2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Камуфляж — история создания

Камуфляж — история создания

Первые образцы камуфляжа появились во время первой мировой войны, например, немцы наносили пятнистую окраску на стальные шлемы, а у нас большими амёбами «украшали» бронеавтомобили.

В начале нового века американская армия перешла на новый образец рисунка камуфляжа — так называемый «цифровой» с несколькими вариантами расцветки. Этот рисунок был разработан еще в 90-х годах прошлого века и должен был заменить npивычные Woodland и Desert. Пока им снабжают только корпус морской пехоты, а другие рода войск получат его только после израсходования запасов старого обмундирования.
Также, с учетом новых требований, подверглась изменениям конструкция костюма BDU (в старом ещё прослеживалось влияние войны во Вьетнаме). Разработчики утверждают, что новый камуфляж абсолютно универсален, и у врагов Америки будет прочно двоиться (хорошо, что не троиться) в глазах. Несмотря на то, что он ещё не освоен в американской армии, во всём мире его уже бросились копировать (в том числе и у нас) — на радость любителям стиля «милитари». Америка превратилась в своеобразного законодателя военной моды, что влечёт за собой подражание.
Между тем образцы американских рисунков камуфляжа отнюдь не самые лучшие. Новый рисунок не создаёт никаких оптических эффектов и обладает «нулевым» маскирующими свойствами, а сама идея «цифрового» камуфляжа не нова и принадлежит совсем не американцам или канадцам.
Советские рисунки камуфляжа, разработанные в Центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте.

Первые образцы камуфляжа появились во время первой мировой войны, например, немцы наносили пятнистую окраску на стальные шлемы, а у нас большими амёбами «украшали» бронеавтомобили. Командование Красной армии быстро сделало правильные выводы и в 1919 году была сформирована Высшая школа военной маскировки.
Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды:
· белый зимний костюм,
· летний с приклеенными к нему пучками мочала,
· летний зелёный балахон с аппликациями коричневого цвета.
В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др.
У нас же для маскировки бойца, в начале 30-х годов были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека.
Именно «разбивали», а не пытались слить его с окружающей местностью, как это пытаются делать в современных охотничьих костюмах. Цвета рисунка были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для осени. Костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези (позже у немцев). Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы (в израильской армии для этого используются специальные головные уборы, напоминающие шляпку гриба).
Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом — ей обматывались по голове и плечам.

Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки — в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter («осколок» — нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.
Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера — в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском «флектарне» явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года «горошина».
Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования — у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.
В 1942 году появился маскировочный комбинезон из недефицитной ткани гражданской расцветки, имитирующей луговую растительность, а также двухсторонняя плащ-палатка (одну сторону выполняли с деформирующим рисунком, противоположную делали луговой).
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.
Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна — практически идеальная маскировка.
Кстати, популярный сейчас американский Woodland, со ста метров сливается в одно большое коричневое пятно и представляет собой отличную мишень (вдобавок на близком расстоянии он тоже не работает — пятна слишком большие, а подбор цветов более соответствует подлеску тропических джунглей, чем европейской средней полосе).
Такие же проблемы возникают и с немецким «флектарном» — пятна слишком мелкие, оттенки слишком тёмные — через десять метров видно чёрные пятна, через десять сплошное тёмное пятно, хотя общая идея рисунка правильная.
Наиболее удачный западный рисунок камуфляжа — это английский рисунок DPM, очень широко распространившийся в начале 90-х, у нас его обычно называют «куклой» или «смогом», хотя «кукла ЗКА» это название модифицированного костюма для спецподразделений (аббревиатура слов) костюм универсальный, камуфлированный.
Но вернёмся в послевоенное время, когда в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности — совсем не лишний элемент.
Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях — из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).
Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе — в тридцатиградусную жару можно существовать только в хлопчатобумажной сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «компьютерным» (computer madding).
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.
Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) «Бутан». Отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам. Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности — одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки.
В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.
В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.
В конце 90-х годов ЦВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «Флора». В нём явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времён вьетнамской войны — единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии.
Несмотря на свой внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России.
Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали «арбузным».
Специалисты ЦВУ МО просто «положили» укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста. Но то, что хорошо в подмосковных лесах и полях, с их преобладанием зелёного цвета, не совсем подходит для Северного Кавказа, где склоны выгорают до желтизны, в горах часты выходы на поверхность глины и скальных пород.
Не был разработан демисезонный вариант окраски, с заменой оттенка зелёного на землисто-серый и грязно-жёлтый цвета. Поэтому бойцы предпочитают старые советские горные костюмы из брезента защитного цвета (смесь коричневого, серого, зелёного, желтого) и их версии, производимые частными компаниями.
Для осенне-зимнего периода года этот цвет универсальный, костюм не продувается и об кусты не обдерёшь (чего не скажешь про армейские полевые костюмы — выдерживают три дня лазания по горам и лесам).
К сожалению, зачастую военнослужащие подбирают себе маскировочную одежду исходя из принципа внешней эффектности, что совсем не улучшает маскировку. Вряд ли те же англичане стали бы щеголять в иностранных костюмах с целью демонстрации элитности подразделения, привлекая внимание противника.
Спецподразделениям, в которых служат профессионалы, необходимы эффективные, надежные образцы маскировочных средств и снаряжения. Эту проблему придётся решать путём возрождения хороших разработок предприятиями легкой промышленности.

История камуфляжа: от истории возникновения до современной детской моды

Камуфляжные рисунки наносятся на одежду, обувь, сумки и другие аксессуары. Их активно используют не только профессиональные военные: практичные расцветки популярны и у взрослых, и у детей. История камуфляжа продолжается уже более века: за это время он стал важной частью стиля милитари и современной моды в целом.

Читать еще:  Таксидермия: вдохнуть новую жизнь в неживое

История появления камуфляжа

Еще в XIX веке маскировка применялась только в отдельных военных операциях. Во многих армейских подразделениях использовались яркие мундиры с блестящими металлическими элементами. В такой форме солдаты были заметны издалека – в крупных сражениях это позволяло полководцам хорошо видеть свои войска и отличать их от сил противника.

Первая камуфляжная расцветка: хаки

История создания камуфляжа начинается в конце XIX века. Одним из первых случаев массового использования маскирующей формы считается Англо-бурская война (1899-1902 гг). Для того чтобы более эффективно вести борьбу с бурами, хорошо знавшими местность, англичане переоделись в обмундирование зеленовато-коричневого цвета хаки (в переводе с санскрита – «пыльный»). Этот же оттенок использовался для маскировки орудий и военной экипировки.

Хаки и похожие на него расцветки чаще всего использовались в камуфляже начала XX века. Такие маскирующие оттенки широко применялись всеми основными участниками Первой мировой войны.

Появление камуфляжных рисунков

После Первой мировой войны началась разработка многоцветных камуфляжей. Рисунок, состоящий из разных оттенков, обеспечивает улучшенную маскировку на фоне окружающей среды. Кроме того, добавление пятен и разводов нарушает целостность восприятия, мешает противнику правильно оценить расположение объекта и расстояние до него.

Наиболее активно камуфляжные рисунки разрабатывались в 1930-е годы, поэтому к началу Второй мировой войны их применяли уже повсеместно. Расцветка зависела от особенностей места боя. Зимой в снежных районах использовались белые маскхалаты, которые надевались поверх формы.

В армии СССР маскировку использовали разведчики, снайперы, пограничники. История отечественного камуфляжа начиналась с простых рисунков: неровных темных пятен на зеленом или коричневатом фоне. Позднее появились и другие расцветки.

Новые технологии маскировки

Во второй половине XX – начале XXI века разрабатываются новые типы камуфляжа. С 1980-х используются цифровые рисунки – состоящие из мелких ровных прямоугольников. Такие расцветки незаметны в приборах ночного видения. Человеческим глазом они воспринимаются как «белый шум», что также осложняет обнаружение противника.

Еще одна тенденция новейшей истории камуфляжа – появление большого количества расцветок под разные окружения. Среди них рисунки для лесов средней полосы и джунглей, пустынь, гор, лугов, городской застройки. Во многих странах разрабатываются собственные расцветки для армии. Также широкий спектр рисунков предлагают коммерческие производители, ориентированные, в том числе, и на гражданское население.

Виды камуфляжа: популярные расцветки

Березка

История камуфляжа березка началась еще в 1950-е годы. Рисунок, напоминающий листья деревьев, активно использовался в советской армии. Такой камуфляж часто носили десантники и пограничники (отсюда второе название расцветки – Граница).

Пятна могут быть серебристыми или песочными, фон окрашивается в разные оттенки зеленого. Несмотря на солидный возраст, этот рисунок не устарел до сих пор: он хорошо выполняет как маскирующую, так и деформирующую функцию.

Флора

Основной камуфляж российской армии с 1998 до 2009 года. Рисунок был разработан с учетом условий средней полосы РФ, а также на основе проведенных динамических испытаний. Представляет собой горизонтально ориентированные пятна разных оттенков на светло-зеленом или (реже) песочном фоне.

Цифра

Современная пиксельная расцветка, разработанная в 2008 году для вооруженных сил РФ. На зеленом или другом фоне размещаются мелкие квадратики, которые группируются в более крупные пятна. Это позволяет объекту хорошо сливаться с окружающей средой и деформировать его очертания.

Рисунок обеспечивает маскировку в лесу и на болотистой местности, поэтому он популярен у охотников и рыбаков. Представляет собой пятна и разводы, похожие на мох. Цветовая схема может быть разной – с преобладанием зеленых, коричневых, серых оттенков.

История камуфляжа мох связана не только с охотой и рыбалкой: эту расцветку планируется использовать и в войсках национальной гвардии России. В конце 2017-го года она успешно прошла испытания в Минобороны.

Мультикам

Рисунок коммерческого происхождения, разработанный в США для свободной продажи. В настоящее время применяется как гражданским населением, так и военными. В классической расцветке мультикам используется светло-зеленая основа с пятнами разных оттенков (черные, коричневые, песочные и т.д.). Оптимален для лесистой местности.

Камыш

Камуфляж с горизонтально ориентированными пятнами, имитирующий растительность. Форму с рисунком камыш часто используют охранники и представители силовых ведомств. В расцветке могут преобладать зеленые или серые тона.

Типы и особенности детского камуфляжа

История развития камуфляжа привела к появлению большого количества различных расцветок, которые используются и для военной, и для гражданской одежды. Сегодня их можно встретить и на взрослых, но и на детских вещах. Для пошива одежды и аксессуаров используют широкий спектр материалов.

Популярные ткани для камуфляжа

  • Хлопок. Натуральный материал, который отлично подходит для детской одежды. Тонкий хлопок используют для летних маскхалатов, более плотные ткани – для противоэнцефалитных, спортивных костюмов и других вещей.
  • Смесовые материалы. Популярностью пользуются ткани из смеси хлопка и полиэстера. Они устойчивы к износу, не склонны к усадке и сминанаию. Часто используются для пошива камуфляжных брюк и курток.
  • Рип-стоп. Особый тип смесовой ткани с дополнительной армирующей нитью. Рип-стоп особо прочен, поэтому из него можно шить долговечные вещи для самых суровых условий использования..
  • Флис. Теплый ворсовый материал, который используют для демисезонного камуфляжа.
  • Мембраны. Синтетические материалы, которые одновременно защищают от влаги и обеспечивают хорошую вентиляцию. Часто используются в утепленной одежде.

Зимний детский камуфляж

Выбор камуфляжной одежды на зиму широк. Для детей предлагаются костюмы из курток и брюк, комбинезоны, головные уборы. В зимних вещах используют качественные утеплители: мех, искусственные теплоизоляционные материалы. Верх часто шьется из мембранных тканей, которые надежно защищают от влаги и обеспечивают комфортный микроклимат в одежде.

Летний детский камуфляж

На лето детям можно приобрести футболки, майки, брюки, шорты, банданы, косынки, кепки и другие вещи разных камуфляжных расцветок. Хорошим выбором станет готовый костюм – например, легкий маскхалат для жаркой погоды или противоэнцефалитный комплект, который надежно защитит ребенка от насекомых. Для прогулок в дождь выпускается влагозащитная камуфлированная одежда.

Каким бывает камуфляж

Камуфляж бывает очень разным. Отличия не только в цвете или размере «пятен». Главное — предназначение. Интересно, что камуфляж нужен не только чтобы прятаться.

Быть незаметным нужно всем и хищнику и ее жертве. Первые идеи люди, как всегда, подсмотрели в природе. А вот дальше… Дальше маскировкой пользовались исключительно охотники и разведчики, военные не прятались. Да и зачем? Вплоть до 19-века в армиях всех стран преобладала ярая расцветка формы, чтобы отличать своих от чужих на поле боя. Не было никакого смысла маскировки отдельных солдат, когда в бой ходили строем.

История камуфляжа

И хотя само слово камуфляж французского происхождения, первыми, кто осознал необходимость защитной окраски униформы были британцы. Мундиры цвета хаки появилась в Индии в середине 19-ого века во время восстания Сипаев. В то время колониальная форма Британской Ост-Индской компании была белого цвета, но в том регионе планеты, как известно, снега не бывает.

Само слово «хаки» с хинди переводится как «пыльный» или «земляной».

Солдаты британской Ост-Индской Кампании

Хакки — это только цвет. Но нам привычные воспринимать камуфляж как нечто пятнистое. Но никаких пятен на военной форме не было, до одного знаменательного момента.

В 1908 американский зоолог и художник Эббот Тейер опубликовал книгу, в которой изложил теорию противотени. Идея проста как и сама природа. Окраска животных в наиболее освещенных местах более темная, а там, где падает тень — более светлая. Таким образом можно выглядеть более плоским и незаметным. Именно объем позволяет зрению выделить объект на фоне даже если их цвет будет идентичным. В память о первооткрывателе, этот принцип часто называют Закон Тайера.

Внедрение в военной форме пятнистой расцветки принято связывать именно с «открытием» Эббота Тейера. Пятна на форме должны обмануть «размыть» четкие контуры, не дать мозгу сформировать представление об объекте. Сделать фигуру человека визуально плоской не получится потому, что солдата нужно маскировать и когда он лежит и когда стоит, но при этом положение тела у него разное, в отличие от животных.

Обычный дворовой кот — снизу светлее, чем сверху

Больше всего во время Второй Мировой экспериментировали с камуфляжем немцы. Это касалось и формы и военной техники.

Me-262 в камуфляже

Как работает камуфляж

У любого камуфляжа две функции — имитационная и деформационная. Первая должна сделать похожей на окружающий фон по цвету и текстуре, а вторая, «разбить» контуры и «смазать» настоящую форму.

Как и у художника, у разработчика «защитной раскраски» имеется 2 средства: цвет и форма. Исторически цвет начали использовать раньше всего. Первое правило — цвет выбирается из преобладающей на театре военных действий палитры. Если это лес — зеленый, если пустыня — желтый. Те британские солдаты, которым не досталась по каким-то причинам новая форма цвета хаки, красили свою белую при помощи чая.

Второе важное правило выбора цвета — избегать ярких оттенков. Даже если вокруг ярко-зеленая трава, цвет униформы должен быть более блеклым. Человеческое зрение очень хорошо реагирует на яркие цвета, но менее восприимчиво к тусклым.

Чтобы исказить форму, применяется тот же принцип, что и в мире животных — пятна и полосы. Чередование пятен разного оттенка визуально разрушает привычную форму, будь то человек, танк или самолет и затрудняет возможность его выделения на фоне окружающей среды.

Работа камуфляжа расцветки Multicam

Пятна и полосы используются не всегда, часто ограничиваются только цветом. И этого достаточно.

Танк Abrams просто покрашен в цвет грязи

Деформирующий камуфляж

А может быть прятаться и не нужно? Ослепляющий или «разрывной» (по-французски), а по английский и вовсе «razzle-dazzle» где dazzle — ослеплять, а одно из значений razzle — мелькать или «финтить» (как в футболе).

Не удивительно, что термин родом из Британии, придумал такой вид камуфляжа художник Норман Уилкинсон, любивший такое направление живописи как кубизм. А так как Норман, еще и служил на подводной лодке во время Первой Мировой, он решил, что красить корабли нужно не так, чтобы их было плохо видно, а так, чтобы наблюдая корабль в перископ было трудно рассчитать его курс, скорость и дистанцию. А значит, повышался шанс промаха торпедой.

Читать еще:  Россиянам хотят снова разрешить собирать валежник и сухие ветки

Забавно, но тем же приемом пользуются зебры в Африке. Хищнику сложно правильно определить скорость и направление движении отдельной зебры в стаде из-за мельтешения (razzle) белых и черных полос. Уилкинсон и не скрывал, что идею так обманывать органы зрения немецких морских офицеров ему подкинули зебры.

Эффективность ослепляющего камуфляжа не была подтверждена. Статистика говорит, что из всего количества атакованных кораблей 1.47% были «полосатыми», а 1,12% небыли замаскированы таким образом. Очевидно, что «ослепительные» судна были более заметны для противника. С дрогой стороны, из всех потоплены кораблей 54% не имели камуфляжа, а 43% — имели. То есть точно попасть по ним было все же сложнее? Но проблема статистики в том, что значительная доля закамуфлированных суден были просто больше по водоизмещению, а значит, в принципе более живучими.

Идея была популярной ровно до того момента, когда в расчетах курса перестали пользоваться глазами и положились на более точные приборы. Попытки запутать противника при помощи броского камуфляжа прекратились в начале Второй Мировой. Ни радары ни эхолокаторы полосками не обманешь.

Эсминец ВМС Великобриатнии класса «Дэринг» окрашен в красивый серый цвет

Кое-где деформирующий камуфляж используется до сих пор. Чтоб скрыть настоящие очертания прототипов до официальной премьеры, автопроизводители оклеивают их пленкой с соответствующим расцветкой и рисунком.

В некоторых странах военно-морские силы все еще верны традициям маскировки. Например, норвежские ракетные катера пытаются сливаться с природой во фьордах при помощи краски, а не только стелс-технологии.

Ракетный катер класса «Скольд»

В авиации, в отличие от флота ослепляющий камуфляж применялся несколько дольше. Несмотря на то, что в основным оружием не только дальнего, но и ближнего воздушного боя уже давно являются ракеты, а не пушки. Самолеты все еще раскрашивают (хотя и не везде) таким образом, чтобы усложнить работу глазам пилота противника. Хотя большинство, конечно, используют модный серый, полагая, что камуфляж уже не актуален.

F-15 в раскраске «по Феррису»

Эта схема была разработана в 70-е годы 20 века художником и пилотом из США Кейтом Феррисом. Он предложил схему раскраски для ВВС с использованием контрастных геометрических фигур. Его же идеей было изобразить снизу фальшивый фонарь. Такая расцветка не дает быстро понять даже то, какой стороной сейчас обращен самолет к наблюдателю.

В Европе, как и в США чаще всего используется просто серый цвет.

Французский Rafale и общеевропейский Eurofighter

У камуфляжа в авиации есть еще одна интересная функция — выдать самолет за другой. Во времена Второй мировой хвосты штурмовиков Ил-2 красили так, чтобы издалека они были похожи на истребители. Такой трюк должен должен был отбить охоту у немецких истребителей ввязываться с ними в бой.

Такой прием применяется и сегодня.

Вот Су-57 в модном пикселе претворяется своим предком — Су-27

Контр-иллюминация

Еще один «метод наоборот». Темный корабль на фоне даже ночного неба выглядит очень контрастным. Поэтому, боевые корабли во время Второй мировой войны пробовали подсвечивать рассеянным светом, чтобы не выделятся черным пятном на фоне серого неба. Идея такой маскировки осталась только идеей, из-за того, что так и не был предложен механизм изменения яркости света в соответствием с временем суток. Развитие камуфляжа пошло по другому пути.

Пиксельный камуфляж

Почему камуфляж пиксельный? Есть одно противоречие. Крупные и контрастные пятна (или полосы), лучше деформируют, а мелкие и размытые — лучше имитируют окружающую среду. Если, например, изобразить на форме точную копию листьев и травы, на близком расстоянии мы легко обманем зрение. Но на большей дистанции мелкие детали сольются воедино и перестанут «работать».

Следующим шагом в развитии камуфляжа стал пиксельный рисунок (также называется цифровым). Основная задача такого паттерна состояла не в том, чтобы выглядеть современно, а в том, чтобы одинаково хорошо «работать» как на близком, так и на большом расстоянии. До этого пиксели на камуфляже сгруппированы так, чтобы на большом расстоянии рисунок оставался достаточно пятнистым.

Marpat — камуфляж морской пехоты США

Использование пиксельного/цифрового (в виде квадратов) рисунка также объясняется тем, что в движении такой камуфляж остается более незаметным для глаза, чем если бы края пятен имели округлую форму.

Китайские морпехи предпочитают синий цвет

Цифровой камуфляж — модное увлечение недавно времени. Родилось даже несколько легенд о том, насколько он хорош. На него не реагирует лазерный дальномер (хотя с чего-бы?), он лучше работает на раной дистанции и обманывает инфракрасные камеры. Но главное, на параде выглядит красиво. Часто закрадываются сомнения в рациональности выбора как самого рисунка так и основной палитры.

Китайские БМП в фирменной «цифре» на фоне деревьев. В какой местности они собрались воевать?

Трехмерный камуфляж

Такой вид рисунка стал появляться только в начале 21-века. Элементы такого камуфляжа имеют 3-D эффект за счет сочетания темных и четких контуров и размытых светлых. Более темные элементы воспринимаются зрением как те, которые находится ближе к наблюдателю, чем светлые и нечеткие. Таким образом создается эффект объемного рисунка, который обманывает зрение лучше, чем плоский.

Kryptek c 3-D эффектом

Городской камуфляж

Новые времена диктуют новые правила войны. Большинство конфликтов в современном мире происходит не в лесу или путные, а в городе. Естественно, что армиям нужны urban расцветки камуфляжа. Преобладающие цвета в городе охваченным войной — пыль, бетон и ржавый метал.

Британский Chalanger в городском камуфляже

Армия США, как самая богатая и крупная в мире переодела военнослужащих в «универсальный» камуфляж, который должен в первую очередь защищать солдат в городских условиях. Поэтому он серо-серый.

Acupat — лучше всего подходит для города

До последнего сопротивлялась нашествию полос, пятен и пикселей Армия обороны Израиля. До 2018 года военнослужащие использовали форму оливкового цвета принятого еще в далеком 1948 году. В 18-м начался этап внедрения новой формы, с пятнистым рисунком.

Девушки в Израиле ходили в армию в скучной форме

Камуфляж развивается и совершенствуется. Мода на геометрические фигуры, сменилась увлечением цифрой, которое, в свою очередь привело к отказу от всяких пятен и пикселей как от бесполезных трюков, которым не место в современном мире. Возможно, правы те, кто считает, что камуфляж больше не нужен.

Кое-где от него уже отказываются, окрашивая корабли и самолеты в нейтральный серый цвет или, как в примере с израильской формой, только недавно подошли к внедрению. Ни цвет ни пятна ни полоски, не могут сбить с толку радары или инфракрасные матрицы ракет, для этого существуют другие методы. Но пока еще основным элементом армии является человек, и его зрения будут пытаться обмануть при помощи камуфляжа.

Прятки для взрослых: как появился маскировочный камуфляж

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пара слов для вступления

На войне всегда ценилась незаметность и внезапность. Однако специфика ведения сражений и технологический прогресс накладывали определенные ограничения и требования на форму и снаряжение бойцов. Почти до конца XIX столетия в армиях мира почти не применялась маскировочная форма. Хотя люди давно знали о пользе маскировки, специфика боя требовала, чтобы солдат был как можно более заметным, а не незаметным. Все для того, чтобы в пылу сражения бойцы и командиры могли отличать своих от чужих.

Однако технический прогресс не стоял на месте. Огнестрельное оружие и артиллерия развивались все более динамично, и становилось понятно, что не сегодня так завтра, эпоха стройных шеренг, выправленной груди и шага под барабан уйдет в небытие, уступив место чему-то новому.

Давным-давно, в одной очень далекой колонии…

Принято считать, что история современной полевой военной формы началась в середине XIX столетия, в Индии, которая на тот момент была колонией Британской Империи. Первопроходцем стал резидент генерал-губернатора одной из провинций по имени Генри Лоуренс, который командовал «Корпусом следопытов». Он решил переодеть своих бойцов во что-то менее заметное, а все потому, что британские войска несли не шуточные потери в столкновениях с местными.

Так появилась форма цвета «хаки». На персидском языке это слово означает «пыль» или «грязь». Сразу после этого потери корпуса значительно сократились, однако по-настоящему свою эффективность инновация доказала в войне с бурами 1899-1902 года.

Иностранный опыт тут же подхватили другие страны мира. Первыми полевую форму переняли находчивые японцы. А после ужасной русско-японской войны, преимущество «невидимых» бойцов на поле боя, оценила и армия России. И вот, уже к началу Первой мировой войны, форма однотонного цвета захватила почти все передовые страны. Исключением стала Франция, однако она просто не успела. На момент начала войны французы обкатывали сразу несколько вариантов новинки.

Примечание: Большой вклад в развитие полевой формы внес американский художник Эббот Тайер, который в 1909 году выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы стали основой для разработки новой военной формы, а в последствии и камуфляжа.

Закалённый в сражении

Первая мировая война наглядно продемонстрировала все достоинства маскировки. Очень быстро стало понятно, что эффективный солдат – живой солдат, а живой солдат – это «невидимый» солдат. Именно тогда военные додумались до того, что если использовать рисунок из пятен разного цвета одной цветовой гаммы, то покрытый им предмет будет не так хорошо заметен на местности.

Межвоенный период стал решающим в развитии полевой военной формы и камуфляжа. В 1939 году Владимир Баранов-Россинэ, французский художник русского происхождения, запатентовал пятнистую военную форму. Она получила название «пуантилистически-динамичный камуфляж» или «камуфляж-хамелеон».

Именно Баранов-Россинэ описал и систематизировал основные методы маскировки, нормы и требования к костюму и создал схемы камуфляжных рисунков для разных типов местности. Он рассчитал контрастность и границы цветов камуфляжа в разное время суток.

Читать еще:  Уточнена миграция гусей и куликов в Коми

На момент начала Второй мировой войны все ведущие страны переодели свои армии в маскировочную форму. К 1939 году Германии существовали десятки вариантов маскировочной формы. В Советском союзе не отставали от стран Запада. Для зимнего времени были разработаны белые маскхалаты, которые одевались поверх шинели. Все бойцы облачались в форму земляных цветов. Камуфляж на момент начала войны полагался диверсантам, снайперам, разведчикам, пограничникам, а также саперам.

Аналогичным образом ситуация обстояла в Великобритании и США, где камуфляж получали исключительно специальные подразделения, например знаменитые «Коммандос» и Морская пехота. Остальным бойцам — одноцветная форма под пору года или местность.

После войны

Очередной виток в развитии маскировочной формы произошел после Второй мировой войны, в конце 50-х годов. Большой вклад в развитие маскировки внесла война во Вьетнаме. Американцы создали известную на весь мир формулу камуфляжа Chocolate Chip (Кусочки шоколада).

Великобритания сделал свой собственный маскировочный рисунок — Disruptive Pattern Material, который увидел свет в середине 60-х годов. Немецкий Flektarn появившийся после войны, опирался на успехи маскировочного дела Вермахта. Китайцы сделали формулу «мелкопятнистого» камуфляжа Tibet, модификации которой используются солдатами страны и сегодня.

Примечание: цифровой камуфляж стал одним из важнейших достижений маскировочного дела в XX веке. Создали его в 1984 году. Данный камуфляж напоминает пиксели с экрана. Его особенность заключается в том, что он мешает человеческому глазу концентрировать на замаскированном объекте. Мозг воспринимает на удалении такой камуфляж, как «белый шум».

Были свои разработки камуфляжной формы и в СССР. В 1957 году на вооружение был принят «костюм защитный сетчатый». Поначалу продвижение камуфляжной формы в войска шло не очень хорошо, однако к моменту начала войны в Афганистане ее использовали уже повсеместно. Первым общим рисунком для войск СССР стал «Дубок», трехцветный военный камуфляж принятый в 1984.

Заключение

Сегодня камуфляж продолжает активно развиваться. Теперь его используют не только в армии, но и в военизированных организациях. Появляются новые формулы организации цветов и палитры. Нет ничего удивительного и в том, что камуфляжная расцветка приобрела огромную популярность в мире моды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Прошлое, настоящее и будущее камуфляжа российской армии (8 фото)

Еще каких-то сто лет назад, вся военная одежда была яркой и многоцветной как на параде. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более не заметить — было невозможно. Так происходило по нескольким причинам: во-первых, яркие расцветки были призваны оказывать психологическое давление на противника на поле боя, во-вторых, это помогало полководцам визуально ориентироваться среди своих подопечных. Привычной практикой было выделять полка специального назначения особо яркими деталями, например, в русской армии XVIII века — артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками.

Понятное дело, ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи. Но, в истории военного дела есть и позитивные моменты, касающиеся камуфляжа. Так, в ходе Полтавской битвы 1709 года битвой Петр I приказал Новгородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт. Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была успешно отбита.

Начало

Первыми использовать камуфляж в военной форме начали англичане во время англо-бурской войны. В то время как английские войска, шагающие строем, гонялись за бурами в своих традиционных красных мундирах, сами буры, являясь отличными стрелками и не знавшие строевого порядка – разрозненными силами выбивали английских солдат, при этом оставаясь фактически невидимыми в своих невзрачных серых куртках и рубашках. Неудивительно, что офицеры английских войск быстро поняли причину огромных потерь и потому, на время военных действий был принят новый вид униформы – мундиры перекрасили в цвета, сходные тонами с южноафриканским бушем.

А вот в Индии, все те же английские войска использовали униформу цвета «хаки». В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть во всех языках мира.

Следующими в хронологической истории камуфляжа были японские милитаристы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном их родной местности. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Через два года в форме цвета хаки японские солдаты встретились с русскими полками на полях Маньчжурии. Русские солдаты являли собой полную противоположность японцам — они были одеты в кипейно-белые гимнастерки и черные шаровары. Русские почувствовали что что-то не так, когда японцы, оставаясь незамеченными, вели огонь по прекрасно заметным русским позициям. Русско-японская войны заставила военное руководство сделать правильные выводы и уже к 1907 году, униформа защитного цвета стала повсеместной.

Камуфляж в СССР

В СССР для маскировки бойца в самом начале 30-х годов использовали интересную систему. Камуфлирующие костюмы назывались деформирующими, их уникальность заключалась в том, что сочетание рисунков, а именно амебообразных пятен и мешковатости костюма сильно изменяли сам силуэт человека, делая его размытым. Цвет подбирался к подобию различных времен года и погодных условий. Например, черные пятна, с травянистого цвета зелеными пятнами на костюме подходили для летнего периода, а коричневые пятна хорошо сочетались с природой осеннего периода.

Костюмы носили поверх основного обмундирования. Существовал огромный капюшон, который очень легко было натянуть на каску, фуражку. Капюшон еще использовался для скрытия силуэта плеч. Также существовали специальные ковры, которые имитировали траву; маски для пулеметов; маскировочная лента.

Советские рисунки камуфляжа, разработанные в центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте. У них совсем не привлекательный вид для любителей носить камуфляж в повседневной жизни. Кстати говоря, это одно из требований к камуфляжу – желания смотреть на него он вызывать не должен.

Послевоенное время

После войны в Советском союзе проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Камуфляж «Бутан».

Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную легкую ткань крупного полотняного плетения. Костюм предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-желтое или серо-зеленое).

Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «пиксельным».

Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по темно-зеленому фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и желтые пятна на травянисто-зеленом фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.

В начале 80-х годов, начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды с расцветкой «Бутан».
Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «березками», «амебами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой.

Современность

В 1998 году на смену устаревшей расцветке «Бутан» была принята на вооружение новая разработка, которая получила название «Флора». Рисунок создает «оптические иллюзии растворения силуэта на фоне природы средней полосы России». Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем.

Существует более ранняя версия данного камуфляжа — так называемая «вертикалка», ВСР-93 «Флора». Ее первые образцы появились в конце 1992 года. Официально принят в 1993 году. Рисунок издалека напоминает листву молодых березок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид. От образца 1998 года отличается тем, что камуфляжные полосы расположены вертикально. В настоящее время вертикальная «Флора» в России практически выведена из употребления.

Сегодня «Флора» заменяется пиксельным камуфляжем — маскировочным рисунком «Темный» (в просторечии — «цифровая флора», «космос», «защита до упора», «цифра», «пикселька», «пиксель», «русская цифра» и т. п., в официальных документах иногда проходит под нейтральным названием «ЕМР» — единый маскировочный рисунок, однако встречается даже в официальных публикациях сленговое просторечное обозначение), разработанном в Минобороны России. Так как «Темный» изначально разрабатывался именно в качестве универсального рисунка, в зависимости от цветового решения он может быть приспособлен к самым различным видам местности (без изменения, собственно, рисунка). Помимо использования четырех принципиально различных видов пятен в одном рисунке каждый вид пятен не имеет четко выраженной формы и ориентации, что позволяет применять рисунок с различными цветовыми решениями более универсально.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/equipment/caps/article/2011/12/26/634185-kamuflyazh-istoriya-sozdaniya.html
http://www.formadeti.ru/blog/istoriya-kamuflyazha-ot-istorii-vozniknoveniya-do-sovremennoy-detskoy-mody/
http://interesnye-istorii.in.ua/camouflage-types/
http://novate.ru/blogs/250118/44637/
http://nlo-mir.ru/bezrubriki/53518-kamufljazha-rossijskoj-armii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector