1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КОНСЕРВАТИЗМ И КРЕАТИВ

Кто такой консерватор? Идеология консерватизма в России. Консерваторы и либералы

Консерватизм — политическая идеология, признающая главными ценностями традиции и порядок, государственный строй и религию. Говоря кратко, консерватизм — это «идеология порядка и охранительства». Само слово «консерватор» происходит от латинского conservo — «сохраняю».

Консерваторы — сторонники консервативной идеологии. В политике они выступают за сохранение всего так, как было прежде, то есть против реформ и изменений. Они часто поддерживают социальное неравенство, считая его естественным и заложенным в природе человека.

В экономике они поддерживают национального производителя, выступают за протекционизм. В сфере культуры и идеологии консерваторы всегда за господство одного санкционированного государством течения.

Наряду с либерализмом и радикализмом консерватизм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от либералов консерваторы выступают против глубоких и резких реформ, за высокую роль государства в жизни общества. В отличие от радикалов они не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.

Суть консервативной идеологии

Главные ценности консерватизма — государство, религия, традиции, порядок . Человеческая жизнь часто признается ничтожной перед интересами государства.

Консерваторы зачастую выступают за монархию и сохранение социального неравенства как скелета общества. Они приводят в качестве контрпримера неудачный опыт построения социализма в СССР или национал-социализма — в Третьем рейхе.

Консерваторы допускают вмешательство государства и религии в частную жизнь граждан.

На внешнеполитической арене консерваторы всегда за сохранение прежних границ , нерушимость международных договоренностей. При этом они жестко отстаивают интересы собственного государства, не признают теорию общего блага и универсальных ценностей.

Бенджамин Дизраэли. Фото: Wikimedia

Либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма.

В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли : «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца. У того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».

Идеологи консерватизма

Именно такой путь прошел один из идеологов консерватизма, французский политик и писатель Франсуа Рене де Шатобриан . Представитель дворянского рода, он вначале принял Великую Французскую революцию, но затем устрашился ее разгула и революционного террора. Мыслитель ударился в католичество, переосмыслил свои ценности и стал проповедником монархии и порядка.

Франсуа Рене де Шатобриан. Фото: Wikimedia

Еще одним отцом консерватизма называют английского философа той же эпохи Эдмунда Берка . В своих воззрениях он также отталкивался от Французской революции. До нее Европа жила ценностями монархии, религии и порядка. Великая революция впервые поставила старый мир с ног на голову. Именно как реакция на нее и появился политический консерватизм. Без перемен и потрясений не появилось бы ярых защитников старого порядка.

Эдмунд Берк. Фото: Wikimedia

В книге «Размышления о Французской революции» 1790 года Берк доказывает, что истинная свобода возможна только в рамках закона и порядка, а реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путем. Эти принципы легли в основу консерватизма.

В 1980-е на Западе появился так называемый неоконсерватизм — более приспособленное к современным реалиям учение. Его представители отказались от особенно одиозных требований (сохранение смертной казни, запрет однополых браков, религия в школах), но сохранили главное — курс на сильное государство. Яркими представителями неоконсерватизма считаются Рональд Рейган, Маргарет Тетчер и Ангела Меркель.

Ангела Меркель. Фото: Reuters

Консерватизм в России

В царской России после Французской революции власть как правило была консервативна. Исключение составляет лишь начальный этап правления Александр I и царствование Александр II. При позднем Александре I и Николае I идеологами охранительства были Николай Карамзин и Сергей Уваров .

Константин Маковский «Портрет Александра II на смертном одре»

Разгул консервативной реакции начался при Александре III. По его мнению, именно либеральные реформы отца привели к расправе над царем. Сын убитого монарха решил задавить в России любое свободомыслие и жажду перемен.

Идеологом контрреформ и всего того царствования стал Константин Победоносцев . «Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее теплое дуновение весны, и все рухнет», — наставлял он Николая II. Считается, что Достоевский вывел Победоносцева в образе Великого Инквизитора из романа «Братья Карамазовы».

Константин Победоносцев. Фото: Wikimedia

Из советских правителей консерваторами считают Иосифа Сталина, Леонида Брежнева , Юрия Андропова и Константина Черненко. При втором из них были свернуты экономические реформы, инициированные Алексеем Косыгиным в эпоху «хрущевской оттепели». В сфере культуры также были «закручены гайки»: неугодные писатели и артисты были отправлены в тюрьму или выдворены из страны.

Леонид Брежнев. Фото: Wikimedia

В постсоветской России идеологию консерватизма воплощает партия «Единая Россия». Ее главные ценности — единство и незыблемость государства, его безопасность. Интересы отдельного гражданина ставятся на второй план, что выражается в превалировании «оборонки» над «социалкой».

По мнению многих наблюдателей, к консерватизму после 2008 года склонился и Владимир Путин . Сам он не скрывает этого.

Владимир Путин. Фото: Wikimedia

«Здоровый консерватизм предполагает использование всего лучшего, нового, перспективного для обеспечения поступательного развития. Для того, чтобы общество существовало, нужно поддерживать элементарные вещи, которые человечеством выработаны в течение столетий: это бережное отношение к материнству и детству, бережное отношение к своей собственной истории, к ее достижениям, бережное отношение к нашим традициям и традиционным религиям», — сказал Путин в 2014 году.

Что такое Консерватизм

Консерватизм (от лат. conservare — сохранять) — идеология, в основе которой лежит негативное отношение к изменениям. Сторонники считают, что изменения либо вообще не нужны, либо должны проходить медленно и постепенно.

Консерватор — это человек, который разделяет и поддерживает идеи консерватизма.

Идеи консерватизма выступают в противовес идеям социализма и либерализма.

Происхождение идеологии

Консерватизм как идеология возник во время Великой французской революции (1789–1799) среди представителей дворянства и духовенства. Эти сословия негативно относились к попытке непривилегированного сословия отстоять свои права. Они хотели сохранить свои привилегии и выгоды. В то время как представители других сословий стремились к реформам, изменениям, к равным правам.

Сам термин приписывают французскому писателю и политическому деятелю Франсуа Рене де Шатобриану. В начале XIX века Шатобриан издавал журнал под названием «Le Conser­va­teur» («Консерватор»).

«Редакторы данного журнала в попытке поддержать здравые взгляды сосредоточили своё внимание на борьбе с понятиями, а не с людьми, как самый эффективный способ для процветания благодатных мнений».

Франсуа Рене де Шатобриан

Консерватизм в политике

Это идеология в политике. Основные идеи:

  • полное отрицание любых реформ;
  • защита традиций в общественной жизни, поддержание единства нации;
  • государство должно быть сильным, чтобы эффективно руководить обществом. При этом интересы государства стоят на первом месте;
  • частный бизнес должен развиваться, частная собственность уважается.

Консерватизм в России

Консервативная партия в России была с 1990 по 2005 годы. Её основатель — Лев Убожко. Однако партия просуществовала недолго из-за непопулярности идей и недостаточного количества сторонников.

Несмотря на отсутствие отдельной консервативной партии, консерваторских взглядов придерживается самая крупная политическая партия в России — «Единая Россия». В частности, сторонники партии заявляют о социальном консерватизме. Партия также стремится придерживаться консервативного подхода к принятию законов.

Социальный консерватизм

Идеология, которая направлена на защиту традиционных ценностей, населения.

В России также осуществляет деятельность Центр социально-консервативной политики (ЦСКП).

Основные идеи Центра:

  • поддержание традиционных ценностей;
  • почитание культурных ценностей;
  • борьба с экстремизмом (использование радикальных мер для того, чтобы добиться желаемого, осуществить задуманное);
  • формулирование социальных и экономических задач, которые не конфликтуют друг с другом.

Либерализм

Либерализм (от лат. liberalis — свободный, благородный, милостивый, щедрый, обильный) — идеология, которая возникла в эпоху Просвещения в XVII веке. Продолжала набирать силу во время революций (промышленных и политических революций XVIII–XIX веков).

Социализм

Социализм (от лат. socialis — товарищеский, приятельский; супружеский; союзный) — идеология, которая возникла на рубеже XVIII–XIX веков. Это идеология рабочего класса, который выступал за равенство и одинаковый уровень материального и духовного развития общества.

Создание идеологии связывают с именами трёх философов: Шарлем Фурье, Анри Сен-Симоном и Робертом Оуэном.

КОНСЕРВАТИЗМ И КРЕАТИВ

Многие вещи в этой жизни мы делаем автоматически, следуя своим привычкам и стереотипам. Каждый день большинство из нас проживает по шаблону, не стараясь внести никаких корректив. Так же и большинство рыболовов – как зомби, запрограммированные на одни и те же действия, мы гоняемся за рыбой в тех местах, где по нашей общепринятой теории она в это время года должна быть сосредоточена. Каждый день приходим и ловим на заветной яме, в которой ловили еще и десять лет назад. А потом сами и сокрушаемся: «Вот, дескать, раньше было. »

Читать еще:  Стендовые испытания

К чему я все это? А к тому, что мы все, в своем абсолютном большинстве, крайне консервативны и недоверчивы ко многим нововведениям, новым мыслям и идеям. С одной стороны, это однозначно хорошо, но однозначность эта недолговечна. Прогрессирующая в наше время рыболовная общественность с каждым днем создает все больше и больше новых снастей, приманок, насадок. Вспомнить хотя бы, чем мы ловили те же десять лет назад, и какие снасти сейчас мы считаем обычными.

Но и в наше время можно увидеть на берегу рыболова с древней «Невской» катушкой и металлическим спиннингом – и ведь, случается, ловят такие рыболовы намного лучше приезжих с их навороченными снастями.

Всех наших рыбаков можно разделить на две группы – консерваторов и «реформистов». Как можно догадаться, закоренелых консерваторов на порядок больше, чем закоренелых «реформистов».

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КОНСЕРВАТИВНОГО ПОДХОДА

Все мы так или иначе консервативны, разница лишь в оттенках. Кто-то готов мне возразить, мол, он отнюдь не консерватор?

А сколько раз мы пытаемся ловить на том же участке водоема, где удачно отловили совсем недавно? И ведь ловим там на то, что принесло нам успех в прошлый раз. Чем не проявление консерватизма? Самая запущенная форма «консервативной болезни» – когда мы приходим на то же место не раз и не два, а приезжаем сюда и зимой, и весной, и летом. И вообще, выходной за выходным проводим здесь. В этом определенно есть плюс – мы изучаем место с особой тщательностью и можем открыть немало интересных фактов, но есть и минус – мы выбиваем рыбу и не даем ей тут пополниться. А если рыба сходит, накалывается на крючок, то она становится более осторожной и хитрой. А если нам повезло, и место ежедневно пополняется подходящей рыбой, то вскоре рыбалка превращается в процесс рыбозаготовки.

Нет уже духа соревновательности, поиска и «свежей струи», что однозначно не есть хорошо. Рыболов становится машиной, он приходит на одно место, ставит оптимальную приманку, т.е. ту, на которую он выловил здесь большинство хвостов (что-то вроде «чебурашка» 13,5 граммов + красный твистер с перламутровым хвостиком и желтыми блестками) и кидает в одну точку. Если рыбак окажется на новом для себя месте, какую приманку и снасть он применит? Конечно, ту, что приносила ему успех на той, старой «точке». Не добившись успеха, он однозначно решит, что рыбы тут нет. А может, надо было просто убрать с веса чебурашки какие-то 4–5 граммов? Но этот вопрос навряд ли придет рыболову в голову.

Двигатель рыболовного прогресса – бесклевье. Именно во время бесклевья на наших любимых местах мы начинаем экспериментировать, придумывать что-то новое, вносить коррективы в нашу снасть, приманки, а может, даже в место ловли! Это уже более оптимистичная форма «консервативной болезни», а возможно – и проявление креативных начал.

Такой рыболов, который осмысленно старается подобрать под определенные условия какую-то оптимальную приманку, консервативен по своей природе. Почему? Представитель консервативного лагеря тем и отличается от представителя креативного, что он пытается найти ЕДИНСТВЕННО оптимальную приманку (снасть, технику, тактику и т.д.) и использовать ее где-то на протяжении всей жизни.

Как и все консерваторы, я не люблю, когда рыба не клюет, но это обстоятельство заставляет меня искать нестандартные подходы к рыбе. Я делаю новые, иногда весьма неожиданные приманки, могу поставить 5-граммовую чебурашку там, где обычно ловлю на 40-граммовую «голову», но при этом, найдя и поймав на что-то необычное рыбу, начинаю считать, что нашел верный подход, и в следующий раз, когда попадаю на отсутствие клева, применяю то нестандартное, благодаря чему удалось поймать в предыдущий раз. Значит, что моя «консервативная болезнь» часто может побороть проявление креативного начала. И в этом есть смысл. Все должно быть в меру.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Именно в креативном подходе к рыбалке нужно знать меру. Ни в коем случае нельзя превращать рыбалку в погоню за всеми новинками рыболовного мира.

В чем может проявиться креативное начало в рыбалке? Это применения нестандартных приманок (снастей, тактики, техники и т.д.) для конкретных мест ловли. Иногда такое проявление напрочь лишено здравого смысла – и в этом, как ни странно, есть определенный смысл. Представим ситуацию. Мы находимся на берегу городского пруда. Наша цель – немногочисленная, солидно подвыбитая и запрессованная городскими рыболовами щука. Вы думаете, щука здесь будет клевать на стандартные колебалки и вертушки? Да, будет, но крайне редко – если только во время сумасшедшего жора при резкой смене каких-то атмосферных явлений (или при определенных фазах Луны), и то, если мы эту самую колебалку ей прямо под нос положим. А если щука крайне пассивна? Лето, жара, купающаяся ребятня, водоросли – сколько щук вы ловили в таких условиях на колебалку в пруду, находящемся в черте города? Скорее всего, ни одной. А ведь ее можно поймать. Вы, наверное, представляете, сколько раз за день щука из подобного пруда вынуждена наблюдать многочисленные рыболовные обманки, к которым уже привыкла. Выход – попробовать соблазнить ее какой-то нестандартной приманкой. Я часто ловил таким образом на огромные яркие стримеры без огрузки. Это, конечно, отдельная тема для разговора. К слову, такой мой стример слишком большой для населяющих водоем хищников и он ярко-зеленый. Вместо такого стримера может выступить другая неожиданная приманка, главное для нас – «удивить» щуку чем-то необычным, и она схватит это, даже если не голодна. Любопытство может лишить не только Варвару носа, но и щуку – жизни. Это надо иметь в виду всем городским рыболовам.

Вы никогда не задумывались, почему часто лучше всех ловит новичок, впервые попавший на рыбалку? Как действует новичок? Попадая в компанию бывалых рыболовов, он начинает повторять за техникой и тактикой более опытных товарищей. Но часто техника, скажем, проводки (например, воблера минноу) отрабатывается до автоматизма не на первой и не на второй рыбалке – на это может уйти и месяц, и два, а то и год. В итоге проводка новичка может получиться нестандартной, может быть, похожей на движение добычи в конкретном месте – и в итоге новичок в фаворитах!

Креатив может найти свое воплощение и в местах ловли. Часто вам, например, приходилось ловить судака на спиннер-бейт в прибрежных водорослях? А мне приходилось. И на этом можно даже теорию построить – бывают времена, когда судак подходит прямо к водорослям и ловится чуть ли не как щука, которой в низовьях нашего водохранилища раз-два и обчелся.

Новое движение в спиннинге – ловля на воблеры-минноу – основано именно на нестандартной подаче приманки пассивной щуке. Я на практике убедился, что грамотно поданный минноу может творить чудеса, но абсолютно не ловить при равномерной проводке. То есть ловишь в одном месте твичингом – есть поклевки, ловишь равномерно – остаешься с нулем. И это вовсе не фикция, это подтверждено неоднократно практикой.

Вспоминается одна рыбалка. Жаркий июль свел на нет все попытки поймать хитрого бьющего жереха. Уловистый в июне мыс собрал на себе десятка два спиннингистов, ловящих, как и месяцем раннее, на кастмастеры, но никто даже заинтересовать не смог ни одного бьющего жереха. Все, наверное, так и остались бы уверены, что жерех не клюет, если бы не ваш покорный слуга, стоящий в центре рыбаков. Мне удалось в тот день выловить четыре крупных жереха при том, что остальные, подчеркну, даже поклевки не видели. А сделал я все просто – вместо традиционного крупного кастмастера поставил маленькую вертушку – меппсовскую «единичку». Слишком просто? А зачем усложнять?

Еще один пример – это верто-воблер. В основе – опять-таки креатив, нестандартность.

В моей практике было много таких случаев проявления креатива – некоторые попытки заканчивались успешно, а некоторые нет, но поиски не должны заканчиваться. И опять-таки, если найденную нестандартную приманку или технику ловли мы начинаем сосредоточенно и весьма целенаправленно применять везде и всегда – это уже проявление нашей «консервативной болезни».

ИТАК, ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ?

Что лучше – быть однозначным представителем консервативного или креативного движения – спорный вопрос, и вы это поняли по ходу моего повествования. Каждый решает сам. Важен грамотный, осмысленный подход, но мыслить надо стараться более глобально, широко, охватывая самые неожиданные стороны вопроса.

Читать еще:  В Карелии начался приём заявлений на выдачу лицензий на добычу медведя, кабана, лося и барсука

Лично я для себя давно решил совмещать умеренно-креативный подход с умеренно-консервативным продолжением дела, начало которому дал тот самый креатив.

Сергей СЕМЕНОВ, г. Чебоскары 5 августа 2008 в 14:22

Современный консерватизм: параметры трансформации

При попытке концептуализации консерватизма возникает целый ряд существенных проблем. Хотя формально в современной общественно-идеологической ситуации консерваторам, как правило, противостоят либералы, на самом деле консерватизм и либерализм как идеологические комплексы, а не как наименования конкретных партий или течений, не являются непосредственными идеологическими соперниками. Консерваторы никогда не выступали против «свободы», причем почти в любом ее понимании. Исторически консерватизм был ориентирован не против либерализма, но против «прогрессизма», прежде всего в его радикально-революционной версии.

Прежде чем обсуждать тенденции эволюции современного консерватизма, следует вначале договориться об определении этого понятия. По мнению одного из наиболее влиятельных исследователей феномена «консервативного мышления» немецкого социолога Карла Маннгейма, консерватизм, или как он предпочитал говорить, «консервативное мышление», возникает в эпоху, наступившую после господства идеологии Просвещения, приведшей к Французской революции XVIIIвека. «Консервативное мышление», по Маннгейму, представляет собой прямую антитезу просветительскому рационализму – господству разума консервативное сознание противопоставляет веру в традицию и предрассудок.

В работе «Консервативная мысль» (1953) Маннгейм подверг анализу феномен немецкого консерватизма начала XIX в., возникшего как реакция на Французскую революцию XVIII в. «Если рассуждать a priori, – писал Маннгейм, – на тему, какая группа делает акцент на жизни, а какая строит теории, опираясь на абстрактные неизменные понятия, то следовало бы сказать, что на жизнь упор делают прогрессисты, а консерваторы полагаются на жесткие нормы и абстракции. Однако беглый взгляд на исторические события убеждает нас, что в действительности было как раз наоборот. Причина этого заключается, очевидно, в том, что революционная мысль буржуазии возникала в союзе с рационализмом. А потому реакция приняла противоположную идеологию как для оппозиции, так и для более значительных целей. Революционная мысль черпает силы в желании реализовать точно определенный образец совершенства политического и общественного порядка. Консервативная мысль, противостоя реализации этой утопии, должна непременно задуматься над тем, почему современное состояние общества не соответствует этому рациональному образцу».

Между тем, в русской философии XIX-XXвека постепенно вызревает принципиальное другое истолкование консерватизма, в котором это идеологическое направление воспринимается как противостоящее не столько рациональности и разуму – ценностно-ориентированному или технически-инструментальному, сколько – регрессу и хаосу. Любопытно, что это понимание «консервативной мысли» не было связано с каком-либо определенным политическим лагерем: оноотличало откровенного реакционера Константина Леонтьева с его страхом перед энтропией всеобщего уравнивания, религиозного либерала Владимира Соловьева, видевшего цель государства в том, чтобы общество не стало адом, и левого христианского мыслителя Николая Бердяева, доказывавшего в «Философии неравенства», что консерватизм «препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».

В России, как отчасти и в Германии в конце XIXвека, такое переосмысление консерватизма оказалось возможным в силу известного кризиса рационалистической философии, утраты веры в разумность исторического процесса и распространением пессимистических настроений в духе Шопенгауэра и «философии жизни», согласно которой наиболее фундаментальной силой, господствующей как в природном, так и социальном бытии, является иррациональная воля.

Однако воскрешение нового рационалистического историзма в виде различных версий социализма и социал-прогрессизма вновь сделали актуальным представление о консерватизме именно как об антирационалистической, антипрогрессистской силе, критически воспринимающей наиболее фундаментальные тенденции современного мира, в числе которых в первую очередь нужно указать на вмешательство государство в сферу экономики, утверждение социального государства и достижение гендерного и этно-расового равенства. Поскольку социальная и классовая природа этих двух консерватизмов – антиреволюционного и антибуржуазного конца XVIII — начала XIXвека – и антисоциалистического середины XXвека – были не вполне одинаковы, складывалось логическое предположение, что данная идеология – в отличие от либерализма и социализма – не обладает постоянным ценностным ядром, консервативной интеллектуальной традиции не существует, а политическая направленность консерватизма зависит от ситуации. Так возникло ситуационное понимание консерватизма, которое разработал политолог СэмюэльХантингтон .

Британский опыт политического консерватизма работал как раз на эту трактовку – если в XIXвеке консервативная партия Великобритании выступала за промышленный тариф и протекционизм, то в XXстолетии под руководством Маргарет Тэтчер та же партия стала выразительницей идеи свободной торговли. Консервативным в этом консерватизме было только то, что его сторонники негативно относились к модным экономическим и политическим воззрениям.

Тем не менее, с нашей точки зрения, у консерватизма существует свое особое ценностное содержание, которое можно выделить аналитически и которое сохраняло свою инвариантность при всех предшествующих трансформациях консервативной идеологии на Западе и которое, возможно, сейчас претерпевает радикальные изменения.

При попытке концептуализации консерватизма сразу возникает целый ряд существенных проблем. Хотя формально в современной общественно-идеологической ситуации консерваторам, как правило, противостоят либералы, на самом деле консерватизм и либерализм как идеологические комплексы, а не как наименования конкретных партий или течений,не являются непосредственными идеологическими соперниками. Консерваторы вообще никогда – даже в момент своего исторического возникновения – после Французской революции XVIII– не выступали против «свободы», причем почти в любом ее понимании.

Соотнесение либерализма со «свободой» тоже весьма относительно, учитывая как разноречивое понимание этого понятия, такимногообразие версий либерализма в истории общественной мысли – этим термином часто называются противоположные друг другу политические течения. Но главное не в этом, а в том, чтоценностное ядро консерватизма не было никогда нацелено против «свободы», в том числе свободы индивидуальной и частной. Радикальный государственный этатизм гоббсовского толка никогда не обозначал себя термином «консерватизм», с другой стороны, история общественной мысли знает немало примеров возникновения различных «либерально консервативных» синтезов – от Берка до Петра Струве.

Исторически консерватизм был ориентирован не против либерализма, но против «прогрессизма», прежде всего в его радикально-революционной версии. Консерваторы выступали не столько в защиту статус-кво, сколько против культа будущего в социальном мировоззрении и, прежде всего, того будущего, которое представлялось,с точки зрения учета основных тенденций современности, наиболее вероятным. Для консерватора наиболее оптимальное будущее никогда не являлось будущим наиболее вероятным. Отсюда некоторая жесткость консерватора в плане защиты общественных установлений, препятствующих движению в то самое наиболее вероятное будущее, которое представляется консерватору далеко не идеальным.

Что не устраивает консерваторов в прогрессизме и том будущем, которое оно с сбой несет? Не устраивают консерваторов, как правило, две вещи – то, что прогресс ориентирован на социальное равенство, на политическое равноправие и полное устранение всех возможных общественных иерархий, включая преимущества тех или иных этнических, гендерных, сексуальных групп, а также то, что прогресс неразрывно связан с окончательным разрывом общества с религиозной традицией.

Ценностное ядро консерватизма на самом деле – двухсоставно – консерваторами называют тех, кто выступает против тотальности равенства и тех, кто выступает против тотальности секуляризации. Все остальные характеристики и черты, присущие определенным историческим разновидностям консерватизма, производны от этих двух черт – от признания ценности той или иной иерархии, иерархии как таковой, и от признания значимости той или иной религиозной традиции, или опять же – традиции как таковой. Скажем, защита экономической свободы консервативными либертарианцами в США производна от идеи защиты экономического, а в подтексте также и этно-расового неравенства как некоего природного факта, который пытается нивелировать индоктринированное либеральными идеями современное государство.

Точно также отрицание просветительского рационализма было мотивировано, в частности, сохраняющимся до середины XXвека стремлением элит бороться за те или иные цензовые ограничения в плане избирательного права. Неприятие абстрактного рационализма во многом вытекало и служило основанием для критики равноправия абстрактных, отвлеченных от своей социально-культурной конкретности, индивидов и примата абстрактного большинства.

Борьба с дарвиновским учением, а также легализацией однополых браков, разумеется, вытекает из необходимости защиты религиозной традиции или во всяком случае из примата борьбы с тотальностью секуляризации.

Проблема, однако, заключается в том, в какой степени идейное ядро консерватизма можно считать внутренне не противоречивым – проще говоря, в какой мере борьба за иерархию логически обусловливает борьбу за религиозные основы общества и наоборот. Можно предположить, что в современном мире возникает все больший зазор между этими двумя хотя и связанными исторически, но тем не менее не имеющими строго логической связки ценностными основаниями консерватизма.

Отчасти этот зазор связан с возникновением новых видов иерархий. Тех, которые по сути своей не вполне совместимы с приматом религиозной традиции. Например, иерархии государств, на вершине которой находятся Соединенные Штаты. Обоснование этой иерархии часто обнаруживается не только в том, что США – лидер демократического мира, но и в том, что в США религия отделена от государства, и ни одна конфессия не пользуется здесь государственными привилегиями. Весь смысл неоконсерватизма, собственно, и заключается в необходимости идеологической защиты именно этой международной иерархической пирамиды.

Читать еще:  А.П. Клепцову 70 лет

Несомненно также, что процесс секуляризации обеспечивает определённые преимущества – в том числе культурные, социальные и экономические – меньшинствам, для которых сохранение в обществе пережитков религиозной традиции являлось основанием их дискриминации. Такими меньшинствами могут считаться люди нетрадиционных сексуальных ориентаций, активисты гендерного равноправия, а также этно-религиозные меньшинства.

Признание,и ценностное утверждение,этих новое секуляризированных или точнее пост-религиозных иерархий опять же выдвигает запрос на обновленное консервативное самосознание, уже явно не находящееся в связке с религиозным традиционализмом.

Наконец, возникает и обратная реакция – бунт против новых иерархий логически сближает сторонников равенства – то есть левых – и так наз. социальных консерваторов. В Америке разговор о таком лево-правом альянсе против «новых элит» и «новых иерархий» идет постоянно, именно это является предметом диалога традиционных левых типа социального активиста Ральфа Нейдера и традиционных правых типа публициста Патрика Бьюкенена .

Некоторую устойчивую почву этот процесс лево-правого сближения может обнаружить в своего рода промежуточном идеологическом течении, позволяющем снять крайности левого и право-консервативного подходов – а именно – либертарианстве. Можно предположить, что популярный лидер, предположительно республиканец, представляющий либертарианское движение, но не занимающий в нем крайне правые позиции, сможет взять голоса той части электората Демократической партии, который разочарован в левом прогрессизме после неудачного президентства Барака Обамы.

Это лево-правое сближение происходит в настоящее время очень непросто, но тем не менее оно оказывается вполне реальным, и нужно подчеркнуть, что консервативный мессидж Владимира Путина, отразившийся в его речи на Валдайском клубе, находит свой отклик преимущественно в тех средах, которые в наибольшей степени открыты для диалога и сближения левых и социальныхконсерваторов.

Здесь можно вспомнить весь круг интернет-издания Counterpunch, занимающий по всем вопросам более чем пророссийскую политику: на этом сайте был ведущим колумнистом бывший заместитель министра финансов Пол Крейг Робертс. Стоит вспомнить и журнал «Американский консерватор», ведущий редактор которого Род Дрейер, публицист православного вероисповедания, сочетающий приверженность христианскому традиционализмуи озабоченность экологическими проблемами. Именно Род Дрейер вслед за Патриком Бьюкененом назвал Путина лидером христианского консерватизма во всем мире и сказал, что «христиане на Ближнем Востоке имеют большего друга во Владимире Путине, чем в Бараке Обаме и Джордже Буше» . К левым консерватором того же толка стоит отнести и лидера Национального фронда Мари Ле Пен во Франции, о которой с явной симпатией говорил левый экономист Жак Сапир, как о фактически главной защитнице социальных интересов большинства в сегодняшней Франции . Итак, во всех тех общественных средостениях, где левая идея смыкается с традиционалистской, там Россия пользуется наибольшей поддержкой.

И любопытно, что от России отворачиваются по понятным причинам как антитрадиционалистски настроенные левые, для которых наша страна остается оплотом мракобесия и олигархического капитализма, так и твердые в своей правизне социальные консерваторы, например, правые католические публицисты типа Джорджа Вайгеля или Билла Беннета, видящие в России полноправную наследницу атеистического Советского Союза или же уклонившейся от правильного религиозного пути Византии.

В тех же средах, где левые и консерваторы могут соприкасаться и где они приходят к взаимопониманию, мгновенно возникает сочувствие к России как силе одновременно и консервативной, и в определенной степени революционной по отношению к существующему миропорядку.

Между тем, надежды на то, что консервативная идеология Путина найдет множество сторонников на Западе, могут быть чрезмерными в силу того, что в США блестяще работает идеологическая полиция, которая зорко подмечает все имеющиеся в общественном мнении высказывания в пользу российского президента и очень жестко блокирующая распространение симпатий к России и ее лидеру.

После Валдайской речи немедленно были поименованы во множестве статей и подвергнуты жесткой критике все те консерваторы, кто позитивно откликнулся на обращение Путина к христианским традициям Европы, включая вышеупомянутых Бьюкенена и Дрейера, но также лидера Американской семейной ассоциации Брайана Фишера, кто назвал Путина «львом христианства» . Тем не менее сам факт этой идеологической кампании, нацеленной на подавление путинизма среди консерваторов Америки, свидетельствует о том, что опасения относительно скрытых симпатий традиционалистского большинства к Путину имеют под собой некоторые основания.

Проект Русская Idea осуществляется на общественных началах и нуждается в финансовой поддержке своих читателей. Вы можете помочь проекту следующим образом:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Что значит консервативно мыслить?

Если про вас кто-то скажет, что вы консервативны, это не повод для обиды, но задуматься стоит. Что значит «консервативно», какой смысл чаще всего вкладывают в это слово и что подразумевает его употребление сегодня?

«Консерватизм»: происхождение слова

Если вам покажется, что слова «консервативный» и «консервы» имеют общий корень и схожее звучание, это не совпадение. Что значит «консервативный человек»? Это личность, приверженная сохранению и соблюдению традиционных взглядов и ценностей общества, в котором она живет. Как понятно из определения, слово «консервы» не случайно, так как оба эти слова имеют латинское происхождение, а перевод буквально может восприниматься как «сохраняю».

Хорошо ли человеку быть консервативным в современном обществе?

На самом деле быть приверженцем традиционных укладов не всегда хорошо, и прежде всего для самого консерватора. Почему? Дело в том, что традиции раньше менялись достаточно медленно.

Что значит «консервативно»? Это слово употребляется в отношении фольклора, нарядов, политического строя, прочих ценностей. «Хранители» не только сберегали идеологические устои, но и передавали их последующим поколениям, вдохновляли их продолжать начатое предками. Народ — это не просто люди, это история, богатая творчеством, общим духом, который является движущей силой поколений. Однако с развитием техники мы стремительно меняемся, меняется также и наполнение жизни.

Сегодня человек консервативный — это уже не вдохновитель. Нынешнему поколению не так нужны традиции, как ранее, во многом оно создает свои. Речь идет не обо всех ценностях, но изменения коснулись устройства отношений и семьи, карьеры, понимания чести. Сегодня о прошлых ценностях помнят, но уже не так рьяно чтут, если они не отвечают современным тенденциям.

Консерватор и настоящее

Что значит «консервативный»? Вот простые сравнения. Если раньше было правильным создавать семью, венчаться в церкви, то сегодня все больше современной молодежи предпочитает жить гражданским браком. Построить дом? Дорого, накладно — проще снимать студию или квартиру. Карьера? А почему бы не попробовать стать стартапером и открыть свое дело в «не раскрученной» пока нише?

Консерватизм, молодежь и политика

Что значит «консервативные политические предпочтения»? Как известно, во многих странах, где законы принимаются парламентом, есть партии консерваторов. Их члены голосуют за сохранение политического строя, отказываются принимать слишком прогрессивнее законы или те из них, что противоречат традициям общества. Не всегда консерваторы идут в ногу со временем, но такие люди позволяют не забывать обществу, «откуда мы пришли».

Зачастую консерваторами являются люди старшего поколения. Согласитесь, что чем старше человек, тем сложнее ему принимать новые веяния, пришедшие благодаря моде или прогрессу.

Молодежь именно по этой причине часто не находит общего языка с родителями и старшими родственниками. Юность смотрит вперёд и ратует за новое, в то время как старшее поколение опасается стремительно меняющегося в социуме и желает сохранения традиций. Такая разбежка во взглядах позволяет современному обществу планомерно развиваться, сохраняя важные ценности и традиции.

Когда консервативность — хорошо

Не поспоришь с тем, что с течением времени действительно многие важные традиции теряют свою привлекательность в глазах общества. В некоторых местах пропадает уважение к пожилым людям, одежда становится все более откровенной, а молодежь проще вступает в половые связи. К примеру, в нашей стране средний возраст первого полового акта для девушек составляет всего 14 лет. Для сравнения: десять лет назад средний возраст, согласно статистическим опросам, был 17 лет, а в 1990 году — 19. Не все изменения позитивны, что и говорить, в этом консерваторы правы. Нужно быть здравомыслящим человеком, чтобы не поддаваться не полезным, но «модным» проявлениям поведения толпы. В этом смысле оставаться собой и быть верным своим убеждениям совсем не плохо. Итак, что значит «консервативно», мы разобрались.

Резюмируя

Быть приверженцем традиционных взглядов на жизнь и систем ценностей — вот что значит консервативно мыслить. Такие люди являются хранителями традиций и стараются бережно передавать их подрастающему поколению. Особенно важно это сегодня, в стремительно развивающемся мире.

Источники:

http://www.anews.com/p/113433804-kto-takoj-konservator-ideologiya-konservatizma-v-rossii-konservatory-i-liberaly/
http://www.uznaychtotakoe.ru/konservatizm/
http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2008/08/05/28964-konservatizm-i-kreativ.html
http://politconservatism.ru/thinking/sovremennyy-konservatizm-parametry-transformacii
http://businessman.ru/new-chto-znachit-konservativno-myslit.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector