1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Национальные клубы или секции?

Клубные объединения: сущность, функции, специфика

Сегодня невозможно представить воспитательный процесс без включения школьников в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития их творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.

Государственные стандарты второго поколения, важнейшей идеей которых является реализация деятельностного подхода в педагогическом процессе, предполагают такую его организацию, которая позволит поставить каждого ребенка в активную позицию, проявить ему свою субъектность. Клубная деятельность как раз и направлена на это. Именно она в первую очередь поможет решить задачи, поставленные новым стандартом в организации внеурочной работы обучающихся.

Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.

Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные объединения учащихся по интересам. Тем не менее, каждое из типов клубных объединений имеет свои специфические черты, и они отражаются в их определениях.

Клуб в школе – это объединение учащихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления.

Кружок – это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера.

Студия – определение, чаще всего применяемое к тем объединениям клубного типа, в которых учащиеся занимаются искусством (хореографическая, хоровая, театральная).

Секция – это тематическая часть какой-то определенной деятельности, осуществляемой по специальной программе. Чаще термин используется для обозначения структурного подразделения, например, клуба.

Общество – это добровольное, постоянно действующее объединение школьников или их групп (кружков, секций), занимающихся какой-то тематической деятельностью (научное общество школьников, природоохранное общество и др.).

Наиболее распространенными типы клубных объединений в школах — кружки и клубы. Формально кружок от клуба отличается тем, что по количественному составу он, как правило, меньше; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления.

Каждое клубное объединение характеризуется общими признаками, которые в совокупности отражают их внутреннюю сущность.

Первый признак – добровольность вхождения в объединение. Именно этот признак прежде всего определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы.

Второй признак клубного объединения — его общедоступность для любого члена школьного коллектива. Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности. Нельзя ограничивать доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины, конкурсностью приема в объединение. Несправедливо для вступления в некоторые клубы (кружки) устраивать экзамены и просмотры. Деятельность школьных клубных объединений носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.

Третий признак клубного объединения относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое «лицо» в школе. Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.

Однако стабильность состава клубного объединения относительна. При педагогически целесообразно организованной деятельности уход из него, переход в другие объединения следует рассматривать как нормальное явление. Чаще всего это связано с поиском школьниками наиболее благоприятных условий для пробы своих сил и возможностей, для приобретения новых знаний, для осуществления желания найти свое призвание или реализовать уже сложившиеся индивидуальные творческие планы.

В то же время, как мы уже отмечали, создание в клубе (кружке) коллектива возможно при каком-то номинально постоянном составе участников. Опыт показывает, что он должен быть не менее 75 % от общего числа членов объединения.

Четвертый признак клубного объединения – единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности. В клуб школьники приходят для удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности. В этом специфика логики организации работы клубного объединения, отличие ее от логики познавательного процесса, в котором реализация коллективной цели обеспечивается индивидуальной деятельностью.

В связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении коллектива, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его развитию. Действительно, коллектив в клубном объединении складывается быстрее (чем, скажем коллектив класса) и менее болезненно. Это происходит еще потому, что разделение труда в клубе обычно осуществляется самими детьми на основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной деятельности. Кроме того, в клубные объединения школьники нередко приходят не поодиночке, а со своими друзьями, хорошо сложившейся контактной группой, с одинаковыми интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу определяют свое место.

Придать деятельности в клубе общественно полезный характер обычно несложно. Для этого надо поставить ее на службу школьному коллективу. Самый целесообразный и естественный путь для этого – включение клубного коллектива в систему деятельности коллектива общешкольного, становление объединения неотъемлемой органической его частью.

Пятый признак клубного объединения — организация его деятельности как коллективной, что, конечно же, не означает, что в нем не может быть деятельности индивидуальной. Мало того, ее сочетание с коллективной повышает эффективность работы объединения (деятельность хореографической студии, драматического кружка невозможна без основательной работы каждого участника).

В клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Творчество – норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение.

Творчество характеризуется новизной, оригинальностью, нестандартностью самой деятельности и ее продуктов. Уровень его будет определяться социальной значимостью результатов. Повышение общественной роли клубных объединений через включение их деятельности в воспитательную систему школы может стать важным стимулом развития творчества участников коллектива по интересам; и чем выше этот уровень включенности в жизнедеятельность школы, тем больше возникает возможностей для развития творческого потенциала клубного коллектива.

Творчество в клубе – не столько индивидуальный, сколько коллективный процесс. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.

Привлечь участников клубного объединения к управлению жизнью своего коллектива легче, чем в первичных коллективах других типов. Это связано с добровольностью вхождения школьников в объединение по интересам и тем, что достижение индивидуальных целей в нем возможно только при условии активного включения в реализацию цели коллективной.

Определение признаков объединений по интересам позволяет сформулировать их функции:

  • создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников;
  • предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности;
  • организация общения учащихся по интересам;
  • предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания;
  • организация отдыха детей во внеучебное время;
  • реализация гедонистических потребностей детей;
  • систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.

Специфика функций клубного объединения определяет своеобразие положения школьника в нем. Оно заключается в том, что ребенку не надо мириться с положением, не удовлетворяющим его (как это часто бывает в классе), потому что объединения по интересам организуются на основе добровольности вхождения в них участников. В клубе школьнику легче найти самого себя, самоутвердиться, в каком-то отношении почувствовать себя первым среди равных, что необходимо каждому молодому человеку в процессе его развития для преодоления комплекса собственной неполноценности. В клубном объединении школьник обычно не стремится к положению «примы»; его удовлетворяют любые роли, если они индивидуальны, особенны.

Клубные объединения эффективно реализуют свои воспитательные функции, если их деятельность станет органичным элементом школы. При этом объединения по интересам могут позитивно влиять на ее жизнедеятельность, способствовать развитию ее воспитательной системы.

Процесс становления клубного объединения органичным компонентом образовательного учреждения проходит три этапа:

  • этап становления системы его деятельности;
  • этап активного взаимодействия с общешкольным коллективом;
  • этап активного взаимодействия с внешкольной средой.

Национальные клубы или секции?

Все более очевидной становится актуальность вывода В.И. Соколова, эксперта-кинолога из Ярославля, высказанного в его статье «Все еще на распутье», размещенной на сайте www.ohotniki.ru: «Что ждет нас, если координаторам из отдела собаководства Ассоциации “Росохорыболовсоюз” настоящая работа окажется не по плечу? А ждет раскол единого целого охотничьего собаководства на осколки, на породные НКП (Национальные клубы пород), но это уже в рамках РКФ-ФЦИ».

Фото Екатерины Смирновой

С этим следует согласиться, если объективно оценить реальное положение. Фактически, уже значительное количество общественных кинологических клубов, частных питомников, а следовательно и владельцев собак охотничьих пород находится вне РОРС, а под «юрисдикцией» системы РКФ-ФЦИ. И все они занимаются разведением по племенному положению и нормативам РКФ, а отнюдь не РОРС.

В чём же заключается суть деятельности НКП (Национальные клубы пород), и самое главное – в чьих интересах? Больше пользы или вреда от их существования в нынешнем виде для охотников-собаководов? И не пора ли уже самим охотникам, как практическим пользователям, более критически осмыслить происходящее и активизироваться для защиты своих интересов, чтобы сообща ограничивать развитие вредных неохотничьих отклонений от основополагающего породного предназначения.

НКП, как общественные организации, в международной системе собаководства РКФ-ФЦИ наделены исключительными правами и обязанностями по формированию условий, реально необходимых для сохранения и совершенствования каждой породы в своей стране. От работы НКП напрямую зависит развитие охотничьих пород в том или ином направлении и их дальнейшая судьба.

Естественно, это прямо относится, прежде всего, к рабочим полевым качествам охотничьих пород, которые изначально создавались и многие годы поддерживались для максимально эффективного и эстетичного применения именно на практической охоте.В результате же любых упущений, профанации или преднамеренного изменения этого курса — наносится прямой ущерб непосредственно охотникам и это нужно чётко осознать.

Читать еще:  Русак в Крыму

Поскольку, в структуре РКФ отсутствуют специализированные комиссии или другие органы по отдельным группам рабочих пород или по охотничьему собаководству, то установлено, что нормативные документы и решения по организации и усовершенствованию кинологической работы должны вырабатываться в соответствующих НКП и направляться в общие для всех пород комиссии РКФ (в племенную, выставочную, по стандартам, по рабочим качествам и спорту Спорткомитета РКФ). После рассмотрениями этими комиссиями, согласованные решения и нормативы по каждой породе выносятся на утверждение Президиума РКФ.

К тому же, руководство РФОС, являющейся профильной федерацией и одним из членов-учредителей РКФ, упразднив свои же породные комиссии, как «не оправдавшие на современном этапе своё существование» (по словам исполнительного директора М.М. Темировой) – предложило вместо привлечения высококвалифицированных кинологов-специалистов, в соответствии с новым регламентом РФОС, создавать рабочие группы из неких «энтузиастов», которые будет формировать Президиум или Бюро Президиума РФОС.

Наработки этих групп по конкретным вопросам будут рассматриваться Президиумом РФОС для передачи в Президиум РКФ. Таким образом, получается, что в РФОС совсем не учитывают факта, что такие “энтузиасты”, на работу которых рассчитывают там теперь, уже собрались ранее и не первый год чем то занимаются в рамках НКП охотничьих пород под эгидой головной организации.

В РКФ, составной частью которой является РФОС – ведение породной работы уже закреплено за НКП непосредственно в Положении о присвоении статуса «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ПОРОДЫ» в системе РКФ (доступно полностью на официальном сайте РКФ: http://rkf.org.ru/rkf/nkp.html).

Процитирую кратко некоторые наиболее существенные функции из данного Положения.

«. Цели и задачи НКП:

  • объединение клубов, питомников, зарегистрированных в РКФ, физических лиц, имеющих собаку соответствующей породы, зарегистрированной в ВЕРК РКФ занимающихся разведением данной породы, на всей территории России при условии признания и выполнения ими всех руководящих документов РКФ;
  • выработка общих подходов к племенной работе с конкретной породой в рамках РКФ;
  • разработка проектов документов, направленных на совершенствование породы. К таковым относятся: разработка положений и требований по отборному разведению, осуществление учебно-методической работы с кинологами и заводчиками, организация зоотехнических мероприятий (племенных смотров и биометрических обследований);
  • разработка предложений, направленных на совершенствование породы, предложения по совершенствованию стандартов и внесению изменений и дополнений в действующие стандарты.
  • Предоставлять на утверждение в племенную комиссию РКФ требование к допуску в племенное разведение по соответствующей породе;. «

Эти слова выглядят толково только на бумаге, а на деле практически ничего из этого перечня большинство “охотничьих” НКП не в состоянии были осуществить за многие годы своего существования, тем самым, лишь подтвердив свою недееспособность или явную незаинтересованность.

В первую очередь – ни о какой объединительной роли не может быть и речи, ведь цели у “энтузиастов” в руководстве многих НКП совсем иные, не имеющие ничего общего не только с объединительными, но даже и с охотничьими. В основном, они занимаются активным развитием шоу-выставочных или спортивных отклонений от охотничьего предназначения, что приводит к созданию внутрипородных типов, малопригодных к применению на охоте. Это, наоборот, разделяет, а не объединяет владельцев собак по их групповым интересам.

Особенно отчётливо эти пагубные тенденции заметны на примерах НКП «Немецкий Курцхаар» и НКП «Пойнтер», руководители которых, прежде всего, занимаются экспансией фильд-трайлов и распространением легавых гипертрофированного спортивного типа, в связи с тем, что они имеют личные питомники и разводят именно таких собак.

Деструктивное нарастание внутрипородной неоднородности и различий по признакам породной продуктивности негативно влияет на сохранение охотничьих полевых качеств и ведет к их потере или искажению у значительной части поголовья, а в конечном счёте, отрицательно сказывается на существовании и прогрессе пород, как охотничьих.

Несмотря на это, лидеры и активисты некоторых НКП усердствуют в продвижении и раскрутке, всеми правдами и неправдами, своих личных собак и частных «питомников» под «крышей» или при помощи сайтов «приватизированных» ими НКП, а “в лучшем случае”, вся их деятельность исчерпывается проведением нескольких малозначимых шоу-выставок системы РКФ-ФЦИ по красоте и высокоранговых состязаний с громкими названиями, но пользующихся весьма низкой репутацией и популярностью у широкого круга владельцев-охотников, по сравнению с состязаниями других организаторов.

Да и на эти мероприятия некоторые лидеры НКП и непосредственные их устроители, по совместительству, зачастую отнюдь не стесняются выставлять своих личных собак под приглашённых ими же весьма дружественных или лояльных судей, как будто не существует никаких формальных или этических ограничений для таких злоупотреблений.

Например, явно провальный, 8-ой Чемпионат НКП «Немецкий курцхаар» 2013 г. по болотной дичи, на котором было представлено беспрецедентно низкое количество – только 10 курцхааров со всей страны, из которых всего лишь 2 были дипломированы. Это подтверждение полной несостоятельности и явного фиаско, которое потерпел этот НКП с его бездарным, но чрезмерно амбициозным «руководством».

Зато, ими параллельно были проведены «прогрессивные» фильд-трайлы, в которых, правда, участвовало ещё меньшее количество курцхааров, но совершенно закономерно ни одна из собак не была квалифицирована, а большинство из участников – снято с этих состязаний…

Очевидно, что такая «работа» НКП «Немецкий курцхаар» – очень мало кому нужна, ведь из всех породных кинологических клубов, только один клуб «Юнис», Президента этого НКП С. Кассиса — является членом этого НКП, а все остальные значительно более массовые породные клубы и секции со всей страны не входят в этот НКП и не поддерживают такую своеобразную «деятельность» по объединению.

Фактически, кинологические мероприятия ряда НКП ни в коей мере не соответствует по своей значимости и масштабу общенациональному уровню и исключительному статусу НКП. С проведением более крупных и представительных кинологических мероприятий неплохо справляются другие клубы и без участия НКП, а вот деятельностью, относящейся к исключительным полномочиям и компетенции НКП – ни одна другая общественная организация не в праве заниматься в рамках РКФ, поэтому руководству НКП стоило бы наконец озаботиться выполнением своих основных функций.

Единственным положительным исключением за последние годы можно признать частично только деятельность НКП “Немецкий дратхаар”, да и то лишь после объединения совместных усилий с НАДД, благодаря активному участию А.М. Брагина. А всё дело в том, что этими значимыми организациями дратхааристов уже не первый год руководят известные специалисты-кинологи высоких категорий, которые они заслужили ещё в РОРС, и что наиболее существенно – одновременно, они же являются опытными охотниками с собаками данной породы.

Когда же руководство НКП оказывается в руках новоявленных “энтузиастов”-дилетантов или меркантильных дельцов от охотничьего собаководства, то «охотничьи» НКП в соответствии со своей прямой обязанностью не инициируют введение породных требований (т.е. ограничений) по допуску к племенному разведению в системе РКФ.

Или их лидеры считают, что в этом нет для них никакого смысла, поскольку такие, действительно адекватные и остро необходимые условия по подтверждению специфических породных охотничьих качеств на достаточно высоком уровне, могут им же самим помешать в их коммерческой деятельности. Ведь им гораздо выгоднее создавать лишь видимость успешности их личных, как правило, импортных и малопредсказуемых производителей, за счёт создания наиболее удобных условий для самих себя в целях коллекционирования рекламных шоу или спортивных титулов ФЦИ, имеющих отдалённое отношение к истинным полевым качествам.

Поэтому, Президиуму РКФ было бы целесообразно принять решение о квотировании в составе Президиумов “охотничьих” НКП не менее 50% от состава из действительно авторитетных судей РКФ по рабочим качествам, а в качестве Президентов НКП охотничьих пород утверждать исключительно квалифицированного кинолога-специалиста, обязательно опытного охотника, владеющего уже далеко не первой в его жизни собакой соответствующей породы.

В качестве достойного примера можно привести работу НКП служебной породы “Немецкая овчарка”, который добился утверждения Президиумом РКФ массы чрезвычайно необходимых решений и нормативов для качественного ведения своей породы, в т.ч. и внесения условий по этой породе в общее Племенное положение РКФ, включая требования по обязательному подтверждению наличия комплекса рабочих качеств для допуска в племя.

Таким же образом, и «охотничьим» НКП следовало бы уже давно разработать, внести и утвердить на Президиуме РКФ, как минимум, требования по отборному разведению с целью определения породной элиты, что реально способствовало бы выявлению лучших потенциальных производителей, но даже и этот первый шаг не сделан ни одним из НКП популярных охотничьих пород.

Напрашивается вывод, что такая бесконтрольность и вопиющая нетребовательность в отношении невыполнения НКП предусмотренных самой же РКФ целей и задач, несоблюдения НКП прямых обязанностей вполне удовлетворяет руководство РКФ, которое, судя по всему, полностью самоустранилось от организации полноценного ведения охотничьего собаководства в интересах охотников. Остаётся предположить, что все усилия в РКФ направлены только на эксплуатацию и стимулирование более прибыльных статей кинологического бизнеса, но не на реальную заботу об охотничьем собаководстве.

При таком, явно равнодушном отношении, вместо полноценного и грамотного ведения кинологической работы, руководству РКФ и РФОС проще всего окончательно самоустраниться от своих прямых организационных обязанностей в этой сфере и полностью отдать охотничье собаководство, саму судьбу охотничьих пород, на откуп таким “энтузиастам”-предпринимателям, в худшем смысле этого слова.

Если охотники, наиболее опытные и квалифицированные в кинологическом плане, в первую очередь, представители экспертного корпуса, не проявят стратегического понимания, не объединятся и не возьмут деятельность НКП под свой контроль, не наладят её исключительно в охотничьих интересах, как положенно, то в условиях признанного кризиса морали и нравственности, царящего в нашей стране, следует ожидать нарастания вала принятия произвольных малограмотных или авантюрных решений, выгодных и удобных лишь корыстолюбивым дельцам от охотничьего собаководства для максимальной рентабельности их частного бизнеса на собаках охотничьих пород, что прямо противоречит охотничьим интересам. Ведь большинству охотников должно уже полностью стать понятным, что за них самих никто не станет отстаивать их подлинные интересы.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ КЛУБОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ КЛУБОВ

Во всем мире существует огромное количество клубных сообществ, однако более 40 % – это загородные клубы, причем клубными видами активного отдыха являются, конечно же, гольф, парусный спорт и теннис. Несмотря на то что в со временной России существует более 2000 клубных объединений, с точки зрения клубного управления наиболее ортодоксальными являются скорее профессиональные ассоциации, нежели клубы активного отдыха или светские клубы.

В целом классифицировать клубные сообщества можно следующим образом:

Читать еще:  Секреты нагонки гончих

1) светские, предшественниками которых являются британские клубы для джентльменов; цель создания подобных клубных сообществ – получение удовольствия от напитков и кухни и общения с людьми, у которых схожие интересы; некоторые, впрочем, создаются и для делового общения. Среди российских светских клубов можно выделить сигарные, дамские, трубочные (любопытно, что во всем мире проводятся соревнования среди трубочников – по самому медленному курению трубки. А через несколько лет, по нашим сведениям, Санкт-Петербург будет принимать чемпионат мира по этому необычному виду «спорта»). Проблема большинства светских клубов состоит в том, что обычно у них нет собственной площадки, что негативно сказывается на формировании атмосферы;

2) профессиональные – объединяют людей, принадлежащих к какой-либо профессии. В России обычно подобные клубы являются ассоциациями или общественными организациями;

загородные клубы (гольф, парусный спорт, теннис и др.). Более 7000 подобных клубов только в США. Центры загородного отдыха, которые сегодня предлагают высочайший уровень сервиса для всей семьи. Причем помимо основного профиля, например инфраструктуры для яхтенного спорта, клуб обычно располагает и площадками для тенниса, боулинга. Существуют и необычные «гибриды» – с точки зрения объединения различных видов клубного отдыха – например, известны гольф– и охотничьи клубы, гольф– и рыболовные клубы, а гольф– и яхт-клуб (в одном) строится даже в Москве. Впрочем, развитие подобных клубов в России происходит медленно: для строительства одного заведения необходимо значительная территория (гольф-поле, например, занимает 80 гектаров земли). В западных же странах потенциальный член клубного сообщества имеет возможность выбирать из нескольких загородных клубов, расположенных вблизи от его дома;

спортивные клубы – обычно расположены в центре мегаполисов. Могут являться многофункциональными спортивными комплексами (Atlanta Athletic Club, например, располагает несколькими полями для гольфа, причалом для яхт и теннисными кортами международного уровня) или, наоборот, иметь весьма ограниченную и демократичную инфраструктуру, характерную для российских фитнес-центров;

4) университетские – отличием данного вида клубных сообществ является то, что основателем является какой-либо университет, самые уважаемые представители которого (профессура, выпускники) формируют правление. Несомненно, клуб занимает отдельное здание или по крайней мере этаж какого-либо делового центра. Членство в подобном клубе обычно ограничено профессорско-преподавательским составом, сотрудниками университета и выпускниками. Чаще всего такие клубы входят в системы университетских клубов, предоставляя своим членам право пользоваться инфраструктурой и определенными льготами. Инфраструктура в большинстве случаев идентична городскому (бизнес-) клубу;

5) городские (деловые) клубы – в инфраструктуру обычно входит широкий спектр услуг для бизнеса, включая ряд залов для частных банкетов и (или) встреч, обеспечение всех необходимых деловых коммуникаций; шикарные апартаменты для членов; несколько обеденных залов или ресторанов. Также в большинство подобных клубов входит и фитнес-центр, включающий как минимум бассейн, тренажерный зал, сауну, корты для сквоша. В клубе может существовать несколько сообществ – дамский клуб, бридж-клуб, клуб любителей шахмат и др.;

6) военные и ветеранские клубы объединяют военных какого-либо вида войск (например, в Санкт-Петербурге существует клуб моряков-подводников) или ветеранов войн. В западной практике управление подобными клубами осуществляют гражданские менеджеры; в клубе существует инфраструктура для отдыха, иногда – апартаменты. Корни подобных клубных структур также ведут в викторианскую Британию, где существовали, например, The Royal Air Force Club и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

部活 — Букацу или клубы по интересам

Почти все студенты в японских университетах помимо учёбы занимаются каким-нибудь спортом либо увлекаются музыкой или искусством аранжировки цветов икебана. При каждом учебном заведении обязательно существует множество кружков, участие в которых и называется букацу. Слово букацу означает «занятие в кружке, клубе, секции».

Такие кружки в Японии есть не только в высших учебных заведениях, но и в школах. Человек на протяжении учёбы может заниматься чем-нибудь одним, например, бейсболом, или несколько раз менять свои увлечения вместе с переходом с одной ступеньки обучения на другую.

В начальную школу (сё:гакко:) японцы идут с 6-ти лет. В 12 лет им предстоит поступление в среднюю школу (тю:гакко:), на которой обязательное образование заканчивается. Однако выпустившись из средней школы в 15 лет, подавляющее большинство переходит на следующую ступень — старшую общеобразовательную школу (ко:то:гакко:). При переходе с одного этапа обучения на другой человек часто попадает совсем в другую школу и другой класс. Как правило, у японцев четыре альбома с выпускными фотографиями — за три ступени школы и за университет. Причём в этих альбомах снимки не только с одноклассниками, но и

с товарищами по кружкам. Нередко занятиям в секциях уделяется больше времени, чем самой учёбе, и настоящих друзей можно найти именно в кружке.

Если человек задался целью поступления в престижный университет, он может и лишить себя удовольствия заниматься в кружке. Ведь вступительные экзамены — чрезвычайно ответственное дело, и для их успешной сдачи необходимо много учиться помимо обычных школьных занятий.

Часто, поступив в ВУЗ, японцы расслабляются. Если в школе им не разрешалось красить волосы и носить всё, что им хочется, то здесь свободу никто не ограничивает. Поступить в университет намного сложнее, чем выпуститься, поэтому будущее студентов уже практически предопределено. Упорная настоящая учёба им предстоит в первые годы усиленного тренинга на работе. Последние несколько лет перед взрослой жизнью многие японцы посвящают именно занятиям во всевозможных кружках и подработкой (арубайто). Некоторые мои знакомые японские студенты признавались, что в годы изнурительной подготовки к вступительным экзаменам мечтали, например, о занятии любимым спортом и о том, как много у них появится новых друзей в кружке. Иногда выдающиеся успехи в каком-либо виде спорта во время университетской учёбы, обозначенные в резюме, играют положительную роль при устройстве на работу. Ведь хорошо работать новоиспечённого служащего научат уже в самой компании, а вот готовый игрок в бейсбол или мастер карате сделает честь фирме, если та будет участвовать в каких-либо соревнованиях. Такие состязания не редкость, а благодаря подготовке в школе и университете, человек становится почти профессиональным игроком. К тому же, проявленная стойкость к тренировкам тоже характеризует человека с хорошей стороны.

Что же это за кружки? Как правило — весь набор традиционных японских боевых искусств — айкидо, дзюдо, карате, кэндо, сёриндзи кэмпо и т.п. Кроме того, многие занимаются бейсболом (японцы вообще очень любят этот вид спорта), футболом, баскетболом, теннисом, волейболом и т.п. Иногда среди кружков встречаются такие как спортивное ориентирование или плавание на яхте. Те, кто занимается лыжами, в тёплое время года катаются на роликах, а основные тренировки проводят зимой. Впрочем, иногда для занятий приходится отправляться в северные районы страны. Существует и возможность научиться играть на многих музыкальных инструментах, петь в хоре, танцевать. Некоторые постигают премудрости чайной церемонии садо: или икебана. Существуют также всевозможные общества любителей фотографии, кино, иностранных языков и т.п.

Часто организуются соревнования между клубами различных школ и университетов. Например, чрезвычайной популярностью пользуются ежегодные соревнования по бейсболу, которые проводятся среди старшеклассников (15-17 лет). Эти состязания называются так же, как и сам стадион, на котором они проводятся, — Ко:сиэн. Стадион находится в городе Нисиномия префектуры Хёго. Попасть на такие соревнования в качестве участника — мечта многих японских мальчишек. Это событие собирает множество зрителей, как на самом стадионе, так и у экранов телевизоров. Пожалуй, интерес к нему не меньший, чем к профессиональному бейсболу.

Музыкальные кружки выступают с концертами, в основном, в пределах самого учебного заведения. Любовь к музыке может связать членов кружка на всю жизнь. Это произошло, например, с участницами известной японской группы «LovePsychodelic», которые встретились в такой секции.

Занятия в кружках, как правило, платные. Например, в спортивных секциях ежемесячный взнос может составлять 500-3000 йен. Кроме того, часто бывает необходимым вступительный взнос, равный нескольким ежемесячным платам. Эти деньги идут на нужды самого клуба, а часть их иногда отпускается на общее развитие данного вида спорта, так как они направляются в центральные организации, филиалами которых нередко и являются клубы. Особенно дорого стоят занятия чайной церемонией или аранжировкой цветов, ведь эти искусства специфичны и требуют особых затрат. Впрочем, и бесплатных кружков тоже немало.

Состав секции бывает чисто мужским, чисто женским или смешанным. Количество участников варьируется в зависимости от положения дел в клубе на данный момент. В нём могут заниматься и три человека, и тридцать. Те, кто пробыл в клубе положенные три учебных года, вольны покинуть его со спокойной душой, но некоторые продолжают посещать занятия, и остальные члены клуба относятся к ним с особым уважением. Чаще всего именно таких людей назначают бутё: — главными в секции. Помимо бутё:, существует и должность фукубутё:, то есть заместителя бутё:. У многих спортивных секций есть наставники — кантону. Иногда занятия посещают приглашённые профессионалы в данном виде спорта или искусства —сэнсэй.

Подобная система клубов, по-видимому, была заимствована японцами из Америки, ведь и сами системы образования обеих стран имеют много общего. Впрочем, в Японии занятия в секциях постепенно приобрели особые чисто японские черты.

Следует отметить, что существуют два типа секций — курабу (от английского «club») и сажуру (от английского «circle»). Курабу требуют обязательного посещения всех занятий и вообще, как правило, отличаются строгой дисциплиной. Нередко ради какого-либо мероприятия, связанного с букацу, студенты пропускают учёбу. Сажуру отличается более непринуждённой атмосферой. Посещать их можно лишь тогда, когда хочется, ни перед кем не отчитываясь. Те, кто занимается в курабу,нередко подсмеиваются над теми, кто ходит в сажуру, считая, что те лишь тратят время.

Учебный год в Японии начинается в апреле. В это же время первокурсники выбирают, в какой кружок им вступить. Часто проводится сажуру ориэнтэ:сён, то есть собрание, на котором представители различных секций рассказывают о своей деятельности. Выпускается брошюра-путеводитель по кружкам. Во время большой перемены на территории университета могут устраиваться демонстрации боевых искусств или концерты для привлечения желающих вступить в клуб. В спортивном зале и в сажуру капкан (специальное здание с помещениями для кружков на территории учебного заведения) посменно дежурят представители клубов, чтобы давать объяснения и записывать тех, кто уже сделал свой выбор.

Лучше всего записаться в кружок на первом курсе вместе с ровесниками. Особых проблем не возникает и при вступлении в кружок на втором году обучения, но нередко к этому времени студента уже отвлекают другие заботы, такие как арубайто. К тому же, обычно в клубе состоят лишь три учебных года.

Читать еще:  В Челябинской области прошло соревнование по стендовой стрельбе

Не стоит одновременно вступать в несколько кружков, ведь обычно товарищи по клубу ждут от вас полной отдачи. Одно университетское занятие в неделю в расписании специально оставляют пустым, чтобы желающие могли отправиться в свою секцию. Такое занятие только одно, поэтому и увлечение тоже лучше выбрать в единственном числе.

Помимо самих занятий, товарищи по клубам вместе участвуют в различных университетских мероприятиях. Например, во многих университетах проводятся нацу мацури — «летние фестивали». Для такого фестиваля обычно выделяется площадь целого стадиона на территории кямпусу — университетского городка. Каждый клуб предварительно делает заявку на участие и выставляет на празднике свою лавочку. Это может быть, например, палатка, в которой на глазах у покупателей готовятся различные лакомства. Играет музыка, может даже проводиться обучение традиционным японским танцам. Для организации таких грандиозных праздников студенты тоже объединяются в специальные кружки, которые функционируют из года в год, подготавливая всё необходимое для торжества и следя за порядком. На фестивали приходят не только сами студенты, но и простые обыватели. Иногда клубу удаётся существенно улучшить материальное положение, выставив свою лавочку на празднике, но порой это приносит убытки, ведь готовятся к мероприятию очень тщательно.

Мне довелось участвовать в наиу мацури вместе с одним из спортивных клубов. Примерно за месяц до праздника мы коллективно решили, какие блюда выставить на продажу, устроив дегустацию. Затем вручную были сделаны специальные футболки с нашей эмблемой и рекламные плакаты. Мы заранее заготовили горы риса и лапши, а также мяса и всевозможных приправ для приготовления яки-удон (жареная японская лапша с приправами) и кимути тя:хан (рис, жареный с мясом и овощами с добавлением острой корейской приправы). Всё это хранилось с особыми предосторожностями, так как продукты могли быстро испортиться на невыносимой жаре японского лета. Были запасены у нас и бутылки с охлаждённым ячменным чаем. На празднике все наперебой предлагали свой товар, поэтому и нам пришлось сорвать голоса. Однако в итоге мы остались в убытке. Слишком жарко было в тот день для продажи горячих блюд. Зато выиграли продавцы мороженого икакигоори (японский десерт — лёд с сиропом).

Особенно строгая дисциплина царит в спортивных клубах. Помимо обязательного посещения регулярных тренировок (они могут быть три-четыре раза в неделю по два-три часа), существует множество других обязанностей для участников. Например, уборка тренировочного зала, ведение бухгалтерии клуба, организация совместных путешествий, а иногда администрирование странички в Интернете. Тяжелее всего тем, кто состоит в клубе второй год, так как и основная работа по обучению новичков также ложится на их плечи. Впрочем, иногда у клубов есть свои бухгалтеры, которые могут даже не участвовать в самих занятиях.

Ещё одна характерная черта большинства клубов — строгая субординация старший — младший (сэмпай — ко:хай). По отношению к тем, кто старше (по времени пребывания в клубе, а не по возрасту), младшие обычно используют особенную вежливую речь и внимательно прислушиваются ко всем их указаниям. Это напоминает выстраивание взаимоотношений в японской фирме, так что занятия в клубе подготавливают человека и к будущей взрослой жизни и работе.

Нередко товарищи по клубу после тренировки вместе отправляются куда-то перекусить, а в особенно строгих клубах такой вид общения почти обязательный. К тому же, считается невежливым, если младшие расходятся раньше, чем старшие, будь то тренировка или ресторан. Вообще принято подробно объяснять всем остальным причину своего отсутствия на тренировке или на каком-либо клубном собрании. Помимо регулярных тренировок могут существовать и дзисю:рэн или дзисю:торэ, то есть «самостоятельные тренировки». Для их проведения несколько ко:хай («младших») объединяются и просят определённогосэмпаи («старшего») выделить для них время и объяснить что-то непонятное.

Университетские клубы и кружки подчиняются приуниверситетским координирующим организациям. Например, это может быть комитет тайикукай («объединение спортивных клубов»), выбранный из членов различных секций. Комитет несколько раз в год собирается для обсуждения общего состояния дел, а также организует совместные вечеринки.

Спортивные клубы славятся и громкими вечеринками с обильными возлияниями. Считается преимуществом, если человек силён к алкоголю, ведь на таких мероприятиях порой все друг друга спаивают. Это происходит потому, что необходимо поздороваться и познакомиться со всеми представителями других клубов, то есть выпить с ними. Заканчивается всё тем, что те, кто потрезвее, растаскивают по домам тех, кто уже не держится на ногах.

Очень серьёзным событием в жизни клуба является гассюку, когда для проведения более интенсивных занятий все члены секции селятся вместе примерно на одну неделю. Такие съезды проводятся обычно два раза в год. Для спортивных клубов они означают тренировки в более ужесточённом режиме, а для других кружков это может быть, например, совместное чтение докладов.

Для того чтобы выдержать гассюку, требуется полгода подготовки. Мне. рассказывали о четырёхдневных весенних сборах в одном из клубов. Режим все четыре дня примерно такой: подъём в 6 утра, банан на завтрак, пробежка в гору на длинную дистанцию, прыгание на скакалке около получаса без перерыва, обед, занятия в зале до 18 часов. В обед от усталости почти никто не может запихнуть кусок в горло, поэтому основной приём пищи приходится на поздний вечер. После таких четырёх дней кажется, что тебе в этой жизни всё нипочём.

Вступая в клуб, японский студент или школьник берёт на себя множество дополнительных обязанностей, но вместе с тем он приобретает новых надёжных друзей, подготавливается морально и физически к будущей взрослой жизни.

Студенты-иностранцы тоже нередко идут в различные секции, питая интерес к японской культуре и надежды найти новых знакомых. Однако многие не выдерживают специфической атмосферы таких клубов, которая часто расходится с их мировоззрением, нацеленным на индивидуализм. Но, на мой взгляд, стоит потерпеть и не упускать шанс почувствовать себя частичкой японского общества. Букацу — неиссякаемый источник знаний о японском менталитете.
Источник

Территориальные спортивные туристские клубы

Территориальные туристские клубы сформировались на предприятиях, учреждениях и учебных заведениях многих городов и даже сел Украины. Эти клубы являются добровольными общественными объединениями, созданными на принципах единства интересов граждан — сторонников спортивного туризма, добровольности, равноправия, самоуправления, выборности и подотчетности своих руководящих органов, законности и гласности.Большинство территориальных турклубов вошли в Федерацию спортивного туризма Украины, и их деятельность в целом увязана с типовым положением о Клубе.

В числе наиболее известных можно назвать туристский клуб «Глобус» Киевского политеха, туристский клуб «Университет» (Киев), турклуб «Пилигрим» (Донецкий университет), киевский молодежный турклуб «Мангуп», туристская секция «Крокус» при Национальном педагогическом университете им. Драгоманова (Киев), Тернопольский турклуб «Кристалл», Мукачевский спортивно-оздоровительный клуб туристов «Ориентир», Луцкий турклуб «Терра», Винницкий турклуб «Меркурий», турклуб Одесского политеха «Романтик», киевский турклуб «Арсенал», Карпатский турклуб, Севастопольский клуб туристов, Николаевский клуб путешественников и другие.

Клуб является неприбыльной организацией, но юридическим лицом, и действует на основании собственного устава. Легализация (официальное признание) Клуба является обязательной и осуществляется путем его государственной регистрации в установленном законом порядке. Деятельность Клуба распространяется на территорию соответствующей административно-территориальной единицы или региона Украины. Территория деятельности самостоятельно определяется Клубом.

Турклубы в своем регионе проводят все виды мероприятий, изложенных в уставе ФСТУ (см. выше): спортивные туристские походы, экспедиции, путешествия в разных видах спортивного туризма, направленные на обеспечение роста туристско-спортивного мастерства участников; подготовку, повышение квалификации и аттестацию общественных туристских кадров, спортсменов-разрядников по спортивному туризму; осуществляют учебно-тренировочную работу в секциях, группах, кружках клуба; организуют работу туристско-спортивных, оздоровительных лагерей и баз и т.д.

Индивидуальными членами Клубов могут быть граждане обычно с 14 лет, существуют также и коллективные члены. Члены Клуба платят членские и вступительные взносы.

Руководящим органом Клубов является общее собрание правления; контрольным органом — ревизионная комиссия (ревизор); руководящим лицом — председатель правления Клуба. Председатель, его заместители, члены правления могут работать в Клубе на штатной основе, по совместительству или на общественных началах.

Клуб как юридическое лицо может иметь в своей собственности имущество и средства, необходимые для осуществления деятельности, несет финансовую и другую ответственность, формирует и выполняет собственный бюджет, ведет оперативный и бухгалтерский учет, статистическую отчетность, регистрируется в местных органах государственной налоговой службы и вносит в бюджет платежи, предусмотренные законодательством.

Туристский клуб «Пилигрим» основан в 1997 году. Зарегистрирован как подразделение спортклуба ДонГУ. Основное направление — водный туризм. Кроме того, организовываются пешеходные походы по Крыму (когда воды в реках не хватает). В состав клуба входят студенты и аспиранты Донецкого государственного университета.

Туристская секция «Крокус» основана при Национальном педагогическом университете имени Драгоманова (г. Киев) существует с 1978 г. За период 1978–1998 г. клубом было проведено 137 категорийных походов. Специализаци туристского клуба: пешеходные, лыжные, горные походы. Путешествия производились в различных районах Украины и СНГ: в Карпатах, Крыму и др. В секцию принимаются все желающие.

Туристский клуб «Метеор». Создан в 1957 году при ПО ЮМЗ имени А.М. Макарова ( ранее п/я ) Работают секции по следующим видам туризма: горный, пешеходный, водный, велосипедный, спортивное ориентирование. При клубе работает маршрутно-квалификационная комиссия (МКК). Полномочия МКК: горный туризм — 3 к.с., водный туризм — 1 к.с., пешеходный туризм — 3 к.с. Клуб проводит туристские слеты, соревнования, походы.

Туристские клубы в школах — наивысшая форма организации краеведческо-туристской работы. Они объединяют разные секции и кружки, ставят целью заполнение свободного времени школьников научно-познавательной деятельностью. Членами такого клуба могут быть 60 и более учеников из разных школ. Работа в клубе обычно совмещается с работой фотокружка, кинолектория, туристско-краеведческой секции и других. Деятельность клуба не только позволяет пропагандировать географические и краеведческие знания и туристские навыки, но и отвлекает молодежь от безделья. Нередко такой клуб является культурно-массовым центром микрорайона.

Члены школьного (юношеского) клуба принимают устав, утверждают эмблему, песню (гимн); каждому выдается учетная карточка. Секретарь совета клуба ведет протоколы общих собраний. Работой юношеского клуба руководит Совет, в состав которого входят старосты кружков, редактор стенной газеты, председатель совета, его заместители. Членами совета являются также консультанты: учителя, работники научных учреждений, специалисты-хозяйственники и другие.

Источники:

http://studopedia.ru/9_4453_klubnie-ob-edineniya-sushchnost-funktsii-spetsifika.html
http://www.ohotniki.ru/dog/breeds/laiki/article/2013/08/01/639308-natsionalnyie-klubyi-ili-sektsii.html
http://marketing.wikireading.ru/3319
http://suomea74.livejournal.com/9432.html
http://mylektsii.ru/14-13534.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector