7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИСКУССТВО ТАКСИДЕРМИИ СЛУЖИТ НАУКЕ

Таксидермист: Мы делаем не чучела, а таксидермические скульптуры

1 июля 2010 в 18:53
Андрей Коровайко, TUT.BY

Таксидермия — что такое? Откуда берутся туши, из которых делают чучела для бессчетного числа краеведческих музеев по всей стране? Какие к ним предъявляются требования? Как обрабатываются шкуры и как их следует хранить? Где учат на художника-таксидермиста?

На эти и другие вопросы в эфире TUT.BY отвечал Александр Митянин, который с 1992 года работает художником-таксидермистом в Зоологическом музее Белорусского государственного университета.

Что такое таксидермия?

Само слово таксидермия состоит из двух слов: taxis – «движение» и dermo – «кожа, шкура» — «движение шкуры» или «двигающий шкуру». Таксидермист – это человек, который из умершего животного делает чучело, или, если говорить о неординарных экспонатах, изготовленных при помощи современных методик, правильнее будет называть это таксидермической скульптурой.

Какой бывает таксидермия? Какие виды таксидермии существуют?

Официального разделения на виды, пожалуй, нет. Однако можно выделить художественную таксидермию, то есть, единичные образцы, создаваемые очень высококвалифицированными людьми. Они представляют собой экспонаты, которые можно выставлять на различных выставках и которые являются целостным художественным произведением. Там имеет место не только сама фигура животного, но и художественное оформление вокруг: бутафорская работа и сама подставка, на которой все это стоит. Недаром проходят и российские, и международные, и европейские чемпионаты по таксидермии, где выставляются изделия из разных стран, обычно из ведущих таксидермических объединений. Там получают призы, медали за высокое качество выполнения чучела.

Также есть прикладная таксидермия, которая служит разным целям. В основном, это чучела, которые выставляются в различных музеях – краеведческих, зоологических, тематических. Так, в Санкт-Петербурге, кроме зоологического, есть музей Арктики и Антарктики, где представлено множество чучел, которые призваны иллюстрировать тематику.

Кроме того, есть таксидермия для утилитарных целей, то есть для создания охотничьих трофеев.

То есть это коммерческая таксидермия?

Да. Можно и так сказать. Как говорил Виктор Фенчук, директор организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», можно даже в интернете или в охотничьих журналах найти ссылку или рекламу некоторых таксидермических фирм, которые зарабатывают таким образом и делают чучела для обычных граждан, охотников. Не знаю, для каких целей люди заказывают чучела, но, тем не менее, спрос есть. Это рождает предложение коммерческой таксидермии, к которой я лично отношусь не очень положительно.

А самого себя вы относите к художникам-таксидермистам? Или, правильнее сказать, – скульпторам?

Я работаю для зоологического музея БГУ. Кстати, это единственный музей в республике, где в таком объеме широко и полно представлена мировая фауна, в отличие от краеведческих музеев и практически всех остальных музеев нашей страны, где представлены только звери, птицы, рыбы и все классы позвоночных животных только нашей страны.

К каждому чучелу применяется индивидуальный подход: оно создается всегда в единственном экземпляре, исходя из того, где оно должно экспонироваться и какие задачи несет его экспозиция. Это могут быть либо какие-то экологические аспекты воспитания, либо просто показ внешнего облика, разнообразия, каких-то приспособительных особенностей этого животного в среде его обитания. Приходится заниматься штучной работой, которая не повторяется.
Коммерческая таксидермия, как правило, имеет ряд разработанных шаблонных вариантов, которые даже технически уже давно освоены и поставлены на поток. В России, в ведущих таксидермических студиях люди закупают готовые болванки или заготовки, на которые просто надевают шкуру, вставляют фабричным способом изготовленные глаза. Это все моделируется, и получается, скажем, 325-ый вариант одного и того же чучела. Но тут уже речь идет больше о чучеле, чем о скульптуре.

Делаете ли вы какие-то таксидермические скульптуры для души?

То есть работу от личной жизни вы отделяете?

Абсолютно отделяю, причем ни у кого из моих знакомых таксидермистов и у меня, в частности, дома никаких чучел нет. Они не висят на стенах, не стоят в комнатах.

Я считаю, что чучело должно выставляться в музее, выполнять сугубо образовательные цели, эстетически и экологически воспитывать.

Давайте посмотрим на чучела, которые стоят сейчас в зоологическом музее Белорусского государственного университета.

Щука. Крупный экземпляр, весом пятнадцать килограмм. Для музея всегда выгодно, чтобы экспонаты выигрышно смотрелись.

Какое чучело сложнее сделать – крупную рыбу или птицу, животное?

Для разных классов и видов животных существуют разные методики, поэтому трудно сказать о том, какое чучело сложнее в исполнении. Бывают сложные методики, особенно если речь идет о млекопитающих. Существуют виды безволосых млекопитающих – например, обезьяны, у которых на лице нет волос. Естественно, существует своя методика сохранения кожи лица, очень сложная и длительная, занимающая несколько месяцев только для того, чтобы изготовить лицевую часть.

Современный принцип производства чучел далек от методик позапрошлого века, когда шкуру набивали соломой или ватой. Уже в XIX веке знаменитый американский таксидермист и зоолог Карл Эккли внедрил метод скульптурной таксидермии. В Советском Союзе, начиная с 50-ых годов, в зоологическом музее Санкт-Петербурга очень активно его развивал Михаил Заславский, тоже очень известный таксидермист.

В чем состоит суть методики?

Создается скульптура в естественную величину из глины или пластилина, с полной проработкой всех деталей строения, с вылепленной мускулатурой. Потом с этой скульптуры снимаются слепки. Раньше полученную форму выклеивали изнутри папье-маше, а затем уже собирался сам манекен, полый, легкий и долговечный. Сейчас форму заполняют двухкомпонентными смесями типа пенополиуретановых, и в результате получается скульптура из легкого, прочного, не повреждающегося никакими насекомыми или бактериями материала, на которую впоследствии надевается шкура. Это скульптурный метод, который используется для всех групп животных – и рыб, и птиц, и млекопитающих.

Давайте еще посмотрим фотографии из зоологического музея.

Это южно-американский грызун агути. Из рептилий – шипохвост. И опять же – голова щуки со вставленными искусственными глазками. Морской окунь. А вот пример того, о чем я говорил – человекообразная обезьяна – шимпанзе. У нее на лицевой части нет волос, поэтому здесь использовались очень сложные методики. Сурикат – известный нам по мультику Тимон. Шакал в динамичной позе – позе угрозы, оскалившийся.

Как вы передаете мимику животных?

Созданию чучела предшествует длительный подготовительный этап проработки литературы. В работе используется множество фотографий, рисунков, такой специфической литературы, как анатомические атласы специально для художников. Все это необходимо для того, чтобы чучело не было чучелом в плохом смысле этого слова.

Откуда берутся туши животных, из которых потом, собственно, и создаются эти самые чучела?

Источников несколько. Если создается чучело животного местной фауны, то в этом случае материал, в основном, поставляется охотниками, причем, не всегда по заказу. Бывают и случайные выстрелы. Человек, может, и не хотел, но добыл таким образом то, что было нужно нам и не нужно ему.

А откуда он узнает, что нужно вам? Приходит, спрашивает, предлагает?

Наш музей находится при биологическом факультете, круг общения, как правило, оказывается очень широким. Мы знаем многих охотников, многие охотники знают нас. Музей знаком и с руководством Белорусского общества охотников и рыболовов. Мы знаем также и других таксидермистов. Наш выпускник, например, возглавляет Минский зоопарк, что также немаловажно.

Наш музей – это музей мировой фауны, практически вся местная фауна была собрана у нас уже очень давно. Музей существует с 1921 года, поэтому нам трудно удивить чем-то своим, а вот поступление экзотических животных, в основном, происходит за счет тех, кто погибает в Минском зоопарке. Когда в столичном зоопарке еще не было такой хорошей коллекции животных, поставкой занимался Гродненский зоопарк.

Иногда люди приносят уже готовые чучела, привезенные из различных поездок. Хотя здесь есть один немаловажный фактор: спрос рождает предложение, и этот спрос необходимо каким-то образом ограничивать для того, чтобы отдельные виды не подвергались уничтожению. Для этого существуют таможенные ограничения, поэтому некоторые экзотические животные в своих странах запрещены к вывозу в виде чучел и трофеев. Естественно, туристы, которые едут в эту страну, не будут покупать чучело, так как не смогут привезти его домой. Таким образом ограничивается отстрел этих животных там, где они нуждаются в защите и охране.

Какие требования предъявляются к тушкам, которые используются для чучел?

Экспонат будет изготовлен тем лучше, чем лучше будет исходное состояние тушки. Поэтому если животное добыто или найдено погибшим, то первое, что нужно сделать, — это сразу же подвергнуть его глубокой заморозке и не размораживать в дальнейшем вплоть до начала момента съема шкурки, так как при размораживании, оттаивании может произойти выпадение волоса и пера. Также при длительном хранении незамороженного объекта начинаются процессы подгнивания, когда волос в основании становится тонким, хрупким и выпадает. Свежий материал всегда предпочтительнее, с ним легче работать, свежая кожа более эластична.

Затем шкурка проходит обработку химреактивами, после чего волос уже фиксируется и линька не происходит. Можно работать с этой шкуркой дальше.

Давайте досмотрим фотографии.

Хамелеон, рептилия. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся после того, как уже изготовлено чучело, обязательно должны быть раскрашены, потому что естественная окраска всегда теряется.

Вот птицы. Стервятник разбивает камнем яйцо. А вот динамичная сцена – поединок двух мангустов, драка. Лемуры, павиан. А здесь диарамма: животные показываются группой, искусственно смакетированые в естественной среде их обитания. Примером такой биогруппы можно назвать колонию бобров.

Читать еще:  Мормышка с насадкой

Где учатся такому ремеслу?

Специализированных мест для обучения не существует. В СССР люди, работавшие в музеях, создавали такие крупные студии. Есть мастера действительно высочайшего класса – Владимир Сухарев из Санкт-Петербурга, Александр Соколов из Москвы. У них есть свои студии, где работает большой штат сотрудников, каждый по своему профилю.

ИСКУССТВО ТАКСИДЕРМИИ СЛУЖИТ НАУКЕ

В Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, после капитального ремонта открылась научно-таксидермическая лаборатория кафедры зоологии, экологии и охраны природы им. профессора А.Г. Банникова.

В последние годы в России стремительно растут ряды поклонников трофейной охоты. Добыв редкий, рекордный или просто выдающийся экземпляр, они, чаще всего, стремятся увековечить свое достижение в виде чучела или, на худой конец, черепа, рогов, клыков и так далее. Также стремительно растет количество простых охотников, желающих оставить себе на память чучела ничем не примечательных глухарей, тетеревов, зайцев, лисиц, как память об удачной охоте, метком выстреле или просто прекрасных мгновениях, проведенных в общении с дикой природой. Внезапно возникший спрос не мог не вызвать встречного предложения. Однако бум, переживаемый сейчас в отрасли, не обошелся без издержек, наносящих ущерб таксидермии, как одному из видов искусства.

Поставив во главу угла достижение максимальной прибыли любой ценой, некоторые художественные мастерские превратились в коммерческие предприятия, практически подменив творческий процесс создания произведений искусства конвейерной сборкой чучел. Где уж тут думать о художественных достоинствах вещи, когда необходимо как можно скорее подготовить манекен (желательно без анатомических ошибок) и более-менее грамотно наклеить на него шкуру. К счастью, не все у нас в стране пошли по пути безудержной коммерциализации. Одной из мастерских, где бережно хранимые традиции старых мастеров гармонично сочетаются с применением новейших технологий и материалов, является научно-таксидермическая лаборатория Ветеринарной академии им. К.И. Скрябина. Лаборатория играет важнейшую роль в процессе подготовки будущих ветеринарных врачей, биологов, зооинженеров (в том числе и охотоведов) и других специалистов сельского хозяйства. А высочайшая квалификация ее руководителя художника-таксидермиста Константина Власова подтверждается тем фактом, что именно ему доверяется изготовление чучел редчайших краснокнижных животных, умерших в Московском зоопарке.

Об этом говорили участвовавшие в церемонии открытия руководители академии проректор по учебной работе, д.вет.н., профессор Ф.И. Василевич, проректор по научно-исследовательской работе д.с/х.н., профессор, академик РАСХН, заслуженный деятель науки РФ Н.А. Балакириев, проректор по АХЧ и капстроительству, заслуженный строитель РФ А.А. Стабровский, ученый секретарь академии д.б.н., профессор В.И. Mаксимов, зав. кафедрой зоологии, экологии и охраны природы академик МААО, профессор М.И. Непоклонова, профессор Остапенко В.А. Вместе с ними порог обновленной лаборатории переступили другие сотрудники профессорско-преподавательского состава, студенты, представители охотничьей общественности, журналисты.

О сегодняшнем дне академической таксидермии и планах на будущее корреспондент «РОГ» беседует с руководителем научно-таксидермической лаборатории Ветеринарной академии, членом Ассоциации естественно-исторических музеев России художником-таксидермистом Константином ВЛАСОВЫМ.

– Константин Юрьевич, вы давно работаете в таксидермии?

– Я начинал в 1975 году в Зоологическом музее при МГУ. Впоследствии делал чучела в мастерской МООиР, участвовал в таксидермическом оформлении помещений Дипломатического охотничьего клуба Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ, а также некоторых крупных охотхозяйств бывшего СССР. Мои работы занимают видное место в экспозиции ведущих биологических музеев страны, таких, как, например, Дарвиновский, Зоологический музей МГУ и других.

В Зоомузее МГУ я работал со знаменитым таксидермистом Н.К. Назьмовым, благодаря которому приобрел массу полезных знаний и навыков. Считаю себя учеником Николая Константиновича, который всю жизнь мечтал создать свою школу таксидермистов.

В Ветеринарной академии им. Скрябина тружусь с 1995 года. А в это помещение, где мы сейчас разговариваем, перебрался в 1998 году. По сравнению с полузатопленным подвалом, где я обитал раньше, здесь были созданы более-менее сносные условия для работы. И все-таки они не в полной мере отвечали тем целям и задачам, которые стоят перед лабораторией. Именно поэтому в этом году были проведены ремонт, частичная реконструкция и модернизация оборудования. И теперь мы можем еще плодотворнее трудиться на благо академии и ее учащихся.

– В чем заключаются цели и задачи вашей лаборатории?

– Во-первых, это образовательный процесс. Ветеринарная академия – это одно из немногих в России высших учебных заведений, где таксидермия преподается как учебная дисциплина. То есть студенты должны не только получить определенные теоретические знания о таксидермии, но и научиться самим изготавливать чучела и в завершении всего сдать зачет по предмету. Кстати, после ремонта у нас появилась прекрасная большая аудитория для практических занятий.

– Студенты сами делают чучела от начала до конца?

– Сами, последовательно проходя все этапы, начиная со снятия шкурки и вплоть до вставки глаз и окончательного оформления. Они делают чучела небольших животных методом накрутки. В прошлом году наши студенты изготовили 40 перепелок и кротов, а в позапрошлом – 60 крыс и других животных.

– Помимо навыков таксидермии, студенты академии наверняка нуждаются в многочисленных учебных пособиях в виде чучел животных.

– Разумеется, изготовление чучел, используемых в учебном процессе – это одно из важнейших направлений нашей работы. Например, для наших будущих птицеводов я подготовил коллекцию чучел кур. По этой коллекции они могут изучить все породы, разводимые в России. Как вы понимаете, держать такое количество кур живьем в академии, в условиях города – это просто не реально.

Но еще более важным делом я считаю создание Зоологического музея кафедры зоологии, экологии и охраны природы. Первые экспонаты будущего музея появились на кафедре сразу же после ее организации в 1932 году.

Впоследствии академия по мере возможности закупала отдельные чучела, скелеты, музейные препараты.

Большую роль в первоначальном формировании фондов сыграл профессор А.Г. Банников, а также ряд других выдающихся зоологов, в разное время работавших на кафедре. Тем не менее, ко времени моего прихода в академию коллекция выглядела бедновато, носила разрозненный характер, чучела размещались бессистемно – там, где просто находилось свободное место.

Поэтому я с первых же дней активно включился в работу по пополнению коллекции. Сегодня музей занимает 4 зала, в которых размещено несколько сотен экспонатов. Среди них много экзотических видов, уникальные охотничьи трофеи и большое количество охотничьих видов, обитающих в наших угодьях. Целый ряд экспонатов представляют редкие виды, внесенные в Красные книги МСОП и РФ. Помимо млекопитающих и птиц, фауна представлена впечатляющими чучелами рыб и рептилий. Зоомузей Ветакадемии входит в состав Ассоциации естественно-исторических музеев России.

– Где вы берете рабочий материал для музея?

– Самые редкие, краснокнижные виды, так сказать эксклюзивный материал, я получаю из Московского зоопарка. Вообще, в Москве я единственный художник-таксидермист, которому зоопарк дает павших животных для изготовления чучел.

– А что же, остальные таксидермисты хуже?

– Я бы не сказал, что хуже. Просто многие талантливые таксидермисты сейчас ушли в бизнес. А что такое бизнес? Если по-простому, это 40 кабаньих голов, и все на одно лицо. А все потому, что натянуты на одну форму, лишь бы налезла. Зато это делается быстро и хорошо оплачивается. Я же верен старой школе таксидермии, мастера которой создавали подлинные произведения искусства. Это сейчас на потоке штампуются невзрачные поделки, похожие друг на друга как две капли воды. А раньше, чтобы стать приличным таксидермистом, необходимо было годами и даже десятилетиями шлифовать свое мастерство, накапливать знания о биологии и анатомии животных, о технологии производства чучел. Ну и талант, конечно, был нужен.

Кроме того, отбрасывая ложную скромность, я пользуюсь достаточно высоким авторитетом среди коллег. Я участвовал во многих всероссийских и международных чемпионатах, где мои работы были отмечены призовыми местами и другими высокими наградами, у меня с большим успехом прошло несколько персональных выставок.

И, наконец, в Москве почти не осталось таксидермистов, работающих специально для музеев.

– А вас самого бизнес не привлекает? Все-таки деньги.

– В начале девяностых я уже работал в коммерческой мастерской. Очень хорошо зарабатывал. Но понял, что это не мое. Мне хочется, чтобы у людей осталась обо мне память. Вот относительно недавно я подарил Зоологическому музею МГУ биогруппу «Гиеновая собака с головой антилопы гну». С благодарностью принимая мой дар, директор музея Ольга Леонидовна Россолимо отметила, что «превосходно выполненная биогруппа займет достойное место в музейной экспозиции». И теперь и дети мои, и внуки, и вообще все посетители музея будут любоваться моей работой. А рядом будет надпись: «Автор художник-таксидермист Константин Власов». А кто увидит их работы? Никто, кроме владельца чучела, членов его семьи и узкого круга друзей. Кстати, отдельные мои работы есть и в других музеях, а экспозиция нашего музея, так та вообще процентов на 90 сделана мною.

– Зоологический музей Ветакадемии закрыт для посторонних?

– Нет, не закрыт. Хотя, конечно, основной задачей зоомузея является содействие в подготовке будущих высокопрофессиональных специалистов. Он служит базой для проведения лабораторно-практических занятий и учебной практики студентов и слушателей курсов повышения квалификации. Вместе с тем в музей постоянно ходят экскурсии школьников и учащихся московских колледжей и лицеев.

– Каковы ваши планы на будущее?

– В будущем хотелось бы на базе таксидермической лаборатории Ветакадемии создать Всероссийский центр таксидермии. Особенность таксидермии, как и большинства других видов искусства, в том, что ее очень сложно или, скорее всего, невозможно изучить только по книгам. Обязательно должен быть мастер, который передаст знания непосредственно ученику, наглядно покажет как делается та или другая операция. А заодно и проконтролирует качество работы. В перспективе лаборатория должна стать центром распространения передового опыта, последних достижений в таксидермии. Сотрудники академии и сейчас ведут научные исследования, связанные с таксидермией, публикуют работы. Вместе с тем, я считаю необходимым сберечь старинные способы изготовления чучел с использованием таких методов, как, например, накрутка. То есть технологий по которым работали старые мастера Н.К. Назьмов, В.И. Трофимов, М.А. Заславский и другие известные таксидермисты.

Читать еще:  Хортые борзые

Таким образом, будущий Всероссийский центр таксидермии должен стать не только хранилищем знаний по нашему древнему ремеслу, но и своеобразным институтом повышения квалификации для всех мастеров нашей страны, особенно тех, кто работает в провинции. Также, я не исключаю того, что со временем Центр превратится в штаб-квартиру Ассоциации таксидермистов России.

– Вы находите поддержку у руководства Академии?

– Да, они поддерживают меня во всех моих начинаниях. Как минимум морально поддерживают. У нас бюджетная организация и не так просто бывает найти деньги на наши нужды. И все-таки руководству академии в лице ректора МГАВМиБ им. К.И. Скрябина д.б.н., профессора, академика РАСХН Е.С. Воронина, проректора по АХЧ и капстроительству А.А. Стабровского и зав. кафедрой зоологии, экологии и охраны природы академика МААО, профессора М.И. Непоклоновой удалось изыскать средства на ремонт лаборатории. Я очень благодарен им за это.

– И в заключение – вы охотник?

– Охотник. Как начал охотиться в 8 лет у дедушки в Смоленской области, так и охочусь по сию пору, но творчество на первом месте, ведь художник учится всю жизнь.

Владимир КРИЧЕВСКИЙ 30 октября 2007 в 13:59

Таксидермия – это тоже искусство

Само понятие «таксидермия» обозначает целую самостоятельную науку, основанную на изготовлении чучел рыб, птиц и животных. Однако, это не хобби по созданию обыкновенных поделок – это целое искусство, которое требует терпения и таланта.

Само понятие «таксидермия» обозначает целую самостоятельную науку, основанную на изготовлении чучел рыб, птиц и животных. Однако, это не хобби по созданию обыкновенных поделок. На самом деле таксидермия – это целое искусство, которое требует терпения и таланта.

Результаты этой деятельности обладают такой же художественной выразительностью и изысканностью, как и скульптуры или произведения живописи. Ведь процесс создания чучел заключается в том, чтобы как можно более точно передать движение, позы, внешний вид живого оригинала.

Стоит отметить, что таким искусством создания чучел владеют немногие. Специалиста в этой области называют таксидермистом. Истинный мастер таксидермии не должен просто натягивать и зашивать шкуру. Он обязан знать и понимать повадки и эмоции живого оригинала, знать в совершенстве его физиологическое строение. Ну, и самое главное – очень аккуратно выполнять свою работу. Сложно, бесспорно. Поэтому немногие мастера, связанные с этой областью искусства, настоящие художники, которые благодаря гениальному умению чувствовать природу и особым способностям, способны сотворить шедевры.

Таксидермия пользуется особой популярностью у настоящих профессиональных охотников, которые желают увековечить трофеи или использовать шкуры животных в качестве украшения для интерьера квартир, домов.

Стоит также отметить, что в настоящее время получают широкое развитие и распространение материалы для самостоятельного создания чучел. Многие специализированные магазины продают необходимые инструменты, химические препараты, комплектующее оборудование для таксидермии.

Итак, рассмотрим некоторые основы процесса создания чучел животного.

Деревянный или металлический каркас служит основой для «поделки». Если набивка мягкая, то необходимая форма чучела создается по мере его наполнения. В качестве таких внутренностей обычно используют вату или паклю.

Если в процессе создания чучела используется манекен, то шкуру надевают на готовую модель животного. Такая основа обычно представляет собой естественное изображение фигуры и позы животного. Манекен изготавливают несколькими способами:

1) накруткой на каркас мягкого материала;

2) из металлической сетки;

3) из пластмассы;

Современная таксидермия играет огромную роль в развитии человечества. Являясь пропагандой естественнонаучного образования, она учит людей понимать и любить природу. А если рассматривать таксидермию, как отрасль изобразительного искусства, то она помогает в формировании особого художественных навыков и вкуса.

Таксидермия ремесло и искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шкулёв А. А.

Текст научной работы на тему «Таксидермия ремесло и искусство»

Таксидермия — ремесло и искусство

Александр ШКУЛЁВ, студент Мордовского государственного университета

Что же такое таксидермия? Таксидермия — это словообразование, составленное из греческих слов «taxis» — «приготовление, обработка» и «derma» — «шкура, кожа», то есть приготовление из кожи, шкуры. Она натягивается на некую основу, а внутрь полости помещается наполнитель. Основные задачи таксидермии — художественное оформление охотничьих трофеев, изготовление чучел зверей и птиц или экспозиций групп животных. Чучела, как известно, — неотъемлемая составная часть всех без исключения зоологических музеев. Они необходимы школьным биологическим кабинетам и уголкам, поскольку предоставляют преподавателям не только возможность ближе знакомить учащихся с обитателями наших ландшафтов, но и показать характерные особенности различных видов животных.

В настоящее время таксидермия представляет собой одну из редких ветвей изобразительного искусства. Она предполагает большое многообразие методик изготовления различных элементов чучел, позволяющих правильно и достоверно передать форму тела, позу, окраску, а также характерные особенности поведения животного.

Существует два направления таксидермии: музейное и коммерческое. Первое направление таксидермии обслуживает различные музеи, начиная с Дарвинского и заканчивая небольшими районными. Второе направление таксидермии наибольшее развитие получило в последние 20 лет с возникновением «моды» иметь у себя дома охотничий трофей, который будет служить хорошим воспоминанием не только о самой охоте, но и о поездке в целом.

О состоянии трофейного дела в нашей стране в совсем недалеком прошлом можно судить по числу трофеев на последней Всероссийской

Из истории таксидермии.

Первые приемы обработки звериных шкур осваивали еще первобытные люди. Элементы таксидермии использовали шаманы и колдуны, непременным атрибутом которых были звериные головы, хвосты и лапы. Древние египтяне изготовляли чучела домашних животных, которые отправлялись в загробный мир вместе с хозяином. Головами убитых на охоте животных украшали средневековые замки.

В России трофейной культуры практически никогда не было. Таксидермия появилась только при Петре I. Ее развитие было связано с периодом развития Петербурга, как столицы. В 1698 году Пётр I привёз из Голландии чучела птиц, рыб, засушенных насекомых и других животных. Началом зарождения таксидермии в России историки биологии считают основание Петром I Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. В 1716 году для Кунсткамеры в Голландии была приобретена коллекция Альберта Себа, а в 1717 году—Фридриха Рюйша. Среди различных редкостей, минералов и анатомических препаратов для музея были также закуплены и чучела диких зверей: 212 чучел слона, льва, пантеры, различных оленей, антилоп и 772 чучела птиц. Из Кунсткамеры выросли крупнейшие музеи нашей страны.

С общим развитием наук совершенствовались способы и материалы, применяемые в таксидермии, и лишь в начале XIX века появляются довольно совершенные по своему исполнению чучела.

В 1804 году на русском языке выходит первое руководство по таксидермии — это был перевод сочинений французского аббата Д.Ж. Манеса. В июле 1832 года открывается Зоологический музей, в стенах которого фактически была основана и получила дальнейшее развитие российская таксидермическая школа. Среди наиболее выдающихся мастеров конца XIX века можно отметить С.К. Приходько и М.А. Колина, большой талант и одарённость которых позволили создать великолепные чучела, ставшие национальным достоянием России. Им удалось не только законсервировать и сохранить шкуру всемирно известного «берёзовского» мамонта, пролежавшего в вечной мерзлоте 45 000 лет, но и воссоздать облик вымершего животного с удивительной точностью. В конце XIXстолетия крупнейшим специалистом по изготовлению чучел методом накрутки и мягкой подбивки считался Ф.К. Лоренц, который является создателем московской таксидермической школы. Впоследствии частные мастерские появились в Москве и других городах России, в них работали многочисленные ученики Ф.К. Лоренца.

В 20-х годахXX века американский таксидермист К. Эккли разработал новый метод изготовления чучел, который получил название скульптурной таксидермии. В России метод был подробно описан в ряде работ М.А. Заславского.

выставке в 1988 году. Их было всего 115! В конце 1999 года в Москве после долгого перерыва была проведена третья трофейная выставка, прошедшая с большим успехом. Она отличилась широким ассортиментом трофеев и их высоким уровнем. Владелец каждого трофея получил оценочный лист с результатами обмеров, а если трофеи того заслуживали, то и соответствующие медали и дипломы современного, интересного дизайна.

Таксидермист — это специалист по изготовлению чучел. Результатом его

работы является чучело животного, которое в точности воспроизводит оригинал в естественной позе, правильно отображает внешний вид животного. Это — смесь ремесла и искусства. По художественной выразительности и силе оно стоит наравне с произведениями живописи и скульптуры.

Но художником таксидермист становится тогда, когда в его работе прослеживается целый сюжет, а само произведение наделено смыслом. Эти работы единичны и никогда не

повторяются. В этом их ценность. На создание сюжета и образов уходит не один день.

Читать еще:  НУЖНА ЛИ «ИСКУССТВЕННАЯ» ПТИЦА?

Зачастую бывает так, что задуманный вначале

сюжет в ходе работы изменяется несколько раз

Это очень живая и интересная работа, требующая, к тому же, большой усидчивости. Такие работы, в основном, выставляются в музеях, на выставках, чемпионатах по таксидермии и не пользуются большим спросом из-за невозможности поставить подобные работы «на поток». Так оно и должно быть. Это целое направление в таксидермии, у которого большое будущее. Серьезные таксидермические мастерские, как правило, не ограничиваются только изготовлением чучел. Они часто экспериментируют в плане применения данных работ в быту.

Технология изготовления чучел постоянно совершенствуется. Современные манекены для чучел таксидермисты отливают из пенополиуретана или покупают готовые формы, сделанные немецкими, американскими фирмами, а в последнее время и отечественными студиями в Питере и Москве. Глаза для чучел таксидермисты теперь сами тоже почти не делают. Существуют огромные каталоги, где можно найти подходящую пару глаз для любого зверя или рыбы.

Моя собственная таксидермиче-ская деятельность началась пример-

но пять лет назад. Началась она с выделки шкурок небольших животных. Так как мой отец — охотник, то подобные шкурки всегда били в избытке. У него самого времени на их выделку не хватало, а я поначалу долго не мог освоить подобное ремесло, но впоследствии все-таки начал учиться. Сам, на своем опыте, первыми я выделал шкурки ондатры, норки и куницы. После этого мне захотелось выделанную шкурку ондатры набить ватой, сделать некое подобие чучела. Вот именно так все и началось.

Вначале я делал чучела набивочным методом, то есть набивал их ватой, паклей, но такие чучела, мягко говоря, были несовершенными, и я начал осваивать метод скульптурной таксидермии.

Это современный метод используемый профессиональными таксидермистами. Его суть состоит в изготовлении из монтажной пены (пенополиуретана) основы (манекена), который в точности должен быть точной копией тела животного. Этот

метод требует хорошего знания анатомии животных. Также он требует недюжинных художественных навыков как в скульптуре, так и в живописи.

Но, благо, с этим у меня больших проблем не было, так как я учился в художественной школе и был успешен и в скульптуре, и в живописи. Основные проблемы возникали с правильным соблюдением анатомических особенностей животных. С этим бывают проблемы и до сих пор. Так как я самоучка, на освоение этого метода ушло очень много времени. Пожалуй, оно длится и по сей день.

Также трудности были с изготовлением глаз. Вначале я делал их из пластилина, затем из все той же монтажной пены. Но в этом году, с поступлением на факультет биотехнологии и биологии Сергей Викторович Су-сарев научил меня старинному методу — выплавке из органического стекла.

За то время, что я занимаюсь таксидермией, я уже делал много разных животных, сталкивался с критикой более опытных специалистов, но самое неприятное — это когда сталкиваешься с людьми, которые слепы и в таксидермии видят лишь варварство и убийство. Сломать их стереотипы бывает непросто, а порой и невозможно. Сам я полюбил эту смесь искусства и ремесла. Таксидермия стала частью меня. Я надеюсь и в будущем ей заниматься, стать профессионалом.

Надеюсь, мне удалось преподнести таксидермию как искусство, и одновременно как ремесло.

Таксидермия — наука, искусство и героизм!

Таксидермия — одна из древних профессий. Возникла как вспомогательная наука при исследовании животных. Но в те далекие времена, науки в ней было мало. Круг возможностей таксидермии в ее первоначальном узком понимании был строго ограничен препаровкой трупов животных, обработкой и сохранением их шкур в виде «плоских» коллекций или, в лучшем случае в форме свободно набитых тушек. Строгие ограничения в целях и задачах ставили под сомнение наличие в ней «Науки» и «Искусства».

В течение многих веков таксидермия просуществовала в таком виде, в качестве грубого подсобного ремесла.

Предмет и цели зоологии расширялись, содержание ее становилось глубже и серьезнее. Естественно, что одновременно изменялись, становились более высокими и требования, предъявляемые зоологами к таксидермии.

Идя в ногу с зоологией, обслуживая ее все возрастающие нужды, таксидермия, конечно, также не стояла на месте, тем более что общий прогресс науки и техники вооружал ее новыми, более совершенными средствами и методами работы. Разнообразные технические новинки и изобретения, достижения науки, культуры, искусства использовались таксидермией применительно к специфике ее работы. Это волей-неволей постепенно обогащало таксидермию новым смыслом, наполняло ее новым содержанием.

Дело в том, что мастера-таксидермисты издавна пытались превращать шкуры зверей и птиц в объемные фигуры — чучела, стараясь воссоздать образ и подобие живой натуры. Однако на протяжение многих столетий попытки эти были малоуспешны: чучела получались чрезвычайно грубыми, часто уродливыми, мало похожими на живых животных и к тому же весьма недолговечными.

Таксидермист Ф.Федулов за изготовлением чучела гориллы в 1914 году.

Объясняется это тем, что способ изготовления чучел был принципиально неверным: шкуру животного в сыром виде попросту набивали в прямом смысле этого слова каким-либо подходящим материалом (соломой, паклей, шерстью, стружкой), стараясь придать ему форму и объем живого животного. Конечно, достигнуть хороших результатов таким путем было почти невозможно. Постоянные неудачи таксидермистов на этом поприще не могли в конце концов не породить безразличного и даже пренебрежительного отношения к ремеслу таксидермиста-чучельщика и к этой отрасли таксидермии вообще.

Слово «чучело» стало синонимом грубой, топорной, плохо выполненной работы. Возможности таксидермии оказались в противоречии с теми требованиями, которые предъявлялись к ней наукой и жизнью. И главной помехой здесь было несовершенство методов и приемов работы над шкурами и чучелами животных. Зоологам и самим препараторам-таксидермистам было ясно, что изменить положение дел можно только в том случае, если полностью отбросить старые, не оправдывающие себя и никуда не годные методы работы над чучелами и заменить их принципиально новым методом.

Специалисты, работающие в этой области, упорно вели поиски такого нового метода. Можно сказать без преувеличения, что в течение последних 200-250 лет вся деятельность таксидермистов стран Европы и Америки была направлена на достижение этой важнейшей цели.

В настоящее время можно с полным правом заявить, что цель эта в основном достигнута.

Долгие поиски, полные проб и ошибок, тяжелого труда и бесконечно кропотливой работы, наконец увенчались успехом. Накопление в таксидермическом деле довольно сложных технических приемов, внесение в таксидермию сначала отдельных элементов, а затем и цельных методов, изобразительного искусства, прежде необычных и несвойственных ей, коренным образом изменили самое содержание этого зоологического ремесла.

М.А. Колин за изготовлением манекена

В результате широкого применения нового, скульптурного метода содержание таксидермии и поле ее деятельности стали несравненно больше и разнообразнее. Таксидермией теперь называют не способ обработки и сохранения шкуры животного, как это было раньше, а умение верно и красиво изобразить животное в его естественном виде, само изготовление чучел стало преследовать не только научно-просветительные, но также художественные цели и превратилось в объект изобразительного искусства.

Современная таксидермия уже не ограничивается обслуживанием зоологии, но начинает играть большую и все возрастающую роль в деле развития и пропаганды естественнонаучного образования, прививая людям, и особенно молодежи, любовь к природе и ее понимание.

В качестве изобразительного искусства таксидермия становится могучим средством эстетического воспитания и способствует формированию хорошего художественного вкуса. По сложности исполнения, художественной ценности, красоте и жизненной правдивости лучшие образцы современного таксидермического искусства не уступают шедеврам скульптуры и живописи. Создавая чучела, рассчитанные на века, современная таксидермия позволяет сберечь и сохранить для потомства образы редких и удивительных животных, которых с каждым годом становится все меньше и меньше на нашей планете. Вымирающие и исчезающие с лица земли виды смогут остаться хотя бы в облике прекрасно выполненных произведений таксидермического искусства.

В своем новом виде современная таксидермия не имеет уже ничего общего с прежним ремеслом. С полным правом ее теперь следует считать новой и совершенно самостоятельной отраслью искусства. И как специальная область искусства со своими специфическими профессиональными приемами и методами таксидермия требует, чтобы ею занимались не дилетанты, а художники, наделенные непременным природным дарованием, любящие живую природу и, кроме того, имеющие специальную подготовку в этой области.

Препаровка и обработка шкуры всегда были главным в мастерстве таксидермиста-препаратора. Затем к этому добавилось умеиее правильно спроектировать и смонтировать каркас и довольно сложное внутреннее устройство будущего чучела. Наконец, появилось рисование и скульптурная лепка, формовка и снятие слепков и оттисков, тонкое и безукоризненно правильное моделирование. И все это — на фоне высокого художественного вкуса и глубокого понимания живой природы, на основании хорошего знания жизни животных в их естественной природной обстановке, знания их экологии и анатомии.

Художественное чутье и врожденная «жилка» натуралиста — это, пожалуй, самое главное, без чего нельзя претендовать на звание художника-таксидермиста, без чего невозможно создать зоологически грамотное чучело, отвечающее высоким требованиям современного таксидермического искусства. На смену прежнему чучельщику пришел, таким образом, высококвалифицированный художник-таксидермист, который не «набивает», а лепит, монтирует и моделирует чучело, используя для этого богатый арсенал технических средств и приемов изобразительного искусства. Это уже не ремесленник, а настоящий художник в лучшем смысле этого слова, от таланта которого зависит весь успех работы над чучелом.

Источники:

http://news.tut.by/kaleidoscope/174547.html
http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2007/10/30/72678-iskusstvo-taksidermii-sluzhit-nauke.html
http://daypic.ru/sp_razdel_17/153926
http://cyberleninka.ru/article/n/15673956
http://taxidermy.zakupka.com/articles/3735-taksidermiya-nauka-iskusstvo-i-geroizm/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector