1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предложения по сохранению и использованию охотничьих ресурсов

Предложения по стратегии развития охотничьего хозяйства

Факт прямого обращения Минприроды России к профессиональному сообществу, несмотря на объективно сложившуюся высокую степень взаимного недоверия, в целом объективно воспринят, как положительный сигнал, это видно по первой реакции охотничьих СМИ.

Если есть запрос на предложения и срок предоставления предложений, значит должна быть рабочая группа обрабатывающая и анализирующая эти предложения. Что это за рабочая группа? Каков её кадровый и технический потенциал? Исходя из этого, первое (и самое важное) предложение к Минприроды РФ: обнародовать состав рабочей группы, если она создана, или объявить о формировании этой группы. Для качественного системного анализа и значительной технической работы потребуются немалые интеллектуальные ресурсы: участие ведущих научных учреждений, ученых, экспертов, практиков охотничьего хозяйства, общественных организаций и охотничьих СМИ.

Интернет-проект «Ассоциация профессиональных охотников» это профессиональное сообщество биологов-охотоведов и практиков охотничьего хозяйства, мы имеем приличный архив публикации пригодных для анализа по теме «Стратегия развития охотничьего хозяйства». Исходя из структуры поставленных вопросов, мы остановимся на принципиальных моментах, которые могут быть учтены в работе над стратегией. В порядке вопросов, направленных Минприроды главам субъектов РФ, приводим тезисное изложение наших предложений. Ссылки на публикации даны для более детального анализа.

1.Сохранение биоразнообразия. Вряд ли это должно являться главной целью стратегии развития охотничьего хозяйства страны. Одной из задач – да, главной целью – нет. По нашему мнению, изначально приоритеты были расставлены ошибочно, что и отразилось в тексте 209-ФЗ «Об охоте…». Обратите внимание на определение первой статьи указанного закона: «охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты». В законодательно закрепленном определении охотничьего хозяйства производство продукции охоты стоит на последнем месте. Сохранение биологического разнообразия как принцип, просто не работает. В экономической системе отношений – это положительный эффект стабильного экономического механизма, который нужно выстраивать концептуально.

Если бы в законодательно закрепленном определении охотничьего хозяйства на первом месте стояло производство продукции и оказание услуг, с учетом принципа устойчивого использования охотничьих ресурсов (ст.2. 209-ФЗ), то логика построения стратегии развития охотничьего хозяйства, в ключе поставленных вопросов, выстраивалась бы проще. Кроме этого при разработке концепции неминуемо возникнут проблемы понятийного (терминологического) аппарата. Смотрите публикацию Е. Целыхова «К вопросу о состоянии понятийного (терминологического) аппарата». В процессе работы над стратегией предстоит ответить на вопрос: охотничье хозяйство это полноценная отрасль?

В стратегии развития охотничьего хозяйства тему сохранения биологического разнообразия необходимо проработать с точки зрения безопасного заселения чужеродными видами, смотрите статью: С. Кузнецова «Стратегический вопрос: биологическая безопасность России».

Принятие законов направленных на чрезмерную криминализацию незаконной охоты и расширение перечня видов занесённых в Красную книги не способствует, а вредит принципу сохранения биоразнообразия. Смотрите статьи: А. Пушкин «Письмо ВНИИОЗ о совершенствовании законодательства в отрасли охотничьего природопользования» и некоторые размышления по этому поводу; Н. Краев «О чрезмерной криминализации незаконной охоты и оборота продукции»; С. Миньков «Здравствуй, черный рынок».

Цели и задачи экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира, продекларированные ст. 50 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» в охотничьем хозяйстве не реализованы. Нет стабильной экономической основы охраны охотничьих ресурсов. Значительные платежи от аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений, а также сборов за пользование объектами животного мира уходят в федеральный бюджет и не возвращаются на необходимые цели. Целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции также продекларировано в ст. 51 этого закона, но механизма нет с того самого 1995 года.

2.Привлечение инвестиций и создание рабочих мест в отрасли. Увеличение товарного выхода продукции охотничьего хозяйства. Развитие охотничьего туризма. Это три тесно связанных вопроса, которые не стоит разделять. Инвестирование – размещение капитала в охотничьем хозяйстве с целью получения прибыли предполагает увеличение товарного выхода продукции, развитие сферы услуг (в том числе туристических) и создание рабочих мест. Стратегию развития охотничьего хозяйства необходимо увязать со стратегией продовольственной безопасности государства, смотрите публикации: Н. Лопан «Охотничье хозяйство и национальная безопасность» и А. Пушкин «К вопросу о развитии рынка пищевой продукции охоты и охотничьего хозяйства». Имеет смысл проработки варианта увязки стратегии с «Концепцией устойчивого развития сельских территорий».

2.1.Увеличение капитализации отрасли. Требуется уточнение терминологии. Что под этим подразумевается: капитал отрасли и его увеличение, стоимость, результативность? К примеру, под капитализацией предприятия понимается необходимая деятельность для создания или поддержания экономической устойчивости предприятия и дальнейшего роста его финансовой эффективности.

Экономическая устойчивость предприятий в охотничьем хозяйстве тесно завязана на средства производства — возобновляемые природные ресурсы (охотничьи ресурсы) и на потенциального потребителя услуг (охотника).

2.2.Основной потребитель – охотник. С точки зрения наращивания числа потребителей нет серьёзных маркетинговых исследований, и даже просто социологических исследований с большим охватом. Не понятно, есть ли тенденция «старения» охотников, в связи с чем, трудно оценивать возможный потенциал потребителей на перспективу. Необходимы исследования, которые стратегий должны быть как-то обозначены. Для примера смотрите публикацию Г.Г. Рогачева «Охотники и рыболовы России». На низкую численность потребителя отрицательно влияет несколько факторов, основные из которых: снижение доступности охоты, разжигание антиохотничьей истерии, и чрезмерная жесткость законодательства об оружии.

Доступность охоты это отдельный, завершающий вопрос из списка. Нарастание антиохотничьей истерии имеет тенденцию во всем мире, и это связано с ментальными особенностями восприятия современными жителями урбанизированных территорий мира дикой природы. Данный перекос может отразиться на всех отраслях связанных с эксплуатацией объектов животного мира и сельскохозяйственных животных. Стратегия развития охотничьего хозяйства должна учитывать эти негативные тенденции. На нашем ресурсе этой теме посвящен отдельный раздел «В защиту охоты».

Относительно третьего фактора можно привести только один пример. В соответствии со ст. 13, 26 ФЗ «Об оружии» лицензия на право приобретения охотничьего оружия не выдается, либо разрешение на право хранения охотничьего оружия аннулируется в случае повторного привлечения в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления. Это главы 19 и 20 КоАП РФ, включающие, в том числе, такие экзотические правонарушения, как умышленный срыв печати и пломбы, нарушение единства измерений, нарушения наименование географических объектов и пр. Фактически охотника могут лишить права хранения охотничьего оружия за однократное распитие пива в общественном месте и повторно — за курение в общественном месте. То есть за незначительное административное правонарушение, подразумевающее незначительный денежный штраф или предупреждение, фактически следует повторное, более жесткое наказание — ограничение права, которое следом влечет третье наказание — существенное ограничение специального права на охоту. Другими словами известный с античных времен принцип non bis in idem, запрещающий повторное преследование и наказание за одно, и то же деяние законодательством об оружии полностью игнорируется!

Охотничьи ресурсы – средство производства. В охотничьем хозяйстве охотничьи животные это предмет реальной капитализации при интенсивном ведении охотничьего хозяйства и дичеразведении. Стратегия развития охотничьего хозяйства должна содержать конкретные меры поддержки дичеразведения в охотничьем хозяйстве. Смотрите публикации на эту тему в разделе «Дичеразведение».

Читать еще:  Губернатор Саратовской области подписал постановление о запрете промысловой, любительской и спортивной охоты в Балаковском районе на общедоступных охотничьих угодьях

С точки зрения субъективной капитализации есть методики кадастровой оценки, но я приведу очень простой пример, который можно транслировать на масштаб всей Федерации. В соответствии с Налоговым кодексом РФ установлен сбор за пользование объектами животного мира, который поступает в федеральный бюджет. Таким образом, территорию любого охотничьего хозяйства можно оценить по простому показателю: сумме уплаченных сборов на единицу площади охотничьих угодий.

Для сравнительного анализа мной взяты две территории в Шатровском районе Курганской области. Выбор сделан исходя из близости территорий, схожести условий и доступности статистики. Одна территория передана в долгосрочное пользование восемь лет назад, другая является общедоступным охотничьим угодьем. Исходя из структуры и качества угодий, обе территории сопоставимы для сравнения, с преимуществом Терсюкского ОДОУ по площади. В прежние годы Терсюкское ОДОУ имело квоту добычи косули в два – три раза больше, чем Ирюмское охотничье хозяйство, но квота добычи лося в Терсюкском ОДОУ была в два раза меньше чем в Ирюмском охотничьем хозяйстве. С точки зрения суммы сборов в этом плане есть преимущество у ОДОУ. Потенциал территорий по кабану, боровой дичи и пушным видам примерно одинаковый.

Виды

(ставка сбора в руб.)

Ирюмское охотничье хозяйство

Охотничьи ресурсы

Состояние охотничьих ресурсов

Площадь охотничьих угодий Российской Федерации в 2017 г., по данным Минприроды России, составила 1 595 221,87 тыс. га, или 93% площади территории страны. Из общей площади охотничьих угодий общедоступные охотничьи угодья составляют 55% (878 917,96 тыс. га), закрепленные охотничьи угодья — 45% (716 303,91 тыс. га). С 2010 г. площадь закрепленных охотничьих угодий Российской Федерации сократилась на 34 млн га (или на 4,8%).

В разрезе федеральных округов в 2017 г. наибольшая площадь закрепленных охотничьих угодий отмечена в Дальневосточном федеральном округе (275 212,0 тыс. га, или 40% от площади закрепленных охотничьих угодий Российской Федерации), наименьшая — в Северо-Кавказском федеральном округе (6 600,7 тыс. га, или 1% соответственно).

Согласно данным государственного охотхозяйственного реестра, в Российской Федерации в 2017 г. обитало: 1 065,7 тыс. лосей, 1 061,9 тыс. диких северных оленей, 1 027,7 тыс. косуль, 284,1 тыс. кабанов, 273,8 тыс. благородных оленей, 245,1 тыс. бурых медведей, 56,9 тыс. волков, 1,5 млн соболей, 665,1 тыс. бобров, 492,1 тыс. лисиц, 3,3 млн зайцев-беляков, 5 млн глухарей, 13,3 млн тетеревов, 19,5 млн рябчиков, 815,5 тыс. фазанов.

* – приведена численность по состоянию на 1 апреля;

Источник: данные Минприроды России.

Воздействие на охотничьи ресурсы

Охотничьи ресурсы представляют собой важнейшую составляющую природного капитала Российской Федерации и ее субъектов. Рациональное, сбалансированное с параметрами воспроизводства, изъятие (добыча) ресурсов — как в разрезе видов охотничьих животных, так и в территориальном аспекте — в значительной мере обеспечивает их устойчивость, сохранение биоразнообразия и социально-экономические выгоды в долгосрочной перспективе.

* – Добыча птиц указана без учета невозвращенных разрешений.

Источник: данные Минприроды России.

Мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов

Основные мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляются субъектами Российской Федерации в рамках переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Объем финансирования мероприятий в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов из федерального и региональных бюджетов в 2017 г. составил в совокупности 3,15 млрд рублей, что на 15% больше уровня 2016 г. Размер выделяемых субъектам Российской Федерации субвенций федерального бюджета составил 1,26 млрд рублей.

Для планирования охотхозяйственной деятельности субъектов Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатываются Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий. По состоянию на конец 2017 г. Схемы разработаны в 63 субъектах Российской Федерации.

Для обеспечения рационального использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в Российской Федерации проводится мониторинг состояния их популяций. Основным его компонентом является ежегодный учет численности охотничьих ресурсов, прежде всего, с использованием комплексного метода зимнего маршрутного учета (ЗМУ). По данным Минприроды России, в 2017 г. на основании ЗМУ были получены оценки численности 23 основных видов охотничьих ресурсов в 72 субъектах Российской Федерации.

В последние 10 лет в России заметно (в 1,9 раза) выросли затраты на ведение охотничьего хозяйства, включая рост (в 1,6 раза) затрат на проведение биотехнических мероприятий. В разрезе федеральных округов наибольшие затраты на ведение охотничьего хозяйства осуществляются в Центральном и Приволжском федеральных округах, в том время как наибольшая площадь охотничьих угодий характерна для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

Без злого промысла: в РФ хотят стимулировать охрану и использование охотничьих животных

Согласно проекту приказа, подготовленного министерством, пересматривается подход к определению квот добычи некоторых — в основном копытных — животных. Это позволит охотпользователям, обеспечившим наиболее высокую плотность зверей на закрепленных за ними угодьях, рассчитывать на наибольший процент их изъятия без ущерба для популяций. В хозяйствах с низкой численностью животных, этот процент, наоборот, будет минимальным. Предложенные Минприроды нормативы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения как самими охотпользователями, так и местными властями — вплоть до полного запрета. Сторонники изменений утверждают: нерегулируемое увеличение численности охотничьих ресурсов повлечет за собой нарушение баланса интересов в сельскохозяйственной, лесохозяйственной и охотхозяйственной сферах.

Низкие лимиты

«Низкие нормативы допустимого изъятия диких копытных животных, с одной стороны, ограничивают удовлетворение потребностей охотников в доступе к охоте на них. вызывают протестное браконьерство, а с другой — приводят к искусственному завышению охотпользователями. численности диких копытных животных», — говорится в пояснительной записке к документу, подготовленному министерством.

Сейчас по нормативам Минприроды разрешается добыча 20% сеголетков (животных в возрасте до года) от общей квоты, а на самцов во время гона (взрослых особей) и самцов с пантами приходится еще четверть.

«С целью сохранения наиболее продуктивной части группировок копытных животных предлагается увеличить долю сеголетков в квоте добычи и сократить в ней долю взрослых самцов во время гона и самцов с неокостеневшими рогами (пантами)», — считают в ведомстве.

Устойчивый рост популяции диких животных в последние годы наблюдается практически по всем видам, при этом точного их подсчета не ведется, рассказала «Известиям» президент Росохотрыболовсоюза Татьяна Арамилева. По ее мнению, нужно создать систему мониторинга, которая позволит отслеживать состояние популяции — подсчитать количество лесных обитателей до головы невозможно ни по следам, ни по другим видам их активности, так как они не живут в закрытых фермах и не чипированы.

Татьяна Арамилева добавила, что сегодня объем разрешенной добычи лося в России не превышает 30 тыс. особей в год, что ниже 3% их миллионной численности. Для примера, в Эстонии, площадь которой в сотни раз меньше, ежегодно добывается 7 тыс. лосей, а в соседней Финляндии — более 40 тыс.

Дичи в лесах действительно много, а лимиты на ее отстрел занижаются, согласен и охотник, руководитель сообщества «Охота в Оренбурге и оренбургской области» Евгений Капишников.

— Я выезжаю на охотничьи угодья и вижу: идет увеличение количества диких животных, это признают и другие охотники. Очень много косулей, лосей стало больше. Как было 10 лет назад и как стало сейчас — разница видна невооруженным глазом. При этом отстрел уменьшается с каждым годом, — отметил он.

Эксперт подчеркнул, что охотоведы не считают животных, поэтому их количество, указываемое в отчетах, нельзя считать верным.

— Некоторые охотоведы признавались, что на подсчет поголовья не выезжали несколько лет, но в отчете указывают, что у нас косуль не проживает. А я в тех местах, где по документам косуль нет, за один день встречаю 20 особей. Вообще на полях сейчас можно подсчитать до нескольких сотен животных, — рассказал охотник.

Читать еще:  Сроки летне-осенних охот в Ульяновской области и стоимость разрешений

Новый счет

Существующая методика учета диких животных несовершенна, ее не пересматривали с советских времен, признает и зампредседателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев.

— Законодатель занижал нормативы добычи, понимая, что тем самым компенсирует недостатки методик по учету, то есть сохраняет зверя, — сказал он «Известиям».

По словам сенатора, когда в России появились частные хозяйства, вкладывающие деньги в развитие охоты, численность животных на этих территориях выросла до показателей, соответствующих бонитету (количественному показателю, отражающему реальное качество природных объектов), поэтому нормативы изъятия животных могут быть пересмотрены.

— Нормативы, которые сейчас обсуждаются, находятся в рамках разумного, это признают ученые и охотоведы. Вместе с тем должны быть утверждены новые методы по подсчету животных. Они уже внесены в научно-технический совет Министерства природы, — отметил Владимир Лебедев.

Егерь охотничьего хозяйства готовит кормушку для косуль

Это, по его мнению, позволит поощрить охотхозяйства, где животных охраняют, хорошо кормят и поддерживают их нормальную численность.

— Дадим им возможность увеличить нормативы изъятия, чтобы улучшить их экономическое состояние и чтобы они могли дальше развиваться. Обсудим эту тему на ближайшем заседании научно-технического совета Минприроды, еще раз взвесим и только после этого будем давать рекомендации принятия или не принятия этого акта, — пообещал сенатор.

Риски роста

Стоит отметить, что есть у инициативы и противники. Так, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов считает, что устанавливать новые квоты на отстрел копытных преждевременно.Однако эксперты предупреждают: переизбыток животных на одной территории наносит ей вред. Неконтролируемый рост популяции влечет за собой болезни животных, риск уничтожения ими лесных культур и сельхозугодий.

— Человек уже зашел в природу, забрал часть обитания у животных, а на той территории, которую им оставили, не может содержаться больше определенного количества, иначе они будут гибнуть. При скученности одно больное животное передает болезнь другим, болезни прогрессируют, — рассказала Татьяна Арамилева.

От переизбытка лосей могут пострадать и лесонасаждения, считают эксперты. Например, когда плотность лося в одном месте начинает зашкаливать, они уничтожают растущие почки у саженцев сосен, откусывают верхушки, пояснил Владимир Лебедев.

Прежде чем принимать новые нормы добычи, необходимо обеспечить достоверность данных об их численности, считает руководитель программы по сохранению биобразнообразия Всемирного фонда дикой природы Владимир Кревер.

— Сейчас обязанности по подсчету животных лежат на охотпользователях, и часто они завышают численность обитателей угодий, чтобы охотники смогли добыть больше. Возникает ситуация, когда численность того или иного вида увеличивается по документам в два-три раза, а этого быть не должно, — рассказал он «Известиям».

По мнению эксперта, необходимо изменить систему подсчета диких животных, сделать ее более совершенной. Предложения Минприроды об увеличении добычи Владимир Кревер поддержал, отметив, что это мировая практика.

И СОХРАНЕНИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ;

Статья 36. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания

1. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за:

1) численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам;

2) состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

2. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

3. Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания.

4. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 — 34 настоящего Федерального закона.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

6. Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 37. Государственный охотхозяйственный реестр

1. Государственный охотхозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

2. В государственном охотхозяйственном реестре содержится документированная информация:

1) о количественных, качественных и об экономических характеристиках охотничьих ресурсов;

2) о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий;

3) о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также об организациях, осуществляющих деятельность по закупке, производству и продаже продукции охоты;

4) об использовании и о сохранении охотничьих ресурсов;

5) об оказываемых услугах в сфере охотничьего хозяйства;

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с охотником;

г) данные основного документа, удостоверяющего личность;

д) наименование и организационно-правовая форма юридического лица, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим юридическим лицом;

е) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим индивидуальным предпринимателем;

ж) дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер;

з) дата и основание аннулирования охотничьего билета;

7) иная документированная информация об осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

3. Ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется на бумажных и электронных носителях на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащейся в нем документированной информации, сопоставимости такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах.

4. Документированная информация, содержащаяся в государственном охотхозяйственном реестре и относящаяся к общедоступной информации, предоставляется по запросам любых лиц.

5. Перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного охотхозяйственного реестра уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

8. При ведении охотхозяйственного реестра осуществляется обмен информацией с другими государственными информационными ресурсами.

9. Структура, формы и состав государственного охотхозяйственного реестра, порядок сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации, а также порядок ведения и предоставления такой информации заинтересованным лицам, формы обмена такой информацией устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

Статья 38. Нормирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

1. Поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Читать еще:  Хранение и наследование охотничьего оружия Семин

2. К нормативам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы биотехнических мероприятий.

3. К нормам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормы пропускной способности охотничьих угодий.

4. Нормативы, предусмотренные настоящей статьей, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Нормы, предусмотренные настоящей статьей, разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 39. Территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство

1. В целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.

2. Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

3. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

4. В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов.

5. К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.

6. При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства.

8. Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

9. Состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок ее составления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10. Внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

11. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.

12. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья.

13. В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.

14. Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Глава 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОХОТНИЧИЙ НАДЗОР

Правила охоты с изменениями от 2020 года

Несмотря на то, что федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов” — главный документ, регламентирующий всю охоту в нашей стране, большинство охотников-любителей никогда его не читали, и знают о основных положениях лишь понаслышке, от друзей, родственников, или егерей.

Само собой, со временем эти положения обросли всевозможными мифами и нелепицами, аналогичными мифу о прикручивании сейфа к стене. Ну а всевозможные изменения, вносимые в ФЗ чуть ли не каждый год и без того усложняют изучение этого важного документа.

Основные изменения коснулись промысловой охоты — там исправлено множество формулировок. Для охотников-любителей же изменения коснутся в первую очередь разрешением на использование охотничьих луков и арбалетов, расширением сроков охоты на медведя и изменением срока весенней охоты (сроки открытия весенней охоты 2020 по разным регионам смотрите здесь).

Начнем с самого важного — ключевых элементов права, вокруг которых и строится весь закон:

Охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Говоря просто — ресурсы это дичь;

Охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Грубо говоря, охотничьим хозяйством называется вся индустрия, поддерживающая охоту, а не конкретное охотхозяйство;

Сохранение охотничьих ресурсов — деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства. Это значит запрет на добычу дичи выше квоты;

Добыча охотничьих ресурсов — отлов или отстрел охотничьих ресурсов. Тут все просто и однозначно;

Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Важно понимать, что под охотой не обязательно подразумевается убийство животного, отлов и перемещение тоже будут считаться охотой с юридической точки зрения;

Орудия охоты — огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию , капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты. Вот тут нас ждут первые изменения — включение луков и арбалетов в список охотничьего оружия, которое начнет действовать с 31.01.2020 года. Подробнее об этом читайте в нашей статье ;

Способы охоты — методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц;

Сроки охоты — сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов. О сроках в 2019-2020 годах читайте здесь ;

Продукция охоты — отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Для нас это просто любая добыча, в том числе и заготовленная на месте;

Промысловая охота — охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты.

Любительская и спортивная охота — охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. Это вот как раз наш пункт, подавляющее большинство охотников — любители;

Услуги в сфере охотничьего хозяйства — услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг. Под это понятие попадает все, от сопровождение егерем до платы за парковку у границ угодий, если таковая есть;

Лимит добычи охотничьих ресурсов — объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Лимит может определяться каждым регионом самостоятельно. О лимитах по регионам читайте тут ;

Квота добычи охотничьих ресурсов — часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья. Тот же самый лимит, только определенный для каждого конкретного охотугодья;

Охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов — документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.

Источники:

http://ihunter.pro/ohotniche-zakonodatelstvo/549
http://gosdoklad-ecology.ru/2017/biologicheskoe-raznoobrazie/okhotnichi-resursy/
http://iz.ru/927788/iuliia-romanova/bez-zlogo-promysla-v-rf-khotiat-stimulirovat-okhranu-i-ispolzovanie-okhotnichikh-zhivotnykh
http://studopedia.su/15_199765_i-sohraneniya-ohotnichih-resursov.html
http://www.huntworld.ru/blog/novye-pravila-okhoty-izmeneniya-ot-2020-goda/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector