1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коренным жителям тундры запретили хранить оружие под шкурами

ХМАО взбудоражила дискуссия – можно ли детям хранить оружие: «Коллеги, вы алкоголь ограничиваете, а оружие разрешаете…»

Депутаты ХМАО поспорили сегодня о законе, который разрешает приобретать и хранить охотничье (огнестрельное, гладкоствольное, длинноствольное) оружие на территории округа несовершеннолетним. Как передает корреспондент Znak.com, саму норму, по которой такое оружие может приобретать ребенок, начиная с 16 лет, депутаты приняли еще в 2007 году, но сегодня, в ходе обсуждения уточняющих поправок, снова возникла дискуссия.

Докладчик по данному вопросу пояснил, что еще в 2007 году депутаты думы ХМАО воспользовались правом понизить возраст, по достижению которого гражданин может приобрести и хранить охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с 18 лет до 16 лет.

Летом 2014 года в федеральном законодательстве была изменена формулировка, которая регламентирует полномочия региональных дум. Раньше формулировка звучала так: у депутатов есть полномочия по снижению возраста, по достижении которого граждане РФ могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия. Сейчас формулировка другая: у депутатов есть полномочия по снижению возраста, по достижении которого граждане РФ имеют право на приобретение (но не ношение и не хранение, – прим. Znak.com) такого оружия. Иные положения закона изменений не претерпели.

Однако эта поправка вызвала бурную дискуссию относительно необходимости снижать ранее возраст граждан для приобретения оружия.

«Для чего мы даем 16-летним детям это право?», – начал дискуссию депутат Евгений Марков. На этот вопрос ответил депутат Еремей Айпин, который напомнил, что в свое время они просили принять данную норму для коренных народов севера, чьи дети с раннего возраста начинают охотиться. Он также отметил, что в законе конкретизированы виды оружия. «Городским жителям-подросткам вряд ли будут на практике давать разрешение», – высказал мнение Айпин.

На что Марков заявил, что тогда в законе надо это прописать – что возможность только для аборигенов. Депутаты не стали поддерживать его предложение. Было отмечено, что в рамках данного законопроекта этот вопрос не решается. Депутат Александр Сальников также высказал мнение, что городскому парню в жизни не получить в УМВД право на приобретение оружия. «То, что мы даем право претендовать на получение разрешения с 16 лет, это не значит, что гражданин еще его получит. Там есть своя процедура по получению – там надо быть членом охотничьего общества пять лет и так далее. Здесь нельзя голословно говорить, что мы даем право и оружие будет в руках ребенка. Его не будет», – высказал свое мнение депутат Вячеслав Танкеев.

«Уважаемые коллеги, вы алкоголь ограничиваете, а оружие разрешаете», – снова не согласился Марков.

Депутат Сергей Дегтярев привел свою статистику. По его данным, за прошлый год лицам от 16 до 18 лет было совершено порядком 500 преступлений, из них только 10 с применением оружия. «Но это оружие у них было нелегальным», – указал он.

Но Марков настаивал, что нужно снова обсудить принятое в 2007 году решение, конкретизировать его.

В итоге 29 человек проголосовало за законопроект, трое высказались против и один воздержался.

Коренным жителям тундры запретили хранить оружие под шкурами

Среди большого многообразия оружия, созданного человеком, есть немало запрещенных видов. Подобное оружие существовало и раньше, только вот о нем мало кто знает. В средние века обязанность запрещать то или иное оружие брала на себя церковь, которое она попросту «проклинала». В наше время существуют различные конвенции, акты и соглашения, запрещающие применение оружия массового уничтожения и прочих негуманных видов оружия. Именно о запрещенном оружии речь пойдет далее.

Если верить историкам, первый меч-фламберг был выкован в XV веке и примерно в то же время он был «проклят» католической церковью как негуманное оружие, недостойное христианина

В солдатских инструкциях некоторых стран было четко прописано: «Любой солдат противника, пойманный с волноподобным клинком, должен быть казнен на месте без разбирательств»

Благодаря форме своего клинка, фламберг с легкостью разрубал броню и щиты, оставляя на теле рваные раны, с которыми даже современной медицине справится нелегко

По сути, «пламенеющие» клинки стали первым оружием, запрещенным к использованию во время боевых действий

Экспансивные пули. Экспансивные пули – боеприпасы, которые при попадании в цель увеличивают свою поражающую способность за счет увеличения своего диаметра

Эти пули были разработаны в конце XIX века капитаном британской армии Невиллом Берти-Клэем для борьбы с «дикарями-фанатиками» в ходе колониальных войн

Сегодня эти боеприпасы запрещены к применению в военном оружии, так как они наносят чрезмерные повреждения. Однако они разрешены для охоты и самообороны

Сердце кабана, через которое прошла экспансивная пуля калибра 9 миллиметров

Противопехотные мины. Противопехотные мины могут быть различной формы, иметь различный принцип действия и способ установки, но все они направлены на уничтожение живой силы противника

В 1992 году при содействии шести неправительственных организаций было создано Международное движение по запрещению противопехотных мин

3 декабря 1997 года в Оттаве была подписана конвенция о запрещении применения и накопления противопехотных мин. На иллюстрации карта стран, где есть угроза неразорвавшихся мин

Согласно статистике 2012 года, каждый месяц более 2000 человек становятся жертвами неразорвавшихся мин. В войнах конца XX века на мины приходится 5-10% от общего числа потерь

Напалм. Напалм был изобретен американцами во время Второй мировой войны. По сути, это просто сгущенный бензин с присадками, повышающие температуру и время его горения

апалм практически невозможно удалить с кожи. Во время горения он не только прожигает кожный покров, но и выделяет большое количество угарного газа.

В 1980 году был принят протокол, запрещающий или ограничивающий применение зажигательного оружия. Согласно этому протоколу, напалм запрещено применять только против гражданского населения

США, хотя и присоединились к договору, но разрешают себе применять зажигательное оружие по военным объектам, находящимся среди скопления гражданских лиц

После того, как стало возможным изготавливать и хранить достаточное количество отравляющих веществ, военные стали рассматривать их как средство ведения войны. В 1899 году Гаагская конвенция запретила применение в военных целях боеприпасов, целью которых является отравление живой силы противника

Химическое оружие – единственное средство массового поражения, которое было запрещено еще до начала его использования

Несмотря на все запреты, отравляющие вещества применяли, применяют и будут применять, так как это дешевый способ уничтожения и запугивания.

Кассетные бомбы – боеприпасы, начиненные разрывными, зажигательными или химическими суббоеприпасами, за счет которых увеличивается зона поражения и наносимый урон

Американская кассетная система CBU-105 Sensor Fuzed Weapon с самонаводящимися суббоеприпасами

Российская кассетная бомба РБК-500. На иллюстрации – модификация, снаряженная осколочными боевыми элементами. Также существует противотанковая с самонаводящимися суббоеприпасами

В мае 2008 года увидела свет конвенция о запрете использования кассетных боеприпасов. Однако она абсолютно бесполезна, так как самые крупные держатели таких бомб (США, Россия и КНР) ее не подписали

Биологическое оружие считается самым древним средством массового поражения. В стан врага засылались больные люди или отравлялись источники пресной воды

Наибольшую «известность» в деле экспериментов с бактериями и вирусами получил Отряд 731. Эти японские ученые убили тысячи военнопленных и мирных жителей в ходе своих экспериментов

В Женеве в 1972 году была согласована конвенция о запрете на разработку, накопление и использование биологического оружия и токсинов. А все имеющиеся в наличии вещества должны были быть уничтожены

Самое страшное в таком виде оружия – его неуправляемость. Выпущенные на волю бактерии и вирусы могут начать мутировать, что ведет к непоправимым последствиям

Лазерное оружие ослепляющего действия. 13 октября 1995 года вступила в силу конвенция о запрещении лазерного оружия, основной или одной из основных задач которого является нанесение необратимых повреждений глазам противника

Согласно американской версии, 4 апреля 1997 года с борта российского судна, проходившего вдоль канадско-американской границы, был произведен выстрел из китайского лазера ZM-87 по вертолету береговой охраны. В результате пилот получил серьезный ожог сетчатки

Читать еще:  Зимняя уклейка

Самое притягательное в ослепляющих лазерах то, что для стрельбы из него не нужно снайперских навыков, ведь его луч не имеет массы и весьма дальнобойный, а на полное выжигание сетчатки требуется минимум энергии и времени

Сегодня активно ведутся разработки более «гуманных лазеров» (даззлеров), которые лишь на время ослепляют противника и не наносят непоправимый урон зрительным органам

Климатическое оружие.5 октября 1978 года вступила в силу необычная конвенция, запрещающая любое изменение структуры, состава и динамики Земли в военных целях

США успели вдоволь поэкспериментировать с природой в 60-х. Они распыляли над Вьетнамом состав, усиливающий муссонные ливни, пытались искусственно создать цунами и даже управлять тайфунами

Хотя климатическое оружие официально так и не изобрели, 5 июня 1992 года была подписана (а в 2010 дополнена) Конвенция о биологическом разнообразии, которая еще сильнее ограничивала вмешательство в дела природы

Несмотря на разумность таких превентивных мер, крайне сомнительным кажется способность какой-то из стран доказать, что по ней был нанесен удар климатическим оружием

Ядерное оружие космического базирования. Освоение космического пространства всегда носило военную задачу. Милитаризация космоса была и остается заветной мечтой военных всех стран, имеющих свою космическую программу

10 октября 1967 года вступил в силу договор, составленный Генеральной Ассамблеей ООН, о принципах деятельности государств по освоению космоса и космических тел

Согласно этому документу, на орбите запрещалось размещать ядерное или другое оружие массового поражения. Однако размещать менее опасное вооружение не запрещено

На самом деле сейчас есть вещи поважнее милитаризации космоса. Для начала нужно разгрести весь тот мусор, который мы уже туда отправили


кликабельно

«Человек в тундре без ружья обречен на смерть»: как Росгвардия отнимает оружие у коренных жителей Ямала

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Представители коренных народов Ямало-Ненецкого Автономного округа (ЯНАО) жалуются на изъятие у них оружия и провизии. По их словам, к кочующим жителям Ямала регулярно прилетают силовики на вертолетах и отнимают охотничьи ружья, мотивируя это отсутствием оружейных сейфов в жилищах. Чиновники говорят: все, кто жалуется на изъятие оружия и припасов — браконьеры, которые хотят уйти от ответственности.

19 сентября в поселке Бованенково у чума ненца Валерия Худи приземлился вертолет Службы по охране, контролю и регулированию биоресурсов ЯНАО. Помимо сотрудников службы, из вертолета вышли сотрудники Росгвардии и местного управления Росрыболовства. Они провели в чуме обыск, в ходе которого изъяли ружья, на которые были разрешения, и заготовленную на зиму рыбу. По словам брата Валерия, после обыска Виктор боится идти домой — он обнаружил у чума следы белого медведя, а защититься теперь ему нечем.

Житель Ямала оленевод Ейко Сэротэтто утверждает: оружие у кочующих народов изымали и раньше, но люди это не афишировали, потому что их запугивали, да и интернета у них не было. «Прилетает вертолет в чум, они смотрят, шмонают, если видят ружье — проверяют документы; если их нет, сразу забирают оружие, если есть, проверяют условия хранения, наличие сейфа внутри. А как сейф в чум поставить? Или вот пошел охотник в поход, поставил палатку, а к нему приезжает полиция и спрашивает, где сейф», — рассказывает «МБХ Медиа» Ейко.

По его мнению, шансов на то, что оружие вернут, мало: «Если ружье без документов, то его, скорее всего, не вернут. А у нас на Ямале со времен Советского Союза ружья продавались без лицензии, просто для охоты. Те ружья сохранились и до наших времен, мы их передавали от отца к сыну. Я не слышал случаев, когда оружие возвращали. Более того, недавно у местного жителя два ружья забрали, хотя у него все документы были. После того, как в интернете подняли шум, „биоресурсы“ сказали, что все вернут», — говорит Ейко.

Основной промысел местных жителей — охота и рыболовство, поэтому изъятие оружия и замороженной рыбы сильно по ним ударит. «Для нас, коренных жителей, кочевников, вся жизнь — вечная охота, вечное странствие, у нас нет закрепленной избушки. Мы как на охоту едем, не берем с собой все. У нас образ жизни такой. Человек в тундре без ружья обречен на смерть, даже если на стойбище нападет не медведь, а лиса или песец, больной бешенством», — объясняет Сэротэтто.

По словам Ейко, в управлении «биоресурсов» работают местные, но не представители коренного населения. В соцсетях пишут: работники службы часто издеваются над представителями малых народностей. Так, в комментариях во «ВКонтакте» местный житель рассказал: осенью 2011 года сотрудники службы поймали его в устье реки Яхады, забрали улов и «пустили свежепойманную рыбку на закусон». Поспорившую с представителем «биоресурсов» во «ВКонтакте» ямальскую девушку полиция, как говорит Сэротэтто, потом вызывала на допрос.

По мнению представителей Службы по охране, контролю и регулированию биоресурсов ЯНАО, все порочащие службу сведения — результат работы браконьеров. «Ряд недобропорядочных жителей, браконьеров, своими публикациями пытаются дискредитировать работу служб, силовых структур и таким образом уйти от ответственности за нарушения. Уточните: те, кто жалуются, привлекались к ответственности за нарушения правил рыболовства, охоты, незаконное владение оружием?» — советует «МБХ Медиа» заместитель директора службы Сергей Данюк.

«Между прочим, многие коренные жители проявляют к нам добросердечное отношение. В большинстве случаев кочевые жители, рыбаки, охотники, оленеводы дают нам информацию о правонарушениях. Мы и им помогаем: едем мы в рейд, закидываем на место людей, продукты им привозим», — поясняет он.

В «биоресурсах» рассказали: сотрудники службы ничего не изымают. Служба проводит рейды вместе с силовыми структурами, «чтобы все заинтересованные участвовали в них под одним флагом, одним рейсом». Оружие изъяли сотрудники Росгвардии, а рыбу — Федеральное агентство по рыболовству, поэтому они ничего не могут вернуть пострадавшему.

По словам Данюка, в ходе рейда 19 сентября выяснилось: житель Ямала хранил оружие не в чуме, а в деревянной постройке. Представитель «биоресурсов» предположил: провизию изъяли потому, что тем, кто ведет традиционный образ жизни, специально выделяются квоты на добычу, а житель либо ее превысил, либо выловил рыбу особо ценной породы.

«Раньше квоты утверждались приказом департамента природных ресурсов, а сейчас это перешло в Росрыболовство. На каждого жителя выделяется квота, и вопросов нет, человек может ловить эту рыбу согласно квотам. „Черную“ рыбу, которая не запрещена к любительскому лову, тоже можно ловить. Другое дело, если выявили ловлю рыбы особо ценных пород, но такие вопросы нужно задавать федеральному агентству по рыболовству», — рассказывают «МБХ Медиа» представители службы.

Ейко Сэротэтто считает, что из-за неграмотности местных народов силовые структуры могут делать что угодно. «Служба биоресурсов приезжает и забирает провизию, прикрываясь законами. Мол, так нельзя, это нарушение. Бедные оленеводы политически безграмотны: они не знают законов, которые разрешают коренному жителю Крайнего Севера ловить ту же рыбу, охотиться. А сейчас жителя Крайнего Севера сравнивают с жителем юга России. Если ко мне приедут, я отобьюсь как-нибудь, а другому покажут бумагу — и все, значит, власть права», — говорит оленевод.

«Это все исторически обосновано, наши предки боялись Красной Армии, много было провокаторов на севере: придут, ее именем все заберут. Зачастую люди не хотят сталкиваться с этим и просто соглашаются. Например, оленеводу скажут „дай, подпиши, а то все заберем“. А ему надо пасти стадо. Как пойдешь против законного представителя? Он покажет корочки, и ничего ты не сделаешь», — объясняет он.

После жалобы Сэротэтто прокуратура начала проверку действий службы по контролю биоресурсов. Прокуратура проверяет законность действий инспекторов: при изъятии рыбы и оружия они не составили протокол обыска. Ейко говорит: вне зависимости от решения властей малые народы будут подавать жалобы и устраивать сходы, чтобы «обсудить, что делать дальше».

Постановление Правительства России о ношении и использовании оружия разрешает пользоваться огнестрельным оружием при наличии разрешения с целью охоты, самообороны, оленеводам или работникам подразделений Российской Академии Наук, работающим на Крайнем Севере. Хранить оружие нужно в изолированных помещениях и в сейфах, это контролирует Росгвардия. При перевозке оружия нужно уведомить силовые структуры.

Читать еще:  Март- протальник

Прокуратура ЯНАО оставила КМНС без оружия в конфликте с Росгвардией. Юристы заявили о нарушении прав тундровиков

Юристы оценили облаву силовиков на представителей коренных малочисленных народов Севера

Эксперты в сфере оборота оружия заявили о вероятных нарушениях законодательства при изъятии ружей у представителя КМНС сотрудниками управления Росгвардии ЯНАО. По оценке юристов, силовики без решения суда не имели права проводить обыски в чумах фактории. Кроме того, эксперты раскритиковали довод Росгвардии об отсутствии специального сейфа у тундровика. Со ссылкой на федеральные нормативные акты, эксперты отметили, что требование об обязательном наличии сейфа в чуме было безосновательным – по законодательству такие средства защиты должны быть лишь в постоянном жилье гражданина, в котором он имеет прописку. Между тем прокуратура ЯНАО, также проверявшая действия Росгвардии, уже заявила о том, что нарушений выявлено не было. На стороне силовиков выступил и уполномоченный по правам человека в автономном округе. Впрочем, со слов представителей КМНС, чиновники и прокуроры не учли условия, в которых проживают тундровики. Оленеводы ежедневно вынуждены защищать свои жилища и детей, в том числе, от нападения медведей, которые участились в 2018 году.

Прокуроры ЯНАО не выявили нарушений в действиях сотрудников Росгвардии региона и специалистов ГКУ «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов ЯНАО» при изъятии оружия у представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Соответствующий вывод следует из ответа подчиненных Александра Герасименко на запрос депутата Законодательного собрания ЯНАО Елены Кукушкиной.

Уточним, крупный конфликт развернулся в сентябре текущего года: в тундре в районе Бованенково у Валерия Худи, который после смерти жены в одиночку воспитывает двоих детей, в ходе рейда представители Росгвардии изъяли два ружья, на которые оленевод имел все разрешительные документы. Кроме того, в ходе обыска в его временном жилище были изъяты замороженная рыба, заготовленная на зиму для питания семьи, и рыболовные снасти. «Людей оставили в тундре без средств защиты от диких зверей, несмотря на то, что в это время в районе стойбища охотился белый медведь», – описывали ситуацию участники конфликта.

Позже представители управления Росгвардии по ЯНАО заявляли, что ружья были изъяты у тундровика из-за нарушения правил хранения. В жилище не был оборудован специальный сейф, боеприпасы и оружие просто были укрыты оленьими шкурами.

«Принимая во внимание уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, а также среду их постоянного проживания, законодательство РФ разрешает хранить имеющееся у тундровиков огнестрельное оружие в ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Однако в ходе рейда были выявлены грубые нарушения требований законодательства. Гражданин Худи, проживающий на стойбище в чуме, не принял необходимых мер, исключающих произвольный доступ к оружию и боеприпасам к нему сторонними лицами», – заявили тогда в пресс-службе Росгвардии, пообещав вернуть мужчине его ружья после того, как в доме появится специальный ящик, который сможет ограничить к ним доступ.

Между тем, со слов собеседников издания, собственность представителя КМНС ему не вернули по сей день, несмотря на то, что заявленные средства хранения были приобретены.

«Ему отказались возвращать оружие, правда, теперь уже не из-за претензий к хранению. Несмотря на то, что при изъятии говорили о сейфе, в октябре ему выдали протокол, по которому они забирают оружие из-за того, что он нарушал общественный порядок 17 декабря 2017 года. Но после этого в сентябре 2018 года он получал новое разрешение на оружие, почему менее чем за месяц до изъятия ему выдали разрешение? Ответа на этот вопрос нет», – обрисовал ситуацию источник «Правды УрФО» из окружения тундровика, оставшегося без ружей, за счет которых, в том числе, добывал пропитание для своих детей и охранял жилище от диких зверей.

В пресс-службе Управления Росгвардии ЯНАО на момент публикации материала не прокомментировали сложившуюся ситуацию. Не уточнили также силовики и информацию о том, изымалось ли оружие у каслающих на Ямале тундровиков из-за претензий по его хранению в чумах без сейфов.

Свою позицию по конфликту между тем уже озвучил уполномоченный по правам человека в ЯНАО Анатолий Сак, отметивший, что действия силовиков направлены на обеспечение безопасности детей, которые имеют доступ к оружию.

Омбудсмен привел в пример данные УМВД России по ЯНАО. Так, в июне 2017 в Сеяхинской тундре пятнадцатилетний представитель КМНС взял из нарт находящееся в свободном доступе охотничье ружье, принадлежавшее его отцу и не зарегистрированное в установленном законом порядке, и по неосторожности произвел выстрел в семилетнюю сестру. Девочка от полученного огнестрельного ранения скончалась.

Кроме того, 20 июня того же года другой несовершеннолетний представитель КМНС, находясь в Панаевской тундре, извлек из нарт находящееся в свободном доступе охотничье ружье, принадлежавшее его отцу, зарядил его, поставил рядом со входом в чум, и отошел. Пока его не было, ружьем воспользовался его пятнадцатилетний брат, который хотел занести ружье в чум. Входя в чум, он споткнулся, в результате чего непроизвольно выстрелил дробовым зарядом в свою десятилетнюю сестру. Девочка скончалась.

«Исходя из всего вышесказанного, считаю, что требования законодательства Российской Федерации едины для всех граждан, проживающих на территории нашего государства, и должны неукоснительно соблюдаться всеми без исключения категориями граждан», – заявил Анатолий Сак.

Впрочем, эксперты, изучающие вопросы использования оружия, не соглашаются с выводами чиновников и надзора. По их мнению, росгвардейцы все же нарушили права тундровиков, забирая оружие за отсутствие сейфов. Силовики в принципе не имели права проводить обыск в жилище представителя КМНС, утверждают юристы.

Так, по словам руководителя экспертно-аналитической группы «Право на оружие» Василия Мазаева, привлекшего юристов для изучения конфликта, на проведение обыска в чуме или другом временном жилье силовики должны иметь на руках решение суда.

«Проникновение во временное жилище или место пребывания также запрещено – охраняется Конституцией и уголовным правом. Законодательством не предусмотрено проведение проверки оружия по местам проживания и пребывания рейдами или иными массовыми мероприятиями. Должностное лицо, проводящее проверку, должно иметь письменное предписание в отношении конкретного человека», – рассказал Василий Мазаев, ссылаясь на приказ от 29 июня 2012 г. №646 МВД РФ, которым утвержден административный регламент по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия.

Как указывают аналитики, согласно статье 22 закона «Об оружии», хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. При этом люди должны обеспечивать сохранность, безопасность хранения и исключить доступ к оружию посторонних лиц.

При этом эксперты подчеркивают, что правительство РФ постановлением №814 от 21 июля 1998 года утвердило «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории России». В документе действительно прописано наличие сейфов или металлических шкафов. «В случаях же хранения оружия и патронов в местах временного пребывания должно, оно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц», – говорится в пункте 59 этих правил.

«Акцентирую внимание: при хранении оружия по месту жительства – это место регистрации или, как говорят, прописка, – нужен сейф, сейфовый шкаф или металлический шкаф для хранения оружия, ящик из высокопрочных материалов либо деревянный ящик, обитый железом. При хранении оружия в местах временного пребывания все это законом не предусмотрено. Более того, согласно названному постановлению правительства РФ, при хранении по месту временного пребывания гражданин обязан исключить только доступ к оружию посторонних лиц. При временном пребывании гражданин не обязан обеспечивать сохранность и безопасность хранения. По факту, гражданин в чуме или другом временном жилище в тундре – это гражданин на охоте. Сейф на охоте – нонсенс», – пояснил законодательные нормы эксперт.

Читать еще:  Носки для похода

Наблюдатели между тем добавляют, что помимо юридических коллизий, у конфликта есть и другая сторона, напрямую связанная с безопасностью тундровиков. Так, из-за затяжной осени медведи поздно ушли в спячку. В ноябре животные терроризировали не только стойбища и поселки, но и окрестности крупных городов. Например, накануне охотники вынуждены были застрелить медведя-шатуна в Ноябрьске. Он вплотную приблизился к местной школе.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Как живут оленеводы в тундре? Сколько зарабатывают? Как моются?

Ямальские ненцы освоили северные рубежи задолго до того, как сюда пришли газодобытчики. Они бороздили тундру во времена, когда о нефти еще даже не знали. И с тех пор их жизнь почти не изменилась. Они все так же со стадом оленей кочуют по бескрайним снегам и стараются ужиться с нефтяными вышками и рыночной экономикой, не забывая о своих традициях.

Зимой лютые северные ветра и морозы в -50, летом комары и болота. Для любого горожанина такие условия считаются экстремальными, и он вряд ли сможет в них выжить. Для аборигенов севера — это привычные будни.

Как живут оленеводы в тундре?

Как и сотни лет назад, ямальские оленеводы ведут кочевой образ жизни. Живут в чуме. Это такое сооружение из деревянных шестов, которое обтягивают оленьими шкурами. Самое что ни на есть доступное жилье. Собирается оно буквально за полчаса. При этом ставить чум — исключительно женская работа. Хотя некоторые современные оленеводы временами отходят от этой традиции и помогают своим спутницам устанавливать дом.

А делать это приходится часто. Оленеводы не сидят на месте дольше двух-трех дней. За это время оленье стадо съедает и вытаптывает весь мох в округе — нужно идти дальше, чтобы животным было чем питаться.

Как правило, в одном чуме проживает около 5-10 человек. Это одна или две семьи. Несмотря на тесноту в этом жилище есть много правил, нарушение которых прощают разве что только приезжим гостям, не знающим традиций. Например, есть мужская половина чума. Женщинам на нее вход воспрещен. Обходить печь сзади тоже нельзя. Прислоняться к некоторым шестам, на которых держится чум, категорически запрещается. Не меньше ограничений и снаружи. Женщинам, к примеру, нельзя заходить за чум.

Как современные технологии изменили жизнь кочевников?

Современные технологии не могли повлиять на жизнь оленеводов. В каждом чуме непременно есть электрогенератор. Заводят его нечасто — нет необходимости. Но когда появляется электричество — вокруг розеток собираются многие чумовые обитатели. Как правило, молодежь спешит зарядить свои мобильные телефоны. А если они находятся недалеко от фактории или какого-то поселка и есть связь, то все спешат в интернет: узнать, как дела у друзей, почитать новости. В некоторых чумах есть даже небольшие плоские телевизоры и спутниковые тарелки. Вечерами они собираются у экрана, чтобы вместе посмотреть фильмы.

Всех детей коренных народов Ямала на зиму собирают в специальные школы-интернаты, где они получают образование. Там они узнают о том, что есть другая жизнь: теплые дома, электричество, телевизоры и прочие блага цивилизации. «Потом они вырастают, получают образование и не все хотят возвращаться обратно в тундру», — говорит старый оленевод.

Как они моются и ходят в туалет?

Чумовая жизнь накладывает свои отпечатки на быт. Об этом агентству рассказал один из оленеводов Александр Салендер. «Здесь же нет душа, как в поселке. У нас в чуме ручной умывальник висит. Воду греем на печи, моемся. Летом в озерах купаемся, вещи стираем», — рассказывает оленевод.

Туалета в тундре, кстати, тоже нет. Поэтому у оленеводов очень просторные широкие одеяния. «Выйдешь подальше от стойбища. Ямку в снегу натопчешь и садишься там. Малица [длинная одежда ненцев] со всех сторон закрывает, чтобы не продувало. Она как маленький чум, — смеется Александр, — главное, чтоб олени не набежали. Им соли не хватает. Поэтому они сразу набрасываются на „желтый снег“. Приходится на них орать, чтобы отогнать от себя».

Несмотря на жизнь в тундре оленеводам тоже нужны деньги. Часть ямальских кочевников работает на местные оленеводческие компании и за зарплату выпасает совхозных оленей, из которых потом сделают колбасу и прочие ямальские деликатесы. Другие пасут только собственное стадо и зарабатывают на сдаче мяса и продаже оленьих рогов и пантов (последние, рога молодого оленя, особенно ценится в Китае).

Александр говорит, что доходы в совхозах небольшие — 30-40 тысяч в месяц на семью. Деньги нужны, чтобы купить топливо для генераторов и снегоходов, крупы и макароны, хлеб, накопить на новый снегоход. А с продажи мяса на забойных комплексах можно откладывать на квартиру в поселке, чтобы было куда переехать из тундры при необходимости.

Но, как и много веков назад, в тундре богатство оленевода до сих пор измеряют размером его стада. Например, у зажиточного кочевника может быть стадо из двух-трех тысяч оленей — тогда его можно считать настоящим миллионером. Тех, у кого стадо меньше 500 голов, уже считают бедными.

У Салендера всего несколько сотен собственных оленей, а остальные — колхозные. Он говорит: чтобы прожить в тундре, на обычную семью нужно не меньше трехсот голов. «Олени для ненца — это и транспорт, и питание, и одежда, и покрытие для чума. То есть олень — наш дом, получается. Из рогов поделки мастерим, украшения, ножи из кости оленя делаем, но сейчас только сувенирные. Пользуемся уже современными, железными», — делится наш герой.

Как ненцы ориентируются в тундре?

У ненцев фантастические навигационные навыки. Представьте, что вы посреди тундры: вокруг до самого горизонта только бескрайнее снежное поле. Горожанин сгинул бы в этих снегах, и его никто бы не нашел. Кочевники же знают каждый холмик, каждый кустик, как свои пять пальцев. Для них тундра — как одно большое общежитие. Они всегда точно знают, где находятся сами и знают, где кочуют друзья и родственники несмотря на расстояния и отсутствие связи. Отправиться за сотню километров в гости в чум к друзьям им все равно, что нам сходить к соседям. И несмотря на отсутствие каких-либо видимых горожанину ориентиров они всегда приезжают точно туда, куда ехали.

Как женятся оленеводы?

Дружеские и семейные связи вообще имеют особенное значение для оленеводов. Брачные союзы считаются божественными и нерушимыми. Конечно, в современном мире девушки часто стали выходить замуж за мужчин другой национальности, а парни выбирают себе в жены девушек из городов. Но старшими это не возбраняется. Однако есть и семьи, которые до сих пор чтят старые традиции. Бывает, что юноша и девушка могли встретиться где-то в тундре, познакомиться в поселке, когда приезжали за провизией, или на каком-то празднике. А есть и случаи, когда отцы решают, за кого отдать дочь — сами подыскивают достойного жениха. В таких случаях молодые впервые могут встретиться уже на своей свадьбе.

Свадьба, как и любое торжество здесь, сопровождается забитием оленя. Тундровые жители привыкли есть сырое мясо и запивать его еще теплой кровью животного. Самому почетному гостю вручают деликатес — свежую кровавую почку оленя. Делается все быстро, пока мясо не замерзло.

Как дела у них с религией?

С религией у оленеводов очень специфичные отношения. Все они язычники и поклоняются собственным богам и идолам. Они чтят традиции и с почтением относятся к священным местам. Но современный мир повлиял, в их чумы пришло и христианство. Неудивительно увидеть в чуме уголок с иконами православных святых, стоящих на специальном сундуке, в котором хранятся ненецкие идолы.

Источники:

http://www.znak.com/2015-02-19/hmao_vzbudorazhila_diskussiya_mozhno_li_detyam_hranit_oruzhie_kollegi_vy_alkogol_ogranichivaete_a_or
http://trinixy.ru/115045-zapreschennye-vidy-oruzhiya-39-foto.html
http://infopressa.com/2018/10/05/chelovek-v-tyndre-bez-ryjia-obrechen-na-smert-kak-rosgvardiia-otnimaet-oryjie-y-korennyh-jitelei-iamala/
http://pravdaurfo.ru/articles/171344-prokuratura-yanao-ostavila-kmns-bez-oruzhiya-v
http://ura.news/articles/1036276697

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector