1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Античные амазонки

Античные амазонки

АМАЗОНКИ И АМАЗОНОМАХИЯ

Амазонками в греческой мифологии называлось племя женщин-воительниц и наездниц. Эти женщины были искусны в стрельбе из лука и верховой езде. Считалось, что они происходят от бога коварной, вероломной войны Ареса и Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, и поклонялись богу войны Аресу и богине охоты Артемиде. Жизнь свою проводили в битвах. Амазонки обитали на реке Фермодонте, у города Фемискира, в северной части Малой Азии. Считалось, что они обосновались там после того, как пришли с Кавказа. Кроме Малой Азии, обитали в районе Меотиды (Азовское море) и даже в Ливии.

Амазонки были мужененавистницами и терпели мужчин исключительно ради продолжения рода. Раз в год они вступали в браки с чужеземцами или соседними племенами, отдавая затем на воспитание отцам или убивая мальчиков и оставляя себе девочек.

Вооружены амазонки были луком, железным боевым топором, легким щитом. Сами изготовляли шлемы и одежду. У них была боевая конница, которой еще не существовало у других народов.

Слово “амазонка” якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек правую грудь для более удобной стрельбы из лука и натягивания тетивы. Впрочем, наименование “безгрудые (бессосцовые)” ничем не подтверждено.

Амазономахией называется борьба греков против амазонок. Фрагменты этой борьбы изображались в VI – VII веках до нашей эры на греческих вазах и рельефах, в частности на метопах (прямоугольных плитах) сокровищницы афинян в Дельфах, барельефе афинского Парфенона, фризах и фронтонах ряда храмов. В мифах о борьбе амазонок с олимпийскими героями отразилось противоборство греков с племенами, стоящими еще на ступени матриархата.

Римский историк Корнелий Тацит писал: “Ведь старина, вымысел и чудесное называется мифами, история же – будь то древняя или новая – требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные”.

Сказания об амазонках изобилуют яркими событиями. Следует, однако, сказать, что эти события, изложенные такими авторами древности, как Гомер, Пиндар, Софокл, Еврипид, Павсаний, Плутарх, Овидий, Вергилий, Аполлодор, Диодор Сицилийский, содержат множество противоречий. Давая краткий обзор мифических событий, мы будем придерживаться наиболее распространенной версии их изложения.

Против амазонок сражался Беллерофонт, один из главных героев старшего поколения. Царь Ликии Иобат дал Беллерофонту одно за другим опасные для жизни поручения. Выполняя третье из них, Беллерофонт уничтожил вторгшихся амазонок. Об этом упоминает Гомер в поэме “Илиада” (песнь шестая). Там же Гомер пишет о войнах фригийцев с амазонками (песнь третья).

Любимейший герой греческих сказаний Геракл совершил 12 своих знаменитых подвигов на службе у Эврисфея, получившего власть над Пелопоннесом. Девятый подвиг состоял в том, что Геракл добыл волшебный пояс царицы амазонок Ипполиты. Этот пояс Эврисфей приказал добыть по просьбе своей дочери Адметы. Ипполита согласилась добровольно отдать пояс Гераклу, прибывшему на корабле в город амазонок Фемискиру. Но верховная олимпийская богиня Гера, приняв облик одной из амазонок, напугала остальных известием, будто чужеземцы пытаются похитить Ипполиту. Амазонки с оружием, вскочив на коней, бросились на помощь царице. Геракл, решив, что нападение коварно подстроено Ипполитой, убил ее, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, погрузился на корабль. Приплыв в Микены, Геракл отдал пояс Ипполиты Эврисфею. Фрагмент сражения Геракла с амазонками изображен на кубке афинского гончара Клеофрада, хранящемся в Париже. Между прочим, некоторые современные авторы считают Геракла историческим лицом.

Величайший герой Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны. Будучи царем Афин, он предпринял поход на Фемискиру и захватил в плен царицу амазонок Антиопу. Привезя ее в Афины, он женился на ней. От этого брака у Тесея остался сын Ипполит, впоследствии герой. Амазонки, желая освободить царицу и отомстить Тесею, вторглись в Аттику и осадили ее главный город Афины, но были разбиты у холма Ареса в местечке, названном Амазонией. Во время битвы Антиопа была убита стрелой амазонки Молпадии, а ту убил Тесей. Похищение Тесеем Антиопы изображено на амфоре Мизона, находящейся в парижском Лувре. Заметим, что мифологический герой Тесей приобрел черты легендарно-исторической личности, действовавшей приблизительно в XIII веке до нашей эры.

В Троянской войне амазонки после смерти Гектора выступили на стороне троянцев против греков. В одном из сражений прекрасная царица амазонок Пенфесилея была убита в поединке с одним из величайших и храбрейших героев Троянской войны Ахиллом. Он был очарован красотой умирающей Пенфесилеи, что вызвало насмешки Терсита, и был тут же на месте убит Ахиллом. Сцена смерти Пенфесилеи изображена на кубке V века до нашей эры, хранящемся в Мюнхене (так называемая чаша вазописца Пенфесилеи).

В более поздних сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, якобы посетившей македонского царя Александра Великого, чтобы иметь от него детей.

Амазонкам приписывали основание прибрежного города Эфеса в области Кария (на юго-востоке Малой Азии) и постройку близ этого города знаменитого монументального храма в честь богини Артемиды (Дианы). В 356 году до нашей эры этот храм был сожжен Геростратом с целью прославиться, но вскоре был восстановлен и причислен к семи чудесам света. Для украшения храма Артемиды в Эфесе в V веке до нашей эры были выполнены скульптуры раненых амазонок в конкурсном состязании греческими скульпторами Поликлетом, Фидием, Кресилаем и Фрадмоном.

АМАЗОНКИ И САРМАТЫ

Древний историк Геродот в своей “Истории” передает легенду о происхождении “женоуправляемых” савроматов.

Греки, победив амазонок в битве при реке Фермодонте, впадающей в Эвксинский Понт (Черное море), отплыли, погрузив на три корабля столько амазонок, сколько могли взять в плен. В море пленницы восстали и перебили своих врагов. Но так как амазонки не были знакомы с устройством кораблей, не знали, как пользоваться рулем и парусами, и не умели грести, корабли оказались во власти волн и ветра. Их принесло к берегам Меотийского озера (Азовское море) на земли скифов. Сойдя с кораблей и пройдя берегом моря, амазонки встретили табун лошадей. Они похитили его и начали верхом на лошадях грабить страну скифов, что было для амазонок более привычным делом, чем управление кораблем в море.

Ираноязычные скифы не знали языка амазонок, не видели раньше их одежды и не понимали, откуда пришло незнакомое племя. Думая, что незнакомцы – это мужчины юного возраста, они вступили с ними в битву. Но, завладев трупами своих врагов, они поняли, что сражались с женщинами. Поэтому скифы решили больше не воевать с чужеземками, а послать к ним самых молодых своих мужчин числом, приблизительно равным количеству амазонок. Молодые скифы должны были встать лагерем вблизи них и уклоняться от боя. Целью скифов было вступить в браки с чужеземками и получить от них детей.

Когда амазонки поняли, что юноши не имеют злого умысла, перестали обращать на них внимание. С каждым днем скифы стали приближать свой лагерь к лагерю амазонок, ведя одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

В полуденный час амазонки расходились по одной или по две. Скифы стали делать то же самое. Однажды юноша приблизился к одинокой амазонке и она не оттолкнула его, а позволила вступить с ней в связь. Затем женщина показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого и там их будет ждать первая амазонка с подругой.

На другой день встреча двух пар состоялась. То же самое произошло и с остальными юношами, приручившими остальных амазонок. В конце концов скифы и амазонки, соединив лагери, стали жить вместе супружескими парами. Мужчины не смогли выучить язык женщин, но жены усвоили язык мужей. Тогда мужчины сказали, что у них есть родители и что они предлагают уйти к своему народу вместе с женами-амазонками. Женщины же ответили, что не смогут жить вместе с женщинами-скифами, так как имеют разные жизненные обычаи. Амазонки стреляют из лука, мечут дротики, ездят верхом и не обучены женским работам, в то время как женщины-скифы, оставаясь в повозках, занимаются лишь женским трудом и не охотятся. Поэтому амазонки предложили своим мужьям получить у родителей часть своего имущества и затем, оставшись с женами-амазонками, отделиться от своего народа.

Юноши выполнили этот наказ. Получив причитавшуюся им часть имущества и вернувшись назад, они услышали от своих жен новое предложение: уйти из этой земли, где амазонки произвели столько опустошений, и поселиться, перейдя реку Танаис (Дон), на новой земле. Так оно и произошло. Перейдя Танаис, они прошли к северу на расстояние трех дней пути от озера Меотиды и заселили новую местность. Произошло это переселение в V веке до нашей эры. Жены-амазонки продолжали придерживаться древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и участвуя в войнах. Они носили ту же одежду, что и их мужья.

Так произошло племя савроматов, или сарматов, как их называют более поздние античные авторы. Сарматы пользуются видоизмененным скифским языком. Относительно брака у них установлено правило: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из женщин, не способные выполнить это требование, умирают в преклонном возрасте незамужними.

Сарматы обитают в задонских и поволжско-уральских степях. Земли обитания сарматов, по сообщению Геродота, раскинулись к северу от угла Меотиды на пятнадцать дней пути, то есть приблизительно на 480 километров.

Читать еще:  Туда, где живут щуки

Рассказ Геродота так бы остался красивой легендой, если бы археологические данные не подтвердили его. В женских погребениях сарматов, как и в мужских, археологи К.Ф.Смирнов и другие находили оружие и конское снаряжение, свидетельствующее о захоронении лошади.

Интересны в связи с этим сведения, высказанные историком Псевдо-Гиппократом, который в своем трактате “О воздухе, водах и местностях” пишет: “В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его – савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход”.

Современные ученые пришли к выводу, что у сарматов существовали некоторые пережитки матриархальных отношений. Сарматы, иранский народ, кочевавший к востоку от Дона, постепенно распространились на запад до низовьев Дуная, вытеснив родственные им племена скифов. К сарматскому племени относятся аланы, жившие к востоку от Дона предки современных осетин, кавказского народа иранского происхождения. Не исключено, таким образом, что в жилах современных осетин течет частица крови легендарных античных амазонок.

Где жили амазонки, какое носили оружие и откуда пришли?

Амазонками древние греки называли воинственное племя, состоявшее исключительно из женщин. Они выходили в походы под предводительством своей царицы и создали собственное воинственное государство. Для сохранения рода амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали к их отцам, а по другой легенде — попросту убивали, девочек же оставляли у себя и воспитывали из них воительниц-амазонок. Их обучали сельскому хозяйству, охоте и искусству войны.

Происхождение

Происхождение слова «амазонка» не очень понятное — то ли от персидского слова «воин», то ли от греческого, переводимого как «без мужа», «незамужняя».

Среди греков была популярна другая версия — от а… без + mazos грудь. По древним сказаниям, для удобства стрельбы из лука амазонкам еще в детстве выжигали правую грудь. Однако те же греки в своих произведениях искусства представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и лук у степных народов, как говорят историки, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха.

Если верить древнегреческому историку V века до нашей эры Геродоту, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида — так древние греки называли Азовское море. Геродот сообщал, что сарматы были потомками амазонок и скифов и что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». Также Геродот сообщает, что у сармат «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении». После изучения скифского языка они согласились жениться на скифских мужчинах при условии, что они не будут обязаны следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, сарматы боролись вместе со скифами против персидского царя Дария в V столетии до нашей эры.

Где амазонки жили

Об амазонках пишут и римские историки. Цезарь напомнил Сенату о завоевании амазонками значительных пространств в Азии. Амазонки совершили успешный набег против малоазиатских стран Ликии и Киликии, о чем упоминает историк Страбон. Филострат размещает амазонок в Таврии. Аммиан — к востоку от Танаиса (Дона) по соседству с аланами. А Прокопий говорит, что они живут на Кавказе. Более оригинален римский историк Диодор Сицилийский, который усматривает в амазонках потомков атлантов и пишет, что они живут в западной Ливии. А вот Страбон демонстрирует скептицизм относительно их историчности. Но позже некоторые Отцы Церкви говорят об амазонках как о вполне реальном народе.

Есть сведения, что амазонки жили в Понте (ныне эта историческая область является территорией Турции, а точнее, ее черноморским побережьем). Там они сформировали независимое государство, одной из правительниц которого была Ипполита, чье имя переводится как «свободная, необузданная кобыла». Возможно, такое обозначение амазонки считали комплиментом.

Амазонки, по легендам, основали много городов, среди них Смирна, Эфес, Синоп и Пафос.

Где воевали и первые упоменания

Амазонки впервые появляются в греческом искусстве архаичного периода в сюжетах, связанных с несколькими греческими легендами. Они вторглись в Ликию, но были побеждены Беллерофонтом. В гомеровской «Илиаде» упомянута могила Мирин; согласно древнегреческому историку Диодору, королева Мирин возглавляла амазонок до победного конца войны против Ливии. Они напали на фригийцев, которым помогал Приам. Одна из задач, порученных Гераклу Эврисфеем, состояла в том, чтобы заполучить волшебный пояс амазонской царицы Ипполиты. Еще одна царица амазонок, Пентесилия, участвовала в Троянской войне. Вообще, амазонские воительницы так часто изображались в сражении с греческими воинами, что этот популярный сюжет получил в классическом искусстве даже свое название — «амазономахия». Сражения между афинянами и амазонками увековечены в мраморных барельефах из Парфенона и скульптурах Мавзолея в Галикарнасе.

Некоторые биографы Александра Македонского упоминают королеву амазонок Фалестриду, посещавшую знаменитого завоевателя и даже ставшую от него матерью. Однако этот рассказ другие биографы Александра, в том числе историк Плутарх, считают легендой. В своем произведении он упоминает момент, когда главнокомандующий флотом Александра, Онесикрит, читал эту историю царю Фракии Лисимаху, участвовавшему в походах вместе с Александром. Царь, услышав рассказ о встрече амазонки и Александра, лишь улыбнулся и сказал: «И где я был тогда?»

Вооружение

Да и в произведениях древнегреческого искусства сражения между амазонками и греками фигурируют наравне со сражениями греков и кентавров. Вера в их существование, однако, культивировалась национальной поэзией и искусством. Занятием амазонок была охота и война; их оружием — лук, копье, топор, щит в форме полумесяца и шлем, в раннем искусстве — такой же, как у греческой богини Афины, а в более поздних изображениях — как у Артемиды. На вазах того же позднего времени их платье почему-то наподобие персидского. Они изображались обычно верхом, но иногда пешком.

В эпоху Средневековья и Возрождения амазонок также не забывают и даже приписывают им изобретение боевого топора.

Амазонки в истории мира

В эпоху великих географических открытий в честь амазонок была названа река на Американском континенте. Это случилось в 1542 году, когда путешественник Франсиско де Орельяна достиг реки Амазонки.

Историки Нового времени серьезно относились к столь дружным свидетельствам древних авторов и пытались понять, где и когда могло жить такое племя воинственных женщин. Самые очевидные места их обитания — Скифское государство и Сарматия, в соответствии с «Историей» Геродота.

Но некоторые авторы все же предпочитают искать легендарных амазонок в Малой Азии или даже на острове Крит. Еще в вышедшей в 1911 году энциклопедии «Британика» с немалым сомнением писалось: «В то время как амазонки вполне мифический народ, некоторые видят в сообщениях о них историческую основу».

Предположение, что сказания об амазонках имеют под собой реальную почву, основано на результатах археологических исследований. В частности, изучение сарматских погребений, инвентаря могил сарматок, в которых встречается оружие, говорит о том, что женщины Сарматии действительно участвовали в сражениях.

Археологические свидетельства, кажется, подтверждают существование женщин-воинов, как и активную роль сарматских женщин в военных походах и социальной жизни общества. Погребения вооруженных женщин у сармат включают приблизительно 25 % от общего числа захоронений с оружием.

Возможно, причина такой необычной для древнего мира высокой роли женщины в сарматском обществе объясняется требованиями суровой жизни кочевого народа: мужчины часто уходили в дальние края в поход или на охоту, а женщины в их отсутствие должны были быть в состоянии защитить свой очаг, детей, стада животных и кочевья. Современная археология располагает и изученными захоронениями скифских воинов-дев, погребенных под курганами в области Алтайских гор и Сарматии.

Таким образом, современная наука, кажется, разрешила загадку, волновавшую древних и средневековых историков, сообщавших о воинственных женщинах, перед которыми трепетали древние царства.

Амазонки: между мифом и реальностью

Дошедший до нас образ амазонок прошлого значительно приукрашен влиянием художественных произведений и вымыслов. Многие женщины нашего времени считают этих воительниц образцом гордости и независимости, мужчин же привлекает агрессия и лидерство амазонок. Но такими ли они были на самом деле?

В мировой культуре есть немало сказаний и легенд, которые учёные не могут однозначно назвать мифами. С одной стороны, мифологическая составляющая очень ярко в них выражена, с другой, они слишком реалистичны. К таким относятся и предания об амазонках. А ведь учёные по сей день не могут точно установить, существовали ли эти женщины на самом деле.

Одни из первых упоминаний об этих женщинах относятся к периоду античности, когда историки говорили о племенах воинственных и прекрасных представительниц, рассказывая истории из мифов. Диодор Сицилийский рассказывал о том, что амазонки населяют территории, расположенные далеко за пределами греческих владений. Он подчёркивал их военное искусство, а также не отрицал, что в амазонских поселениях проживают и мужчины. Чаще всего они исполняли роль слуг или рабов, выполняя работу по хозяйству, изготавливая доспехи и разводя скот. Нередко они принимали участие в знаменитых сражениях, при этом подкрепляя силы той стороны, за которую выступали.

Читать еще:  Украина намерена разрешить гражданам короткоствольное оружие

Существует легенда о появлении амазонок на скифских землях. Согласно ей, после поражения в Троянской войне многие представительницы воинственного племени были пленены греками, которые с триумфом возвращались на родину. Воинственных пленниц было настолько много, что они занимали несколько судов. Когда греческие воины потеряли бдительность от головокружительной победы, амазонки воспользовались этим.

Как рассказывает предание, они нашли способ освободиться, после чего просто перерезали всех мужчин на кораблях. Флотилия амазонок долго шла по морю, пока вдали не показалась земля. Несмотря на то, что степи населяли агрессивные скифские племена, амазонки не побоялись противостоять им, после чего и создали своё государство на новой территории.

Другая история говорит о том, что сами скифы не стали оказывать большого сопротивления, поняв, что против них выступают женщины. Истинным желанием этого народа стало объединение с амазонками, дети которых были бы не менее сильными и бесстрашными. Для достижения этой цели скифские племена выбрали наилучших молодых воинов, которых отправили к амазонкам. Те не стали нападать на женщин, а лишь разбили лагерь неподалёку от них.

Несмотря на то, что амазонки вступали в связь со скифскими воителями, они не собирались присоединяться к их народу, так как не хотели терять самобытности. Конечно, это только легенда, не имеющая доказательств. Но и сейчас на Кавказе и у Чёрного моря находят древние захоронения женщин, которые погребены как истинные воины, с доспехами, оружием и конём.

Ещё один рассказ об амазонках принадлежит Плутарху. Согласно мифу, один из легендарных героев, Тесей, путешествовал по Чёрному морю. Когда его корабли причалили к берегам страны амазонок, его встретил радушный приём. Однако сам юноша не оценил гостеприимства. Полюбив местную царицу, он увёз её с собой, забрав на корабль силой.

После этого соратницы похищенной отправились вслед за Тесеем. К моменту битвы у стен Афин, где встретились противоборствующие стороны, царица приняла сторону своего мужа. Увы, она же и пала в бою. Таким образом, преследование и само сражение не принесло ничего, кроме раздора и потерь обеим сторонам. Смерть царицы образумила воинов, которые заключили хоть и весьма хрупкое, но перемирие.

Впервые название племени, «амазонки», использовал Геродот. Слово это обозначает «лишённая груди». Определение это весьма спорное. Кто-то склоняется к тому, что воительницы выжигали одну грудь, чтобы было проще стрелять из лука. Другие исследователи опираются на то, что о подобных дефектах во внешности не упоминается ни у кого из «летописцев» прошлого.

Возможно, такое определение амазонки получили за нежелание самостоятельно растить детей, в том числе, и кормить их грудью. Чаще всего новорождённых сразу же приучали к молоку кобылиц, которые активно приручались амазонками. Кроме того, подобный обычай иногда практиковался у сарматов, живших в степях по соседству с этими грозными женщинами.

В более поздних мифах амазонки предстают и вовсе дикими и жестокими. Им приписывают агрессию и ненависть к мужчинам, которые нужны были лишь для продолжения рода. Когда же рождался мальчик, это считалось бедствием, после чего младенца сразу же топили в огромной бочке.

Где в этих историях правда, где – ложь, неясно. Помимо этого, сказания об амазонках принадлежат лишь древнегреческим авторам. Возможно, это только греческий вымысел, а, быть может, — реально существующее племя, с которым приходилось сталкиваться греческим мореплавателям.

И всё равно в курганах, что расположены на территории нынешних России и Украины, нередко находят мужчин с предметами быта (что более свойственно женским захоронениям), а также женщин с оружием. Кроме этого, вооружение этих дам заслуживает особого внимания. Часто кинжалы или копья имеют более изящную форму и более тонкую рукоять, что явно делалось не для широкой мужской ладони.

Нередко в женских могилах находится и полный колчан стрел, что говорит о важности этих принадлежностей в загробной жизни умершей. Это значит, что и при жизни женщина была воином. Кроме этого, часто археологи обнаруживают останки женщин, пронзённых стрелами, с увечьями, которые можно было получить лишь в бою, а не при набеге врагов, истребляющих всех на своём пути.

Скорее всего, пройдёт ещё немало веков прежде, чем человечество поймёт, существовало ли это племя на самом деле. А, быть может, секрет этот амазонки навсегда унесли с собой, оставшись в воспоминаниях и мифах не только превосходными воинами, но и загадочными женщинами.

Амазонки: женщины-воины или древний миф?

Действительно ли женщины-воины, Амазонки Антиопа и Ипполита, принадлежали к вымершему матриархальному обществу? Либо они просто вымышленные персонажи, изображенные в мифах Древней Греции? Истории о красивых и кровожадных женщинах-воинах, мечущихся как молнии по засушливым полям сражений, рассказываются и пересказываются на протяжении уже более тысячи лет многими мировыми культурами.

Греческие мифы полны рассказами об амазонках, их подвигах, любовных делах и сражениях с олимпийскими богами – Зевсом, Аресом и Герой. Амазонские воительницы погибали на полях сражений троянской войны. Гомер и Гиппократ описывали этих жестоких воинственных женщин, равно как и греческий историк Геродот.

В наемниках у западноафриканского королевства Дагомея был легион так называемых Амазонок, которые смогли завоевать города для короля Агадья (Agadja) на протяжении 1600-х годов. Как гласят легенды, Южноамериканская река Амазонка была названа испанским путешественником Франсиско де Орельяна в честь племени женщин-воительниц, которых он встретил на ее берегах.

Согласно греческой мифологии, Амазонки являлись потомками бога войны Ареса и морской нимфы Гармонии. Они поклонялись Артемиде, богине охоты, а территория, где жили Амазонки, всегда оставалась спорным вопросом. Геродот считал, что эти женщины-воины проживали в широких степях Южной России. Согласно же другим легендам, Амазонки жили во Фракии либо же вдоль гряды Малого Кавказа на севере Кавказской Албании. Река Фермодон, находящаяся в Малой Азии, сегодня — черноморское побережье Турции, можно назвать наиболее часто упоминаемым местом обитания Амазонок.

Место обитания амазонок на карте 1770 год

а

Общество Амазонок было строго матриархальным. Мужчины использовались воинственными женщинами только в качестве оплодотворителей и рабов, исполняющих женскую работу по дому. Внешность мужчин специально уродовалась, дабы предотвратить бунты против своих хозяек и пресечь все попытки сбежать. Если в племени Амазонок рождались младенцы мужского пола, то их либо отдавали в соседние племена, либо вовсе убивали.

С самого раннего возраста Амазонки обучались военному ремеслу. Некоторые легенды повествуют о том, что в подростковом возрасте правая грудь молодой Амазонки прижигалась либо удалялась полностью ее матерью, дабы, достигнув совершеннолетия, та могла более сноровисто владеть луком и бросать копья. Впрочем, эту легенду опровергают эксперты, которые утверждают, что Амазонки не обладали достаточными познаниями в области медицины и не могли предотвратить обширное кровотечение и излечить инфекцию, если таковые радикальные увечья действительно имели место быть.

Согласно древним мифам, Амазонки были первыми, кому удалось приручить лошадей и научиться на них ездить. Они были бесстрашными и опытными воинами, как верхом, так и в качестве пехоты и их называли основными врагами греческой армии. Амазонки посвятили себя бесконечным часам обучения искусству войны и владели различными видами оружия, среди которого были луки, копья, а также двуручные боевые топоры.

Один из самых живучих греческих мифов об Амазонках, рассказывает о царе Еврисфее, который поручил Гераклу украсть у царицы Ипполиты золотой пояс – подарок бога Ареса. Вместо того, чтобы атаковать армию, располагавшуюся вне их города, Амазонки напротив очень гостеприимно приняли их. Ипполита и Геракл полюбили друг друга. Ревнивая богиня Юнона, которая сама любила Геракла, распространила ложь о греках, как будто те имеют скрытый мотив похитить царицу Амазонок и потребовать за нее выкуп. Разгорелась кровопролитная битва, было множество потерь с обеих сторон, но, в конечном счете, Геракл одержал победу и вернулся в Грецию с поясом Ипполиты.

Однако, несмотря на множество сказок и мифов, сегодня существует довольно мало конкретных археологических свидетельств того, что Амазонки действительно существовали. Большинство историй об этих воинственных женщинах были сразу же отклонены специалистами как чистая гипотеза либо принятие желаемого за действительное, в том числе под это попадают и записки Геродота, который утверждает, что Амазонки проживали в России и возможно имели связь с расой древних скифов. Однако, недавние раскопки, проводимые русскими археологами, дали новые сведения и могут быть даже доказательствами того, что Геродот, возможно, был прав.

Скифы были народом конных кочевников-воинов, чье происхождение остается загадкой до сих пор, которые жили в Средней Азии примерно в VI-VIII вв. до нашей эры. Согласно имеющейся на сегодняшний день информации, их воители обладали более хитрой военной тактикой, нежели сам Чингисхан, который спустя столетия смог завоевать половину мира.

Но скифы были неграмотными, они не оставили своего языка и другого следа в истории, кроме как больших круглых курганов и разграбленных руин, которые встречаются повсюду в русских степях. Русским археологам удалось найти несколько не разграбленных курганов, но немногие из них содержат в себе остатки того, что специалисты считают скифской знатью. В этих гробницах также содержится множество различных поразительных золотых предметов, как-то: различные украшения, кубки, оружие, броня и многие другие предметы, которые отображают быт скифов.

Геродот писал о скифах как о крайне варварской и кровожадной расе, представители которой снимали кожу со своих поверженных противников, а из их черепов делали себе кубки для питья. Похороны у скифов проходили очень помпезно и кровопролитно. Жена павшего воина и вся его семья умерщвлялись соплеменниками и помещались внутрь кургана, чтобы служить в загробной жизни. Десятки лучших лошадей умерщвлялись и ставились вертикально вокруг кургана.

Читать еще:  В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПЛОДИЛСЯ КАБАН

Новые курганы, которые были недавно обнаружены в окрестностях поселка Покровка, содержат в себе останки женщин, которые, по некоторым сведениям, могли принадлежать к знатному роду. Они были похоронены в полном военном облачении и с набором оружия и другими боевыми предметами. Кости ног одной из женщин имела выгнутую форму, что в свою очередь дало возможность специалистам предположить, что она проводила очень много времени верхом на лошади. Другой же скелет был со стрелой в верхней части груди, что может указывать на то, что женщина могла погибнуть в бою.

Это поразительное свидетельство, кажется, подтверждает ранние теории Геродота о том, что в некоторых культурах женщины были больше в почете, чем мужчины, а в бою и верховой езде им просто не было равных. Другие таинственные места захоронения были также недавно обнаружены в Китае, и их возраст составляет 2000 лет и даже более.

Останки и артефакты, найденные в этих курганах, дают возможность предположить, что в других культурах женщины, возможно, имели мощный социальный вес и занимали высокие военные должности. Каждая из этих женщин, найденных в курганах во время недавних раскопок, может действительно оказаться мифической Амазонкой из греческих легенд. Пока, по правде говоря, ни одна из теорий не имеет прямого доказательства. Но, независимо от результатов, в дальнейшем исследования будут продолжаться и, возможно, правда будет выяснена.

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Легенды об амазонках

Франц фон Штук. Амазонка и Кентавр. 1901

Амазонки – кто они?

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».

Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель».
Считается, что они являлись дочерьми бога войны Ареса и нимфы Гармонии; при этом уточняется, что Арес был не греческим, а фракийским богом, страны, расположенной на востоке Балканского полуострова. Страбон, древнегреческий географ и путешественник, предлагал три этнонима, связываемые им с амазонками: Хелазон, Алазон и Амазон (География, XI, 5,1-4,XII, 3,21-24).Сам Страбон, детство которого прошло у берегов Чёрного моря (в Амазее), склонялся к этнониму Амазон.

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисиппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни амазонок, она завоевывала новые земли для своего нового царства.

Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий царь в то время был ещё ребёнком. Потом амазонки ушли с большой добычей, оставив небольшие гарнизоны в завоёванных городах. Эти гарнизоны были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э.).

Артемида, 4-3 века до н.э., Северо-западное Причерноморье

Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.

Особо почитали амазонки Артемиду-охотницу и ходили в ее свиту, охотились вместе с ней и с нимфами. Также амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса. У амазонок даже проводились свои олимпийские игры, только для женщин, и посвящены они были Гере, а не Зевсу, как у греков.

Армия руководила всей жизнью амазонок – и военной, и мирной. Она была относительно невелика – не более четверти племени, при этом на «солдаток» ложилось множество обязанностей: они должны были постоянно добывать пропитание, защищать племя от врагов, поддерживать свою боевую готовность – и они же продолжали род. Таким образом, самое сильное звено из-за перегрузки оказывалось и самым уязвимым. Поэтому – самым жестоким.

Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.

Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе.

Однако постепенно девы-воительницы стали использовать и мирные способы решения споров. Как правило, весной амазонки на месяц сходились на нейтральной территории с мужчинами из соседних племен, а через положенный срок отдавали счастливым отцам новорожденных мальчиков, оставляя девочек в племени. В книге Диодора Сицилийского описывается, как царица амазонок Фалестра пришла к Александру Македонскому и сказала: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь – забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Неважно, миф это или реальное событие, в любом случае виден «фирменный» подход.

Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали или кастрировали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, бывало, калечили детей мужского пола сразу же после их рождения: они выкручивая им руки и ноги с тем, чтобы сделать их неспособными воевать в будущем против своих «матерей». Этот мотив перекликается с чеченским мифом Пхьармат («Кузнец Страны»), рассказывающим о том, что богиня Очага Ц’иk’ур-нана, супруга бога Пламени и мать Пхьармата, обращалась со своими сыновьями точно так же, как амазонки с новорождёнными мальчиками. У неё было много сыновей, которых она любила. Но случалось, что она жестоко наказывала их за ослушание, кроме самого младшего — Пхьармата, к которому была особенно привязана. Однажды один из её сыновей совершил серьёзный проступок. Разгневанная мать хотела выкрутить ему руки и ноги (kьjgash-kogash tshьra daxa). Пхьармат, бросившийся на выручку брату, прибежал, когда мать уже успела выкрутить тому одну ногу (xa tshьra ma diakxineh). Ему удалось умолить её отпустить несчастного, который с тех пор остался хромым (xonushxa).

Две амазонки убивают мужчину-воина. Древняя мозаика

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).

Амазономахия на древнеримском саркофаге

Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору).

Амазонок можно было победить, только полностью уничтожив их

С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.

Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с древних амазонок.

Франц фон Штук. Раненая амазонка

Упоминания амазонок в разных источниках

Амазонки обосновались в Фемискрее, на реке Фермодон (вероятно, Терме Кей в современной Турции).
Амазонки первыми стали подковывать лошадей и использовать железо.
Лисий. Погребальная речь, 4

Битва амазонок с Беллерофоном (легендарный греческий герой, владелец знаменитого крылатого коня Пегаса, подаренного ему Афиной).
Аполлодор. Хроника греческой истории, Книга 1, 2.3
Гомер. Илиада, 6.219
Пиндар. Олимпик, 13.91 и 130
Плутарх. Мораль, 17.248
Плавание Аргонавтов мимо земель амазонок на пути в Колхиду.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/old/article/2001/05/01/109862-antichnyie-amazonki.html
http://nlo-mir.ru/civilizacia/12582-2012-02-14-06-19-52.html
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5bd21e6f45d57300ab3ce8ec
http://izent.ru/posts/mirskoe/udivitelmznaja_istorija/801/Amazonki:_zhenwiny-voiny_ili_drevnij_mif?
http://vasily-sergeev.livejournal.com/4396855.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector