0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великий писатель-охотник

Великий писатель-охотник

Сошелся я в поле. с одним страстным охотником и, следовательно, отличным человеком.

И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч»

22 августа 2003 года исполнилось 120 лет со дня смерти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, а в октябре этого же года исполнится 185 лет со дня его рождения. Не вспомнить сегодня великого человека, писателя, певца русской природы, страстного охотника было бы великим грехом.

И.С.Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле.

Отец Тургенева – Сергей Николаевич Тургенев служил в Елизаветградском кирасирском полку, квартировавшем в Орле. Он был участником Отечественной войны 1812 года. Выйдя в отставку с чином полковника, он поселился в имении своей жены Спасское-Лутовиново.

В рассказе «Перепелка» Тургенев пишет об отце: «Отец мой был страстным охотником; и как только не был занят по хозяйству – и погода стояла хорошая, – он брал ружье, надевал ягдташ, звал своего старого Трезора и отправлялся стрелять куропаток и перепелов. Зайцами он пренебрегал, предоставляя их псовым охотникам, которых величал борзятниками. Он часто брал меня с собою. большое это было для меня удовольствие!».

Мальчик полюбил охоту на всю жизнь.

Тургенев, не мог бы передать в «Записках охотника» живые картины охоты, крестьянской жизни и изумительные пейзажи русской природы, если бы с детства не впитал в себя любовь к родной земле и не сохранил в душе память о простом русском народе, о крестьянах Хоре, Калиныче, Ермолае, Герасиме.

Мать Ивана Сергеевича – Варвара Петровна Лутовинова была богатой помещицей. Только в Орловской губернии она имела 5000 душ крепостных крестьян. По отзывам современников, она была всевластной помещицей, строгой до жестокости.

Впоследствии Тургенев вспоминал о своем детстве: «Я родился и вырос. в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее. »

Начальное образование Тургенев получил в доме своих родителей и частном пансионе. В 1833 году он поступил в Московский университет, а через год перешел в Петербургский на словесное отделение философского факультета и окончил его кандидатом в 1837 году. В 1842 году он выдержал экзамен на степень магистра философии.

Литературную деятельность Тургенев начинал как поэт-романтик (драма «Стено» – 1834 г.) В середине 40-х годов он написал поэмы: «Параша», «Разговор», «Андрей», «Помещик». Эти произведения по достоинству оценил В.Белинский.

Тургенев критически относился к своей литературной деятельности, особенно к стихам, и одно время хотел было покончить с литературой, но это намерение не сбылось. В «Современнике» за 1847 г. был напечатан «Хорь и Калиныч» – первый очерк из «Записок охотника», снискавший его автору известность и славу, вскоре перешагнувшую пределы России.

Написание «Записок охотника» было закономерным явлением. Основные впечатления у писателя были заложены в детстве, проведенном в Спасском, где на каждом шагу унижали крепостных крестьян. Факты дикого помещичьего произвола Тургенев наблюдал во множестве и позднее – по всей русской земле, где ему пришлось побывать во время его бесконечных охотничьих странствий.

По определению Тургенева, все крестьянское сословие в России было нищим, а оно составляло большинство населения. Для Тургенева мужик такой же человек, как и все другие. Природный ум русского мужика зачастую заслуживает гораздо большего уважения, чем образованние некоторых помещиков.

Основные очерки «Записок охотника» были написаны за границей. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел, – вспоминал Тургенев. – Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примириться».

В «Записках охотника» Тургенев создал образы крестьян – охотников и неохотников, отражающие лучшие положительные свойства русского национального характера. Касьян с Красивой Мечи – правдоискатель и жизнелюбец, влюбленный в родную природу, проповедывающий гуманизм: «великий грех показать свету кровь». Бирюк – сумрачный, волевой, замкнутый, но с душевной мягкостью и сердечной отзывчивостью. В очерке «Бежин луг« изображены крестьянские дети, чьи светлые образы как бы утверждают мысльТургенева о великом будущем народа.

В 1852 г., находясь под арестом за статью о Гоголе, Тургенев написал рассказ «Муму». Да, в рассказе Тургенев обличает крепостничество, но какой охотник не читал его и не восхищался?

Все охотники, которых встречал Тургенев на охотничьих тропах, как правило, люди бедные и простые, но порядочные. «Калиныч – добрый мужик, – сказал мне г. Полутыкин, – усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мной на охоту ходит. Какое уж тут хозяйство – посудите сами», – пишет Тургенев в «Хоре и Калиныче»». Этих людей Тургенев любит всей душой, он им помогает, он знает, что все «остальные» живут за счет их труда.

Тургенев – честный охотник. Он строго соблюдает правила охоты, любит природу. Умирающая Лукерья в рассказе «Живые мощи» говорит:

– Один здешний охотник ласточку из ружья застрелил. И на что покорыстился? Вся-то она, ласточка, не больше жука. Какие вы, господа охотники, злые!

– Я ласточек не стреляю, – поспешил я заметить.

Тургенев справедлив. Он любит своего постоянного спутника по охоте – Ермолая, но пишет о нем всю правду, в общем-то присущую почти всем героям в «Записках охотника». Нужно было ехать в Тулу за дробью, но Тургенев решает ехать сам, так как «я, наученный опытом, плохо надеялся на Ермолая; я послал его однажды в город за покупками, он обещался исполнить все мои поручения в течение одного дня – и пропадал целую неделю, пропил все деньги и вернулся пеший – а поехал на беговых дрожках». Это из рассказа «Стучит!».

Особенно великолепно описание русской природы в рассказе «Лес и степь»: «Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!».

Тургенев – удачливый охотник, но не за количество взятой дичи он любит охоту. Он пишет: «Люблю охоту за свободу, за восход и закат солнца, за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство, которое стоит выше всего и зависит только от меня».

Тургенев как-то заметил, что «Записки охотника» связаны с традициями русского фольклора: «Русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Мономах в завещании своем оставил нам описание своих битв с турами и медведями. Вообще охота свойственна русскому человеку. » Это сказано в статье о «Записках ружейного охотника. » С.Т.Аксакова.

Интересны отношения И.С.Тургенева с другими писателями-охотниками. Он не был славянофилом, но С.Т.Аксакова уважал. В вышеупомянутой статье Тургенев отзывается об Аксакове как о самом компетентном охотнике: «Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в том уверен, ни слова не добавил к тому, что о нем поведал нам Аксаков».

Тургенев дружил с А.А.Фетом. Узнав о том, что Фет купил в Мценском уезде хутор Степановку, он пишет ему: «Я очень рад за Вас, что Вы действительно сделали добрую покупку – и успокоились и получили новое поле деятельности. Жаль, что от Спасского немного далековато – с подставными лошадьми в скорости доехать можно, а местечко для охоты доброе. Наперед Вам предсказываю, что Вы меня будете часто видеть у себя гостем». Письмо написано из Парижа в 1860 г.

Поэт А.А.Фет, тоже страстный охотник, занимался в своем имении хлебопашеством и коневодством. «Не знаю, как он выдержит эту жизнь (точно в пирог себя запек)», – беспокоился Тургенев.

И действительно, Иван Сергеевич из Спасского приезжал к Фету на охоту. Он из Парижа извещает его о своем приезде:

«Скажу одно: в начале сентября

Я в Спасском, если шар земной не лопнет. »

С досадой, что не может приехать на открытие охоты, Иван Сергеевич пишет Фету: «Сегодня Петров день, любезнейший Афанасий Афанасьевич, Петров день, и я не на охоте! Воображаю себе Вас. на охоте в Полесье. Вот поднимается черный из куста – трах! Закувыркается оземь краснобровый. или удирает вдаль к синеющему лесу, резко дробя крылами и глядит ему вслед и стрелок, и собака. не упадет ли, не свихнется ли. Нет, чешет, разбойник, все далее и далее, закатился за лес, – прощай!».

Тургенев был близко знаком и с другими писателями-охотниками: Некрасовым, Гаршиным, Лесковым, Полонским, Л.Толстым. Что касается отношений Тургенева с Л.Толстым, то они были далеко не безоблачными. Писатели по-разному понимали многие вопросы жизни, политики, литературы, этики. В период пребывания в гостях у Фета их взаимная нетерпимость друг к другу чуть было не привела к дуэли. Но, тем не менее, каждый очень высоко ценил созданные другим литературные произведения. «Кроме собственно так называемых литературных интересов – я в этом убедился – у нас мало точек соприкосновения,» – писал Тургенев Толстому в сентябре 1856 г.

«Несмотря на все мои старанья, сердечно сблизиться с Толстым я не могу. Он слишком иначе построен, чем я. Все, что я люблю, он не любит – и наоборот. » Это письмо Тургенева Анненкову от 9 марта 1857 г.

Но в старости лет Тургенев помирился с Толстым, правда – в письмах.

Особенно любил Иван Сергеевич охоту на вальдшнепов. В рассказе «Ермолай и мельничиха» он пишет: «Не все мои читатели знают, что такое тяга. За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Отыскиваете себе место. подле опушки. Сердце ваше томится ожиданьем, и вдруг – но одни охотники поймут меня, – вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл, – и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу.

Вот что значит стоять на тяге.»

Конечно, современные охотники и собаку берут на эту охоту, а современные писатели пишут не «карканье», а «хорканье»; о «шипенье» вообще не пишут. Что ж, в разные времена и слышится по-разному.

И.С.Тургенев был высоко уважаемым писателем. Его оценили и в России, и в Европе. Вот что пишет о нем Мопассан: «Тургенев был другом Флобера, Гюго, Золя, Додэ, Ж.Санд. Ни у кого не было такой открытой души, более чуткой и доступной дружбе. ».

Все романы Тургенева по своему идейному содержанию направлены против крепостного права. В первую очередь это «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин» и др.

«Новь» – последний роман Тургенева. Критика романа была сильной, но Тургенев считал, что он не изменил своим идеалам.

По определению Добролюбова, Тургенев всегда отличался чуткостью к «живым струнам общества», стремлением к правде, любовью к народу.

Писателя всегда волновали вопросы о месте человека в природе. Как огромную несправедливость воспринимал Тургенев жестокость и равнодушие природы к человеку. Его пугала и возмущала казавшаяся ему неизбежной для человека необходимость смиряться перед ее могуществом и властью, подчиняться ее жестоким и неумолимым законам. Эти мысли Тургенев образно выразил в стихотворении «Природа».

Читать еще:  Живые барометры

Но Тургенев сумел не замкнуться в сфере сугубо личных переживаний. Он стремился к простому пониманию природы. Он писал: «Попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождем, и вы увидите, как это не легко».

Самому Тургеневу эта тайна была известна.

Это и помогло стать ему великим певцом природы. Об этом мастерстве Тургенева Белинский писал: «Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу».

Надо сказать, что «Стихотворения в прозе», особенно сильно проникнутые грустью, а порой и трагическими настроениями, были написаны в период начавшейся тяжелой болезни писателя. Томили его и мрачные думы о приближающемся конце жизни.

Каким выглядел внешне великий писатель-охотник?

Знаменитый теоретик анархизма П.Кропоткин, хорошо знавший Тургенева, так описывает его в своей книге «Записки революционера»: «Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались простотой. Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей».

Иван Сергеевич всю свою жизнь разрывался между Спасским-Лутовиновым и Парижем. В Париже была любовь и свобода, в России – родной народ, родная природа, любимая охота.

Последние годы жизни И.С.Тургенев тяжело болел: «Недуг мой оказывается неизлечимым и состоит в невозможности ходить и стоять. Только мучит меня и очень, что я, пожалуй, не увижу более России», – писал он С. Юрьеву в 1882 г.

Тургенев очень хочет еще раз поехать на родину: «Меня не только тянет, меня рвет в Россию. Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже никогда не увижу», – пишет он в письмах Я.Полонскому.

В своем последнем произведении И.С.Тургенев написал знаменитые слова о русском языке: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

22 августа 1883 г. Тургенева не стало.

Он скончался во Франции, в Буживале, предместье Парижа.

Иван Сергеевич завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом со своим другом Белинским. Его завещание было выполнено.

Смерть Тургенева была воспринята всем человечеством как величайшая утрата, понесенная русской и мировой литературой.

А.П.Чехов в письме к Д.Григоровичу писал: «Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева. ».

Однажды мне удалось побывать на могиле И.С.Тургенева. На памятнике написано одно слово: «Тургеневъ».

Мне почему-то вспомнились его прекрасные стихи:

Л.Н.Толстой – великий писатель и охотник

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щекинского района) Тульской области.

Отец Л.Н.Толстого – граф Николай Ильич Толстой – был замечательным человеком. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года и вышел в отставку поручиком гвардии. «Он был человек прошлого века и имел. неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Две главные страсти его в жизни были карты и женщины, он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин. »

Николай Ильич был удачлив, нравился всем без исключения, «знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения», «конек его был блестящие связи», «любил музыку, певал», играл на фортепьяно. Таковы воспоминания Л.Н.Толстого о своем отце (Повесть «Детство»). Но это не все. Николай Ильич был не просто охотником, а охотником, который удивлял грандиозностью своих охот всю Россию. В его имении была громадная псарня, где в основном содержались борзые и гончие собаки. Псарню обслуживали штатные дворовые люди во главе с доезжачим Туркой, который ездил на охоту «на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом за плечами и ножом на поясе. По мрачной и свирепой наружности этого человека скорее можно было подумать, что он едет на смертный бой, чем на охоту». Вот таков был учитель у молодого Льва Николаевича в охотничьем деле.

«Вот послышались шаги папа на лестнице, выжлятник подогнал отрыскавших гончих, охотники с борзыми подозвали своих. Стремянной подвел лошадь к крыльцу, собаки своры папа бросились к нему. в бисерном ошейнике. весело выбежала Милка». Это выезд на охоту. Милка – любимая собака молодого Толстого.

Перед охотой и после охоты детей ждали деликатесы. На отдельной телеге был буфет. Там – мороженое, сладости, фрукты. И, конечно, чай. «Это был чай на чистом воздухе. пить чай в лесу на траве. считалось большим наслаждением».

А вот Лев Николаевич так описывает одну из охот с отцом: «Отозвалась в лесу первая гончая. Голос Турки громче и одушевленнее раздался по лесу; гончая взвизгивала, и голос ее слышался чаще и чаще, к нему присоединился другой, басистый голос, потом третий, четвертый. Голоса эти то замолкали, то перебивали друг друга. Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий, заливистый гул. Остров был голосистый, и гончие варили варом».

Отец доверяет мальчику – отправляет его с борзой на поляну, где есть заячий лаз. Лев сидит с Жираном и мечтает об удаче. «Вдруг Жиран завыл и рванулся с такой силой, что я чуть было не упал. На опушке леса перепрыгивал заяц. Кровь ударила мне в голову, и я все забыл. закричал что-то неистовым голосом, пустил собаку и бросился бежать. Из-за кустов показался Турка и, презрительно взглянув на меня, сказал только: «Эх, барин!» Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло».

Таким образом, Лев Николаевич еще в детстве получил хорошее охотничье образование.

Старший брат Льва Николаевича, Николай Николаевич, в этот период служил на Кавказе в станице Старогладковской, и Лев Николаевич в 1851 году отправился к нему. Что касается Николая Николаевича, то надо сказать, что он был хорошим офицером и заядлым охотником. Братья приобрели лошадей, собак и вволю охотились. В то время на Кавказе дичи было очень много. Николай Николаевич был не только влюблен в охоту, но он прекрасно писал об охоте. Ему суждена была недолгая жизнь – он умер от чахотки на 34-м году жизни.

Лев Николаевич провел на Кавказе два года. Он принимал участие в военных действиях против горцев (восстание Шамиля) сначала в качестве волонтера (добровольца), а потом – артиллерийского офицера.

За эти два года службы на Кавказе была написана повесть «Детство», опубликованная в журнале «Современник». Некрасов и Тургенев высоко оценили повесть и предугадали великое будущее Льва Николаевича как писателя.

В 1854 году Толстой переводится в Дунайскую армию, а с началом Крымской войны добровольно едет в Севастополь, где сражается на знаменитом четвертом бастионе.

Войны на Кавказе, в Крыму дали Льву Николаевичу огромный жизненный материал. К 1856 году были написаны «Набег«, «Рубка леса» и очерки о Севастополе.

В рассказе «Набег« главным героем показан капитан Хлопов. Это умный, честный, знающий свое дело офицер. Интересно высказывание Хлопова по вопросу о храбрости: «Храбрый тот, который ведет себя как следует». Неплохо бы некоторым нашим «храбрым» охотникам усвоить эту абсолютно справедливую истину.

Русское общество по достоинству оценило рассказы Толстого. Впервые война была изображена реально, как кровавая бойня, противная человеческой природе. Правда – вот главный девиз этих произведений. Этот девиз стал основным во всей дальнейшей творческой работе писателя.

В 1855 году Л.Толстой едет в Петербург. Здесь он сближается с сотрудниками журнала «Современник» – Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Чернышевским. Начинаются годы творческих поисков, утверждение писательской позиции в среде профессионалов.

К 1863 году была закончена повесть «Казаки», где Толстой явно тяготеет к народной теме, воспевает чистых сердцем простых людей. Критерием правды социального поведения для Толстого становится природа и сознание человека, близкого природе, почти сливающегося с ней. В этот период Толстой отходит от «Современника». Он разочарован в светском и литературном кругах, неудовлетворен своим творчеством. Вызревает решение – оставить Петербург и обосноваться в деревне.

В рассказе «Охота пуще неволи» Лев Николаевич описывает случай, который произошел при охоте на медведя. Впечатление такое, что это произошло лично с ним: «Вскинул я ружье, выстрелил, – а уже он еще ближе. Вижу – не попал, пулю пронесло, а он. катит на меня. Приподнял он голову, прижал уши, осклабился и прямо ко мне. налетел на меня, сбил с ног в снег. слышу я – лежит на мне тяжелое. забирает он в пасть все лицо мое. Нос мой уже у него во рту, и чую я – жарко и кровью от него пахнет. Ну, думаю, – конец мой пришел.

Когда я поднялся, на снегу крови было, точно барана зарезали, и под глазами лохмотьями висело мясо, а сгоряча больно не было. Доктор зашил мне раны шелком, и через месяц они стали заживать».

В период с 1859 по 1862 год Л Толстой живет в Ясной Поляне, путешествует по Европе и России.

В 1862 году Лев Николаевич женится и ведет уединенную жизнь в своей усадьбе.

В годы крестьянской реформы Толстой выполняет обязанности мирового посредника и справедливо разрешает все тяжбы в пользу крестьян. В Ясной Поляне он открывает школу для крестьянских детей, глубоко изучает педагогическое дело в России и издает педагогический журнал «Ясная Поляна».

Охотничьи угодья в районе имения Ясная Поляна были богатыми. Лев Николаевич часто бывает на охоте со многими гостями-писателями. Он часто гостит у поэта Фета, где охотится вместе с ним и Тургеневым.

В 1865 году началась публикация романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Это было уникальным явлением в русской литературе. Писатель отвечает на стремление общества понять ход исторического развития, роли народа в решающие периоды истории. Война 1812 года изображена в романе как всенародная борьба с врагом. Русские подняли «дубину народной войны». которая «гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Главным героем в романе является сама жизнь, ее ход, радости и горе, победы и неудачи, рождение и смерть, любовь и ненависть, разочарование и успехи. В романе гениально описаны великолепные картины русской природы, охота великосветского общества в начале XIX века в поместье графа Ростова.

В охоте принимали участие шесть человек доезжачих и выжлятников, восемь борзятников, 54 гончих и более 40 борзых собак, а с «господскими сворами выехало в поле около 130 собак и 20 конных охотников».

«Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение».

Ростов стоял с Караем, «известным тем, что он в одиночку бирал матерого волка». Старый Ростов, «по старинной привычке, выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо». (Все по-нашему, только вот насчет бордо. )

Просмотрел граф волка. Ушел серый. Из кустов выскочил Данило. Увидел графа, «в глазах его сверкнула молния: «Ж. ! – крикнул он, грозясь арапником, – про. ли волка-то! Охотники!» Вот такую власть имел у графа его крепостной охотник. Возможно ли такое в наше время при охоте с высокопоставленными господами? Сомневаюсь.

Читать еще:  Снегоход: что нужно знать до и после покупки

Николай Ростов стоял на своем месте. «Несколько раз он обращался к богу с мольбой о том, чтобы волк вышел на него. «Ну, что тебе стоит, – говорил он богу, – сделать это для меня». Не правда ли, очень знакомо?

Волк вышел на него. «Это был старый зверь, с седой спиной и с наеденным красноватым брюхом.

– Улюлюлю, – шепотом проговорил Ростов. Карай встал, насторожив уши».

Николай скачет с собаками за волком. Милка догоняет его, но трусит, Любим хватает за гачи, но испуганно отпрыгивает. Волка догоняет Карай. «Караюшка! Отец. – плакал Николай». Карай мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину».

Когда Николай увидел волка, которого Карай держал за горло, то почувствовал, что это самая счастливая минута в его жизни.

Волк все же вырвался от Карая, но подскакал Данило и его «сострунили». «Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех».

К 1876 году было закончено издание романа «Анна Каренина». В романе чувствуется тревога Толстого о том, что рушатся нравы, старина, ослабевают семейные узы, вырождается аристократия. В какой-то степени роман автобиографичен.

В произведении «Исповедь» Толстой делает вывод, что вся его жизнь, связанная с высшими слоями общества, построена на ложных основах. Думы о жизни и неизбежной смерти приводят к усилению религиозных настроений. Он выступает с протестом против государства и казенной церкви, против привилегий своего класса. Толстой призывает людей объединиться идеями любви и всепрощения (непротивление злу насилием), нравственного усовершенствования личности.

В 80-е годы Толстой не пишет. Он работает физически, пашет, рубит дрова, шьет сапоги. Отказывается от употребления мяса. Он недоволен тем, что близкие ему люди не следуют его примеру.

Но кризис был преодолен, и в свет выходят его новые повести «Смерть Ивана Ивановича», «Крейцерова соната» и «Дьявол». Все эти повести посвящены чувственной любви, борьбе с плотью. В последующий период были написаны драма «Власть тьмы», притчи «Много ли человеку земли нужно», «Чем люди живы», «Свечка». Возникает так называемое толстовское учение, главными распространителями которого являются Чертков, Горбунов-Посадов. Они активно участвуют в помощи крестьянам голодающих губерний, протестуют против репрессий и произвола самодержавия, обращаются непосредственно к императорам Александру III и Николаю II.

В 1899 году выходит роман «Воскресение». Это обличительный роман против самодержавной власти, церкви, суда, привилегий дворянства, земельной собственности, денег, тюрем, проституции. Критика церкви стала причиной отлучения Л.Н.Толстого от православной церкви. Это произошло в 1901 году.

Происходит неизбежный разрыв со своей средой. Рассматривается вопрос ухода из семьи, в которой «стыдно» жить. В период революции 1905 года Л.Н.Толстой выступает против смертной казни (статья «Не могу молчать»).

Последние годы жизни Льва Николаевича прошли в жестоких душевных страданиях, в бесконечных ссорах со своей женой С.А.Толстой. Фактически это была борьба за наследство. Жена боролась за будущее материальное благополучие детей и свое собственное.

Тяготясь бытом своей жизни, жизни помещика, 28 октября Л.Н.Толстой тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово от воспаления легких 7 ноября 1910 года.

Сергей Тимофеевич Аксаков — известный охотник

Охота, милый друг, охота
Зовёт нас прелестью своей
В леса поблекшие, в болота,
На серебристый пух степей.
С. Т. Аксаков

Надо сказать, что охота в русском обществе ХVIII и начала ХIХ века порой воспринималась как весьма узкое, вредное и даже дикое занятие. Дворяне исправно служили, купцы торговали, крестьяне и ремесленники считали охоту сугубо барской забавой или, ещё того хуже, занятием пустых бездельников, отлынивающих от тяжёлой работы в поле или за верстаком. Ироничные поговорки типа: «Пошли на рябка, съели вола»; «С зайца прок, что шерсти клок»; «Льёт пули, а ест дули»; «Медведя звоном встречают»; «В пень попал, а день пропал»; «Перья остались, мясо улетело» – забавляли общество далёких от охоты, равнодушных к природе людей.

Славные, героические, былинные ловы-охоты древнерусских князей и благородные соколиные утехи царя Алексея Михайловича были забыты, охота «вышла из моды» и стала считаться печальным уделом офицеров в отставке, мелкопоместных помещиков и недоучившихся
студентов. Изнеженные жители просвещённых столиц воспринимали дикую природу как нечто варварское, отчасти вульгарное и почти всегда непредсказуемое. Лесу отводилась роль грубо раскрашенного задника на провинциальной сцене, звери и птицы должны были мелькать в массовке. Природа, как театр, в лучшем случае, как жеманный салонный пейзаж, в котором изредка, как статист, застревал незначительный человек с ружьём и собакой. Было, господа, было!

Но…Вдруг (а это порой случается в России), один за другим, словно в сказке, появились сразу три богатыря, три писателя огромного таланта. Их имена знает каждый – И.С.Тургенев, граф Л.Н.Толстой и С.Т.Аксаков. Все трое были заядлыми охотниками. Благодаря их творчеству, русская охота нашла, наконец, своих преданных защитников и ценителей. Великие писатели впервые дали верные, дивные описания дикой природы, истинных азартных и глубоких переживаний охотника, нарисовав сочными красками всю гамму человеческих чувств и ощущений. Читателей буквально ошеломил этот поток страстных слов, величественный гимн, обращённый к природе и её верному сыну – охотнику.

Истинным Патриархом русской охоты был старейший из трёх писателей — Сергей Тимофеевич Аксаков. В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1851 г.) он впервые обратился непосредственно к охотникам и с неподражаемым талантом и умением передал весь свой опыт охоты на разную дичь, что в изобилии водилась в лесах, болотах и степях столь благословенного края. В книге подробно рассказывается о местах обитания дичи, всевозможных способах охоты на неё, описываются различные повадки зверей и птиц. Аксаков также сумел увлекательно и с большим знанием предмета рассказать, как устроено охотничье ружьё, как научиться стрелять из него влёт.

«Записки» разошлись огромным тиражом и стали практически настольной книгой каждого русского охотника. Несмотря на свою полуторастолетнюю историю, эта книга до сих пор не устарела и остаётся любимым чтением многих молодых охотников.

Мы хотим познакомить вас с очень редким сочинением С.Т. Аксакова, а именно с «Дневником» его охот, где скрупулёзно, день за днём, год за годом подводится итог самым разнообразным охотам автора. Как известно, С.Т. Аксаков родился в оренбургском степном имении своего отца, впервые взял ружьё в руки в двенадцать лет и уже никогда не оставлял своих занятий охотой и рыбалкой. «Дневник» не предназначался для публикации, это личные охотничьи записи автора, сделанные «на память». Для нас точная «охотничья статистика» интересна тем, что передаёт атмосферу добычливой охоты тех давних лет, когда в лесах и на лугах водилось немыслимое для наших дней количество дичи. В своём дружеском письме Н.В. Гоголю Аксаков пишет: «С двенадцатилетнего возраста до тридцатишестилетнего я был предан охоте страстно, безумно».

Необходимо заметить, что молодой Аксаков, охотясь с кремневым дульнозарядным ружьём, всегда досыта кормил своих многочисленных друзей и домочадцев лично подстреленной вкусной дичью и никогда не досадовал на частые осечки и промахи.

Постоянно охотясь, С.Т. Аксаков совершенствовал своё искусство стрелка, что видно из растущего с каждым годом количества добытой дичи. Вспомним, что охотился автор «Записок охотника» не с современным пятизарядным полуавтоматом, а со своим «любимым испанцем» — кремневым, дульнозарядным ружьём, у которого при выстреле вначале ярко вспыхивал чёрный порох на полке, а уж только затем происходил сам раскатистый выстрел, который заволакивал густым сизым дымом всю поляну. Нигде в мире ещё не существовала спортивная стендовая стрельба по тарелочкам, искусство точного выстрела «влёт» было очень редким явлением.

Может быть, вам будет интересно узнать, подсчитывал С.Т. Аксаков свои промахи или нет? Оказывается, честно подсчитывал и даже оставил соответствующие записи.

Например: «…в 1817 году выстреляно 1758, убито дичи 863», или «в 1819 году выстреляно 1381 заряд, убито 743 дичи…».

Получается, что на каждую единицу добытой дичи, у Сергея Тимофеевича приходилось два выстрела: один – «в точку», другой – «в молоко». По нынешним временам, когда на одного гуся или порося тратится в среднем до ста патронов, этот результат двухсотлетней давности следует считать рекордом.

Можно ещё долго перечислять и подсчитывать чужие промахи и охотничьи трофеи, но лучше взять с полки любимую книгу «Записки охотника Оренбургской губернии» и пуститься в охотничьи странствия вместе с Патриархом русской охоты Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. А хорошо бы и вовсе забросить на полку книги, журналы, взять ружьё, надеть сапоги и пойти на настоящую охоту.

Дурасов Д. Журнал «МАСТЕРРУЖЬЁ» №143

Вадим Охотников

Вадим Дмитриевич Охотников — русский советский писатель-фантаст, популяризатор науки, инженер-изобретатель. Член Союза писателей.

Родился 10 марта 1905 года, в городе Елец (Орловская губерния) в семье служащего Дмитрия Ивановича Охотникова. Детство провел на Украине в городе Лохвице (Полтавская губерния), куда мать Анастасия Николаевна Котельникова, разойдясь с отцом, переехала на жительство к своему брату, агроному Григорию Николаевичу Котельникову. Учился в начальной городской школе, затем в Реальном училище. В 14 лет он потерял мать, которая скончалась после репрессий со стороны деникинской контрразведки (до приходя белогвардейцев она работала секретарем в Ревтрибунале).

Оставшись сиротой, трудовой деятельностью начал заниматься с 14 лет, сначала — помощником электромонтера, а в 16 лет уже заведовал городской электростанцией. В эти годы он продолжал свое обучение в профтехшколе, в качестве бойца отряда ЧОН принимал участие в подавлении кулацких восстаний и в боях с армией Махно.

В 1923 году по направлению поступил в Ленинградский институт инженеров звукового кино, совмещая учебу с работой: сначала — электромонтера-осветителя на кинофабрике «Ленфильм», а затем — зав. осветительного цеха на кинофабрике «Белгоскино». Там же, в 30-е годы он устроил свою первую «лабораторию», где и сконструировал звукозаписывающий аппарат, фотографическим способом фиксировавший звук на кинопленку. С помощью этого изобретения были озвучены все первые советские фильмы «Слава мира», «Люблю ли тебя?», «Переворот», «Первая любовь», и Охотников по праву считается одним из основоположников советского звукового кино.

11 марта 1935 года президиумом Верховного Совета БССР присвоил ему почетное звание «Заслуженный деятель советской техники». А уже через год он имел личную экспериментальную лабораторию на территории ленинградского Политехнического института. Там он разрабатывал новые изобретения в области записи звука, а с 1938 года занимался работами исключительно оборонного назначения.

Во время войны Охотников в блокадном Ленинграде возглавлял ту же экспериментальную лабораторию, где занимался разработкой и созданием новых систем вооружения и, в частности,- средств минирования и разминирования. Индукционный миноискатель системы Охотникова долгие годы стоял на вооружении Советской Армии. Поэтому испытание оружия, использующее принцип звукового резонанса, описанное им в рассказе «История одного взрыва» (1946), представляется не такой уж фантастикой, а издание этого рассказа немецким военным издательством — не таким уж странным.

В годы войны награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в 1944 году (после перевода его лаборатории в Москву) – орденом «Трудового Красного Знамени», другими орденами и медалями.

Всего же Охотников сделал более 50 крупных изобретений в области электротехники, электроакустики, военной техники. В 1936 году ему присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники.

Охотников автор выдержавшей 4 издания научно-популярной книги «В мире застывших звуков (История звукозаписи)» (1947), и книги «Магниты» (1947).

Читать еще:  Медвежье нашествие

В 1946 году Охотникова перевели на работу научным редактором журнала «Техника — молодежи», где в том же году появился и первый его научно-фантастический рассказ «Разговор по существу» (1946; др. название — «История одного взрыва»). Через год был принят в СП и с тех пор целиком посвятил себя литературе.

Научно-фантастические книги Охотникова представляют собой беллетризованную популяризацию собственных инженерно-технических идей автора, что выдвинуло его в первые ряды послевоенной фантастики «ближнего прицела». Он автор сборников повестей и рассказов «На грани возможного» (1947), «В мире исканий» (1949, 1952), «История одного взрыва» (1953), «Первые дерзания (1959); романа «Дороги вглубь»(1950).

При этом Вадим Дмитриевич фантастом себя не считал и полагал, что главной его задачей как писателя явлется « . возбудить у юного читателя творческий интерес к технике, неистребимое желание дерзать, созидать». Профессиональный изобретатель, он и писал о том, как интересно изобретать. Поэтому главным своим достижением на ниве литературы считал повесть «Первые дерзания» (1959), написанную об учащихся ПТУ и для них же.

Супруга В. Охотникова — педагог и детская писательница Валентина Осеева-Хмелева— автор детских книг «Рыжий кот»,«Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книги стихов «Ежинка», повести «Васёк Трубачёв и его товарищи», за которую в 1952 году была удостоена Сталинской премии третьей степени, а также в значительной мере автобиографических «Динка» и «Динка прощается с детством», ставших классикой отечественной детской литературы.

В связи с бoлезнью писатель в 1952 году переехал жить сначала в село Планерское (Коктебель), а затем — в село Изюмовка близ Старого Крыма, где и провел последние двенадцать лет жизни. Похоронен на старокрымском кладбище рядом с Александром Грином. На надгробном постаменте его могилы надпись: «Изобретатель, писатель Охотников Вадим Дмитриевич. 23.03.1905 – 30.07.1964». Сзади постамента красуются изображения всех его изданных книг.

Десять лучших книг об охоте и рыбалке – рекомендуем для семейного чтения

Тема охоты и рыбалки достаточно часто встречается в художественной литературе, что совершенно неудивительно. Многие классики сами были заядлыми охотниками и рыбаками, и оставить без внимания тему любимого хобби они никак не могли. Из их книг мы узнаем обычаи и способы охоты и рыболовства, которые применялись в разное время в разных странах. Мы предлагаем вам обзор самых интересных, по нашему мнению, книг по этой теме, которые стоит почитать, если вы действительно увлекаетесь этими древними занятиями – охотой и рыбалкой.

Тема охоты и рыбалки достаточно часто встречается в художественной литературе, что совершенно неудивительно. Многие классики сами были заядлыми охотниками и рыбаками, и оставить без внимания тему любимого хобби они никак не могли. Из их книг мы узнаем обычаи и способы охоты и рыболовства, которые применялись в разное время в разных странах. Мы предлагаем вам обзор самых интересных, по нашему мнению, книг по этой теме, которые стоит почитать, если вы действительно увлекаетесь этими древними занятиями – охотой и рыбалкой.

Романтика охоты

Конечно, с нашим списком можно и поспорить, но, чтобы делать это со знанием дела – найдите перечисленные книги и прочитайте захватывающие истории, в описание которых известные писатели вложили душу.

Иван Тургенев. «Записки охотника»

Это сборник небольших рассказов, посвященных исключительно описанию русской природы, приключений одного обычного охотника и охотничьим байкам. До сих пор считается, что пейзажные зарисовки «Записок охотника» не знают равных не только в русской, но и мировой литературе. Из среднерусской, на первый взгляд самой обычной природы, писатель сумел извлечь самые задушевные моменты.

“Записки охотника” выходили в печать более 2000 раз только на русском языке

Эта книга больше посвящена философской стороне охоты, общению человека с окружающим миром.

В ней нет потребительского отношения тех охотников, которых интересует только добыча. Сборник вышел в свет в 1852 году.

Эрнест Хемингуэй. «Старик и море»

Писатель сам был очень страстным охотником и рыбаком и сумел очень живо описать ежедневную борьбу человека с безжалостным океаном. В романе рассказывается о старике по имени Сантьяго, который каждый день выходит в море, чтобы поймать «большую рыбу». Но ему постоянно не везет, что не ломает его силу воли и не останавливает. Мужчина верит, что один раз ему все-таки повезет. И это «однажды» наконец настало…

Эрнест Хемингуэй

Сам Хемингуэй о своей книге говорил так: «Я старался рассказать о настоящем старике и настоящем мальчике, показал настоящее море, настоящую рыбу и настоящую акулу. Мне это удалось сделать достаточно хорошо и правдиво».

За это произведение в 1954 году автор получил Нобелевскую премию в области литературы.

Книга была экранизирована 3 раза, причем, с одноименными названиями: в 1958 вышел фильм Джона Стерджеса, 1990 – на телевидении прошла премьера ленты Джада Тейлора, а в 1999 российский аниматор Александр Петров снял мультипликационный фильм.

Кадры из мультфильма “Старик и море”

Уильям Фолкнер. «Медведь»

Это этическая повесть о многолетней охоте на матерого медведя, который был настоящим хозяином непроходимых лесных чащоб одного из южных штатов Америки. Главных героев в повести трое: медведь, которого местные прозвали Старый Бен, охотник Сэм Фазерс и его пес по кличке Лев.

Уильям Фолкнер

Автор подробно и со знанием дела описал быт американских охотников, их сложные и часто жестокие отношения с природой.

О таком медведе идет речь в книге

В конце концов, охота оказалась удачной, и Старый Бен был убит. Но расплатой за это стала смерть самого охотника Сэма и его собаки. А также – духовное опустошение после убийства хозяина леса, который стал похож на дом без хозяина.

Сергей Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

Книга “Детские годы Багрова-внука”

Это очень увлекательная книга, в которой известный писатель рассказывает о своих детских впечатлениях. Самыми яркими эпизодами в этих воспоминаниях являются те моменты, в которых присутствует рыбалка.

Портрет Сергея Тимофеевича Аксакова

Аксаков интересно и смачно описал незамысловатый быт помещиков, озера и небольшие речушки в окрестностях, «окушки» и «плотвичку» – казалось бы, ничего интересного для знаменитого уже литератора. Но именно эти простые рассказы дают возможность читателю вспомнить и все детство, свою первую поклевку и первый улов и ту радость, азарт, которые потом согревают всю жизнь.

Иллюстрация неизвестного художника ко второму изданию книги

Гавриил Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»

Всемирно известная книга о сеттере нестандартного белого окраса по имени Бим. Он жил со своим старым хозяином, ранее бывшим журналистом, а ныне – обычным пенсионером и страстным охотником. В повести очень интересно описаны многих моменты охот и прогулок человека и собаки по охотничьим угодьям. После того, как хозяин заболел и был отправлен на операцию в столицу, Бим волею судьбы оказался на улице. Он долго скитался, встретил множество людей – и добрых, и злых. А в конце, совсем незадолго до возвращения хозяина, трагически погиб по вине людей.

О повести “Белый Бим Чеоное Ухо”

Между прочим, эта книга входит в обязательную программу по литературе в американских колледжах. А снятый по ней двухсерийный фильм был номинирован на «Оскар» в категории Лучший иностранный фильм.

О фильме по повести Г.Троепольского

Юрий Рыхтэу. «Сон в начале тумана»

Чукотский писатель Юрий Рыхтэу в своей книге рассказывает жизненную историю одного канадского моряка по имени Джон. Его судно застряло в северных льдах и чтобы его вызволить, моряки решили лед подорвать взрывчаткой. В результате взрыва Джон был ранен в обе руки. Моряки попросили местных жителей отвезти его в Анадырь в больницу. Но уже по дороге началась гангрена и чукчи вынуждены были ампутировать пальцы рук самостоятельно.

Юрий Рыхтэу стал самым известным чукотским писателем

Когда Джон подлечился и вернулся к месту стоянки – судна там не оказалось. Товарищи не стали дожидаться его возвращения. Канадец вынужден был жить в чукотской яранге как обычный представитель этого мужественного народа.

В книге автор с документальной достоверностью показал быт морских охотников на тюленей, морских зайцев, моржей, нерп и другую полярную живность.

Виталий Бианки. «Все о… Лесная газета»

Знаменитый и любимый многими с детства сборник повестей и рассказов, посвященных дикой природе. В этой книге рассказывается о многих диких животных наших широт, их повадках и об охоте на них. Так, к примеру», в повести «Мурзук» автор описал историю рыси, которую приручил старый охотник. А рассказ «Весенняя хитрость» повествует о том, как зайцы и другие зверушки научились обманывать хищников.

Портрет Виталия Бианки

Книга, в первую очередь, рассчитана на молодое поколение, но мастерски изложенный автором богатейший материал уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес читателей разных возрастов.

Один из сборников “Лесной газеты”

Книга переведена более чем на 60 языков мира.

Лев Толстой. «Война и мир»

Конечно, назвать этот величайший роман всех времен и народов охотничьим совершенно невозможно. Однако, потрясающее описание сцен охоты графа Ростова просто вынуждает включить это произведение в список самых лучших по интересующей нас теме. Охоты – одна из лучших сцен в романе в мирный период. Лев Николаевич ею был очень доволен.

Лев Толстой о свей книге

Писатель сам был страстным охотником и сумел донести нам эту страсть, и радость от общения с природой, и подчинение человека и зверей основным законам жизни. Здесь показана исключительная взаимосвязь охотников и их собак,которые становятся одним целым в моменты выслеживания и добычи зверя. Сцены из романа неоднократно обыгрывались и в кинематографе.

Фотографии Льва Толстого на охоте

В известной комедии «Особенности национальной охоты» в основу исторической части картины, где показана охота на волков, взята именно эта глава великого произведения гения русской литературы.

Кадр из фильма “Особенности национальной охоты”

Владимир Арсеньев. «Дерсу Узала»

В книге описаны реальные события, произошедшие в начале 20-го века. Главные герои – молодой ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев, от имени которого и ведется рассказ и старый нанаец Дерсу. Он бы непревзойденным охотником, и хотя не умел читать, но обладал природной мудростью и особым, далеким от правил цивилизации, восприятием мира. Вместе эти двое таких разных людей за 5 лет (1902-1907 годы) прошли многие километры уссурийской тайги и стали настоящими друзьями.

Современное издание знаменитой книги

Охотничьих сцен в книге очень много. Для Дерсу охота – это особый взгляд на мир и место человека в нем. Эта очень поучительная история была экранизирована дважды: в 1961 году картину снял Агаси Бабаян, а потом книга очень впечатлила именитого японского режиссера Акиру Куросаву.

Для последнего фильм оказался оскароносным: в 1976 году картину «Дерсу Узала» американская академия признала лучшим иностранным фильмом.

Кадры из оскароносного фильма

Джек Лондон. «Белый клык»

Это произведение должен прочитать каждый человек на этой планете. Охота здесь показана с необычной точки зрения.

Фотопортрет Джека Лондона

Повесть рассказывает об истории полуволка-полусобаки по прозвищу Белый Клык. Рожден он был в дикой природе, где жил жизнью обычного волка, как и его братья. Но встреча с людьми поменяла его жизнь кардинально.

Книга “Белый Клык” из серии Школьная библиотека – теперь настоящий раритет

В повести очень увлекательно описано волчье логово, первые охотничьи успехи юного волчонка, жизнь индейского племени, сцены их охот на многочисленную дичь, которой изобиловали тогда леса Северной Америки. А также можно многое узнать о жизни и быте золотопромышленников.

Видео смотреть онлайн «Белый Бим Черное ухо» 1 серия

Видео смотреть онлайн «Белый Бим Черное ухо» 2 серия

Источники:

http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2003/09/10/127523-velikiy-pisatelohotnik.html
http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2003/07/23/132667-lntolstoy-velikiy-pisatel-i-ohotnik.html
http://www.hunting.ru/articles/view/77488/
http://fantlab.ru/autor3509
http://iohotnik.ru/ohota-istorii-chitat-istorii-pro-ohoty/527-desyat-luchshih-knig-ob-ohote-i-rybalke-rekomenduem-dlya-semeynogo-chteniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector