0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Очковые медведи облюбовали древний город Инков

Загадки древнего Перу: Невероятные дороги инков (12 фото)

Самое крупное государство Нового Света — государство инков — просуществовало чуть более 300 лет. А имперский период, когда инки подчинили себе почти всю западную часть южноамериканского континента, длился и того меньше — всего около 80 лет.

Но за столь короткое время инки и подчиненные им народы создали огромное количество уникальных материальных ценностей. Кажется невероятным, что буквально из ничего, из россыпи племен, возникла одна из великих империй древности, протянувшаяся узкой лентой вдоль восточного побережья Южной Америки на 4000 км — от берегов Тихого океана до плато в Андах, расположенных на 4000-метровой высоте.

Инки, не знавшие в те времена ни колеса, ни железа, возводили гигантские строения. Сотворили изысканные предметы искусства, тончайшие ткани, оставили множество золотых изделий. Получали урожаи на горных высотах, где природа всегда враждебна к землепашцу.

Большая часть наследия инков, как и их самих, была уничтожена испанцами. Но памятники монументальной архитектуры разрушить полностью не удалось. И сохранившиеся до наших дней образцы древнего зодчества не только вызывают восхищение, но и ставят перед исследователями ряд практически неразрешимых вопросов.

Дороги инков

Вторая Южная экспедиция конкистадоров под руководством Франсиско Писарро вглубь неизведанного материка оказалась весьма удачной для испанцев. После похода по диким джунглям в поисках новой добычи перед ними в начале 1528 года предстал большой каменный город с прекрасными дворцами и храмами, просторными портами, с богато одетыми жителями.

То был один из городов инков — Тумбес. Особенно поразили конкистадоров протянувшиеся повсеместно между ухоженными полями широкие, мощенные камнем дороги.

Дороги инков до сих пор используются местными жителями

Территория, занятая «сыновьями Солнца», как себя именовали инки, состояла из четырех частей, что и легло в основу как административного деления государства, так и официального его названия — Тауантинсуйу, что означало «четыре соединенные между собой стороны света».

Эти четыре провинции связывались одна с другой и все разом со столицей — городом Куско — дорожными системами. Пространства, обслуживаемые инкскими дорогами, были поистине необъятны — около 1 млн км 2 , или вместе взятые территория нынешнего Перу, большая часть Колумбии и Эквадора, почти вся Боливия, северные районы Чили и северо-западная область Аргентины. Примерно 30 тыс. км — такова общая протяженность дорог Тауантинсуйу, сохранившихся по сей день.

Сохранившиеся лучше других участки дороги, протяжённостью 6000 км. на территории шести стран, были внесены в 2014 году в список Всемирного наследия.

Основу шоссейной сети «сыновей Солнца» составляли две доминирующие магистрали. Древнейшую из них нарекли Тупа Ньян, или Королевская дорога. Начиналась она в Колумбии, пересекала горные цепи Анд, проходя через Куско, огибала на высоте почти 4000 м озеро Титикака и устремлялась вглубь Чили.

У историка XVI столетия Педро Соеса де Леоно можно, в частности, прочитать об этой дороге следующее: «Я полагаю, что с начала человечества не было такого примера грандиозности, как на этой дороге, которая проходит через глубокие долины, величественные горы, снежные высоты, над водопадами, через скальные осыпи и по краю чудовищных пропастей».

Другой хронист того времени писал: «…ни одно из самых замечательных сооружений в мире, о которых рассказывают античные авторы, не создавалось с такими усилиями и затратами, как эти дороги».

Вторая главная магистраль империи — именно по ней на Куско двигались первые отряды конкистадоров — тянулась по прибрежным долинам на расстояние 4000 км. Начинаясь у самого северного порта — города Тумбеса, она пересекала полупустынную территорию Косты, шла вдоль берега Тихого океана, вплоть до Чили, где смыкалась с Королевской дорогой.

Эта магистраль получила имя Уайна Копак-Ньян в честь верховного Инки, завершившего ее строительство незадолго до конкисты — завоевания «просвещенными европейцами» страны Тауантинсуйу.

Главной магистралью империи инков была Тупа Ньян, связывавшая через горы север и юг империи и считавшаяся до начала нашего столетия самой длинной шоссейной дорогой мира. Если бы ее расположить на Европейском континенте, то она пересекла бы его от Атлантики до Сибири. Эти две основные магистрали, в свою очередь, связывались между собой сетью второстепенных дорог, из которых обнаружены остатки лишь одиннадцати.

Самое же поразительное то, что величественные шоссе предназначались исключительно для пешеходов и вьючного транспорта. Уникальные магистрали были созданы инками, которые не знали колеса и использовали для транспортировки сравнительно небольших вьючных животных лам или же таскали грузы на себе.

Единственным транспортным средством служили ручные носилки, на которые имели право лишь верховный Инка, члены королевского рода, а также некоторые знатные лица и чиновники. Ламы же предназначались исключительно для перевозки грузов.

«Нулевой километр» всех древнеперуанских дорог находился в Куско — «Риме» инков, на его центральной священной площади. Этот символ центра страны, называемый Капак усно, представлял собой каменную плиту, на которой при важнейших религиозных церемониях восседал верховный Инка.

Умышленная порча дорог, мостов безоговорочно трактовалась законами инков как вражеская акция, тяжкое преступление, заслуживающее самой суровой кары. Непреложной была так называемая мита — трудовая повинность: каждому подданному империи надлежало отработать 90 дней в году на государственных стройках, в первую очередь на сооружении дорог, улиц, мостов. В это время государство полностью заботилось о питании, одежде, жилище рекрутируемых работников, вынужденных зачастую отбывать миту вдали от дома.

Впечатляющие успехи инков в дорожном деле можно объяснить педантичным, прямо-таки фанатичным выполнением всех обязанностей и искусно отлаженным государственным механизмом. Хотя строили дороги с помощью самых примитивных орудий, безупречная организация работ предопределила «дорожное чудо», сотворенное «сыновьями Солнца». Дорожники Тауантинсуйу не останавливались перед горными хребтами, вязкими болотами, раскаленными пустынями, всякий раз находя оптимальное техническое решение.

На головокружительной высоте у исполинских вершин (у горы Салькантай дорога Уайна Копак пролегает на отметке 5150 м над уровнем моря) предусмотрены крутые затяжные уклоны. Среди болотных топей древнеперуанские инженеры поднимали путь, насыпая для этого дамбу или плотину.

В песках прибрежной пустыни инки окаймляли свои дороги с двух сторон каменными метровыми бортиками, защищавшими дорогу от песчаных заносов и помогавшими солдатским шеренгам держать равнение. О том, как выглядела дорога инков в долинах, помогает узнать средневековая хроника:

«…по одну и другую ее стороны шла стена больше, чем хороший рост, и все пространство этой дороги было чистым и лежало под высаженными в ряд деревьями, а с этих деревьев со многих сторон падали на дорогу их ветви, полные плодов».

Люди, путешествовавшие по дорогам империи Тауантинсуйу, могли отдохнуть, поесть и переночевать на расположенных через каждые 25 км дорожных станциях тамбо, где имелись постоялый двор и склады с припасами. За содержанием и снабжением тамбо следили жители близлежащих деревень-айлью.

«Сыновьям Солнца» по силам было и возведение подземных коммуникаций. Подтверждение тому — потайной ход, соединяющий столичный город с крепостью Муяк-марка, — своего рода военной ставкой главы государства, расположенной в горах выше Куско.

Эта подземная извилистая дорога состояла из нескольких ходов, похожих на запутанные лабиринты. Столь сложное и необычное сооружение создавалось на случай вторжения неприятеля. При малейшей угрозе правители Тауантинсуйу вместе с казной беспрепятственно попадали в неприступную крепость, а враги, даже если им и удавалось проникнуть в тоннель, с большой вероятностью разбредались, сбивались с пути и безнадежно блуждали. Точный маршрут в лабиринте был строжайшей тайной, которой владели лишь верховные правители Тауантинсуйу.

Культовые дороги играли в жизни инков роль, соответствующую их фанатичной набожности. Каждая такая церемониальная дорога обладала своей архитектурной неповторимостью. Капакоча — «дорога коронации» — приводила на окраину Куско, к горе Чукиканча.

На ее вершину доставляли 200 тщательно отобранных детей без единого пятнышка или родинки на теле. Принц несколько раз дотрагивался до чистой кожи малышей, после чего он мог править империей. Детей же, одурманив наркотиками, приносили в жертву богам.

Любопытны потайные культовые дороги «сыновей Солнца», например вырубленный в скалах неподалеку от царской купальни (Тампу-Мучай) тоннель к подземным пещерам, освященным культом Ягуара. Вдоль стен тоннеля на время сакрального ритуала устанавливали мумии знаменитых инков, а в глубине — восседал сам Верховный Инка на высеченном в монолите двухметровом троне.

Тяготение инков к подземным дорогам объясняется не только военно-стратегическими соображениями, а и верованиями древнеперуанского населения. Как гласит предание, первый Инка, родоначальник великой династии, и его жена прошли от боливийского озера Титикака к месту будущего Куско именно под землей.

В районе этого крупнейшего в Латинской Америке озера обнаружены следы высокоразвитой цивилизации — Тиауанако. На территории в 500 тыс. км 2 существовало примерно 20 тыс. поселений, соединенных между собой насыпными дорогами, расходившимися от столицы Тиауанако по земледельческой округе.

Аэрофотосъемка позволила обнаружить дороги двухтысячелетней давности. Снимки запечатлели каменные пути протяженностью до 10 км, устремленные, вероятно, к главной магистрали, опоясывающей озеро.

Все это — убедительные аргументы в пользу гипотезы, что великая цивилизация инков возникла не на пустом месте и что дорожники Тауантинсуйу учились у своих предшественников, представителей культур Моче, Паракас, Наска, Тиауанако, создавших, в свою очередь, прекрасную дорожную сеть.

Древний город инков Мачу-Пикчу в Перу: гибель великой цивилизации

Найденный в горах древний город инков привлекает тысячи туристов со всего мира. В 2007 году Мачу-Пикчу был внесен в список всемирного достояния ЮНЕСКО и признан одним из Новых чудес света. Однако и сегодня не все тайны древнего города в Перу ученым удалось разгадать. Знаменитое золото инков так и не было найдено.

С древности до нас дошел список семи чудес света. К сожалению, сохранилось из них только одно — пирамида Хеопса. Но исследователи открывают все новые и новые достижения ушедших цивилизаций. Одно из новых чудес света — найденный в Перу древний город Мачу-Пикчу. Это таинственное обиталище инков, покинутое народом. Разрушить его не смогли ни войны, ни стихия.

Таинственный город в Андах

Легендарный Мачу-Пикчу расположен в Андах и скрыт между двумя горными пиками. Поскольку он находится на высоте 2450 метров над уровнем моря, его еще называют Небесным городом инков. В переводе с языка индейского народа кечуа его название означает «старая вершина».

Читать еще:  Хвост обезьяны

Построенный в XVI веке и загадочно покинутый своими жителями, Мачу-Пикчу был обнаружен только спустя столетия. Он стоит более 500 лет и не поддался ни дождям, ни горным оползням. Добраться до него не смогли и испанские конкистадоры, уничтожившие великое государство инков.

В 2007 году уникальный исторический комплекс был официально признан ЮНЕСКО Новым чудом света. Поток туристов к нему не иссякает. Чтобы сохранить прежде затерянный древний город инков, было принято решение ограничить число его посетителей. Сейчас в день на территорию Мачу-Пикчу допускается не более 2 500 туристов, а подняться на вершину горы Уайна-Пикчу разрешается лишь 400. В дальнейшем ЮНЕСКО настаивает на сокращении ежедневного числа туристов до 800.

История Мачу-Пикчу

Историки относят возведение Мачу-Пикчу к 1440 году. Он был построен при великом девятом правителе инков Пачакутеке Юпанки (Pachakutiq Yupanki), который правил с 1438 по 1471 годы. Считается, что жители оставили город в 1532 году, когда на территорию империи вторглись испанские завоеватели.

Предполагается, что город был императорской резиденцией правителя. Летом во дворце, который находился в столице, г. Куско, было слишком жарко, и правитель на это время переезжал в горы. По древнему преданию индейцев кечуа, поблизости, недалеко от озера Титикака располагался земной рай. Возможно, поэтому дворец императора был построен именно в Андах.

Как показывают исследования, в городе проживало 1 200 человек. Они занимались земледелием и строили новые сооружения на горных террасах. Инки поклонялись богу Солнца Инти, храм которого сохранился среди строений.

Открытие забытого города

Древний город был обнаружен американским исследователем, профессором Йельского университета Хайрамом Бингемом.

В 1908 году профессор возвращался с конгресса, следуя в Чили через Перу. В дороге он познакомился с наместником провинции Ла-Конвенсьон, который рассказал ему о Чокекирао. Этот город, очень схожий с Мачу-Пикчу, был фактически разграблен и стоял в руинах. Бингем посетил развалины Чокекирао и был впечатлен тем, что увидел. Тогда же он узнал, что у этого погибшего города есть «близнец», до сих пор не найденный.

Несмотря на разительное сходство с прославленной достопримечательностью, Чокекирао пользуется меньшей популярностью и гораздо хуже изучен. Причина в том, что добраться до него можно только пешком по древней тропе. Сюда не ходит поезд и невозможно добраться на автомобиле. На языке народа аймара название города означает «Золотая колыбель».

Вернувшись в Америку, Хайрам Бингем занялся изучением карт и исторических источников. Им была написана книга «Через Южную Америку». В ней профессор изложил все, что узнал о древних городах инков. Он полагал, что от современности остался скрыт легендарный город Вилькабамба, где инки спрятали свое золото и останки предков.

Книга Бингема произвела фурор. Научное сообщество Йельского университета приняло решение снарядить экспедицию в Перу для поисков останков древней цивилизации. С властями Перу был заключен договор о выделении охраны, так как предприятие не выглядело безопасным.

В 1911 году экспедиция Бингема добралась до Анд. По пути профессор пытался узнать у местных жителей что-нибудь о старинном городе. Наконец хозяин трактира рассказал ему о древних постройках у подножия горы Уайна-Пикчу. 24 июля экспедиция начала подниматься на Уайна-Пикчу. Забравшись достаточно высоко, исследователи увидели сверху террасы, похожие на те, что были в Чокекирао. С высоты также было видно, что там работают крестьяне. Поблизости виднелись хижины.

Местные жители отнеслись к расспросам Бингема очень недоверчиво. Они говорили о желании жить вдали от властей и помогать американцам не спешили. На одной из троп профессор встретил мальчика с кувшином. Форма и орнамент посуды явно указывали на древнее происхождение. За вознаграждение в одну монетку мальчик согласился показать, где нашел кувшин. Через час Хайрам Бингем вошел в Мачу-Пикчу и увековечил свое имя, навсегда связав его с открытием древнего города.

Куда исчезли жители

Историкам остается только предполагать, что представлял собой Мачу-Пикчу и почему жители его оставили.

По одной версии, город имел в первую очередь религиозное значение. Бингем обнаружил в городе скелеты погибших людей, которые были сочтены женскими. Высказывается предположение, что женщины-жрицы были убиты неизвестными. Инки сочли город оскверненным и покинули его.

Вторая версия более прозаична. Расположенный в горах, Мачу-Пикчу снабжался из Куско. Когда Куско был завоеван испанцами, снабжение нарушилось, и жить в горах стало невозможно. Поэтому обитатели покинули «город в облаках».

Как бы то ни было, величественные строения не были разрушены и разграблены завоевателями.

Священная площадь

Религиозным центром Мачу-Пикчу историки считают Священную площадь. Это ровная площадка, в северной части которой возвышается трехстенное здание из гранита. Для строительства были вытесаны огромные блоки высотой более человеческого роста.

К западной части храма примыкает строение, названное археологами Украшенной комнатой. Это свидетельство необыкновенного мастерства древних каменщиков.

На востоке площади расположен Храм трех окон. Его трапециевидные окна «смотрят» на восток.

Длинная гранитная лестница тянется от Священной площади к камню на вершине скалы, названному интиуатана. В переводе с языка кечуа это означает «место, где привязано солнце». Бингем писал, что инки считали жрецов способными 21-22 июня «привязать» солнце, замедлив его движение.

Поиски золота инков

Бингем искал легендарный город Вилькабамбу, где нашел последний приют Великий Инка. Он не был уверен, что это и есть Мачу-Пикчу, но ничего более подходящего на эту роль не обнаружил.

В 2012 году француз Тьерри Жамин заявил, что знает, где спрятано золото инков. Вместе с другим исследователем Давидом Креспи они обнаружили каменную плиту, за которой, по их мнению, находится вход в подземелье. Электромагнитное оборудование указало, что за камнем есть пустоты, возможно, представляющие собой подземные переходы. Куско просил дать ему право на ведение раскопок, утверждая, что нашел золотые сокровища инков.

Однако правительство страны в лице директора региона Куско Дэвида Угарте отказалось от таких действий. Угарте назвал Жамина охотником за золотом и заявил, что раскопки могут нанести непоправимый вред уникальному наследию предков.

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.

Очковые медведи нашли себе новый дом в руинах Мачу-Пикчу

Исследование перуанских ученых в Андах показало, что исторические места в Мачу-Пикчу являются домом для редких медведей.

Походы ученых и защитников дикой природы из Национальной службы по защите природных зон Перу и Общества охраны дикой природы (ООДП) в руины древнего города Мачу-Пикчу подтвердили: всемирно известное историческое место также является домом для биологически важных и символических животных – очковых медведей (Tremarctos ornatus).

На протяжении долгих лет исследователи изучали руины племени инков в Мачу-Пикчу и область вокруг, чтобы подтвердить присутствие редких медведей на этой территории. Ранее было известно, что часть популяции медведей обитает в области руин, но новое исследование показывает, что их численность в защищенной территории куда более высокая, чем считалось.

Руины древнего города Мачу-Пикчу считаются Всемирным наследием ЮНЕСКО, и только 35 из таких мест по всему миру являются одновременно и культурным, и природным наследием. Находки ученых крайне важны для дальнейшего планирования защиты очковых медведей как в руинах, так и за их пределами.

«Удивительно, что такое всемирно известное место является также оплотом существования для очковых медведей, – заявляет доктор наук Айзек Гольдштейн из ООДП. – Результаты нашего исследования помогут понять потребности этих животных и то, как нам помогать очковым медведям здесь, в Мачу-Пикчу».

Очковые медведи, которые еще называются андскими медведями, являются единственным специфическим для всей Южной Америки видом медведей. Их защита очень важна для поддержания биоразнообразия в регионе и сохранения символа южноамериканских стран.

Коротко

Экранизация творчества королевы детективов — теперь и на ShowJet.ru

Как уровень интеллекта влияет на сны человека, выяснили эксперты

Ученые рассказали об оптической обработке информации

Новая версия Renault Trafic скоро поступит в продажу в Великобритании

Названы эффективные способы сохранить печень здоровой

Известно, для чего мотыльки развили шумоподавляющие чешуйки

Экспертам удалось остановить у мышей развитие склероза

Футболисты с геном АРОЕ больше других рискуют заполучить деменцию

Новый длиннобазный внедорожник Range Rover поймали фотошпионы

Официально представлен электрический шоу-кар Polestar Precept

Седан Toyota Century получил выхлопную систему стоимостью 18 тыс. долларов

Стартовали продажи нового кроссовера Volkswagen Jetta VS7

Представлен новый кроссовер Mercedes-AMG GLA 45

В 2020 году возродят модель Nokia 5310 XpressMusic

Глава Redmi объявил о прекращении продаж смартфона Redmi K20 Pro

Невероятные дороги инков. Коммуникации древних цивилизаций

Самое крупное известное государство Нового Света — государство инков — просуществовало чуть более 300 лет. А имперский период, когда инки подчинили себе почти всю западную часть южноамериканского континента, длился и того меньше — всего около 80 лет.

Но за столь короткое время инки и подчиненные им народы создали огромное количество уникальных материальных ценностей. Кажется невероятным, что буквально из ничего, из россыпи племен, возникла одна из великих империй древности, протянувшаяся узкой лентой вдоль восточного побережья Южной Америки на 4000 км — от берегов Тихого океана до плато в Андах, расположенных на 4000-метровой высоте.

Инки, не знавшие в те времена ни колеса, ни железа, возводили гигантские строения. Сотворили изысканные предметы искусства, тончайшие ткани, оставили множество золотых изделий. Получали урожаи на горных высотах, где природа всегда враждебна к землепашцу.

Большая часть наследия инков, как и их самих, была уничтожена испанцами. Но памятники монументальной архитектуры разрушить полностью не удалось. И сохранившиеся до наших дней образцы древнего зодчества не только вызывают восхищение, но и ставят перед исследователями ряд практически неразрешимых вопросов.

Вторая Южная экспедиция конкистадоров под руководством Франсиско Писарро вглубь неизведанного материка оказалась весьма удачной для испанцев. После похода по диким джунглям в поисках новой добычи перед ними в начале 1528 года предстал большой каменный город с прекрасными дворцами и храмами, просторными портами, с богато одетыми жителями.

То был один из городов инков — Тумбес. Особенно поразили конкистадоров протянувшиеся повсеместно между ухоженными полями широкие, мощенные камнем дороги.

Дороги инков до сих пор используются местными жителями

Читать еще:  Неработающих ягдтерьеров не бывает!

Территория, занятая «сыновьями Солнца», как себя именовали инки, состояла из четырех частей, что и легло в основу как административного деления государства, так и официального его названия — Тауантинсуйу, что означало «четыре соединенные между собой стороны света».

Эти четыре провинции связывались одна с другой и все разом со столицей — городом Куско — дорожными системами. Пространства, обслуживаемые инкскими дорогами, были поистине необъятны — около 1 млн км2, или вместе взятые территория нынешнего Перу, большая часть Колумбии и Эквадора, почти вся Боливия, северные районы Чили и северо-западная область Аргентины. Примерно 30 тыс. км — такова общая протяженность дорог Тауантинсуйу, сохранившихся по сей день.

Сохранившиеся лучше других участки дороги, протяжённостью 6000 км. на территории шести стран, были внесены в 2014 году в список Всемирного наследия.

Основу шоссейной сети «сыновей Солнца» составляли две доминирующие магистрали. Древнейшую из них нарекли Тупа Ньян, или Королевская дорога. Начиналась она в Колумбии, пересекала горные цепи Анд, проходя через Куско, огибала на высоте почти 4000 м озеро Титикака и устремлялась вглубь Чили.

У историка XVI столетия Педро Соеса де Леоно можно, в частности, прочитать об этой дороге следующее: «Я полагаю, что с начала человечества не было такого примера грандиозности, как на этой дороге, которая проходит через глубокие долины, величественные горы, снежные высоты, над водопадами, через скальные осыпи и по краю чудовищных пропастей».

Другой хронист того времени писал: «. ни одно из самых замечательных сооружений в мире, о которых рассказывают античные авторы, не создавалось с такими усилиями и затратами, как эти дороги».

Вторая главная магистраль империи — именно по ней на Куско двигались первые отряды конкистадоров — тянулась по прибрежным долинам на расстояние 4000 км. Начинаясь у самого северного порта — города Тумбеса, она пересекала полупустынную территорию Косты, шла вдоль берега Тихого океана, вплоть до Чили, где смыкалась с Королевской дорогой.

Эта магистраль получила имя Уайна Копак-Ньян в честь верховного Инки, завершившего ее строительство незадолго до конкисты — завоевания «просвещенными европейцами» страны Тауантинсуйу.

Главной магистралью империи инков была Тупа Ньян, связывавшая через горы север и юг империи и считавшаяся до начала нашего столетия самой длинной шоссейной дорогой мира. Если бы ее расположить на Европейском континенте, то она пересекла бы его от Атлантики до Сибири! Эти две основные магистрали, в свою очередь, связывались между собой сетью второстепенных дорог, из которых обнаружены остатки лишь одиннадцати.

Самое же поразительное то, что величественные шоссе предназначались исключительно для пешеходов и вьючного транспорта. Уникальные магистрали были созданы инками, которые не знали колеса и использовали для транспортировки сравнительно небольших вьючных животных лам или же таскали грузы на себе.

Единственным транспортным средством служили ручные носилки, на которые имели право лишь верховный Инка, члены королевского рода, а также некоторые знатные лица и чиновники. Ламы же предназначались исключительно для перевозки грузов.

«Нулевой километр» всех древнеперуанских дорог находился в Куско — «Риме» инков, на его центральной священной площади. Этот символ центра страны, называемый Капак усно, представлял собой каменную плиту, на которой при важнейших религиозных церемониях восседал верховный Инка.

Умышленная порча дорог, мостов безоговорочно трактовалась законами инков как вражеская акция, тяжкое преступление, заслуживающее самой суровой кары. Непреложной была так называемая мита — трудовая повинность: каждому подданному империи надлежало отработать 90 дней в году на государственных стройках, в первую очередь на сооружении дорог, улиц, мостов. В это время государство полностью заботилось о питании, одежде, жилище рекрутируемых работников, вынужденных зачастую отбывать миту вдали от дома.

Впечатляющие успехи инков в дорожном деле можно объяснить педантичным, прямо-таки фанатичным выполнением всех обязанностей и искусно отлаженным государственным механизмом. Хотя строили дороги с помощью самых примитивных орудий, безупречная организация работ предопределила «дорожное чудо», сотворенное «сыновьями Солнца». Дорожники Тауантинсуйу не останавливались перед горными хребтами, вязкими болотами, раскаленными пустынями, всякий раз находя оптимальное техническое решение.

На головокружительной высоте у исполинских вершин (у горы Салькантай дорога Уайна Копак пролегает на отметке 5150 м над уровнем моря) предусмотрены крутые затяжные уклоны. Среди болотных топей древнеперуанские инженеры поднимали путь, насыпая для этого дамбу или плотину.

В песках прибрежной пустыни инки окаймляли свои дороги с двух сторон каменными метровыми бортиками, защищавшими дорогу от песчаных заносов и помогавшими солдатским шеренгам держать равнение. О том, как выглядела дорога инков в долинах, помогает узнать средневековая хроника:

«. по одну и другую ее стороны шла стена больше, чем хороший рост, и все пространство этой дороги было чистым и лежало под высаженными в ряд деревьями, а с этих деревьев со многих сторон падали на дорогу их ветви, полные плодов».

Люди, путешествовавшие по дорогам империи Тауантинсуйу, могли отдохнуть, поесть и переночевать на расположенных через каждые 25 км дорожных станциях тамбо, где имелись постоялый двор и склады с припасами. За содержанием и снабжением тамбо следили жители близлежащих деревень-айлью.

«Сыновьям Солнца» по силам было и возведение подземных коммуникаций. Подтверждение тому — потайной ход, соединяющий столичный город с крепостью Муяк-марка, — своего рода военной ставкой главы государства, расположенной в горах выше Куско.

Эта подземная извилистая дорога состояла из нескольких ходов, похожих на запутанные лабиринты. Столь сложное и необычное сооружение создавалось на случай вторжения неприятеля. При малейшей угрозе правители Тауантинсуйу вместе с казной беспрепятственно попадали в неприступную крепость, а враги, даже если им и удавалось проникнуть в тоннель, с большой вероятностью разбредались, сбивались с пути и безнадежно блуждали. Точный маршрут в лабиринте был строжайшей тайной, которой владели лишь верховные правители Тауантинсуйу.

Культовые дороги играли в жизни инков роль, соответствующую их фанатичной набожности. Каждая такая церемониальная дорога обладала своей архитектурной неповторимостью. Капакоча — «дорога коронации» — приводила на окраину Куско, к горе Чукиканча.

На ее вершину доставляли 200 тщательно отобранных детей без единого пятнышка или родинки на теле. Принц несколько раз дотрагивался до чистой кожи малышей, после чего он мог править империей. Детей же, одурманив наркотиками, приносили в жертву богам.

Любопытны потайные культовые дороги «сыновей Солнца», например вырубленный в скалах неподалеку от царской купальни (Тампу-Мучай) тоннель к подземным пещерам, освященным культом Ягуара. Вдоль стен тоннеля на время сакрального ритуала устанавливали мумии знаменитых инков, а в глубине — восседал сам Верховный Инка на высеченном в монолите двухметровом троне.

Тяготение инков к подземным дорогам объясняется не только военно-стратегическими соображениями, а и верованиями древнеперуанского населения. Как гласит предание, первый Инка, родоначальник великой династии, и его жена прошли от боливийского озера Титикака к месту будущего Куско именно под землей.

В районе этого крупнейшего в Латинской Америке озера обнаружены следы высокоразвитой цивилизации — Тиауанако. На территории в 500 тыс. км2 существовало примерно 20 тыс. поселений, соединенных между собой насыпными дорогами, расходившимися от столицы Тиауанако по земледельческой округе.

Аэрофотосъемка позволила обнаружить дороги двухтысячелетней давности. Снимки запечатлели каменные пути протяженностью до 10 км, устремленные, вероятно, к главной магистрали, опоясывающей озеро.

Все это — убедительные аргументы в пользу гипотезы, что великая цивилизация инков возникла не на пустом месте и что дорожники Тауантинсуйу учились у своих предшественников, представителей культур Моче, Паракас, Наска, Тиауанако, создавших, в свою очередь, прекрасную дорожную сеть.

ТОП-10: Факты об инках, которые вы, вероятно, не знали

Империя инков просуществовала всего около 100 лет, пока в 16 веке ее не захватили испанцы. Последний император инков Атауальпа (Atahualpa) был казнен 26 июля 1533 года. Его останки были похоронены испанцами, согласно христианской традиции, но полагают, что позже его последователи выкопали и мумифицировали их, согласно традициям инков.

До этого инки в спешке убегали от испанцев, покинув цитадель Мачу-Пикчу (Machu Picchu). Испанцы положили конец цивилизации, которая оставила после себя развитую сеть дорог, законопослушное общество и хорошо развитую сельскохозяйственную систему, обеспечивавшую продуктами своих граждан. Инки, возможно, были отрезаны Андами от всего остального мира, но они оставили после себя удивительное наследие, которое продолжают изучать сегодня.

10. Подвесные мосты


Фото: Rutahsa Adventures

Когда испанские конкистадоры вторглись в Перу, они были ошарашены видом подвесных веревочных мостов, перекинутых через пугающие пустоты в огромных ущельях. Испанцы считали себя более развитыми, чем инки, которые еще не изобрели колесо, но они понятия не имели, как строить такие мосты, используя для этого скрученные волокна из травы и шерсти альпаки. Технику возведения такого моста можно увидеть ежегодно в Кюсвечака (Q’eswachaka), месте, где находится последний подвесной мост инков, который в течение трех дней местные жители ремонтируют, используя традиционную технику.

Однако было и пострашнее. Мост Инков, каменный путь, ведущий к Мачу-Пикчу, очень опасен, его ширина составляет всего несколько десятков сантиметров, а длина — 76 метров. Если этого недостаточно, чтобы сделать его неприступным, то в нем есть съемная деревянная часть, которую использовали в качестве разводного моста, чтобы загнать в тупик захватчиков. Атакующие, которым приходилось осторожно пробираться по мосту, натыкались на отверстия от снятых деревянных досок и разбивались насмерть. Хотя эту дорогу закрыли для публики, поскольку она очень опасна, туристы часто гибнут на Тропе инков, идя со стороны скалы и отвлекаясь, чтобы сделать селфи.

9. Фантастические ирригационные системы

Крутые Анды – не самое лучшее место для развития земледелия, но инки сумели создать систему террас и орошения, что позволяло им выращивать зерновые. Они вырезали широкие платформы в виде ступеней по склонам гор, что позволяло им получить плоскую область для выращивания растений. Подсчитано, что во времена расцвета цивилизации инков они обрабатывали около миллиона гектаров земли.

Каменные опорные стены защищали террасы от морозов, а, для лучшего орошения инки заполняли террасы грязью, гравием и песком. Они также разработали сложную дренажную систему для отвода воды с гор в сезон дождей. Их ирригационные системы были настолько хороши, что урожай мог продержаться без ущерба в течение месяцев. Следы этой дренажной системы можно обнаружить и сегодня.

Читать еще:  Первые караси сезона

8. Они очень любили картофель

Возвращаясь к выращиванию сельскохозяйственных культур, инки очень любили картофель. Было подсчитано, что они выращивали более 3000 разных сортов картофеля. Это очень много картошки.

Дикий картофель рос во всем южном Перу и Боливии в течение тысяч лет, прежде чем инки начали его культивировать. Вторгшиеся испанские войска обнаружили картофель, стремясь обнаружить Эльдорадо, но так и не поняли, что этот скромный коричневый клубень будет стоить гораздо дороже золота. Испанцы завезли картофель в Европу, а оттуда он распространился по всему миру. Сначала к нему относились с крайним подозрением и использовали в основном как корм для животных, пока представители высшего класса не стали употреблять его в пищу. Говорят, что Мария-Антуанетта (Marie Antoinette) даже носила цветок картофеля в волосах.

Антропологи считают, что инки разработали сложный семилетний севооборот картофеля, что позволяло им экспериментировать с различными сортами. Возможно, кому-то следовало рассказать им о моркови.

7. Они действительно поклонялись Солнцу


Фото: Phenomenal Travel Videos/YouTube

Инки верили, что их предком является бог Солнца Инти (Inti). Обычно его изображали в образе человека с золотой маской на лице, из которой исходят солнечные лучи. До сих пор сохранились несколько храмов Солнца, включая один в Саксайуамане (Sacsayhuaman) и знаменитый храм Солнца в Мачу-Пикчу. В последнем храме в день зимнего солнцестояния в конце июня, солнце проникает через окно храма, формируя идеальный прямоугольник света вокруг алтаря и создавая острую тень, которая указывает прямо на . . . мы не знаем, на что. Во время летнего солнцестояния свет солнца проникает через противоположное окно, и происходит то же самое.

Камень прямоугольной формы описывается как «алтарь», но он, вероятно, слишком низкий, чтобы его можно было использовать в подобном качестве. Однако, вырезанный в нем желобок отбрасывает тень только тогда, когда солнце находится прямо посередине окна. До сих пор продолжаются споры относительно назначения этого объекта, было высказано предположение, что, возможно, его использовали для оценки наилучшего времени посадки сельскохозяйственных культур.

6. Это написано звездами

Инки были великими астрономами. Считается, что город инков Куско (Cusco) имел лучеобразный план застройки, имитирующий как лучи солнца, так и некоторые созвездия. Инки внимательно следили за движением звезд, чтобы знать, когда сажать и собирать урожай.

В Мачу-Пикчу вы найдете два зеркальных бассейна, которые, как полагают, использовались для наблюдения за созвездиями, отражающимися в воде. Инки умели различать планету Венеру и верили, что она слуга Солнца, который иногда идет впереди него, а иногда позади, но при этом всегда остается рядом со своим хозяином.

Инки построили ряд обсерваторий, в том числе Кориканча (Coricancha) в Куско, которая была полностью покрыта золотом. Она была разрушена грабителями испанцами. Храм снесли, а на его месте возвели собор, использовав большую часть оригинальных материалов. От первоначального храма остался только фундамент.

Доказательством прочности архитектуры инков, является тот факт, что во время землетрясения церковь была разрушена, а фундамент, возведенный инками, остался стоять.

5. Они редко приносили в жертву детей


Фото: grooverpedro

Было много разговоров о том, что инки приносили в жертву детей, и тому есть некоторые доказательства. Но, похоже, такое случалось крайне редко. Обычно инки приносили в жертву своим богам ламу, чаще черную, которая считалась более редкой и, следовательно, более ценной. В то время любая лама была бы ценным товаром. Эти животные были источником шерсти, мяса и навоза, необходимого для земледелия, и отлично подходили для высокогорной и крутой сельской местности, где их часто использовали в качестве вьючных животных.

Лам часто приносили в жертву ради хорошего урожая. Испанский летописец описал жертвоприношение черной ламы во время праздника Солнца: «Инки взяли ламу и положили ее на алтарь, головой на восток. Пока она была еще жива, инки разрезали ее левый бок. Они вытащили ее сердце, легкие и внутренности, все вместе. Особым везением считалось, если извлеченные легкие еще трепетали».

Однако, в трудные времена и в периоды голода, инки прибегали к капакоча (capacocha) – человеческому жертвоприношению, часто жертвой выступал ребенок. Особое предпочтение отдавалось половозрелым девочкам.

Империя инков находилась в центре Тихоокеанского вулканического огненного кольца, где сталкиваются тектонические плиты Наска и Южной Америки, вызывая землетрясения и извержения вулканов. Кроме того, каждые семь лет регион страдал от ураганов, похожих на Эль-Ниньо (El Nino), что приводило к ужасным наводнениям, уничтожающим их посевы. Урожаи имели решающее значение для выживания инков, поэтому, когда будущее выглядело особенно мрачным, астрономы и священники требовали принесения самой высокой жертвы—ребенка.

Однако по сравнению с жертвоприношением ламы, жертвоприношение детей проходило вполне цивилизованно. Стать жертвой считалось большой честью. Для этого со всей империи выбирали самых красивых детей. В их честь проводились праздники и фестивали. Дети шли к месту жертвоприношения часто сотни километров, и по пути их чествовали.

Когда, наконец, наступало время, их накачивали листьями коки и алкоголем, а затем душили, сливали кровь или хоронили заживо. Часто детей приносили в жертву группами, а затем их тела хоронили вместе с изысканными предметами из золота, серебра и керамики.

В 2004 году в Чокепукио (Choquepukio), недалеко от Куско во время раскопок были обнаружены останки семи детей. Вместе с ними были захоронены артефакты, похожие на те, которые находили ранее при раскопках, и которые считаются связанными с жертвами капакоча.

4. Они придали выражению «Большая голова» совершенно новый смысл


Фото: Didier Descouens

Инкам и их предкам нравились большие головы. Представители элиты перевязывали головы своих маленьких детей, чтобы изменить естественную форму черепа. Подобно китайской практике перевязывания ног, имевшей место в правящем классе, Перуанская аристократия принялась перевязывать головы своих детей, помещая череп между двумя кусками дерева и оборачивая их плотной тканью, чтобы в результате искусственной деформации придать черепу каплевидную форму.

Эта традиция зародилась задолго до образования Империи инков. В племени Коллагуа (Collagua), жившем на юго-востоке Перу, детям из родовитых семей перевязывали головы, чтобы выделить их из общей массы. Полагают, что эту практику инки переняли, чтобы обеспечить ассимиляцию двух общин. Однако вскоре она выродилась. На изображениях более поздних царей инков, таких как великий Пачакути Инка Юпанки (Pachacuti Inca Yupanqui), который построил Цитадель Мачу-Пикчу, вообще нет никаких признаков аномалии черепа.

Эту сложную процедуру обычно начинали выполнять вскоре после рождения и продолжалась она несколько месяцев, иногда до двух лет. Побочных эффектов у нее было на удивление немного. Ряд исследований показал, что перевязывание головы оказывает незначительное воздействие на сам череп, а неизбежное изменение формы мозга не имеет побочных эффектов. До тех пор, пока общий объем мозга остается неизменным, эта процедура, похоже, не вызывает никаких повреждений.

3. Время по-инкски

Интихуатана (Intihuatanas), которую также называют «обителью Солнца», является ничем иным, как солнечными часами. Двое таких часов все еще существуют, одни из них в Мачу-Пикчу. Камень служил не только солнечными часами, он находился на вершине цитадели, а для измерения времени использовалась его тень. Камень также был своеобразным алтарем для вознесения молитв об успешном урожае. Считалось, что камень дает силу тем, кто прикасается к нему возможно, потому, что его положение позволяло камню поглощать тепло Солнца.

Камень был поврежден в 2000 году, когда во время съемки рекламы пива на него упал кран, и один угол каменной глыбы разбился на десятки кусочков. Решили, что ремонтные работы по его восстановлению будут затруднены из-за температурных колебаний, которые заставляют камень расширяться и сжиматься, что потенциально помешает любому длительному ремонту.

Теперь рядом с этими руинами снимать запрещено.

2. Они не умели писать, но отлично считали


Фото: Claus Ableiter

У цивилизации инков не было письменности, что делало работу историков и антропологов достаточно сложной. Из всех цивилизаций бронзового века инки были единственными, у кого не было какой-либо системы письма.

Самое похожее, что удалось найти антропологам, — это сложная система плетения узелков, известная как кипу, которая использовалась в основном для подсчета и учета финансовых операций. Испанские отчеты колониальных времен утверждают, что с помощью кипу инки также записывали историю, биографии и письма, но исследователи до сих пор не смогли обнаружить какого-нибудь, кроме числового, значения шнуров и узлов.

Считается, что узлы использовались для инвентаризации запасов кукурузы, бобовых и других продуктов. Расстояние между узлами могло отображать количество подсчитываемых товаров-чем больше расстояние, тем больше пшеницы или картофеля было на складах.

1. Каменная кладка инков — как они это делали?

Самое впечатляющее наследие инков -это их уникальный способ строительства, для которого не требовалось использовать раствор или цемент. В Саксайуамане (Sacsayhuaman) все еще можно увидеть остатки стен, построенных из камней, некоторые из которых весят более 100 тонн.

Огромные блоки добывались на месте и обрабатывались с помощью бронзовых инструментов, а затем их перемещали с помощью веревок, бревен и шестов. На некоторых камнях в Саксайуамане до сих пор есть углубления, куда рабочие вставляли шесты, чтобы захватить камень. Камни грубо вырубали из породы в карьере, а затем обрабатывали в конечном пункте назначения. Обрезка и установка камней на месте была настолько точной, что необходимости в строительном растворе не возникало. Затем блоки отполировывались гладкими шлифовальными камнями и песком.

Камни укладывались так точно, что раствор был не нужен, и инки разработали систему строительства зданий, включавшую «запирающий камень», или «замковый камень» со многими углами, к которому подходили все остальные камни. В Саксайуамане есть камень с 13-углами, а Мачу-Пикчу может похвастаться огромным камнем с 32 углами.

Считается, что эта система строительства позволила зданиям инков пережить землетрясения, которые часто случаются в этом районе, поскольку система запирания камней позволяла им двигаться, но возвращаться на свое место, когда толчки стихали.

Система строительства инков долгие годы оставалась утраченной, но теперь археологи и историки пришли к выводу, что сначала создавалась форма из глины, которую затем переносили на камень, чтобы обрезать его должным образом, после чего камень очень тщательно обрабатывали, пока он не подходил идеально.

Источники:

http://nlo-mir.ru/civilizacia/50555-zagadki-drevnego-peru.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5ca6ead92b3ad600b22b8086/5cf6c1f022f0d900afbfa41e
http://rusargument.ru/38477_ochkovye_medvedi_nashli_sebe_novyj_dom_v_ruinah_machu_pikchu_brvkvn
http://cont.ws/post/533639
http://bugaga.ru/interesting/1146767209-top-10-fakty-ob-inkah-kotorye-vy-veroyatno-ne-znaete.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector