8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О государственном управлении охотничьим хозяйством

О государственном управлении охотничьим хозяйством

В 2004 году в стране началась реформа федеральных органов исполнительной власти.
В Минсельхозе России был ликвидирован Охотдепартамент, а выполняемые им функции распределены между Министерством сельского хозяйства и образованными федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и федеральным агентством по сельскому хозяйству (Россельхоз).

На Минсельхоз возлагались функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов охоты. К полномочиям министерства было отнесено принятие правил использования охотничьих животных и порядка исчисления ущерба, причиненного их незаконным использованием или уничтожением.

Россельхознадзор был уполномочен осуществлять контроль и надзор в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания. Кроме того, в компетенцию этой службы входила выдача разрешений на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лицензий на пользование этими объектами, лицензий на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению, гибридизации, на содержание и разведение охотничьих животных в полувольных условиях и искусственной среде обитания, а также выдача удостоверений на право охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В функции агентства входило оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере охраны, изучения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. К полномочиям агентства были отнесены ведение учета охотничьих животных и работа по их разведению в полувольных условиях.

На момент реорганизации в ведении Охотдепартамента находилось 84 региональных управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных, 22 государственных опытных охотничьих хозяйства, контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания и Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник. Кроме того, еще 56 заказников федерального значения действовали без образования юридического лица в составе региональных охотуправлений. Такая структура не вписывалась в новую систему государственных органов управления и подлежала реорганизации с учетом выполняемых функций. В обновленном министерстве на все вопросы охотничьего хозяйства было предусмотрено всего три специалиста в составе отдела, занимающегося также вопросами животноводства и ветеринарии. Госохотхозяйства, ФГУ «Центрохотконтроль» и федеральные заказники были переданы в ведение агентства по сельскому хозяйству. Для организации возложенных на Россельхоз функций по вопросам охотничьего хозяйства в составе центрального аппарата агентства в управлении животноводства и племенного дела был принят один специалист-охотовед.

Основная часть штатной численности в количестве 21 человека по непонятным причинам была передана в Россельхознадзор. Региональные охотуправления несмотря на то, что в их задачи помимо надзора входила работа по ведению учета и мониторинга охотничьих животных, регулированию их использования, вопросы охотничьего собаководства, организация деятельности заказников и другие функции, не имеющие отношения к контролю и надзору, были почему-то признаны чисто контрольными органами. На этом основании в правительство было внесено предложение о ликвидации этих учреждений и передаче их штатной численности в полном объеме, включая численность работников государственных федеральных заказников, Россельхознадзору для формирования его территориальных органов. Мотивация такого решения необъяснима, так как при реформировании аналогичных органов в рыбохозяйственной отрасли Россельхознадзору была передана только часть их штатной численности и материально технических средств, а оставшиеся учреждения вошли в структуру агентства по рыболовству.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству, на которое правительством были возложены функции по охране, воспроизводству, учету и мониторингу охотничьих животных, не имело в субъектах Российской Федерации подведомственных учреждений для обеспечения этих функций.

Следствием этого непродуманного решения стало разрушение системы государственного учета и государственного мониторинга охотничьих животных и прекращение деятельности 56 государственных заказников федерального значения. Многочисленные обращения ученых, публикации в средствах массовой информации о необходимости исправления сложившейся по вине чиновников ситуации не нашли поддержки в органах государственной власти.

Созданная структура федеральных органов исполнительной власти не вписывалась в действующее российское законодательство, в связи с чем в целый ряд федеральных законов, включая закон о животном мире, стали срочно вноситься изменения.

В декабре 2004 года вносятся изменения в Федеральный закон «О животном мире», в котором законодатели пытаются разграничить компетенцию федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Органам власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета передаются полномочия: по охране и воспроизводству охотничьих животных за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения; по выдаче именных разовых и распорядительных лицензий; по регулированию использования, ведению учета и кадастра охотничьих животных за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подпадающих под действие международных договоров, а также отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении. Перечень особо ценных в хозяйственном отношении охотничьих животных поручалось утвердить Минсельхозу.

Указанные изменения были совершенно не продуманы. Наделяя органы власти субъектов Российской Федерации полномочиями, финансируемыми за счет субвенций, законодатели лишили их собственных полномочий, предоставленных им ранее на основании Конституции Российской Федерации. Более того, разграничение полномочий по видам охотничьих животных подразумевало, что на одной и той же территории должны находиться соответствующие федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации, выполняющие одни и те же функции только по разным видам охотничьих животных.

Не имея возможности осуществлять на территориях субъектов Российской Федерации предусмотренные этим законом функции по охране, воспроизводству и регулированию использования охотничьих животных, Минсельхоз, тем не менее, оставляет в своем ведении около 90 процентов охотничьих животных, ограничивая, таким образом, полномочия органов власти субъектов Российской Федерации.

В декабре 2005 года в закон «О животном мире» вновь вносятся изменения. На этот раз законодатели исправляют свою ошибку, возвращая органам власти субъектов Российской Федерации неправомерно изъятые у них полномочия, а также возлагают на них контроль и надзор за объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты за исключением объектов, обитающих на особо охраняемых природных территориях, подпадающих под действие международных конвенций и занесенных в перечень особо ценных в хозяйственном отношении охотничьих животных. Принятие этого закона также не улучшает сложившейся в охотничьем хозяйстве ситуации.

В сентябре 2005 года указом президента упраздняется Федеральное агентство по сельскому хозяйству, а его функции возлагаются на министерство. В структуру Минсельхоза вносятся изменения – в одном из департаментов образуется отдел охотничьего хозяйства со штатной численностью 6 человек, затем преобразованный в департамент.

Однако в субъектах Российской Федерации у министерства нет территориальных органов. Следовательно, оно по-прежнему не может иметь возможности выполнять возложенные на него функции в части охотничьего хозяйства.

Произошедшие с момента создания новой структуры государственных органов управления охотничьим хозяйством изменения носят в основном негативный характер. В ходе непродуманной реорганизации была разрушена десятилетиями создаваемая система управления и контроля за охотничьим хозяйством. Разрушена также система государственного учета, мониторинга и регулирования использования охотничьих животных. С ликвидацией региональных охотуправлений стало невозможно проводить федеральные целевые учеты численности охотничьих животных. Прекращена деятельность федеральных заказников, ликвидированы их штаты, утрачено имущество.

Сотрудники государственного охотничьего надзора потеряли самостоятельность и лишились права на хранение и применение оружия, специальных средств и т.д. Нормативно-правовая деятельность практически сведена к нулю. Так, за период с марта 2004 года по январь 2008 года по вопросам охотничьего хозяйства Минсельхозом издан всего один нормативный документ, не считая приказов об утверждении лимитов добычи охотничьих животных. За период с 1955 года охотничье хозяйство России не находилось в таком ужасающем положении.

В декабре 2006 года в Федеральный закон «О животном мире» вновь вносятся изменения, в которых в очередной раз предпринимается попытка разграничения полномочий в области охраны и использования объектов животного мира между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Теперь практически все полномочия в области охраны и использования охотничьих животных переданы с федерального уровня органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому закону для осуществления переданных федеральных полномочий в каждом субъекте должен быть создан специальный орган государственной власти, структура и назначение руководителя которого согласовываются с Минсельхозом России. По имеющимся сведениям только в 52 субъектах Российской Федерации из 89 формально созданы органы для осуществления переданных полномочий в области охраны и использования охотничьих животных. Однако в целом ряде субъектов Российской Федерации их структура не соответствует нормам федерального закона, и следовательно они не могут полноценно исполнять поставленные законодательством задачи. Так, в Псковской области вопросы охраны и использования охотничьих животных попали почему-то в Государственный комитет по лицензированию и природопользованию, на Чукотке – в Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики, в Московской области – в Министерство сельского хозяйства и продовольствия и т.д. Таким образом, вместо стройной системы специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных и среды их обитания, имевших при Главохоте вертикаль власти от федерального уровня до уровня административного района, в России выстраивается уродливая, не способная решать поставленные задачи структура.

Несмотря на то, что в целом ряде субъектов Российской Федерации не выполняется федеральный закон в части создания специальных самостоятельных органов по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных, на это не реагируют ни прокуратура, ни другие государственные органы, призванные следить за соблюдением федерального законодательства.

Отсутствие единой системы органов охраны и регулирования использования охотничьих животных, возглавляемой специализированным государственным федеральным органом, крайне отрицательно сказывается на государственной политике в этой сфере деятельности. Охотничье хозяйство не может отстаивать свои интересы в высших органах государственной власти, влиять на построение законодательства. В результате этого принимаются дискриминационные по отношению к охоте законы, ярким примером которых служит Лесной кодекс Российской Федерации, необоснованно вторгающийся в сферу охотничьего законодательства. Необходимость создания в России самостоятельного федерального органа по охоте косвенно подтверждает принятое в 2007 году решение о создании такого органа в рыбохозяйственной отрасли и выведение этой деятельности из сферы влияния Минсельхоза России.

Согласно Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром, в том числе и охотничьими животными, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого основополагающего принципа, представляется целесообразным не разделять полномочия в сфере охраны и использования охотничьих животных между федеральной властью и властью субъектов Российской Федерации, а наоборот, сконцентрировать эти полномочия в системе единых органов государственного управления.

Примером таких органов может являться система органов охотнадзора бывшей Главохоты, территориальные охотуправления которой имели двойное подчинение как федеральной власти, так и органам исполнительной власти на местах. Такая структура позволяла концентрировать для решения поставленных задач средства, поступающие из федерального бюджета и средства, поступающие из бюджетов субъектов Российской Федерации. В ведение федерального органа власти по охране и регулированию использования охотничьих животных целесообразно вернуть государственные заповедники, а также находившиеся в системе Главохоты госохотхозяйства и заказники как федерального, так и местного значения. Источником финансирования системы этих государственных органов должны быть средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, получаемые от выдачи лицензий на добычу охотничьих животных, выдачи удостоверений на право охоты и средства, отчисляемые от прибыли предприятий по продаже охотничьего оружия.

Александр Тихонов, биолог-охотовед 16 сентября 2008 в 13:06

Управление охотничьим хозяйством или охотой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.В.Мельников, В.К.Мельников

MANAGEMENT OF HUNTING GROUNDS

The paper shows a productive function of game management branch of economy in a contemporary society in contrast to hunting outside the organized hunting grounds when the hunting has features of a primitive way of satisfying primary needs using nature resources. A conclusion on the necessity of working out a legal base of management of hunting grounds, but not of the resources of game animals or of their hunting is drawn. Two mutually exclusive concepts of management and forming a regulatory base are compared.

Текст научной работы на тему «Управление охотничьим хозяйством или охотой»

УПРАВЛЕНИЕ ОХОТНИЧЬИМ ХОЗЯЙСТВОМ ИЛИ ОХОТОЙ

Департамент охотничьего хозяйства Минсельхоза РФ, г. Москва, е-mail: v.melnikov@otr.mcx.ru 2Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров, е-mail: profmel@hunt-tur.kirov.ru

Охотничье хозяйство как отрасль экономики — это не присваивающая природные ресурсы область деятельности людей, а производящая (воспроизводящая) форма получения продукции (товаров и услуг). В этой связи она не в большей степени отрасль природопользования, чем любая другая, поэтому не случайно в ряде стран охотничье хозяйство называется «охотничьей индустрией».

Охоте, даже регулируемой, если она осуществляется вне границ конкретной охотхозяйственной организации, присущи все признаки собирательной, только присваивающей природные ресурсы (дары природы) сферы деятельности. В чистом виде, свойственном для определенного этапа развития общества, охота только природопользование, архаичная, присваивающая природные ресурсы форма получения пищи, как и собирательство дикорастущих съедобных растений, моллюсков, рыболовство и т.д. Это примитивная стадия, лишенная заботы об охране, воспроизводстве охотничьих животных. Речь идет о выживании человека в условиях первозданной среды. Этот этап в «цивилизованных» странах в основном закончился 6-10 тыс. лет назад (Долуханов, 1988; Конаков, 1983; Смирнов, 1996). Регулируемую охоту можно отнести к примитивной первоначальной, самой экстенсивной стадии хозяйствования. Это по сути архаический способ удовлетворения первичных жизненных потребностей людей только за счет природы, без участия в воспроизводстве природных ресурсов. Он в настоящее время сохранился только у экзотических, малочисленных племен и народов. Человек берет то, что дает природа. Поэтому принимать за модель развития охотничьего хозяйства управление охотой или ресурсами охотничьих животных (единственный положительный опыт в США, где и подкормка животных запрещена), значит, отказываться от интенсификации, отбрасывать его к примитивным стадиям. В охотничьем хозяйстве в современном обществе люди заботятся о воспроизводстве охотничьих животных, влияют на этот процесс различными доступными им и целесообразными, прежде всего технологическими приемами как наиболее экономически эффективными. Охотхозяйственные организации вкладывают свои средства (личные, общественные, акционерные) и труд персонала хозяйств (егерей, охотников и др.) в охрану, воспроизводство, регулирование численности полезных и вредных животных, в улучшение кормовых, защитных условий и др. мероприятия. В зависимости от объема выполняемых работ и вкладываемых средств охотничьи хозяйства отличаются по интенсивности ведения от экстенсив-

Читать еще:  Оружие правильного охотника

ных до высоко продуктивных. То же мы видим в любой другой отрасли сельского хозяйства, которые не в меньшей мере используют природные ресурсы. Ибо «природа — мать, а труд — отец» любого богатства.

С позиций права и управления, казалось бы, проще управлять охотой как природопользованием. На самом деле это заблуждение, так как остаются неурегулированными все хозяйственные, социально-экономические отношения в этой отрасли, которые требуют решения. Происходит «фактическое упразднение отрасли», так как во всех официальных документах речь идет только «об объектах животного мира», а не об охотничьем хозяйстве (Сафонов, 2005). Но ведь так и должно быть, если главное — природопользование. Право ориентируется на интересы ресурсов (животных), а не на интересы людей — охотников и их объединений, но любое хозяйство ведется в интересах людей, а не только ресурсов. А интересы людей не могут быть в полной мере удовлетворены без воспроизводства ресурсов, поэтому в охотничьем хозяйстве и достигается баланс охраны, защиты тех и других. И это в равной степени относится к любой сфере деятельности. Любой крен в ту или иную сторону, или предпочтение вызывает противоречия, отрицательные последствия для обеих сторон: людей и природы. Вот почему наши предшественники век назад доказывали примат охотничьего хозяйства в России (Соловьев, 1925; Перелешин, 1956), его преимущества перед бесхозяйственным освоением ресурсов природы, а альтернатива хозяйству — бесхозяйственность.

Охотничьи животные в России и других развитых странах в современном видовом составе, распространении, численности — результат прямой или опосредованной деятельности человека. Не следует забывать, что численность многих животных в России (соболь, ондатра, американская норка, бобр, енотовидная собака, северный олень и др.) — результат целенаправленной работы. Они имеют, как и домашние животные, двойственную природу, выступая одновременно и как продукты природы, и как продукты труда. Это известно любому специалисту в области экономической географии, охотоведу, хоть немного знакомому с историей человеческого общества, с развитием современной фауны. Эволюция охоты от собирательства даров природы к различным уровням интенсивности охотничьего хозяйства, к одному из производственных процессов его представлена в работе В.К.Мельникова (1982).

Непреходящая и нелегкая задача охотничьего хозяйства состоит в усилении положительного воздействия на поддержание численности охотничьих животных, содействие их естественному воспроизводству. Но это только одна из важных технологических задач его. И выполнить их может только высокоорганизованное охотничье хозяйство. Поэтому мы не можем согласиться с другим положением В.Г.Сафонова (2002), если это не описка, и аналогичными, что охотничьи животные, от которых получают пушнину и мясо, не продукты охотничьего хозяйства, а дары леса, природы со всеми вытекающими последствиями, особенно отношением к ним. Все понимают, что отношение к природным ресурсам — божьему дару у нас традиционно одно, а к собственности хозяйства или физического лица — все же иное.

Трудно разделить и позицию Н.В.Краева (2002), одного из главных юрис-тов-охотоведов России. «Следует, наверное, согласиться, что главнейшей проблемой является разработка и принятие федерального закона, регулирующего вопросы охраны и использования ресурсов животных, отнесенных к объектам охоты», — пишет он. Отдавать приоритет только регулированию ресурсов — значит уходить от решения социально-экономических проблем охотничьего хозяйства, делать вид, что их нет. Это значит признавать преимущества собирательства, присваивающей формы деятельности. Разве этим следует заниматься специалистам охотничьего хозяйства? Приведенными примерами мы стремимся прежде всего показать степень влияния на охотоведов противоречивой и тупиковой концепции управления ресурсами охотничьих животных, охотой на них вместо управления охотничьим хозяйством и формирования правовой базы для этого. Так, Н.В.Краев находится в плену у этого подхода, хотя понимает порочность его, так как далее пишет, что «благодаря ФЗ «О животном мире», другим законам . — закреплен (установлен, сформирован), по нашему мнению, самый неудачный за последнее столетие хозяйственный механизм, направленный . не на активизацию деятельности долгосрочных пользователей в охране и воспроизводстве ресурсов, а на ее подавление.» Но как же может быть иначе, если главное, по Н.В.Краеву, в будущем законе не регулирование охотхозяйственых, конечно, не охотничьих отношений, а важнейшее — «предоставление в долгосрочное пользование охотничьих животных»? Также отчетливо бесперспективность такого подхода понимает и В.Г.Са-фонов (2005), судя по ранее приведенному высказыванию.

В этой связи мы хотели бы отметить, что ни в одном из известных нам проектов ФЗ «Об охоте и охотничьем хозяйстве» даже не делается попыток

урегулировать отношения между государством и охотхозяйствами, между ними и охотником при использовании охотугодий, материально-технической базы, оказании услуг, возмещении ущерба. Хозяйства и охотники не обозначены как субъекты отношений, их как бы и нет. Пытаются урегулировать отношения (вопросы) «охраны и использования ресурсов животных», забывая что это важная, но часть отношений в сфере охотничьего хозяйства в целом. В объекты отношений не включены имущество охотничьих хозяйств и охотников, многолетние кормовые поля, специальные насаждения, временные и постоянные сооружения (аншлаги, вышки, остановочные пункты, базы, оружие, орудия лова, охотничьи собаки, ловчие птицы и т.п.). Самым слабым местом в этих проектах является отсутствие регулирования экономических отношений, создания экономическихусловий для развития охотничьего хозяйства, формирования фондов воспроизводства охотничьих животных разного уровня, регулирования отношений собственности на прибавочный продукт охотничьего хозяйства — результат роста численности охотничьих животных сверх естественной продуктивности, получаемой в итоге деятельности хозяйств, и др. А нормы хозяйственного права в отношении этой отрасли ограничены законами, регулирующими природопользование, отражающими приоритет ресурсов, животных, а не людей или охотхозяйственных организаций, которые по существу бесправны.

Управление охотничьим хозяйством и «управление ресурсами» — частью этого хозяйства, две совершенно различные, практически взаимоисключающие системные модели управления, их правового (законодательного), экономического, организационного и технологического обеспечения. Различия между ними в схематичном виде представлены ниже.

Модель приоритета природопользования Концепция

Охотничье хозяйство — отрасль природопользования

Охотничьи животные — природный ресурс, полностью управляемый и регулируемый государственными органами власти различныхуровней

Цель управления (регулирования) Управление использованием природных ресурсов — охотничьих животных, как части животного мира. Регулирование охоты.

Законодательная основа ФЗ «О животном мире», проект закона «Об охоте».

Разрешение на пользование животным миром

Долгосрочная лицензия на право пользования охотничьими животными Методика планирования объемов добычи

Централизованное планирование объемов добычи основных видов по субъектам РФ на основании федеральной экологической экспертизы

Технология регулирования использования

Выдача охотнику или охотпользова-телю разовых лицензий на определенный вид и количество животных по ус-

мотрению и решению территориальных органов на основании утвержденных приказом Минсельхоза РФ лимитов.

Роль органов государственной власти

Руководящая, контрольно-надзирательная, репрессивная с дублированием лицензирования. Попытки детального регулирования использования любого вида в каждом охотхозяйстве, каждым охотпользователем с вмешательством в хозяйственную деятельность на основе произвольных нормативов (объемов воспроизводственных мероприятий, количеству аншлагов, точности учетных работ и т.д ). Лишение охотпользователей права охраны полученных угодий и борьбы с браконьерством.

Управление природопользованием через МПР РФ, через закон «Об охоте», консервация архаичной формы хозяйственной деятельности, присваивающей природные ресурсы, попытки решения социально-экономических отношений в рамках регулирования синтетической «экономики природопользования», конкретное содержание которой пока неизвестно. Преобладание примитивной формы пользования угодьями как «общими». Как показал опыт последнего пятнадцатилетия, никаких положительных результатов в этом направлении не достигнуто.

Модель приоритета охотничьего хозяйства

Охотничье хозяйство — особая отрасль сельского хозяйства, которая является также отраслью природопользования. Охотничьи животные — не только природный ресурс, но и результат деятельности охотничьего хозяйства и как отрасли, и как организации. Они в различной степени продукты труда и природы одновременно, как и все сельскохозяйственные животные.

Регулирование отношений, возникающих в сфере охотничьего хозяйства, между государством и охотпользователями, ими и охотниками и других.

ФЗ «Об охотничьем хозяйстве» с поправками к ФЗ «О животном мире». Охота — один из производственных процессов охотничьего хозяйства.

Разрешение на пользование охотугодьями

Договор на пользование охотничьими угодьями, заключаемый органами государственной власти субъектов РФ с охотпользователем не менее чем на 25 лет. Долгосрочная (на 5 лет) лицензия на право пользования охотничьими животными, дублирующая условия договора, теряет смысл.

Методика планирования объемов добычи

Децентрализация планирования объемов добычи, осуществляемая охотпользователями на основании утвержденных государственными органами зональных видовых норм добычи, которые проходят федеральную экологическую экспертизу. ФЭЭ ежегодных объемов добычи отменяется, что требует внесения поправок в ФЗ «Об экологической экспертизе».

Технология регулирования объемов добычи

Согласование территориальными органами государственного управления представленных охотпользователями планов, контроль их выполнения специальной службой. Сохранение лицензирования добычи ценных видов. Лицензии выдаются охотпользователю.

Роль органов государственной власти

Контрольно-регулирующая, законодательно-нормотворческая, нормативная. Невмешательство в хозяйственную деятельность (объемы воспроизводственных мероприятий, количество аншлагов и др. имеют рекомендательно -инструктивную направленность. Наделение охотпользователей правом охраны полученных в пользование угодий и борьбы с браконьерством.

Управление через Департамент Минсельхоза, разработка и принятие закона «Об охотничьем хозяйств», развитие и интенсификация производящей (воспроизводящей) формы получения продукции охотничьего хозяйства, законодательное решение социально-экономических проблем его, предельно возможное сокращение угодий общего пользования.

Долуханов П.М. 1988. История средиземных морей. — М.: Наука. 141 с.

Конаков Н.Д. 1983.Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX -начале XX в. Наука. М. 247 с.

Краев Н.В. 2002. Проблемы правового регулирования охраны и использования животных, отнесенных к объектам охоты// Вопросы современного охотоведения. — М. С.25-37.

Мельников В.К. 1982. Эколого-экономические основы организации промыслового охотничьего хозяйства Сибири. М. 67 с.

Перелешин С.Д. 1956. Основные вопросы охотничьего хозяйства СССР. -М. С. 56-118.

Сафонов В.Г. 2005. Реформа управления и судьба охотничьего хозяйства России //Биологические ресурсы: состояние, использование и охрана: Мат. Всероссийской науч.-практич. конф. 31 мая-2 июня 2005 г. город Киров: ВГСХА.С. 39-41.

Сафонов В.Г. 2002. Мониторинг состояния и использования охотничьих ресурсов// Вопросы современного охотоведения. — М.: Изд. Моск. ун-та. С. 13-18.

Смирнов М.Н.1996. Охотники и охотничье хозяйство в доземледельческий период. Красноярск, КГУ 98 с.

Соловьев Д.К. 1925. Основы охотоведения. Ч 1. — Петроград. 159 с.

Международная научно-практическая конференция

О государственном управлении охотничьим хозяйством

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН, г. Киров.

Статья напечатана в журнале » Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства» Выпуск № 1, 2007 г.

Охотоведение — это комплексная наука, объединяющая три основных научных направления (блоки учебных дисциплин) и обслуживающая потребности охотничьего хозяйства.

В организационно-экономические основы охотничьего хозяйства входят:
1. Экономика охотничьего хозяйства.
2. Организация охотничьего хозяйства.
3. Управление охотничьим хозяйством.
4. Охотничье законодательство.
5. Основы маркетинга.
6. Этнография.
7. Охотничья статистика и социология.
Биологические основы охотничьего хозяйства включают дисциплины:
1. Биология и систематика охотничьих зверей и птиц.
2. Биология и систематика морских млекопитающих.
3. Экология.
4. Зоология и зоогеография.
5. Ботаника и геоботаника.
6. Типология и классификация охотничьих угодий, корма животных.
7. Болезни охотничьих животных.
К технологическим дисциплинам относятся:
1. Учет ресурсов охотничьих животных.
2. Методы воспроизводства и управление популяциями охотничьих животных.
3. Технология добывания.
4. Товароведение и технология переработки охотничьей продукции.
5. Собаководство (кинология).
6. Звероводство и оленеводство.
7. Трофейное дело.

Охотничье хозяйство, как и всякое хозяйство, есть категория, прежде всего экономическая, а потом биологическая (Соловьев, 1926; Перелешин, 1937). Предметом изучения охотоведения является охотничье хозяйство с его динамичными социально-экономическими и биологическими процессами, происходящими в нем в связи с его организацией,ведением и управлением. Методы охотоведения являются общими с экономическими и биологическими науками. К его специфичным методам относятся методы учета и оценки поголовья, методы управления эксплуатируемыми популяциями охотничьих животных и др.

Как отрасль производства, охотничье хозяйство имеет свои специфичные средства труда (охотничьи животные, охотничьи угодья, орудия охоты и средства для обеспечения процессов воспроизводства охотничьих животн ых), технологию производства (охоты и воспроизводства) и специфичную продукцию (Мельников, 2005). В этой связи наивными выглядят высказывания некоторых специалистов о том, что охотничьего хозяйства в стране нет, что есть только охота. Этот тезис удобен для профессионально неграмотных чиновников, которым проще управлять охотой и присваивать себе право пользования охотничьими ресурсами в угодьях государственного резервного фонда, который давно отсутствует в западных странах с рыночной экономикой с их охотничьими клубами, союзами и организованными охотничьими хозяйствами. В перспективе такого чиновника устраивает следующая система, олицетворяющая охотничье хозяйство: самодеятельный (неорганизованный) охотник, частный собственник или богатый арендатор угодий, с одной стороны, и обезличенный государственный орган — с другой.

Охота в охотничьем хозяйстве — это «сбор урожая», которому предшествует обширная целенаправленная деятельность по обеспечению воспроизводства, охране, управлению популяциями охотничьих животных, нормированию их использования и т.д.

Численность и плотность населения животных в организованных охотничьих хозяйствах выступает не только как продукт природы, а в основном создается всей предшествующей деятельностью хозяйства. Этот тезис подтверждают и исследования отечественных ученых, показавших, что численность в организованных хозяйствах выше, чем в угодьях резервного фонда (Сергеев, 2000; Каледин, 2004). Уровень влияния хозяйственной деятельности не одинаков в отношении различных видов в разных регионах, в хозяйствах различной интенсивности, но всюду это различие имеет место, и задача охотоведов -увеличивать результативность хозяйственной деятельности.

Читать еще:  На охоту на квадроцикле

Административная реформа в России 2004 г. фактически упразднила отрасль охотничьего хозяйства. Исчезали организационные формы (субъекты) хозяйствования: государственные, кооперативные, общественные. Часть последних сохранилась и поныне, и они функционируют в сложных экономических и правовых условиях. В настоящее время административная реформа, налоговый, лесной и земельный кодексы не оставляют места и для них. Ликвидированы Департамент по охране и развитию охотресурсов МСХ РФ и его региональная сеть. Созданная Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору выдает разрешения и осуществляет надзор, в том числе и в сфере охотпользования. Государственные службы не способствуют развитию охотничьего хозяйства, поскольку не имеют хозяйствующих субъектов в регионах, и более того, всячески ущемляют права охотпользователей. Примером тому массовый поток судебных разбирательств между госорганами и хозяйствующими охотпользователями (Слободенюк, 1997, 2001, 2006).

Многие профессиональные и опытные руководители бывшего охотдепартамента смещены со своих постов, а на их место поставлены случайные, не имеющие даже элементарного биологического образования (не говоря уже об охотоведческом) люди. В этом мы убедились в процессе обучения слушателей курсов повышения квалификации в системе ветеринарного и фитосанитарного контроля ряда областей России. А для качественного выполнения указанного выше специфического комплекса работ необходимо иметь квалифицированные охотоведческие кадры, а не наивных радетелей природы.

Начиная с конца 80-х годов, попытки организации подготовки охотоведов высшей квалификации, учитывая высокую потребность производства в специалистах данного профиля, предпринимались и предпринимаются различными вузами России и других стран СНГ. В настоящее время в России подготовка кадров высшей квалификации (специализация 011613 — Охотоведение) ведется в Иркутской, Вятской, Московской и Благовещенской сельхозакадемиях, Йошкар-Олинском лесотехническом институте и Красноярском госуниверситете (очно), а также в Российском государственном аграрном заочном университете (г. Балашиха Московской обл.). В этих вузах ежегодно выпускают около 200 охотоведов с высшим образованием, но они часто не могут найти работу, поскольку их потенциальные рабочие места заняты людьми без профильного образования.

Следует отметить, что в настоящее время подготовка охотоведов затруднена рядом причин, не зависящих от учебных заведений. Специальность «Охотоведение» не включена в «Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования» (2000 г.), поэтому подготовка биологов-охотоведов производится в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности 011600 «Биология», утвержденном в 2000 г, где «Охотоведение» выделено в качестве специализации в примерном учебном плане.

Кроме того, в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования до 2010 г.» в последующие годы при планировании государственного заказа на подготовку специалистов и ежегодном наборе студентов должны учитываться потребности рынка труда и фактические заказы региональных служб занятости населения. В связи со свободным распределением выпускников, существующем в последнее десятилетие, фактически утеряна связь вузов с охотхозяйственными организациями — работодателями, и трудоустройство молодых специалистов осуществляется главным образом самостоятельно, после службы в Российской армии. Для ликвидации этой проблемы вузам необходимо совместно или при поддержке Минсельхоза РФ, Министерства природных ресурсов и других заинтересованных министерств и ведомств участвовать в формировании государственного заказа через Федеральную службу занятости (Ширяев, 2002).

Учебные планы, отработанные в течение многих лет подготовки биологов-охотоведов, существенно отличаются от нового ГОС, поскольку в них содержится 3 блока дисциплин — биологических, организационно-экономических и технологических (см. выше). При этом доля прикладных дисциплин в существующих учебных планах гораздо выше (около 40%), чем в ГОС, и они не укладываются в те лимиты времени, которые могут быть использованы вузами по часовой нагрузке по собственномуусмотрению (дисциплины регионального компонента, дисциплины по выбору, факультативные курсы) (Блохин, 2004). Следует признать, что и учебники и учебные пособия для студентов-охотоведов устарели и требуют обновления (Блохин и др., 2002).

Таким образом, проблемы, стоящие перед охотничьим хозяйством, с одной стороны, обусловлены низким профессионализмом руководящих кадров областного и районного уровня, чаще всего не имеющих профильного охотоведческого образования. С другой стороны,проблемы, возникающие перед вузами, готовящими специалистов для охотхозяйственных организаций, связаны с отсутствием данной специальности в «Перечне направлений и специальностей высшего профессионального образования» (2000 г.), а также с отсутствием самостоятельного государственного образовательного стандарта.

Учитывая намеченные принципы модернизации российского образования до 2010 г., целесообразно совместно с ведомствами, организациями охот-хозяйственного профиля и другими потенциальными работодателями инициировать утверждение специальности в рамках существующего перечня, с одной стороны, и возобновить заявки на выпускников через Федеральную службу занятости.

Актуальной является проблема информационного обеспечения специалистов отрасли и охотников современными научными разработками и новинками правового, технологического и организационно-экономического направлений. Многие специалисты Федерального агентства по фитосанитарному контролю районного звена сетуют, что им не выделяют средства даже на журнал «Охота и охотничье хозяйство». Большинству специалистов недоступны книги по методикам учетов, по технологиям и описаниям воспроизводственных мероприятий, по нормированию и управлению популяциями охотничьих животных и другим направлениям деятельности охотничьего хозяйства. Прежние издания недоступны из-за их отсутствия. Современные книги (сборники и монографии) издаются малыми тиражами в 300-500 экземпляров, обычно оседают у узкого круга лиц и не доходят до большинства охотпользователей из-за отсутствия налаженной в стране системы распространения (продажи) печатных непериодических изданий. Сейчас в управленческих структурах системы охраны, контроля и использования ресурсов диких животных страны формулируется новое поколение людей, которым крайне необходимы знания по всем трем блокам охотоведения (см. выше), для чего необходимо возродить издание (и переиздание) массовыми тиражами брошюр по рубрикам, указанным в приведенном выше перечне научных дисциплин, и наладить систему их распространения среди охотпользователей и охотников.

О государственном управлении охотничьим хозяйством

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН, г. Киров.

Статья напечатана в журнале » Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства» Выпуск № 1, 2007 г.

Охотоведение — это комплексная наука, объединяющая три основных научных направления (блоки учебных дисциплин) и обслуживающая потребности охотничьего хозяйства.

В организационно-экономические основы охотничьего хозяйства входят:
1. Экономика охотничьего хозяйства.
2. Организация охотничьего хозяйства.
3. Управление охотничьим хозяйством.
4. Охотничье законодательство.
5. Основы маркетинга.
6. Этнография.
7. Охотничья статистика и социология.
Биологические основы охотничьего хозяйства включают дисциплины:
1. Биология и систематика охотничьих зверей и птиц.
2. Биология и систематика морских млекопитающих.
3. Экология.
4. Зоология и зоогеография.
5. Ботаника и геоботаника.
6. Типология и классификация охотничьих угодий, корма животных.
7. Болезни охотничьих животных.
К технологическим дисциплинам относятся:
1. Учет ресурсов охотничьих животных.
2. Методы воспроизводства и управление популяциями охотничьих животных.
3. Технология добывания.
4. Товароведение и технология переработки охотничьей продукции.
5. Собаководство (кинология).
6. Звероводство и оленеводство.
7. Трофейное дело.

Охотничье хозяйство, как и всякое хозяйство, есть категория, прежде всего экономическая, а потом биологическая (Соловьев, 1926; Перелешин, 1937). Предметом изучения охотоведения является охотничье хозяйство с его динамичными социально-экономическими и биологическими процессами, происходящими в нем в связи с его организацией,ведением и управлением. Методы охотоведения являются общими с экономическими и биологическими науками. К его специфичным методам относятся методы учета и оценки поголовья, методы управления эксплуатируемыми популяциями охотничьих животных и др.

Как отрасль производства, охотничье хозяйство имеет свои специфичные средства труда (охотничьи животные, охотничьи угодья, орудия охоты и средства для обеспечения процессов воспроизводства охотничьих животн ых), технологию производства (охоты и воспроизводства) и специфичную продукцию (Мельников, 2005). В этой связи наивными выглядят высказывания некоторых специалистов о том, что охотничьего хозяйства в стране нет, что есть только охота. Этот тезис удобен для профессионально неграмотных чиновников, которым проще управлять охотой и присваивать себе право пользования охотничьими ресурсами в угодьях государственного резервного фонда, который давно отсутствует в западных странах с рыночной экономикой с их охотничьими клубами, союзами и организованными охотничьими хозяйствами. В перспективе такого чиновника устраивает следующая система, олицетворяющая охотничье хозяйство: самодеятельный (неорганизованный) охотник, частный собственник или богатый арендатор угодий, с одной стороны, и обезличенный государственный орган — с другой.

Охота в охотничьем хозяйстве — это «сбор урожая», которому предшествует обширная целенаправленная деятельность по обеспечению воспроизводства, охране, управлению популяциями охотничьих животных, нормированию их использования и т.д.

Численность и плотность населения животных в организованных охотничьих хозяйствах выступает не только как продукт природы, а в основном создается всей предшествующей деятельностью хозяйства. Этот тезис подтверждают и исследования отечественных ученых, показавших, что численность в организованных хозяйствах выше, чем в угодьях резервного фонда (Сергеев, 2000; Каледин, 2004). Уровень влияния хозяйственной деятельности не одинаков в отношении различных видов в разных регионах, в хозяйствах различной интенсивности, но всюду это различие имеет место, и задача охотоведов -увеличивать результативность хозяйственной деятельности.

Административная реформа в России 2004 г. фактически упразднила отрасль охотничьего хозяйства. Исчезали организационные формы (субъекты) хозяйствования: государственные, кооперативные, общественные. Часть последних сохранилась и поныне, и они функционируют в сложных экономических и правовых условиях. В настоящее время административная реформа, налоговый, лесной и земельный кодексы не оставляют места и для них. Ликвидированы Департамент по охране и развитию охотресурсов МСХ РФ и его региональная сеть. Созданная Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору выдает разрешения и осуществляет надзор, в том числе и в сфере охотпользования. Государственные службы не способствуют развитию охотничьего хозяйства, поскольку не имеют хозяйствующих субъектов в регионах, и более того, всячески ущемляют права охотпользователей. Примером тому массовый поток судебных разбирательств между госорганами и хозяйствующими охотпользователями (Слободенюк, 1997, 2001, 2006).

Многие профессиональные и опытные руководители бывшего охотдепартамента смещены со своих постов, а на их место поставлены случайные, не имеющие даже элементарного биологического образования (не говоря уже об охотоведческом) люди. В этом мы убедились в процессе обучения слушателей курсов повышения квалификации в системе ветеринарного и фитосанитарного контроля ряда областей России. А для качественного выполнения указанного выше специфического комплекса работ необходимо иметь квалифицированные охотоведческие кадры, а не наивных радетелей природы.

Начиная с конца 80-х годов, попытки организации подготовки охотоведов высшей квалификации, учитывая высокую потребность производства в специалистах данного профиля, предпринимались и предпринимаются различными вузами России и других стран СНГ. В настоящее время в России подготовка кадров высшей квалификации (специализация 011613 — Охотоведение) ведется в Иркутской, Вятской, Московской и Благовещенской сельхозакадемиях, Йошкар-Олинском лесотехническом институте и Красноярском госуниверситете (очно), а также в Российском государственном аграрном заочном университете (г. Балашиха Московской обл.). В этих вузах ежегодно выпускают около 200 охотоведов с высшим образованием, но они часто не могут найти работу, поскольку их потенциальные рабочие места заняты людьми без профильного образования.

Следует отметить, что в настоящее время подготовка охотоведов затруднена рядом причин, не зависящих от учебных заведений. Специальность «Охотоведение» не включена в «Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования» (2000 г.), поэтому подготовка биологов-охотоведов производится в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности 011600 «Биология», утвержденном в 2000 г, где «Охотоведение» выделено в качестве специализации в примерном учебном плане.

Кроме того, в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования до 2010 г.» в последующие годы при планировании государственного заказа на подготовку специалистов и ежегодном наборе студентов должны учитываться потребности рынка труда и фактические заказы региональных служб занятости населения. В связи со свободным распределением выпускников, существующем в последнее десятилетие, фактически утеряна связь вузов с охотхозяйственными организациями — работодателями, и трудоустройство молодых специалистов осуществляется главным образом самостоятельно, после службы в Российской армии. Для ликвидации этой проблемы вузам необходимо совместно или при поддержке Минсельхоза РФ, Министерства природных ресурсов и других заинтересованных министерств и ведомств участвовать в формировании государственного заказа через Федеральную службу занятости (Ширяев, 2002).

Учебные планы, отработанные в течение многих лет подготовки биологов-охотоведов, существенно отличаются от нового ГОС, поскольку в них содержится 3 блока дисциплин — биологических, организационно-экономических и технологических (см. выше). При этом доля прикладных дисциплин в существующих учебных планах гораздо выше (около 40%), чем в ГОС, и они не укладываются в те лимиты времени, которые могут быть использованы вузами по часовой нагрузке по собственномуусмотрению (дисциплины регионального компонента, дисциплины по выбору, факультативные курсы) (Блохин, 2004). Следует признать, что и учебники и учебные пособия для студентов-охотоведов устарели и требуют обновления (Блохин и др., 2002).

Таким образом, проблемы, стоящие перед охотничьим хозяйством, с одной стороны, обусловлены низким профессионализмом руководящих кадров областного и районного уровня, чаще всего не имеющих профильного охотоведческого образования. С другой стороны,проблемы, возникающие перед вузами, готовящими специалистов для охотхозяйственных организаций, связаны с отсутствием данной специальности в «Перечне направлений и специальностей высшего профессионального образования» (2000 г.), а также с отсутствием самостоятельного государственного образовательного стандарта.

Учитывая намеченные принципы модернизации российского образования до 2010 г., целесообразно совместно с ведомствами, организациями охот-хозяйственного профиля и другими потенциальными работодателями инициировать утверждение специальности в рамках существующего перечня, с одной стороны, и возобновить заявки на выпускников через Федеральную службу занятости.

Актуальной является проблема информационного обеспечения специалистов отрасли и охотников современными научными разработками и новинками правового, технологического и организационно-экономического направлений. Многие специалисты Федерального агентства по фитосанитарному контролю районного звена сетуют, что им не выделяют средства даже на журнал «Охота и охотничье хозяйство». Большинству специалистов недоступны книги по методикам учетов, по технологиям и описаниям воспроизводственных мероприятий, по нормированию и управлению популяциями охотничьих животных и другим направлениям деятельности охотничьего хозяйства. Прежние издания недоступны из-за их отсутствия. Современные книги (сборники и монографии) издаются малыми тиражами в 300-500 экземпляров, обычно оседают у узкого круга лиц и не доходят до большинства охотпользователей из-за отсутствия налаженной в стране системы распространения (продажи) печатных непериодических изданий. Сейчас в управленческих структурах системы охраны, контроля и использования ресурсов диких животных страны формулируется новое поколение людей, которым крайне необходимы знания по всем трем блокам охотоведения (см. выше), для чего необходимо возродить издание (и переиздание) массовыми тиражами брошюр по рубрикам, указанным в приведенном выше перечне научных дисциплин, и наладить систему их распространения среди охотпользователей и охотников.

Читать еще:  Охотнадзор Коми разъяснил порядок получения лицензии на лося по госцене

«Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР» (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 10.10.1960 N 1548) (ред. от 03.05.1994, с изм. от 19.12.1994)

Совета Министров РСФСР

от 10 октября 1960 г. N 1548

(СП РСФСР, 1960, N 34, ст. 164)

ОБ ОХОТЕ И ОХОТНИЧЬЕМ ХОЗЯЙСТВЕ РСФСР

1. Охотничье хозяйство — отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и рациональное использование запасов диких зверей и птиц.

2. Дикие звери и птицы, обитающие, а также выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья РСФСР, независимо от того, в чьем ведении находится территория, на которой они обитают, составляют государственный охотничий фонд, использование которого допускается с соблюдением установленных правил охоты.

3. Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

4. Охотничьи угодья разделяются на:

угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями, охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями;

угодья общего пользования, в которых охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном правилами охоты;

угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны).

5. Закрепление охотничьих угодий за государственными, кооперативными и общественными организациями производится на базе экономического обследования охотничьих угодий, для последующего их устройства и организации охотничьих хозяйств, с проведением в них мероприятий по охране, разведению и нормированию добычи диких зверей и птиц.

6. Охотничьи угодья закрепляются Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами по представлению Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР и его местных органов за государственными и кооперативными организациями, в том числе колхозами, и за обществами охотников для ведения охотничьего хозяйства.

Закрепление охотничьих угодий производится на срок не менее 10 лет, с предоставлением организациям, за которыми закреплены охотничьи угодья, преимущественного права на дальнейшее пользование этими угодьями.

Порядок охотничьего устройства, отвода охотничьих угодий, условия, на которых угодья закрепляются за организациями, устанавливаются Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

7. Организациям, за которыми закреплены охотничьи угодья на землях колхозов, совхозов и государственного лесного фонда, предоставляется право по согласованию с колхозами, совхозами, леспромхозами и лесхозами возводить на этих угодьях необходимые постройки, производить посевы кормовых и защитных растений и проводить другие мероприятия, необходимые для ведения охотничьего хозяйства.

8. Государственные, кооперативные и общественные организации ежегодно проводят на закрепленных за ними охотничьих угодьях мероприятия по увеличению количества полезных диких зверей и птиц. Отлов и расселение диких зверей и птиц производятся этими организациями по единому плану, утвержденному Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

9. Организации и лица, применяющие ядовитые вещества для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений и для других целей, обязаны строго соблюдать меры предосторожности, обеспечивающие охрану диких зверей и птиц от отравления.

10. Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.

11. Производство охоты регулируется правилами, издаваемыми Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами в соответствии с типовыми правилами охоты, утверждаемыми Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

12. Установление в целом по РСФСР или по отдельным зонам сроков охоты, разрешение или запрещение добычи отдельных видов диких зверей и птиц производятся Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, кроме случаев, предусмотренных решениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР.

13. Добывание всех диких зверей и птиц для научных и культурных целей в запрещенные для охоты сроки либо в запрещенных местах производится по разрешениям, выдаваемым в порядке, устанавливаемом Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

14. Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста.

15. Удостоверением на право охоты служит охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины.

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 29.10.1992 N 838.

16. Безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

17. Порядок выдачи охотничьих билетов, учета охотников и их вооруженности определяется инструкцией, издаваемой Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

Приобретение огнестрельного гладкоствольного оружия и охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом производится после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Приобретенное оружие подлежит регистрации в органах внутренних дел в 2-недельный срок со дня его приобретения.

18. Охотник обязан иметь при себе охотничий билет и предъявлять его по требованию уполномоченных на это лиц и членов охотничьих обществ во время охоты, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям.

19. На охотника возлагается обязанность бороться с браконьерством, истреблять вредных хищников, а также охранять полезных диких зверей и птиц и способствовать их разведению.

20. Все общества охотников на территории РСФСР объединяются в Союз обществ охотников РСФСР (Росохотсоюз), который организует охотников и направляет их деятельность на охрану и увеличение количества полезных диких зверей и птиц и правильное использование государственного охотничьего фонда.

Военнослужащие охотники объединяются во Всеармейское военно-охотничье общество.

21. Члены обществ охотников имеют право охотиться с соблюдением установленных правил в закрепленных за их организацией охотничьих угодьях, и в угодьях общего пользования, а в охотничьих угодьях других организаций — с разрешения администрации этих организаций.

22. Пушнина и шкуры диких зверей, добытых на территории РСФСР, сдаются в установленном порядке организациям, допущенным к заготовкам продукции охотничьего хозяйства.

Договоры с охотниками на добычу и сдачу продукции охоты могут заключаться только при наличии у них охотничьих билетов, за исключением добычи зверей, указанных в пункте 16 настоящего Положения.

Добытые охотой шкурки ценных видов пушных зверей, подлежащие обязательной сдаче государству, сдаются заготовительным организациям в 30-дневный срок по окончании сезона охоты на пушных зверей в данном районе.

Допускается использование добытой охотой пушнины коренным национальным населением Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в личных целях для изготовления одежды и других предметов быта.

23. Запрещается частным лицам обработка в виде промысла и скупка всякого рода пушнины и мехового сырья диких зверей, а также продажа, скупка, обмен и переработка невыделанных или выделанных, но не имеющих государственного клейма (штампа), подлежащих обязательной сдаче государству шкурок ценных видов пушных зверей, добытых охотой.

24. Запрещается всем организациям и предприятиям покупка, продажа и прием на комиссию кож и мехов диких зверей, выделанных и не имеющих установленного государственного клейма (штампа), а также изготовление из них изделий.

25. Обработка и переработка пушнины и мехового сырья и шкур диких зверей производятся только государственными и кооперативными организациями, которым предоставлено право на производство этих работ.

26. Торговля мясом диких копытных животных и медведей гражданам разрешается только при наличии специальных разрешений по их добыче, выданных уполномоченными органами.

27. При задержании лиц, производящих незаконную охоту, в случае невозможности установления их личности, оружие или орудия лова могут быть временно, до выяснения личности, отобраны органами или лицами государственной охраны, на которых возложен надзор за соблюдением правил охоты.

28. Утратил силу. — Постановление Совета Министров РСФСР от 10.02.1964 N 182.

29. Обнаруженная продукция незаконной охоты подлежит конфискации с передачей ее заготовительным организациям по особым актам.

30. Продукцией незаконной охоты признается:

а) пушное сырье, шкуры, мясо и другая продукция охотничьего промысла, добытые недозволенными способами, в запрещенные для охоты сроки или в запрещенных местах;

б) вся продукция охоты, добытая во всякое время лицами, не имеющими охотничьего билета, за исключением шкурок зверей, указанных в пункте 16 настоящего Положения;

в) пушное сырье, шкуры и мясо диких зверей и птиц, запрещенных к добыче или добытых сверх установленных норм.

31 — 33. Утратили силу. — Постановление Совмина РСФСР от 05.03.1986 N 92.

34. Утратил силу. — Постановление Совета Министров РСФСР от 10.02.1964 N 182.

35. За нарушение порядка ведения охотничьего хозяйства на закрепленных угодьях государственные, кооперативные и общественные организации несут ответственность в виде запрещения охоты в этих угодьях на срок до 5 лет либо изъятия их из пользования.

36. Утратил силу. — Постановление Совмина РСФСР от 05.03.1986 N 92.

37. Организации и лица, действиями которых нанесен ущерб охотничьему хозяйству и государственному охотничьему фонду, возмещают его в установленном законом порядке.

Размер ущерба определяется инструкцией, утверждаемой Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР.

38. Лица, обнаружившие нарушение правил охоты, премируются в размере 50% от сумм наложенного штрафа. Порядок выдачи премий определяется инструкцией, утвержденной Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР.

39. Егерям государственных охотничьих хозяйств, егерских участков и приписных охотничьих хозяйств, обществ охотников выдается установленная форменная одежда с рассрочкой оплаты ее стоимости на срок носки.

Главным государственным охотничьим инспекторам, старшим государственным охотничьим инспекторам, окружным и районным охотоведам разрешается ношение пистолета, а государственным егерям, работникам охраны государственных заказников — карабина.

Оружие выдается, носится, хранится и применяется в соответствии с установленными для этого правилами.

40. Руководство охотничьим хозяйством на территории РСФСР и контроль за деятельностью государственных, кооперативных и общественных организаций в части: эксплуатации охотничьих угодий, организации охотничьего промысла, развития охотничьего спорта, выполнения установленного законом порядка заготовки, переработки и торговли продукцией охоты, а также продажи охотничьего оружия и боеприпасов, осуществляются Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР и его местными органами.

Охрана государственного охотничьего фонда и надзор за соблюдением настоящего Положения и правил охоты осуществляется Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР через государственных и общественных охотничьих инспекторов, государственную егерскую службу, руководителей, охотоведов, егерей и штатных охотников охотничьих и охотничье-промысловых хозяйств, руководителей и охотоведов обществ охотников, государственную лесную охрану, милицию и сельские Советы.

Судебная практика и законодательство — «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР» (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 10.10.1960 N 1548) (ред. от 03.05.1994, с изм. от 19.12.1994)

Изложить абзац 2 пункта 40 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 (СП РСФСР, 1960 г., N 34, ст. 164), в следующей редакции:

При этом следует иметь в виду, что правила охоты утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512 «Об утверждении правил охоты», а также постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 «Об утверждении положения об охоте и охотничьем хозяйстве в РСФСР» и приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 г. N 1 «Об утверждении типовых правил охоты» (применяемые в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 (СП РСФСР, 1960, N 34, ст. 164; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 2, ст. 39; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 221).

В соответствии с Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Типовые правила охоты в РСФСР.

2. Считать утратившими силу Типовые правила охоты в РСФСР, утвержденные Приказом Главохоты РСФСР от 01.03.74 N 66 и последующие изменения и дополнения к этим правилам.

1. Инструкция издана в соответствии с п. 17 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.60 N 1548 (СП РСФСР, 1960, N 34, ст. 164), Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26.07.93 N 728 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 2991).

Источники:

http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2008/09/16/23060-o-gosudarstvennom-upravlenii-ohotnichim-hozyaystvom.html
http://cyberleninka.ru/article/n/15559338
http://www.ohotfak.ru/index.php/history-mashkin-article5.html
http://www.ohotfak.ru/index.php/history-mashkin-article5.html
http://legalacts.ru/doc/polozhenie-ob-okhote-i-okhotnichem-khozjaistve-rsfsr/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector