Какой лодочный мотор лучше выбрать: 6 оптимальных вариантов для вашей ПВХ лодки
Какой лодочный мотор лучше выбрать: 6 оптимальных вариантов для вашей ПВХ лодки
Для любителей активного отдыха на воде, в том числе и рыбалки, лодка дает свободу перемещения, а лодочный мотор расширяет эти возможности. Мы расскажем, какой мотор больше подойдет для вашей лодки и предложим 6 оптимальных моделей.
фото: компании-производители, Андрей Киреев
Выбрать лодочный мотор не так сложно, как кажется и, на самом деле, вариантов для обычного человека, а не олигарха, не так уж много. Как показывает анализ статистики покупки лодок и моторов на отечественном рынке, чаще всего лодку и мотор покупают увлеченные рыболовы одиночки (рыболов-эгоист), профессиональные рыбаки (проживающие рядом с рекой или водоемом), профессиональные туристы и семейные пары, влюбленные в романтику небольших водных прогулок.
Для первой и последней группы пользователей выбор модели лодочного мотора чрезвычайно важен, т.к. для них важно именно качество работы и комфорт от использования данного устройства. Эта группа постоянно совершенствуется, получая от поездок удовольствие, новые впечатления, опыт и навыки. И если их что-то не устраивает, они заменяют лодку и мотор. Этого нельзя сказать про вторую и третью группу, т.к. их главная цель — это наловить больше рыбы или просто добраться до места назначения. Они готовы один раз раскошелиться на дорогую профессиональную технику и больше не заниматься этим вопросом.
В данном обзоре мы расскажем, чем отличаются лодочные моторы по типу и мощности, а также дадим рекомендации, для каких нагрузок какой мотор лучше выбрать. И конечно же предложим 6 лучших моделей лодочных моторов.
Рейтинг лучших лодочных моторов 2021 года
Категория | Место | Наименование | Рейтинг | Цена |
---|---|---|---|---|
Лучшие лодочные моторы малой мощности | 1 | Suzuki DF 2,5S | 10 / 10 | 51 000 |
2 | Mercury ME F 2.5 M | 9.9 / 10 | 61 000 | |
3 | Honda BF2.3DH SCHU | 9.7 / 10 | 82 900 | |
4 | NS Marine NM 3.5 B2 S | 9.6 / 10 | 43 900 | |
5 | HDX T 2.6 CBMS | 9.4 / 10 | 21 800 | |
6 | Huter GBM-35 | 8.8 / 10 | 16 800 | |
7 | PATRIOT BM-120 | 8.7 / 10 | 15 490 | |
8 | Toyama TA2 | 8.6 / 10 | 11 200 | |
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с. | 1 | HDX T 5 BMS | 8.5 / 10 | 54 300 |
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с. | 1 | Yamaha F5AMHS | 9.8 / 10 | 90 400 |
2 | HONDA BF5DH SHU | 9.7 / 10 | 132 900 | |
3 | Mercury ME F 5 M | 9.5 / 10 | 83 000 | |
4 | HDX F 5 BMS | 8.5 / 10 | 61 700 | |
Лучшие 2-х тактные моторы мощностью до 10 л.с. | 1 | Yamaha 9.9 GMHS | 9.9 / 10 | 150 000 |
2 | Tohatsu M 9.8B S | 9.8 / 10 | 112 100 | |
3 | Suzuki DT 9.9 AS | 9.7 / 10 | 122 000 | |
4 | SEA-PRO ОТН 9.9S | 9.1 / 10 | 67 400 | |
5 | HDX T 9.9 BMS | 9.0 / 10 | 98 400 | |
6 | Hidea HD9.8FHS | 8.9 / 10 | 81 900 | |
7 | Golfstream T9.9BMS USB | 8.8 / 10 | 110 000 | |
Лучшие 4-х тактные лодочные моторы мощностью до 10 л. с. | 1 | Yamaha F9.9JMHS | 9.9 / 10 | 190 000 |
2 | Mercury ME F 9.9 M | 9.7 / 10 | 160 000 | |
3 | HDX F 9.8 BMS | 9.2 / 10 | 116 900 | |
4 | Toyama TM9.8FS | 8.3 / 10 | 110 000 | |
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с. | 1 | Honda BF20DK2 SHSU | 9.6 / 10 | 262 900 |
2 | Yamaha F20B | 9.6 / 10 | 240 600 | |
3 | Suzuki DF20AS | 9.5 / 10 | 199 900 | |
4 | NS Marine NS 18 E2 S | 9.4 / 10 | 134 900 | |
5 | SEA-PRO T 15S | 8.9 / 10 | 74 700 | |
Лучшие лодочные моторы высокой мощности | 1 | Yamaha 30H | 9.9 / 10 | 203 600 |
2 | Honda BF30DK2 SHGU | 9.8 / 10 | 445 900 |
Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание
Тип двигателя
В 99% случаев для лодок покупают бензиновые двигатели. Они обладают достаточной мощностью и сравнительно простой конструкцией, но немного дороже в использовании, чем дизельные.
Также в продаже иногда можно встретить дизельные и электрические двигатели. Дизаельные модели часто дороже сравнимых с ними бензиновых, но в использовании будут дешевле из-за типа топлива. Электрические двигатели пригодятся в тех случаях, если вы не планируете длинные заплывы — они шумят гораздо меньше и понравятся тем рыбакам, которые не хотят распугать рыбу.
Тип ДВС
По количеству тактов двигатели разделяют на двухтактные и четырехтактные.
Первые легче, имеют более простую конструкцию и ремонтируются заметно проще. Кроме того, они немного надежнее, но потребление топлива, уровень шума и уровень вредных выбросов у них выше.
Вторые расходуют меньше бензина и масла, но весят гораздо больше и требуют тщательного ухода с регулярным ремонтом, который обойдется в копеечку.
Количество цилиндров
От количества цилиндров напрямую зависит мощность двигателя — чем их больше, тем он крупнее, объемнее и дороже. Также увеличение количества цилиндров влияет на нагрев поршней и улучшает равномерность хода.
Так, маленькие моторы мощностью до 5 лошадиных сил имеют один цилиндр — такие модели можно устанавливать на лодки длиной до 3.4 м.
Двухцилиндровые двигатели заметно больше и тяжелее, а лодки с ними могут развивать скорость до 40 км/ч (естественно, многое зависит от конкретной модели и загруженности лодки).
Трех- и четырехцилиндровые двигатели используются в крупных лодках и небольших яхтах.
Мощность двигателя, л.с.
Важно выбрать мотор, мощности которого хватит для движения лодки, которая загружена полностью. Для этого используется простая формула: общий вес лодки, пассажиров и груза нужно поделить на 30 (если дно лодки плоское) или на 25 (если у лодки есть киль). Мотор получившейся мощности сможет обеспечить глиссирование. Поделив эту мощность на четыре, можно получить минимально приемлемую мощность двигателя — если купить менее мощную модель, в плохую погоду до берега вы можете и не добраться.
Стоит отметить, что превышать максимальную мощность двигателя, который можно установить на лодку (она указана в документах), нельзя ни в коем случае — вы можете перевернуться, а сама лодка может быть при этом повреждена.
Система подачи топлива
Существует два типа систем подачи топлива — инжектор и карбюратор. Первый более надежен и экономичен, а также не зависит от перепадов температур. Минус инжектора в дороговизне и выоским требованиям к качеству топлива.
Карбюратор заметно более прост в обслуживании и ремонте, а двигатели с ним стоят гораздо дешевле. В отличии от инжектора, карбюратор приводит к более высокому расходу топлива и более высокому уровню выбросов вредных веществ в атмосферу.
Система запуска
Небольшие двигатели чаще всего оснащаются ручной системой запуска или кикстартером. Они предполагают использование мускульной силы человека.
Двигатели для больших лодок и яхт запускают электростартером, который питается от встроенного аккумулятора. Это исключает необходимость применения силы. В некоторых случаях электростартер комбинируют с ручным — например, на тот случай, если аккумулятор сядет.
Управление
Моторы для небольших лодок чаще всего имеют ручное (или румпельное) управление, которое предполагает нахождение рулевого на корме судна. На большой скорости этот способ управления может оказаться довольно трудным — как из-за непослушности лодки, так и из-за ухудшенного обзора вперед по курсу.
Длинные лодки (от 3.5 м) могут использовать моторы с дистанционным управлением, которое предполагает размещение в передней части лодки руля и других элементов. Это более безопасный, удобный и надежный тип, который, однако, можно использовать лишь в достаточно крупных лодках и яхтах.
Высота транца
Каждый мотор рассчитан на конкретную высоту транца — плоской части лодки. Часто она обозначается буквами: S — от 381 мм, L — от 508 мм, XL — от 605 мм, U — от 650 до 680 мм.
Вес
Напрямую зависит от количества цилиндров и объема двигателя. Ни в коем случае нельзя навешивать на лодку двигатель, вес которого больше, чем максимальный, указанный в документации к ней.
Лучшие моторы мощностью до 10 л.с.
Подвесные моторы с мощностью до 10 лошадиных сил более производительные и расширяют сферу использования.
Часто такие моторы применимы в условиях глиссирования или при необходимости быстрого разгона.
Большинство моделей потребляют уже больше топлива, но все равно множество моторов предлагаются с экономным расходом и неплохой стоимостью.
Рейтинг представлен следующими моделями:
- Mikatsu M 9.9 FHS — отличается неплохой интенсивностью и компактными размерами, легко переносится. Новые технологии позволили улучшить уровень шума и вибрации. Также ощущается упрощенная конструкция, поэтому обслуживание агрегата сводиться к минимуму. Работает в 2 Т режиме, среди преимуществ можно отметить электронное зажигание и интенсивный генератор.
- SEA-PRO T 9.9 S — китайский лодочный мотор, один из лучших бюджетных вариантов с отменными характеристиками. Считаются точной копией мотора Ямаха, качество на высшем уровне. Рабочий объем мотора 202 см. куб., один из самых дешевых в сегменте данной мощности, цена составляет примерно 65 000 рублей.
Если вам интересно, какие лодочные моторы лучше, отзывы владельцев на авторитетных ресурсах или тематических форумах помогут лучше всего.
Мы лишь оставляем свое мнение, исходя из технических характеристик, рекомендаций покупателей и популярности лодочного мотора.
Как выбрать подвесной мотор
Для большинства лодок подвесной мотор — единственно возможная силовая установка, однако его приобретение вызывает ряд вопросов. Первое, о чем задумываешься при покупке подвесного мотора — это какой лучше выбрать: двух- или четырехтактный? Разобравшись с этим, начинаешь ломать голову над выбором винта и мощности мотора. Журнал Boating задал самые популярные вопросы на эту тему экспертам и производителям, и вот какие ответы он получил.
Всегда ли четыре такта лучше двух?
В сегда ли «Форд» лучше «Шевроле»? Бумага лучше, чем пластик?
Копните глубже — и вы поймете, что не все так просто.
По принципу действия четырехтактный мотор напоминает тот, что находится под капотом вашего автомобиля: в цилиндрах сжигается чистое топливо, а масло для смазки втулки цилиндра циркулирует по отдельной системе. Таким образом, если все исправно, топливо и масло не смешиваются. Двухтактные же двигатели сжигают топливно-масляную смесь.
Традиционные двухтактные моторы подают топливно-масляную смесь через карбюратор или инжектор в цилиндр. Являясь частью цикла впрыска, выпускной клапан также открыт, и до 30% топлива уходит вместе с отработанными газами.
Двухтактные двигатели с прямым (непосредственным) впрыском топлива подают его в цилиндр в определенный отрезок времени, когда поршень перекрывает выпускной клапан. Таким образом минимизируются потери топлива.
На четырехтактных двигателях подобной ситуации в принципе быть не может, т. к. впрыск топлива и выпуск отработанных газов происходит в разное время благодаря четырем тактам за цикл.
Четырехтактные и двухтактные двигатели, оборудованные системой непосредственного впрыска топлива (СНВТ), обеспечивают значительную экономию топлива по сравнению с традиционными двухтактными двигателями, в том числе потому что управляются компьютерами и теоретически сжигают все топливо, которое впрыскивается в камеру сгорания.
Производимые компанией Evinrude двухтактные двигатели серии E-TEC осуществляют впрыск топлива вдвое быстрее, чем обычные двигатели с СНВТ, а также регулируют количество подаваемой топливно-масляной смеси в зависимости от требуемой мощности. Когда мы тестировали двигатели серии E-TEC, показатели шума и плавности хода были на уровне четырехтактных и при этом выдавали большую мощность, чем обычные двухтактные.
С другой стороны, четырехтактные двигатели сейчас ушли от ограничений, которые были раньше, когда считалось, что двухтактые моторы более мощные. Раньше вес четырехтактного мотора увеличивался пропорционально росту его мощности, что заставляло производителей ограничивать максимальную мощность четырехтактных моторов до 100 л.с. Сейчас же на рынке можно найти четырехтактные моторы мощностью свыше 300 л.с.
«Сейчас четырехтактники и двухтактники близки как никогда, — говорит Эрик Поуп (Eric Pope), представитель компании Mercury. — Самый распространенный миф о двухтактниках — это то, что они шумные, имеют сильный запах выхлопа и не очень экономичны. На сегодняшний день это не так».
Выбор между двухтактными и четырехтактными двигателями сейчас скорее зависит от предпочтений владельца водного транспорта, чем от технических различий двигателей. Оба варианта на данный момент — это полноценные решения без изъянов.
Так все же двухтактный или четырехтактный?
— двухтактные двигатели с СНВТ легче четырехтактных при равной мощности;
— четырехтактные двигатели тише двухтактных;
— двухтактный двигатель выдает большую мощность на старте.
Принимая во внимание эти отличия, нужно делать поправку и на то, что разница между двигателями стремительно сокращается.
Один или два мотора на борту?
Предположим, что максимальная мощность двигателя для вашей лодки — 300 л.с. Что лучше — один мотор на 300 л.с. или два по 150 л.с.?
В большинстве случаев на оффшорных рыбацких катерах вы увидите два или даже три мотора в ряд. С уверенностью можно сказать, что дублирование главного двигателя необходимо для обеспечения безопасности на случай, если один выйдет из строя где-нибудь посреди моря. Также два двигателя облегчают задачу при швартовке, ведь можно подрабатывать каждым по отдельности в разных направлениях.
Не всегда такие меры являются оправданными. Расположение на борту двух моторов также означает дублирование панелей управления и более сложный монтаж оборудования.
«На деле вы не увидите каких-то серьезных преимуществ, — говорит представитель компании Suzuki Рик Хоусер (Rick Hauser). — Три сотни лошадей — это всегда три сотни лошадей, независимо от того, на одном двигателе или на двух».
Всё зависит от ваших финансов. Если вас не сильно заботит цена вопроса, тогда можете установить два мотора. Один мотор будет более простым решением.
Так стоит ли дублировать двигатели?
— дублирование двигателей действительно обеспечивает безопасность при выходе одного из них из строя. Но только при условии, что они на самом деле автономные, включая источник питания и подачу топлива.
— Два двигателя дадут больше мощности только в том случае, если их суммарная мощность больше, чем у каждого по отдельности.
— Альтернатива этому — одновальная установка и спутниковый телефон в рундуке на случай непредвиденных обстоятельств. И, конечно, неплохо иметь на борту запасной двигатель малой мощности.
Чем больше октановое число бензина, тем лучше?
К огда появились двигатели с высокой степенью сжатия, увеличение давления в цилиндре приводило к тому, что топливо воспламенялось слишком рано. Это преждевременное зажигание (называемое детонацией), сопровождалось раздражающим звуком, но дело не только в этом. Преждевременная детонация пагубно влияла на двигатель.
Тогда в топливо стали добавлять примеси, которые замедляли детонацию так, чтобы она происходила в момент, когда поршень был готов воспринимать энергию взрыва, тем самым сводя на нет повреждение двигателя и эффективно используя ту самую высокую степень сжатия. Таким образом, чем выше октановое число, тем сильнее топливо можно сжать.
Высокооктановое топливо обычно колеблется в районе 92-93 октан, и, несмотря на все свои преимущества, является пустой тратой денег для большинства подвесных моторов. В основном они рассчитаны на работу с топливом, октановое число которого составляет в лучшем случае 87. Некоторые производители, например, Tohatsu, рекомендуют топливо с октановым числом 89. Рекомендации для своего мотора вы сможете найти в инструкциях производителя. Покупая топливо, указанное производителем вашего мотора, вы, скорее всего, начнете неплохо экономить, особенно если раньше покупали высокооктановое топливо.
Факты о топливе
— только высокопроизводительные моторы требуют высокооктановое топливо;
— высокооктановое топливо, залитое в двигатель, не рассчитанный для этого, не дает дополнительной мощности, а только увеличивает счет на заправке;
— большинство моторов рассчитаны на среднеоктановое топливо с октановым числом 89.
Стоит ли ставить на лодку максимально допустимый по мощности мотор?
Н есколько лет назад, покупая новую лодку, многие скептически смотрели на готовые варианты, укомплектованные слабыми моторами. Продавцы перед тем, как заключить контракт, убеждали купить дополнительно еще один более мощный мотор Тех, кто соглашался, они носили на руках, а те, кто оставался со стоковой силовой установкой, обычно были разочарованы в своем выборе.
Сейчас ситуация другая. На рынке, как правило, представлено несколько вариантов одной лодки с разной мощностью двигателей. Это тот случай, когда чем больше мощность, тем лучше.
Вам элементарно может не хватить скорости, чтобы смыться от надвигающегося шторма. Если же вы сделаете правильный выбор, то, напротив, не будете испытывать недостатка в восхищенных взглядах, отправленных вслед вашей лодке.
Поэтому не бойтесь ставить максимально мощный мотор, который указан на шильдике лодки — это безопасно. Если вы сомневаетесь, поговорите с производителем по поводу выбранной лодки и результатов ее обкатки с моторами разной мощности.
Делайте выбор, прислушиваясь к своим желаниям
— прокатитесь на лодке, у которой двигатель меньшей мощности, чем максимально допустимый. При обкатке некоторых лодок, особенно понтонных катамаранов, мы убедились, что моторы меньшей мощности подходят к ним больше.
— в открытом море и в тяжелых условиях вам понадобится вся мощность, которую только можно повесить на ваш транец.
— слышали ли вы, чтобы кто-то жаловался, что он купил слишком мощный мотор?
А как быть с винтом?
П роизводители моторов, скорее всего, уже укомплектовали мотор подходящим винтом с усредненными характеристиками. Если нет, это сделает продавец. Но вам несказанно повезет, если в итоге вы останетесь довольны. Ведь винт нужно подбирать, учитывая то, как именно вы будете нагружать мотор и для каких целей использовать лодку.
Немного о винтах. Основными характеристиками винта является его диаметр и шаг. Если с диаметром все понятно еще со школы, то что такое шаг винта? Это — теоретическое расстояние, которое пройдет винт за один оборот, если будет вращаться в твердом теле без проскальзывания.
Отвлечемся от винтов на минуту. Представим, что производитель указывает мощность (л.с.) на определенном значении об/мин, устанавливая предельные обороты. Это значение будет действительно только в одном режиме, и под него подбирается подходящий винт. Если винт будет легким (то есть будет недогружать двигатель) и позволит набрать обороты больше допустимых — вы получите чрезмерный износ деталей и перегрев двигателя. Если же винт будет тяжелым (двигатель не выйдет на номинальные показатели) — вы будете терять в ходах и рискуете также повредить двигатель.
Вы можете проверить винт, идя на лодке с полностью открытой дроссельной заслонкой. Если двигатель набирает большие обороты, чем предусмотрено производителем, нужно закрывать заслонку, пока обороты не упадут до необходимого уровня.
Пока вы на берегу, проверьте шаг винта. Учитывайте, что с каждым увеличением шага винта обороты будут уменьшаться на 200 ед. Использование винта с вогнутым лопастями (чашеобразного, от англ. cupped propeller) также снизит количество оборотов на 200 ед. Иногда продавцы могут предоставить винт на время проверки при условии, что вы вернете его в целости и сохранности сразу после использования.
Когда винт подобран и двигатель работает в пределах своих номинальных значений, имейте ввиду, что чем меньше об/мин, тем больше тяговое усилие, а при их увеличении возрастает максимальная скорость.
Коротко о винтах:
— состояние винта не менее важно, чем его тип. Поврежденный винт может разрушить двигатель из-за разбалансировки.
— винты из нержавеющей стали служат дольше и они в пять раз прочнее алюминиевых. Однако последние дешевле и могут послужить слабым звеном для предотвращения разрушения всей подводной части (например, алюминиевый винт может срезать, тогда как с винтом из нержавеющей стали сорвало бы вал).
— четырехлопастные винты имеют преимущество над трехлопастными в режиме глиссирования, на средней и малой скорости.
Правда ли, что подвесные моторы не нуждаются в обслуживании?
Д ля техобслуживания современных подвесных моторов вам нужно не так уж и много, но это немногое должно быть безукоризненно выполнено. Вы запросто можете сжечь двигатель, если забудете про систему охлаждения. Топливная система может забиться, если игнорировать возможные проблемы с качеством топлива и не проводить ревизии. Если вы не заметите уплотнения на сапоге, то зимой его запросто может разорвать из-за наличия воды внутри. Не замененная вовремя анодная защита приведет к коррозии на деталях. Поврежденный винт может расшатать подшипники и другие подвижные части.
В инструкциях по эксплуатации та часть, где говорится об обслуживании, редко кем прочитывается до конца. Но это не значит, что обслуживание не имеет значения.
Заповеди по обслуживанию
— полностью заполняйте топливный танк, чтобы минимизировать возможность образования в нем конденсата, когда двигатель не используется;
— добавляйте стабилизатор топлива каждый раз, когда подливаете топливо — это особенно важно при использовании этанолового топлива;
— регулярно проверяйте винт. Любое повреждение на нем, будь то перегиб или скол, повлечет за собой вибрацию на валу, что может привести к серьезным последствиям.
— осматривайте арматуру и шланги. Вода должна свободно циркулировать в системе охлаждения, чтобы предотвратить перегрев двигателя.
Оригинал статьи был напечатан 15 августа 2017 года в журнале Boating.