1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ещё немного на восток от Мурманска

Ещё немного на восток от Мурманска

В тундре нечасто встречаются высокие деревья. Они служат хорошим ориентиром на местности.

Прошло без малого два года с моей последней поездки на полуостров Кольский. Это, скажу я вам, чересчур. Редкая нервная система выдержит такую нагрузку.

…И вот, наконец, мы с Мишей трясемся в его верной «буханке», и с каждой минутой долгожданный Кольский все ближе…

В прошлый раз мы рыбачили немного северо-восточнее поселка Туманный, в бассейне Олёнки. Рыбалка была трудовая, все, что поймали, сами же и съели. На этот раз надеемся забраться вдвое дальше от цивилизации, в бассейн реки Рынды. В самой реке и в озерах, через которые она протекает, рыбачить запрещено. Но не будем уж очень заострять на этом внимание: в тундре достаточно открытых для рыбалки озер.

Дорога на Туманный неделю была заметена снегом полностью, но в день нашего приезда ее расчистка закончилась. Повезло так повезло… Для нас езда между двухметровыми снежными стенками — экзотика, а для мурманчан — суровые будни. Удивительно, что самые глубокие переметы — не в оврагах, а, наоборот, на холмах.

До Туманного добрались без приключений, а вот по дороге к избе случилась одна неприятность. Сломался снегоход нашего знакомого, который нас провожал. Но знания и опыт — это сила; мы с Мишей пару часов погуляли по тундре, а знакомый на нашем снегоходе неисправную технику отбуксировал в Туманный, исправную — из Туманного к нам. Как все просто, когда умеешь.
Изба оказалась шикарная! Занесло ее снегом, правда, — почти по крышу, но мы двумя лопатами мигом откопали дверь и окна, затопили печку…
Впереди — одна из лучших недель в нашей жизни.

КАК НАЙТИ РЫБУ В ТУНДРЕ

Кое-какая предварительная информация у нас есть. Хариус и сиг, по слухам, в ближних окрестностях не водятся. Это не приговор, слухи не всегда правдивы, но основную ставку делаем на гольца, кумжу и щуку, их здесь точно ловили. Отсюда — набор снастей и тактика поиска: поставушки с мойвой (на щуку) или червями (на кумжу и хариуса) — на отмелях больших озер близ впадения и вытекания ручьев и речушек, окуневые блесны и балансиры — на маленьких озерах. Поставушки хотя бы раз в день надо переносить (независимо от результата) на другое озеро, ведь они — средство поиска, а не добычи. Самим тоже лучше у молчащих лунок не засиживаться, а вот сколько лунок нужно для исследования озера, вопрос — открытый. Пока решаем его для каждого озера индивидуально, полагаясь на свою интуицию.

Поверх толстого льда, как водится, 20 см воды со снегом, сверху корка льда, потом приличная шапка снега. Бурить лед тяжело, ходить, если корка не держит вес рыболова, тоже. Но хуже всего, когда корка не держит снегоход. Это обещает упражнения по его извлечению из воды, подчас длительные и на пределе физических возможностей. С учетом этого всего, плюс переезды с озера на озеро, получается 30, максимум 40 лунок на человека в долгий весенний день. Это 3-4 озера, не больше.

Продуманный план на день никогда не будет лишним. Составляется он при помощи километровой карты и фотографии, взятой из программы Google Earth (по отдельности ни карта, ни фотография не дают целостной картины). Дневной маршрут должен проходить по более-менее ровной местности, насколько это можно определить по карте; через несколько небольших озер со светлым или частично светлым дном, это видно на снимке. Если дно темное, то либо озеро глубокое, либо дно мягкое — то и другое нежелательно. Если, как обычно бывает, озера каскадами «нанизаны» на ручьи, то самое перспективное — озеро в каскаде, второе сверху.

Мелководье от нуля и до 3 м — основная зона ловли любой рыбы. С большей глубины, причем гораздо большей, 8 м, удалось ловить только однажды и только гольца. Проверять необходимо всю толщу воды.

Уже на второй день стало понятно, что щуки много и что привезенная из Москвы мойва ей по вкусу. Рында сначала течет на восток, а потом поворачивает на север; мы пробовали ловить в четырех озерах слева от Рынды до поворота, и во всех щука была. Средний вес — 4 кг, самая большая — 7 кг. (Удалось снять подводной видеокамерой захватывающий фильм, как мы затаскиваем ее в лунку размером 130 мм). Пару небольших мы зажарили и съели; в одной обнаружилась полукилограммовая кумжа, в другой — полтора десятка малюсеньких гольянчиков.

Ловить щуку на блесну не очень хотелось, кумжа и голец престижнее. Но все же разок я попробовал; выбрал из своих запасов самый длинный поводок, «колебалку» с самым мощным тройником и прицепил к «подмосковной» щучьей удочке с леской 0,36 мм. Щука, конечно, клюнула; леска, конечно, порвалась… Странно то, что щука совсем не клюет на мелкие блесны при ловле кумжи и гольца. Впрочем, хорошо, что не клюет.

Местные жители ловят его и кумжу на «подблесток» — колеблющуюся блесну, на которой вместо тройника установлен 10-сантиметровый поводок с наживленным опарышем крючком. Мы в первый год ловили на «окуневые» вертикальные блесны, их берет голец любого размера. Потом стали применять и балансиры размером 3–6 см, на них попадаются гольчики где-то от 200 граммов. А в этой поездке я уделил внимание крупным мормышкам, и результат превзошел все ожидания.

Избу занесло снегом по крышу. Пришлось лопатами откапывать дверь и окна.

Ловить со льда рыбу с жировым плавником удается редко, и для этого требуется определенный опыт. До Кольского я применял «по лососевым» безнасадочную мормышку дважды — на притоках Енисея и на карельском Сегозере. Но это были совсем разные мормышки. В Карелии хариус (и сиг) отлично клевали на обычные крупные (1 г) безмотылки. А вот енисейскому хариусу они оказались совершенно неинтересны. Он предпочитал двухграммовых «лошадей» с двухдюймовым твистером на крючке. На Кольском мормышка (в карельском варианте) пришлась по вкусу хариусам и сигам Лекозера, а голец клевал на нее явно хуже, чем на блесну. Енисейский же вариант я попробовал всего раз, что-то некрупное подсек, но до льда не дотащил. Теперь пришло время этот пробел восполнить.
Дело было так. Планомерно буря лед небольшого озера, через пару часов мы с Мишей зацепились за рыбу. Поймали несколько маленьких гольчиков, приличную кумжину, было два хороших схода… Миша опускает под лед видеокамеру и видит рыбу, гольцов.

Чтобы поймать озерного гольца и другую рыбу, необходимо снастью проверять всю толщу воды.

Ситуация благоприятствует поиску лучшей приманки. «Вертикалка»… балансир… крупная мормышка — есть контакт! Один хороший голец, второй, третий! «Вертикалка» — нет поклевок. Балансир — нет. Мормышка — есть контакт! Превосходство «енисейской безмотылки» было в тот день настолько очевидным, что я стал себя ругать — почему не ловил на нее раньше?! Хотя понятно почему — не всегда есть возможность эксперимента, при редких поклевках приходится ловить на проверенные приманки.

К этой рыбалке я приготовил несколько полутораграммовых безмотылок с яркими бусинами 5 мм на крупных крючках. По итогам поездки ситуация с ними такая, как до поездки с «енисейскими»: один раз пробовал, одного гольца поймал.

Я бы не сказал, что кумжа лучше гольца. Но, во-первых, мне она попадается реже, а во-вторых, хотя в среднем она в моих уловах и не крупнее, чем голец, но всегда есть шанс и надежда на трофей. Поэтому я ценю ее выше. А ловить, понятно, умею хуже.

КОГДА НЕТ ОЛЕНЕЙ. Для поездок по заснеженной тундре, где отсутствуют нормальные дороги, как нельзя лучше подходит мощный снегоход. В случае дальнего похода к нему прицепляют грузовые сани. Но и с этим транспортом бывает немало проблем при выходе на ледовые просторы озер. Здесь к концу зимы на поверхности льда образуется «слоеный пирог» из воды и снега, в котором снегоход теряет скорость и вязнет. Поэтому в поход лучше отправляться на нескольких машинах, чтобы помогать друг другу, поскольку снегоход вырвать из вязкого месива даже втроем почти невозможно.

В тот памятный день, когда блистала «енисейская безмотылка», пару экземпляров кумжи также удалось на нее поймать. Но все-таки уверенности, что по кумже она сможет конкурировать с блеснами, не было. И до сих пор не появилось — следующий (последний) день рыбалки получился трудовым, было поймано всего два хвоста — голец на мормышку с крупной бусиной и кумжа на мормышку с твистером.

Если же этот скромный мормышечный опыт пока не учитывать, то я бы предпочел ловить кумжу на балансир. На вертикальные блесны она тоже клюет, но блесна — приманка тонкая, требует большого опыта. Если долго нет поклевок (на Кольском это — обычное дело), могут возникнуть сомнения, все ли правильно делаешь. А с балансиром какие могут быть сомнения?
Но это в стоячей воде. Если же ловля ведется на течении (например, на входе в протоку между озерами), то вертикальная блесна, по моему мнению, будет лучше. Причем в этом случае я выбрал бы что-нибудь планирующее, сравнительно объемное и легкое. И паузы между взмахами увеличивал бы.

Что касается клева, то особой разницы я не заметил. Есть стойкое ощущение, что лучше клюет в хорошую, солнечную погоду. Местные жители утверждают, что солнечный февральский день лучше, чем пасмурный майский. А уж когда погода будет лучше, угадать трудно.
В мае, конечно, ощутимее дыхание весны. Снег тает, обнажаются камни и мох, усиливается течение в протоках, увеличиваются промоины в озерах. Красиво… Проще определить, где кончается вода и начинается суша, — это важно. Но перемещаться на снегоходе становится труднее. Проехать можно далеко не везде, и заметно увеличивается риск застрять в каком-нибудь ручье. Некоторые ручьи очень коварны: при ширине в два-три метра и глубине метр они текут себе под снегом, совершенно незаметные не только с быстро движущегося снегохода, но и при тщательном пешем осмотре.

Короче говоря, я за середину апреля. Будет рыба клевать или нет, а покататься по тундре уж точно получится. Это уже само по себе прекрасно. Лишь бы техника не подвела. У нас с этим, к сожалению, возникли некоторые проблемы. Арендованный спутниковый телефон в последние два дня включаться отказался, а на обратном пути за 10 км до Туманного безнадежно заглох снегоход. Но там уже сотовая связь была, и помощи долго ждать не пришлось. Так что впечатление от рыбалки не было подпорчено, а было украшено отзывчивостью наших знакомых. На Севере не только рыбалка и природа неповторимы. Люди — тоже.

Снова о Мурманске: думающие люди сваливают пачками

Я родился и прожил в Мурманске не мало лет. Сначала как-то не задумывался о городе, в котором живу, да и когда-то он неплохо звучал, и в него ехали за «длинным рублем», но это все давно в далеком прошлом «когда деревья были выше и трава зеленее..». ото: Надежда Пархоменко

Время Мурманска закончилось вместе с государством под вывеской СССР. Как-то вытянув на старом запасе прочности «лихие 90-е», Мурманск окончательно загнулся еще в середине нулевых годов.

Побывав в других городах, убедился, что Мурманск — это полнейшее дно. Не буду даже отвечать на вопрос: «А что ты сделал, чтобы она стал лучше»? Не нужен мне этот город, не собираюсь я его делать лучше. Чем я могу помочь городу, в котором полностью до основания разрушена экономика, а местные власти уже 28 лет на моей памяти ищут каких-то мифических инвесторов?

Читать еще:  ЛИПЕЦКАЯ ПРОКУРАТУРА ВСТАЛА НА ЗАЩИТУ ЗИМОВАЛЬНОЙ ЯМЫ

А всем, кто уехал и думает, что ностальгирует по Мурманску, продайте свои квартиры и вернитесь, что мешает-то? И только не нужно размазывать сопли про жизненные обстоятельства, которые вынудили вас покинуть этот чудесный город. Скучаете вы за своим детством и молодостью, которые прошли в Мурманске, а в прошлое вернуться нельзя.

С того времени все изменилось: и город, и люди, и условия. И проблемы, которые были в Мурманске и есть там сейчас, вам просто не мозолят ежедневно глаза, в отличии от тех, которые есть всегда в настоящем времени. Уехали-то вы все не от хорошей жизни, вот и люди стремятся.

Раньше при Союзе в Мурманске хоть можно было денег заработать в обмен на здоровье, а сейчас только геморрой заработаешь.

И не надо говорить глупости про «прелести» жизни на крайнем севере. Раньше в эти края добровольно никто не ехал. Высылали в ссылку на каторгу. Потом при Союзе заманивают различными льготами и длинным рублем. Но в нынешних реалиях упаси боже в нем жить, есть места намного лучше и уютнее, где стараются что-то делать для людей, где климат благоприятнее и городская среда комфортнее и есть развитие.

Сам свалил из Мурманска в своё время и правильно сделал, демографическая убыль из Мурманска говорит сама за себя! Зачем жить в городе, откуда все думающие люди сваливают пачками? О чем говорить если население Мурманска с 1991 года сократилось на 181 тысячу человек! С 473 тысяч в 1991 году до 292 тысяч в 2019 году и продолжает сокращаться! И это только официальная статистика, а какая на самом деле убыль — никто не считал. Много тех, кто только по прописке продолжает числиться в Мурманске.

Из-за чудовищного оттока, в первую очередь молодых и трудоспособных людей, город постепенно теряет потенциал и все больше деградирует и теряет перспективу. Я не вижу смысла в нем жить — работы стоящей нет, практически постоянно собачий холод, тарифы ЖКХ в первой тройке по дороговизне, перспектив развития на ближайшие не то что годы, а даже на десятилетия не разглядеть. Только хуже будет.

В Мурманской области разрушается единственный в России памятник-самолет Бе-6

В холодных водах Кольского залива под открытым небом на маленьком острове с противоречивым названием Большой Грязный стоит на постаменте гидросамолет Бе-6. Его уже нельзя назвать красавцем, ведь старое воздушное судно, уныло смотрящее вдаль, давно обветшало и требует срочного ремонта. Похоже, что все о нем забыли. Почему же внушительному памятнику, самому мощному гидросамолету своего времени, который верой и правдой служил в СССР , не уделяется должного внимания?

Осталось всего четыре

Самолет морской разведки Бе-6 был создан отечественными инженерами в послевоенное время, а конкретно в 1949 году, в Таганроге . На воздушном корабле было установлено специальное оборудование для полетов ночью и в сложных метеоусловиях. На самом деле Бе-6 на сегодняшний день уникален, ведь таких «железных птиц» в мире осталось всего четыре. И только один из них находится в России — между Мурманском и Североморском, в поселке Сафоново , названном в честь дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова Его установили здесь в честь 50-летия Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи.

— Один экземпляр находится на Украине , на балансе их государственного музея авиации в Киеве . Два других — в Китае , а именно в музее авиации в Пекине и в Морском музее в Циндао . Ну, а последний, четвертый самолет стоит у нас, в поселке Сафоново с 1968 года. Принадлежит музею Военно-воздушных сил Северного флота, — уточнили в пресс-службе Северного флота.

Если в других странах стараются следить за состоянием памятника, то у нас он оставляет желать лучшего. В 2014 году, например, самолет пытались поджечь вандалы – на фюзеляже рыбаки заметили следы от огня. Но и без них проблем хватает: ржавый в дырах металл, крошащийся постамент.

— В прошлом году был разговор с местными властями по поводу реконструкции самолета. Ветераны поднимали этот вопрос, ведь воздушный корабль нужно восстанавливать. Проблема вообще областного масштаба, так как подобные памятники военных лет есть также в Ревде и Шонгуе , им тоже нужна помощь. Надеюсь, что в скором времени возьмутся за это дело, — рассказал почетный гражданин Мурманска, военный историк и краевед-поисковик Михаил Орешета. Не только общественные деятели Заполярья, но и местные жители заметили, что воздушное судно выглядит печально посреди Кольского залива.

— Многим известно, что в кольском крае есть самолет-памятник Бе-6 и пока что он «болеет». Есть ли те, кто может заняться его реконструкцией? Долго воздушное судно точно не протянет, – делится своими мыслями в соцсетях мурманчанин Игорь Александров.

Ясно одно: самолету нужен срочный ремонт. Но к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне ему, к сожалению, не суждено «почистить перышки».

Быть ли реконструкции?

По словам историка Михаила Орешеты, все ремонтные работы по восстановлению памятника должны проходить летом. Но планируется ли что-то делать? Ответ: да! Как сообщили в пресс-службе Северного флота, сотрудники филиала музея ВВС не собираются бросать гидросамолет на произвол судьбы. Реконструкции — быть!

— Командование Военно-воздушных сил России сейчас нашло спонсора, который поможет с починкой нашего Бе-6. Ремонт должен начаться в летний период. Планируем для помощи также подключить юнармейцев и общественные организации. На данный момент решаются организационные вопросы: оценивается объем будущих работ, рассчитывается, сколько составят финансовые затраты, — отметил врио начальника пресс-службы Северного флота, капитан 2-го ранга Андрей Лузик .

Что ж, остается надеяться, что воздушное судно, немало повидавшее на своем веку, совсем скоро на своей вечной стоянке будет уже обновленным. И гордо охватит взором бескрайние просторы Кольского полуострова…

КСТАТИ

Как добраться до памятника?

Посмотреть на гидросамолет можно в музее военно-воздушных сил Северного флота в Сафоново. Туда от железнодорожного вокзала Мурманска ходит автобус № 105. Однако необходимо оформить спецпропуск — без него в военный поселок не пропустят. Стоит понимать, что памятник находится на острове, на который просто так не добраться. Поэтому посмотреть на самолет можно будет издалека.

Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00, выходные — воскресенье и понедельник. Попасть туда можно по предварительной договоренности.

Телефон для справок 8-921-515-35-18.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В 1967 году в Сафоново проходили съемки советского фильма «Места тут тихие», о героических буднях летчиков полярной авиации в годы Великой Отечественной войны. В картине, помимо других самолетов, участвовал и Бе-6.

Читайте также

Первый русский нобелевский лауреат

27 февраля 1936 года ушел из жизни великий ученый Иван Павлов

Белорус Андрей Трофимук, открывший крупнейшие нефтегазовые месторождения России, говорил: «Сибирь буквально на нефти плавает»

Главный геолог СССР родился в белорусской деревне Федьковичи, воспитывался в детском доме, а черное золото для советской страны искал, рискуя попасть в лапы НКВД

Детям говорили, что везут «на лечение», а потом расстреляли. За что у Канады требуют экстрадиции 96-летнего фашистского палача

Шокирующие документы о зверствах немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны обнародовали сотрудники УФСБ по Краснодарскому краю [видео]

Страшилки и приметы из детства: почему нельзя рассыпать соль и разбивать зеркала

Страшилки и приметы, которыми нас пугали во времена СССР

Президента США Рузвельта тайно убили за дружбу со Сталиным?

75 лет назад в Ялте прошла встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции – Советского Союза, Соединенных Штатов, Великобритании

Обои в детской — ключ к гениальности

10 февраля 1891 года ушла из жизни Софья Ковалевская, первая в мире женщина — профессор математики

Английский шпион или полярный исследователь: правда и мифы об адмирале Колчаке

«Комсомолка» попыталась отделить правду от вымысла в рассказах об одной из самых противоречивых фигур в российской истории накануне 100-летия казни белого адмирала [фото]

Мы живем в казенном доме, где еще командует Советская власть

Почему наши улицы и целые города по-прежнему названы в честь идолов большевистской эпохи

А Победу тоже переименуем?

Охота к переименованиям сродни фанатичной одержимости и ведет к отказу от своей истории

Владимир Хандорин: Колчак не был агентом Британии и не сдавал золото империи

100 лет назад не стало Верховного правителя России

Стоит на кургане солдат

Во время монтажа верхней части скульптуры Ржевского мемориала бойцу Красной Армии ветераны Великой Отечественной войны растрогались до слез

Госсовет в России: каким он был при царях и каким может стать сегодня

Президент предложил, чтобы в Конституции был узаконен новый орган — Государственный совет. Хотя ему больше двух веков! «КП» обратилась к экспертам

От рогатки до футбольного мяча: что умели делать почти все подросшие советские дети

Вспоминаем навыки и умения, которыми в СССР должен был обладать каждый

Колчак разрывался между войной и двумя любимыми женщинами

7 февраля — сто лет со дня гибели адмирала

Магазин-дворец!

5 февраля 1901 года в Москве открылся знаменитый гастроном Елисеева

Владимир Шевченко, бывший шеф протокола Ельцина: День рождения Бориса Николаевича мы начали отмечать в Москве, а продолжили в Екатеринбурге

1 февраля — 89 лет со Дня рождения Первого Президента России [аудио]

«Фашист выстрелил мне в голову и решил, что я погиб»: невероятная история уральца, который был чешским партизаном

В Екатеринбурге прошла премьера фильма «Партизан Василь» о Василие Безвершуке, который подростком сражался с гитлеровцами в Чехословакии

Рузвельт прилетел в Крым на 5 минут раньше Черчиля

К 75-летию Ялтинской конференции Минобороны рассекретило документы о подготовке к исторической встрече

Начала работу выставка документов из архивов Нюрнбергского процесса

Экспозиция будет показана не только в России

«И саечка за испуг»: каким был сленг советской молодежи

Мы вспомнили слова и фразы из сленга советской молодежи, популярного у подростков СССР

Американцы пытаются доказать, что Антарктиду открыли они

Ровно 200 лет назад русские мореплаватели добрались до шестого континента — Антарктиды

«Помню первый раз, когда досыта наелся хлеба с солью»: рассказ мальчика из блокадного Ленинграда

27 января исполняется 76 лет с того дня, как сняли осаду [фото]

Перо в сердце

27 января 1826 года родился великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Волгоградка получила письмо от дяди с фронта через 77 лет

Его нашли на чердаке родственники

Сергей Хрущев: «Мы жили с ней плохо и развелись лет 40 назад. Отец ее терпеть не мог. »

Сын экс-руководителя СССР Никиты Хрущева откликнулся на смерть своей бывшей жены

Рожденные в СССР: что стало с героями фильма через 28 лет

Начались съемки новой серии документальной картины режиссера Сергея Мирошниченко

Как перевести старые советские слова на русский

Мы вспомнили старые советские слова, которые остались в недавнем прошлом и уже непонятны новому поколению

Возрастная категория сайта 18+

Где кончается Москва: Жизнь в заполярном Мурманске

урманск мы увидели ночью, за 13 часов преодолев с удачно попавшимся дальнобойщиком тысячу километров от карельского городка Медвежьегорска. Мы ехали между бесконечных сопок в продуваемом сквозняками грузовике и смотрели на северное сияние.

Читать еще:  «Копать» или не «копать»?

Полуночный Мурманск встретил нас тихими улицами и запахом дыма от угольных котельных. Мы озирались, ёжась на октябрьском ветру. Я первый раз в Заполярье — тёмный и незнакомый Мурманск, шум порта, где-то недалеко — Ледовитый океан. Граница города очерчена резко: за ней нет деревень, посёлков, хаотичных пригородов. Мрак, в котором изредка мелькают фары машин на трассе «Кола».

Утром таинственность спала: внизу открылся город с его послевоенными двухэтажками, посеревшими домами 80-х и 90-х годов и деревянными бараками; над головой — невозможно низкие облака.

Нам предстояло прожить в Мурманске месяцы. Мы сбежали от Москвы за Полярный круг, в самый населённый город Арктики. Мурманск я представлял себе как огромный грохочущий порт, где на улице сплошь моряки, а в магазинах — дешёвая рыба. Белые медведи должны были бродить где-то неподалёку, солнце должно было быть редким, а снег — частым. С солнцем я не ошибся, и снега хватило с лихвой, но в остальном мои ожидания не оправдались.

Я думал, что найду здесь дешёвую сёмгу, крабы и креветки. Однако сёмга в Мурманске стоит дороже, чем в Подмосковье: добытого лосося рыбаки обычно сдают в Норвегию (в родном порту его сложно переработать для продажи в России), и в магазины рыба попадает как «норвежская». На крабах висят ценники с четырехзначными цифрами, а китайские креветки лишь немного доступнее, чем в «Ашане». Экономить можно, только покупая у браконьеров за две трети от магазинной цены. Браконьеров не останавливает риск тюремного заключения: лицензия на отлов рыбы дорогая. Ловля крабов здесь и вовсе запрещена — охраняемый вид, поэтому в магазинах — крабы из Китая (по крайней мере, по документам), а в море, по жалобам местных, они развелись и истребляют рыбу.

Не заметить военных трудно. На многих военных базах за границами Мурманска периодически проходят учения спецподразделений. Контрольно-пропускные пункты, где досматривают каждую машину, едущую на север, в сторону закрытых посёлков и городов, — норма; пешеходов почему-то не останавливают. С сопки, на которой стоит Североморский КПП, открывается торжественная панорама Мурманска. Ветер здесь лишён естественного для города угольного привкуса. Только парой сотен метров ниже возвращается привычный запах.

Мы начали обживать Мурманск, когда-то символ могущества Советской империи на севере, для возведения которого приходилось разравнивать сопки с помощью взрывчатки. Неровности рельефа могли компенсировать при строительстве: у многих домов часть подъездов высотой в четыре этажа, а часть — в пять. Многие дома стоят вплотную друг к другу в виде буквы П, с арками для пешеходов в углах. Здесь, на Кольском проспекте, находится рекордно длинный дом в России (1 488 метров). Строили жильё в спешке — часто в квартирах неровные потолки и кривые полы.

Две главные улицы города, Ленина и Шмидта, тянутся параллельно Кольскому заливу — потеряться трудно. Мурманск изрезан автобусными и троллейбусными маршрутами, и жилой дом считается не очень комфортным, если от него до остановки нужно идти дольше пяти минут. За 10 тысяч рублей ($150) в месяц мы сняли однокомнатную квартиру с видом на залив в пятиэтажке на окраине Ленинского района, самого северного из трёх. Часть окон в доме никогда не загоралась: за последние 25 лет из Мурманска уехали, спасаясь от холода и безработицы, 150 тысяч из 450 тысяч горожан.

Мурманск — один из немногих городов России, заборы и стены в котором не пестрят политическими граффити. За несколько месяцев мы встретили на окраинах только пару размашистых «Россия для русских» и «Слава ДНР». Вроде бы в Мурманске есть анархисты, но на настенной живописи это не отражается. Политическая жизнь города мертва — говорят, из-за нравов полиции: вопросы как с левыми, так и с правыми оппозиционерами решают без протоколов, жёсткими оперативными разговорами.

Кольский залив вблизи — грустное зрелище. Берег покрыт техническим мусором, пахнет мазутом. Купаться в нём нельзя (экстремально низкая температура воды), набережной нет. Спуск с сопок к заливу заканчивается забором портовой базы или склада, часто заброшенных. От памятника «Ждущей» к заливу спускается длинная, из 385 ступеней, лестница, ниже которой на обломках пирса припаркованы два-три автомобиля. Мужчины Арктики удят рыбу в зловонной воде. Они говорят, что выкидывают улов, хотя ходят слухи, что некоторые её едят или продают. Дальнобойщик, который нас вёз, одобряет: «Ну и что, что рыба в заливе? Она там не живёт. Заплывает с океана и отравиться не успевает».

Формально Мурманск лежит по обе стороны Кольского залива. В реальности город — это правобережье залива, а левая сторона — вымирающий придаток. На западном берегу лежат посёлки, мимо которых идёт трасса в Норвегию: Абрам-мыс и Минькино. На заработки их жителям приходится ездить на правый берег. Раньше через залив каждый час ходил пассажирский катер, на котором доехать до Мурманска можно было за 10 минут, но пару лет назад маршрут отменили, и остались только автобусы, дорога на которых занимает час-полтора. Жители стали уезжать — сейчас жильё здесь стоит в два раза дешевле, чем в Мурманске.

На левой стороне залива — место, облюбованное мурманчанами для походов: сопки с натоптанными тропинками. Летом здесь гуляют, жгут костры на берегах мелких озёр, собирают грибы и чернику. Некоторые горожане рассказывают, что во время прогулок они иногда набредают на танки российской армии. В 15 километрах от Абрам-мыса — трёхкилометровый Кольский мост. Слева и справа сопки, отвесные скалы, где-то брошенная строительная техника — и ни души, только вид на Мурманск через залив и пустая дорога в Европу.

На северо-западе от Мурманска — Норвегия. Ближайший скандинавский город — Киркенес, известный по боям Второй мировой войны. Раньше из Мурманска туда отправлялись за шопингом целые автобусы. Сейчас связи с Западной Европой минимальные: за два месяца в городе мы встретили только одного человека, который жил и учился в Норвегии. И кажется, что деньги на поездки нашлись бы — недостаёт любопытства: Мурманск похож на осаждённый природой город, который живёт своей жизнью. Странно, но не каждый мурманчанин видел Северный ледовитый океан. «Зачем?» — пожимают плечами. Летом, правда, выезжают на юг России — греться. Загорелый человек в Мурманске точно побывал в отпуске, здесь загар не ложится.

Зима приходит, когда по календарю ещё осень: в середине октября температура упала до минус десяти и выпал снег. Заполярная природа становится мало досягаема: второстепенных и грунтовых дорог, привычных для жителя средней полосы, там нет. Уйти в горы Хибины, эпицентр организованного туризма, или на полуостров Рыбачий трудно: там царит непроходимая зима.

Ветер идёт в Мурманск с моря, и зимой глаза болят от холода. Однажды мы пропустили штормовое предупреждение и попали в буран. Добравшись до дома, мы слушали, как во всём доме воет ветер. Оказаться в этот час где-то на сопках не хотелось.

Но и в Мурманске не так холодно, как в городе-спутнике Коле, основанном в 1565 году. Температура там ниже всего на пару градусов, но лицо сводит от резкого ветра. Кола стоит в низине у залива, на правом берегу реки Тулома, течение которой отбрасывает назад прилив. Под деревянным мостом через Тулому лёд перемалывается в кашу. Сам мост — охраняемый объект. Если задержаться на нём дольше 10 минут или попытаться его сфотографировать, тобой начинает вежливо интересоваться охранник. За мостом следит смена из двух сторожей и видеокамера ФСБ.

Когда уезжаешь в Москву, слышишь на безлюдных полустанках вой волков в каких-нибудь 10 километрах от перрона. Мурманск исчезает далеко на севере. Когда в Москве будет майское солнце, а там только придёт робкая весна, мы вернёмся. Будем слушать прибой.

vorobieva_t

Татьяна Воробьева

Полуострова Рыбачий и Средний, 10-17 августа 2014. Часть 1.

Велопоход на байках вдвоем с Димой. Мурманская область.

Этот пост — про «вспомогательную» часть маршрута (Мурманск — Титовка, Немецкая дорога, Печенга — Мурманск).
Про полуострова Средний и Рыбачий — в следующей части.

Маршрут:
Мурманск — (трасса М-18 «Кола») — Титовка — пер. Муста-Тунтури — п-в СРЕДНИЙ (по часовой стрелке) — п-в РЫБАЧИЙ (по часовой стрелке) — пер.Муста-Тунтури — Немецкая дорогаПеченга — Титовка — Нял — Пяйве — Мурмаши — Кола — Мурманск.

626 км, 8 дней.
Трек (.gpx) (прибор иногда вырубался, соответствующие участки заменены прямыми линиями)

Интегральный набор высоты 7800 м.
Минимальный дневной пробег 46 км, максимальный 141 км.

ПОЯСНЕНИЯ ПО МАРШРУТУ

Идея была — объехать оба полуострова по периметру, максимально близко к побережью. Я давно хотела туда попасть, насмотревшись красивых фоток (например, в этом автоотчете: часть 1, часть 2).

Я изучила штук 8 велоотчетов с 2007 по 2013 год. Обычно народ объезжает по периметру только Средний, а Рыбачий пересекает с севера на юг, от Зубовской губы до губы Эйна, тем самым выкидывая всю юго-восточную часть полуострова, как-то так (из отчета tolyas83 и Ко на Веломании.)

Я нашла только 2 описания маршрута по периметру всего Рыбачьего: отчет svetik 2007 года и отчет С. Багаева 2013 года. Трек группы Багаева мы взяли за основу.

КАК ПОПАСТЬ НА СРЕДНИЙ И РЫБАЧИЙ

Чтобы попасть на полуострова, надо как-то (на автотранспорте или своим ходом) добраться до Титовки (100+ км от Мурманска по трассе М18 «Кола»), пройти КПП (про него дальше), после него свернуть с трассы на грейдер вдоль реки Титовка и преодолеть перевал Муста-Тунтури через одноименный хребет, отделяющий полуостров Средний от материка. Средний с Рыбачьим соединяются перемычкой.

Подъем на перевал Муста-Тунтури:

Выезжать с полуостровов можно либо так же (т.е. через Титовку), либо по Немецкой дороге в Печенгу.

Немецкая дорога была построена немцами во время ВОВ для подвоза боеприпасов к линии фронта. Ей уже больше 70 лет, но она находится в хорошем состоянии (для внедорожника :-)). Приподнята над уровнем земли, мастерски вписана в ландшафт. С мостиками (не все сохранились). Немцы, гады, на совесть строили — думали, что для себя стараются, ага.

Ответвление на Немецкую дорогу находится на подъеме на перевал Муста-Тунтури (если ехать из Титовки; поворот налево). Через 41 км дорога приводит к броду через Печенгскую губу, а затем через пару км — в город Печенга (расположен рядом с той же трассой «Кола»). Но, насколько я понимаю, проехать там возможно только в одном направлении — в Печенгу. Потому что между бродом и Печенгой находится действующий военный полигон, через который можно проехать, когда нет учений. Мы ехали вечером, полигон был пуст, но на выезде в сторону Печенги находится КПП, через который нас без вопросов выпустили. Предполагаю, что въехать там же было бы нельзя, но не уверена.

Стрельбище на полигоне:

Вообще в окрестностях Печенги полно военных поселков и стрельбищ, куда ни сверни с трассы — упрешься в военный объект. А мы как раз искали место для ночевки. Еле-еле приткнулись где-то между двух озер. В этот день всю вторую половину для что-то вдали что-то гулко бубухало — вояки где-то что-то взрывали, а мы ехали по Немецкой дороге и прислушивались — не на «нашем» ли это полигоне? Оказалось, нет.

Другая засада при выезде в Печенгу — брод через Печенгскую губу, проходимый только в отлив, т.е. примерно 2 раза в сутки в 2-3-часовом интервале. Мы накануне с телефона посмотрели график приливов-отливов по Мурманску тут (в Печенге время отлива может отличаться от Мурманска, но не сильно), и так удачно получилось, что мы как раз попадали в низкую воду, т.е. ниже колена:

Читать еще:  Стратегический продукт

Пишут, что в прилив вода по грудь, и можно зависнуть на несколько часов в ожидании отлива.

Да, на Среднем и Рыбачьем местами есть сотовая связь и работает интернет! Ловится только Мегафон, вышек других операторов на полуостровах нет.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАБРОСКИ ИЗ МУРМАНСКА

Вся трасса «Кола» от Мурманска и до норвежской границы проходит по запретной территории, везде стоят щиты, гласящие, что иностранному транспорту съезд с основной дороги запрещен. На КПП в Титовке у всех проезжающих (на любом виде транспорта) проверяют паспорта. Граждан России пропускают беспрепятственно, а иностранцам нужно специальное разрешение. Проходится КПП очень быстро: остановился перед шлагбаумом (с велика можно не слезать), показал паспорт, проехал:

Мы решили с автотранспортом не связываться и добираться до полуостровов своим ходом из Мурманска.
Туда — по трассе «Кола» до Титовки, потом Средний и Рыбачий по часовой стрелке, затем Немецкая дорога, Печенга, снова трасса, Титовка, и объезд части трассы грунтами через Нял, Пяйве и Мурмаши. Трек этого заключительного объезда трассы Дима рисовал по картинке с сайта realbiker. Ссылку на этот jpg нашли через вот этот ресурс: http://www.3×9.ru/wiki/Рыбачий_полуостров (там еще есть всякая полезная инфа).

Трасса «Кола» — не самое приятное место для велосипеда: дорога узкая, трафик от малоинтенсивного до среднего, но не ужас-ужас. Зато очень красиво: тундра, озера, рельеф (плавные тягуны по несколько км). В велоотчетах встречала разные мнения про «Колу»: от «езжайте, не пожалеете» до «ну нафиг, лучше лишний день провести на Рыбачьем».
Мы поехали по трассе и в целом не пожалели.

(это уже при возвращении, погода испортилась)

Вариант заброски для тех, кто не хочет пилить по трассе из Мурманска:
приехав в Печенгу, можно докрутить 23 км по асфальту до города Заполярный, где есть диспетчерская маршруточной фирмы «Круиз» (заказ билетов 8-921-511-00-45). На Веломании пишут, что в багажник некоторых маршруток этой конторы влезает пара неразобранных велосипедов. Билет из Заполярного до Мурманска стоит 375 руб. (2014 год), велик бесплатно.

Раньше ходил еще тепловоз Никель — Мурманск с пассажирским вагоном, полз он долго, около 6 часов, зато шел по интересным местам. Но с февраля 2014 года этот тепловоз отменен, так что вариант с ж.д. отпадает.

На трассе «Кола» от Мурманска до Печенги (139 км) магазинов и ларьков нет! В Титовке есть кафе — кофе-чай, пицца, сосиски в тесте, сувениры, можно переночевать в вагончике (типа мотель). Но магазина нет! На Рыбачьем и Среднем, само собой, тоже ни ларьков, ни магазинов. На Рыбачьем есть база отдыха «Большое озерко», где можно переночевать в домике без удобств и поесть в столовой (мы не пользовались, но пишут, что еда дорогая). И это все!

Поэтому мы везли еду на 6 дней, чтобы хватило до Печенги, где есть магазины. Таким образом, не позднее утра 7-го дня нам надо было попасть в Печенгу, чтобы пополнить запасы продуктов (по факту оказались в Печенге вечером 6-го дня).

Как ни странно, Печенга произвела на меня приятное впечатление. Конечно, это дыра страшная — полувоенный город, казенного вида здания, совок, ощущение какое-то запустения. На обшарпанных автобусных остановках — афиши «Советского цирка». При этом в пятницу вечером мы не встретили ни одного пьяного, никто не орет, не дебоширит, все тихо и мирно. Видимо, сказывается военная дисциплина. Магазин, опять-таки, оказался очень приличный, там было ВСЕ: изобилие сыров и колбас, свежая выпечка, фрукты-овощи и т.п. А находится где-то на задворках, чуть ли не в гаражах — нам местные подсказали, сами бы ни в жизнь не нашли.

В этих местах (Печенга, Рыбачий, Средний и окрестности) в 1941 шли ожесточенные бои за Мурманск (Мурманская операция). Ну еще бы, незамерзающий северный порт — лакомый кусок. Средний и Рыбачий буквально пропитаны кровью наших солдат. Но немецко-финские войска так и не смогли выйти к Мурманской железной дороге и не овладели базой советского Северного флота.

Перед поездкой в район Рыбачьего рекомендуется прочитать книгу М.Г.Орешеты «Осиротевшие берега».

На полуостровах сохранились доты, окопы, до недавнего времени можно было найти боеприпасы (возможно, и сейчас еще можно, если хорошо поискать).

Километрах в 25-30 от Титовки рядом с трассой «Кола» много памятных обелисков героям Заполярья и большой мемориал «Долина славы»:

Фрагмент стелы с предсмертными записками наших солдат:

Там две такие стелы. Читать без слез невозможно. И могилы, могилы, могилы. И бесконечные списки погибших.

У нас было такое разделение труда: я штудировала отчеты, скачивала треки, составила описание участков предстоящего маршрута и достопримечательностей. А Дима слепил плановый трек по моей инструкции: «Вот от этого трека возьми участок по периметрам полуостровов, приделай к нему хвост вот от этого трека в сторону Заполярного, нарисуй начало по трассе и прилепи участок в объезд трассы из вот этой картинки».

И вот план готов, стали прикидывать, на сколько дней «автонома» брать еду. Спрашиваю:
— Ну что, сколько километров до Печенги (до магазина) и за сколько дней мы туда доедем?
— А Печенга — это где?
— Там, где кончается Немецкая дорога.
— А Немецкая дорога где? Покажи.
Показываю.
— А наш трек туда не заходит!
— Как не заходит? Это же одна из изюминок маршрута! Переделывай давай!
Вот так, чуть не выкинули один из самых интересных участков.

Еды мы везли на 6 дней, по настоянию Димы. Меня это несколько напрягло, потому что группа Багаева, трек которой мы взяли за основу, проехала кольцевой маршрут по периметрам полуостровов из Титовки в Титовку, 320 км, за 10 ходовых дней, при этом на Немецкую дорогу они не успели, хотя и собирались (зато они заезжали в тупики на всякие мысы, осматривали развалины и т.п.). Мы же запланировали то же самое + Немецкая дорога и Печенга (вместо возвращения в Титовку) + своим ходом из Мурманска (100+ км), и все это за 6 дней? А мы успеем? Километров-то там не много, но дороги. Они на Среднем и Рыбачьем, мягко говоря, не скоростные. А юго-восток Рыбачьего (который большинство групп выкидывает) — это, фактически, 2 дня «пешки», судя по отчетам; от мыса Шарапов до губы Эйна формально дороги вообще нет. Есть квадроциклетная колея по тундре и камням, с хорошими перепадами высот, с подболоченными местами. В 2007 году группа realbiker’ов эту колею периодически теряла, и шли они по старым столбам от линий электропередач или по азимуту. Но у нас было не так плохо: колея читалась везде (потерять ее было нереально), пешком периодически шли, но в основном удавалось ехать. Правда, эти два дня средняя в движении была 7 км/ч 🙂 Самый медленный участок — к востоку от губы Эйна, 18 км за 4 часа.

В общем, перед началом похода Дима меня убедил, что за 6 дней мы доберемся до Печенги. Я не верила, но согласилась — будь что будет, под его ответственность.

Когда у нас возникают подобные разногласия (как и надо ли что-то делать, правильно ли мы свернули и т.п.), я обычно уступаю, и часто потом жалею, потому что оказывается, что я была права. Дима говорит: «А почему не настояла?» Фиг знает.
Не знаю, откуда это, но у меня в голове прочно сидит стереотип: «Молчи, женщина, когда два джигита разговаривают! Уступи, доверься мужчине, пусть он сам примет решение и будет во всем виноват! Он лучше знает!» Хотя ни хрена-то он не знает 🙂 И я совершенно не считаю себя глупее него 🙂
Хотя, как знать, не это ли умение уступить — залог счастливой семейной жизни?

Но в этот раз Дима не ошибся. В свои сроки мы уложились, еды хватило до Печенги. При этом мы ехали без фанатизма, время в движении было 6-7 часов (кроме первого длинного дня после рано прибывающего поезда).

ДОРОГА НЯЛ — ПЯЙВЕ — МУРМАНСК (объезд трассы)

Еще полтора дня заняла дорога из Печенги в Мурманск. Объезд трассы (тот самый, по картинке с сайта realbiker) оказался довольно приятный (если бы не проклятый дождь, который с перерывами поливал нас последние дни). Сначала накатанная грунтовка вдоль полуразобранной ж.д. ветки Нял — Заозёрск (про эту ж.д. в Википедии):

Участок Нял — Пяйве — это грунтовые дорожки без грязи, которые не развозит от дождя, никаких завалов, невысокие кустики на дороге проезжаются в седле, 2 брода.

И море грибов! Прямо на дороге. Это самое грибное место за весь поход.

Мы, как обычно, набрали грибов на ужин. Потом перестали собирать. Потом стали брать только белые, а остальные выкинули. И все равно набрали больше, чем могли съесть. Поэтому на следующее утро на завтрак вместо надоевшей каши был грибной супчик из белых грибов 🙂

Здесь же мы единственный раз жгли костер (в принципе на Рыбачьем тоже можно было бы — из досок, валяющихся на берегу). А тут, можно сказать, пришлось. Накануне вечером мы здорово вымокли под дождем, и утром хотелось хотя бы выезжать в сухом. Дождь как раз притих на пару часов, и мы успели подсушиться.

В этот же (восьмой) день к обеду прибыли в Мурманск на ж.д. вокзал. Под ливнем. Засели в кафе обедать (там на вокзале очень приличное кафе — есть супы в горшочках, запеченное мясо, чай-кофе, выпечка, цены умеренные). Стали думать, что делать дальше. Маршрут пройден, до поезда 6 суток. Коля niosa , насчет этого ты оказался прав 🙂

Я еще дома просила Диму подумать над маршрутиком около Мурманска на несколько дней, если мы вернемся слишком рано, но он просаботировал это дело. Можно было бы вселиться в гостиницу, пойти в интернет-кафе и проложить по карте еще маршрутик, но Дима не захотел. Погода тоже не вдохновляла (+11 и дождь), и я не могла не согласиться, что это мероприятие себя исчерпало. Хотя нерационально как-то — ехать 4 ночи в поезде (2 в один конец), чтобы покататься 8 дней, логично было бы здесь еще что-то замутить.

В общем, мы сдали билеты и купили новые на сегодняшний вечер. Чтобы вернуться домой, отмыться-постираться и поехать еще куда-нибудь на 4 дня до окончания отпуска (и таки съездили, напишу отдельный пост).

Оставалось 3 часа до поезда, и мы поехали кататься по Мурманску. Дождь то стихал, то снова шел, но когда знаешь, что вечером спасешься в поезде, он не напрягает.

Мурманск мне понравился! Во-первых, рельеф, во-вторых, залив! Я что-то ухитрилась поснимать под дождем, не бог весть что, а Дима, которого к этому моменту уже все достало и которому «с этим городом все понятно» (с), глядя на фотки, сказал, что у меня жульнический фотик — фотки получились лучше, чем мрачная действительность.

Памятник защитникам Заполярья («Алеша»):

Алеша огромен (там рядом можно разглядеть фигурки людей), стоит на горе, возвышаясь над городом:

Источники:

http://www.ohotniki.ru/fishing/places/article/2015/04/14/643638-eschyo-nemnogo-navostok-ot-murmanska.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5ad8190d9b403cfbad55511d/5e245ed0ddfef600aeb2d91e
http://www.murmansk.kp.ru/daily/27095.7/4167835/
http://pikabu.ru/story/gde_konchaetsya_moskva_zhizn_v_zapolyarnom_murmanske_5158274
http://vorobieva-t.livejournal.com/131865.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector