1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О ПРИНЦИПАХ И ОБЩЕСТВАХ

Гражданское общество: понятие, сущность, признаки, структура

Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество – такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются его права и свободы, а государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободы. Находясь под контролем общества, государственная и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Структура:

1. Экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ.

2. Политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику).

3. Духовно-культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения.

4. Социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.

Признаки:

— свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования);

— правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции;

— открытость – информационная свобода, т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны;

— плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие.

Сущность и основные принципы гражданского общества.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя­ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны.

К ним относятся:

1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры­ночные отношения;

2. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. Легитимность и демократический характер власти;

4. Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди­ческая защищенность личности;

5. Правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. Классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество – не государственно–политическая, а глав­ным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятель­ности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество – открытое, демократическое, саморазвивающееся общество в котором центральное место занимает человек гражданин и личность.

Гражданское общество – это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, и защищаются его права и свободы, государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах, демократии и справедливости.

Основные признаки:

3. Свобода обеспечивается, когда :

— индивид независим от государства – не находится под его тотальным контролем;

— индивид является собственником, т.е. обладает средствами, необходимыми для достойного существования;

— человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

— человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации;

— человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

— права и свободы человека признаются, соблюдаются, и защищаются государством;

— существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты.

2. Открытость, т.е. наличие информационной свободы, свободы мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны.

3. Плюрализм, который характеризуется наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп; политических сил, выражающих их интересы, свободной конкуренции политических сил в борьбе за отстаивание интересов и за обладание государственной властью; развитой структурированной политической системы и ее стабильностью; достаточным совершенством государственного аппарата и наличия разделения властей, наличием в обществе разных точек зрения, свободой их выражения и отсутствия обязательной государственной идеологии.

4. Правовой характер. Им общество обладает там, где имеет место правовое государство, т.е. государство, основанное на праве, соблюдения законов, подзаконных актов.

5. Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают, и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический, культурно-нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженных в юридических правах и обязанностях. Составляющими элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде 5 основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности.

1. Социальная – охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием; межличностные отношения; большие социальные общности людей связанные общими интересами – нации, национальности, социальные группы, отношения между крупными социальными группами.

2. Экономическая система – совокупность экономических институтов и отношений, в которых люди вступают в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта:

— отношения собственности (частная, государственная, муниципальная)

— производство социальных материальных и нематериальных благ – в основе лежит созидательный труд членов общества, следовательно, частью экономических отношений являются трудовые отношения, производственные отношения.

Структурными элементами экономической системы выступают:

— частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия;

— индивидуальные частные предприятия граждан.

3. Политическая система – совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь, и осуществляется государственная власть:

— политические партии, общественные движения, организации;

— политические отношения между этими элементами;

— политические нормы, традиции;

4. Духовно-культурная – совокупность нематериальных благ, отношений по поводу их институтов, через которые реализуются данные отношения:

— отношения, связанные с образованием;

— соответствующие (научные, культурные) отношения и институты.

5. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации.

Структурные элементы: общественные, муниципальные, частные организации, учреждения, предприятия, граждане и их объединения, осуществляющие производство выпускаемых средств массовой информации. Такая информация носит условный характер. Все структурные части тесно взаимосвязаны, и взаимодействую. Объединяющий фактор – человек.

newinspire

Сущность и основные принципы гражданского общества

Ключевые слова: сущность, основные, принципы, гражданского, общества

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело — проект, другое — его реальное воплощение в жизнь.

Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов , лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество — не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними.

Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости.

Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача — «не мешать» нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности.

Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

Читать еще:  Что мы хотим видеть?

В то же время звание «гражданин» выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». — Н.А. Некрасов).

Следует различать гражданство и гражданственность — это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Гражданское общество — открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя.

Как отмечается в литературе, идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, «очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться»

Иными словами, «раздельное» существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос — какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.

Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более — авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления.

Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым — сословие. . читать далее .

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в своё время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетённому положению людей, неравенству и ограничению в правах.

В то же время звание «гражданин» выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу. Следует различать гражданство и гражданственность — это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Идея гражданского общества в своё время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться [18, с. 57].

Экономическая основа гражданского общества

Фундаментальный либеральный принцип — принцип экономической свободы как права на личное владение собственностью при защите этого права государством — сформулировал Дж. Локк. Основой его политической теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность. Однако, в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей, человек расстается со своей свободой» в пользу верховной власти, чтобы она защищала его естественные права («Два трактата о правлении», 1690).

Именно сохранение своей собственности является, по Локку, основным мотивом объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства. Дж. Локк выступил и автором теории разделения властей, согласно которой для обеспечения эффективного самоуправления и защиты прав экономических меньшинств необходима система противовесов и сдержек.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда.

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Частная собственность — основа гражданского общества — после социализма может возникнуть только в результате широкомасштабной приватизации бывшей «социалистической собственности». Приватизация означает глубокую трансформацию государственной власти, ибо отторгает ее от распоряжения всей собственностью страны [31, с. 723].

В условиях нынешней белорусской действительности, когда рыночные отношения еще складываются, ослабление роли государства было бы ошибкой. В деле реформирования общества не должно быть стихии. Задача заключается в том, чтобы найти разумное соотношение между скоростью реформ и реальной социальной платой за нее, отыскать оптимальные способы участия государства в экономических процессах.

Одним из важнейших условий существования гражданского общества является наличие института частной собственности. «Развитие института частной собственности Чичерин представляет как непрерывное утверждение и расширение свободы в отношении внешнего мира. Собственность как материальное воплощение внешнего мира представляет собой открытое поприще, в котором беспрепятственно проявляется деятельность гражданского общества и его членов»[33, с. 111], — пишет Ю.М. Резник в своей монографии.

Рассматривая гражданское общество, выделяют следующие предпосылки и основания частной собственности:

— частная собственность есть способ индивидуального бытия человека, соответствующий естественным инстинктам человека, его праву на самостоятельность и самодеятельность;

— частная собственность развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу, способствуя тем самым напряженному труду;

— она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям;

— частная собственность учит человека творчески любить труд и землю, укрепляет семейные связи и т. д.;

— она пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, приучает к гражданскому правопорядку;

— частная собственность формирует у людей чувство хозяйственной солидарности, не нарушая их свободу и приучая их работать в условиях конкуренции.

Конституционно «экономический» принцип гражданского общества закреплен в статьях 13 и 44. Согласно статье 13 Конституции «Собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности…» Статья 44 Конституции гласит: «Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом…»

Экономическая основа гражданского общества раскрывается и принципами рыночной экономики: свобода выбора видов и форм деятельности; всеобщность рынка; равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности; саморегулирование деятельности; принцип договорных отношений; свобода ценообразования; самофинансирование; децентрализация управления и самостоятельность; государственное регулирование; конкуренция и механизмы социальной защиты.

Понятие и принципы гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аракелян Элина Рубеновна

В статье рассматриваются и обобщаются сложившиеся представления о категории «гражданское общество». Предлагается авторская конструкция понятия «гражданское общество», выделяются основные принципы гражданского общества .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аракелян Элина Рубеновна

CONCEPT AND PRINCIPLES OF CIVIL SOCIETY

The developed ideas of the category «civil society» are considered and generalized. The author’s design of the concept «civil society» is offered. The basic principles of civil society are allocated, their characteristic is offered

Текст научной работы на тему «Понятие и принципы гражданского общества»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются и обобщаются сложившиеся представления о категории «гражданское общество». Предлагается авторская конструкция понятия «гражданское общество», выделяются основные принципы гражданского общества.

Ключевые слова: идея гражданского общества, понятие «гражданское общество», принципы гражданского общества, основные начала гражданского общества.

Обобщая сложившиеся представления о гражданском обществе, отличающиеся не только формулировками, но и подходами к пониманию самой природы исследуемого явления [4, с. 20; 7, с. 7], можно сделать следующие выводы. Отдельные авторы представляют гражданское общество как совокупность отношений в обществе (К. С. Гаджи-ев); другие рассматривают его как некую саморегулирующуюся, негосударственную общественную реальность (А. А. Галкин, И. И. Кравченко, К. А. Струсь, Ю. А. Красин); третьи понимают под гражданским обществом совокупность лиц или негосударственных институтов (А. М. Ми-гранян, В. А. Затонский, И. Шапиро, Г. В. Осипов); четвертые, используя структурный метод, определяют гражданское общество с точки зрения его сложной внутренней самоорганизации (В. В. Лысенко, А. Д. Хлопин); пятые полагают, что рассматривать гражданское общество следует с позиций деятельностного подхода (А. С. Автономов). Ряд ученых предлагает рассматривать гражданское общество в качестве определенного, наиболее качественного уровня развития социума (С. А. Авакьян, С. Н. Шевердяев, Н. И. Мату-зов). По мнению других исследователей (В. В. Ло-косов, А. И. Будов), понятие «гражданское общество» содержит в себе большую идеологическую нагрузку, включается в структуру общественного сознания и призвано осмысливать и санкционировать происходящие в стране перемены.

В настоящее время переход к информационному обществу, развитие различных форм социальной активности и демократии, процессы глобализации возродили интерес к необходимости широкого осмысления происходящих в социуме явлений. Безусловно, первоначальное представление о гражданском обществе как «борьбе всех против всех» кануло в Лету. Сегодня гражданское общество — это продукт естественного развития человечества, выражающийся в особом характере экономических, духовных, нравственных ус-

Читать еще:  Беличьи свадьбы

ловий жизни, способствующий свободной реализации не только частных, но и публичных интересов, достижение которых возможно в процессе действенных социальных коммуникаций, которые строятся на основе равенства, свободы и справедливости.

Гражданское общество, как и общество вообще, представляет собой самоорганизующуюся систему поведения и взаимодействия людей друг с другом, связанных общностью интересов, национальными и культурными традициями, особенностями экономики, моральными, религиозными, правовыми ценностями [5, с. 48]. При этом гражданское общество постоянно развивается, расширяются коммуникации людей, их разнообразных объединений, организаций. Не следует забывать, что не существует единого для всех гражданского общества. В каждой стране оно имеет свои отличительные черты. Вместе с этим есть нечто общее, что позволяет определить гражданское общество как систему жизнедеятельности самых различных личностей, сферу личной свободы, ограниченную только определенными социальными нормами (в первую очередь, моральными, затем правовыми). При этом для гражданского общества, как и для любой другой динамично развивающейся системы, характерно сосуществование «прагматического и иррационального, закономерного и случайного, которое проявляется через деятельность личностей в процессе удовлетворения своих интересов, осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, интересов и дарований» [8, с. 137].

Применительно к российской действительности стоит помнить, что институты гражданского общества пока не стали реально работающей, достаточно массовой и стабильной структурой, где учитывались бы такие ценности человека, как свобода, независимость, ответственность. Именно эти качества более всего оказывают влияние на общественную жизнь. Решение проблемы становления

Трибуна молодого ученого

и развития гражданского общества в России требует учета опыта, истории мысли, как отечественной, так и зарубежной [2, с. 384], и в особенности регулятивного потенциала права и государства.

Исходя из приведенных выше рассуждений, представляется вполне разумным предложить свою собственную дефиницию гражданского общества.

Гражданское общество — это совокупность негосударственных структур, институтов, обеспечивающих коммуникации в политической, экономической, правовой, семейной, культурной, духовной жизни с целью удовлетворения потребностей человека.

Для более глубокого понимания гражданского общества необходимо обратиться к его принципам, определяющим основные тенденции в построении такого общества. Чем точнее и детальнее будут определены правовые принципы, регулирующие общественные отношения, тем скорее будет достигнуто гражданское общество.

Основываясь на существующих представлениях о гражданском обществе, можно сделать вывод, что ведущее место в системе его принципов должно занимать реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. «Без прав человека нет демократии, не будет гражданского согласия» [3, с. 4]. Объем этих прав органично вплетается в общественные отношения, выступая нормативной формой выражения меры свободы индивида, упорядочивая отношения между индивидами, координируя их поступки и деятельность, предотвращая противоречия, противоборства, конфликты. В современном мире только подлинное обеспечение прав и свобод человека и гражданина способно установить справедливый баланс интересов частного и коллективного, личности и общества, общества и государства.

Гражданское общество немыслимо без экономической свободы. Базой для реализации этой свободы личностью выступает свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Экономическая свобода личности позволяет индивиду быть относительно независимым от других людей в удовлетворении своих потребностей и интересов, желаний и устремлений, а именно — свободно определять свое место жительства, сферу деятельности, поддерживать достойный уровень жизни.

Трудно представить функционирование институтов гражданского общества вне правового государства, которое создает условия для взаимной ответственности между личностью и государством при приоритете прав и свобод человека и гражданина. В таких взаимоотношениях возрастает активность и инициатива институтов гражданско-

го общества, направленная на удовлетворение собственных интересов, выступающая существенным фактором для ограничения пределов государственной власти и повышения самодеятельности различных групп и объединений граждан.

Гражданское общество не реально без свободы мысли и слова, так как «право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения является неотъемлемым для каждой свободной личности. Идеологическое многообразие, выступающее одной из незыблемых основ гражданского общества (курсив мой. — Э. А.), предполагает наличие множества мнений, то есть различных взглядов, суждений на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование» [ 1, с. 107]. На основе этого принципа создаются условия для свободного использования и получения гражданами достоверной информации.

В основе активного участия граждан в общественной жизни лежит существование конкретной культурной программы. Люди, подчиненные культурным установкам, «не будучи альтруистами, преследуют только «просвещенные» личные интересы, то есть такие интересы, которые не противоречат интересам общества. Такая ситуация предполагает солидарность, доверие и терпимость в обществе. Это позволяет сдерживать оппортунизм, то есть такое поведение, когда общие интересы приносятся в жертву личным целям» [10, с. 88]. Создавая общую атмосферу доверия и искореняя произвол, общественные отношения, построенные на культурной основе, способствуют более благоприятному инвестиционному климату, граждане проявляют больше понимания и терпения друг к другу.

На деятельность субъектов гражданского общества важное влияние оказывает независимое правосудие. Суд защищает права индивида от произвола государства и давления «арифметического большинства». Будучи независимым органом государства, суд может противопоставить себя деятельности органов и учреждений государства и институтов гражданского общества, когда они выходят за пределы законов, правовых норм. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал [9, с. 281]. Кроме этого, решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая противоправные деяния, суды укрепляют социальную стабильность в обществе, «способствуют становлению богатой и экономически стабильной страны» [11, с. 20].

Кроме вышеперечисленных, есть и другие принципы (условия), характеризующие граждан-

Философия права, 2014, № 3 (64)

ское общество. Среди них следует отметить: сознательное участие в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни; развитие системы самоуправления народа; последовательное расширение и укрепление в экономике, политике, культуре, науке, социальной сфере принципов реальной демократии.

Вряд ли можно перечислить все принципы гражданского общества. Однако следует попытаться создать хотя бы «рабочие наброски» системы принципов такого общества. Конечно, представленная нами схема этого весьма сложного, многоаспектного явления упрощает и огрубляет действительность, но ею можно пользоваться в качестве инструмента дальнейшего познания.

Итак, к принципам гражданского общества следует относить: 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина как государственными, так и негосударственными способами; самозащита политическими средствами, моральными установками, религиозными нормами, социальными условиями и так далее; 2) экономическая свобода, многообразие форм собственности как средство обеспечения экономической свободы и независимости человека вообще; 3) демократический характер власти; 4) реально существующее правовое государство; 5) политическая демократия; 6) свобода слова и независимость средств массовой информации; 7) взаимная ответственность государства и граждан при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина; 8) эффективная социальная политика; 9) определенный тип культуры, называемый демократической культурой, основанной на уважении частных прав и интересов, причем не только собственных,

но и интересов других людей; 10) обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом как основа реализации всех остальных условий; 11) независимое правосудие.

1. Институт прав человека / под ред. Г. Н. Ком-ковой. Саратов, 1998.

2. Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010.

3. Политика. Власть. Право / под ред. С. А. Комарова. СПб., 1999.

4. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России. СПб., 2005.

5. Струсь К. А. Специфика правовой политики в сфере формирования гражданского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. № 4.

6. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

7. Струсь К. А. Гражданское общество и государство: генезис идеи и современная Россия // Новая правовая мысль. 2003. № 2.

8. Струсь К. А. Элементы гражданского общества // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVII Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013.

9. Чиркин В. С. Основы сравнительного го-сударствоведения. М., 1997.

10. Putnam R., Leonardi R., Nanetti R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. 1993. № 4.

11. The Political Role of Law Courts in Morben Democraties. L., 1998.

ФЕНОМЕН ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ПРАВА

Автор, сравнивая западную и российскую духовную культуру, обнаруживает возможность аксиологического подхода к феномену индивидуальности. В статье анализируется автономия индивидуальности как способность индивида к самотворчеству, тесно связанная с художественным творчеством. Диалогическая этика и право дают возможность для взаимной трансформации общего, особенного и единичного в культурно-антропологическом контексте.

Ключевые слова: индивидуальность, личность, культура, ценности, автономия, диалогическая этика, диалогическое право.

Актуальность выбранной нами темы заключается в необходимости решения проблемы использования творческого потенциала личности и инди-

видуальности для саморазвития российского человека в социокультурном контексте, в контексте теории и практики коммуникативного дискурса.

Понятия и принципы гражданского общества;

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.

Читать еще:  Убойный .338 Винчестер магнум

По существу же термин «гражданское общество» выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием разумеется общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

В древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «. закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех. ». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством.

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия . несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи: а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».

Становление гражданского общества зависит от степени развитости экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общественного контроля за государственно-властными структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития. Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состоянии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общественного строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства.

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободен благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия.

Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача — «не мешать» нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности.

В то же время звание «гражданин» выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». — Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность — это разные понятия.

Гражданское общество — открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, «очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться» . Иными словами, «раздельное» существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос — какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.

Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более — авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления. Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым — сословие. Да и Маркс писал, что «в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства».

Источники:

http://studopedia.ru/4_140404_vopros—grazhdanskoe-obshchestvo-ponyatie-sushchnost-priznaki-struktura.html
http://newinspire.ru/l/3/34/502
http://studbooks.net/572122/politologiya/osnovnye_printsipy_grazhdanskogo_obschestva
http://cyberleninka.ru/article/n/17328970
http://studopedia.su/12_75704_ponyatiya-i-printsipi-grazhdanskogo-obshchestva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector