0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ

В РОГе за 16 сентября (N 38) опубликованы, с небольшими сокращениями, Принципы организации охотничьих угодий, разработанные десятью участниками нашего форума — as-hunter, BAR, Dm19799, Dr_XXL, Egalitist, hamradio, IL2 URAL, Sergey10, SUNtehnik, Vasily75.
Среди разработчиков — связист, юрист, врач, физик, лингвист, инженер-программист, строитель-экономист и три охотоведа, работающие в разных организациях (государственной, общественной и научной). География — от Магадана до Санкт-Петербурга.
Текст Принципов формулировался в июле-августе через 5 электронных рассылок.
Каждый разработчик имел право вето, поэтому многие интересные варианты и предложения были отвергнуты.
Некоторые форумчане по разным причинам не смогли участвовать в разработке; некоторые, высказывавшие яркие мысли по теме организации охотничьих угодий, были обнаружены слишком поздно (мы форума).
Привожу здесь вводный фрагмент текста, который посылался в редакцию РОГа, но не вошел в публикацию.
———————————
Публикуемые ниже Принципы сформулированы инициативной группой охотников и охотоведов из разных регионов России. Первоначальный толчок дало обсуждение на Интернет-форуме GUNS.RU проблем доступности охоты в связи с принятием нового Федерального закона . Разработчики выражают благодарность форуму, его участникам и рассчитывают на широкое заинтересованное обсуждение публикуемого документа.
———————————

Электронный адрес публикации в РОГе — http://www.gusevhunting.ru/num_articles.php?id=2343
В следующем посте (постах) помещу текст в том виде, как он опубликован в РОГе.
Выход полной версии ожидается в октябрьском номере национального охотничьего журнала (В.А.Ольшанского), см. http://www.journalhunt.com

Сейчас, на фоне усиления социального неравенства и распространения коррупции, происходит массовый захват финансовой и политической элитой лучших охотничьих угодий, вытеснение рядовых охотников на малопродуктивные территории. Более того, доступ в охотугодья многих общественных объединений часто становится чересчур дорогим для большинства охотников России.
Это ставит под угрозу социальную базу охоты, ее народный характер и сохранение как исторического наследия, вызывает негативную реакцию широких слоев охотничьего населения. Наблюдается тенденция к массовому неисполнению норм охотничьего законодательства, в том числе протестному браконьерству, отмечаются факты умышленного причинения вреда деятельности частных охотхозяйств, ограничивающих или закрывающих доступ местным охотникам.
Все это происходит на фоне заметного ослабления государственных служб управления охраной и использованием животного мира, что подрывает статус государства как собственника животного мира.
Во избежание обострения социальных конфликтов необходимо гарантировать охотничьи права всех слоев охотничьего населения, как городского, так и сельского. Одним из средств обеспечения охотничьих прав широких слоев населения является организация охотничьих угодий общего пользования, не подлежащих предоставлению в долгосрочное пользование.
Государство обязано принять на себя всю полноту ответственности за научно обоснованное регулирование, контроль и надзор в таких угодьях.
Идея выделения угодий общего пользования на постоянной основе активно обсуждается в средствах массовой информации. Она, в том или ином виде, апробировалась в некоторых регионах России и закреплена в недавно принятом Федеральном законе .
Предлагаемые нами принципы являются попыткой суммировать, выразить в концентрированном виде накопленный опыт и результаты состоявшихся обсуждений. При этом мы стремились исходить из интересов самых широких слоев российских охотников. Насколько нам удалось отразить мнение большинства, надеемся, покажет дальнейшее обсуждение охотничьей общественностью и профессиональным сообществом.

Положительное социальное значение охоты является давно доказанным фактом. Современная охота обеспечивает здоровье и познавательный досуг городского населения, развитие сельских местностей, в том числе самозанятость и самообеспечение местного населения, поддержание традиций и культуры взаимодействия общества и природы, вовлечение в эти традиции молодежи и т.д.
Организация угодий общего пользования является, с одной стороны, инструментом обеспечения прав граждан, с другой — элементом региональной социальной и экологической политики.
Угодья общего пользования не должны превращаться в зоны беспорядочной, нерегулируемой охоты. Поддержание возможностей полноценной охоты и правопорядка в угодьях общего пользования может служить обобщенным критерием эффективности государственного управления охотничьим хозяйством. Все уровни государственной системы исполнительной власти наделяются контрольно-надзорными функциями в сфере охоты, а федеральные органы государственной власти, кроме того, обеспечиваются эффективными механизмами предупреждения и смягчения возможных перекосов региональной политики.
Существующие и перспективные угодья общего пользования необходимо отражать в общих и отраслевых (ресурсных — земельных, лесных, водных и др.) документах территориального планирования.
Управление всеми незакрепленными охотугодьями должно обеспечиваться государством в полном объеме в режиме угодий общего пользования.

ПРИНЦИП 2. Достаточность и географическая доступность угодий общего пользования

Площади и расположение угодий общего пользования необходимо привязывать к социальным параметрам охотничьего населения, в том числе его численности, плотности, распределению по территории и уровням доходов. Например, поблизости крупных населенных пунктов с большим контингентом охотников должны располагаться крупные массивы угодий общего пользования.
По общему правилу охотнику предоставляется возможность в течение суток добраться до угодий общего пользования пешком, безмоторными транспортными средствами или общедоступным общественным транспортом, полноценно поохотиться и вернуться. Отсюда, в частности, следует необходимость выделения угодий общего пользования в каждом муниципальном образовании (административной единице) уровня района (в крупных районах такие охотугодья могут выделяться на уровне муниципальных образований более низкого уровня, в регионах с дробным районированием — путем образования межрайонных угодий общего пользования).
Минимально приемлемым представляется соотношение угодий общего пользования и иных охотугодий 50 на 50 с учетом расслоения населения по уровню доходов адекватным, вероятно, будет смещение этой пропорции в сторону угодий общего пользования (например, 80% угодий общего пользования и 20% иных охотугодий).
При определении допустимости охоты в окрестностях населенных пунктов следует учитывать примеры, свидетельствующие о том, что организация легальной охоты способствует снижению браконьерства и санитарно-эпидемиологических угроз.

ПРИНЦИП 3. Адекватность конфигурации угодий общего пользования

Угодья общего пользования должны иметь конфигурацию:
а) обеспечивающую безопасность населения, домашних, а также редких и исчезающих видов животных;
б) максимально отвечающую характеристикам экосистемы (функционально единое целое) и охватывающую имеющееся разнообразие природно-ландшафтных комплексов;
в) обеспечивающую полноценное проведение, в первую очередь, массовых и традиционных для данной местности видов охот (в том числе требующих обширных территорий, например, охота с гончими или борзыми);
г) исключающую или минимизирующую проходы через закрепленные охотугодья, а также непреднамеренные переходы охотников в закрепленные угодья или территории, где охота запрещена;
д) ясно очерченную на местности естественными границами и(или) искусственными сооружениями и недвусмысленно описанную в региональных нормативных правовых актах (включая конфигурацию водных охотугодий).

ПРИНЦИП 4. Равнодоступность охоты в угодьях общего пользования

Предоставление права охоты в угодьях общего пользования — постоянная функция регионального органа государственной власти в отношении неопределенного круга лиц. Оказание этой публичной услуги регламентируется законом субъекта Российской Федерации на равноправной основе с приоритетом жителей данного субъекта Российской Федерации перед иными гражданами (возможны исключения для жителей смежных регионов). Законом определяется также порядок регистрации обращений граждан за разрешениями на право охоты и принятых по обращениям решений.
Если законодательство субъекта Российской Федерации предусматривает проведение охотхозяйственных конкурсов, победители которых получают преимущественное право на охоты повышенного спроса, должна устанавливаться суммарная предельная доля таких разрешений в общих лимитах.
В случаях (в том числе — в кратковременные периоды, например, открытие охоты на водоплавающую дичь), когда единовременная пропускная способность участка угодий общего пользования, определяемая соображениями техники безопасности и охотничьей этики, недостаточна и требуется специальное регулирование охотничьего доступа, органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты на угодьях общего пользования, самостоятельно или через официально уполномоченных ими лиц, обеспечивают равноправный доступ на основе случайной выборки и учета очередности.

Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты в угодьях общего пользования, которым делегированы эти полномочия, не вправе устанавливать финансовых (а также иных, могущих иметь денежные эквиваленты, типа трудоучастия) обременений охоты в этих угодьях для жителей данного субъекта Российской Федерации, дополнительных к установленным на федеральном уровне.
Дополнительные платежи, предназначенные для компенсации затрат на специальное регулирование охотничьего доступа, могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие акты, в частности, должны устанавливать предельный (максимальный) суммарный размер всех охотничьих платежей, которые должны быть посильны, не носить запретительный характер для рядовых охотников.

ПРИНЦИП 6. Публичность, прозрачность, подотчетность охраны и использования угодий общего пользования

Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты в угодьях общего пользования, обеспечивают свободный доступ всех граждан к информации об использовании угодий, включая:
а) количество обращений, в том числе удовлетворенных;
б) количество и основные параметры выданных разрешений;
в) сведения о численности и добыче охотничьих животных;
г) оценку состояния охотничьих угодий;
д) постоянно обновляемые карты (схемы).
Перед началом каждого сезона ответственные органы государственной власти публикуют (в том числе в сети Интернет) план охоты, а по окончании сезона — отчет по каждому участку угодий общего пользования.
Целесообразно учреждение общественных наблюдательных советов по угодьям общего пользования.

ПРИНЦИП 7. Соблюдение общественных интересов при закреплении охотничьих угодий

Закрепление охотничьих угодий за лицами, которые вправе по своему усмотрению ограничивать доступ рядовых охотников, рассматривается как предоставление общественных ресурсов для целей индивидуального (узкогруппового) извлечения финансовых или нематериальных благ. Поэтому допустимость такого ограничения всегда должна быть предметом детального общественного обсуждения и обуславливаться законодательно закрепленными требованиями.
Участки охотничьих угодий, являющиеся или могущие являться местами массовых охот населения (например, водно-болотные угодья), могут предоставляться в долгосрочное пользование только в случаях полного удовлетворения охотничьих потребностей жителей данного субъекта Российской Федерации в этих видах охот, начиная с самых удаленных охотничьих угодий. При оценке потребностей учитываются как текущий, так и перспективный охотничий спрос.
Во всех случаях закрепление угодий должно быть обусловлено:
— доступом в эти угодья охотников, постоянно проживающих в населенных пунктах, расположенных в данных угодьях и в непосредственно прилегающих местностях, а также их близких родственников. Необходимо установление процедуры реализации прав таких охотников. Возможно определение нормативов минимальной посещаемости закрепленных охотугодий;
— использованием всех видов охотничьих животных, охота на которых является традиционной для данной местности. Возможно установление нормативов минимальной выдачи видовых (на группу видов) разрешений на охоту;
— внесением платежей, определяемых в соответствии с объемом ограничиваемых охотничьих прав населения и направляемых на биотехнические и воспроизводственные мероприятия в угодьях общего пользования;
— государственным контролем над соблюдением условий закрепления, особенно касающихся охотничьих прав населения (следствием их нарушения должно быть аннулирование закрепления).

Читать еще:  Осенняя охота в Челябинске на грани срыва

ПРИНЦИП 8. Финансовая обеспеченность угодий общего пользования

Финансирование государственного управления угодий общего пользования, в том числе обеспечения необременительных процедур получения разрешений на охоту в этих угодьях, содействия воспроизводству охотничьих животных, осуществления контроля и надзора необходимо максимально защитить от сбоев, связанных с бюджетным принципом .
Одним из методов такой защиты является объединение направляемых на эти цели средств в отдельных статьях бюджета или специальных фондах, за счет которых обеспечиваются сохранение охотничьих ресурсов и организационное обеспечение охоты в угодьях общего пользования.
Охота широких слоев населения формирует спрос на профильные товары, транспортные и другие услуги, а также вызывает многочисленные нематериальные общественно полезные эффекты (в том числе квалифицированный полевой общественный контроль над состоянием и использованием животного мира в целом). В связи с этим источники формирования специальных охотничьих фондов не должны ограничиваться платежами охотников и долгосрочных пользователей.
Контроль над использованием средств таких фондов возлагается на общественные наблюдательные советы субъекта Российской Федерации.

БАРАУСОВ Д.И., г. Санкт-Петербург, ДЕСЯТОВ С.В., Иркутская область, ЕРШОВ В.В., г. Ярославль, КЛЮКИН И.В., г. Екатеринбург, МАТВЕЙЧУК С.П., г. Киров, НАГОРНЫХ С.Г, Томская область, ПОПОВ Д.А., г. Томск, САКУЛИН А.С., Пермский край, САРАНЦЕВ Д.Л., Саратов, ТИЩЕНКО А.А., г. Магадан

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ

Проблема территориальной организации охотничьего хозяйства России всегда была одной из самых острых. В советскую эпоху государством дважды (в 1930-е и 1950-е годы) ставилась задача полного или почти полного закрепления охотничьих угодий («ликвидация обезлички»)

Сейчас, на фоне усиления социального неравенства и распространения коррупции, происходит массовый захват финансовой и политической элитой лучших охотничьих угодий, вытеснение рядовых охотников на малопродуктивные территории. Более того, доступ в охотугодья многих общественных объединений часто становится чересчур дорогим для большинства охотников России.
Это ставит под угрозу социальную базу охоты, ее народный характер и сохранение как исторического наследия, вызывает негативную реакцию широких слоев охотничьего населения. Наблюдается тенденция к массовому неисполнению норм охотничьего законодательства, в том числе протестному браконьерству, отмечаются факты умышленного причинения вреда деятельности частных охотхозяйств, ограничивающих или закрывающих доступ местным охотникам.
Все это происходит на фоне заметного ослабления государственных служб управления охраной и использованием животного мира, что подрывает статус государства как собственника животного мира.
Во избежание обострения социальных конфликтов необходимо гарантировать охотничьи права всех слоев охотничьего населения, как городского, так и сельского. Одним из средств обеспечения охотничьих прав широких слоев населения является организация охотничьих угодий общего пользования, не подлежащих предоставлению в долгосрочное пользование.
Государство обязано принять на себя всю полноту ответственности за научно обоснованное регулирование, контроль и надзор в таких угодьях.
Идея выделения угодий общего пользования на постоянной основе активно обсуждается в средствах массовой информации. Она, в том или ином виде, апробировалась в некоторых регионах России и закреплена в недавно принятом Федеральном законе «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. ».
Предлагаемые нами принципы являются попыткой суммировать, выразить в концентрированном виде накопленный опыт и результаты состоявшихся обсуждений. При этом мы стремились исходить из интересов самых широких слоев российских охотников. Насколько нам удалось отразить мнение большинства, надеемся, покажет дальнейшее обсуждение охотничьей общественностью и профессиональным сообществом.

ПРИНЦИП 1. Организация, всесторонняя поддержка и обеспечение рационального использования угодий общего пользования – важнейшая часть государственной политики в области охотничьего хозяйства
Положительное социальное значение охоты является давно доказанным фактом. Современная охота обеспечивает здоровье и познавательный досуг городского населения, развитие сельских местностей, в том числе самозанятость и самообеспечение местного населения, поддержание традиций и культуры взаимодействия общества и природы, вовлечение в эти традиции молодежи и т.д.
Организация угодий общего пользования является, с одной стороны, инструментом обеспечения прав граждан, с другой – элементом региональной социальной и экологической политики.
Угодья общего пользования не должны превращаться в зоны беспорядочной, нерегулируемой охоты. Поддержание возможностей полноценной охоты и правопорядка в угодьях общего пользования может служить обобщенным критерием эффективности государственного управления охотничьим хозяйством. Все уровни государственной системы исполнительной власти наделяются контрольно-надзорными функциями в сфере охоты, а федеральные органы государственной власти, кроме того, обеспечиваются эффективными механизмами предупреждения и смягчения возможных перекосов региональной политики.
Существующие и перспективные угодья общего пользования необходимо отражать в общих и отраслевых (ресурсных – земельных, лесных, водных и др.) документах территориального планирования.
Управление всеми незакрепленными охотугодьями должно обеспечиваться государством в полном объеме в режиме угодий общего пользования.

ПРИНЦИП 2. Достаточность и географическая доступность угодий общего пользования
Площади и расположение угодий общего пользования необходимо привязывать к социальным параметрам охотничьего населения, в том числе его численности, плотности, распределению по территории и уровням доходов. Например, поблизости крупных населенных пунктов с большим контингентом охотников должны располагаться крупные массивы угодий общего пользования.
По общему правилу охотнику предоставляется возможность в течение суток добраться до угодий общего пользования пешком, безмоторными транспортными средствами или общедоступным общественным транспортом, полноценно поохотиться и вернуться. Отсюда, в частности, следует необходимость выделения угодий общего пользования в каждом муниципальном образовании (административной единице) уровня района (в крупных районах такие охотугодья могут выделяться на уровне муниципальных образований более низкого уровня, в регионах с дробным районированием – путем образования межрайонных угодий общего пользования).
Минимально приемлемым представляется соотношение угодий общего пользования и иных охотугодий 50 на 50 с учетом расслоения населения по уровню доходов адекватным, вероятно, будет смещение этой пропорции в сторону угодий общего пользования (например, 80% угодий общего пользования и 20% иных охотугодий).
При определении допустимости охоты в окрестностях населенных пунктов следует учитывать примеры, свидетельствующие о том, что организация легальной охоты способствует снижению браконьерства и санитарно-эпидемиологических угроз.

ПРИНЦИП 3. Адекватность конфигурации угодий общего пользования
Угодья общего пользования должны иметь конфигурацию:
а) обеспечивающую безопасность населения, домашних, а также редких и исчезающих видов животных;
б) максимально отвечающую характеристикам экосистемы (функционально единое целое) и охватывающую имеющееся разнообразие природно-ландшафтных комплексов;
в) обеспечивающую полноценное проведение, в первую очередь, массовых и традиционных для данной местности видов охот (в том числе требующих обширных территорий, например, охота с гончими или борзыми);
г) исключающую или минимизирующую проходы через закрепленные охотугодья, а также непреднамеренные переходы охотников в закрепленные угодья или территории, где охота запрещена;
д) ясно очерченную на местности естественными границами и(или) искусственными сооружениями и недвусмысленно описанную в региональных нормативных правовых актах (включая конфигурацию водных охотугодий).

ПРИНЦИП 4. Равнодоступность охоты в угодьях общего пользования
Предоставление права охоты в угодьях общего пользования – постоянная функция регионального органа государственной власти в отношении неопределенного круга лиц. Оказание этой публичной услуги регламентируется законом субъекта Российской Федерации на равноправной основе с приоритетом жителей данного субъекта Российской Федерации перед иными гражданами (возможны исключения для жителей смежных регионов). Законом определяется также порядок регистрации обращений граждан за разрешениями на право охоты и принятых по обращениям решений.
Если законодательство субъекта Российской Федерации предусматривает проведение охотхозяйственных конкурсов, победители которых получают преимущественное право на охоты повышенного спроса, должна устанавливаться суммарная предельная доля таких разрешений в общих лимитах.
В случаях (в том числе – в кратковременные периоды, например, открытие охоты на водоплавающую дичь), когда единовременная пропускная способность участка угодий общего пользования, определяемая соображениями техники безопасности и охотничьей этики, недостаточна и требуется специальное регулирование охотничьего доступа, органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты на угодьях общего пользования, самостоятельно или через официально уполномоченных ими лиц, обеспечивают равноправный доступ на основе случайной выборки и учета очередности.

ПРИНЦИП 5. Финансовая доступность охоты в угодьях общего пользования
Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты в угодьях общего пользования, которым делегированы эти полномочия, не вправе устанавливать финансовых (а также иных, могущих иметь денежные эквиваленты, типа трудоучастия) обременений охоты в этих угодьях для жителей данного субъекта Российской Федерации, дополнительных к установленным на федеральном уровне.
Дополнительные платежи, предназначенные для компенсации затрат на специальное регулирование охотничьего доступа, могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие акты, в частности, должны устанавливать предельный (максимальный) суммарный размер всех охотничьих платежей, которые должны быть посильны, не носить запретительный характер для рядовых охотников.

ПРИНЦИП 6. Публичность, прозрачность, подотчетность охраны и использования угодий общего пользования
Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты в угодьях общего пользования, обеспечивают свободный доступ всех граждан к информации об использовании угодий, включая:
а) количество обращений, в том числе удовлетворенных;
б) количество и основные параметры выданных разрешений;
в) сведения о численности и добыче охотничьих животных;
г) оценку состояния охотничьих угодий;
д) постоянно обновляемые карты (схемы).
Перед началом каждого сезона ответственные органы государственной власти публикуют (в том числе в сети Интернет) план охоты, а по окончании сезона – отчет по каждому участку угодий общего пользования.
Целесообразно учреждение общественных наблюдательных советов по угодьям общего пользования.

ПРИНЦИП 7. Соблюдение общественных интересов при закреплении охотничьих угодий
Закрепление охотничьих угодий за лицами, которые вправе по своему усмотрению ограничивать доступ рядовых охотников, рассматривается как предоставление общественных ресурсов для целей индивидуального (узкогруппового) извлечения финансовых или нематериальных благ. Поэтому допустимость такого ограничения всегда должна быть предметом детального общественного обсуждения и обуславливаться законодательно закрепленными требованиями.
Участки охотничьих угодий, являющиеся или могущие являться местами массовых охот населения (например, водно-болотные угодья), могут предоставляться в долгосрочное пользование только в случаях полного удовлетворения охотничьих потребностей жителей данного субъекта Российской Федерации в этих видах охот, начиная с самых удаленных охотничьих угодий. При оценке потребностей учитываются как текущий, так и перспективный охотничий спрос.
Во всех случаях закрепление угодий должно быть обусловлено:
– доступом в эти угодья охотников, постоянно проживающих в населенных пунктах, расположенных в данных угодьях и в непосредственно прилегающих местностях, а также их близких родственников. Необходимо установление процедуры реализации прав таких охотников. Возможно определение нормативов минимальной посещаемости закрепленных охотугодий;
– использованием всех видов охотничьих животных, охота на которых является традиционной для данной местности. Возможно установление нормативов минимальной выдачи видовых (на группу видов) разрешений на охоту;
– внесением платежей, определяемых в соответствии с объемом ограничиваемых охотничьих прав населения и направляемых на биотехнические и воспроизводственные мероприятия в угодьях общего пользования;
– государственным контролем над соблюдением условий закрепления, особенно касающихся охотничьих прав населения (следствием их нарушения должно быть аннулирование закрепления).

Читать еще:  Охота на волков идет в одном из районов Забайкалья, где они стали хозяевами степи

ПРИНЦИП 8. Финансовая обеспеченность угодий общего пользования
Финансирование государственного управления угодий общего пользования, в том числе обеспечения необременительных процедур получения разрешений на охоту в этих угодьях, содействия воспроизводству охотничьих животных, осуществления контроля и надзора необходимо максимально защитить от сбоев, связанных с бюджетным принципом «общего котла».
Одним из методов такой защиты является объединение направляемых на эти цели средств в отдельных статьях бюджета или специальных фондах, за счет которых обеспечиваются сохранение охотничьих ресурсов и организационное обеспечение охоты в угодьях общего пользования.
Охота широких слоев населения формирует спрос на профильные товары, транспортные и другие услуги, а также вызывает многочисленные нематериальные общественно полезные эффекты (в том числе квалифицированный полевой общественный контроль над состоянием и использованием животного мира в целом). В связи с этим источники формирования специальных охотничьих фондов не должны ограничиваться платежами охотников и долгосрочных пользователей.
Контроль над использованием средств таких фондов возлагается на общественные наблюдательные советы субъекта Российской Федерации.

БАРАУСОВ Д.И., г. Санкт-Петербург
ДЕСЯТОВ С.В., Иркутская область
ЕРШОВ В.В., г. Ярославль
КЛЮКИН И.В., г. Екатеринбург
МАТВЕЙЧУК С.П., г. Киров
НАГОРНЫХ С.Г, Томская область
ПОПОВ Д.А., г. Томск
САКУЛИН А.С., Пермский край
САРАНЦЕВ Д.Л., Саратов
ТИЩЕНКО А.А., г. Магадан

Охота и рыбалка

Естественная продуктивность охотничьих угодий неодинакова и зависит от совокупности природных, хозяйственных и других факторов. Основным показателем использования охотничьего фонда в хозяйстве является величина валовой охотничьей и другой продук­ции, получаемой с 1000 га охотугодий. Повышения продуктивности этих угодий, более рационального использования их можно достичь путем про­ведения комплекса лесохозяйственных, биотехнических и охотхозяйствениых мероприятий.

Чтобы успешно решить эти задачи, необходимо качественно провести охотустройство во всех хозяйствах, а где оно проведено, полнее использовать охотустроительные проекты в практической работе.

Сочетание интересов лесного, охотничьего и сельского хозяйства дает возможность правильно и эффективно использовать весь природный комп­лекс. С этой целью предусматривается провести совместное планирование таких взаимодействующих отраслей, как лесное и охотничье хозяйства, составить единый план их развития в границах лесхозов (лесничеств), кото­рый бы в равной степени отвечал интересам этих отраслей народного хозяйства. Однако наиболее рационального использования природного ком­плекса можно будет достичь только при проведении комплексного природо-хозяйственного районирования всех земельных угодий.

Для рационального использования угодий необходимо правильное еже­годное нормирование добычи охотничьих животных с целью получения максимального количества продукции с единицы площади при условии поддержания их численности на оптимальном для популяции уровне. Для этого необходимо иметь сведения о численности животных, наличии воз­растных и половых групп в популяции, размерах биологического и хозяй­ственного приростов, нерациональных потерях животных, сроках промысла, наличии кормов.

В связи с динамичностью охотфауны нормы промысла для каж­дого сезона охоты устанавливаются на основании учетных данных и дифференцированы по районам (хозяйствам). При этом руководствуются гак называемым правилом минимума, согласно которому числен­ность животных определяется тем условием (фактором) среды, которое имеется в минимуме. Например, если запас летних кормов позволяет про­кормить на 1000 га 20 особей, а запас зимних кормов рассчитан на 10, то емкость угодий по правилу минимума будет определяться десятью особями.

Охотничьи угодья обладают для каждого вида животных определенной емкостью, и поэтому там, где численность зверей и птиц превышает есте­ственную емкость угодий, необходимо увеличивать нормы отстрела и, наоборот, уменьшать их, если плотность животных ниже естественной емко­сти. Если же емкость угодий соответствует оптимальной плотности животных, необходимо ежегодно изымать из популяции такое количество дичи, которое соответствует хозяйственному приросту.

При рациональной эксплуатации запасов промысловых животных не­выгодна как излишняя, так и низкая их плотность. Следует придерживаться умеренных плотностей, что позволит иметь более высокий годичны прирост. Необходимо отметить, что в популяциях бывает высший предела численности — «пик», потом идет снижение ее до определенного предела затем численность вновь возрастает. Предел численности в популяция используется для установления максимального процента отстрела животных. Тщательный ежегодный учет зверей и птиц позволяет определить какое количество каждого вида можно изъять из природы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Организация охотничьих и рыболовных хозяйств

Согласно Статье 1. Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», охотничье хозяйство — это такая сфера деятельности, которая предполагает не только использование природных ресурсов, но и их сохранение. Так что, открывая охотничий бизнес, приготовьтесь к альтруизму: кто-то будет приезжать и стрелять, а вы будете потом все это восполнять. Не без личной выгоды, конечно.

Аренда земельных угодий

Это первая и основная задача, с которой вы начнете свое плавание в мире охотничьего бизнеса, и здесь есть два вида земель — охотохозяйственные угодья и просто земли.

Охотохозяйственными угодьями считаются участки, которые зарегистрированы в краевом (региональном) и общем государственном реестре как земли, на которых можно осуществлять добычу охотничьих ресурсов. Просто земли — это участки, отведенные подо все остальное. Знать это очень важно, поскольку первый выбор, который станет перед вами — арендовать участок из охотохозяйственных угодий или из «просто земель»? У каждого из них есть свои нюансы.

Просто земли
Если вы решили просто арендовать понравившийся вам кусок леса и организовать там охотничье хозяйство, нужно пройти через три важных этапа:

  • оформить юр. лицо или ИП;
  • выбрать и арендовать участок;
  • выиграть аукцион на заключение охотохозяйственного соглашения с Госохотоинспекцией.

При успешном проведении аукциона в вашу пользу, вы заключаете договор и арендованный вами участок присоединяется к общему реестру охотохозяйственных угодий. Это значит, что отныне отстрел животных на его территории не будет считаться браконьерством. Возможно вы не в восторге от одного только упоминания об аукционе, но здесь есть и еще одно «но». Согласно вышеупомянутому закону «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

Это значит, что в конкретно взятом регионе охотничьи угодья делятся на два вида: общедоступные и закрепленные. Закрепленные угодья — это те, которые закреплены за другими предпринимателями как частные охотничьи, которые они могут, в свою очередь, сдавать в аренду для охоты другим лицам (то, чем предполагаете заниматься вы). Общедоступные же — это те угодья, которые остаются в собственности государства, но на территории которых каждый лицензированный охотник может производить отстрел животных и дичи на основании имеющегося у него разрешения.

Так вот, эти самые общедоступные охотничьи угодья не должны сокращаться меньше чем на 20% от общей территории охотничьих зон в данном регионе. И вышеупомянутые аукционы проводятся только в том случае, когда в распоряжение общедоступных зон попадают «лишние» территории. Как вы понимаете, это случается редко.

Охотохозяйственные угодья

Здесь с первого взгляда все кажется значительно проще. Необходимо всего лишь:

  • оформить юр. лицо или ИП;
  • выбрать и арендовать участок, находящийся в реестре охотохозяйственных угодий;
  • получить долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

И все — если будут соблюдены эти три условия, вы можете организовывать охоту. Но что значит последний пункт? Давайте остановимся на нем подробнее. Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром, необходимо подать заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация региона/края). В заявке необходимо указать:

  • сведения о себе;
  • вид пользования животным миром;
  • перечень объектов животного мира;
  • границы и площадь территорий;
  • предполагаемый срок пользования.

Предпочтение здесь отдается тем, кто уже осуществлял какие-либо виды природопользования на данной территории, а также собственникам земель и лесного фонда, в распоряжении которых также имеются необходимые специалисты. Лица, которые имеют лишь договор аренды, без долгосрочной лицензии, вправе вести только охотохозяйственную деятельность без осуществления охоты. Ч

тобы понять как одно отличается от другого, приведем здесь еще одну выдержку из вышеупомянутого закона (см. вступление): охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

Как вариант, вы можете стать не арендатором земель, а собственником, т. е. купить землю. Но в таком случае вам придется ближе столкнуться с коварной системой государственного аппарата и выложить больше денег.

Лицензии, путевки и разрешения

Первый и самый главный документ охотника — охотничий (охото-рыболовный) билет. Его обязан иметь каждый охотник, который захочет пострелять (либо половить рыбу) на территории вашего охотохозяйства. А ваша прямая обязанность — проверять его наличие. Как получить охотничий (охото-рыболовный) билет? Он выдается каждому охотнику лично, на основании заявления и данных, предоставленных в орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации.

Согласно законодательным изменениям, произошедшим в 2011 году, охотничьи билеты теперь выдаются единого федерального образца, совершенно бесплатно и не имеют ограничений по сроку действия. Дополнительно: если вы планируете осуществлять охоту с собаками, то каждая из них должна быть вписана в охотничий билет и иметь свидетельство о регистрации в органах надзора.

Второй по важности документ охотника — путевка (лицензия) на охоту. Выдается каждому охотнику, действует на территории конкретного охотохозяйства, предопределяет отстрел конкретного вида животного/дичи и обозначает строго определенные сроки для этого (сезон охоты на тот или иной вид). По окончании срока действия путевка возвращается по месту выдачи и в ней делаются отметки о добытых животных.

Но откуда их брать? Выдавать такие путевки будете вы, после того, как станете юр. лицом или ИП и заключите охотохозяйственные соглашения. После этого вы будете вправе получать от уполномоченных органов государственной власти бланки разрешений, которые сможете заполнять самостоятельно и выдавать охотникам по своему усмотрению. Для получения бланков достаточно подать заявку в уполномоченные органы и указать количество необходимых бланков, виды предполагаемой охоты, сведения об охотничьих ресурсах, а также личные данные.

Читать еще:  Нужно ли запрещать весеннюю охоту на водоплавающих птиц — обсуждали в Общественной палате

Стоит заметить, что это одна из процедур, которая будет требовать вашего постоянного внимания (следить за количеством бланков, соблюдать сроки сезонов охоты, и т. д.). Дополнительно: некоторые виды птиц/животных считаются охраняемыми и для охоты на них необходима специальная лицензия, которая определяет поштучный отстрел особи.

Ну и конечно же основной документ — разрешение ОВД на хранение и ношение огнестрельного охотничьего оружия. Мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом моменте, просто знайте, что он необходим.

Охотохозяйство

Итак, с юридической и оформительской стороной вопроса покончено, как же организовать само охотохозяйство? Надо сказать что уровень сервиса здесь создается каждым по мере возможностей. Кто-то превращает рыболовно-охотничью базу в пятизвездочный мини-отель со всеми удобствами и развлечениями современного мира, а кто-то создает условия по-походному: утепленные вагончики и примус. Мол, почувствуй суровый вкус настоящего охотничьего образа жизни. Поэтому данный вопрос мы рассмотрим поэтапно.

Обязательные услуги

  • услуги егеря;
  • проживание;
  • питание;
  • обработка трофеев.
  • услуги егеря;
  • проживание;
  • питание;
  • аренда водного транспорта;
  • аренда рыболовного инвентаря;
  • обработка трофеев.

К видам обработки охотничьих трофеев (любых) относится: разделка туши, чистка, потрошение, засолка, копчение (холодноегорячее), балыковяление, заморозка, и т. д. А если у вас есть парочка знакомых таксидермистов, вы можете организовать еще и создание чучел. Услуга эта затратная по времени, зато прибыльная.

Дополнительные услуги

Дополнительные услуги призваны повысить качество сервиса и выбор их зависит только от того, каким вы в итоге желаете видеть свое охотохозяйство. Вот некоторые из них:

  • трансфер (легковые автомобили, автобусы)
  • саунабаня на территории базы
  • бассейн
  • площадка для пикникамангал
  • тирстендовая стрельба
  • игры (пейнтболволейболбильярднастольный теннис)
  • экскурсииконные прогулки по территории охотничьей зоны
  • водные прогулки (гидроциклыквадроциклыводные лыжи)
  • детская площадкауслуги няни
  • интернетпрачечная массаж

При желании можно даже и вертолетную площадку соорудить, но создавать такие условия повышенного комфорта лучше и безопаснее, если данный участок лесных угодий принадлежит вам, а не находится в аренде.

Персонал

Если вы планируете открывать «скромную» базу, то при желании можно обойтись минимальным составом, куда входит: егерь, управляющий, повар. Если список услуг будет более расширенный, то потребуется большее количество обслуживающего персонала: официантки, прачки, уборщики внутренних помещений и территории, чистильщики бассейна, и т. д. Ограничений полета фантазии тут нет — если будут возможности, хоть собственных музыкантов держите, главное чтобы это положительно отражалось на прибыли.

Финансы

Есть огромная разница между открытием рыболовно-охотничьей базы и любым другим видом бизнеса, ибо эта деятельность специфична. Большинство знающих или просто углублявшихся в эту тему людей утверждают, что получить полноценную прибыль (или просто окупить вложения) здесь можно, как минимум, через полгода. Так что начинать такой бизнес стоит либо без погони за куском хлеба, либо с активным привлечением сторонних инвестиций (по большей части невозвратных бюджетных средств). Рассмотрим первичные статьи расхода и дохода, исходя из «средних» показателей уровня сервиса базы.

Статьи расхода

Основные статьи расхода касаются первичного этапа организации базы (когда происходит постройка домиков, обустройство территории, и т. д.) и являются единовременными затратами. Регулярные затраты появятся позже и среди них:

  • интродукция и реинтродукция объектов животного мира (сюда также относится регулярное зарыбление водоемов),
  • зарплата сотрудникам.

А во что обойдется сегодня соорудить базу? Если на арендованнойкупленной вами территории нет каких-либо построек, которые можно отреставрировать, либо сдавать в готовом виде, то приготовьтесь начинать все «с нуля». Это включает несколько этапов.

Коммуникации — проверьте, есть ли они? Если да, то очень хорошо, если нет, то придется прокладывать.

Проект базы — это дело, над которым стоит работать вместе с профессионалами. Большинство рыболовно-охотничьих баз не сильно отличаются от стандартных: домики для проживания, большое общее помещение, кухня, столовая, подсобные помещениябараки для персонала. При желании можно еще сделать отдельный домик для администрации и крытый гараж для машин гостей.

Строительство — здесь объемы ваших расходов будут зависеть не только от самих стройматериалов и найма рабочих, но и от дальности расположения вашей базы — чем дальше, тем дороже доставка сырья.

После того, как все подготовительные работы будут закончены, необходимо выделить бюджет на рекламу, иначе как мир узнает о вас?

Статьи дохода

Основная статья дохода рыболовно-охотничьей базы — охота и добытые трофеи. И здесь каждая база учреждает свои нормы и способы оплаты услуг. В основном, определяется цена за предоставление территории для охоты, за работу егеря, за добытые трофеи (звери и дичь — поштучно, рыба — по весу), за их обработку. Помимо этого, небольшую плату еще можно брать за выдачу лицензий (300 – 1000 руб). Если на базе производится отлов рыбы, то имеет смысл организовать прокат рыболовного инвентаря и водного транспорта с учетом расхода ГСМ (горюче-смазочные материалы).

Также оплате подлежат проживание на территории базы, питание и все другие дополнительные услуги.

На правах рекламы

Чтобы ваш бизнес не смотрелся «скучно» в череде конкурентов, придумайте ему какую-нибудь «изюминку». Это не только развлечет вас, но и поможет клиентам запомнить вас. Кроме вышеупомянутого совета вязать чучела, можно еще устраивать соревнования, например, по вылову рыбы. Или по отстрелу определенной дичи. Это будет являться своеобразной «рекламной акцией» и призвано привлечь больше внимания к вашей базе. И помните, что в данном виде бизнеса «сарафанное радио» имеет великий вес! Поэтому постарайтесь поддерживать репутацию хозяйства на нужном уровне и прибыль обязательно найдет вас!

Удачи вам в бизнесе. И не забывайте платить налоги!

Главные принципы ландшафтной классификации охотничьих угодий

В основе классификации лежит подход от территории — признание объективной дифференциации земной поверхности, которая определяет условия существования животных, их территориальное распределение и пространственные различия в формах и направлениях ведения охотничьего хозяйства.

Среда обитания животных рассматривается как комплекс природных компонентов, природная система. Местообитаниями животных считаются природные территориальные комплексы различных рангов, в которые животное население входит как составная функциональная часть, взаимосвязанная со всеми другими компонентами природы. В связи с этим классификация охотугодий должна учитывать принципы синтетических наук, занимающихся природными системами как в функциональном отношении (биогеоценология, ландшафтоведение), так и в пространственном аспекте (ландшафтоведение).

Классификация охотугодий должна базироваться на региональном понимании природных (коренных и антропогенных) территориальных комплексов, означающем, что каждый природный комплекс неповторим во времени и пространстве, индивидуален, конкретен, выражается на карте одним непрерывным контуром. В сходных комплексах есть общие черты, типически повторяющиеся на территории. Это позволяет проводить типологию индивидуальных комплексов, выделять комплексы-аналоги, составляющие типологическую их группу, типологическое единство. В зависимости от того, какие общие черты рассматриваются в комплексах, их типология может иметь различные принципы и широту типологического обобщения.

Из регионального понимания природных территориальных комплексов исходит регионально-типологическая двухмерная схема их систематизации, состоящая из ряда соподчинения индивидуальных комплексов от сложных и крупных к мелким и простым, и рядов типологического обобщения каждого ранга (уровня, категории) природных комплексов.

Регионально-типологическая схема классификации охотугодий соответствует регионально-типологическим закономерностям размещения животных: наложению, совместному существованию местных (локальных) особенностей численности животных, определяемых индивидуальными чертами природных комплексов, и типически повторяющихся особенностей пространственного изменения численности, которые определяются общими, типическими чертами аналогичных природных комплексов.

Регионально-типологическая схема классификации создает возможность объединить в одной схеме классификацию угодий небольших территорий с природным районированием обширных частей земной поверхности. Это необходимо для согласования деления угодий, проводимого в отдельных охотхозяйствах, районах, областях, крупных природных регионах, республиках и стране в целом, для разработки единой классификации угодий страны, проведения классификации на любом уровне и с любой глубиной исследования.

Регионально-типологическая схема ведет к осуществлению принципа региональной ограниченности типологии охотничьих угодий, что позволяет рассматривать типологическое размещение животных лишь в пределах определенного региона, конкретного ландшафта, крупного урочища, каждый из которых в данный момент характеризуется своим особым свойством перераспределения животных по типологическим категориям.

Основными категориями классификации охотугодий следует считать ландшафт и смежные таксоны (район, местность, крупные урочища), которые могут иметь население охотничьих животных, относительно постоянное во времени, характеризоваться плотностью населения охотничьих животных, территориальной их группировкой, иметь эксплуатируемое поголовье животных.

Понятие основных категорий классификации ведет к важному понятию разграничительного уровня в классификации. Выше его стоят крупные природные территориальные комплексы, имеющие население охотничьих животных. Эти комплексы рассматриваются преимущественно индивидуально, типология их проводится лишь на обширных территориях, и она меньше нуждается в региональном ограничении. Ниже этого уровня находятся мелкие природные территориальные комплексы. Они не располагают населением охотничьих животных, могут характеризоваться не плотностью населения, а встречаемостью животных в определенные сезоны, часы суток, погодные условия и т. п. Мелкие комплексы рассматриваются, как правило, в типологическом аспекте и характеризуют внутреннюю структуру (содержание) основных единиц классификации — более крупных комплексов. Региональное ограничение типологии мелких комплексов обязательно.

Типология мелких комплексов не может рассматриваться как основная часть классификации, поэтому принципы такой типологии не имеют существенного значения. Учитывая индикаторную роль растительного покрова, типологию на низком классификационном уровне можно построить и на типологии растительных сообществ. Следовательно, если фитоценологическая классификация угодий направлена на типологию естественных, хорошо выделяющихся в природе растительных сообществ, она может быть использована как часть ландшафтной классификации угодий вместо типологии простых урочищ, подурочищ или крупных фаций.

Безусловно, это лишь компромиссный, временный вариант, необходимый на первой стадии широкого внедрения ландшафтных принципов в классификацию охотничьих угодий. Нижеприведенная методика классификации и картографирования охотугодий построена именно на таком смешанном подходе.

Классификация охотугодий, базирующаяся на изложенных здесь ландшафтных принципах, включает различные природные и антропогенные территориальные образования, когда-либо выделяемые охотоведами для различных целей. Ландшафтная классификация включает все рациональные зерна различных подходов к классификации, существующих в охотоведении. Однако это не эклектическое собрание разных категорий, принципов и подходов, а единая концепция с едиными, глубоко научными принципами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:

http://forum.guns.ru/forummessage/14/523737.html
http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2009/09/15/350825-printsipyi-organizatsii-ohotnichih-ugodiy.html
http://handf.mirtesen.ru/blog/43461727593/prev
http://www.openbusiness.ru/html/dop9/rybolovnye-i-ohotnichie-hozyaistva.htm
http://www.activestudy.info/glavnye-principy-landshaftnoj-klassifikacii-oxotnichix-ugodij/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector