0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как и чему учат охотоведов

Как и чему учат охотоведов

Недавно в руки мне попал учебный план по подготовке для присвоения квалификации (степени) бакалавр по направлению 02 400 «Биология». Сроки обучения три и пять лет. План предусматривает три профиля обучения: биоэкология, охотоведение и кинология.

Михаил Перовский на весенней охоте.
Фото Сегрея Плановского

На слове «биоэкология» мой компьютер сразу «возмутился», видя в этом вопиющую нелепицу, и потребовал заменить это слово. Экология — всего лишь часть науки биологии, и нельзя писать масло масляное. Или как вам нравится биофизиология, биогенетика?

Прежде чем давать название кафедре, а тем более факультету, автору этого плана профессору Е. К. Еськову следовало бы ознакомиться с фундаментальным трудом Ю. Одума (1975 г.) «Экология», где он буквально на первых страницах «препарирует» понятие и место экологии в науке БИОЛОГИЯ.

Более разумным и грамотным было бы название факультета «Агроэкология и охотоведение». Это название соответствует и профилю университета, в данном случае РГАЗУ. Количество учебных дисциплин при сроке обучения три года — 83, а при пятилетнем сроке — 86.

Глянув на эти цифры, я вспомнил свое студенческое прошлое. Достал два диплома о высшем образовании, полученных при очной и заочной формах обучения. В них лежали выписки из зачетной ведомости. В первой выписке (МВА — очное образование) насчитал 43 дисциплины, которые я изучал пять лет.

Во второй — (ВСХИЗО, ныне РГАЗУ — заочное образование) 46 дисциплин. Их полагалось изучать шесть лет. Не обладая большими математическими способностями, можно сразу установить, что учебных дисциплин в современном РГАЗУ ввели вдвое больше. При этом в первом случае сократили вдвое срок обучения. Вместо шести лет — три года. Чем руководствовались в данном случае составители упомянутого учебного плана, мне неизвестно.

Какой же самой главной дисциплиной является при подготовке в РГАЗУ биологов? Оказывается, это физика! Почти 300 часов, а если быть точным, 288 следует изучать всем биологам, включая, экологов, охотоведов и кинологов. Ни одной другой дисциплине не отдается такого предпочтения.

Я против физики ничего не имею, уважаю. Важная и нужная дисциплина, без нее, как говорится, шагу не ступишь. Да если бы здесь готовили космонавтов… Но выпускникам-«биоэкологам» до них очень далеко. Когда еще раз я прочитал рабочие учебные планы, к ужасу своему увидел, что самое большое время у заочников должна занимать физкультура: всего 400 учебных часов. Просто Китай какой-то при Мао.

Сразу возникает вопрос: как можно у заочника проконтролировать занятия физкультурой? Видимо, студенты на первом курсе сдают зачет на значок БГТО, а на втором — ГТО. Нормы не выполнил — отчислят из университета. Согласно учебному плану заниматься физкультурой положено только два первых курса, а затем эта дисциплина больше не преподается. Студентов же зарядили на всю оставшуюся жизнь.

Первой по списку дисциплин значится история. История чего: науки, древнего мира или КПСС? Две пары лекций неизвестно о чем и практические занятия — три пары (шесть часов). Вот и вся история.
Для чего и кому нужна эта общеобразовательная дисциплина, которая изучается в средней школе, совершенно непонятно.

В перечне дисциплин также находим, что бакалавры на первом курсе будут изучать географию, но не сказано какую: экономическую или физическую. География достаточно полно преподается в средней школе. Надеюсь, что, окончив школу, ученик запомнил, что Волга впадает в Каспийское море…

Я думал, студенты Российской Федерации наконец освободились от изучения марксизма, истории КПСС и прочей политической дребедени. Ан нет. Вот вам социология и политология да еще культурология с религиоведением.

Мне могут возразить, что это повышает эрудицию университетского выпускника. А что, университет готовит не специалистов, а всезнаек для игры «Что? Где? Когда?». Кстати, РГАЗУ — сельскохозяйственный вуз, и не агитаторов для партий готовит, а агрономов и зооинженеров, сельхозмехаников и экономистов для сельского хозяйства.

Коснемся языковой проблемы. Конечно, изучение хотя бы одного иностранного языка в высшей школе необходимо. Но в том виде и в том количестве аудиторных учебных часов, как это преподнесено в учебном плане, все это выглядит профанацией. Итак, составитель упомянутого учебного плана полагает, что вполне достаточно 10 аудиторных часов для изучения собственно иностранного языка и 10 часов для профильного иностранного языка, а остальные 240 часов перекладываются на самостоятельную работу.

Могу поделиться опытом, как изучали иностранный язык на курсах в 1-м ИнЯзе им. Мориса Тореза для специалистов, направляемых для работы в зарубежные страны. Учили два года по 16 часов в неделю, практически без отрыва от основной работы.

Группы на каждого преподавателя не более 7-8 человек, а лучше — 5-6. Домашние задания выдавались обязательно и проверялись у каждого студента. Преподаватели разговаривали с учащимися, вставляя при этом как можно больше фраз на английском языке. Экзамены сдавались только на иностранном языке. «Don’t talk Russian. Only English». Преподаватели нас поправляли постоянно. Работа в ларингофонных кабинетах, просмотр кинофильмов на иностранном языке, чтение газет и специальной литературы охотоведческой направленности только на английском языке, и так далее.

Более 1000 часов занятий было потрачено на то, чтобы мы могли более или менее разговаривать нормально («спикать» — на нашем студенческом сленге) на английском языке.

В данном учебном плане «надерганы» дисциплины из агрономии и зоотехнии, биологии человека и животных, а заодно и медицины. Как вам нравится дисциплина: физиология человека и животных, высшей нервной деятельности. Смешались в кучу кони, люди. как говорится, все в одном флаконе.

Далее читаем: биология человека. Не шутка познать биологию человека за 72 часа, из которых аудиторных лекций две пары (4 часа) и практических занятий четыре пары (8 часов), и человек «готов» с его биологией. Оставьте все вопросы по биологии человека врачам. «Биоэкологов» из РГАЗУ никогда в поликлинику или не дай Бог в больницу на работу не возьмут.

На должность медсестры с дипломом этого университета переучиваться заставляют и на работу сразу не берут. Наряду со сложными дисциплинами в плане можно встретить чисто зоотехнические «водства»: кролиководство, пчеловодство, звероводство, которые можно было без всякого ущерба исключить из чрезмерно перегруженного учебного плана.

В списке общеобразовательных предметов нахожу дисциплину — учет животных. Тут же возникает вопрос — каких животных: диких, домашних, позвоночных, беспозвоночных и так далее. Учет диких животных, например, сложнейшая дисциплина. Если можно так выразиться, это высшая математика охотоведения.

Ученые составили сотни методик учета различных животных, приспосабливая их к биологии вида. Для охотоведов это вообще отдельная самостоятельная дисциплина. Но наши простаки из РГАЗУ взяли и, особо не задумываясь, написали: учет животных, коротко и ясно. И на всю эту дисциплину отвели 8 аудиторных часов, из которых две лекции и два практических занятия у студентов с пятилетним сроком обучения и одна лекция и два практических занятия у трехгодичников.

Эту дисциплину следует читать на последнем курсе, а не на третьем у пятикурсников. В то же время показатель численности вида является важнейшим элементом его экологии, хозяйственной и природоохранной деятельности человека. А в плане обучения учету охотничьих животных уделяется времени меньше, чем культурологии и религиоведению.

В обширном списке дисциплин в рабочем учебном плане на степень «бакалавр» с 3-х и 5-годичными сроками обучения при практическом равенстве заслушиваемых предметов не нашлось места для такого предмета, как этология животных, а также охотустройства для охотоведов. В советские времена в РСФСР одновременно вели работу не менее пяти охотустроительных экспедиций, в которых работали более 300 охотоведов.

Помимо охотничьих хозяйств, они устраивали заказники и заповедники, выдавали продукцию в виде паспортов или проектов внутрихозяйственных и межхозяйственных устройств конкретных территорий с соответствующими картами, экономическими обоснованиями и расчетами, а также планами развития.

Охот­устроители проводили первичный учет зверей и птиц, определяли их численность различными методами. Потребность охотоведов, компетентных в охотустройстве, и ныне достаточно высока и будет еще выше, если коренным образом переделают квалифицированные специалисты-охотоведы нынешний совершенно неприемлемый Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве в РФ».

Еще одна обязательная дисциплина — экотоксикология. Я перелистал пяток словарей, справочников и энциклопедий совсем еще не старых и определения не нашел. Понимаю, что что-то с ядами связано, но что это за экологические, а может, экономические яды, понять не могу Составитель плана профессор Еськов Е.К. явно не понимает сущности расписываемых им дисциплин. Например, на 3-4 курсах бакалавриата вводится дисциплина биотехния и дичеразведение. Хорошо. Типично охотоведческая дисциплина.

Но вот в перечне дисциплин охотоведческого профиля читаем: «Методы воспроизводства промысловых животных», что практически одно и то же. Промысловые — это те же охотничьи животные: бобры и лоси, белки и косули, ондатры и дикие северные олени. А разница лишь в том, что в одном случае на этих зверей ведется любительская охота ради отдыха и развлечения и полученная продукция используется лично охотником для своих целей, а в другом случае охотниками являются люди, занимающиеся промысловой охотой, промыслом.

Они поставляют товарную продукцию в массовом количестве на рынок, что и является источником их существования полностью или частично. Очень часто характер промысла и любительской охоты зависит от обилия, количества дичи. Много, например, ондатры в угодьях. Есть возможность добыть от 100 до 1000 зверьков. Это уже промысел, промысловая охота.

Читать еще:  Особенности нашей охоты

А если охотник поймал 5-6 ондатр и сшил себе шапку и носит ее на здоровье, что же, относить все это к промысловой охоте? Опыты профессора С. С. Фолитарека на западносибирских озерах по борьбе со сплавинами (сплошь заросшими ковровыми тростниковыми покрытиями) с помощью камышекосилок и даже бомбометания дали интересные результаты. Это делалось с целью разрыва ковровых тростниковых зарослей и образования плесов с чистой водой.

Указанные действия немедленно повышали продуктивность угодий за счет активного заселения ондатрой и водоплавающей птицей. Тем самым создавали хорошо известный «эффект опушки» в тростниковых зарослях, а не в лесу. Охотники-любители на таких озерах стреляли уток, а промысловики ловили ондатру.

Я спрашиваю, как разделить эти плесы между промысловыми и любительскими методами воспроизводства дичи? Делить здесь ничего не надо. Это чистая биотехния. Надуманность и некомпетентность в вопросах охотоведения составителя плана привела к чрезмерному перечню дисциплин охотоведческой и кинологической направленности.

Незнание, невежество проявляется на каждом шагу в этом «чудном» учебном плане. Вот в профиль «кинология» на последних курсах (третьем и пятом) введена дисциплина — биология и систематика зверей. А где же птицы, спросите вы. Но составитель и автор этого учебного плана решил, что знать птиц кинологи не должны.

В то же время более половины охотничьих собак — это легавые, которые работают в основном только по птице. Но есть еще собаки-универсалы типа наших знаменитых лаек, которые и многие из них работают по глухарю и уткам и, кстати, получают дипломы.

Можно и дальше распинаться по поводу этого учебного плана РГАЗУ по подготовке бакалавров с различными сроками обучения. Могу сказать только, что здравый, знающий человек составить такой учебный план просто не мог. Количество дисциплин безумно велико, и приходится только пожалеть бедных студентов, ставших жертвами профессорского произвола.

Скоро студенты факультета биоэкология (странное все-таки название) РГАЗУ будут говорить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»… И вместо квалифицированных и знающих специалистов университет будет выпускать явный «брак».

Охотник

Охотник — одна из самых древних профессий. Можно сказать, что это первая профессия мужчины на земле. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Благодаря охоте на диких животных первобытные люди добывали себе пропитание. В дальнейшем, когда стало развиваться культурное земледелие и скотоводство, охота потеряла своё первостепенное значение. В Древней Руси она стала развлечением для княжеских дружин. С течением времени совершенствовались предметы и методы охоты. На помощь пришли, кроме оружия, специальные собаки и птицы. Начиная с XVI века охотники стали добывать дорогой мех некоторых видов животных.

Честь охотника в том, что он защищает и охраняет свою добычу, он охотится благородно и почитает создателя всех живых.

В современном мире охотник находится на службе в охотничьих промыслах, основная задача которых заключается в том, чтобы организовать охоту, не нанося вреда природе и способствовать её сохранению и гармоничному развитию.

Особенности профессии

В функциональные обязанности охотника входит:

  • выслеживание, отлов и отстрел промысловых животных и птиц;
  • составление маршрутов движения на охотных участках и прокладывание троп;
  • разведение новых ценных пород животных путем создания благоприятных условий для их размножения и жизни;
  • подкармливание молодняка и защита его от опасных зверей (волков, например);
  • работа со шкурками зверей ценных пород — грамотное снятие и сушка, сдача их в государственные приёмные пункты;
  • борьба с браконьерами.

Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Отто фон Бисмарк

При работе в научно-исследовательских центрах по изучению животных, охотник выполняет стрельбу снотворными средствами. После чего осуществляет забор материала (крови, шерсти и т. п.) на анализы.

Охотник должен также следить за тем, чтобы оружие, различные снасти, плашки и капканы были в рабочем состоянии. Многие орудия лова охотники изготавливают сами.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Работа на свежем воздухе.
  2. Если профессия охотника для человека является его увлечением, то успешная охота доставляет огромное удовольствие

Минусы

  1. Рискованная и опасная профессия: охотник сам может оказаться добычей хищного зверя в случае неосторожности, если не заметил хищника или не успел вовремя выстрелить.
  2. Условия работы и быта бывают трудными.
  3. Работа в неблагоприятных погодных условиях.

Место работы

Охотничьи хозяйства и угодья, звероводческие хозяйства, заповедники, сафари-парки, научно-исследовательские центры по изучению животных.

Важные качества

  • крепкое здоровье;
  • отличная физическая форма;
  • выносливость;
  • 100% зрение;
  • стрессоустойчивость;
  • выдержка;
  • наблюдательность;
  • высокая скорость реакции;
  • умение находить выход в нестандартных сложных ситуациях;
  • профессиональные навыки;
  • умение обращаться с оружием;
  • меткость;
  • умение ориентироваться на местности;
  • способность распознавать следы зверей, ориентироваться по ним;
  • умение правильно снимать шкурки зверей;
  • навыки прививок и сбора анализов (для исследовательских целей).

Обучение на охотника

Практически освоить профессию охотника лучше всего непосредственно в охотничьих хозяйствах. При этом изучить правила обращения с оружием и его безопасное использование необходимо в полиции, получив разрешительную лицензию на его приобретение. Остальному охотник учится у других охотников, изучает специализированные журналы, такие как, например, «Охота и рыбалка».

Можно получить средне-специальное образование по специальности «Охотоводство и звероводство» в Московском пушно-меховом техникуме на Сходне. Высшее образование по той же специальности — в Иркутском сельскохозяйственном институте на факультете охотоведения.

Как и чему учат охотоведов

Охотоведы работают в органах управления отраслью, в охотничьих хозяйствах, в НИИ, в государственных заповедниках и национальных парках. Они осуществляют федеральный надзор в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, востребованы в сфере пушного бизнеса, охотничьего туризма, дичеразведения.

Учиться на охотоведа приезжают в Киров из разных уголков нашей страны. Ежегодно биологический факультет Вятской государ­ственной сельскохозяйственной академии ведет набор и дальнейшее обучение 45-50 будущих охотоведов по очной и заочной формам обучения. Зачисление осуществляется по результатам ЕГЭ по биологии, математике, русскому языку.

Перед общим зачислением проводится зачисление на целевое обучение.

Целевая подготовка охотоведов ведётся за счёт средств, выделяемых федеральным бюджетом, по направлениям органов государственного управлениями отраслью или органов местного самоуправления. Сам студент, а также направившая его организация за обучение не платят. Зачисление на целевое обучение проводится в первую очередь. Целевое обучение расширяет возможности охотничьих организаций в подборе кадров, студенты получают дополнительный стимул к учёбе и уверенность в трудоустройстве. Такое содружество с охотничьими организациями способствует повышению уровня знаний выпускаемых специалистов, быстрому вхождению их в сферу производственной деятельности.

Учебная программа подготовки охотоведов Вятской государственной сельскохозяйственной академии наряду с общеобразовательными дисциплинами обязательного федерального компонента включает следующие специальные дисциплины:

  • Биология и систематика зверей
  • Биология и систематика птиц
  • Учеты охотничьих животных
  • Методы воспроизводства охотничьих животных
  • Охотничье собаководство
  • Техника и технология добывания охотничьих животных
  • Трофейное дело с основами таксидермии
  • Товароведение продукции охотничьего хозяйства с основами стандартизации и сертификации
  • Технология переработки продукции охотничьего хозяйства
  • Типология охотничьих угодий с основами лесного хозяйства
  • Управление охотничьим хозяйством
  • Основы маркетинга в охотничьем хозяйстве
  • Охотничье законодательство
  • Экономика охотничьего хозяйства
  • Организация производства в охотхозяйственных предприятиях
  • Дичеразведение
  • Основы заповедного дела
  • Звероводство
  • Оленеводство
  • Основы ветеринарии и реабилитации диких животных
  • Биология и промысел морских млекопитающих
  • Рыбное хозяйство

Программа переподготовки специалистов «Охотоведение» предназначена для получения на базе среднего или высшего профессионального образования дополнительной квалификации, позволяющей работать в охотничьем хозяйстве. В течение одного года обучения по заочной форме слушатели получают знания только по специальным дисциплинам.

Повышение квалификации работников охотничьего хозяйства ведётся по 16 час. и 72 час. программам, разрабатываемых по интересующим слушателей вопросам.

Учебный процесс подготовки охотоведов обеспечивают 2 специализированные кафедры: выпускающая кафедра охотоведения и биологии диких животных, а также кафедра экологии и зоологии. Здесь работают 10 докторов наук и 12 кандидатов, из которых 5 докторов наук и 9 кандидатов наук — по научной специальности «звероводство и охотоведение».

Участие в подготовке охотоведов принимают также сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М.Житкова. Cтуденты-охотоведы имеют доступ к библиотеке ВНИИОЗ с обширными фондами специальной литературы.

В учебном процессе подготовки охотоведов используется собрание охотничьих ружей и музей биологического факультета, который распо­лагает коллекцией учебной пушнины более 2 тыс. шкурок, черепов млекопитающих, рогов диких копытных животных, тушек птиц, макетами биотехниче­ских сооружений. Формирование музея осуществляется за счет экспо­натов, привозимых студентами с практик, а также переданных в дар выпускниками факультета.

Процесс обучения не может быть успешным без учебных и произ­водственных практик. Для их прохождения студенты выезжают в учеб­но-опытное охотничье хозяйство академии «Спасо-Заозерье». где созданы все условия для прохождения практик, а также в охот­ничьи хозяйства, запо­ведники, национальные парки, научно-исследовательские учрежде­ния разных регионов России.

Во время обучения студенты имеют возможность заниматься научной деятельностью, участвуют в выполнении работ по договорам с органами управления охотничьим хозяйством, охотпользователями. Ежегодно на факультете проводятся студенческие научные конференции, доклады публикуются в научных сборниках.

На кафедрах факультета есть аспирантуры, в которой выпускники могут продолжить свое образование, осуществляется подготовка магистров.

Нередко на факультет приходят учиться дети и даже внуки бывших студентов или преподавателей, что свидетельствует о традиционно высоком уровне подготовки.

Читать еще:  Вооруженный преступник сжег базу отдыха кандалакшских охотников

Актуальное направление совершенствования своей дальнейшей дея­тельности факультет видит в оптимизации учебной программы, расширении использования современных технологий обучения, укреплении связей с производством, в развитии системы переподготовки специалистов, повышения квалификации госслужащих и работников охотничьих хозяйств.

Специ­альность охотоведа имеет будущее и останется востребованной в России.

Охотник

Нужна ли профессия охотника нынешнему обществу, в чем заключается специфика его работы, и какие преграды встречаются у него на пути? Давайте попробуем разобраться.

У большинства современных людей охота ассоциируется с некоторой разновидностью активного отдыха, где мужчины имеют возможность реализовать свои первобытные инстинкты. Ведь даже наличие гипермаркетов, которые исключают необходимость самостоятельного поиска продуктов питания, не способно приглушить у мужчин инстинкт добытчика, просыпающийся с началом сезона охоты. Именно этот инстинкт заставляет представителей сильного пола брать экипировку и отправляться за новыми трофеями глубоко в лес навстречу приключениям и опасности.

Однако для некоторых мужчин охота – это не развлечение, а профессия. Сегодня профессионального охотника, для которого ловля и отстрел диких животных является единственным источником дохода, можно встретить не часто, и спрос на рынке труда на этих сотрудников ничтожно мал. Нередко их трудовые обязанности перекладываются на егерей, которые в своей деятельности занимаются смежным с ними делом.

Нужна ли профессия охотника нынешнему обществу, в чем заключается специфика его работы, и какие преграды встречаются у него на пути? Давайте попробуем разобраться.

Кто такой охотник?

Охотник – специалист, контролирующий численность диких животных, являющихся переносчиками опасных болезней, угрожающих людям при расширении популяции, и наносящих вред сельскому хозяйству. Охотников нанимают на работу в заповедники, охотничьи угодья и хозяйства, сафари-парки и научные центры, изучающие животных.

Охотничье дело ведет свою историю еще со времен первобытных людей. Именно тогда охотники имели жизненно важное значение для человечества – во многом благодаря им люди смогли выжить. Роль охотника отводилась мужчинам, которые добывали пищу для своих общин. Поскольку одомашнивание животных и развитие земледелия относится к временам позднего палеолита, охота была единственным способом добычи пропитания, поэтому еще с той поры мужчины считаются главными добытчиками.

Появление новых орудий труда, развитие скотоводства и земледелия вытеснило охоту на второй план. Люди начали уделять больше внимания культивации растений, работе на земле и разведению домашних животных, хотя иногда все же продолжали выходить на охоту, чтобы получить дополнительный источник пищи.

В Средние века охота существовала преимущественно в виде увлечения, которое пользовалось большой популярностью у представителей знатных семей. В тот же период охотники начали практиковать отстрел некоторых диких животных ради меха, имеющего большую ценность.

Сегодня многие мужчины, как и прежде, занимаются охотой, которая приносит им большое удовольствие. Но их добыча уже рассматривается больше как памятный трофей, а не как источник пищи или ценного меха. Однако профессиональные охотники, которые выходят на охоту не ради развлечения, существуют и в наши дни.

Правда, обязанности их сейчас значительно расширились. Сегодня в ходе своей деятельности охотники:

  • прокладывают тропы на участках охоты и определяют маршруты движения диких животных;
  • отслеживают численность диких животных, чтобы регулировать природный баланс, который иногда нарушается в результате хозяйственной деятельности людей;
  • подкармливают и защищают молодых зверей, чьи популяции находятся на грани исчезновения;
  • выслеживают, отлавливают и отстреливают больных птиц или животных, охотятся на дичь, которую невозможно разводить на фермах, но она используется в промышленных и других хозяйственных целях человеком;
  • противостоят браконьерству;
  • обрабатывают шкуры ценных пород;
  • следят за сохранностью охотничьего оружия и поддерживают его рабочее состояние.

В обязанности охотников исследовательских центров входит отслеживание диких зверей и их усыпление с целью забора материалов для проведения анализов, ветеринарного осмотра и лечения.

Какими личностными качествами должен обладать охотник?

Охотники, в первую очередь, должны обладать хорошей физической подготовкой, выносливостью и силой. Кроме того, в работе охотника очень важны не только смелость и храбрость, но и благоразумие, помноженное на хорошо развитый инстинкт самосохранения. Благодаря этим личностным качествам охотник может реально оценить уровень опасности, чтобы самому не стать добычей хищных животных.

Для отслеживания животных охотнику очень часто приходится подолгу сидеть в засаде, поэтому ему необходимо иметь хорошую выдержку, терпение и наблюдательность. Меткость и высокая скорость реакции – качества, без которых охотнику нет места в профессии, ведь один неправильный или несвоевременный выстрел может привести к серьезным последствиям.

Охотник должен любить природу, бережно относиться к ней и осуществлять контроль над соблюдением законодательства в этой сфере. Поэтому люди этой профессии должны заниматься изучением природы и разбираться в ветеринарии, чтобы знать и понимать все тонкости поведения животных. При общении с людьми, интересующимися охотой ради развлечения или спортивного интереса, охотнику необходимы знания психологии, коммуникативные навыки и способность убеждать людей, охваченных азартом.

Представителям этой профессии также необходимо уметь:

  • ориентироваться на местности и разбираться в картах;
  • обращаться с оружием и знать правила безопасности;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • отслеживать животных по следам.

Преимущества профессии охотник

Что может быть лучше, чем превратить свое увлечение в профессию? Именно моральное удовлетворение, которое достигается при поимке добычи после длительной слежки, рассматривается охотниками, как основное преимущество работы. Тем, кто выбирает для себя этот вид деятельности, обычно очень нравится проводить время на природе, а еще больше привлекает возможность на законных основаниях пользоваться оружием, без которого и охоты не бывает.

Доход охотника во многом зависит от региона проживания и места его работы. В среднем по регионам России заработная плата колеблется в пределах 18-45 тысяч рублей, а в Подмосковье можно рассчитывать на оклад размером 40-100 тысяч рублей.

Кроме того, современные возможности позволяют охотнику проявить свои творческие способности с помощью фото- и видеосъемки. Такое направление в охоте может принести охотнику, одновременно, и творческий успех, и славу, и хорошие гонорары.

Недостатки профессии охотник

Основным недостатком профессии является высокий уровень опасности. А все из-за того, что по роду своей деятельности охотники практически ежедневно сталкиваются с хищниками, которые рассматривают их в качестве добычи. Поэтому эта профессия относится к категории опасных профессий.

Кстати, несчастный случай на охоте может произойти не только из-за встречи с диким животным. Нередко трагедия случается из-за отсутствия дисциплины и нарушения правил охоты. В чаще леса человека можно легко спутать со зверем. Несмотря на то, что маршрут следования предполагает определенную удаленность друг от друга, и каждый осведомлен о месте расположения всех участников, не все соблюдают эту дистанцию, что может привести к ранению или же убийству по неосторожности. Также крайне опасны для охотника встречи с браконьерами.

Охотники проводят очень много времени вдали от цивилизации, поэтому говорить о комфортных условиях проживания в их ситуации не приходится. Вдобавок, охота ведется при любых погодных условиях и зверобой должен быть готов как к морозам и снегопадам, так и к проливным дождям или зною.

Где можно получить профессию охотник?

Учеба охотника не похожа на обучение другим профессиям. Если большинство специальностей предполагает длительное обучение в ВУЗах, то охотники – люди, приобретающие профессию сразу на практике и благодаря общению с более опытными «коллегами». Поэтому уровень квалификации специалиста подтверждается не дипломом, а качеством выполнения обязанностей. Как правило, процесс обучения профессии начинается в момент поступления на службу в охотничье хозяйство, где начинающий охотник изучает журналы и прочие материалы на интересующую тему, осваивает местность и методы охоты.

Единственным обязательным условием для начала работы является получение лицензии на приобретение оружия, которое предполагает посещение лекций в полицейских участках, на которых обучают правилам обращения с ним.

При желании можно поступить в Московский пушно-меховой техникум, позволяющий приобрести среднее профессиональное образование по специальности «Охотоводство и звероводство«. Диплом о высшем образовании, предоставляющий возможность получить смежную профессию егеря или охотоведа, можно получить в:

  • Иркутском сельскохозяйственном институте;
  • Российском государственном аграрном заочном университете;
  • Вятской государственной сельскохозяйственной академии.

В работе охотнику также могут пригодиться знания биологии и ветеринарии. Поэтому можно выбрать смежную специальность и освоить ее на соответствующих факультетах ВУЗов страны.

Как стать егерем: необходимое обучение, условия работы, советы

  • 20 Сентября, 2018
  • Человек в дикой природе
  • Nika

Тех, кто любит свободу и ограниченное количество людей рядом, нередко интересует, как стать егерем или охотоведом. Что собой подразумевает профессия, какие требования включает, ее очевидные и скрытые плюсы и минусы — с этим можно ознакомиться в статье.

Деятельность егеря

Было бы заблуждением считать, что егерь то и делает, что совершает прогулки по своему участку в лесу, и что его профессия романтичная и беззаботная. В действительности, в его основные обязанности входит контроль за перемещением и размножением животных на вверенной ему территории, регулирование популяций некоторых их видов, охрана растительности.

Охотовед разыскивает, а затем нейтрализует капканы и ловушки на зверей. Он обязан уметь организовать заказную промысловую и спортивную охоту для гостей с использованием собак, подкармливать животных в зимнее время. Также егерь изготавливает оборудование для охоты, оформляет разрешительные документы на отстрел зверей, организовывает товарное производство и сбыт мяса и пушного мехового сырья. Он должен уметь использовать чучела животных.

Читать еще:  Охотимся на тяге правильно

В зависимости от сезона егерь выполняет мероприятия по улучшению племенных качеств животных, увеличению приплода, осуществляет уход за молодняком. Также на долю названного специалиста выпадает оказание простой ветеринарной помощи зверям. Дополнительно он занимается сбором дикорастущей продукции и изготовлением лекарственно-технического сырья.

Смежные профессии

Профессии лесника, лесничего, лесовода и егеря отличаются между собой уровнем ответственности и полномочий:

  1. Лесничий руководит лесоводами и лесниками, ответственными за свои территории. В его распоряжении находятся участки, за которыми он обязан ухаживать. Он планирует все работы по сохранению растений от насекомых-вредителей, эпидемий, пожаров, деятельности туристов. Данная должность требует средне-специального образования, но высшее лесное будет преимуществом.
  2. Леснику допустимо иметь профессиональное начальное образование или аттестат зрелости. Обязанностями являются охранные и восстановительные функции. Подразумевается, что состояние его здоровья должно соответствовать избранной деятельности, подтвержденное результатами медкомиссии. Лесник обязан уметь работать пилой и топором, а также хорошо ориентироваться в местности. В его подчинении могут оказаться рабочие, откомандированные с целью посадки и восстановления растительности.
  3. Лесовод в меньшей мере ответственен за внешние разрушительные проявления. В основном он работает над проблемами восстановления, лечения, избавления культур от вредителей. В его задачи входит: разработка плана посадки деревьев, ухода за массивами, поддержания рощ и дубрав, хвойных и смешанных насаждений.
  4. Егерь — специалист по животным, и, в первую очередь, он ведет борьбу с откровенным разбоем — незаконной браконьерской охотой. Опытный охотник и следопыт не оставит шансов для преступной деятельности, сообщив о нарушениях экологической милиции. Но он сталкивается и с подкупом, и с угрозами, исходящими от занимающих высокие посты в государственном управлении лиц. Поэтому в профессии присутствует и возможность особой психической нагрузки, что следует учесть до того, как стать егерем.
  5. Эколог работает на различных объектах природы, в зависимости от местоположения и специализации: в лесу, на поле, на море. В его задачи входит мониторинг объекта природы или пространства, обнаружение загрязнений, угрожающих здоровью, химический анализ объекта в лаборатории, уведомление властей с целью оперативного устранения опасности. Эколог может совмещать свои обязанности с деятельностью ученого. Он не изолирован от угроз со стороны коммерческих предприятий, которые заинтересованы доходом в большей степени, чем опасностью загрязнений природы.

Специфические навыки и способности

Личные качества егеря подразумевают добросовестность, мобильность, готовность к ненормированному труду, что предъявляется среди остальных требований претенденту.

Качества и навыки, необходимые для успешного овладения профессией:

  • отличное состояние здоровья;
  • высокая физическая выносливость;
  • крепкая нервная система;
  • уравновешенность характера;
  • высокое самообладание, самостоятельность в решениях;
  • принятие аскетичного образа жизни, без удобств;
  • смелость и умение выживать в экстремальных условиях;
  • способность ориентироваться на открытой местности с учетом расположения звезд;
  • владение оружием;
  • наличие ловкости и физической силы;
  • любовь к животным;
  • наличие знаний в сфере зоологии и орнитологии;
  • знание лечебных свойств трав;
  • умение ездить верхом и ухаживать за лошадьми.

Не имея этих качеств, сложно, если вообще возможно, быть охотоведом.

Что нужно, чтобы стать егерем, знать из предметов в школе? Перечисленные дисциплины станут хорошей предпосылкой для овладения профессией:

  • ориентирование на местности ОБЖ;
  • физкультура;
  • занятия в спортивных секциях;
  • трудовое обучение, включая столярное дело, труд на приусадебном участке;
  • география;
  • биология;
  • русский язык;
  • математика.

Права егеря

До того как стать егерем, претенденту на должность полезно ознакомиться и с перечнем своих прав и обязанностей. Права охотоведа или егеря:

  1. Внесение на рассмотрение руководству предложений относительно улучшения работы в связи с предстоящими обязанностями, а также в связи с привлечением к материальной ответственности сотрудников-нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  2. Запрос от руководства организации информации, необходимой для выполнения обязанностей.
  3. Ознакомление с документами, определяющими права, обязанности, критерии исполнения должностных функций.
  4. Ознакомление с проектами решений руководства организации относительно деятельности ответственного за лесовые угодья.
  5. Требование содействия со стороны руководства в плане обеспечения технических условий и необходимых документов.
  6. Другие права, установленные трудовым законодательством.

Ответственность

Обучение профессии егеря подразумевает осознание своей ответственности в связи с должностью:

  • исполнение функций, прописанных в инструкции в пределах предусмотренного трудовым законодательством России;
  • соблюдение правил в процессе деятельности, предусмотренных административным, уголовным и гражданским законодательством.

Знания егеря включают:

  • специфическую должностную информацию;
  • правила охоты в области, республике;
  • пункты законодательства, установленные относительно егерьского обхода, охотничьего хозяйства;
  • инструкции, распоряжения, приказы по ведению охотничьего хозяйства в области, районе, республике;
  • информацию о границах обхода;
  • контроль мест концентрации популяций животных;
  • информацию об участках посадки кормовых и защитных растений;
  • расположение биотехнических сооружений;
  • учет и способы охоты на диких животных;
  • правила обращения с охотничьими собаками, проведения индивидуальной и коллективной охоты;
  • особенности проведения биотехнических и воспроизводственных мероприятий;
  • методы борьбы с вредными животными.

Общие знания работника подразумевают правила охраны труда, санитарии, пожарной безопасности, производственной сигнализации, охраны труда. Деятельность охотоведа регулируется законодательством РФ, положением организации, распоряжениями руководства организации, должностной инструкцией, правила трудового распорядка организации.

Должностные обязанности егеря:

  1. Охрана диких животных на закрепленном участке.
  2. Ведение протоколов нарушений охоты.
  3. Учет запасов и подкормка животных.
  4. Отстрел животных, предусмотренных правилами охоты.
  5. Регистрация охотников.
  6. Ведение разъяснительной работы среди охотников.
  7. Организация коллективных охот.
  8. Соблюдение правил внутреннего распорядка.
  9. Выполнение работ в соответствии с приказами и распоряжениями.
  10. Ведение технической документации.
  11. Содержание рабочего места в чистоте и порядке.

Величина зарплаты

Охотоведы, работающие в общественных организациях, обществах рыболовов и охотников, где они контролируют и охраняют угодья, совершают выезды в охотхозяйства, рейды по защите окружающей среды, а также выполняют офисные задачи, получают около 350 долларов, и редко выше этой суммы.

Но всегда остается возможность совмещать основной и дополнительный заработок, что при занятости охотоведа не исключает интересных вариантов.

Как получить профессию?

Для интересующихся тем, как стать лесником или егерем, следует иметь в виду, что подобной специальности на основе вуза или другого учебного заведения не существует. Но отдельные необходимые для нее навыки можно получить в сельскохозяйственных учебных заведениях, а также устроившись на должность в большом охотничьем хозяйстве. Это позволит набраться опыта и получить навыки работы, после чего можно претендовать на угодья под свою ответственность.

Отвечая, как стать егерем в России, следует обратить внимание, что надзор за соблюдением природоохранных законов в нашем государстве — сфера деятельности прокуратуры. Но ей на помощь приходит экологическая милиция, инспекция рыбного надзора и охраны водных ресурсов. Эти структуры относятся к МВД России, поэтому преимущество в приеме на названную работу имеют люди с высшим биологическим, средне-специальным экологическим образованием, с опытом работы в милиции.

Как стать егерем и куда обратиться еще? К примеру, юридический полицейский колледж в Санкт-Петербурге позволяет стать настоящим шерифом водных просторов России, грозой всех браконьеров. Но при этом его здоровье должно быть отменным. Если водная стихия в большей степени по душе, чем лес, можно пройти подготовку специалиста по охране рек, рыбных запасов. Подобными специалистами становятся гидрологи, ихтиологи, профессиональные моряки, рыболовы. Они учатся в техникумах и колледжах рыбной промышленности или на биологических факультетах университетов.

Формы и сроки обучения:

  • очная после девяти классов — длится около 2 лет и 10 месяцев;
  • очная после одиннадцати классов — 1 год и 10 месяцев;
  • заочная после одиннадцати классов — 2 года и 10 месяцев.

Плюсы профессии

Следует иметь в виду, что специальность егеря не дает карьерного роста. Большее, чего можно достичь, — стать главным егерем или руководителем охотничьего хозяйства. Но гостевая охота и организация зоологических экскурсий порадуют хорошим доходом.

Пребывание на чистом воздухе, употребление экологически безопасных продуктов, охота на законных основаниях, наблюдение дикой природы — флоры и фауны, поддержание себя в хорошей физической форме — все перечисленное является преимуществом. Осознание значимости возложенной на егеря миссии по охране природного богатства также влияет на выбор профессии.

Очевидные минусы

Труд эколога, специалиста лесного хозяйства не во всяких регионах оплачивается адекватно с учетом прилагаемых усилий. Нередко приходится прививаться от заболеваний энцефалитом и боррелиозом, использовать репелленты.

Также нельзя исключать и неприятности, такие, как встреча с браконьерами. Условия работы таковы, что приходится проживать в сельской местности. Среди профессиональных заболеваний егеря встречаются следующие: проблемы с опорно-двигательным аппаратом, последствия клещевого энцефалита, боррелиоза, последствия ранений дикими животными.

Работа без специального образования

Как стать егерем? Нередко призвание передается по наследству, что неудивительно: дети наблюдают опыт родителей в течение нескольких лет, усваивают особенности жизни в лесу, помогают им. Поэтому для тех, кто выбирает профессию егеря, она близка и далеко не случайна.

С целью перспективы можно устроиться на должность лаборанта в сфере экологического контроля, помощником специалиста-исследователя воды и воздуха. Любая служба озеленения, леспромхоз, как правило, способны предложить вакансию. В обязанности сотрудника входит: посадка кустов и деревьев, рубка отживших растений, внесение удобрений в почву, сбор лекарственных ягод и трав.

Как стать егерем, если не удалось получить специальных знаний? Разумеется, бесполезно ожидать случайного приглашения в природоохранную организацию, следует поискать ее самостоятельно и предложить свои услуги. На должность лесника примут со школьным аттестатом, но в дальнейшем направят на повышение квалификации.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2014/12/26/643011-kak-ichemu-uchat-ohotovedov.html
http://www.profguide.io/professions/ohotnik.html
http://www.ohotfak.ru/index.php/our-profession.html
http://fulledu.ru/articles/1323_ohotnik.html
http://truehunter.ru/422748a-kak-stat-egerem-neobhodimoe-obuchenie-usloviya-rabotyi-sovetyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector