0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Финляндии охотник заботится о могиле советского летчика

В Финляндии охотник заботится о могиле советского летчика

В Финляндии потомственный охотник заботится о могиле погибшего советского летчика Валентина Голубева. В России о нем знают мало…

В один из недавних «охотничьих» визитов в Финляндию финские коллеги познакомили меня с удивительным человеком.

Гражданин Финляндии Вилхо Конттинен из Ристиярви видел крушение советского истребителя 26 февраля 1940 году, собрал останки пилота, и заботился о могиле в течение всех этих лет.

Сейчас потомственному охотнику В. Конттинену 94 года.

История Советско-Финской войны 1939-1940 года напоминает о трагедии словами А.В. Cуворова: «войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний погибший солдат».

Я побывал на месте захоронения, могила советского военного летчика находится на опушке леса, огорожена, местные жители ухаживают за ней.

Из более молодых охотников приведу в пример Пааво Ромппайнена – с ним я познакомился еще на Российско-Финляндском культурном форуме, неоднократно приезжал к нему по приглашению на «бобра» в местечко Сейняйоки, что недалеко от Оулу, да и сам Пааво неоднократно охотился в России.

Все это время мы общались на английском и финских языках.

Нас сперва сблизили охотничьи интересы, а потом вышло и более широкое сотрудничество на культурном поприще.

Наш коллега – охотник из Финляндии Матти Сало тоже причастен к этой истории. Его жена Марья Пиккарайнен (теперь Сало) родилась в Ристиярви, а ее отец Рейно, рожденный в 1941 году рассказал зятю о катастрофе.

Семья Рейно жили в Калиокоски, недалеко от железнодорожного моста и станции Контиомяки. Железная дорога от Контиомяки до Хюринсалми и железнодорожный мост были очень важным соединением для финской армии, которая воевала против Красной Армии в местечке Суомуссалми, где из-за ошибок командования, проблем со снабжением и сложных метеоусловий в конце 1939 – начале 1940 гг. были разбиты две советских дивизии. Маленькому Рейно рассказали эту историю очевидцы событий – его родители.

А история эта начиналась так.

Валентин Иванович Голубев, младший лейтенант ВВС РККА в возрасте 22 лет погиб 26 февраля 1940 года при бомбардировке железнодорожного моста у озера Ристиярви, одноименного населенного пункта и перекрестка дорог.

Истребитель И-153 c номером 6820 упал южнее, в районе железнодорожной станции Контиомяки (координаты: 64°20’17″N 28°6’51″E, вблизи дороги Е63, ближайшие города: Каяани, Оулу, Куопио), провинция Кайнуу, на востоке бывшей губернии Оулу, Финляндия.

Голубев получил приказ уничтожить железнодорожный мост Каллиокоски (Kalliokoski), а также защищать другие бомбардировщики во время бомбежки.

По данным РГВА значится, что летчик «не вернулся из боевого вылета 26 февраля 1940 года», а в донесении, поданном по команде, говорится, что командир звена видел падение самолета И-153 № 6820, который после сброса двух авиабомб вспыхнул, и разбился, причем зенитного огня с земли не было, воздушного боя с финскими летчиками тоже.

Есть версии падения, в том числе от очевидцев-финнов, наблюдавших бомбометание с земли, будто Голубева сбили пулеметным огнем свои же.

Альтернативная: на самолете произошел самоподрыв одной из прикрепленных к подкрылкам авиабомб. По версии наших летчиков, участвовавших в бомбометании, Валентин Голубев вошел в пикирование, сбросил две ФАБ-50 (пятидесятикилограммовые фугасные авиабомбы), но потом внезапно вспыхнул, и упал на землю недалеко от дороги.

После рассказов финских охотников мне пришлось досконально изучить открытые источники в России по этому военному эпизоду, и, конечно, здесь не обошлось без помощи представителей российских поисковых отрядов, историков и заинтересованных лиц.

Как полагают в России, на самолете взорвались оставшиеся на борту две авиабомбы АО-8 (весом 7- 8 кг ), либо загорелась бензопроводка. Но версия не выдерживает критики по техническим соображениям.

Это была довольно надежная машина: число боевых вылетов на одну потерю для И-15бис, И-153 и И-16 оказалось наибольшим среди всех типов использовавшихся на фронте боевых самолетов как в советско-финскую, так и в ВОВ за время эксплуатации самолетов этого типа, а с 1938 по 1941 всего их было изготовлено 3437 единиц.

И, тем не менее, если уточнить, что массовое производство И-153 началось только с осени 1939 года, а первый испытательный полет произведен в августе 1938 года, говорить о какой-либо серьезной опытности летчиков в обращении именно с этом машиной, не приходится.

Финские охотники в приватных разговорах склоняются к недостатку опыта у советского военлета, и эта версия тоже отрабатывается. Финны говорят, что «всех лучших летчиков» советы расстреляли в 1937 году; для нас, в России, эта информация звучит банальностью.

Вот, что удалось выяснить мне в России после инициативной встречи на охоте в Финляндии, в месте захоронения советского пилота.

Голубев фактически воевал с начала 1940 года — летал на истребителе И-153, которые к началу финской кампании начали поставлять в войска.

Бипланы (два крыла) И-153, спроектированные как модификация истребителя И-15 в КБ Поликарпова, называли «чайками» — главным образом за форму крыльев и фюзеляжа (кабина летчика с прицельным приспособлением располагалась именно в выемке у основания крыльев), эти машины, даром, что истребители, могли нести несколько авиабомб.

Самолеты считались и штурмовиками, и истребителями, поскольку их боевая нагрузка включала до 150 кг авиабомб, а из скорострельного вооружения – две синхронные малокалиберные пушки и пулемет ШКАС.

При том, что самолеты не имели бронирования жизненно-важных частей, они могли нести бомбы типов АО- 8, АО-10, АО-15 и другие. Авиабомбы того времени представляли собой переделанные артиллерийские снаряды, к которым в хвостовой части дополнительно приваривали стабилизатор – для вертикального пикирования.

Интересно почему люди, чью землю бомбил советский летчик Валентин Голубев, посчитали необходимым сохранить о нем память, и ухаживать за его могилой? Я задал эти и другие вопросы финским охотникам.

В окрестностях Контиомяки могилу знает и стар, и млад. С 1940 года прошло уже 78 лет, это большой срок для истории одного поколения. Ведь мы понимаем, что прямых наследников, родственников «первой очереди» уже нет и прямых потомков летчика, с учетом его возраста, возможно, тоже.

Вилхо Конттинен – очевидец событий и Матти Сало, которому передали информацию родственники, охотно рассказали, что обломки самолета лежали на месте крушения, в стороне от проезжей дороги, вплоть до 60-х годов ХХ века, напоминая немым укором о судьбе летчика.

В региональной и даже «главной» прессе Финляндии, телерепортажах, об этом говорилось неоднократно, и, что интересно, в Советской России как это не прискорбно констатировать, о погибшем летчике почти сразу забыли.

Да и кому о нем было вспоминать – жертв советско-финской или «зимней», как ее называют финны, войны было много. У нас в России, вообще не принято ценить людей. Зато в Финляндии к таким вопросам истории и памяти совершенно иной подход.

Наверное поэтому, да и еще и по охотничьим интересам — случайному обстоятельству личного знакомства мы сегодня и знаем о могиле нашего летчика Валентина Ивановича Голубева, 1918 года рождения.

Финны бережно ухаживают за могилой, и сегодня хотят установить советскому летчику памятный знак с «расшифровкой» на трех языках – финском, русском, английском. Подобное памятники сегодня есть на территории Карельского перешейка, к примеру, в окрестностях н.п. Барышево Выборгского района, Ленинградской области, где мне приходится бывать.

Это место буквально полито кровью финских и советских солдат, в 1940-м и 1944-м годах на переправе Вуосалми проходили жестокие бои. На месте разрушенной церкви Яюряпяя (сегодня окрестности Барышево) установлены памятные знаки совместными усилиями финских и российских деятелей.

Охотник Пааво Ромппайнен и другие его земляки рассказывают, что делом поиска родных летчика и сведений о нем занимались еще их отцы, искали информацию в архивах; таким образом, у общества непрофессиональных финских поисковиков давняя история, связанная с нашим летчиком, и существует даже преемственность поколений, объединенных одной целью.

Но для финских охотников, историков и краеведов существует одна серьезная и естественная преграда – языковой барьер.

«Кто ты, Валентин Иванович?», — так ставят вопрос финны, так же спрашивает меня наш охотничий коллега П. Ромппайнен.

«Твое имя напоминает русское, но генетические исследования доказывают, что ты был украинцем. Мы хотели бы также выяснить, остались ли у него родственники, и знают ли они, что Валентин был похоронен вблизи места крушения самолета 27.2.1940 г.», — это буквально прямая речь из нашего насыщенного общения.

Финны также хотят поставить надгробный камень с фотографией, как здесь говорят, в «советском стиле». Все понимают, что дальнейшее выяснение истории летчика без участия российской стороны практически невозможно. Выгода, получаемая российской стороной это основательное выяснение данного случая.

Финны выходили на наших поисковиков, но большого толка не случилось, кроме разбросанных в разных местах интернета кличах о поиске родных летчика и его анкетных данных, дальше продвинуться не удалось.

Более того, в скромных по информативности объявлениях, многократно растиражированными на разных сайтах уже моими согражданами, есть фактические ошибки.

Мы провели свое исследование, и начали поиск с максимально возможного по точности определения служебного пути Валентина Ивановича 1918 года рождения, чтобы получить ответы из архивов.

Еще один предпринятый нами путь — запрос в военкоматы, по месту возможного призыва. Обычно в военкоматах есть «книга призыва», в которой отслеживается весь путь призывника (по ней находят наших фронтовиков времен Великой Отечественной войны). Самое главное, найти откуда был призыв.

Знаем, что летчик В.И. Голубев воевал на северо-западе Карельского перешейка. Сделали официальный запрос в Государственный Архив Министерства Обороны для установления сведений о мл. лейтенанте Голубеве В.И, предварительно выяснив все его перемещения по службе со времени поступления во 2-ю военную школу летчиков (ВШЛ) в феврале 1938 года.

Позднее 2-я ВШЛ, которую в свое время закончил Валерий Чкалов, стала Борисоглебским ВВАУЛ им. В.П. Чкалова. Мы инициировали поиск анкетных данных мл. лейтенанта Голубева и там.

Выяснилось, что большинство летчиков приходили в такие школы после окончания курсов пилотов и летных техников Осавиахима, подразделение которых также было в Борисоглебске, и на курсы брали как школьников старших классов, так и рабочих – без отрыва от производства. С присвоением по окончании курсов квалификации «пилот запаса». Среди них были и девушки.

Большинство молодых летчиков, закончивших в 1938 году 2-ю ВШЛ в Борисоглебске шли именно таким проторенным путем, а выпуск 1938 года составил 222 человека, среди которых и был Голубев.

Таким образом, мы установили, что В.И. Голубев, 1918 года рождения по призыву в Красной армии не служил. Ибо в 1936 году вышло очередное постановление СНК СССР о военной службе, согласно которому молодые люди призывались в РККА с 19 лет. Поэтому Голубев, в силу возраста, не мог служить с «рядового» уровня солдата, он сразу поступил на курсы пилотов-техников, а, закончив их – в 2-ю ВШЛ.

Затем его путь также удалось отследить (за эту поисковую работу отвечали мы в России, в частности мои коллеги из поискового отряда «Ленпех-Петергоф», членом которого я являюсь) по различным документам, архивным сводкам и формулярам авиаполков.

Читать еще:  С середины июня охотимся по новым правилам

15 января 1940 года полк, в котором служил Голубев, получил приказ перебазироваться на аэродром Реболы для поддержки действий сухопутных дивизий, герои которых, как мы знаем, замерзали без надлежащего снабжения в районе Суомуссалми.

Именно на 80-м сап (сводный авиаполк) лежала задача защищать и снабжать по воздуху попавшие в окружение части. Для этого полку были оперативно подчинены две истребительных авиаэскадрильи 152 иап (истребительного авиаполка).

Из Реболы, со льда озера Лексозеро, совершил свой последний боевой вылет младший лейтенант Голубев.

Представляется важным рассказать о вызывающей уважение инициативе финских охотников – наших коллег, установить дальних родственников летчика, рожденного в 1918 году, погибшего на финской территории 26 февраля 1940 года, хотя бы в год столетия со дня его рождения.

Готов информировать о продвижении в этом направлении поиска родных погибшего пилота, память о которым сохраняют в Финляндии наши коллеги-охотники.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

MTV (Финляндия): Житель финской области Кайнуу несколько десятилетий ухаживает за могилой погибшего в годы Зимней войны советского летчика

«В российских СМИ это вызвало удивление»

В последние недели Зимней войны, в феврале 1940 года, советский летчик, младший лейтенант Валентин Иванович Голубев отправился в свой последний полет. Полет прервался над землями финской общины Ристиярви, которая входит в область Кайнуу.

И хотя полет младшего лейтенанта был прерван, сама история только начиналась. Местные жители похоронили его изуродованное тело рядом с местом крушения самолета. После окончания войны заботиться о могиле стал житель Ристиярви Вилхо Конттинен (Vilho Konttinen).

Родившийся в 1924 году Конттинен и сам успел испытать ужасы войны.

«Отец никогда не считал, что делает что-то особенное. Он просто поступал так, как его учили дома. По его мнению, все люди равноценны, и поэтому их нужно хоронить достойно», — говорит дочь Конттинена Тююне Кемппайнен (Tyyne Kemppainen).

Москва примет решение

В 1946 году Конттинен попросил рабочих, которые ремонтировали взорванный немцами железнодорожный мост, сделать для могилы металлический крест. Через год он сделал ограждение для могилы из цепи и металлических опор.

Рабочие, красившие мост, принесли к могиле большой круглый камень.

Общественному деятелю Пааво Ромппайнену (Paavo Romppainen) удалось в сотрудничестве с российскими коллегами установить личность русского пилота.

«Вилхо Конттинен не считает свои действия чем-то особенным, но в российских СМИ это вызвало удивление», — рассказывает Ромппайнен.

8 октября к могиле приехал военный атташе посольства России в Финляндии, подполковник Иван Горбачев.

Контекст

Мы помним советско-финские войны

Зимняя война: в чем сила финнов?

Западня для финнов

Зимняя война и ее отзвуки

Представители посольства России и официальные представители общины Ристиярви, владеющей участком, говорили об уходе за могилой и о сохранении памяти о солдате. Окончательное решение о возможной установке памятника будет принято в Министерстве обороны России в Москве.

Конттинен, которому в этом ноябре исполнится 94 года, не принимал участия в переговорах. В качестве представителя семьи у захоронения присутствовала дочь Тююне Кемппайнен.

«Будучи маленькой девочкой, я часто бывала здесь с отцом. Я недавно навещала отца, и он велел мне принести на могилу свечку и цветы».

Финские могилы в России

Уход за захоронениями солдат на иностранной территории осуществляется в соответствии с договором 1992 года о сотрудничестве с целью сохранения памяти павших в России финнов и павших в Финляндии русских.

Финляндия перевезла и захоронила большую часть погибших на войне солдат на кладбищах их церковных приходов. На территории России сейчас находится всего около 30 захоронений финских военных.

«Семь захоронений финских солдат — братские могилы в приграничных территориях, за которыми ухаживают представители нашей страны. За захоронениями финских военнопленных на территории России ухаживает российская организация, которая является нашим партнером», — рассказывает Пертти Суоминен (Pertti Suominen), председатель объединения, которое отвечает за сохранение памяти погибших на войне.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • могилы
  • память
  • Зимняя война 1939-1940 гг
  • СССР
  • Финляндия
  • Россия

Лучшие

Все комментарии

liova01

Vlad5555

Паутиныч

trall400

в ответ (Показать комментарийСкрыть комментарий)

Популярное

  • Популярное
  • Обсуждаемое

Le Monde: в Восточной Европе объявлена гендерная война

Болгарские читатели: Болгария была в рабстве у России, и русские были щедрыми рабовладельцами (Факти)

Турецкие читатели: пока есть Россия, террористы ни на что не способны (En Son Haber)

WE: американцы боятся российских подлодок у берегов Нью-Йорка

США отрабатывают ядерный удар по России: возмездие неизбежно (Феникс)

Европейская семилетка: плохие новости для Литвы (Delfi)

Cumhuriyet: Турция запросила у США «Пэтриот» для отражения атак России

Похороны нормальности: почему Берни Сандерс стал фаворитом американских демократов (CMC)

Le Monde: в Восточной Европе объявлена гендерная война

Болгарские читатели: Болгария была в рабстве у России, и русские были щедрыми рабовладельцами (Факти)

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Сетевое издание — Интернет-проект ИноСМИ.RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 57642
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Дубосарский А.И.
Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru
Телефон редакции: +7 495 645 66 01
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Ошибка

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Здравствуйте, !

Здравствуйте, !

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

В Финляндии охотник заботится о могиле советского летчика

Заявление по делу несуществующей могилы летчика Голубева в Ристиярви и возможных ошибок в трактовке поездки представителя посольства России в Финляндии к месту несуществующего захоронения

В Оперсводке №173 ВВС 9 армии на 20 часов 0 минут 26.02.1940 начальнику Генштаба Красной армии указано, что в 16.45 26 февраля самолет И-153 мл. лейтенанта Голубева В.И. при атаке железнодорожного моста загорелся и упал, и командир звена видел разрывы еще двух авиабомб вблизи самолета уже на земле.

Несомненным фактом является также «политдонесение» с грифом «совершенно секретно» за 24-28 февраля 1940, направленное начальнику политуправления 9 армии, в котором нашему случаю посвящен целый абзац. А именно говорится, что летчик Голубев погиб в результате взрыва бомб самолета И-153 при пикировании на железнодорожный мост. Вероятной причиной назван взрыв бомбы ФАБ-50, это второй случай с потерей самолета И-153 и летчика по аналогичной причине. В том же политдонесении указано, что отдельным распоряжением 27.02.1940 по ВВС 9 армии прекращено бомбометание с пикирования бомбами ФАБ-50. Эти документы имеются в наличии, оригиналы в фонде 34980 РГВА.

В военном дневнике сил воздушной обороны Каяани (лист 43) на 22 часа 05 минут (в 1940 году разница во времени между советским и финским 1 час) 26 февраля указано об этом случае, что это был советский двухмоторный самолет с экипажем в два человека (самолет горел весь день и полностью сгорел) и один из пилотов был обнаружен на земле с парашютом за спиной. Финские источники трактуют это как «неопределенный случай», ведь воздушного боя не было, зенитного (или иного) обстрела с земли также не было.

Поскольку за 26 февраля 1940 года другой достоверной информации, кроме того, что в районе Ристиярви (где фактически было падение самолета), то есть потерян 1 самолет и 1 летчик на сегодняшний день не имеется, были сделаны преждевременные выводы о том, что это самолет Валентина Ивановича Голубева, а Голубев – тот самый погибший летчик, который захоронен в 150 метрах от полотна железной дороге (близи моста Каллиокоски лааву) в Йокикюля, невдалеке от Ристиярви.

При фактическом опросе 13.08.2018 мною человека, которого финские источники считают очевидцем падения самолета, а именно гражданина Финляндии Вильо Конттинена, 1924 года рождения, находящегося к тому же в медицинском центре Ристиярви в лежачем положении, оказалось, что информация, исходящая от Конттинена весьма противоречива. То он утверждает, что в небе появилось 4 самолета, то два, то в 11 часов дня – с севера, то в два часа дня, то что сам похоронил летчика, но документы и оружие не забирал, затем – что его похоронили военные полицейские, то летчик был «смуглый крепыш», после чего финн П. Ромппайнен делает преждевременный вывод, будто бы летчик был украинцем, то Конттинен говорил, что труп был без головы и был положен в яму глубиной всего 1 метр (так как земля была мерзлая), и лишь спустя две недели он нашел голову отдельно в 30 метрах от места падения самолета и – цитата «положил ее там, на ветку», то говорит, что на упавшем самолете был нарисован «серп и молот»; все эти и многие другие противоречивые сведения якобы очевидца падения самолета не позволяют мне, как исследователю и аспиранту делать вывод о достоверности сей информации. В рассказе Конттинена и затем комментариях Ромппайнена немудрено заблудиться. Но нам-то нужны только факты, не версии.

Финны же, не имея ничего другого, склонны выдавать версию о том, что в настоящий момент в Йокикюла в земле под невысоким холмиком находятся останки именно Валентина Голубева. 8 октября 2018 года, не разобравшись в ситуации, эту же версию приняли и в посольстве России в Финляндии – после посещения захоронения (вместе со мной) представителя посольства из аппарата военного атташе И. Горбачева.

Читать еще:  Начало охотничьей тропы

Региональная финская газета «Кайнуу самономат» уже в номере за 9 октября 2018 года в статье с громким названием Москва сохранит останки бойца в Йокикюля, рассказывая о визите Горбачева (и нашем визите), по сути, вводит всех в заблуждение. Я считаю именно эту версию противоречивой и, в целом, ошибочной. 13.08.2018 года противоречивый рассказ единственного и так называемого «очевидца событий» падения самолета Конттинена мною был зафиксирован на аудио и видео, я выехал на место захоронения и проверил чувствительным спектроанализатором состояние захоронения. Прибор показал только камни и полное отсутствие в земле каких-либо останков. Это меня удивило. 8 октября на встрече рядом с местом захоронения дочь Вильо Конттинена сообщила собравшимся о том, как они «ухаживали за могилой», а именно рассказы своего отца.

Оказалось, что в «могиле», фотография которая обошла уже все новостные ленты никто не захоронен, потому, что в 1946 году в этом месте проводились земляные работы и «все было перерыто», а сам Вильо Конттинен установил новый холм и ограду вокруг несуществующего сегодня захоронения в 1947 году, и с тех пор ухаживает за этим местом. Где здесь правда, а где вымысел совершенно непонятно. Ясно только одно, что в этом месте, которое имеет указатель могилы, металлический крест и общие формы могилы, на самом деле нет никакого тела (захоронения). И было ли оно- сегодня установить крайне затруднительно. Представитель посольства России некто Горбачев, занимающийся этим «мемориальным» вопросом по поручению посла только с поздней весны 2018 года уже после первых моих публикаций по этой теме, принял финскую версию, о том, что это могила Голубева, и, вероятно, своим докладом ввел в затруднение Чрезвычайного и Полномочного посла России в Финляндии Кузнецова.

Таким образом, удостоверившись в отсутствии фактического захоронения в Йокикюля, но имеющего, впрочем, формальные признаки могилы (там нет биологических останков человека, что легко проверить не только эксгумацией, но и простым анализом состава почвы), и предполагая ошибочную позицию посольства России в Хельсинки, я считаю необходимым сделать это официальное заявление.

Вместо того, чтобы организовать и затем установить в российском архиве, в частности РГВА (Москва, ул. Адмирала Макарова, 29 – именно этот архив, среди многих российских вообще, хранит дела и сведения до 1941 года, остальные – в архиве МО в Подольске) среди 17-ти имеющих отношение к теме фондов и формуляров (имеющих уже вполне определенный номера, а потому доступных – предварительная работа мною по этому вопросу проведена), Горбачев и посольство, прикрываясь крайне ограниченными (только паспортизацией и уходу за выявленными захоронениями) полномочиями по розыску архивных данных и родственников погибших, идут по самому простому пути и принимают весьма сомнительную финскую версию, будто бы в могиле захоронен действительно погибший летчик Валентин Голубев. Таким образом, посольство после доклада своего представителя Горбачева, не разобравшегося вполне в ситуации, но уже подарившего 8 октября на встречах разного формата и разным финнами 8 комплектов подарков с русской водкой, находится на пути исторической ошибки.

К сожалению, в Российской Федерации в 2018 году стала реальной ситуация, когда денег на исследования нет и не предвидится, профильное управление Министерства обороны РФ в Москве «Управление по увековечению памяти погибших защитников отечества» самоустраняется от исследования в российских архивах по этому делу (присылает отписки) и перекладывает дальнейшую разработку на учреждения МИДа якобы по закону Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших», ст. 11, и в результате они не исследует сколько угодно профессионально вопрос сами, и не дают (финансирования) для исследования этого же вопроса на профессиональной основе энтузиастами. Хотя и пользуются разрозненной информацией, добытой в России и в Финляндии именно энтузиастами, не оплачивая их труд, то есть на дармовщинку. Именно поэтому мы имеем столько сомнительных и непрофессиональных «исследований», в том числе по этому делу и до сих пор, и не улучшаем ситуацию, которая в дальнейшем будут только усугубляться.

К сожалению, пока ничего другого в перспективе мы ожидать не можем. Для уточнения фактов по данному делу нужны исследования «якобы могилы» и архивная работа в архивах в Москве по установлению личности и родственных связей погибшего летчика, которым мог быть даже и не Голубев, на что в России, как утверждает Горбачев денег нет, и не будет. По его мнению, гораздо проще поставить памятных знак, освоив средства бюджета и на этом закончить исследования. Для меня такая инициатива или даже подготовка к ней в посольстве, ведение в заблуждение Чрезвычайного и Полномочного посла Российской Федерации в Финляндии являются весьма сомнительными и недостойными в настоящий момент без подтверждения некоторых сведений по захоронению, действиями. Дело еще слишком «сырое», чтобы безапелляционно утверждать те или иные выводы по несуществующему захоронению. Мои обоснованные доводы посольством принимаются лишь частично. Поэтому я, как участник исследователь на месте, участник событий, считаю необходимым сделать это заявление и распространить его для заинтересованных сторон.

Андрей Петрович Кашкаров

10 октября 2018 года апартаменты Посольства Российской Федерации в Хельсинки (Финляндия), Хельсинки, ул. Техтаанкату 1 Д, член правления Российского межрегионального союза писателей, председатель Санкт-Петербургского отделения Международной академии социальных технологий ( IAST )

В Финляндии охотник заботится о могиле советского летчика

В Финляндии потомственный охотник заботится о могиле погибшего советского летчика Валентина Голубева. В России о нем знают мало…

В один из недавних «охотничьих» визитов в Финляндию финские коллеги познакомили меня с удивительным человеком.

Гражданин Финляндии Вилхо Конттинен из Ристиярви видел крушение советского истребителя 26 февраля 1940 году, собрал останки пилота, и заботился о могиле в течение всех этих лет.

Сейчас потомственному охотнику В. Конттинену 94 года.

История Советско-Финской войны 1939-1940 года напоминает о трагедии словами А.В. Cуворова: «войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний погибший солдат».

Я побывал на месте захоронения, могила советского военного летчика находится на опушке леса, огорожена, местные жители ухаживают за ней.

Из более молодых охотников приведу в пример Пааво Ромппайнена – с ним я познакомился еще на Российско-Финляндском культурном форуме, неоднократно приезжал к нему по приглашению на «бобра» в местечко Сейняйоки, что недалеко от Оулу, да и сам Пааво неоднократно охотился в России.

Все это время мы общались на английском и финских языках.

Нас сперва сблизили охотничьи интересы, а потом вышло и более широкое сотрудничество на культурном поприще.

Наш коллега – охотник из Финляндии Матти Сало тоже причастен к этой истории. Его жена Марья Пиккарайнен (теперь Сало) родилась в Ристиярви, а ее отец Рейно, рожденный в 1941 году рассказал зятю о катастрофе.

Семья Рейно жили в Калиокоски, недалеко от железнодорожного моста и станции Контиомяки. Железная дорога от Контиомяки до Хюринсалми и железнодорожный мост были очень важным соединением для финской армии, которая воевала против Красной Армии в местечке Суомуссалми, где из-за ошибок командования, проблем со снабжением и сложных метеоусловий в конце 1939 – начале 1940 гг. были разбиты две советских дивизии. Маленькому Рейно рассказали эту историю очевидцы событий – его родители.

А история эта начиналась так.

Валентин Иванович Голубев, младший лейтенант ВВС РККА в возрасте 22 лет погиб 26 февраля 1940 года при бомбардировке железнодорожного моста у озера Ристиярви, одноименного населенного пункта и перекрестка дорог.

Истребитель И-153 c номером 6820 упал южнее, в районе железнодорожной станции Контиомяки (координаты: 64°20’17″N 28°6’51″E, вблизи дороги Е63, ближайшие города: Каяани, Оулу, Куопио), провинция Кайнуу, на востоке бывшей губернии Оулу, Финляндия.

Голубев получил приказ уничтожить железнодорожный мост Каллиокоски (Kalliokoski), а также защищать другие бомбардировщики во время бомбежки.

По данным РГВА значится, что летчик «не вернулся из боевого вылета 26 февраля 1940 года», а в донесении, поданном по команде, говорится, что командир звена видел падение самолета И-153 № 6820, который после сброса двух авиабомб вспыхнул, и разбился, причем зенитного огня с земли не было, воздушного боя с финскими летчиками тоже.

Есть версии падения, в том числе от очевидцев-финнов, наблюдавших бомбометание с земли, будто Голубева сбили пулеметным огнем свои же.

Альтернативная: на самолете произошел самоподрыв одной из прикрепленных к подкрылкам авиабомб. По версии наших летчиков, участвовавших в бомбометании, Валентин Голубев вошел в пикирование, сбросил две ФАБ-50 (пятидесятикилограммовые фугасные авиабомбы), но потом внезапно вспыхнул, и упал на землю недалеко от дороги.

После рассказов финских охотников мне пришлось досконально изучить открытые источники в России по этому военному эпизоду, и, конечно, здесь не обошлось без помощи представителей российских поисковых отрядов, историков и заинтересованных лиц.

Как полагают в России, на самолете взорвались оставшиеся на борту две авиабомбы АО-8 (весом 7-8 кг), либо загорелась бензопроводка. Но версия не выдерживает критики по техническим соображениям.

Это была довольно надежная машина: число боевых вылетов на одну потерю для И-15бис, И-153 и И-16 оказалось наибольшим среди всех типов использовавшихся на фронте боевых самолетов как в советско-финскую, так и в ВОВ за время эксплуатации самолетов этого типа, а с 1938 по 1941 всего их было изготовлено 3437 единиц.

И, тем не менее, если уточнить, что массовое производство И-153 началось только с осени 1939 года, а первый испытательный полет произведен в августе 1938 года, говорить о какой-либо серьезной опытности летчиков в обращении именно с этом машиной, не приходится.

Финские охотники в приватных разговорах склоняются к недостатку опыта у советского военлета, и эта версия тоже отрабатывается. Финны говорят, что «всех лучших летчиков» советы расстреляли в 1937 году; для нас, в России, эта информация звучит банальностью.

Вот, что удалось выяснить мне в России после инициативной встречи на охоте в Финляндии, в месте захоронения советского пилота.

Голубев фактически воевал с начала 1940 года – летал на истребителе И-153, которые к началу финской кампании начали поставлять в войска.

Бипланы (два крыла) И-153, спроектированные как модификация истребителя И-15 в КБ Поликарпова, называли «чайками» – главным образом за форму крыльев и фюзеляжа (кабина летчика с прицельным приспособлением располагалась именно в выемке у основания крыльев), эти машины, даром, что истребители, могли нести несколько авиабомб.

Самолеты считались и штурмовиками, и истребителями, поскольку их боевая нагрузка включала до 150 кг авиабомб, а из скорострельного вооружения – две синхронные малокалиберные пушки и пулемет ШКАС.

При том, что самолеты не имели бронирования жизненно-важных частей, они могли нести бомбы типов АО- 8, АО-10, АО-15 и другие. Авиабомбы того времени представляли собой переделанные артиллерийские снаряды, к которым в хвостовой части дополнительно приваривали стабилизатор – для вертикального пикирования.

Читать еще:  Охота с луком: первый семинар

Интересно почему люди, чью землю бомбил советский летчик Валентин Голубев, посчитали необходимым сохранить о нем память, и ухаживать за его могилой? Я задал эти и другие вопросы финским охотникам.

В окрестностях Контиомяки могилу знает и стар, и млад. С 1940 года прошло уже 78 лет, это большой срок для истории одного поколения. Ведь мы понимаем, что прямых наследников, родственников «первой очереди» уже нет и прямых потомков летчика, с учетом его возраста, возможно, тоже.

Вилхо Конттинен – очевидец событий и Матти Сало, которому передали информацию родственники, охотно рассказали, что обломки самолета лежали на месте крушения, в стороне от проезжей дороги, вплоть до 60-х годов ХХ века, напоминая немым укором о судьбе летчика.

В региональной и даже «главной» прессе Финляндии, телерепортажах, об этом говорилось неоднократно, и, что интересно, в Советской России как это не прискорбно констатировать, о погибшем летчике почти сразу забыли.

Да и кому о нем было вспоминать – жертв советско-финской или «зимней», как ее называют финны, войны было много. У нас в России, вообще не принято ценить людей. Зато в Финляндии к таким вопросам истории и памяти совершенно иной подход.

Наверное поэтому, да и еще и по охотничьим интересам – случайному обстоятельству личного знакомства мы сегодня и знаем о могиле нашего летчика Валентина Ивановича Голубева, 1918 года рождения.

Финны бережно ухаживают за могилой, и сегодня хотят установить советскому летчику памятный знак с «расшифровкой» на трех языках – финском, русском, английском. Подобное памятники сегодня есть на территории Карельского перешейка, к примеру, в окрестностях н.п. Барышево Выборгского района, Ленинградской области, где мне приходится бывать.

Это место буквально полито кровью финских и советских солдат, в 1940-м и 1944-м годах на переправе Вуосалми проходили жестокие бои. На месте разрушенной церкви Яюряпяя (сегодня окрестности Барышево) установлены памятные знаки совместными усилиями финских и российских деятелей.

Охотник Пааво Ромппайнен и другие его земляки рассказывают, что делом поиска родных летчика и сведений о нем занимались еще их отцы, искали информацию в архивах; таким образом, у общества непрофессиональных финских поисковиков давняя история, связанная с нашим летчиком, и существует даже преемственность поколений, объединенных одной целью.

Но для финских охотников, историков и краеведов существует одна серьезная и естественная преграда – языковой барьер.

«Кто ты, Валентин Иванович?», – так ставят вопрос финны, так же спрашивает меня наш охотничий коллега П. Ромппайнен.

«Твое имя напоминает русское, но генетические исследования доказывают, что ты был украинцем. Мы хотели бы также выяснить, остались ли у него родственники, и знают ли они, что Валентин был похоронен вблизи места крушения самолета 27.2.1940 г.», – это буквально прямая речь из нашего насыщенного общения.

Финны также хотят поставить надгробный камень с фотографией, как здесь говорят, в «советском стиле». Все понимают, что дальнейшее выяснение истории летчика без участия российской стороны практически невозможно. Выгода, получаемая российской стороной это основательное выяснение данного случая.

Финны выходили на наших поисковиков, но большого толка не случилось, кроме разбросанных в разных местах интернета кличах о поиске родных летчика и его анкетных данных, дальше продвинуться не удалось.

Более того, в скромных по информативности объявлениях, многократно растиражированными на разных сайтах уже моими согражданами, есть фактические ошибки.

Мы провели свое исследование, и начали поиск с максимально возможного по точности определения служебного пути Валентина Ивановича 1918 года рождения, чтобы получить ответы из архивов.

Еще один предпринятый нами путь – запрос в военкоматы, по месту возможного призыва. Обычно в военкоматах есть «книга призыва», в которой отслеживается весь путь призывника (по ней находят наших фронтовиков времен Великой Отечественной войны). Самое главное, найти откуда был призыв…

Знаем, что летчик В.И. Голубев воевал на северо-западе Карельского перешейка. Сделали официальный запрос в Государственный Архив Министерства Обороны для установления сведений о мл. лейтенанте Голубеве В.И, предварительно выяснив все его перемещения по службе со времени поступления во 2-ю военную школу летчиков (ВШЛ) в феврале 1938 года.

Позднее 2-я ВШЛ, которую в свое время закончил Валерий Чкалов, стала Борисоглебским ВВАУЛ им. В.П. Чкалова. Мы инициировали поиск анкетных данных мл. лейтенанта Голубева и там.

Выяснилось, что большинство летчиков приходили в такие школы после окончания курсов пилотов и летных техников Осавиахима, подразделение которых также было в Борисоглебске, и на курсы брали как школьников старших классов, так и рабочих – без отрыва от производства. С присвоением по окончании курсов квалификации «пилот запаса». Среди них были и девушки.

Большинство молодых летчиков, закончивших в 1938 году 2-ю ВШЛ в Борисоглебске шли именно таким проторенным путем, а выпуск 1938 года составил 222 человека, среди которых и был Голубев.

Таким образом, мы установили, что В.И. Голубев, 1918 года рождения по призыву в Красной армии не служил. Ибо в 1936 году вышло очередное постановление СНК СССР о военной службе, согласно которому молодые люди призывались в РККА с 19 лет. Поэтому Голубев, в силу возраста, не мог служить с «рядового» уровня солдата, он сразу поступил на курсы пилотов-техников, а, закончив их – в 2-ю ВШЛ.

Затем его путь также удалось отследить (за эту поисковую работу отвечали мы в России, в частности мои коллеги из поискового отряда «Ленпех-Петергоф», членом которого я являюсь) по различным документам, архивным сводкам и формулярам авиаполков.

15 января 1940 года полк, в котором служил Голубев, получил приказ перебазироваться на аэродром Реболы для поддержки действий сухопутных дивизий, герои которых, как мы знаем, замерзали без надлежащего снабжения в районе Суомуссалми.

Именно на 80-м сап (сводный авиаполк) лежала задача защищать и снабжать по воздуху попавшие в окружение части. Для этого полку были оперативно подчинены две истребительных авиаэскадрильи 152 иап (истребительного авиаполка).

Из Реболы, со льда озера Лексозеро, совершил свой последний боевой вылет младший лейтенант Голубев.

Представляется важным рассказать о вызывающей уважение инициативе финских охотников – наших коллег, установить дальних родственников летчика, рожденного в 1918 году, погибшего на финской территории 26 февраля 1940 года, хотя бы в год столетия со дня его рождения.

Готов информировать о продвижении в этом направлении поиска родных погибшего пилота, память о которым сохраняют в Финляндии наши коллеги-охотники.

Похоронен у Контиомяки

В один из недавних «охотничьих» визитов в Финляндию местные коллеги по увлечению познакомили меня с удивительным человеком. Почти 80 лет назад, в разгар советско-финской войны житель Страны тысячи озер Вилхо Конттинен стал свидетелем крушения советского истребителя, собрал останки пилота, похоронил их и на протяжении всей своей жизни продолжал заботиться о могиле летчика. «Армейский стандарт» собрал сведения о летчике и о том, как финны заботятся о его могиле.

История эта начиналась так. 26 февраля 1940 года младший лейтенант ВВС Рабоче-Крестьянской Красной армии Валентин Голубев вместе с еще несколькими военлетами 152-го истребительного полка вылетели на очередное задание. Им дан был приказ лететь на уничтожение очень важного для финской армии железнодорожного моста Каллиокоски неподалеку от озера Ристиярви и одноименного населенного пункта и прикрывать бомбардировщики, участвовавшие в воздушной операции.

Этот полет стал для 22-летнего советского летчика последним. По документам из Российского государственного военного архива, летчик «не вернулся из боевого вылета 26 февраля 1940 года». В донесении, поданном по команде, говорится, что командир звена видел падение самолета И-153 №6820, который после сброса двух ФАБ-50 (пятидесятикилограммовые фугасные авиабомбы) вдруг вспыхнул и упал на землю недалеко от перекрестка дорог. Причем зенитного огня с земли не было, воздушного боя с финскими летчиками тоже.

Есть версия падения советского «ястребка», в том числе от очевидцев-финнов, наблюдавших бомбометание с земли: будто бы Голубева сбили пулеметным огнем свои же. Альтернативная гипотеза: на самолете произошел самоподрыв одной из прикрепленных к подкрылкам авиабомб.

Как бы то ни было, но останки советского летчика, оказавшиеся на финской территории, были должным образом похоронены несколькими местными жителями. Люди, чью землю бомбил военлет Валентин Голубев, посчитали необходимым сохранить о нем память и ухаживать за его могилой.

Главное действующее лицо этой истории — Вилхо Конттинен, очевидец событий, которому сейчас исполнилось уже 94 года. Его односельчанин Матти Сало узнал в свое время о гибели советского истребителя от родителей, видевших эту трагедию. Вилхо и Матти рассказали мне, что обломки самолета лежали на месте крушения, в стороне от проезжей дороги, вплоть до 1960-х годов, напоминая немым укором о судьбе погибшего летчика.

В региональной и даже центральной прессе Финляндии, по телевидению об этом говорилось неоднократно. А вот в советской России, как это ни прискорбно констатировать, о погибшем летчике почти сразу забыли. Да и кому о нем было вспоминать — жертв советско-финской, или зимней, как ее называют финны, войны было много. А у Голубева, вполне возможно, не осталось родственников первой очереди, да и прямых потомков, с учетом возраста, в котором погиб летчик, вероятнее всего, тоже.

В окрестностях Контиомяки могилу знает и стар, и млад. Финны, в первую очередь Вилхо Конттинен, бережно ухаживают за ней и сегодня хотят установить советскому летчику памятный знак с надписью на трех языках — финском, русском, английском.

Охотник Пааво Ромппайнен и другие его земляки рассказывают, что делом поиска родных летчика и сведений о нем занимались еще их отцы, искали информацию в архивах. Таким образом, у общества непрофессиональных финских поисковиков давняя история, связанная с нашим летчиком, существует даже преемственность поколений, объединенных одной целью.

«Кто ты, Валентин Иванович Голубев?» — так ставят вопрос финны. Так же спрашивает меня коллега — охотник Ромппайнен. Финны хотят поставить надгробный камень с фотографией, как здесь говорят, в «советском стиле». Но все понимают, что дальнейшее выяснение истории советского летчика без участия российской стороны практически невозможно.

Мы провели свое исследование, сделали официальный запрос в Центральный архив Министерства обороны. Из хранящихся там документов удалось выяснить, что 15 января 1940 года полк, в котором служил Голубев, получил приказ перебазироваться на аэродром Реболы для поддержки действий сухопутных дивизий, воины которых, как мы знаем, замерзали без надлежащего снабжения во вражеском кольце в районе Суомуссалми.

Именно на 80-м смешанном авиаполку лежала задача защищать и снабжать по воздуху попавшие в окружение части. Для этого полку были оперативно подчинены две истребительные авиаэскадрильи 152-го истребительного авиаполка. Именно из Реболы, с ледяного аэродрома, оборудованного на озере Лексозеро, совершил свой последний боевой вылет младший лейтенант Голубев.

«Армейский стандарт» рассчитывает, что Российское военно-историческое общество и управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества заинтересуются этой историей. А возможно, и помогут финским поисковикам.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2018/08/26/652046-v-finlyandii-ohotnik-zabotitsya-o-mogile-sovetskogo-letchika.html
http://inosmi.ru/social/20181014/243451823.html
http://www.sites.google.com/a/radioviola.net/antti/-finskaa-mogila-letcika-golubeva
http://labuda.blog/98337
http://armystandard.ru/news/t/20181261028-w5UiG.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector