1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этика трапперства

Этика в работе гештальт-терапевта как инструмент установления и поддержки границ.

— Нет, голубчик, я не могу. Есть такая вещь – профессиональная этика, которая запрещает нам целоваться со своими пациентами. Да и спать-то мне с вам не следовало…

В последнее время для меня определенной ценностью стало то, чтобы все было четко и ясно, и это конечно про границы. Хотя я так думаю, это всегда было для меня очень важным. Сколько я себя помню, я хотела конкретики в отношениях, и не хотела путать дружбу еще с какими-то вплетениями, например, мне было не понятно, как с другом можно заниматься сексом, или я категорически против, когда между родственниками возникают финансовые отношения, точно так же случилось когда я столкнулась с психотерапией. Сначала я почувствовала это еще когда я была клиентом…

Терапевтические отношения, это отношения, предусматривающие четкие и ясные правила и нормы, четкие и ясные договоренности, то есть четкие и ясные границы. Поэтому границы в работе гештальт-терапевта очень важная вещь, которая не в последнюю очередь регулируется этическим кодексом (этикой).

Кодекс профессиональной этики — это свод внутренних правил профессионального сообщества гештальт-терапевтов, который определяет рамки профессиональных отношений между терапевтом и клиентом, между терапевтом и группой, между терапевтом и супервизором, терапевтом и терапевтом, терапевтом и обществом.

В основе этих отношений лежат:

1. утверждение равной ценности каждой личности

2. признание уникальности каждой личности, независимо от расовых, этнических, религиозных, половых и возрастных различий,

3. признание значения автономии и саморегуляции личности в контексте межличностных отношений.

Так же профессиональная этика, на мой взгляд, это какое-то внутреннее содержание психотерапевта, по поводу того, что можно в терапии, а что ни в коем случае нельзя. И если терапевт точно знает, понимает, принимает и следует этим принципам, которые нельзя, то, на мой взгляд, внутри границ этих принципов можно все, таким образом психотерапевт получает очень много свободы в работе со своими клиентами.

Для каждого это конечно какие-то свои принципы, но есть такие, которые на мой взгляд, поддержат многие и многие им следуют:

Компетентность. Гештальт-терапевт определяет задачи психотерапии исходя из тех своих знаний, умений и навыков, которые необходимы для поддержки процесса развития личности клиента. В том случае, если терапевт не обладает необходимыми профессиональными знаниями или навыками, он обращается за помощью и сотрудничеством к соответствующим специалистам, коллегам или супервизору, Гештальт-терапевт осознает свои ограничения и работает в направлении повышения своей профессиональной компетентности.

Правильный и верный подход, который исходит из принципа «не навреди». Делает отношения клиента и терапевта взаимообучаемыми, и требует от терапевта быть чувствительным к своим переживаниям и трудностям.

Конфиденциальность. Конфиденциальность является необходимым принципом гештальт-терапии, гешталът-терапевт не разглашает информацию о жизни клиента. При необходимости супервизии он не пользуется настоящим именем клиента и легко узнаваемыми деталями. Терапевт организует работу так, чтобы конфиденциальность была максимально обеспечена. Исследовательская работа может проводится гештальт-терапевтом с ведома и согласия клиента. Результаты исследования докладываются анонимно и обобщенно, с соблюдением норм конфиденциальности по отношению к клиенту. Конфиденциальность может быть нарушена, если состояние клиента представляет опасность для него самого или для других людей. При серьезных психических нарушениях для терапевта возможно предоставление необходимой информации психиатру.

Контракт терапевта с клиентом — продукт информированного согласия между ними, заключается устно или письменно. В контракте определяется предмет работы (индивидуальная, групповая, семейная терапия, терапия отношений). Контракт содержит указания на условия режима работы, количество встреч, оплаты, порядка отмены и пропуска сессий, отпуска и перерывы в сессиях, условия супервизии, порядок завершения работы, особенности контакта с психиатром, отношения с родственниками клиента, особые ситуации. Контракт содержит понятные и разделяемые клиентом цепи терапии. Клиенту доступна информация о подготовке и квалификации терапевта. В ходе работы контракт может пересматриваться на основе взаимного согласия.

Отношения терапевта с клиентом являются профессиональными отношениями, которые регулируются устным или письменным договором, целью этих отношений является поддержка процесса развития клиента. Терапевт несет ответственность за поддержание профессиональных границ, стремиться избегать отношений с клиентом вне терапевтических сессий (сексуальных, дружеских, профессиональных), не привносит в терапевтические сессии тематики, касающейся личной жизни терапевта, избегает работы с родственниками, друзьями, коллегами, с которыми находится в иерархических отношениях в рамках организации или проекта. Физический контакт в терапевтическом процессе направлен исключительно на благо клиента и требует определенной профессиональной рефлексии и заботы. В обращении с телесным контактом в терапевтическом процессе согласие клиента имеет первостепенное значение.

Безопасность. Терапевт обеспечивает безопасность, конфиденциальность и приватность во время сессий. Терапевт организует удобно пространство для работы. При построении терапевтического эксперимента терапевт выбирает методы, неразрущающие клиента. Терапевт заботится о том, чтобы по окончании сеанса клиент был в состоянии адекватно воспринимать реальность. Терапевт не использует клиента в личных интересах и целях. Терапевт заботится и о собственной безопасности во время сеанса.

Эти все пункты, как раз про границы, про их установление и поддержку, а это так же и является инструментом развития клиента, так как очень часто, не сказать что всегда, клиенты к нам приходят с нарушенными границами, не умеющими их выстраивать: либо слишком размытыми, либо слишком жесткими и не проницаемыми. Все эти принципы, делают терапевтические отношения поистине исключительными и очень продвигающими. Клиент чувствует себя в безопасности и может больше доверять терапевту. Так же он видит, что его отношения более четкие, ясные и честные, благодаря этому клиент учится строить такие же отношения и со своими близкими, и отношения становятся более комфортными и менее стихийными. К тому же клиент учится быть ответственным за свои отношения и за вклады в них, он понимает, что от его действий или бездействия зависит очень многое в его жизни. И еще все договоренности между клиентом и терапевтом учитывают интересы обеих сторон, таким образом удовлетворяют потребности обоих.

Завершение отношений. Процедура завершения отношений между терапевтом и клиентом оговаривается в контракте. Отношения завершаются по обоюдному согласию между терапевтом и клиентом. Если клиент прерывает терапию до момента завершения, терапевт анализирует причины ухода и сообщает клиенту в удобной форме. Конфиденциальность по отношению к клиенту сохраняется и после окончания работы. Терапевт старается избегать личных отношений с клиентом и после завершения работы. Но иногда, в последнее время я часто думаю про гибкость в отношениях с клиентами, про так называемый индивидуальный подход. Нельзя звонить клиентам, это про границы и про ответственность, кому-то это на самом деле важно (быть ответственным за свои отношения с другими), а для кого-то так важна поддержка и любовь. Помню, читала что-то у Ялома, и он написал, что для одной из его клиенток самым важным и поддерживающим был его звонок, когда она то ли просто не пришла, то ли заболела, это очень продвинуло их терапию в смысле доверия и поддержки, я бы сказала контакта между клиентом и терапевтом. Мои отношения с моим терапевтом очень продвинулись тогда, когда мой терапевт позволил себе обидеться на меня искренне и совсем, как потом оказалось без терапевтического умысла, и позволил мне уйти с сессии обиженной и подавленной. Это сделало наши отношения более человечными и позволило мне быть более свободной и раскованной в наших отношениях.

Гештальт-терапевтам, несущим ответственность за соблюдение принципов, записанных в кодексе этики профессиональной деятельности, стоит использовать кодекс скорее в качестве опоры для построения и прояснения границ профессиональных действий и учета их в организации терапевтической работы, нежели как набор догматических требований.

Итак, итог, профессиональная этика, делает психотерапевтические отношения, ясными, четкими, более понятными, более свободными, очень полезными.

Этика трапперства

Рекомендации по этике самоловного промысла – трапперства, разработанные Департаментом рыбы, дикой природы и парков штата Монтана

Многие рассматривают отлов диких животных с помощью ловушек как сомнительный с этической точки зрения способ охоты. Большая часть споров на эту тему происходит из-за отсутствия взаимопонимания сторон и недостатка объективной информации.

Мы, трапперы, знаем, что наш спорт – это законное использование возобновляемых ресурсов дикой природы, но проблема в том, что зачастую мы не можем четко и аргументированyо изложить свою позицию, так, чтобы люди, далекие от трапперства, смогли ее понять и оценить.

Мало кто из нас является прирожденным оратором или докой в области формирования общественного мнения. Тем не менее, мы формируем это мнение (и о нашем спорте, и о себе) каждый раз, когда заявляем, что мы – трапперы.

Проявленная нами этичность и ответственность при отлове диких животных для людей, далеких от трапперства, значит гораздо больше, чем самые красноречивые объяснения. Этика и ответственность – понятия универсальные, и следование им не требует слишком много времени или специального обучения. Однако наше этичное и ответственное поведение говорит окружающим о многом: о том, что мы гордимся тем, что мы трапперы, что мы преданы своему делу, что мы заботимся о ресурсах дикой природы.

Поддерживайте хорошие отношения с владельцем земли

Получение разрешения у владельца земли на установку ловушек – это не только требование закона №1. Это возможность через ваше уважительное отношение к землевладельцу и его собственности завоевать ответное уважение к вам. Испрашивая разрешение, будьте прилично одеты и вежливы. Если разрешение получено, то не пожалейте времени, чтобы убедиться в том, что вы точно представляете себе границы частного землевладения и не нарушите права соседей землевладельца.

Узнайте у землевладельца или арендатора, нет ли у него проблем, связанных с присутствием на их земле диких животных, на которых вы собираетесь ставить ловушки (порча имущества, например). Ведь если вы просите разрешение на охоту именно у этого землевладельца, то вы скорее всего уже изучили окрестные угодья и надеетесь, что именно этот участок является наиболее привлекательным с точки зрения среды обитания для тех животных, которых вы намериваетесь отловить (целевые животные); и плотность их здесь должна быть наиболее высокой. Спрашивая об ущербе от диких животных, вы даете понять землевладельцу, что ваши ловушки могут помочь ему сократить численность популяции вредителей, доставляющих ему столько хлопот. Но никогда не обещайте больше того, что вы действительно можете сделать.

Читать еще:  Сенежское озеро

Многие трапперы после охоты посылают землевладельцу или арендатору краткое благодарственное письмо. Поздравительная открытка к празднику – тоже неплохо. А ваша готовность помочь в работе на участке, оставленный хозяину фазан или кусок оленины скажут о вашем уважении к землевладельцу больше, чем вы могли бы выразить словами.

Уважайте других любителей активного отдыха на природе

Осень и зима – популярное время для активного отдыха на природе. Потратив время на то, чтобы узнать, не запланированы ли какие-либо мероприятия в тех угодьях, где вы собираетесь ставить ловушки, вы избежите в будущем любых недоразумений, как с самим землевладельцем, так и с любителями активного отдыха, разделяющими вместе с вами гостеприимство хозяина земли.

Большинство активных видов отдыха не мешают звероловству и не требуют отдельного внимания. Если в выбранных вами угодьях охотничий пресс высок, то старайтесь развести по времени ваше присутствие в них с пиком охотничьей активности. Если это невозможно или неудобно для вас, то постарайтесь использовать ловушки с максимально избирательным действием, дабы исключить попадание в ловушку нецелевых животных. Это улучшит ваши навыки и ваш имидж и повысит удовольствие от охоты. Всегда играйте честно. В этом случае вы получите большее удовлетворение и испытаете законную гордость.

Будьте в курсе современных разработок, касающихся методов и орудий отлова

Наверное, каждый траппер пытался усовершенствовать свои ловушки и способы отлова. Несмотря на то что, потратив обычно несколько лет на доработку оборудования, траппер осознавал, что все-таки простые методы работают лучше всего, новые разработки в области оборудования и методов отлова получают широкое признание.

Хорошим примером такой «эволюции» служат убивающие капканы типа «Conibears». Когда они только появились, многие трапперы относились к ним, как к новомодному «прибамбасу». А сегодня это основной инструмент траппера при промысловом отлове ондатры и бобра.

Темп и эффективность научно-исследовательских работ в сфере звероловства все время повышается, и трапперам сегодня необходимо прилагать больше усилий, чтобы быть в курсе современных разработок в этой области.

С другой стороны, узнавать об очередных новинках сегодня проще, чем вчера. К услугам трапперов ныне журналы и информационные бюллетени, материалы специализированных конференций, книги, видеоучебники, а также личные контакты с коллегами на конференциях и пушных аукционах.

Некоторые методы повышения эффективности, избирательности и гуманности отлова

– Используйте капканы с регулируемым усилием срабатывания насторожки для избегания попадания в капкан нецелевых животных.

– Используйте дополнительные вертлюжки и центральное крепление цепи капкана для надежного удержания зверя и уменьшения вероятности порчи шкуры или меха.

– Используйте современные методы установки капканов способом «искусственная нора» для повышения избирательности отлова.

– Используйте короткие цепи для большинства наземных капканов, особенно при установке капканов на койота и лисицу.

– Используйте для отлова ондатры удерживающие капканы с дополнительным дуговым пружинным фиксатором при установке на мелководье или на суше.

– Используйте быстрые и гуманные способы лишения жизни.

– Используйте капканы, размеры которых соответствуют целевому виду зверя; мягкие захваты (накладки на дугах) желательны при отлове лисицы, койота, енота и многих других животных: они уменьшают вероятность получения дополнительных травм.

– Используйте приманки и привады, которые привлекают только целевые виды животных.

– Используйте клетки, ловушки коробчатого типа и аналогичные по виду специализированные ловушки вблизи коровников, хозяйственных построек и других мест, где могут находиться домашние животные.

– Руководствуйтесь здравым смыслом при выборе места установки ловушки; оно должно обеспечивать максимальную возможность поимки целевых видов и свести к минимуму риск попадания в ловушку случайного животного.

– Используйте надежные методы крепления ловушки. Выбирайте способ крепления с таким расчетом, чтобы удержать самого крупного представителя целевого вида.

– Используйте капканы с ламинированными дугами (дополнительные накладки с закругленными краями, увеличивающие толщину дуги и площадь контакта) там, где риск попадания в капкан нецелевых животных достаточно высок.

– Будьте предельно осмотрительны, устанавливая убивающие капканы.

– Руководствуйтесь здравым смыслом при определении количества устанавливаемых ловушек: не ставьте их больше, чем сможете проверить.

– Проверяйте ловушки ранним утром. Этим вы сократите срок нахождения в них животных, уменьшите их шансы на освобождение и предотвратите кражу ловушек и добычи.

Принимайте во внимание мнения и реакцию на ваши действия людей, далеких от звероловства

Трапперам, действующим ответственно и этично, нечего скрывать. Однако они должны принимать во внимание тот факт, что большинство людей мало или вообще ничего не знают о звероловстве.

Разница в образовании, культуре и жизненном опыте может привести к неправильной интерпретации ваших слов, поступков или вашего поведения. Имейте это в виду при общении с людьми, далекими от звероловства. Поставьте себя на их место, чтобы честно, со стороны, оценить то, как вы представляете трапперов в их глазах. Приложите усилия для того, чтобы общаться с ними на их уровне. Высшая награда зверолову – это не только пушнина, но и особое удовольствие, полученное от занятия любимым делом на природе, вдали от дома. Принимайте этот дар с благодарностью и не растрачивайте его понапрасну.

Рационально и ответственно используйте добычу

Ответственные и этичные трапперы с уважением относятся к ресурсам дикой природы, которыми они пользуются. В частности, это подразумевает максимально полную переработку вашей добычи. Придерживайтесь правильной методики первичной обработки шкур, и вы всегда будете гордиться результатом. Ищите рынки сбыта для тушек, бобровой струи и других побочных продуктов. Используйте побочные продукты для привады или приманки, если это возможно.

Законы о дикой природе разработаны для сохранения пушного ресурса с учетом его ответственного использования. Воруя у природы, браконьеры крадут как у трапперов, так и у других людей, создавая к тому же дурную славу охотникам в целом и звероловам в частности.

Перевод с англ. Игорь Долгов 19 октября 2010 в 15:43

4.1. Основные правила хорошего тона деловых трапез

Деловая трапеза – это отличная возможность лучше познакомиться с вашими партнерами, клиентами, сослуживцами, подчиненными или руководителями. Неофициальная атмосфера и дополнительное время, потраченное на трапезу, непременно должны более положительно сказаться на вашей карьере, чем короткие контакты в офисе или телефонные переговоры.

Общие рекомендации для поведения на деловых трапезах следующие:

1) опасайтесь показать, что вы не умеете правильно вести себя за столом;

2) опасайтесь наговорить собеседнику лишнего о своей личной жизни – это вредит вашему профессиональному имиджу;

3) опасайтесь выпить слишком много спиртного.

Основные правила еды с учетом некоторых особенностей деловых трапез можно представить в виде следующего списка:

– не приступайте к еде, пока этого не сделает хозяин или тот, кто организовал застолье;

– не разговаривайте с полным ртом;

– не выплевывайте семечки, косточки и т.п. в ладонь; исключение – рыбьи кости, которые можно вынимать указательным и большим пальцами и класть на тарелку для хлеба или масла;

– не перемешивайте и не размазывайте еду в своей тарелке;

– если вы хотите намазать хлеб или булку маслом, отломите небольшой кусочек и намажьте его;

– не дуйте на горячую пищу и напитки;

– не прихлебывайте из кофейной или чайной ложки;

– остатки соуса или подливки можно собрать кусочком хлеба на вилке. Этого нельзя делать, держа хлеб в руке.

Как видим, манеры деловой трапезы те же, что и любой другой. То же можно сказать и о посуде, столовых приборах и т.п. Напомним эти правила:

– свою салфетку, если она не бумажная, необходимо положить на колени; если она небольшая, ее можно целиком развернуть. Большую салфетку сложите пополам и положите сгибом к себе. Не следует затыкать салфетку за воротничок своей рубашки.

– по окончании трапезы положите салфетку с левой стороны от тарелки, не складывая ее и не расправляя, но ни в коем случае не на тарелку;

– не протирайте столовые приборы или посуду, это обязан делать официант;

– закончив прием пищи, положите все ложки на специальную тарелку или блюдце. Никогда не оставляйте их в своей тарелке или чашке. Не отодвигайте от себя тарелку и не составляйте тарелки одна на другую. Положите нож и вилку рядом с тарелкой, вилку – зубцами вниз, нож – справа, лезвием к ней;

– подавайте кувшины, соусники и т.п. ручкой к человеку, который их принимает.

Достаточно строгие правила существуют и по поводу манер за столом:

– сидите прямо. Не наваливайтесь на стол и не опирайтесь на локти;

– не откидывайтесь на спинку стула;

– если вы разлили что-то на стол или облили кого-то, аккуратно воспользуйтесь салфеткой. Не помогайте «жертвам» – они сами решат, как им справиться с пятнами. Предложите оплатить стирку или чистку;

– во время еды воздержитесь от курения. Курить не следует до тех пор, пока не окончен десерт;

– стол – не место для макияжа и причесывания.

Существуют два стиля приема пищи – континентальный и амери­канский. Первый принят во всем мире, исключая часть американцев и канадцев. Вилку держат в левой руке, в правой – нож, которым отреза­ют еду и помогают накладывать на вилку. При этом предметы из одной руки в другую не перекладывают. В американском стиле при разрезании пищи вилку держат в левой руке, нож – в правой; после этого нож от­кладывают в сторону, вилку берут в правую руку и так едят. При любом стиле за один раз не отрезают больше трех кусочков; нож и вилку не сжимают в кулаке; не держат вилку вертикально над блюдом.

Трапеза и застольный этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:55, реферат

Краткое описание

При знакомстве с культурой и бытом чужого народа первое, что бросается в глаза наряду с отличиями в материальной культуре, — особенности поведения в стандартных ситуациях, причём специфические черты поведения наиболее отчётливо проявляются в сфере общения. Когда в сочинениях предшественников этнографической мысли (Геродот, Страбон, Тацит, Монтень и др.) речь заходит о том, чем отличается один народ от другого, не случайно, прежде всего, упоминаются «странные» обряды, обычаи и привычки.

Читать еще:  Фидер по высокой воде
Содержание работы
Содержимое работы — 1 файл

Содержание.docx

5. Трапеза и застольный этикет ……………………………………………………………… .13 стр.

5.1.Рассаживание во время еды………………………………………………………13-15 с тр.

5.2.Трапеза как общение и ритуал……………………………………………………15- 17 стр.

При знакомстве с культурой и бытом чужого народа первое, что бросается в глаза наряду с отличиями в материальной культуре, — особенности поведения в стандартных ситуациях, причём специфические черты поведения наиболее отчётливо проявляются в сфере общения. Когда в сочинениях предшественников этнографической мысли (Геродот, Страбон, Тацит, Монтень и др.) речь заходит о том, чем отличается один народ от другого, не случайно, прежде всего, упоминаются «странные» обряды, обычаи и привычки.

По сути дела именно различия правил поведения в сходных ситуациях стимулировали тот интерес к быту разных народов, которому, в конечном счете, обязана своим возникновением этнография. Не будет преувеличением сказать, что первые этнографические описания относились именно к правилам общения, причём речь шла не о самом этикете, а об обычаях и обрядах, из которых этикет выделился сравнительно поздно. Как это нередко бывает в истории науки, то, с чего она начиналась, постепенно было оттеснено на периферию. По мере становления этнографии, включения в сферу её интересов новых областей культуры (фольклор и мифология, обычное право, материальное производство), описания этикета постепенно стали перемещаться на страницы научно-популярных и беллетристических изданий.

Между тем получить представление о культуре народа, не зная специфических правил его поведения, практически невозможно. Как мы убеждаемся ежедневно, проблемы национальных отношений не только не затухают, но становятся всё более острыми и актуальными.

Знание традиционной культуры поведения не только даёт нам возможность нормально общаться с представителями других национальностей, но и учит уважать чужие обычаи, какими бы странными и нелепыми они не казались бы на первый взгляд.

Т.В. Цивьян: под этикетом «понимаются такие правила ритуализованного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов (так как в широком смысле любое поведение цивилизованного человека можно счесть этикетным). Указывая определенные отношения и связи, существующие в данном коллективе, этикетное поведение помогает выявить его структуру. Практически это достигается переводом на Язык этикета того фрагмента языка фактов, в котором Существенны различия в поле, возрасте и общественном положении. Поэтому основной функцией этикетной коммуникации с точки зрения прагматики будет определение относительного положения каждого члена в обществе, притом произведенное таким образом, что оно верно отражает разбиение в человеческом коллективе и удовлетворяет обе стороны, вступающие в общение». В этом определении уловлены существенные черты этикета, однако и оно не может нас вполне удовлетворить, ибо существу здесь речь идет об общении в целом, а не об этикете как его специфической форме. Очевидно, что понятие общения гораздо шире этикета. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое общение является этикетом.

1.Этикет и ритуал.

При сравнении культуры современного европейского типа с какой-либо традиционной куль турой бросается в глаза, что многие ситуации, которые в первой регулируются правилами этикета, во второй имеют существенно более ритуализованный характер. Соответственно в традиционной культуре этикет не отделен окончательно от ритуала. Мы говорим: «этикет гостеприимства» и «ритуал гостеприимства», однако второй вариант не имеет для нас буквального смысла. Между тем в традиционной культуре прием гостя представляет собой определенный ритуал со своим мифопоэтическим сценарием и правилами его разыгрывания и прочтения.

Этикет является выражением нормы обыденных отношений, в то время как ритуал вызывается к жизни в тех случаях, когда происходит перестройка структуры коллектива и новую (точнее, обновленную) структуру необходимо утвердить путем соотнесения с сакральным образцом. Другими словами, ритуал (даже периодически повторяемый) — всегда событие, некоторый кризисный период в жизни коллектива. Этикет же регламентирует повседневную норму, устойчивость, равновесие, которое стало возможным благодаря ритуалу (т. е. ту норму, которую утвердил ритуал).

Что касается исторического соотношения этикета и ритуала, то эта проблема как раз и будет в центре нашего внимания. Предварительно можно отметить, что распространенная эволюционная схема, согласно которой этикет непосредственно выводится из ритуала, вряд ли оправданна и картина в целом может получиться намного интересней. Пока можно говорить только о наличии каких- то сложных и разноплановых связей между этикетом и ритуалом, которые мы постараемся исследовать на конкретных примерах.

2.Жесты и символика рук

Вторичность словесного языка проявляется, в частности, в том, что в некоторых ритуалах вообще предусматривалось обязательное молчание или же речевое поведение сводилось к выкрикам, призываниям божества. До сих пор можно наблюдать, что при произнесении лечебного заговора больной не воспринимает его как связную речь, а слышит некий ритмически организованный речевой поток, в котором улавливает лишь отдельные слова; все это в совокупности с обстановкой производит завораживающее действие.
На языке жестов, поз, посредством особого обращения с вещами в ритуале передается наиболее значимая информация, имеющая ключевое значение для всего социума. Так, у всех славянских народов сваты давали знать родителям девушки о цели своего прихода при помощи определенных действий. Например, у русских сваты садились под матицу (отсюда выражение «на матицу посмотреть» в значении «сватать»). На Украине сват застилал стол привезенной с собой скатертью. Родители (или сама невеста) объявляли о своем согласии или несогласии тоже на языке значимых движений. У русских и украинцев невеста в знак согласия «колупала печь». В Белоруссии отец невесты выражал свое согласие тем, что заполнял рожью бутылку.
Человеком, усвоившим кинематографический язык, часть тела, поданная крупным планом, воспринимается как метафора: глаза становятся метафорой совести, ноги — чувственного влечения, самое разное значение может передавать изображение рук. Подобный же эффект дает жестовая коммуникация. С этим связана ее эмоциональность.
В истории коммуникативного поведения особая роль принадлежит руке. Когда мы говорим о жестах, в первую очередь имеются в виду значимые движения рук. Многие жесты рук, используемые в современном общении, имеют очень древнее происхождение. В ретроспективе их значение тесно связано с ритуально-мифологической символикой руки.

Неравнозначность рук (при доминировании правой) связывалась не только с противопоставлением чистого нечистому.

Правое и левое у многих народов имеет не только мифологическое и религиозное, но и социальное осмысление. Обычно правая сторона соотносится с высоким социальным и возрастным статусом, а левая — с низким.

В России XVII в. при сопровождении европейских послов стольник ехал по правую, а дьяк — по левую руку. Как отмечал А. Олеарий, «русские, если три или более человека идут или едут рядом, считают высшим местом то, на котором правая рука наружу и свободна (т. е. никого нет правее) ».
Показательно, что там, где применялось «правило правой руки», оно не распространялось на жен. У кабардинцев в том случае, если спутницей мужчины является его жена, она должна находиться слева, что, по мнению Б. X. Бгажнокова, «служит средством демонстрации отношений супружества».

Обычай, в соответствии с которым девушка должна была идти справа от парня, а женщина — слева от мужа, известен и русской традиционной культуре.

Рукопожатие — один из наиболее привычных нам этикетных жестов, используемый преимущественно при встрече, прощании, в ситуации знакомства. Однако этот жест распространен далеко не везде.
Рукопожатие — многоплановый жест. Сфера его применения не ограничивается этикетом. Во многих культурных традициях рукопожатие является жестом влюбленных. Широко распространены и различные формы ритуального рукопожатия. Все варианты этого жеста объединяет общая для них идея физического контакта, которой в зависимости от контекста придается то или иное содержание.

Ближайшим аналогом этикетного рукопожатия является сходный ритуальный жест со значением «заключение договора, торговой сделки». В севернорусском пастушестве, сохранившем глубоко архаичные модели поведения, существовал специальный обряд договора пастуха с лешим: «Пастух Анисим в дни своей силы ежегодно весной с принятием стада уходил в лес договариваться с лешим относительно количества коров, отдаваемых лешему. Больше двух коров Анисим никогда не давал, и за всю его многолетнюю пастьбу не было случаев гибели от каких бы то ни было причин более чем двух коров из всего стада. Обряд договора неизвестен в точности; Анисим, по рассказам, бился с лешим по рукам, для чего на это время надевал шерстяные рукавицы, а на правую рукавицу, сверх того, надевал особую соломенную руку».
Обращает на себя внимание «соломенная рука», специально надеваемая для общения с лешим. Тем самым рука как бы становится гипертрофированным органом, имеющим самостоятельное, автономное значение. Это еще одно подтверждение актуальности архаических представлений о метонимической роли руки, особенно в обрядовой обстановке, о чем говорилось выше. С другой стороны, для обрядового рукобитья оказывается чрезвычайно важным, чтобы рука была не голой, а покрытой (здесь она покрывается сначала рукавицей, а сверх того — и «соломенной рукой»). В этикетном рукопожатии рука, наоборот, должна быть голой (на женщин это правило не распространяется). Собственно, все виды ритуального рукопожатия совершались покрытой рукой. Поздняя мотивировка этого обычая состоит в том, что голая рука приносит бедность, а покрытая — богатство. Учитывая представления об опасности физического контакта с незнакомыми людьми, можно полагать, что руку покрывали и для того, чтобы обезопасить себя от порчи. Естественно, что общение с нечистой силой предполагало особые меры предосторожности («соломенная рука»). С этой точки зрения этикетное требование пожимать руку голой рукой является выражением своего рода презумпции доверия.
Ритуализованный характер имело рукопожатие в дипломатической практике. При дворе московского царя в XVI—XVII вв. рукопожатия применялись исключительно при общении с европейскими послами. Навстречу знатному
гостю высылались «встречники», которые «витались с гостем, т. е. здоровались, подавая друг другу руки».57 В описании церемонии прощания русского государя с иноземными послами в начале XVI в. говорится: «. . .он подозвал меня к себе, протянул руку и сказал: „Теперь ступай»». Современный исследователь отмечает, что в посольском этикете «рукопожатие практиковалось редко. Но и оно осмысливалось как разновидность царской милости. Собственно рукопожатие применялось лишь в отношениях между равными. Послам разрешали „подержать» царскую руку. Не случайно в 1602 г. датчан предупредили, чтобы они жали руку царя „по-русски, слабо, а не тискали бы, как это делают немцы»».
Переход рукопожатия в практику повседневного общения означал, с одной стороны, повышение статуса общения, определенную сакрализацию отношений между людьми, а с другой — расширение демократических начал, так как рукопожатие — жест равных.

Читать еще:  Альпийские щеголи

Обычай воздевать руки при обращении к Богу имеет как филогенетические, так и социальные координаты. Показательно, что в древнеегипетских надписях, комментирующих изображение этого жеста, он сопоставлялся с жестом ребенка, тянущегося к своей матери. Вместе с тем жест адорации насыщен символическими значениями.
В христианской иконографии с воздетыми руками изображалась Богоматерь Оранта («Нерушимая стена»). Это имя из акафиста Божьей матери: «Стена еси девам и всем к тебе прибегающим». Оранта изображена, например, в надалтарной части Киевской Софии и воспринималась как радетельница за всех людей: «Ее руки, носившие бога, простерты к Всевышнему в молитве за каждого человека».8
Рассмотренные жесты, несмотря на разнородность, обладают общими чертами. В частности, их объединяет ритуальное происхождение. Такие жесты, как адорация,
поднесение пищи или напитка двумя руками и другие явно заимствованы из ритуальной практики общения с божеством. В них до сих пор чувствуется отношение низшего к высшему. В то же время рукопожатие и в ритуале, и в этикете предполагает равенство партнеров. Становясь знаками повседневного общения, жесты, как правило, несколько изменяют функции, приобретают новую мотивировку, но память о предшествующем бытовании, как мы видели, сохраняется.

3.Поцелуй.

3.1.Происхождение поцелуя.

Поцелуй кажется чем-то настолько простым и естественным, что самоназвание этой главы может вызвать у читателя ироническую улыбку. Между тем все не так просто. Начнем с того, что поцелуй в привычной для европейцев форме не был известен народам Африки, Америки, Океании и Австралии. Нехарактерен он до сих пор и для многих народов Азии, например для китайцев, и японцев. Сохранилось такое свидетельство об аборигенах Гвианы: «О поцелуях нет и речи, и это приятное занятие им совершенно неизвестно, введение его вызывало первое время много насмешек среди островитян, а бывшие его объектом индейские девушки, не понимая, что это должно значить, испытывали полное недоумение; но скоро они привыкли к этому и впоследствии встречали такое обращение очень охотно».

У некоторых народов функцию поцелуя выполняет так называемый «малайский поцелуй», или «поцелуй носами»: люди трутся носами или обнюхивают друг друга. «Поцелуй носами» известен, в частности, у народов Севера (например, у эскимосов), а также у многих племен Океании и Малайзии.’ 2 Как отмечал В. Г. Богораз, «взаимное обнюхивание у Чуков имеет значение поцелуя, так же как у многих других примитивных племен. Чукча-отец, оставляя на некоторое время свою семью, иногда целует свою жену, но обычно он прикладывается носом к шейке ребенка и втягивает запах его тела и одежды». 3

Мунир-хазрат Беюсов

Председатель Совета улемов ДУМНО

Проповедь: Этика трапезы в Исламе. Часть вторая

Дорогие братья и сестры!
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
В этот пятничный день мы продолжим проповедь об этикете трапезы в Исламе. В прошлый раз мы остановились на вкушение пищи правой рукой. Следующее важное правило:
7. Брать из еды только то, что находится рядом с тобой
Правило поучает скромности и высокой культуре поведения, особенно в гостях. Иногда на праздничных трапезах приходится видеть совсем нелицеприятные вещи. Приглашенные гости «накидываются» на фрукты, начинают класть пироги в свои сумки прямо со стола! Такое поведение противоречит нормам Ислама. Хочется отметить, что смысл меджлисов не заключается в еде, люди приходят на такие мероприятия, чтобы послушать аяты Священного Корана и лекцию имама.
Сообщается, что Умар бин Абу Салама (да будет доволен им Аллах) сказал:
— В детстве я находился на попечении посланника Аллаха (алейхиссалям). Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Лляхи/”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!» (сахих).
Маленький Умар бин Абу Салама рос и воспитывался в доме пророка (алейхиссалям). Как вам известно, Умм Салама была женой Посланника Аллаха (алейхиссалям). Доброе воспитание сыграло немаловажную роль в будущей жизни Умара. Уже во время правления имама Али (да будет доволен им Аллах) его назначат наместником Бахрейна.
8. Восхваление Аллаха после еды и питья
Пророк (алейхиссалям), его самые близкие родственники и первые верующие (да будет доволен ими всеми Аллах) сами испытали на себе всю тяжесть голода. Много сподвижников от нехватки еды погибли в «год печали», тогда мекканские курайшиты объявили всем принявшим Ислам семьям бойкот. Им ничего не продавали и ничего не покупали. Голод чувствовался и после переселения в Лучезарную Медину.
Передают со слов Абу Сагида аль-Макбури, что (однажды какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды сказав: « Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба » (Аль-Бухари) .
Они знали истинную цену еде, и поэтому всегда после трапезы благодарили Всевышнего. В одном хадисе сказано:
«Воистину, Аллах доволен рабом, который когда поел, восхвалил Его за это, или выпил, и восхвалил Его за это» (Муслим).
9. Проявления почтения к милости Всевышнего и приподнимание упавшей еды
Передают от Джабира, сказавшего: «Я слышал, как Пророк, говорил: «О, да! Шайтан присутствует с кем-то из вас при каждом деле и даже присутствует рядом с ним при еде. Поэтому, если у кого-то из вас упадёт кусочек, то пусть устранит с него мусор и после пусть скушает его, а не оставляет его шайтану (Муслим).
Например, чтобы не выкидывать черствый хлеб можно нарезать его на мелкие кусочки и высушит. Сухарики долго не портятся и ими можно кормить птиц или животных.
10. Желательность вкушения еды с края, а не с середины
«Благодать «баракат» нисходит на середину пищи, ешьте же с ее краев и не ешьте с ее середины» (Абу Дауд).
11. Запрет на вкушение пищи из золотой либо серебряной утвари (посуды)
Как было сказано выше, Ислам приучает человека к скромности. На протяжении тысячелетий, золото и серебро ассоциировалось с роскошной жизнью и богатством. Тираны и короли имели троны и украшения из золота. Земное богатство, власть, нередко становились для них причиной гордости и алчности. В то время как верхи утопали в золоте, низы гибли от нехватки пищи.
Абдулла Ибн Аким сказал: «Мы были вместе с Хузайфой в Мадаине. Там Хузайфа попросил пить и к нему пришёл дехкан (вождь) с напитком в серебряном сосуде, но тот кинул им в него и пояснил: «Я сообщаю вам, что уже приказывал ему не поить меня из него! Ведь, Посланник Аллаха, сказал: «Не пейте из золотого и серебряного сосуда! И не облачайтесь в парчу и шёлк! Истинно, это — для них в нижнем мире. А для вас это — в ином, в День Представания» (Муслим).
В другом хадисе он (алейхиссалям) предостерег свою Умму:
«Поистине, у того, кто станет пить из золотого или серебряного сосуда, в животе будет шуметь пламя ада» (Муслим).
Задайте себе вопрос: Хорошо ли есть из золотой тарелки, в то время как мои братья и сестры мучаются от голода, нуждаются в лекарствах?
12. Нельзя есть лежа или облокотившись на локти
О том, как правильно сидеть за трапезным столом учат с детства. Если есть согнувшись или лежа можно нанести существенный урон своему здоровью. Человек во время еды должен сидеть прямо, только в такой позе кровь хорошо циркулирует в желудке и в печени.
Посланник (алейхиссалям) говорил:
«Я не принимаю пищу, опираясь на что-либо» (аль-Бухарий).
В другом риваяте сказано:
«Кто верит в Аллаха и в Судный День, то пусть не садиться за стол, за которым пьют вино и пусть не ест облокотившись (распластавшись) на живот» (Абу Дауд).
13. Нельзя плохо отзываться о еде
Нередко когда детям или подросткам приносят суп, они говорят: «Фу, мы это не будем!». Нужно грамотно пересекать такое поведение. Объясняйте им, что так отзываться о еде нельзя! Если они не воспринимают ваши слова, расскажите им о блокадном Ленинграде и о маленькой девочке, у которой от голода погибли все родные.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: « Посланник Аллаха (алейхиссалям) никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её » (Согласованный хадис).
14. Нельзя дышать в сосуд и дуть в него
Большинство инфекций передаются через воздушно-капельный путь. Во времена пророка (алейхиссалям) никто не знал о болезнетворных бактериях, но Всевышний через своего Посланника (алейхиссалям) научил простым мерам предосторожности. Тогда люди обычно ели руками из одной большой посуды, они не пользовались ложками и вилками. Часто пили из одного сосуда, сначала пил один человек, потом другой итд.
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (алейхиссалям) запрещал дышать в сосуд или дуть в него (ат-Тирмизи).
Современной медициной доказано, что причиной язвы и гастрита является бактерия «хеликобактер пилори». Заразиться ею можно при использовании грязной посуды или же через предметы гигиены. Представьте, что будет, если инфицированный этой заразной бактерией начнет дуть в кастрюлю с пловом.
Последнюю часть проповеди, инша Аллах, продолжим на следующей неделе!
В конце воздаю всю хвалу одному Всемогущему Аллаху! (Продолжение следует)

Имам-мухтасиб г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов.

Posted on Feb. 13th, 2014 at 06:24 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Источники:

http://www.b17.ru/article/7575/
http://www.ohotniki.ru/social/article/2010/10/19/537721-etika-trapperstva.html
http://sci-lib.biz/etika/osnovnyie-pravila-horoshego-tona-delovyih-33923.html
http://www.turboreferat.ru/ethics/trapeza-i-zastolnyj-jetiket/155181-782240-page1.html
http://munir-hazrat.livejournal.com/80791.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector