0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы деревенской охоты:

Бывший горожанин в деревне. Курс выживания

От автора

«Если меня на свете действительно что-нибудь выводит из себя, так это то, что в России творится именно с землей, с крестьянами.

Меня это буквально сводило с ума! Потому что нам, интеллигентам, что — нам книжку почитать и обо всем забыл, да? А эти люди ведь на земле живут. У них ничего другого нет. И для них это — настоящее горе. Не только горе — у них и выхода никакого нет… Вот они и пьют, спиваются, дерутся…

Мне гораздо легче было общаться с населением этой деревни, нежели с большинством своих друзей и знакомых в родном городе».

Иосиф Бродский (во время высылки в Коношу, Архангельской обл, 1964 г.)

Итак, читатель, перед вами мой опыт хозяйствования в российской деревне, в глубинке, о которой каждый из нас, горожан, до поры до времени не имеет четкого представления. Те, кто каждый свой отпуск «наезжает» в деревню, как на дачу, и те, кто некогда родился среди бескрайних лесов, потрясающе чистого воздуха и завораживающей красоты рек, а вскоре переехал в город, думают, что знают о деревне все…

Но каким бы опытным или теоретически подкованным ни был человек, всегда полезно вновь посмотреть на свою работу со стороны, глазами новичка — как бы начать все сначала. Проверенный метод, который я вам рекомендую, дорогой читатель, прост — смотрите на свое хозяйство каждый сезон по-новому, как будто это ваш первый опыт.

Тут-то и происходят самые неожиданные открытия, позволяющие усовершенствовать давно известные теории и методики. Итак, для тех, кто уже знаком с деревенским укладом, каждый сезон — это новая жизнь. Тех же, кто считает себя истым, урожденным горожанином и видит в этом некий шик, я хотел бы предостеречь от скорых, поверхностных выводов и безапелляционных оценок деревенской жизни. Здесь мы имеем своеобразную крестьянскую культуру, традиционно складывающуюся годами и веками, она не лучше и не хуже городской, потому что город и деревня не похожи друг на друга как две планеты — Луна и Земля.

На земле, как показала практика, важны все мелочи — от погоды до примет. Не все, наверное, в курсе, что каждый деревенский дом, каждое хозяйство имеют свою ауру, свое «лицо». К примеру, зная, что в доме раньше держали черных коров и хорошо плодились черно-белые кролики, немаловажно и далее следовать этой традиции. Подбирайте для своего хозяйства те расцветки, даже в части крупного рогатого скота и прочих животных, которые зарекомендовали себя хорошим развитием раньше, и, не побоюсь этого слова, — приносили удачу. Не все сегодня можно объяснить… В ряде случаев пренебрегая этим простым правилом, знакомые пенсионеры из города не могли понять — почему годами у коз случаются выкидыши, а овцы гибнут на второй неделе от роду. Да и не каждый селянин, прекрасно знающий традицию «масти», доложит вам о ней. Пока, на первых порах, для местных, постоянно живущих в деревнях людей, вы — чужак. И сколько пройдет времени, пока вы сможете хоть немного приблизиться к сонму старожилов — зависит во многом и от вас.

Существует много книг и статей, хороших и разных, с красочными фотографиями и от маститых авторов. Как правило, их со знанием дела пишут ученые мужи, они знакомы с сельским хозяйством «от и до», но — на основе лабораторных исследований. И меня порой одолевает вопрос: зачем эти авторы предлагают нам свои методы, которые для нас заведомо невыполнимы? Ведь мы никогда не сможем хозяйствовать так, как они. Потому что сельское хозяйство, вопросы ветеринарии, развития, селекции флоры и фауны для авторов с научной степенью — это их работа, профессия, они занимаются ей на кафедрах, по много часов в день «держа выверенную стойку», но — скорее теоретически, чем практически. В известном смысле было бы разумнее досконально опросить любого пожилого крестьянина, который еще в детстве мерил год уповодами и боготворил приметы. Кстати, в этом случае мы — относительно молодое поколение, сумели бы сохранить в своей памяти и передать детям старые традиции фольклора и обрядов.

Редко кто сейчас способен с душой, с неподдельным интересом подойти к истории предков и просто пожилых людей. Из-за этого, к сожалению, многое бесценное, не измеряемое рублем, пропадает, уходит в небытие. Фантасмагория в том, что в большинстве своем современный крестьянин «не умеет говорить и писать». Эти труженики села покорны, подозрительны, не развиты, отчасти скромны, отчасти уже и сами забыли свое крестьянское прошлое. А кто не забыл — не спешит передать полезные сведения другим поколениям. Мне часто задают «албанский» вопрос: зачем это вам (имея в виду, зачем я приехал из города и веду хозяйство)?

А мне интересно.

Поэтому моя книга для горожан, людей творческих и готовых к переменам, не боящихся трудностей, «не падающих раньше выстрела», людей технически грамотных и подкованных со всех сторон нашей не простой жизнью.

По сравнению с учеными мы же — обычные люди, мы имеем работу, ежедневные обязанности, ответственность не дает нам плюнуть и «забить» на все, на выходные, как всегда — внезапно — могут выпасть важные дела. Да и отпуск часто хочется провести «за тридевять земель», а не «попой кверху на даче». Я очень люблю свое хозяйство, вложил в него душу и несчетное количество материальных активов, но и я не могу уделять деревне столько времени, сколько профессиональные животноводы или садоводы. Вот почему, на мой взгляд, их достижения не могут служить для нас беспрекословным примером. Я предлагаю другой путь — с минимальными вложениями времени и активов — содержать хозяйство и обеспечивать приплод не хуже местных крестьян, у которых нет выбора в части географии приложения идей. Они не могут поехать в город, а мы можем поехать к ним и сделать не хуже. Такой вывод напрашивается по результатам моей деятельности в вологодской деревне — оформленный в эту книгу, он перед вами.

Проблемы деревенской охоты:

Анатолий Петрович Каледин

Очерки истории охоты

Предлагаемая читателю книга «Очерки истории охоты» вполне назревшая необходимость. Сегодня печатается довольно много различных изданий, посвященных охоте, охотоведению, охотничьему хозяйству и связанными с ними юридическими вопросами.

В «Очерках» автор постарался выйти за рамки традиционного освещения наболевших вопросов современного охотничьего дела.

В краткой форме, но достаточно полно и интересно обобщены и изложены исторические материалы, которые были разобщены по разным источникам. Объединенные в очерки, они приобрели стройное, законченное изложение.

Читать еще:  Бороться за права охотников: мытарства продолжаются

Всем известно, что такое порох. Но историю его появления в Европе знает не каждый.

О том, что развитие человека шло через охоту, а совершенствование орудий охоты – к повышению общей культуры.

Через все очерки проходит красной нитью история развития охоты, права на нее во все времена исторического развития человечества и трансформация взглядов на охоту в зависимости от общественно-политического строя государства.

Пожалуй, впервые освещена история общественного охотничьего движения в России и взаимоотношение охотничьей общественности с государством. Особая роль общественного охотничьего движения в приумножении диких животных, охране биоценозов и отдельных экосистем, сохранении биоразнообразия.

Особо животрепещущий вопрос – браконьерство. Проблема, не решенная и в настоящее время, поэтому освещение истории борьбы общественности с браконьерами – лишнее напоминание, что проблема решаема и в каком направлении двигаться.

Привлеченные материалы по Евросоюзу и МСОП (Международный союз охраны природы) лишний раз напоминают о беспокойстве охотничьей мировой общественности в связи с охотой, о сохранении биоразнообразия, об устойчивом природопользовании и кооперации охотничьих организаций в решении всех проблемных вопросов.

Прочитав «Очерки об истории охоты», можно пополнить знания по предложенным вопросам охотничьего дела, и, вооружившись историческими фактами, более прагматично подходить к решению ряда современных проблем охотоведения, охоты и охотничьего хозяйства.

В заключение следует отметить: «труд сей весьма полезен, и польза от него великая».

Евгений Кандауров, кандидат биологических наук, заслуженный работник охотничьего хозяйства России

«Охота, охотники! Что такое слышно в звуках этих слов? Что такого обаятельного в их смысле, принятом, уважаемом в целом народе, в целом мире, даже не охотниками?» Так начинает свое вступление к «Рассказам и воспоминаниям охотника о разных охотах» Сергей Тимофеевич Аксаков. «Кто заставляет в осенний дождь и слякоть таскаться с ружьём (иногда очень немолодого человека) по лесным чащам и оврагам, чтоб застрелить какого-нибудь побелевшего зайца? Охота.

Кто заставляет этого молодого человека, отлагая только на время неизбежную работу или пользуясь полдневным отдыхом, в палящий жар, искусанного в кровь летним оводом, таскающего на себе застреленных уток и все охотничьи припасы, бродить по топкому болоту, уставая до обморока? Охота, без сомнения, одна охота. Вы произносите это волшебное слово – и всё становится понятно».

Мы привели эти слова классика русской литературы, чтобы подчеркнуть огромное влияние охоты на человеческую деятельность во все исторические времена, указав, что этому увлечению «все возрасты покорны» и что занятие охотой является непреодолимой страстью, а для настоящего охотника так еще и врожденной.

Так что же такое охота? Обратимся к словарям и попробуем вникнуть в суть самого слова.

«Охота – состояние человека, который что-либо хочет, хотенье, желанье, наклонность или стремление, своя воля, добрая воля, страсть, слепая любовь к занятию, забаве; ловля, травля, стрельба диких животных, как промысел и как забава. » (В.И. Даль, Толковый словарь, 1995).

«Охота на кого, или за кем. Добывание диких зверей, крупных рыб, птиц путем умерщвления их (на кого-что), или ловли их (за кем)» (Толковый словарь Д.Н. Ушакова, 1940).

«Охота – на кого (что) или за кем. Поиски, выслеживание зверей и птиц с целью умерщвления (на кого) или ловли» (С.М. Ожегов и Н.Ю. Шведовой, Толковый словарь русского языка, 2009).

«Охота – добыча диких зверей и птиц ради пушнины, мяса и другой продукции, а также ловля их для расселения, использования в зоопарках, цирке и т.п. Различают охоту ружейную, самоловную (ловушками), псовую, конную (парфосную), с ловчими птицами» (Большая советская энциклопедия, 1978).

«Охота – (на кого-либо, за кем-либо) hunt, huntig (of, for), chase (after); game-shootig (с ружьем), fowlig (на птицу), охота с гончими – coursig, ходить на охоту – to go shootig, ястребиная охота, соколиная охота – faicory. » (Большой англо-русский и русско-английский словарь, 2009).

«Охота, выслеживание, погоня, отстрел или отлов животных в соответствии с охотничьим законодательством, является основной частью деятельности охотничьего хозяйства» (Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь, 2003).

В последнем определении охоты говорится, что выслеживание, погоня, отстрел или отлов животных производятся в соответствии с охотничьим законодательством.

А как же формулирует понятие «охота» законодательство?

Первым законодательным актом, давшим юридическое определение охоте, надо назвать «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве». Принятое в 1930 г., оно с некоторыми уточнениями и дополнениями было утверждено постановлением Совета Министров РСФСР 10 октября 1960 г. Там говорится: «Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте».

Типовые правила охоты в Российской Федерации, утвержденные приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г., в п. 1 уточняют: «Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы. Нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием, капканами и другими орудиями охоты, а также с собаками и ловчими птицами, либо с добытой продукцией охоты или с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования приравнивается к производству охоты».

Утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 18 «Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», предлагают свой вариант юридической трактовки. Статья 3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«Добывание объектов животного мира – охота, в том числе выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, а также нахождение в естественной среде обитания объектов животного мира с заряженным расчехленным охотничьим оружием».

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет понятие как «деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной обработкой и транспортировкой».

Таким образом, мы постарались определиться в понятии «охота» как общеупотребительного слова и дать юридический аспект этого термина. Во всех материалах и правовых актах все сводится к «преследованию» и «добыче».

Охота – занятие довольно демократичное, которое может быть врожденным, а может возникнуть и в позднем возрасте. Но ему подвержены многие люди, независимо от своего положения в обществе. Поэтому с развитием государственных образований это древнейшее занятие людей потребовало регламентации. В течение более чем двух тысячелетий право на охоту постоянно изменялось, придя, наконец, к тем нормам права, которыми пользуются граждане различных государств теперь.

Читать еще:  Нужно ли запрещать весеннюю охоту на водоплавающих птиц — обсуждали в Общественной палате

О проблемах, волнующих омутинских охотников

Недавно по югу Тюменской области прошли встречи руководителей областных структур, управляющих охотничьими ресурсами нашего региона, с рядовыми охотниками. Состоялось такое мероприятие и в селе Омутинское, на которое пришло немало местных охотников-любителей. Были здесь молодые и именитые представители этого увлекательного дела, которых роднит не только охотничий азарт, но и любовь к природе, стремление как можно дольше сохранить нашу фауну и флору. Неважно, кто стал инициатором данной встречи, но надо отдать должное этим людям за то, что такое мероприятие впервые за многие десятки лет состоялось. Разговор с первых минут принял деловой и активный характер, потому как в последнее время в охотничьих делах происходит много перемен.

Первоначально на встрече были обсуждены общие вопросы, касающиеся Законодательства об использовании охотничьих ресурсов, установленных новых Правил о добыче животных и птиц, ношения оружия, ответственности за нарушение сроков и норм отстрела и ряд других моментов ведения охотничьих хозяйств. Но некоторые основные проблемы, которые волнуют рядовых охотников, стали главным предметом дискуссии. Первый и наиболее острый момент возник при обсуждении нового порядка распределения лицензий на отстрел диких животных. В 2013 году впервые разрешения на добычу копытных и других крупных животных разыгрывались по принципу лотереи. Все желающие охотники Тюменской области заранее подавали заявки на того или иного зверя, после чего состоялся розыгрыш лицензий. Те, кому выпало счастье, были оповещены о том, что они стали обладателями заветного разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Казалось бы, вполне демократичный подход к дележу лицензий должен был устроить простых охотников, которые раньше не вписывались в когорту избранных и не могли просто получить желанное разрешение. Некоторым рядовым охотникам в этом плане, конечно же, сказочно повезло, когда им в руки, за многие десятки лет, впервые попала заветная лицензия. Но с другой стороны, в этом вопросе местные охотники сразу ощутили на себе дискриминацию и засилье «чужаков» в наших охотничьих угодьях, потому как мы здесь являемся не только добытчиками, но людьми, болеющими за свой край и разумное использование охотничьих ресурсов. Ни для кого не секрет, что многие наши, уже давно сложившиеся дружные коллективы охотников, проводят большой объем биотехнических мероприятий, направленных на сохранение и преумножение дичи в местных лесах. Для этого, в первую очередь охотники — руководители предприятий и их единомышленники, проделывают за счет собственных средств немалую работу по подкормке животных, высевая для этих целей в отдаленных уголках района зерновые культуры. В зимний период не один десяток тонн зерна и сена вывозится диким животным на подкормочные площадки. При глубоких снегах и насте люди на тракторах проделывают в лесу специальные маршруты для зверей, чтобы они, не тратя дополнительных сил и энергии, смогли спокойно добраться до выложенных им угощений. Представьте, на фоне этой заботы о сохранении нашей фауны являются к нам в район с выигранными лицензиями чужие дяди с областного центра и других районов и начинают гонять по лесам и весям бедных зверей, не приложив к их преумножению никаких сил и средств. Конечно же, такой подход к охотничьему делу откровенно возмутил наших охотников. Приведу пример, который был озвучен на этой встрече. Раньше омутинцам выдавалось на руки 36 лицензий на добычу кабана, этой привилегией пользовались только местные коллективы охотников. По новой системе распределения квот на отстрел этого вида животных на наш район было подано 650 заявок. Фактически разыграно 126 лицензий. Местным охотникам досталось только 13 разрешений, а остальные выпали на долю приезжих. В итоге получилось, что за истекший охотсезон зверей, которых наши охотники сохраняли и кормили, перебили чужие. Как тут не возмущаться! Вторым, тоже немаловажным моментом повестки дня стал вопрос по разработке проекта об устройстве охотничьего хозяйства Тюменской области и закреплении угодий за частными лицами через аукционы. Согласно новому, принятому в нашей стране законодательству, эту работу власти обязаны провести в 2014-2015гг. В законе сказано, что 80% охотничьих территорий должны иметь хозяина, а оставшиеся 20% будут относиться к зонам свободного посещения. Большинство сразу увидели в этом деле ущемление своих конституционных прав, в том числе и на право охоты. Они прекрасно понимают, что новые хозяева не станут выдавать разрешения на охоту всем желающим охотникам района или поднимут цены на отстрел животных и птиц. В итоге эти лицензии будут получать избранные, богатые и тому подобные люди. Простой же пенсионер-охотник, у которого осталась одна радость в жизни — побродить с ружьем по своим заветным местам, будет вынужден довольствоваться скудными 20% угодий общего пользования, где кроме сусликов и воробьев никакого зверя не увидишь.

Еще одна затронутая тема. Сейчас на просторах наших полей и лесов появилось большое количество различных марок снегоходов, владельцы которых гоняют там, где им вздумается. Эти моменты тоже возмущают охотников. По закону, охота с преследованием животных на снегоходах запрещена, таких случаев в нашем районе становится все меньше и меньше, потому как служба охраны природы пресекает любые факты нахождения в лесу охотников с оружием на снегоходах. Но вопрос был поднят не по случаям нарушения правил охоты, а потому, что любители экстрима на своих снегоходах буквально изъезживают все места обитания диких животных, особенно косуль, тем самым беспокоя их и сгоняя с облюбованных кормовых угодий. Звери в страхе разбегаются по труднодоступным участкам леса, где нет кормов, страдают от этого, истощаются от бескормицы, порой гибнут. Охотники предложили ограничить выезд отдыхающих граждан на снегоходах в места зимнего скопления косуль. Для этого есть другие места, где можно развлечься, не принося ущерба нашей фауне. Думаю, к этой разумной просьбе людей, истинно болеющих за состояние животного мира, водители снегоходов прислушаются.

Далее все собравшиеся охотники в один голос возмущались о проблемах весенней охоты на водоплавающую дичь. Охота в это время года, говорили участники встречи, кроме ущерба природе ничего не приносит. Десять дней гремят на разливах болот и озер выстрелы, утки сгоняются со своих гнезд, гибнут кладки яиц. Под выстрел попадают не только селезни, но и самки уток. Весеннюю охоту необходимо закрыть вообще или открывать ее на срок не более двух дней. Такой категоричный вердикт вынесли наши охотники. И совершенно правильно. Утки весной, преодолев тысячи километров нелегкого пути, где их подстерегают природные катаклизмы, порой безжалостно бьют зарубежные охотники в странах Ближнего Востока, возвращаются к нам, на свою родину. Мы вместо того, чтобы предоставить им покой и условия для гнездования, гоняем их из угла в угол, а осенью возмущаемся, почему нет водоплавающей птицы. Ведь каждая случайно потревоженная с гнезда или убитая весной утка не даст нам к осени с десяток птенцов, на которых можно будет поохотиться.

Читать еще:  На тетеревином току: советы опытного охотника

Такой основной перечень вопросов задали на этой встрече наши охотники руководителям областных структур, отвечающим за состояние дел по охране, использованию и регулированию объектов животного мира. Что же в итоге данной дискуссии решили собравшиеся стороны? Присутствующий на встрече глава администрации района В.Д.Воллерт высказал по наболевшим вопросам разумное предложение. Он отметил, что возможность решения этих проблем зависит в первую очередь от нашей гражданской позиции, потому как изменить Федеральный закон и Правила об охоте мы просто так не сможем. Нужно цивилизованно выходить на областные структуры, депутат- ский корпус Тюменской областной Думы для того, чтобы попытаться что-то поменять в создавшейся ситуации. На районной Думе мы должны принять и утвердить документ, отражающий проблемы местных охотников и направить его депутатам ТО для принятия решения. В какой-то мере они могут повлиять на создавшуюся ситуацию, потому как на региональном уровне у областных депутатов есть полномочия что-то изменить в Правилах охоты, в том числе и в сроках ее проведения.

Хочется надеяться, что при разработке предложений наши депутаты учтут пожелания омутинских охотников, особенно в вопросе дележа охотничьих угодий. При определении зон свободной охоты мы должны отдать приоритет местным охотникам-любителям, чтобы они имели право проводить охоту на наиболее ценных и доступных угодьях, куда ими уже вложены средства на устройство водоемов, запруд и других гидротехнических сооружений. При этом надо учитывать зеленые зоны вокруг населенных пунктов, которые вообще должны быть исключены из охотничьих площадей. Надо сделать так, чтобы каждый любитель охоты, независимо от ранга и возраста, мог отдохнуть на природе, охотясь на разрешенные виды животного мира, а не скитаться по голым ландшафтам, поглядывая на запрещенные частные угодья, где на всем готовом обоснуются новые хозяева леса. Пусть вкладывают свои средства в те угодья, где необходимо проводить биотехнические мероприятия, создавать условия для улучшения кормовой базы птиц и животных и способствовать их воспроизводству. Тогда это будет более справедливо. Мы уже столкнулись один раз с такой проблемой, когда Росрыболовство пыталось передать в частные руки все водные ресурсы в округе населенных пунктов. Но благодаря общественности это необдуманное решение было отменено Президентом РФ, теперь любой житель сел и городов может спокойно посидеть с удочкой на местном водоеме. Так надо бороться и за свои права в охотничьих вопросах, используя для этого институты власти, интернет и другие формы общественного влияния.

Проблема отношения деревенских жителей к труду. Васильевых 2018. № 9. (ЕГЭ по русскому)

Каково отношение деревенских жителей в труду? Можно ли считать, что труд — основа жизни на селе? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя Ф. Абрамова.

Раскрывая проблему отношения деревенских жителей к труду, автор знакомит нас со своей героиней — старухой Милентьевной. Рассказчик, мечтая о тихом уголке с заповедной тишиной, где бы всё было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды, — поселился в «деревушечке» в семь домов в просторном хозяйском доме.

Ему нравилось ходить по этому дому, как по музею, пока хозяева были на работе, и он был раздосадован приездом старухи, которая нарушила бы его одиночество. Но каково же было его удивление, когда он узнал, что старая Милентьевна не стала после утомительной дороги отдыхать на печи, а уже с рассветом ушла в лес за грибами. Вернулась старуха с двумя большими берестяными коробами, наполненными грибами. Несмотря на усталость, она была довольна: в её глазах светилось тихое счастье оттого, что она хорошо, всласть потрудилась и снова и снова доказала и себе, и людям, что не зря на этом свете живёт.

Авторская позиция заключается в следующем: в деревне основой и смыслом жизни является труд, без которого деревенские жители не чувствуют удовлетворения и счастья.

Даже пожилые люди не могут сидеть без дела, испытывают радость, выполняя повседневную работу, потому что чувствуют себя нужными и полезными обществу.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Несомненно, «привычка к труду благородная» в крестьянах воспитана с детства, вошла, как говорится, в состав их крови, они не умеют, да и не хотят жить без работы, видя в этом смысл своего существования.

Приведу литературный аргумент. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» мы знакомимся с одинокой русской крестьянкой, живущей в деревне Тальново, где и поселился в её доме рассказчик после сталинских лагерей и ссылки в поисках «нутряной России», тихого уголка. Живя в болезни, в бедности, даже нищете и скудости, хозяйка ни минуты не сидела без работы: вставала ещё до света, топила печь, копала картошку и варила её в трёх чугунках — для себя, для постояльца и для козы.

Как и все деревенские бабы, не раз за день бегала на торфяные разработки за торфом, воруя его у государства, которое своим колхозникам, работающим на торфяниках, не продавало это топливо, без которого в суровую зиму не выживешь. Много обид было у Матрёны от чиновников: всё не могла из-за бюрократизма и волокиты оформить пенсию за мужа, без вести пропавшего на войне. Но все обиды её проходили, стоило лишь Матрёне как следует потрудиться: сразу же улыбка счастья освещала её круглое лицо.

Ещёё один литературный аргумент найдём, обратившись к повести Ф. Абрамова «Пелагея».Главная героиня работает в деревне пекарихой, занимает должность самую почётную и завидную в голодные военные и послевоенные годы. Рабочий день её начинается засветло и проходит до позднего вечера. Чтобы доказать, что работа на пекарне досталась ей не зря, Пелагея научилась печь вкусный, румяный, ароматный хлеб, покорив сердца односельчан.

Мы доказали, что труд — это основа жизни на селе, залог нравственного здоровья народа.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19562

Источники:

http://bookriver.org/read.php?b=66081
http://www.litmir.me/br/?b=284045&p=16
http://tyumedia.ru/143314.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=19562

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector