал их ложи: глубина пропитки составляет минимум пять миллиметров, причем по линии волокон.

То, что предлагают магазины, это масла для профилактического ухода за ложей, для насыщения поверхностного слоя. Я рекомендую пользоваться этими маслами.

— А если ложу изготавливали или пропитывали вы, ее поверхность требует профилактической обработки?

— Если вы ходите на охоту, то ложа трется о кусты, камыши, и в поверхностном слое происходит как бы вытирание пропиточного масла. И когда вы обработаете поверхность ложи маслом для профилактического ухода, восстанавливаются защитные свойства пропитки.

Глубокая пропитка ложи натуральным льняным маслом защищает ложу от вредного воздействия минерального ружейного масла, которое попадает на ложу во время чистки ружья. Минеральное масло, пройдя через тонкий слой пропитки, начинает разрушать древесину. Ложа чернеет, она начинает крошиться, трескаться и потом приходит в негодность. И тогда спасение одно — покупать или заказывать новую ложу.

Спустя две недели я забирал оттюнингованную ложу из мастерской Александра Посудина. Ее было просто не узнать: она была затонирована и приобрела именно тот облик, что я хотел. На прощание Александр Константинович сказал: «Знаешь, самое приятное в нашей работе, когда ты вручаешь ружье заказчику. В эти мгновения я смотрю не на ружье, а в глаза владельца, на выражение его лица. Ради этого стоило преодолеть все трудности и препоны, мешавшие открытию первой частной оружейной мастерской в России, ради этих мгновений стоит жить».

Спустя еще две недели мы с женой поехали на охоту. На базе, кроме нас, была небольшая группа московских охотников. В их облике, поведении, манерах — во всем неуловимо чувствовался аристократизм, который, увы, в наше время встречается все реже и реже. Привычки и повадки наших новых «хозяев жизни» отличаются от поведения и манер подлинного аристократа так же, как отличается обжорство от гурманства.

Когда мы вернулись с охоты, один из них отделился от компании и, с полупоклоном обратившись к жене, спросил: «Это у вас «Зимсон»? — «Нет», — ответил я за нее, — это ИЖ-58». — «Не шутите, молодой человек, — строго сказал он. — 58-й от «Зимсона» я уж как-нибудь смогу отличить».

Каково же было его удивление, когда он убедился в том, что я не шучу. И всякий раз, завидев нас, он принимался качать головой и говорить: «Как же я так обманулся? Но справедливости ради все-таки должен признать: ложа чертовски хороша!»

Оружейник — это профессия? Кто такие оружейники в современном мире?

Оружие изготавливалось с давних времен. Изначально люди использовали случайно найденные валуны или палки. Добывая себе пищу, защищая свой дом от врагов, человек учился делать каменные молотки. Копья, луки и стрелы появились по мере усовершенствования оружия.

Читать еще:  Трофейный карамультук

Добыча, обработка металла привела к появлению новой профессии. Оружейник – это мастер изготовления оружия, защитных средств. Он занимался изготовлением мечей и щитов, шлемов и арбалетов.

Кто такие оружейники?

Оружие древности сменилось более усовершенствованными моделями. Военная техника развивалась. Сначала это было холодное оружие. Колющие и режущие предметы. С изобретением пороха появилась огнестрельная техника. Стрелковое и автоматическое снаряжение – аркебузы, пищали, мушкеты.

Оружейник – это профессионал в изготовлении военного снаряжения. Пики и копья, мечи и сабли создавались этими мастерами. Гравировка, чеканка, художественное оформление оружия добавляли ценности, делали мастера неповторимым в изготовлении определенного вида изделия. Постепенно объединились функциональные свойства оружия и декоративные.

Ручная ковка, сложности литейного дела, балансировка – мастера оружейного дела свои секреты передавали по наследству. Отец показывал на практике технологии получения особого вида стали, излагал сыну особенности закалки лезвия. Так появились целые династии оружейников.

Происхождение слова

Основными источниками существования древнего человека были охота, рыбалка, собирательство. Разделение труда привело к появлению землепашцев и мастеровых.

Уже с появлением первых общин люди учились защищать свой дом, семью. Охотиться и добывать пропитание. Развивались государства, а вместе с ними усложнялся комплекс оружия. Профессии, связанные с ним, становились все более востребованы.

Считается, что слово «оружие» происходит от слова «рог» («рога»). Для животного они являются средством защиты и нападения. Значение слова «оружейник» – специалист по военному снаряжению. Мастер по обработке дерева, металла. Он умеет создавать разные виды оружия, старается улучшить их параметры.

Оружейники России

Изготовление военного снаряжения становилось сложнее. Специальные чертежи стали необходимы для создания оружия. Целые заводы занимаются военными технологиями.

С XVI века в Туле заработал оружейный завод. Военные походы требовали большого снаряжения. Шпаги, сабли, ружья начали массово производиться.

В Москве появилась Кузнецкая слобода, Пушечный двор. Там ремесленники занимались обработкой металла. Трудились над созданием холодного оружия и средств защиты – шлемов, кирас.

Златоустовская оружейная фабрика поставляла военные изделия русской и советской армии. Палаши, кортики, сабли, сделанные в этом городе, являются одними из лучших экземпляров Оружейной палаты.

На весь мир известны фамилии М. Калашникова, Ф.Токарева, В. Дегтярева, Г. Шпагина. Можно сказать, что оружейник – это специалист, способный обеспечить надежность изделия, создать качественный образец.

Позднее производство огнестрельного оружия привело к появлению заводов в городах Ковров, Ижевск, Климовск. С 2010 года установлена новая памятная дата. В России 19 сентября – профессиональный праздник оружейников.

Оружейники современности

Так что такое оружейник в современном мире? Это инженер-конструктор, который по чертежам создает комплектующие детали. Это токарь, фрезеровщик, умеющий их обработать. Литейщики, сталевары, способные спаять детали между собой. Это художники-граверы, умеющие инкрустировать приклады, рукояти.

Оружейник – это совокупность профессий, направленная на создание и усовершенствование новых технологий. Таких, как:

  • приборы, прицелы ночного видения.
  • пулеметы, гранатометы;
  • мины, торпеды;
  • баллистические ракеты, боевые самолеты;
  • танки, военные корабли.

Современные оружейники большое внимание уделяют техническим свойствам. Это скорострельность и точность, маневренность и зона поражения. Появились тепловые лазерные системы, способные ранить без пуль. Оружие, стреляющее из-за угла, превышает возможности своих собратьев за счет гнущегося ствола.

Государственная безопасность – основная цель массового военного производства. Оружейники по сей день вносят невероятный вклад в создание и укрепление позиций страны.

Мастера-оружейники Западной Европы XVI века

В XVI в. западноевропейские мастера доспешного дела достигли вершины мастерства. Именно в это время были созданы самые известные и богато украшенные латные доспехи.

Мастерские были разбросаны по многим торгово-экономическим центрам Западной Европы: крупнейшие из них — Милан, Аугсбург, Нюрнберг, Золинген, Толедо и др. Обычно они располагались там, где условия для производства были наиболее благоприятными. Этими условиями являлись: запасы древесины для угля, водные ресурсы для приведения в движение молотов и полировальных колес и, разумеется, близкое расположение от поставщиков железа и стали. Также очень важны были торговые артерии — водные и сухопутные пути для перевозки сырья и уже готовой продукции. И, безусловно, нельзя было обойтись без заказчиков, и заказчиков, желательно, постоянных. Немалый доход приносили заказы двора и рыцарство. Однако государственные заказы на массовое производство оружия и доспехов для войск имели куда большое значение для экономического развития мастерских.

Существовавшие в то время мастерские поставляли военное снаряжение, оружие и доспехи для целых армий, особенно во время многочисленных войн эпохи. Различия в изготовлении доспехов и оружия для знати и для солдат были принципиально небольшими (если не считать гравировку и украшения), но все же сочетать оба процесса (штучную работу и массовое производство) «под одной крышей» было непросто.

Следует отметить, что доспехи известных мастеров могли стоить очень крупных денег, иногда целых состояний. В качестве примера можно привести одну запись из расходной книги испанского двора за 1550 г.: «Кольману, аугсбургскому броннику — 2000 дукатов в счет 3000 за сделанный доспех» [Etat de dpenses de la maison de don Philippe d’Autruche (1549-1551) // Gazettedes Beaux&Arts. 1869. Vol. 1. Р. 86-87]. Дукат в Испании XVI в. — золотая монета весом примерно 3,5 г, т.е. 3000 дукатов в перерасчете на вес — это чуть больше 10 кг золота высокой пробы. А, например, хорошая броня для турнира аугсбургского мастера XVI в. Антона Пеффенгаузера стоила не менее 200-300 талеров, в то время как обычные массовые доспехи для рядового солдата стоили не больше 6-10 талеров. Талер (или рейхсталер) в Священной Римской империи XVI в. — серебряная монета весом 29,23 г (с 1566 г.), т.е. 300 талеров в перерасчете на вес — это приблизительно 8,8 кг серебра.

Стать мастером было совсем не просто. В каждом из перечисленных выше городов существовал целый ряд крупных неспециализированных мастерских, принадлежавших известным семьям, занимающимся производством вооружения. Между ними шла постоянная конкуренция, при этом изготовители оружия и доспехов были обязаны строжайшим образом выполнять требования устава городской гильдий оружейников. Гильдией осуществлялись не только регулярные проверки качества продукции перед продажей, но и велся постоянный контроль за тем, как проходит обучение учеников и подмастерьев. Цеховая гильдия назначала специальную комиссию (несколько лучших мастеров из разных семей) для контроля за качеством продукции. Она ставила клеймо города на тех частях доспехов, которые прошли проверку. Поэтому на большинстве доспехов и оружия того времени стоят 2 клейма — города и мастера.

Иногда мастера вставляли свои инициалы в орнамент при украшении доспехов (как правило, на видном месте).

Гильдия была влиятельной структурой, и мастера подчинялись установленным правилам. Но не все и не всегда. Были мастера, которые не желали принимать их во внимание. Так, нюрнбергский мастер Антон Пеффенгаузер, известный своими изящными и высокохудожественными доспехами, не успевал к установленному сроку выполнить крупный государственный заказ. И тогда он начал через посредников закупать готовые доспехи у других мастеров и перебивать на них клейма. Это не являлось преступлением, но противоречило уставу гильдии. Об этом стало известно. Но мастер имел настолько большой вес в обществе, что гильдия при всем желании не могла его наказать.

Ученики должны были обучаться изготовлять доспехи от начала и до конца. Обучение занимало, например, в Аугсбурге или Нюрнберге, четыре года, а потом они работали еще столько же, но как наемные подмастерья, и лишь затем становились квалифицированными мастерами. Экзаменовали их ежегодно и выдавали при этом лицензию на изготовление определенной части доспехов. Обучение было долгим и дорогим, поэтому большинство учеников заканчивало свою подготовку, научившись делать лишь две-три детали, что вело к узкой специализации. Количество учеников и подмастерьев у конкретного мастера ограничивалось. Например, в Нюрнберге цеховым мастерам было разрешено иметь только двух подмастерьев, а с 1507 г. их количество разрешили увеличить до четырех и одного ученика.

В результате цеховых ограничений мастерским, которые были очень маленькие и специализированные, приходилось сотрудничать друг с другом. Тем не менее, часто это было не временное партнерство, а скорее постоянное. Браки среди семей, занимавшихся вооружением, и династическое наследование мастерских были обычным явлением. Опыт совместной работы вел к сплоченности мастерских и отстаивании общецеховых интересов. К тому же специализация труда также способствовало массовому производству, поэтому доспехи делали относительно быстро — изготовление хороших полных доспехов без украшений занимало, в среднем, не более 2,5-3 месяцев. На изготовление дорогих с гравировкой могло уйти и полгода.

Читать еще:  Тихие и мощные: регистрация пневматики не за горами

Гравировкой, как правило, занимались другие мастера, специализировавшиеся на этом, которые сами разрабатывали дизайн или работали по утвержденному мастером у заказчика. Но этот вид декорирования был достаточно редким и очень дорогим. Намного более широко распространенной техникой в XVI в. было травление кислотой. Как правило, эту работу тоже выполнял не мастер-доспешник.

В последней четверти XVI в. Северная Италия стала одним из производителей изысканных декорированных доспехов, отличавшихся высокохудожественной гравировкой, выполненной в стиле богатых итальянских тканей (итал. i motivi a tessuto). Такие доспехи, изготовленные в технике чернения и золочения, были покрыты узорами, напоминавшими лучшие текстильные образцы. Пальмовые ветви, военная арматура, трофеи с элементами оружия искусно сочетались с выгравированными орнаментами, изображениями аллегорических фигур и мифологических персонажей античности, гербов и девизов.

Одним из крупнейших европейских мастеров защитного вооружения был выдающийся миланский оружейник Помпео делла Кьеза или Чиезе (итал. Pompeo della Cesa). Среди его заказчиков были влиятельные представители знати: испанский король Филипп II Габсбург, герцог Пармы и Пьяченцы Александро Фернезе, мантуанский герцог Винченцо I Гонзага, великий герцог тосканский Франческо I Медичи, князь-епископ Зальцбурга Вольф Дитрих фон Райтенау, феррарский герцог Карло Джезуальдо да Веноса и многие другие. Сделанные им доспехи никогда не спутаешь с работами других мастеров.

Неизвестно, где и когда он родился, нет точных данных и о годах его деятельности. Первое документальное упоминание о мастере Помпео делла Кьеза относится к 1571 г. и содержится в сохранившемся письме одного из его заказчиков — герцога Эммануэля Филиберта Савойского. По некоторым сведениям, с 1593 г. Помпео, будучи уже престарелым человеком, сам не работал над заказами, но по-прежнему контролировал работу своей мастерской, в которой трудились его ученики [Fliegel St. Arms & Armor: The Cleveland Museum of Art. Harry N Abrams, 1999. P. 94.].

Мастерская оружейника находилась не в самом городе, а в резиденции миланских герцогов — замке Сфорца (итал. Castello Sforzesco), что несомненно говорило о высоком положении мастера. Замок сохранился до наших дней и считается прообразом некоторых архитектурных форм московского Кремля.

Мастер подписывал свои доспехи монограммой POMPEO, POMPE или POMP. Как правило, эта монограмма вписывалась в картуш с каким-либо изображением или гербом на одной из центральных деталей доспеха (например, кирасе). На некоторых поздних доспехах вместо монограммы стоит клеймо Maestro dal Castello Sforzesco (в виде трехбашенного замка), т.е. мастера из замка Сфорца, где еще, как минимум, с начала XIV в. была оружейная мастерская.

10 самых известных оружейных мастеров в истории (10 фото)

10. Ричард Гатлинг и пулемёт Гатлинга

Ричард Гатлинг был американским изобретателем времён промышленного переворота. Он изобрёл первый пулемёт, «дедушку» своих современных собратьев — пулемёт Гатлинга. Изобретал он не только оружие — среди его изобретений также винт для парохода. На идею о создании пулемёта его навела мысль, что большинство погибших в Гражданскую войну умерли от болезней, а не от огнестрельных ранений.

9. Хикосиро Садамунэ и мечи Садамунэ

Хикосиро (Сосю) Садамунэ — японский оружейный мастер 13-14 вв. школы Сосю. Его работы — наиболее изящные клинки из когда-либо созданных. Часто его сравнивают с великим мастером (а также его учителем и названым отцом) Сосю Садамунэ. Его мечи известны узорами на клинках. Существует одна зарегистрированная копия его работ — самурайский кинжал танто.

8. Элифалет Ремингтон и винтовка Remington

Конструктор оружия Элифалет Ремингтон разработал винтовку Remington и основал оружейную компанию E. Remington and Sons (сейчас — Remington Arms Co., LLC). Свою первую спортивную винтовку он сделал самостоятельно в 23 года, выковав для неё ствол и купив для неё механизм от другой винтовки. На соревновании по стрельбе винтовка настолько впечатлила конкурентов, что уже на следующий день Ремингтон был завален заказами. Самое известное оружие фирмы Ремингтона — Remington 700 — было разработано в 1962 году, почти через 100 лет после смерти мастера.

7. Джон Гаранд и M1 Garand

Канадско-американский конструктор оружия Джон Гаранд известен созданием одной из первых самозарядных винтовок, принятых на вооружение в американскую армию — M1 Garand. Работая на текстильной фабрике, в качестве хобби он занимался целевой стрельбой и вскоре начал сам конструировать оружие. В 1917 году его хобби стало его профессией — он стал делать оружие для американской армии. Более 15 лет он дорабатывал свою самозарядную винтовку; в 1936 году было запущено её производство.

6. Юджин Стоунер и М16

Конструктор огнестрельного оружия из Индианы Юджин Стоунер обычно ассоциируется с автоматической винтовкой AR-15, которая известна в американской армии как M16. Многие историки считают его одним из наиболее значимых оружейников 20 века. В 1945 году Стоунер стал инженером-конструктором авиационного завода Whittaker, а затем в 1954 году он перешёл на должность главного инженера завода ArmaLite, где и сконструировал AR-3, AR-9, AR-11 и AR-12. Ни одна из этих моделей не была поставлена на поток, но позже Стоунер дошёл до более совершенных и лёгких AR-10 и AR-15.

5. Михаил Калашников и АК-47

Генерал-лейтенант Михаил Калашников был российским изобретателем, военным инженером и писателем. Он наиболее известен тем, что изобрёл автомат AK-47, который является наиболее популярным во всём мире, а также его модификации — AKM и AK-74. Самому Калашникову не нравилось бесконтрольное распространение его моделей, и он называл своё оружие «оружием защиты, а не нападения». Однако в 2004 году из 500 единиц огнестрельного оружия 100 составляли «калашниковы».
Разрабатывавшийся с 1946 по 1948 гг., АК-47 сохраняет свою популярность из-за простоты в использовании, надёжности и незатратного производства.

4. Сэнго Мурамаса и клинки Мурамасы

Сэнго Мурамаса — знаменитый кузнец и мечник, живший в Японии в период Муромати (между 14 и 16 вв.). По легенде, клинки Мурамасы «жаждут крови» и приносят зло, ибо они хранят память о злом нраве их создателя. Также считалось, что они толкают владельца к самоубийству. Мурамаса основал школу мечников Мурамаса; считалось, что он учился у Масамунэ. Его первая работа датируется 1501 годом. В сёгунате Токугава Мурамаса подвергся гонениям, так как сёгуну предсказали смерть от его клинка.

3. Сэмюэл Кольт и револьвер Кольт

Сэмюэл Кольт был американским изобретателем и промышленником, но также и успешным бизнесменом. Он стал Генри Фордом оружейного дела. Благодаря своим способностям к маркетингу Кольт вывел свои револьверы на высший уровень популярности самыми различными способами, которые включали взятки, рекламу и пиар, коммерческие объявления, привлечение знаменитостей и т. д. На момент своей смерти в 1862 году он был одним из самых состоятельных людей Америки.

2. Джон Мозес Браунинг и его пистолеты, ружья и винтовки

Конструктор огнестрельного оружия Джон Мозес Браунинг — «отец» множества моделей оружия для военного и гражданского применения. Его имя практически стало нарицательным не только в оружейном мире. На него зарегистрировано 128 оружейных патентов, первое оружие он начал делать в 13 лет, и он считается одним из наиболее успешных оружейников 20 века. Наибольшую известность ему принес автоматический (самозарядный) пистолет, запатентованный бельгийской оружейной компанией «Фабрик Насьональ» в Эрстале.

1. Горо Нюдо Масамунэ и мечи Масамунэ

Масамунэ считается величайшим мечником в Япони и, пожалуй, величайшим в мире. Его жизн и ремесло обеспечили его имени легендарный статус. Именно он создал тати и танто — мечи и кинжалы, соответственно, в традиции Сосю. Он обучил огромное число мастеров — из них известны 15. Легенда говорит, что однажды Мурамаса затеял состязание со своим учителем Масамунэ, чтобы выяснить, кто сделает меч лучше. Меч Мурамасы без пощады резал всё живое, но меч Масамунэ не стал проливать невинную кровь. Так мечи Мурамасы стали считаться «злыми», а мечи Масамунэ — «священными». Несколько зарегистрированных клинков Масамунэ принадлежат правительству Японии и считаются национальным достоянием и сокровищем.

Источники:

http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/168815-7-realnyh-i-vymyshlennyh-istoriy-sozdaniya-uniformy-modnymi-domami-i-hudozhnikami
http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2003/02/26/140383-oruzheynikmodeler.html
http://fb.ru/article/173947/orujeynik—eto-professiya-kto-takie-orujeyniki-v-sovremennom-mire
http://topwar.ru/84019-mastera-oruzheyniki-zapadnoy-evropy-xvi-veka.html
http://m.fishki.net/1625903-10-samyh-izvestnyh-oruzhejnyh-masterov-v-istorii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector