Ружье ИЖ-49
В послевоенное время, когда страна более-менее вошла в привычный ритм, у населения появилась потребность в гражданском, охотничьем оружии. Отечественные разработки были очень грубыми и ненадежными. Случайно или нет, но к конструктору С. Беликову попали чертежи устройства немецкого гладкоствольного ружья фирмы «Зауэр». Эти чертежи и схемы послужили базой на которой было разработано совершенно новое по тогдашним меркам двухствольное ружье для охоты.
В 1950-м году в продажу поступило первое отечественное серийное ружье, которое имело очень изящный и привлекательный внешний вид под индексом ИЖ-49.
За четыре года выпуска было изготовлено около 200 тысяч экземпляров ИЖ-49 включая модификации. Это был первый и очень важный опыт производства серийного гладкоствольного оружия массового производства.
Характеристики ИЖ 49
Конструктивно ружье было простое и состояло из трех основных частей: спаренных стволов, цевья и приклада на котором крепилась коробка с ударно-спусковым механизмом. Модель была с внутрикурковой схемой и автоматическим предохранителем. Сами курки были соединены с бойками, пружины же были чрезмерно сильными, что было заводской недоработкой. Схема запирания стволов была тройной, то есть три точки фиксирования, два нижних крюка и верхний рычаг.
Приклад и цевье изготавливались либо из бука, либо из ореха.
История появления
После победы над Германией в качестве трофея в руки инженера-оружейника Сергея Беликова попало охотничье ружьё модельного ряда немецкой оружейной под номером 8. Качество сборки и дизайн этой трофейной модели значительно превосходил опытные образцы охотничьих ружей, ранее производимых на Ижевском механическом заводе.
В довоенный период (с 1933 года) на Ижевском механическом заводе производилась попытка освоить серийное (массовое) производство горизонтальных двустволок. Были созданы ИЖБК, ИЖ-36, но все эти модели оказались заранее обречены на неудачу. Формы и дизайн этого охотничьего стрелкового вооружения были очень грубы. Помимо этого, в процессе эксплуатации выявлялись значительные конструкторские и технологические недоработки, которые сказывались на качестве стрельбы.
Охотники имели множество нареканий в адрес нового оружия: ложа постоянно растрескивалась из-за ослабления врезанных замков, брандтрубки с бойками приходилось подкручивать и так далее.
Конструкция
Замки ружья ИЖ-49 взводятся от открывания ствольного блока. Курки изготовлены, как единое целое с бойками. Под подушками колодки в специальных пазах вмонтированы боевые пружины. Эти же подушки, подвергнутые усиленным испытаниям, проклеймены буквой «У», заключенной в трапециевидную рамку.
Правый ствол ружья ИЖ-49 имеет дульное сужение «цилиндр» либо «получок», левый – «чок» или «получок». Вес ствольного блока приличный, по тяжести почти соответствует спортивному вооружению, но за счет собственной массы ружья выдерживают немалую нагрузку, большинство экземпляров сохранилось до сегодняшних дней.
За время изготовления в конструктивные особенности ружья ИЖ-49 были внесены определенные изменения. К примеру, бойки и курки, изначально выполнявшиеся, как единое целое, стали разделенными и возвратными. И если раньше охотники жаловались, что они немного застревают в капсюлях, то потом бойки стали возвращаться в первоначальное положение. Курок автоматически становился на зацеп шептала, боек за счет возвратной пружины отжимался внутрь колодки за плоскость щитка.
Спортивные модификации
- Иж-50А
— мотоцикл для многодневных соревнований на базе Иж-49. - Иж-50Б
— кроссовый мотоцикл на базе Иж-49. Двигатель форсирован до мощности 16 л. с. при 4 500 об/мин. за счёт повышения степени сжатия до 8—9, улучшения системы продувки, расширению фаз газораспределения. Цилиндр из алюминиевого сплава с чугунной гильзой. Карбюратор К-28 с увеличенным диффузором). Экипажная часть облегчена. - Иж-51М
— мотоцикл для для кольцевых шоссейных гонок. Экспериментальный двигатель с картером двигателя переменного объёма (с помощью поршневого насоса в нижней части картера)[5]
В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской.
- Иж-54
для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18-20 л. с. - Иж-55
для кроссовых и многодневных соревнований. Двигатель форсирован до мощности 16—18 л. с. за счёт повышения степени сжатия до 8—9, увеличения диаметра проходного сечения карбюратора и улучшения системы продувки. По ходовой части мотоцикл не отличается от базовой дорожной модели. Большое внимание уделено очистке воздуха и защите зажигания и карбюратора от воды. Воздух в карбюратор попадает через специальный приёмник, расположенный в задней части топливного бака. Выпускные трубы вместе с глушителями подняты вверх. Зажигание осуществляется от магнето, герметично закрытого алюминиевой крышкой. На мотоцикле установлены специальные кроссовые шины с глубоким рисунком протектора и гоночная подушка на заднем щитке.