0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Беличьи свадьбы

Старинные обычаи белорусской свадьбы

27 января 2010 в 0:00

Белорусская свадьба! Как правило, ее ассоциируют с весельем, размахом и щедростью. Традиционно, все свадебное торжество в Беларуси делилось на три части: предсвадебная («запыты», сватовство, помолвка), свадебная (венчание и свадьба) и послесвадебная («медовый месяц»).

Время свадьбы строго определялось церковными канонами. Свадьбу нельзя было проводить во время постов и в период так называемых «крывавых вечароў» с 7 по 21 января, когда игрались только «волчьи свадьбы». Наиболее подходящим для свадь считался период после уборки хлебов и от Крещения до Масленицы во время «маладзіка» и полнолуния.

В день свадьбы хлопот хватало и у невесты и у жениха. Друзья молодого украшали повозки. Первая из них была самой красочной. В ней ехал жених. Дугу украшали хвоей, а сверху прикрепляли разноцветные ленточки. Ленты были белые (символ целомудрия и невинности) и красные (символ перехода, перерождения, нового статуса).

Самым главным украшением считались колокольчики. Посередине висел большой, а по краям поменьше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре дома стол, затем накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громничную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а «грамнiцу» сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Он также брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Кроме молодого и свата, в состав дружины входили: крестная мать, «паджанiшнiк» (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем «сябрына» молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Интересно, что невесту наряжали в доме, который выбирался по определенным параметрам. Во-первых, дом должен был находиться на стороне дома родителей, так как невесту нельзя было переводить через улицу. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Невесту собирали ее подружки. Они заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь надевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть — тонкая короткая вуаль — опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх этой части крепили венок, который мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута — символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. Венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Наиболее эмоциональным и интересным моментом свадьбы был выкуп невесты. Одной стороне (жениху и его друзьям) нужно было побольше выторговать за необычный «товар» (невесту), другой (подружкам невесты, ее старшей сестре или брату) — сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к «запретным» приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры. Позднее «торговаться» доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными «сделкой», жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Друзья молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты — вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, т.е. поклонившись порогу, где в древности хоронили предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, невеста — во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они «замыкали» участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали «восьмеркой» красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того, чтобы отблагодарить храм, сваты брали с собой еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам — узлом под правую руку, женщинам — под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. В мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ — женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона — зона несущая мужское начало, левая — женское.

Современные старые обычаи

Подготовка к свадьбе и сама свадьба были наполнены бесконечным множеством примет и суеверий. Так, были случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

Некоторые традиции и приметы сохранились и до наших дней. Вот некоторые из них:

По обычаям многих стран, идя к алтарю, невеста должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Под старым подразумевается какой-нибудь подарок от матери (такой подарок символизирует мир и мудрость в замужестве). Новое — это и так понятно. Голубое — это означат любовь, скромность и верность. Взятое в долг — эту вещь берут у замужней женщины счастливой в браке с благословлением на хорошую семейную жизнь.

Традиция вносить невесту на руках в дом. Наши предки считали, что злые духи охотятся на невесту, и жених нес свою любимую на руках, чтобы на нее не навели порчу.

Традиция посыпать зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами молодых супругов, только вышедших из ЗАГСа. Это делается, для того, чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.

Традиция покрывать голову невесты фатой. Фатой покрывают голову и лицо невесты, дабы уберечь ее от сглаза и порчи. Также этот элемент наряда — символ непорочности, чистоты и невинности.

Традиция встречать молодых на пороге дома с караваем. Это делают, чтобы узнать, кто будет главой в молодой семье. Все равно будете ли вы его кусать, или отламывать по куску, или просто ломать по полам, главное — тот, у кого кусок больше тот и будет главой в семье.

Обычай бить на свадьбе посуду. В настоящее время обычно бьют либо бокалы жениха и невесты, либо тарелки. Делают это на счастье. А затем смотрят по осколкам, кто первым появится у молодых: мальчик или девочка. Крупные осколки — к мальчику, мелкие — к девочке.

Выкуп. Это самая красивая и интересная часть свадьбы. Жених должен пройти несколько испытаний, в которых он показывает свои силы и ум. За каждую свою ошибку жених должен расплачиваться деньгами, конфетами и спиртным. Результатом его стараний является обладание своей любимой.

Традиция бросать букет невесты. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та, кто поймает этот букет, следующей выйдет замуж.

Обычай выпускать голубей. На свадебной прогулке, после ЗАГСа или прямо перед зданием, где будет проводиться свадебный пир, жених и невеста выпускают двух голубей, к лапкам которых призывают голубую и розовую ленточки. По ним определяют, кто родится первым у молодых.

Обычай запирать замок. Перед тем как молодоженам войти в дом, под порог кладут незапертый замок, как только вошли — замок запирают на ключ и выбрасывают. Делается это для того, что бы молодые жили вместе в согласии, чтобы брак был благополучный.

Обычай связывания двух бутылок. Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая — в день рождения первенца.

Читать еще:  Электронным манкам нет!

«Свыню забылы, горилки нагналы, а прыготовыты вся вулыця шла». Как справляли свадьбы в белорусской глубинке

В Мотольском музее царит оживление. Шумят подолами бабушки в национальных костюмах, разыгрывается сидя на лодке гармонист. С минуты на минуту сюда приедет группа туристов на реконструкцию старинного мотольского обряда «Свадебный каравай». Еще лет двадцать назад эта традиция была неотъемлемой частью местного быта, сейчас — диковинка, которая претендует на внесение в список нематериального наследия ЮНЕСКО. И хоть живы еще те, кто может организовать свадьбу по лекалам предков, местная молодежь за советом к старшим уже не спешит. «А так хочэцца того самого вэсилля. Интэрэсно було», — улыбается одна из бабушек.

Таких, как она, в Мотоле с каждым годом все меньше. Если раньше младшие с молоком матери впитывали обычаи предков, то теперь нравы поменялись: учителя остались, а учеников не найти. Почему? Сложный вопрос. Наверное, по той же причине, по которой маслобойки и угольные утюги из домов пожилых постепенно переезжают на стеллажи этнографических залов в музеях.

О том, перекочуют ли туда же и обычаи, разговор у женщин заходит сам собой. Мнения разделились. Одни считают, что так и случится, другие убеждают, что традиции вернутся в уютные мотольские дворики. Пока статистика на стороне первых. Все меньше жителей деревни с каждым годом выпекают по старинным традициям свадебные караваи. А о том, когда в последний раз свадьбу гуляли, как раньше — семь дней, и говорить нечего.

Жительница Мотоля которая 36 лет назад выходила замуж в соответствии со всеми правилами, вспомнила для TUT.BY, как это было.

«Хоть руку иды всады»

Свадьбу Елена Михайловна справляла, как и положено, семь дней. Один из главных элементов торжества — каравай. С него все начинается и им заканчивается основная часть торжеств. Пекли по одному караваю: в доме жениха и невесты. Первый день свадьбы выпадал, как правило, на субботу.

«Маты каравая росчыняла: рано устала, помолылась Богу і робыла опару», —
вспоминает Елена Михайловна.

На два-три часа опару оставляли, а затем в доме собирались каравайницы: родня, соседи, подруги. К участию в ответственном обряде допускались только женщины. При этом каравайницей могли стать только те, кто счастливо жил в браке, имел детей. В почете были беременные женщины. Их в каравайницы приглашали в первую очередь.

«Я вжэ на другом вэсиллэ була и тоды була другэй дочкой беременна, то мни сказалы: «хоть руку иды всады», — рассказала собеседница.

Считается, что во время приготовления каравая женщины делятся своей положительной энергией с будущей семьей. Поэтому разведенные и вдовы не приглашались. Каждый этап сопровождался пением, молитвами, благословениями. Когда каравай ставили в печь, одна из каравайниц перекрещивала его, а затем обходила комнату и крестила углы печной деревянной лопатой. Таким образом женщина прогоняла злых духов, которые могли испортить пирог.

Отдельно готовили «шишки» — украшения из веток, обмотанных тестом. На финальном этапе их обвязывали ленточками и вставляли в готовый каравай.

В конце женщины звали «медведя» — близкого родственника, обязательно женатого, ответственного хозяина. Мужчина передавал деньги за каравай и уносил его в отдельную комнату.

«Каравая спэклы, його вынэслы в комору и тоды садзяца на вэчэру. Повэчэралы, потонцювалы, поплясалы і на другі дэнь вжэ свадьба», —
поясняет Елена Михайловна.

«Тры дни спалы на столах»

На второй день жених встречался с невестой, в домах накрывались столы. Делили каравай на третий день. Вновь собирались гости, устраивалось застолье. В обед, пока на небе светило солнце, каравай с «шишками» разрезали и раздавали приглашенным. Гости, в свою очередь, дарили молодым подарки.

Четвертый день свадьбы гости гуляли у родственников невесты, а на пятый делегацию принимали уже родичи жениха. На шестой день выпадал «бабский вечер».

«Молодая обходыла всю вулыцю, звала сусидок. Доидалы, допывалы шо було, гулялы, спивалы», — улыбается Елена Михайловна.

Седьмым днем, похмельным, торжества заканчивались.

Как признается собеседница, неделя свадьбы серьезно била по семейному бюджету.

«Як тоды козалы: знаў, шо в тэбэ дыты, значыт, трэба хаваты грошы на вэсилле. А шо тоды було: свыню забылы, горилки нагналы, а прыготовыты вся вулыця шла. Так дома все робылы. Усю мэбэль, шо була в дому, выносылы и ставылы столы. Помню, мы тры дни спалы на столах. Прыбырэм столы, постэль застэлылы. В ранок прыбралы, обратно гулянка идэ. И все», — рассказала женщина.

За свой век Елена Михайловна посетила немало свадеб и признается, что на современных торжествах она скучает:

«А шо там? Наймут тую тамаду, вона крычыць, крычыць, ныкому слова не дае сказаты. Тэпэр у нас на вэсиллях не спиваюць. А неколы спивалы…»

Ничто не забыто

Сейчас, по словам старожилов, у молодежи пропал интерес к местным обычаям празднования свадьбы. После школы они уезжают в город за высшим образованием, а те немногие, кто возвращается, приезжают уже другими, глухими к голосу предков. Даже обряд каравая нынче на свадьбах практически не проводится.

Усилиями Мотольского музея народного творчества и народного фольклорно-этнографического театра традицию удалось сохранить. Здесь бабушки — носители обряда проводят детальную реконструкцию, показывают гостям один маленький эпизод той истории, часть которой навсегда останется с ними. Укороченная версия с уже готовым караваем длится около часа и проходит в здании музея. Полная реконструкция от замеса теста до выпекания пирога в печи начинается утром, а заканчивается к вечеру и проводится в специальном обрядовом домике.

Постановка пользуется спросом. Примерно раз в месяц в Мотоль наведывается группа понаблюдать за старинным обрядом. В день нашего визита театр выступал перед бывшими сотрудниками одного из белорусских банков, которые вышли на пенсию. Гости стали полукругом перед женщинами и около часа завороженно наблюдали за тем, что происходило на импровизированной сцене. Под занавес реконструкции каравай разделили и пригласили гостей к столу, на котором, помимо мучного, стояли чашки с чаем на травах.

«Спасибо вам большое, —
не сдержал эмоций один из членов тургруппы, — сам видел раньше этот обряд вживую. Будто в прошлое вернулся».

Видео: Dzmitry Bosak

Беличьи свадьбы

В историческом плане освоение огромных просторов Европейского Севера и Сибири обусловлено стремлением добывать пушнину. Одним из основных объектов пушного промысла России в течение столетий была белка. Беличий промысел жителей Сибири в позапрошлом веке поэтично описан А.А. Черкасовым в книге «Записки охотника Восточной Сибири».

Фото Tambako The Jaguar/flickr.com

Еще каких-то двадцать лет назад владельцы лаек из городов Европейской части России ездили в Сибирь специально для того, чтобы подзаработать на промысле белок. Да и в нашей тверской местности охотник с лайкой вполне мог отстрелять сотню белок за сезон, что было солидной прибавкой к семейному бюджету. В городе и селе нередко можно было увидеть девушку в беличьей шубке или мужчину в беличьей шапке.

Нынче белка потеряла значение в экономике и промысле: стоимость ее шкурки едва покрывает стоимость выстрела.

Автор этих строк лаек не держал, но ему доводилось охотиться на белок, определяя их местонахождение по следам на снегу, посорке, ориентируясь на полет чешуек из шишек, которыми кормятся белки, слушая звуки, издаваемые белкой при кормежке (охота на подслух), приходилось также стрелять белок в гнездах (гайнах).

Такая охота, конечно, не так добычлива, как с лайкой, но дает возможность понаблюдать за зимней жизнью зверька. В процессе этой охоты мне приходилось по следам видеть удачную охоту на белку куницы и ястреба. Однажды случайно белка попала в зубы моей гончей, и я взял ее без выстрела. Но рассказать мне хочется не об этом, а о случайных наблюдениях за беличьими свадьбами в весенний период.

Думаю, не много охотников побывало на беличьей свадьбе (даже из тех, кто добыл сотни и тысячи белок). Мне же посчастливилось видеть такую свадьбу дважды. Наиболее яркие впечатления оставила первая из них.

Это было в начале семидесятых годов прошлого века. В то апрельское утро еще в сумерках я пошел через лес к бывшей деревне Труфаново, лежащей километрах в трех от моего ночлега, чтобы определить место для шалаша: с поля слышалось волнующее душу бормотание тетеревов. Я вышел к южной опушке леса.

Снег на поле стаял, а в лесу еще лежал, было тепло, и корки на снегу не было, можно было двигаться бесшумно. Подходя к полю, я обратил внимание на несколько беличьих следов в одну и ту же сторону. Высоковольтная линия, идущая к только что построенной Конаковской ГРЭС, отсекала от леса полоску метров пятьдесят. Стоя на краю поля и пытаясь разглядеть тетеревов на нем, я услышал какие-то звуки, которые доносились чуть сзади меня и немного сбоку.

Убедившись, что настоящего тока на поле нет — лишь пара тетеревов путешествовала с одного его конца на другой, — я уже хотел было идти к дому, но решил посмотреть, кто издает звуки в такую рань. Соблюдая меры предосторожности, укрываясь елочками, подошел к источнику звука. Им оказалась молодая, правильной формы ель метров шесть высотой, стоящая на полянке, окруженной более высокими елями.

Елка эта, будто живая, шевелила ветками, на каждой из них сидела белка. Я не удосужился их пересчитать, да это было бы затруднительно, поскольку они постоянно перемещались с одной ветки на другую, гонялись друг за другом и цокали. Ориентировочно на дереве было не менее 10–15 белок. Звук, издаваемый белкой, похож на тот, что раздается, когда прутом с силой рассекаешь воздух. Одновременно с цоканьем каждая белка резко дергала хвостом и подпрыгивала. Иногда зверьки бегали друг за другом, но, чуть пробежав, останавливались и вновь начинали цокать.

У меня создалось впечатление, что они играют в салочки, а не догоняют друг друга, чтобы укусить или ударить. Чувствовалось крайнее возбуждение каждого зверька. Временами кто-то срывался с ветки, падал на сучок пониже, пытался ухватиться за него, что не всегда удавалось; иногда какая-либо из белок падала на снег, но тотчас по стволу вновь бежала наверх.

Первое время я укрывался за кустом, но потом подошел метров на десять к самой елке и стоял открыто, и ни одна из белок на меня внимания не обратила, все продолжали цокать и дергать хвостами. Полюбовавшись минут двадцать этой необычной картиной, я ушел с полянки так же тихо, как и пришел, — незваный гость и соглядатай веселой свадьбы.

Второй случай произошел через несколько лет после первого. Я был на глухарином току, тихо двигался по лесу, вслушиваясь в тишину. В отличие от первого случая, дело было в высокоствольном смешанном лесу. Я услышал цоканье и остановился. Вдруг по земле мимо меня, у самых моих ног, пробежали с большой скоростью три белки и, почти не снижая скорости, умчались наверх по стволу осины. Я продолжил движение, оставив их резвиться.

В заключение приведу выдержку из книги А. Брема «Жизнь животных»: «Старые белки спариваются первый раз в марте, молодые же немного позже. Самка собирает вокруг себя в это время до десяти и более самцов, которые вступают за нее в кровавые драки».

Кровавых драк на описанных выше беличьих свадьбах я не заметил, все остальное соответствует описанному Бремом.

Белоснежная свадьба – изысканная роскошь невинности

Когда позади уже осталось волнение, предложение и знакомство с родителями, будущих жениха и невесты волнует вопрос о том, где и как провести свадьбу, чтобы она осталась в памяти на всю жизнь. Конечно же молодых ждут куча советов о том, как и что делать, но вы должны продумать свою свадьбу самостоятельно, так как это ваш день, и он должен быть незабываемым для вас. Все чаще будущие невесты задумываются о тематических свадьбах. Ведь подобные стили бракосочетания стали популярны в США и в Европе, а теперь и российские невесты начинают потихоньку следовать этому примеру. Постарайтесь выбрать вместе со своей второй половиной цвет вашей свадьбы, ведь главное, чтобы он устраивал вас двоих. Еще немало важным будет время года, которое вы выбрали для своего торжества. К примеру, летом хорошо брать за основу яркие тона: зеленый, персиковый, малиновый и т.д. Осенью будут уместны теплые тона: золотой, оранжевый или коралловый. Зимой хорошо смотрятся такие цвета как: кремовый, синий, белый, они с легкостью сочетаются с металлическим цветом. Если вы решили устроить тематическую свадьбу зимой, то белый цвет и это время года поможет вам перенестись в сказку и подарить своим гостям сказочную атмосферу, которая будет оригинальной, неповторимой и ваша белоснежная свадьба будет незабываемой.

Если вы решились на тематическую белоснежную свадьбу, то вам не стоит переживать, что свадьба будет скучна. Белый цвет дарит нам ощущения чистоты, нежности, хрупкости и конечно же романтики. И если вы решили, что это устаревшая классика, то мы вас постараемся в этом разубедить.

Каждая свадьба начинается с подготовки приглашений для гостей на свадьбу. Приглашения должны быть в белоснежном цвете. Очень хорошо будут смотреться на приглашениях бусинки, ленты или же кружево.

Наряды молодых

Подбирая наряд для невесты придерживайтесь строго белого цвета, не стоит добавлять каких-либо лент и бантов другого цвета. На свадебном платье будут уместны кружева и цветы белого цвета. Для жениха вы также можете подобрать белый костюм или же классический черный. Не думайте, что черный цвет как-то испортит стиль вашей свадьбы. Также хорошо будет смотреться белый букет в руках невесты. Постарайтесь, чтобы ваш белоснежный стиль был и в нарядах подружек невест. Еще вы можете попросить своих гостей о том, чтобы они придерживались в своих нарядах главного цвета. Наша природа очень богата белыми цветами, поэтому проблем у флористов с букетом быть не должно.

Заранее продумайте украшение для свадебного кортежа. Не важно какая модель будет у вашей машины, главное, чтобы были белые цветы и ленты, но если вы финансово готовы к заказу дорогих моделей, то лучше потратиться. К примеру, если у вас свадьба поздней весной или осенью, то эффектно будет смотреться белоснежный кабриолет для жениха и невесты. Для любителей классики подойдет лимузин или мерседес. И для тех, кто любит большие машины, то можно заказать белый джип. Не думайте, что большие машины могут как-то отрицательно сказаться на стиле вашей свадьбы, вовсе нет. Да и на фото это будет смотреться замечательно.

Оформление зала

Если ваше торжество отмечается летом, то уместным будет шатер на зеленой полянке, который к вечеру будет освещен золотыми огоньками. Если же вы отмечаете в ресторане, то позаботьтесь, чтобы на праздничном столе была белоснежная скатерть, белая посуда и салфетки, столовые приборы вы не найдёте белого цвета, но классический цвет у приборов не испортит всю атмосферу. На столы можно поставить небольшие вазочки с белыми цветами. Зал также следует украсить с помощью лент, кружево, белых шаров и цветов. Стулья, на которых будут сидеть гости тоже стоит украсить в белом цвете. Обратите внимание на люстру в зале. Если она не совсем сочетается с вашей тематикой, то не забудьте ее украсить. Интересно будет смотреться большой белоснежный бант на спинке стула. Постарайтесь, чтобы любой аксессуар не остался без внимания.

Праздничное меню

Конечно же многие думают и о праздничных блюдах, так как ваша свадьба проходит в белоснежном стиле, то от черного шоколада и ярких фруктов придется отказаться. Зато вы смело можете заказать оригинальные печенья белого цвета и конечно же самым главным десертом на любой свадьбе будет торт в белоснежном стиле. Не стоит торт украшать каким-то еще цветом, он должен быть слепяще-белым, чтобы при полумраке он притягивал внимание гостей. Заранее объясните кондитеру тематику вашей свадьбы.

Очень хорошо будут смотреться на торте большие белые цветы например, лилии, или ленты и бусинки разных размеров. Еще можно удивить гостей тем, что снаружи торт белый, а в разрезе он может быть темным или полосатым. На стол помимо торта стоит подать зефир, белоснежное безе и конфеты из белого шоколада ручной работы — это будет очень оригинально.

Завершить праздник лучше салютом, который будет включать в себя ярко белые и золотые цвета.

Видео по теме статьи:


Расскажите подружкам

Поддержите проект Womee, ведь мы вкладываем в него всю душу — поделитесь статьей с подружками нажав на одну из кнопок ниже

Традиционная белорусская свадьба — последовательность обрядов

Белорусская свадьба имеет свои традиции и обычаи, корни которых уходят в глубину истории. Ни одно действие свадебного обряда не было случайным или внеплановым. Белорусы трепетно относятся к традициям народа и при приготовлении современных свадеб, как и в прошлые века, тщательно продумывают все этапы, начиная от сватовства и заканчивая послесвадебными ритуалами.

Многие уверены, что традиции свадьбы в Белоруссии помогают сделать молодую семью крепкой и дружной, а также помогают сохранять знания и опыт предков.

Какие требования предъявлялись к молодым

Если учитывать древние обряды, то согласно законам в брак могла вступать только невинная и целомудренная девушка. Данный признак говорил об общественном признании и уважении в дальнейшем. А если девушка обманывала супруга и родню, то по поверьям всех родственников семей ждет череда проклятий и неурядиц.

Иногда неприятности насылались на целые деревни. Поэтому традиция выставлять простыню на всеобщее обозрение после первой брачной ночи до сих пор сохранилась в стране в ряде деревень.

Еще одна традиция заключалась в разбивании молодыми горшков из глины после первой брачной ночи. При разбитом горшке можно было говорить о невинности молодой. В противоположном случае расплачивалась за ошибки не только невеста, но и ее родня. В знак наказания выступали следующие ритуалы:

  • гости могли разломать печь или разбить посуду;
  • родне молодой могли надеть хомут на шею и водить по деревне в знак всеобщего презрения;
  • стены и ворота мазали чем-нибудь неприятным, например, дегтем;
  • обливали грязью в буквальном смысле родню.

Саму провинившуюся невесту сажали на коня задом наперед и в таком виде отправляли обратно в родительский дом.

Но требования предъявлялись не только к невесте, но и к жениху. Традиции Белорусской свадьбы предполагали, что каждый парень в возрасте 16 лет должен внести своеобразную плату в размере 1 рубля. Только после этого его допускали в общество остальных и разрешали знакомиться с молодыми девушками.

В то время для молодых людей сумма была значительной и если ее не было, то ни о каком знакомстве речи идти не могло. Дело в том, что в прежние времена общество строго делилось на бедняков и зажиточный слой. Если предполагаемая пара была из разных слоев общества, то обычно брак считался недопустимым.

Подготовка к свадьбе семьи жениха

В назначенный день у родни с обоих сторон было много хлопот. Например, задачей родителей юноши было украшение повозок, причем первая должна особенно выделяться, в ней традиционно сидел жених. Дугу наряжали особым образом, к декору добавлялись ветки хвойных пород деревьев. Ленты выбирались белых и красных цветов. Белые считались символом целомудренности, а красные символизировали переходный этап в жизни молодых.

Колокольчики считались важным элементом декора. Самый большой вешался посередине дуги, а несколько поменьше с краю. Звон колоколов во время движения повозки являлся сигналом деревне о важном и праздничном мероприятии. Кроме того, колокольный звон являлся сильной защитой от нечисти и магического негативного влияния со стороны возможных завистников.

После проведения обрядов с повозкой приступали к сбору праздничного стола. Его ставили в центр дома жениха и украшали белой скатертью. На него ставился хлеб с водой, а также зажигалась громичная свеча. Отец жениха должен был повязать руки сына особым платком, после чего трижды обвести вокруг стола и провести к порогу дома.

В обязанность матери входило дать сыну свое благословение с зажжённой свечой и иконой в руках. Традиция предполагала, что свеча бралась с собой как амулет от злых сил, а иконы оставлялись для защиты дома жениха. Сват должен был взять с собой сладости, финансы, алкогольные напитки и прочие подношения. После церемоний в повозке усаживались обычно в таком порядке:

  • жених;
  • сват;
  • приглашенная молодежь;
  • крестная;
  • брат по крови;
  • лучший друг молодого;
  • сопровождающие процессию музыканты.

Несмотря на большое количество забот со стороны жениха и его родителей, у невесты был не менее трудный период в эти дни.

Подготовка к свадьбе семьи невесты

У невесты перед свадебной церемонией было также огромное количество обязанностей и хлопот. Угощения обычно собирала родня девушки. Подружки одевали невесту в специально выбранном доме. При этом, он должен был находиться на стороне родни молодой. А традиции предполагали при этом, чтобы жених проехал мимо выбранного дома.

Также запрещалось наряжать молодую невесту в доме с неполными семьями или там, где были вдовы или вдовцы. Основной критерий при выборе дома-наличие крепкой и дружной семьи. Экипировка молодой невесты включала в себя такие элементы, как сапожки, платье, красочный яркий пояс и лента, которой обвязывали талию женщины. Фата также присутствовала и она была важным атрибутом, который включал в себя следующие элементы:

  • она должна была скрывать лицо невесты;
  • сверху должен был быть надет венок из цветов.

При этом, венки изготавливались по особым традициям. Часть цветов делали при помощи лент и обычной бумаги, некоторые были настоящими. Основой для венка служил картонный круг. Из полевых цветов обычно вплетали защитные вроде мяты, барвинка, руты и калины. Основное значение мяты заключалось в сиротстве невесты, потому без повода ее не вплетали. Венок надевала исключительно невинная девушка.

Белорусский этап сватовства

Сватовство считается первичным этапом свадьбы. В Белоруссии свататься принято по определенным счастливым дням, а именно субботам, вторникам и четвергам. Свататься приходило минимум 3 человека, максимум 6. Это были братья с сестрами, а также родные и крестные.

Жениха не допускали до обряда, поскольку нередко невеста могла отказать в свадьбе, а молодому человеку такое слушать будет как минимум неприятно, да и на репутации и самооценке отказ сильно отразится в негативном ключе. Более мудрые родители перед этапом сватовства сперва присматривались к исходным отношениям между молодыми и делали соответствующие выводы о возможности брака и счастье будущей семьи.

Сватам запрещалось приходить с пустыми руками, потому они обыкновенно приносили с собой дары в виде алкоголя, караваев и прочих приятных подношений. Обряд начинался с шуток, чтобы разрядить обстановку. Далее родители принимали решение о том, отправить сватов обратно или дать им шанс влиться в семью.

После согласия родителей невеста должна была сказать свое слово. При положительном ответе сватами и родственниками выпивалась бутылка алкоголя, в частности, вина. При отказе невесты сваты могли забрать свои дары назад. Сваты могли отомстить отказавшей девушке, если главный из них разбивал об калитку бутылку с алкоголем. По поверьям, в таком случае отказавшая могла и вовсе не выйти замуж.

Как выбиралось время для свадебной церемонии

Если учитывать, что Белоруссия — это православная страна по большей части, то логично предположить, что такие увеселительные мероприятия не рекомендовались в период постов, особенно четырех великих:

  • Успенского;
  • Великиго;
  • Петровского;
  • Рожденственского.

Также были особенные даты, в которые не рекомендовалось проводить торжество. Например, май месяц, канун любого церковного праздника, во вторник и четверг, а также неблагоприятным считался для свадеб високосный год. Но помимо неблагоприятных периодов существовал обычай, который не рекомендовал проводить свадьбы в течение года после смерти родственника любой степени родства.

Наиболее благоприятными временами для проведения свадебных торжеств считались следующие периоды:

  • с конца августа до Рождественского посла. Исключение — специальная поминальная неделя;
  • время от Крещения до праздника Масленицы. Иначе он назывался зимним Мясоедом.

Исключая любой из неблагоприятных дней, семья могла выбрать любое подходящее время свадьбы на свое усмотрение по согласованию друг с другом.

Этап смотрины: традиции и особенности

После удачно проведенного первого этапа, в дом к молодой невесте приезжает будущий муж с родней. Задача молодых- продемонстрировать собравшимся свои таланты и умения, а также красоту. Именно из-за этого ритуала традиция получила название Смотрин. после чего мать жениха должна ознакомиться с приданным невесты. Процесс смотрин обычно сопровождается песнями и весельем

Что такое рукобитье

Данный этап очень важен в процессе смотрин. В простонародье это называется запой. После него ни одна из сторон не могла отказаться от проведения свадьбы. Особенный шарм традиции придает факт того, что жених с невестой не принимали участия в мероприятии. Невеста могла выражать эмоции как психологически, так и словесно, а вот жених должен был молчать. речь за него говорили сваты.

Проведение девичника в Белоруссии

Традиционно после венчания субботним днем невеста устраивала девичники. В стране событие имело свое название — суборная суббота. осле получения благословения от родителей молодой, подруги должны были вместе сплести свадебный венок.

Характеристики венка следующие: яркий цвет, плотность и круглая форма. Характеристики венка соответствуют качествам жизни молодой семьи в будущем. После плетения венка подруги приступали к созданию украшений для пары, а также для самих себя. В вечернее время дом посещал жених с дружками.

Обязанности одного из них-это передача подарков молодого для невесты. Только после соблюдения традиции молодых людей могли пустить в дом. А жениху еще и приходилось заплатить выкуп для возможности повидаться с невестой. Мальчишники в Белоруссии не настолько распространены, как в России.

Нюансы проведения свадебной церемонии

Основная традиция свадьбы в стране — это выпечка традиционного каравая. Он пекся в доме обоих сторон. В традиции принимали участие только замужние молодые девушки, а также особым почетом пользовались беременные, присутствовавшие при изготовлении караваев. К караваю не подпускались близко незамужние, вдовы, а также женщины замужние, но бездетные.

После подготовки жениха к поездке за молодой его выводили во двор. Там уже его ждал стол, который был заранее подготовлен и устлан белой льняной скатертью. Отец перевязывал руки сыну специальным полотенцем и и трижды обводил вокруг стола. Затем у порога ему давали икону. После того, как сын получит материнское благословение, он отправляется за невестой.

У невесты дома тоже занимались важными приготовлениями. Старшее поколение женщин готовили на стол, а молодые помогали наряжать молодую. Свадьба в Белоруссии предполагает, что еду на церемонию не стоит готовить в доме молодой. Для этих целей подбиралось жилье, которое было на стороне дома жениха. В нем не должно было быть никаких смертей, разведенок, вдов и пожароопасных ситуаций.

Особенно ответственно подходить к подготовке внешнего вида самой невесты. В обряд входил подбор и надевание одежды, сбор фаты, заплетание косы, а также перевязывание талии особым поясом, как говорилось выше. После полной подготовки молодой проводился шумный и веселый выкуп. После удачной сделки жених забирал «живой товар» в свой дом и проводилось там же небольшое застолье. После чего путь молодых лежал в храм.

После посещения парой храма они становились на рушник, оставляя своеобразный дар или откуп. Это были пара медных пятаков и пояс красного цвета. Во время этапов венчания и регистрации невесте полагалось стоять слева от жениха, как бы возле его области сердца.

После этапа венчания молодые должны посетить местное кладбище, отдавая дань предкам. После завершения официальной части торжества начинался трехдневный пир. После его окончания спустя 9 дней делалось застолье для родителей и старшего поколения. Если была возможность, то застолье проводилось в день свадьбы, но из-за большого количества хлопот молодые часто не успевали совершать обряд вовремя, потому дата переносилась. После застолья родителей начинался медовый месяц, который длился с девятого по сорок пятый день.

Прочие свадебные традиции Белоруссии

Выбранное свадебное платье должно соответствовать определенным требованиям, например, оно должно прикрывать ноги, руки, плечи и грудь. В среду покупалось платье, а в пятничный день-туфли к нему. Запрещалось давать платье другим девушкам. В слои платья могли спрятать охранные иконы, в подол булавки, в туфли клали листья рябины, а в карманы ее плоды.

Немалое внимание уделялось подготовке фаты, которая считалась сакральным предметом помимо эстетического. Свекровь должна после свадебного торжества подойти к невесте, лично снять фату и поместить на ее место платок в знак принятия молодой девушки в новую семью.

Интересные обычаи существовали и в случае с кольцами. Мужу предназначалось из золота, а жене из серебра. Эти металлы считались символом Луны и Солнца, соединившихся в едином месте. Рисунки и надписи, в отличие от современного варианта колец, не особо допускались.

После приготовлений традиционно молодую пару встречали караваем с медом или медовухой. Молодые должны были выпить водки, а остальное вылить через плечо. После чего молодожёны были должны поцеловать каравай и поклониться родителям в пояс, но в некоторых деревнях вставали на колени.

Даже к столу они подходили по-особому, приходили по часовой стрелке, а уходили против ее движения. Столовые приборы для новоиспеченной семьи готовили одинаковые. Для увеличения количества здорового потомства молодые съедали одной ложкой яичницу. Во время свадебного гулянья и танцев пара разлучаться не должна. В некоторых обрядах священники порой связывали руки молодым с целью на время торжества обезопасить их, чтобы никто не прошел между ними и не посеял раздора. А при помощи слова «Горько», которое кричали и до сих пор кричат на свадьбах, призвано чтобы уберечь пару от влияния злых сил.

Сегодня Белорусская свадьба считается смешением не только традиций предков, но и частью личного вклада молодого поколения. Что делает наследие предков более современным и разнообразным, но при этом не забывается.

Вот коротенькое видео, которое продемонстрирует как проходит свадьба в современной Белоруссии.

Источники:

http://lady.tut.by/news/everything/233604.html
http://news.tut.by/society/435498.html
http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2014/06/19/641678-belichi-svadbyi.html
http://womee.ru/belosnezhnaya-svadba/
http://psvadba.ru/belorusskaya-svadba.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector