0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КТО В ТИХОЙ РЕЧКЕ ЖИВЕТ?

Кто в реке живет

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

КТО В РЕКЕ ЖИВЁТ

Однажды утром мы сидели с Колей на берегу залива.

День был хороший: тёплый и ясный. Река блестела от солнца. За ре-

кой раскинулся большой колхозный луг. Оттуда, из нескошенной травы,

смотрели на нас сиреневые колокольчики и белые ромашки. И маленькой

звенящей точкой над лугом казался жаворонок в синем небе.

Над водой летали береговые ласточки. Они ловили мошек и бабочек и

залетали в гнёзда, похожие на дырки в крутом берегу. Накормив птенцов,

ласточки с весёлым писком вылетали из гнёзд и снова продолжали свою

Синие стрекозы-красотки порхали над водой и садились отдохнуть то на

веточку ивы, которая склонилась над рекой, то на тонкий стебель тростника.

У самого берега из воды тянулись молодые хвощи с острыми вершин-

ками. На каждом стебельке у них были красивые коричневые кольца. Рядом

с хвощами торчали метёлки молодой осоки.

На воде легко держались зелёные лепёшечки ряски. И от каждой лепё-

шечки, как нитка от пуговицы, тянулся короткий корешок с присоской.

Чуть дальше от берега росли в реке кувшинки. Они распластали по воде

широкие резные листья с большими белыми цветами.

Я рассказал Коле про эти цветы.

Каждый день они распускаются часов в семь утра. Весь день они поворачивают свои ча-

шечки в ту сторону, где стоит солнце. Поздним вечером цветы кувшинки свёртываются и

погружаются в воду. Там они и ночуют. А утром снова выходят из воды и весь день смотрят на

В тихой, спокойной воде залива кто-то плескался, квакал, урчал, пускал пузыри.

— А кто в реке живёт? — спросил я Колю.

Он сидел голышом на горячем песке и смотрел на мохнатого шмеля. Шмель сел на коло-

кольчик и так согнул стебель, что цветок опустился почти до самой земли.

Мальчуган встрепенулся и задумался. А в это время какая-то крупная рыба так ударила

хвостом по воде, что маленькие рыбки серебристыми брызгами разлетелись

в разные стороны.

— Рыба и щука. Вот кто! — ответил Коля.

— Эх ты, чудак-рыбак! Да разве щука не рыба?

— Она всех рыб ест.

— А давай поглядим! — предложил я, и мы спустились к воде.

По спокойной глади залива сновали удивительно лёгкие насекомые с

Прыг, прыг! — носились они по воде, сталкиваясь носами, и разбега-

лись в разные стороны.

Целый день они вот так измеряют воду, бегая возле берегов. И за это

их прозвали водомерками. А нырять и плавать они не умеют.

Я поймал одну водомерку и осторожно опустил её в воду. Она выскочила оттуда, как пробка, показала нам серебристое волосатое брюшко и понеслась по заливу, почти не оставляя

Вдруг все водомерки кинулись к мотыльку: он пролетал над рекой и упал в воду.

Возня поднялась, драка!

Но добыча им так и не досталась, потому что над водой показался большой тёмный

жук. Он раскинул задние ноги, перевернулся вниз головой и выставил из воды кончик рыжего брюшка.

Водомерки бросились врассыпную: кто куда!

Но жук-плавунец не погнался за ними. Он был сыт и просто вылез подышать свежим воздухом. И выставил он не голову, а хвост, потому что там у него расположены дыхальца.

Надышался жук, сильно взмахнул ногами и нырнул. И за ним потянулись пузырьки до самого дна, куда он опустился.

Блестящий чёрный жук-вертячка носился кругами возле осоки, словно

его привязали за ногу ниткой.

А попробуй-ка, поймай его!

И рукой не схватишь и сачком не подцепишь! Он очень ловкий и очень

зоркий. Так у него глаза устроены, что смотрит он сразу и на дно реки

и на небо. И ни с какой стороны к нему не подберёшься.

— Змея! — вдруг крикнул Коля и схватил меня за руку.

Но это была всего лишь большая чёрная пиявка. Она плыла под водой,

извиваясь, как змея, поднимая то хвост, то голову. •

На песчаном дне ползали какие-то жучки, клопы. Среди них мелькнул

гладыш, похожий на семечко подсолнуха. И плыл он по особому: на спине.

Он очень шустрый и плавает быстро, почти как рыба. Но в руки

его брать не нужно: он может проколоть кожу и впустить ядовитую

слюну. Вот почему гладыша называют «водяной осой».

Недалеко от берега спокойно лежала на дне большая

ракушка-беззубка. Она недавно передвинулась с места на

место, и за ней на песке виднелась неглубокая дорожка.

— Как бы нам поймать ракушку, не залезая в воду? —

Я отрезал веточку ивы, очистил её от листьев и сунул в воду.

Там я дотронулся до ракушки, где у неё была щёлочка между створками.

Створки сейчас же закрылись наглухо и зажали ветбчку, как клещами. Я дёрнул — и

ракушка очутилась на берегу.

Коля схватил и прижал её к груди.

— Не нужно, — сказал я. — Зачем она тебе? Вбт пойдём рыбу ловить,

тогда и пригодятся нам такие ракушки. А сейчас давай «блины печь».

— Блины? — удивился Коля.

Я размахнулся и сильно запустил ракушку в реку. Она ударилась боком об воду, подпрыгнула, пролетела по воздуху, снова упала, опять подпрыгнула. А за ней на воде оставалась прямая длинная цепочка следов.

И каждый круг на воде был похож на большой блин. Ударяясь об воду и

подпрыгивая, ракушка долетела почти до другого берега и скрылась на дне.

— И я так хочу! — закричал Коля.

Поймали мы ещё одну ракушку. Коля размахнулся и запустил её в воду, но она сразу же утонула.

— Ну, брат, тебе ещё подучиться надо! А сейчас давай искупаемся.

Я тебя поучу плавать, а потом пойдём завтракать.

И мы отправились на своё любимое местечко на реке, где текла чистая

вода и где не было ни пиявок, ни гладышей.

СТРЕКОЗА и ЛЯГУШКА

Большая сосна росла над песчаным обрывом.

От её широкой кроны ложилась на берег длинная тень, и под сосной не

было душно даже в самый жаркий день.

Ветерок свободно гулял под деревом. От реки всегда тянуло прохладой.

Нагретая солнцем хвоя так приятно, вкусно пахла смолой.

Я любил сидеть под этой сосной, когда возвращался с прогулки по лесу.

Коля знал это. И когда ему хотелось найти меня, он бежал к сосне.

Так было и в тот день, о котором я хочу рассказать.

Коля принёс книжку с картинками, поздоровался со мной и сказал:

— Мама говорит, что тут написано про голубую лягушку. А разве такая бывает?

— Бывает. Только ранней весной. И только в воде, когда она громко

курлычет или квакает. А поймаешь такую лягушку, вынешь её из воды — и

КТО В ТИХОЙ РЕЧКЕ ЖИВЕТ?

Есть рыболовы-любители, которые большим рекам и озерам предпочитают небольшие речушки или даже ручьи. В средней полосе России, и особенно в Подмосковье, таких очень много – это речки, впадающие в Оку, Волгу, Москва-реку, Клязьму, Истру и т.д. Иногда они носят очень красивые старинные названия – Мологва, Мотовильня, Маглуша, Дорка. Дно у таких речек песчано-каменистое, реже илистое, течение тихое, вода прозрачная и очень холодная, видимо,
от бьющих на дне ключей.

На первый взгляд, мелководье – не самое подходящее место для солидной рыбы, но это не так. Из глубин омутов сюда выходят кормиться по утрам и на вечерних зорях язь и крупный голавль. Но на речках рыба очень пуглива, поэтому при малейшей опасности мгновенно прячется в потаенных местах.
В июне-июле на ловлю лучше выходить ранним тихим утром или уже поздно вечером, ближе к сумеркам. В это время язь и голавль, обычные обитатели небольших рек, выходят кормиться к зарослям водной травы или под нависшие ветви деревьев. Одной из самых надежных насадок для таких рек считается ручейник.
Прикармливание на малых реках не всегда бывает успешным. Более добычлива ходовая ловля, когда рыболов с маховой или болонской удочкой передвигается по берегу реки и из-за укрытий делает забросы в приглянувшиеся места.
Для ловли язей, подъязков и голавлей на нешироких речушках советую использовать легкое удилище длиной не более 5 м с небольшой катушкой и пропускными кольцами. Подвижная оснастка позволяет быстро регулировать длину лески и, соответственно, ловить махом или в отвес, в зависимости от обстоятельств. Основная леска диаметром 0,18–0,2 мм, поводок – 0,14-0,15 мм. Крупный язь обычно караулит добычу в тенистых местах, поэтому иногда можно использовать оснастку и погрубее, ведь язь очень упорно сопротивляется. Поплавок должен быть маленький, незаметный, лучше всего темного цвета, с одной дробинкой. Используя максимально легкую оснастку, в заросшей водной растительностью реке можно успешно ловить в проводку.
Для начала необходимо найти, пусть даже очень небольшое, открытое пространство воды и пустить насадку вдоль водорослей. Течение будет нести кузнечика, овода или какую-нибудь личинку, что наверняка попадет в поле зрения рыбы. Хорошо, когда струя жмет ко дну вытянутые тонкие водоросли. Можно пустить насадку над ними. Выбор струи, бьющей в сторону водорослей, всегда выгоден: насадка, естественным образом спадая с травы, не вызывает у рыбы никаких подозрений и становится желанной добычей язя, голавля, плотвы, красноперки, а иногда и крупного окуня.
У некоторых лесных речек берега бывают настолько заросшими, что ловить приходится взабродку. В таком случае рыболов надевает забродный костюм и осторожно бредет вдоль берега против течения. Тогда, скорее всего, может понадобиться удочка подлиннее, ведь крупная рыба стоящего в воде рыболова близко к себе не подпустит. Для ловли взабродку хорошо подходят участки ниже перекатов и там, где есть замедленное течение.
На малых речках часто практикуется ловля по ветру, когда падающих в воду насекомых прибивает в одном направлении – к кустарнику, водорослям, торчащим из воды веткам, траве, корягам. В том месте, куда сносит насекомых, вскоре может появиться язь или голавль. Ориентируясь на определенный вид рыбы, нужно учитывать, что язь и голавль не уживаются вместе, поэтому охотятся они обычно на разных территориях. Но какую бы рыбу вы ни ловили, для этого нужно встать с наветренной стороны, давая ветру возможность сносить приманку с поплавком к выбранному месту.
Любителям активной рыбалки можно предложить увлекательный способ ловли язя (голавля) на горизонтальный поплавок, в качестве которого можно использовать обыкновенную палочку, огруженную вдоль одной стороны. Такой поплавок выглядит как естественно плывущий по поверхности мусор, рыба его не боится.
Кроме насекомых и их личинок, насадками для ловли язя и подъязка могут служить: хлебный мякиш, гороховое тесто, пареная перловка или пшеница, червь.
С июня вода прогревается и начинается бурный рост водной растительности, от сильных ливневых дождей часто бывают паводки. По мере наступления жары язь становится ленивым и все больше переходит на «травоядение». В это время он больше питается шелковником, в народе называемым «тинкой», или «зеленью». Травка преобладает в рационе летом и у большинства других рыб карповых пород. Это несколько облегчает задачу в подборе насадки. Шелковник всегда можно найти в реке. Он покрывает подводные камни, его длинные пряди можно встретить на корягах, старых сваях.
Для насадки годятся только молодые ярко-зеленые водоросли длиной не более 10–12 см. Ловить на тину надо несколько ниже плотин, перекатов, старых мостов, быстрин, в местах с умеренным течением на глубине до 2–3 м. Оснастка с одной дробинкой. Поводок довольно длинный, чтобы при удержании поплавка, тинка плавно взмывала над грунтом и потом, после отпуска оснастки, снова плавно падала ко дну.
Чем быстрее течение, тем увереннее берет рыба, поэтому при ловле на тинку подсечка должна быть резкой, энергичной. Хранят пряди шелковника, завернув во влажную тряпку. Для закрепления тинки на крючке можно воспользоваться накидной петлей, обычно обматывают тонкой прядью все цевье крючка, а затем скрепляют оба конца, оставив у изгиба крючка свободно висящий кончик тины длиной 15–25 мм. Перед забросом этот хвостик желательно распушить, прополоскав его в воде. Ловля на «тинку» дает хороший результат при небольшом спаде или подъеме воды.
Летом начинается очень увлекательная, хотя и сложная, охота за язем и голавлем с нахлыстом, что подразумевает ловлю на искусственную мушку. Ужение на мушку – метод, доступный не каждому, и требует определенных навыков, знания специфических приемов заброса снасти. Собираясь ловить нахлыстом, прежде всего необходимо изучить водоем и обитающих на берегу или в воде насекомых и правильно подобрать мушку. Например, все лето с успехом можно ловить на мушку, имитирующую нимфу веснянки.
При использовании живого насекомого или его личинки ловят так называемым полунахлыстом. Для этого способа удилище лучше брать или мягкое (параболического строя), или, наоборот, жесткое. Только в этом случае можно добиться дальнего полета насадки. Углепластиковые удилища для такой ловли подходят хуже, чем стеклопластиковые, хотя первые намного легче.
Вообще же классический «бытовой» нахлыст подразумевает применение так называемого «прививка» (отрезка лески, длиной 1,3–1,5 м при диаметре от 0,5 до 0,3 мм, связанного на конус) и подлеска, то есть поводка. Длина лески должна равняться длине удилища. Чаще используют дополнительное двухметровое колено. В этом случае леска короче удилища.
В июле на рассвете или вечером язь подолгу охотится в верхних слоях воды в надежде полакомиться случайной поживой, и ловить его в это время лучше всего в сумерках или в теплые ночи при луне. Для наживки можно использовать жуков, кузнечика, саранчу, слепней или оводов, надетых по два на крупный крючок.
Полунахлыст применяют и при ловле на свободно падающую личинку крупной стрекозы. Такая рыбалка больше напоминает охоту.
На перекатах в течение всего дня держатся подъязки, ельцы, небольшие голавли. Их можно ловить на обычную комнатную муху. В любом случае хороши участки вблизи плотин, у островков с растительностью, на бродах и отмелях, где в жару от слепней и оводов спасается крупный скот. Иногда язь и голавль облюбовывают себе стоянку среди наносов мусора-плывуна, обросшего тиной. Здесь могут во множестве обитать различные личинки и скапливаться упавшие в воду насекомые. Но в любом случае насадка должна опускаться в воду как можно естественней, без шума, и посылать ее надо несколько выше воображаемой цели. Медленно тонущая и сносимая течением гусеница также будет лакомой поживой для стоящего у дна язя или голавля – горизонт нахождения рыбы бывает непредсказуем.
Вот два способа ловли на личинку насекомых.
1й способ: крючок с личинкой забрасывают вверх по течению, дают насадке заглубиться, а затем ловят на проплыв личинки возле дна. Так хорошо ловить на границе перекатов и ям, где сносимых течением нимф охотно подбирает жирующий язь. При ловле на личинку стрекозы, нимфу веснянки или ручейника лучше использовать крючки с лопаточкой и длинным цевьем № 4–10.
2й способ: насадку забрасывают на границу суводи. Как только она утонет, леску медленно подтягивают, чтобы движения мушки напоминали ход выбирающейся на берег личинки.
С берега можно применять короткие штекерные удочки – для ловли из-за укрытий в отвес, проверяя все горизонты воды. Но эта высокоспортивная снасть требует определенной подготовки. Используя складывающуюся телескопическую удочку, можно ловить способом «макания мухи». Снасть проста и предназначена для выуживания язя в прозрачной воде. Выбирают длинное удилище и привязывают к нему 2–2,5 м лески диаметром 0,25 мм, а то и толще, ибо нагрузки при вываживании крупной рыбы будут очень большие. Конечно, если вы настраиваетесь ловить мелкую рыбу, леска должна быть как можно тоньше. Крючок рассчитывают под величину насадки. Возле крючка закрепляют маленькое грузило, чтобы оно не сильно тянуло леску, но притапливало муху. Держа насадку над водой, ее то заставляют тонуть, то всплывать, а то скользить или даже взлетать. Этот способ очень хорош для глубоких, но маленьких речек. Обычно ловят возле осоки, камыша, рдеста или кувшинок, находящихся непосредственно вблизи русла реки. Насадкой служит овод, крупная мясная муха, кузнечик, стрекоза или другое летающее насекомое, а также привлекательные для рыб личинки.

Читать еще:  Новоселы москва-реки

Алексей ГОРЯЙНОВ 28 июля 2009 в 14:35

Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во «Вконтакте» или на «Facebook».

КТО В ТИХОЙ РЕЧКЕ ЖИВЕТ?

Тихая Речка

Информация

О компании: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Тихая Речка» создана 30 мая 2008 года. Основным видом деятельности компании является строительство организованных котеджных поселков. Показать полностью…

На сегодняшний день ООО УК «Тихая Речка» реализует два проекта: коттеджный поселок Премиум-класса «Тихая Речка» и коттеджный поселок Бизнес-класса «Красноярка De Iuxe»

Основные виды деятельности компании:
— продажа земли с подведенными коммуникациями;
— организация коттеджных поселков;
— обслуживание жилых домов и коммуникаций;
— строительство жилых домов.
Управляющая компания «Тихая Речка», на протяжении уже 3 лет строит для своих клиентов первоклассные загородные жилые дома, создает коммуникационную и социальную полномасштабную инфраструктуру.

Директором компании с момента ее основания является Пенчук Павел Александрович: «Дорогие омичи и гости нашего города! Организованные коттеджные поселки — это новый уровень проживания в собственных домах. Управляющая компания, берущая на себя об Сайт: www.тихаяречка.рф

Другое

Действия

7 записей Предложить новость

Конкурс «Народная улица»

Вы когда-нибудь задумывались, почему улица, на которой вы живете, носит именно такое название? Знаете ли вы, что в России, к примеру, 57 Пожарных переулков, 144 Тракторных и 377 Тихих улиц? Показать полностью… А чаще всего россияне прогуливаются по Советским и Молодежным. В сумме их количество практически достигает 17 тысяч. А ведь если задуматься, то кто-то их когда-то придумывал. Возможно в тот момент мимо этого человека ехал трактор или, наоборот, вокруг не было ни души (потому Тракторные и Тихие). Кем бы ни были все эти люди, наверняка знать можно только одно — ими наверняка гордятся друзья и близкие.

Читать еще:  Снегирь украшал жизнь в хмурые дни

Управляющая компания «Тихая речка» объявляет конкурс на лучшее название улицы для своего очередного проекта «Коттеджный поселок «Новая Красноярка», который находится в 25 километрах от Омска. Самые оригинальные и творческие участники конкурса получат специальные призы от нашей компании, а улицы поселка долгожданные имена.

правила конкурса:
Вы можете указать один вариант ответа в каждой из наших страниц в социальных сетях (ссылки указаны выше). Ответы принимаются в виде комментариев к конкурсам.
Обязательными условиями участия конкурса в каждом сообществе является вступление в него и репост сообщения о конкурсе «Народная улица». Победителей конкурса будет выбирать экспертное жюри.

Непосредственно-организационная деятельность в старшей группе «Дон-любимая река ростовчан»

Натали
Непосредственно-организационная деятельность в старшей группе «Дон-любимая река ростовчан»

Цель:продолжать знакомить с родным городом, с его достопримечательностью -рекой Дон.

Задачи:дать понятие,какое значение в жизни города и ростовчан играет Дон: поилец, кормилец и излюбленное место отдыха ростовчан. Обогащать кругозор детей занятиями об окр. мире, пополнять словарный запас детей словами «плавники», «мальки», «обитатели»,развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Ход занятия

В: Дети, садитесь удобно, у нас с вами будет интересный разговор. Я вам сейчас раздам открытки, вы внимательно на них посмотрите и угадаете, о чем мы с вами будем говорить.

(Раздаю детям открытки с изображением реки Дон)

В:Что вы на них увидели?

Дети:Теплоходы, мост, реку, высокие дома, набережную.

Восп: Дети, может кто-то догадался, какая река на открытках?

Дети:Дон. А я прочитала: «Ростов-на-Дону«

Восп: Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашем городе — городе, в котором мы живем, о нашей красивой, могучей реке Дон. Дети, давайте вспомним, на каком поселке мы с вами живем?

Дети: На Чкаловском.

В:А Чкаловский поселок частью какого города является?

Д: Города Ростова-на-Дону?

В:А почему на Дону?

Д: Потому что у нас протекает река Дон.

В:Да, дети, наш город расположился по обеим берегам красивой реки Дон. А как вы думаете, что значит Дон для нашей с вами жизни, для всех ростовчан?

Д: Красиво, можно купаться, плавать, кататься на теплоходе, загорать на пляже, отдыхать на базе.

В:Все, дети, вы говорите правильно. Только обо всем давайте поговорим подробно. скажите, что вы пьете?

Д: Чай, компот,молоко,кофе,воду.

В: А откуда берется вода?

В: А откуда она попадает в кран?

В: Да, дети, из труб. Но в трубы она попадает из нашего Дона. Только в Дону она грязная и пить ее нельзя. Поэтому из Дона Вода сначала попадает на очистительные сооружения,где ее отстаивают, фильтруют, хлорируют, делают разные хим. анализы,и только после этого пускают в трубы.

Так что Дон-наш поилец, его воду мы пьем, поливаем сады, огороды, дачи, моим фрукты и овощи.

Выходит, что без его воды и «ни туды,и ни сюды»

В: Так что нам дает Дон?

В: Дети,а кто обитает в реке Дон?

Д: Рыбы, птицы, лягушки.

В: А какие рыбы живут в реке Дон?

В: я вам сейчас буду читать стихи об обитателях Дона, а вы запоминайте, кто в нем есть?

Река — просторный светлый дом, Жильцов немало в доме том.

Ты на речных жильцов взгляни —

Все очень разные они.

Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Куда ты плывешь?

Ты квакаешь громко,

И все повторяешь:

Ведь есть кроме «ква»

— Я квакаю громко —

Пусть домой поспешат!

Лишь вода сойдет весною,

В плавни мы за Дон спешим.

Там зеленою стеною

Дружно встали камыши.

Пробираемся по кочкам,

Знаем множество примет:

Если след ложится строчкой —

Это, значит, выдры след.

Если выводок утиный

Заметался у воды —

Значит, вышел сом из тины,

Не наделал бы беды!

Все плотины нам знакомы,

Что настроили бобры.

В плавнях мы почти как дома,

Только. жалят комары.

Что ты ершишься?

Ждешь, видно, взбучки.

В тихой речке жили раки,

Затевали Раки драки.

А один задира-рак

Рассуждал примерно так:

Раз уж нам клешни даны,

Жить без драк мы не должны.

Но в одной из крупных драк

Без клешни остался рак.

Присмирел любитель драк

И сказал примерно так:

— Раки в мире жить должны,

Ракам драки не нужны!

В широком заливе

Снуют у кормушек,

На дафний и мошек

А только недавно,

На прошлой неделе

В осоке желтели.

Но солнце согрело

И в стайки мальков

Но с ними расстаться

Придется нам скоро:

Ждут юрких мальков

И пруды, и озера

В: Так, кто же живет в Дону?

Д: Рыба — ерш, сом, щука, карп, судак, раки.

В: А зачем нам нужна рыба?

Д: Мы ее кушаем, варим, жарим, солим, вялим, варим уху, рыбный супчик, печем рыбные пироги.

Воспитатель: Еще делаем рыбные консервы. Вот и выходит, что Дон не только нам поилец, но еще и кормилец.

А теперь давайте поговорим о том, какое значение в нашей жизни имеет река Дон летом. Что мы любим делать летом, когда жарко?

Д: Плавать, купаться, загорать.

В: А где лучше всего это делать?

Д: На берегу реки.

В: Вот и у нас на левом берегу Дона есть городской пляж, куда едут отдыхать и купаться ростовчане. А что там есть еще?

Д: Дачи, лагери отдыха для детей, рестораны, кафе, спортивные базы.

В: А что ещё мы любим делать на реке Дон? Да, прокатиться на прогулочном катере до Зеленого острова, полюбоваться красотой донской природы, подышать речным воздухом, посмотреть, какой огромный у нас грузовой речной порт, почувствовать, какой манящий аромат стелется по реке, когда по берегам цветет сирень, черемуха, сады. Выходит, что Дон еще — излюбленное место отдыха ростовчан. Дети, а знаете, сколько песен написано про нашу реку Дон! Я вам предлагаю некоторые послушать.

Песня «Песня про Ростов», С. Халаимов.

Песня «Тихий Дон», М. Шуфутинский.

«Транспорт». Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе Образовательные области: познание, коммуникация. Задачи: обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о транспорте; закрепить знания.

«Цветные нотки» — непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Цель: — продолжать знакомить детей с основами нотной грамоты, — развивать мелкую моторику и координацию движений, — развивать ассоциативное.

Интегрированное организационная образовательная деятельность (развлечение) «День Матери» Цель: Создать радостную, праздничную атмосферу. Задачи: 1. Познакомить детей с праздником День Матери. Способствовать созданию положительных.

Читать еще:  Звание егеря обязывает

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Река времени» Цель: формировать познавательный интерес у дошкольников к вопросам истории и культуры Санкт- Петербурга. Задачи: • создать педагогические.

Продуктивная деятельность в старшей группе «Моя любимая мамочка» Сейчас во многих садах готовятся к празднику «День матери». У нас тоже полным ходом идет подготовка к различные мероприятия, посвященному.

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Моя любимая игрушка» Цель: Развивать у детей связанную речь. Задачи: 1. Учить составлять небольшой рассказ об игрушке. 2. Закрепить названия геометрических фигур,.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Пингвиний пляж» Тема «Семейство пингвинов» Задачи: 1. Совершенствовать технику скульптурной лепки; 2. Вызвать интерес к изображению пингвина пластическими.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Доброта» Цель: учить быть сдержанными, вежливыми и доброжелательными, развивать связную речь, работать над выразительностью речи; определение понятия.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Воздух-невидимка» План -конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельности в старшейгруппе по образовательной области «Речевое развитие» в.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе «Моя любимая семья» «Моя любимая семья» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-Эстетическое развитие»,.

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса «Е. Чеповецкий «В тихой речке»»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме :

Е. Чеповецкий. «В тихой речке». А. Гиваргизов.
«Что ты, Сережа, сегодня не в духе?»

Учитель: Белоусова Вера Ивановна

МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся.

Формирование УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

Личностные действия: умение соотносить поступки и события с другой точки зрения

Регулятивные действия: умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника и взаимодействовать с ними.

Общеучебные: пользоваться понятием «точка зрения»; совершенствовать умение определять, от какого лица идет повествование поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов

умение с точностью выражать свои мысли.

Оборудование: маски героев собаки, кошки, божьей коровки, рыбок, мухи, комара, пчелы., карточки желаний, грамзапись песни «Небылицы», сигнальные карточки светофор

I. Организационный момент.

Мотивация к работе, правильной посадке.

— Попробуйте прочитать справа налево:

акношапереч ерытеч кешапереч хёрытеч у

-Догадались что это такое? Ну конечно же это скороговорка.

Чтение скороговорки с разной интонацией, с ускорением.

3 человека рассказывают стихотворение, выученное наизусть. Они же будут консультантами для тех, кто пожелает им рассказать стихотворение (дети могут рассказывать им стихотворение на перемене или после уроков)

IV. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.

Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Учитель предлагает для составления «табло желаний» следующие карточки:

На уроке я хочу

– слушать
– играть
– читать
– узнавать новое
– рассуждать
– решать задачи
– выделять орфограммы
– фантазировать – инсценировать

Дети выбирают нужные и прикрепляют на доску

– слушать ;
– играть
– читать
– узнавать новое
– рассуждать
– рассказывать

Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания?(нет) почему?

– Не можем, потому что не знаем тему урока.

-Чтобы определить тему урока послушайте песню «Небылицы»

-Какое слово повторяется в этой песне? (Небылица)

— Как называется раздел, который мы изучаем? ( точка зрения)

— Попробуйте соединить эти два слова. ( Какая точка зрения в небылице?)

V . Актуализация полученных ранее знаний.

Повторение знаний о жанрах устного народного творчества.

— Что такое небылица? (жанр устного народного творчества)

— Какие небылицы вы знаете?

— В каком разделе мы читали небылицы; (Устное народное творчество)

— Кто автор этих небылиц? (народ)

— Сегодня мы познакомимся с авторскими небылицами

VI .Открытие нового знания.

Учитель знакомит учащихся с творчеством автора.Е. Чеповецкого автора Гиваргизов

Арт ý р Алекс á ндрович Гив á ргизов – российский детский писатель и поэт, член Союза писателей России. С 1968 года живет в Москве, окончил Музыкальное училище при Московской консерватории, преподаватель в музыкальной школе. Первая публикация в 1998 году в журнале Сатирикон. Первая книга – «Со шкафом на велосипеде» – вышла в свет в 2003 году. Автор пишет прозу, стихи, пьесы и сказки для детей; публиковался в журналах: «Сатирикон», «Куча-мала», «Магазин», «Миша», «Ералаш», «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и Два жирафа», «Вовочка», «Тошка», «Простоквашино», «Костер», «Фонтан» и в газетах: «Семья» (в приложении «Маленькая Тележка»), «Жили-были», «Независимой газете» (в приложении «Ex Libris»).

Произведения А. Гиваргизова входят в серию для детей – «Город мастеров», в сборники «Маме дорогой», «Большой подарок Почемучке». Вошел в сборник «Классики» (Лучшие рассказы современных детских писателей) М., Детская литература, Эгмонт (2002 г.), «Классики» (стихи) М., Детская литература, Эгмонт (2003 г.).

Учащиеся читают стихотворение Е. Чеповецкого.

– С чьей точки зрения поэт предложил нам посмотреть на рыбалку? (Поэт предлагает взглянуть на ситуацию рыбалки с изнанки – с точки зрения рыбок.)

-Смешно получилось? (Это очень смешно.)

Учащиеся читают стихотворение А. Гиваргизова.

– Кто обсуждает, какое у Сережи настроение? (Рассуждают комары, мухи, осы и пчелы.)

— А кто беседует в последних двух строчках: люди или насекомые? Почему вы так думаете? (Это разговор насекомых.)

Догадываетесь, почему мальчик невеселый? (Мальчик грустный из-за укусов насекомых.)

– А вы когда-нибудь думали о том, что не только вы смотрите на муху или божью коровку, воробья или кошку, но и они тоже смотрят на вас? Поэты часто об этом думают.

Физминутка: Если я называю жанр устного народного творчества, вы встаете и хлопаете в ладоши, если другое слово – приседаете и топаете

VI I . Самостоятельная работа по уровням (по группам или по разным видам одарённости)

Задание 1 ученик ищет значение слова «Причал» в словаре.

При помощи вопросов к стихотворению обратиться к личному опыту детей; узнать, кто из школьников любит фантазировать , выдумывать, а также спровоцировать детей проявить свое воображение подобно герою стихотворения.

Задание Составить небылицу про божью коровку, кошку, собаку ( Этим детям выдаются маски божьей коровки, кошки, собаки)

2. Работа над выразительностью

— какое настроение у небылиц?

— как нужно читать небылицы?

почему данное стихотворение можно прочитать по ролям? ( Есть диалог героев.)

Задание: Прочитайте в паре небылицу Е.Чеповецкого «В тихой речке у причала…» по ролям.

Вслух прочитают те, кто сможет договориться.

Задание: проинсценировать небылицу А.Гиваргизова «Что ты Серёжа сегодня не в духе?»

4. Доказывают, что небылица написана в стихотворной форме

Найди рифмы в стихотворении, определи ритм.

VIII. Подведение итога урока

Заслушать ученика, который работал со словарём

Выслушать ребят с творческим заданием ( надев маски божьей коровки, собаки, кошки)

3. Заслушать группу ребят с инсценировкой небылицы А.Гиваргиазова «Что ты Серёжа сегодня не в духе?»

4. Заслушать группу ребят, работающих с рифмами

-С какой точки зрения написаны небылицы

1. Какие желания сбылись на уроке?

Поднимите светофор с зелёным сигналом

Кто слушал? ;
Кто играл?
Кто читал?
Кто узнал новое? ( что узнали?)

Кто рассуждал?
Кто рассказывал?

Кто фантазировал? Кто инсценировал?

2. Оценивание детей

1. Нарисовать понравившиеся моменты небылиц

2. Придумать свою историю с точки зрения животного

Урок знакомства с авторскими небылицами. На уроке дети учатся пользоваться понятием «точка зрения», совершенствовать умение определять, от чьего имени идет повествование. Делать вывод о том, что не только мы смотрим на муху или божью коровку, воробья или кошку, но и они тоже смотрят на вас. На уроке даётся возможность пофантазировать, проинсценировать небылицу, а также разные виды заданий, которые подойдут, как для работы в группах по разным уровням, так и для работы с одарёнными. В интересной форме построено целеполагание. Ученик выбирает карточки с желаниями. На этапе рефлексии, он показывает какие, желания сбылись. Структура урока построена так, что идёт постоянная смена видов деятельности.

Источники:

http://dom-knig.com/read_456255-1
http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2009/07/28/325955-kto-v-tihoy-rechke-zhivet.html
http://vk.com/public48059715
http://www.maam.ru/detskijsad/neposredstveno-organizacionaja-dejatelnost-v-starshei-grupe-na-temu-don-lyubimaja-reka-rostovchan.html
http://infourok.ru/material.html?mid=30893

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector