3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хороша страна Моравия

Анализ «Страна Муравия» Твардовского

Поэма Твардовского Страна Муравия — это пример глубокого размышления о жизненном пути человека и целого народа в истории страны. Необычное и оригинальное произведение принесло успех своему автору, став его первой крупной работой. Поэму Твардовского Страна Муравия мы сегодня изучили на уроке и теперь сделаем анализ.

Твардовский: поэма Страна Муравия

Над своей поэмой Страна Муравия автор трудился с 1934 по 1936 годы. В целом поэма посвящается коллективизации, однако в основе сюжета Твардовский закладывает путешествие с целью отыскать счастье. Поэтому Страна Муравия отчасти перекликается с произведением Некрасова Кому на Руси жить хорошо.

Познакомившись с произведением, мы можем выделить главного героя Моргунка, который покинул свой дом, чтобы найти страну крестьянского счастья под названием Муравия. Это страна в воображение Моргунка представлена местом без колхозов, где вся произведенная продукция остается в собственности хозяина. Однако писатель строит свой сюжет так, чтобы в последствии убедить героя в том, что жизнь в колхозе гораздо лучше. Автор видел необратимость происходящих в стране процессов, поэтому и в строках поэмы читатель может увидеть скрытое «за коллективы на селе».

Раскрывая сюжетную линию, Твардовский затрагивает людей разных характеров и взглядов, где были приверженцы старины, бандиты, и просто те, кто хотел жить счастливо. Моргунок как раз и был среди последних. Ему хотелось трудиться и разбогатеть. А это в его представлении, было возможно лишь ведя хозяйство самостоятельно, не присоединяясь к колхозу. Он уверен, что после коллективизации люди станут жить бедно. Вот он и едет искать страну, где люди живут без колхозов. В поисках страны Муравии к Моргунку приходит осознание того, что помимо недостатков в коллективизации есть свои преимущества. Таким образом Твардовский демонстрирует сложный путь приобщения середняка к новой жизни. С помощью образа главного героя писатель по шагам прослеживает процесс постепенного становления нового сознания и разрушение установленных ранее понятий.

Главные герои

Никита Моргунок — главный герой поэмы Страна Муравия. Это обычный человек, которому с трудом удалось преодолеть нищету. Моргунок трудолюбив и стремится самостоятельно идти к достижению цели, а жизнь в колхозах его отпугивает. Он не хочет терять нажитое непосильным трудом, поэтому мечтает найти небольшой мирок, где «посеешь бубочку одну и та будет твоя».

С каждой последующей главой вместе с Моргунком читатель понимает нелепость поиска несуществующей страны. Любовь к труду все больше толкает героя к колхозникам и отдаляет от таких людей, как поп, который обобрал Моргунка. Или Бугров, на которого Моргунок постоянно равнялся. Отдаляется он и от жителей села Острова, где проживают ленивые и нищие люди, строившие свою жизнь по принципу единоличности. В конце путешествия Моргунок понимает, что именно колхозная деревня поможет устроить быт и даст веру в будущее. Здесь все всерьез, и все для жизни человека.

Хороша страна Моравия

Ранняя история Чехии очень любопытна. Пристрастие ее жителей к охоте выходит к древнейшим временам. В эпоху палеолита в этих местах обитали охотники на мамонтов. Захоронения бронзового века показали, что в более плодородных речных долинах расселялись кельтские племена. По имени одного из них, прибывшего сюда более полутора тысяч лет назад с территории нынешней Германии, эта местность и получила название Чехии. Легендарного родоначальника нации Чеха привлекли не только исключительные особенности здешнего климата, но и природная защищенность земель со всех сторон.

Славянские племена начали вторгаться в Чехию и Моравию в VI веке. В IX столетии Чехия с ее лесами и пастбищами и мягким климатом уже процветала. Развивалось строительство и архитектура. Сначала династия Пршемысловичей, затем Габсбургов строили крепости, замки и дворцы, многие из которых служили охотничьими резиденциями. Часть их сохранила первозданный вид и помогает современникам проследить историю чешской охоты. Среди них Леднице и Вальдице, Конопиште и Глубока, Охрада и Крумлов, а также замок Кршивоклат, возвышающийся над лесистым и скалистым заповедником. Он был построен в XIII веке как охотничий дом королей Пршемысловичей.

В нем провел детство будущий король Карл IV. В 1660-е годы Габсбурги продали замок, и после 1685 года новые владельцы Фюрстенберги перестроили его.

В несравненной Восточной Чехии нет недостатка в достойных замках и дворцах. С точки зрения нашего интереса выгодно отличается, конечно, замок эпохи Возрождения в Опочно в Полабской долине. Его главная особенность заключается в поразительном внутреннем дворе с великолепной трехэтажной лоджией в итальянском стиле. Внутри размещен один из прекраснейших арсеналов Чехии. Анфилада красивых залов заманивает хранящимися здесь произведениями итальянского искусства и другим имуществом семейства Коллоредо, владевшего когда-то замком.

Пожалуй, в привлекательнейшем уголке страны – Южной Моравии – тоже есть впечатляющие замки и дворцы. Кроме Валтице и Леднице внимание почитателей искусства и охоты непременно привлечет изящный город Тельч, построенный владыками из Градеца в XIV столетии и в 1992 году объявленный ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия. Помимо рыбных прудов для тихой охоты, здесь есть чудный замок, перестроенный из цитадели во второй половине XVI века и отшедший к все тем же ненасытным Лихтенштейнам. Украшенная замысловатой лепниной часовня и красиво убранные комнаты в стиле Возрождения безусловно достойны самого взыскательного признания. Но истинное чудо – это так называемый Африканский зал, где выставлены трофеи, добытые владельцами замка на охоте и сафари.

Лихтенштейны пустили свои корни не только в Южной, но и в Северной Моравии. Возможно, она не столь привлекательна, но в ней заключено большое разнообразие: от изысканного университетского города Оломоуца до музея под открытым небом в Рожнове-под-Радгоштем.

В небольшом городке Усове в Оломоуцком районе Чешской Республики находится Лесоохотничий музей, единственный в своем роде исторический музей в Центральной Европе.

С 1029 года Моравия находилось во владении Пржемысловичей. История Усова началась в 1260 году, когда на месте деревянного поселения была построена каменная крепость, очертаниями напоминающая французский готический замок.
В 1597 году Усов перешел в собственность Лихтенштейнов, которые владели городом и замком вплоть до 1945 года.

Князья этого старинного рода регулярно охотились в своих новых угодьях, активно пополняя фамильные коллекции редкими охотничьими трофеями и произведениями искусства. Заграничные путешествия не мешали им заботиться об обустройстве обширных лесных владений и удобствах охотничьей резиденции.

Оберегая местную флору, князья в 1852 году открыли в Усове Моравско-Силезскую школу лесоводства.

К концу XIX столетия собирательская страсть Лихтенштейнов привела их к идее создания единой историко-культурной коллекции. Для ее практической реализации в 1900 году князь Ян II Лихтенштейнский открыл Лесной и Охотничий музей в замке Усов. В основу его богатой экспозиции вошли охотничьи трофеи рода Лихтенштейнов, добытые не только в Чехии, но и привезенные из экспедиций в Африку, Азию и поездок в Италию и Польшу.

Часть экспозиции посвящена лесохозяйственным сооружениям и инструментам. В подвалах замка разместился небольшой Музей привидений.

Читать еще:  Проблемы с клевом в зимний паводок

Главное же внимание устроители усовского замкового музея уделили организации и демонстрации расширенных зоологических собраний, завидной коллекции дичи и охотничьего оружия высокой исторической и научной ценности.

В фондах музея до 4 тысяч предметов, из которых только рогов около семисот. Поднимаясь по ступеням парадной лестницы, посетитель сразу же попадает в окружение этих рогов, обильно развешанных на стенах фойе и даже на массивных колоннах.

В нескольких залах второго этажа представлены африканские трофеи: антилопа, газель, зебра, носорог, жираф, волк, а также черепа слона и пустынного льва, гигантские слоновьи бивни и рогатая голова лося.

В одном из помещений, помимо традиционных оленьих рогов, собраны натюрморты с дичью, шкуры европейских диких животных и образцы ажурной мебели в «зверином стиле».

Не забыты и птицы, в том числе певчие. Создается впечатление, правда, что охота по перу не была столь любима Лихтенштейнами, сколько африканское сафари.

Со знанием дела показан выводок лисят в естественных условиях моравского природного ландшафта.

Целый зал отдан картинам академического художника Любомира Бартоша. В музее проводятся также сезонные выставки живописи. В экспозиции представлены различные редкие документы, отражающие развитие моравского лесного хозяйства до начала ХХ века.

Как видно даже в кратком обзоре, Моравия – весьма привлекательный край для поклонников истории, искусства и охоты. Особое место в его культуре занимает Оломоуц, некогда один из важнейших центров Великоморавского царства, в котором сосредоточено множество памятников романской и чешско-моравской культуры. Прославленный композитор Малер когда-то служил капельмейстером в городской филармонии. В красивейшем здании дворца Гауншильда в 1767 году жил Леопольд Моцарт со своим семейством, а 11-летний Вольфганг Амадей лечился в это время от оспы в лечебнице при Оломоуцком соборе и сочинял свою Шестую симфонию. Какое интересное дополнение к чудным моравским охотничьим впечатлениям!

Моравия – какой она была и что это за страна сегодня?

Какой была страна Моравия и на какие страны разделилась

Скачать:

Предварительный просмотр:

Моравия – какой она была и что это за страна сегодня?

В IX веке, спустя чуть более столетия после падения державы Само, на той же территории возникает Великоморавское государство. Первое упоминание о моравах и, предположительно, об оформившемся к тому времени Моравском княжестве относится к 822 году: в одном из франкских документов упоминается, что в декабре этого года моравы участвовали во Франкфуртском сейме. В трактате «Обращение баварцев и карантанцев» упоминается и один из первых моравских правителей – Моймир I (умер около 846 года), который правил в 30-е годы IX века. Тут же находим упоминание о завоевании Моймиром княжества Прибины с центром в городе Нитре (территория современной Западной Словакии).
Многочисленные исследования археологов свидетельствуют о массовом перемещении в район реки Моравы носителей пражско-корчакской культуры из разных мест ее ареала. Это соответствует и информации летописей.

В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. В них находят остатки высокоразвитой средневековой культуры. Исследователи обнаруживают огромное количество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани (контакт с византийскими мастерами), оригинальные изделия из цветных металлов микульчицкого типа. Многие находки указывают на развитие различных ремесел: столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и др. Франкские источники сообщают о большом количестве крепостей, которые воздвиг Ростислав, преемник Моймира. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов, в частности, подробно рассказывается о крепости Довина (855 год), где Ростислав одержал победу над Людовиком Благочестивым (Немецким). Такую же укрепленную крепость представляла и столица Великоморавского государства – город Велеград, точное место расположения которого сейчас не установлено. Кроме каменных крепостей, церквей и каменного же детинца, в городах распространены срубные конструкции с глиняными полами и глинобитными печами в одном из углов жилища (Микульчицкий каменный град с детинцем и предградьем). Сельские же поселения были у мораван неукрепленными, жилища в них в основном столбовые деревянные с каменной или глинобитной печью в углу.
В довеликоморавских пластах находят фигурки людей, животных, разнообразные сосуды, имеющие ритуальный характер. В пластах, относящихся к великоморавской эпохе, находят множество крестиков и наконечников с изображением священников и крестов, позолоченный мощевик, выполненный в виде богослужебной книги. Храмовые постройки свидетельствуют о распространении христианства в Моравии из разных стран Европы. В частности, из Баварии, а также Адриатики и Далмации.
Предпосылками возникновения Великоморавского государства стали усилившийся процесс феодализации и необходимость обороны от германских племен, которые стремились захватить восточные территории Европы.
Земли Моравии постепенно разрастаются. Если при Моймире и Ростиславе основной задачей мораван было противостоять Людовику Немецкому и франкам, то при Святополке, племяннике Ростислава, держава уже занимает территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, Малой Польши и часть словенских земель. По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным.
Церковь Моравии (известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство) была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия (885 г.) князь Святополк не захотел поддерживать слишком строгой религии, запрещавшей многоженство, требовавшей соблюдать многочисленные посты и налагавшей строгие епитимии за церковные прегрешения. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.
После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию. Это привело к политическому разъединению чехов и словаков. Чехия стала развиваться как самостоятельное государство, а Словакия вошла в состав вновь возникшего венгерского государства.

Чехия сегодня – это парламентская республика, которая появилась в 1993 году, когда произошло разделение Чехословакии на два отдельных государства. Современная Чехия отличается весьма высоким уровнем жизни, что, учитывая довольно бедственное положение экономики после развала социалистического лагеря, очень хороший показатель. Спасли чешскую экономику своевременные реформы, которые, несмотря на недостатки, смогли дать ей необходимый толчок.

В 2004 году Чешская Республика была принята в состав Европейского союза. Шенгенское соглашение, подписанное страной, упразднило пограничный контроль начешских границах. Жители всех стран-участниц этого соглашения могут посещать Чехию сегодня без оформления визы, равно как и жители Чехии могут без всяких проблем путешествовать по Европе.

Читать еще:  Истина о карело-финской лайке

Чехия сегодня является крупным центром международного туризма благодаря огромному количеству архитектурных достопримечательностей и природных заповедников, а также лечебным и горнолыжным курортам. Ежегодно страну посещает огромное количество туристов практически из всех стран мира.

Современная Чехия уверенно продвигается к позициям, которые занимала до начала Второй Мировой войны, когда чешская экономика была одной из лидирующих среди развитых стран. Этому способствует политика государства, направленная на двухстороннее сотрудничество с западными странами и развитие сферы услуг.

Словацкая республика сегодня одно из самых юных государств Европы. Долгое время Словакия была лишь небольшой европейской страной, на которую практически не обращали внимание иностранные инвесторы. Сегодня ситуация в стране резко изменилась. В Словакии с каждым годом все больше развивается туристическая инфраструктура, многие туристы обратили свой взгляд на Словакию, как на очень привлекательную для туризма страну, здесь не только прекрасная природа и чистая экология, но и много прекрасно оборудованных горнолыжных и лечебных курортов. Сегодня курорты Словакии стали известны и любимы во всей Европе, а доступные цены и высокий сервис влечет сюда все больше отдыхающих.

Словакия — развитая индустриально-аграрная страна. Сравнительно развитое многоотраслевое сельское хозяйство основывается на современной материально-технической базе и инфраструктуре. В настоящее время в Словакии хорошее развитие получили следующие отрасли промышлености : автомобилестроение, электроника, машиностроение, химическая промышленность,информационные технологии.

Чем Моравия отличается от Чехии?

Чем Моравия отличается от Чехии? Когда задают такой вопрос, ответить довольно просто: «Это не Чехия». Но в то же время, кратко и понятно объяснить сложно. Это нужно написать огромный труд, достойный, наверное, докторской диссертации.

И всё-таки, когда вы оказываетесь в Чешской республике, то по радио, телевизору, в рекламных проспектах туристических направлений вы всегда увидите и услышите постоянное разделение: Чехия и Моравия.

На данный момент в составе Чешской республики находится три исторические области: Богемия (которую и называют, собственно, Чехией), Моравия и Силезия. Силезия сейчас поделена между тремя странами, та часть, что досталась Чешской республике, входит в состав Моравии и называется Моравской Силезией.

Моравия с Богемией не всегда были частями одного государства. Когда-то Богемия входила в состав огромного славянского государства Великая Моравия (подробнее на странице “История Великой Моравии” ). Потом Моравия входила в состав Чешского королевства, периодически отсоединялась, была самостоятельна, входила в состав Венгрии и Австрии. Так что, история этих областей различна.

Различаются и люди, живущие в этих областях, их культурные традиции, народные костюмы. Различается, порой, и климат, ведь Моравия расположена южнее.

Земля в её центральной части – это чернозём, так что, сельское хозяйство здесь процветает. Но самое уникальное – это винодельческие области южной Моравии, ведь моравское белое вино признаётся экспертами одним из лучших в мире (всё о моравском вине на страничке “Виноделие” ).

Здесь множество исторических, культурных и религиозных памятников, некоторые из которых имеют мировое значение и взяты под охрану ЮНЕСКО. К самым интересным и посещаемым стоит отнести замки Леднице, Валтице, Пернштейн, Бухловице, Боузов; природные объекты – пещеры Моравского Краса и Яворжичко; ансамбли исторической застройки городов Оломоуц, Брно, Зноймо, Микулов; памятник Могила мира на месте Аустерлицкого сражения; Паломнический комплекс Велеград; комплексы аутентичных винных погребов в Петрове, Велких Беловицах и многое, многое другое. Мы составили специальную карту достопримечательностей Моравии, которую вы найдете на страничке “Что посмотреть” .

В общем, когда вы посетите этот благословенный край, у вас никогда больше не возникнет вопрос, чем отличается Чехия от Моравии. Вы не просто увидите сами ответ на этот вопрос, вы его почувствуете и, надеюсь, полюбите этот край так, как любим его мы!

Авторы сайта: Елена Бердникова и Дмитрий Соколов

Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”

Рецензии на книгу « Страна Муравия »

Александр Твардовский

«Страна Муравия» — поэтическое повествование о становлении нового, социалистического сознания крестьянина-середняка, поэма о крушении индивидуалистического, собственнического начала в душе трудового человека. В центре поэмы — рядовой крестьянин Никита Моргунок, который только в годы Советской власти выбился из нищеты, обзавелся конем и увидел возможность поднять свое хозяйство, «выйти в люди». В нем глубока и сильна любовь к труду, к родной земле, но в то же время он еще в тисках собственнических предрассудков — он стремится стать самостоятельным «хозяином», его еще пугает колхозная жизнь, он боится потерять нажитое тяжелым трудом немудреное свое благополучие. Предел стремлений Моргунка — это узенький собственнический мирок, хуторок на пригорке.

Лучшая рецензия на книгу

Я — ваш скоморох. Я рассыпаюсь в пляске под сентябрьским небом. Со всевозможными ужимками я рассказываю вам о книгах. совсем редко ругаю, больше хвалю и уговариваю прочитать. Уговариваю – подмигиванием и прыжками, иронией и пафосом. Я – скоморох, а не большой артист. На мои спектакли не продают билетов, их не ждут. У меня лишь несколько секунд, чтобы привлечь внимание, несколько строчек, чтобы вы не пролистнули дальше. Вот и сейчас – выворачиваюсь наизнанку вместо традиционного представления книги – все ради вашего внимания.

Сегодня я представлю вам «Страну Муравию» Александра Твардовского. Еще одна книга, которую никто не читает – ведь это мало того, что стихотворный сборник, но и болезненно не однозначная вещь про коллективизацию.

Я снимаю скоморошью шапку и хочу поговорить серьезно, потому что это – история и моей семьи.

Начать надо с самого Твардовского – настоящего, потомственного крестьянина, интеллигента, будущего автора «Василия Теркина» и редактора «Нового мира». В 1935 году, когда была написана «Страна Муравия», в его жизни существовал страшноватый разлад, изучению которого более умные и сведущие люди посвятили статьи и книги. Я ограничусь фактами: Твардовский был успешным молодым поэтом, певцом новой жизни. Вся остальная его семья была сослана как кулаки в далекое гнилое поселение. Трижды (!) отец Твардовский с сыном бежал оттуда – пешим, через леса. Его сдавали и водворяли обратно. В поэме «Страна Муравия» Твардовский-сын коллективизацию оправдывает.

Прервусь и скажу о своей семье. Мой прадед был инженером, а его братья – крестьянами. Они были раскулачены из-за одной (!) лошади и личных счетов с новыми хозяевами жизни (красавица-дочка отказала председателю). Дорогой в Сибирь умерла старая бабушка и, кажется, младенец. В Сибири ждал тиф, пустота, гниль. Старшего мальчика, Костю, отправили одного добираться до оставшейся на воле семьи – тоже пешим, через леса и на случайных поездах. Он кое-как вернулся и жил в семье моего прадеда под чужим именем, будто сирота-подкидыш. Тайну о его происхождении хранили свято, все время опасаясь слишком внимательных взглядов – какие-то общие фамильные черты в его лице проступали.

Читать еще:  Стрельба мелкой дробью

Моя семья не была диссидентской, не была борцами. Члены партии, дети – октябрята, пионеры и комсомольцы. Парады, субботники. Всё как у все. Война. Офицеры, проливавшие кровь за Родину. Учителя и преподаватели. Вера в свою страну. И этот незаконный мальчик, оберегаемый при всех проверках и во всех анкетах.

Но вернемся к «Стране Муравии». Сюжет прост, процитирую слова самого Твардовского:

Началом своей работы над «Муравией», первым приступом к ней я считаю 1 октября 1934 года, когда я занес в свой дневник следующую выписку из появившейся в печати речи Фадеева:
«Возьмите 3-й том «Брусков» — «Твердой поступью». Там есть одно место о Никите Гурьянове, середняке, который, когда организовали колхоз, не согласился идти в колхоз, запряг клячонку и поехал на телеге по всей стране искать, где нет индустриализации и коллективизации. Он ездил долго, … . Все это рассказано Панферовым на нескольких страничках среди другого незначительного материала. А между тем можно было бы всего остального не писать, а написать роман именно об этом мужике, последнем мелком собственнике, разъезжающем по стране в поисках угла, где нет коллективного социалистического труда, и вынужденного воротиться в свой колхоз — работать со всеми. Если внести сюда элементы условности (как в приключениях ДонКихота), заставить мужика проехать на клячонке от Черного моря до Ледовитого океана и от Балтийского моря до Тихого океана, из главы в главу сводить его с различными народностями и национальностями, с инженерами и учеными, с аэронавигаторами и полярными исследователями, — то, при хорошем выполнении, получился бы роман такой силы обобщения, который затмил бы «Дон-Кихота», ибо превращение ста милионов собственников в социалистов более серьезное дело, чем замена феодалов буржуазией».

Никита Моргунок путешествует по стране в поисках мечты – Муравии. Конечно же, колхоз торжествует, конечно же, индивидуалисты – нехорошие глупые люди. Конечно же, Сталин. Правда, он в образе Медного всадника… И отметим, что уже в «Василии Теркине» о Сталине уже нет ни слова.

Гораздо позже Твардовский признает и ошибочность, и слабость отдельных частей поэмы.

Но до конца жизни он ценил – и это действительно самое важное – зерно крестьянского мировоззрения, вложенное в поэму. Все мы, взрослые люди, понимаем, что крестьянство – это не темнота, не смешной выговор. Это, в первую очередь, великая привычка к труду и ответственность за землю. Рачительность и вдумчивость – нужно спасти урожай, пристроить детей, да и с барином нужно наладить отношения. В полной мере эта нестыдная привычка к выживанию помогала Твардовскому на месте главы «Нового мира», в бесконечных кабинетах ЦК. Очень просто хлопать дверьми и ставить ультиматумы, оставаться в белом – правда, это продлилось бы недолго и кончилось бы ничем. Гораздо труднее заботиться о своих «детях» — авторах, проталкивать одно (пусть и за счет другого, но это же лучше, чем ничего!), выбирать, планировать, согласовывать… Тонка грань между выживанием и приспособленчеством, но она есть.

«Новый мир» опубликовал «Один день Ивана Денисовича». Этот факт значит многое, оставим в стороне дальнейшее разочарование Твардовского в Солженицыне с его мессианством и прагматизмом. Читая статьи, посвященные этому периоду, я удивилась — первой (и на годы единственной!) официально опубликованной лагерной прозой могли быть и «Колымские рассказы» Шаламова, они даже появились в редакции раньше. Но трагически не сложилось. Как, почему, что могло бы пойти в истории русской литературы иначе – судить и писать не здесь.

И еще раз усилием воли вернемся к поэме. Чрезвычайная многоголосица. На уровне ритмов и звуков – щелканье языком, крики петухом, частушки, дудочки, протяжные бабьи песни. Уникальное чувство «народности»: попробуй кто написать подражание, и выйдет безвкусица, лубок.

Многоголосица на уровне тем и смыслов. Свободное, «правильное» дыхание новой жизни. И резкие для внимательного читателя ноты:

— Бреду оттуда…
— Что ж там? Как?
— Да так. Хороший край.
В лесу, в снегу, стоит барак,
Ложись и помирай.

Их не били, не вязали,
Не пытали пытками,
Их везли, везли возами
С детьми и пожитками.

Тот же горький вкус и у известного стихотворения «Братья» из второй части сборника:

Что ж ты, брат? Как ты, брат? Где ж ты, брат?
На каком Беломорском канале?

Очень мало, очень тихо – не для трибун, а для украдкой вытертой слезинки.

Гораздо больше, но так же проникновенно написано о мире, откуда вырывают крестьянина – в колхоз или ссылку. Он состоит из мелочей, не поддающихся разбору и анализ.

Как будто слышу стук копыт,
Вздыхает конь живой.
Трава росяная скрипит,
И пахнет той травой…

И смотришь ты на дом, на свет,
На тени у колодца,
На всё, что, может, много лет
Видать во сне придется.

И еще один голос, уже гораздо более знакомый и принятый сейчас – голос вневременной притчи, над-реальности:

По лесам идет, по тропам,
По долинам древних рек.
Через всю идет Европу,
Как из плена человек.

Он идет. Поля пустые.
Редко где дымит завод.
Мы вот здесь сидим с тобою,
Говорим, а он идет.

Сложнейшее произведение. Из каждого времени – свой взгляд, впору писать работу «Русский XX век как смена трактовок «Страны Муравии»» и, кажется, мы уже описали полный круг и заходим на новый виток…

Мне было в первую очередь интересно то самое невыразимое «крестьянское зерно». То, что связано со мной лично по крови, но прочно забыто:

И многое, что без него, пожалуй,
Уж некому теперь и вспоминать…

Не буду уговаривать вас прочесть ни «Страну Муравию», ни прилагающиеся отдельные стихи (они, действительно, малоинтересны на фоне поэмы, за исключением «Братьев»), не буду скоморошествовать.

Я просто написала то, что хотела сказать.

Книга прочитана в рамках игры Долгая прогулка, сентябрь, основное задание. Команда Сальвадор на носороге.

Я — ваш скоморох. Я рассыпаюсь в пляске под сентябрьским небом. Со всевозможными ужимками я рассказываю вам о книгах. совсем редко ругаю, больше хвалю и уговариваю прочитать. Уговариваю – подмигиванием и прыжками, иронией и пафосом. Я – скоморох, а не большой артист. На мои спектакли не продают билетов, их не ждут. У меня лишь несколько секунд, чтобы привлечь внимание, несколько строчек, чтобы вы не пролистнули дальше. Вот и сейчас – выворачиваюсь наизнанку вместо традиционного представления книги – все ради вашего внимания.

Сегодня я представлю вам «Страну Муравию» Александра Твардовского. Еще одна книга, которую никто не читает – ведь это мало того, что стихотворный сборник, но и болезненно не однозначная вещь про коллективизацию.

Я снимаю скоморошью шапку и хочу поговорить серьезно,… Развернуть

Источники:

http://sochinyshka.ru/analiz-strana-muraviya-tvardovskogo.html
http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2009/03/10/235413-horosha-strana-moraviya.html
http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/01/16/moraviya-kakoy-ona-byla-i-chto-eto-za-strana-segodnya
http://progulki-po-moravii.ru/moraviya/
http://www.livelib.ru/book/1000491407-strana-muraviya-aleksandr-tvardovskij

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector