1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антиохотничьи фильмы: положить конец

Антиохотничьи фильмы: положить конец

На недавнем заседании секции охотоведения в Центральном доме ученых РАН обстоятельно и достаточно эмоционально обсуждались многие особенности антиохотничьей деятельности всякого рода «гуманистических» организаций и как этому противостоять всем сообществом настоящих, истинных охотников.

Надо сказать, тема эта поднималась и прошлой осенью в ходе традиционной выставки на ВДНХ «Охота и рыболовство на Руси». По инициативе Росохотрыболовсоюза состоялся круглый стол, посвященный положительному образу охотника в России.

Справедливо сказано издателем «Русского охотничьего журнала» Алексеем Гнедовским, что охотничье сообщество «в значительной степени потеряло общественное уважение — и под влиянием зеленого лобби извне и, чего греха таить, усилиями не лучшей нашей части изнутри».

И мне невольно вспоминается, как еще двадцать два года назад, зимой 1995 года, вели мы разговор на литературную тему с признанным библиофилом Михаилом Булгаковым.

Моего собеседника всерьез огорчало, что если раньше об охоте писали и Тургенев, и Толстой, то «из нынешних грандов, тех, кто обосновался сегодня на литературном Олимпе, об охоте никто не пишет». «И слава богу! — отвечал я. — Только радоваться этому надо! Потому что те, кто нынче угнездился на ими же сварганенном «олимпе», питаются из совсем других источников, вдохновением им служит не песня жаворонка над утренним полем, не вечерняя вальдшнепиная заря, а гнилостная мусорная свалка, всякого рода человеческие отбросы и нечистоты. Уж пусть они лучше и близко не подходят! Не то замутят и последние чистые родники творчества…»

Да, чувствовала моя душа, что уже близко подходят, подкрадываются-подбираются к последним родникам… Определенная группа «творцов» уже задалась вопросом: «Что еще не оболгано нами в стране? А-а, охотники? Сейчас-ка мы их. Подадим под соусом простецкого юмора — и пипл все схавает!»

И состряпали быстренько якобы художественный фильм «Особенности национальной охоты», премьерный показ которого состоялся 15 июня 1995 года на сочинском фестивале «Кинотавр».

И если великий поэт и издатель Николай Некрасов считал, что «самый талантливый процент из русского народа определяется в охотники», то тут мы увидели таа-коо-е… Гнусно-пошленький и в то же время страшновато-мерзкий, грязный фильмец этот поспешно, наперегонки стали раскручивать по всем телеканалам и кинотеатрам. И, конечно же, разумеется, тут же сразу — премия «Ника» за лучший игровой фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль!

А затем последовали еще несколько «творений» в том же духе. Эдакий целенаправленный сериал якобы о русской охоте и рыбалке: смотрите, смотрите же, какие у нас охотники: пьяницы, браконьеры, бездельники, совсем аморальные типы! Это с одной стороны.

А с другой — сколько молодых людей в России восприняли и переняли эту манеру, повадки, сам стиль поведения именно таких «охотников», героев этих киношных отвратительных поделок — как это сосчитать, какой урон нанесен подрастающему поколению российских охотников?

Это был еще один плевок в Россию! Об этом я открыто высказался в своей статье «У развилки», опубликованной в литературно-художественном ежегоднике «Охотничий сборник – 2005», и получил немало взволнованных читательских откликов.

Вот что, например, написал мне из Санкт-Петербурга уважаемый ученый-биолог, заслуженный работник Росохотрыболовсоюза Модест Калинин: «Многоуважаемый Николай Николаевич! Я лично и большой коллектив охотников и просто русских людей благодарим Вас за то, что Вы первый (насколько я знаю) вступились за исконно русское занятие — национальную охоту!

Поразительно, как мы невозмутимо сносим постоянные оскорбления!

Посмотрите на нашу охотничью общественность. Бескультурье и серость. В лучшем случае утятники, гончатники, то есть специалисты узкого профиля. А уж о знании природы в целом и говорить не приходится… Недаром я всюду говорю и пишу: главные задачи охотничьего хозяйства — повышение культуры охоты и охотников!»

Двенадцать лет после этого письма минуло, уже нет на свете замечательного человека и охотника Модеста Владимировича Калинина, а актуальность высказанного только возрастает. И хорошо, что пробудилась сегодня наша неравнодушная охотничья общественность — как говорится, лучше поздно, чем никогда.

А между тем фильмецы эти все крутят и крутят…

Типичный егерь и его черты: что я вижу в охотхозяйствах

Фото Антона Журавкова

К коктейлям я равнодушен, но вот о чем тогда подумалось — «Не получил ли название упомянутый коктейль после выхода нашумевшего фильма «Особенности национальной охоты», с гротескными героями и незабвенным егерем Кузьмичом?»

Фильм этот вызвал не только ажиотаж среди киноманов, зрителей, но и неоднозначную, бурную реакцию, несмотря на утверждения создателей фильма, что сделали они серьезную, философскую работу.

Споры о фильме и по сей день не утихают в охотничьей среде.

На сайте «Охотники.ру» я ознакомился с горячей полемикой.

Застрельщик события и один из тех, кто резко осудил фильм в своей публикации — журналист и писатель Николай Старченко.

Не все согласились с его оценкой. «Искусство не всегда купание красного коня, а еще полутона, что-то за текстом, за кадром, и этого «чуть-чуть» в фильме достаточно, нужно только присмотреться. Чего стоит тема егеря Кузьмича!» — читается в одном из постов.

С «темой «егеря Кузьмича», или, другими словами, егеря с огурцом, то есть с выпивкой и закуской, соприкасается каждый охотник. И не через призму фильма. Искусство искусством, а суровая проза жизни, как известно, воспринимается под другим углом.

Читайте материал «Антиохотничьи фильмы: положить конец»

Обращусь к дневниковым записям писателя Юрия Нагибина, страстного охотника, написавшего немало охотничьих рассказов. Записи эти ценны тем, что в них отображено то, как, находясь на охоте, автор скрупулезно присматривался к жизни егерей.

Впоследствии зарисовки легли в основу охотничьих рассказов, сохранились при этом имена, названия, многие детали. В 1963 году издается сборник «Погоня. Мещерские были», позже выпускается фильм «Погоня» по сценарию Нагибина.

Егерь, роль которого сыграл Н. Еременко-старший, на костылях преследующий браконьеров, запоминающийся, яркий. Смотришь фильм и невольно задаешься вопросом, а были ли они в жизни, такие егеря? Впрочем, были и другие.

«Выделялся егерь с собакой. Чуть ниже среднего роста, почти квадратный, с втянутым животом и жестким мускулистым телом; волосы на крепкой голове светлые, редковатые. Очень моложав, хотя лет ему под пятьдесят. Он пропадает на озерах, любит бродяжью жизнь. Появился очень картинно: сперва вбежал пес, великолепный дратхаар, с башкой Бьёрнстьерне Вьёрнсона, только выражение умнее, печальнее и без глупой патетики. Затем донесся язычный мужественный баритон: «Тубо!», «Куш!», «Тубо, Фингал!» и в перезвоне металлических колечек охотничьей сбруи появился сам егерь: рубашка-ковбойка, на боку плеть до пола, на руку намотан кожаный поводок, на другом боку ягдташ и еще какая-то ременная петля, за спиной ружье в жестком чехле, пояс-патронташ туго обхватывал тонкую талию.

Я с замиранием подумал: вот истинный знаток своего дела, бог охоты. В жизни же все выходит по кривой.

Читайте материал «Жизнь без рыбалки: терпеть невозможно»

Этот егерь, при всей романтичности облика и судьбы, оказался вовсе не мастером-профессионалом, а скорее любителем с авантюристическим душком. Это сразу обнаружилось на охоте.

Фото Антона Журавкова

Он все время терял собаку, не мог заставить ее искать подстреленную дичь, не мог подозвать, путал липовую стойку с настоящей, вообще производил жалкое и растерянное впечатление».

Не ошибусь, если скажу, что среди егерей немало «тертых калачей», а хитроватость — врожденная черта людей этой профессии. Неспроста типаж егеря Кузьмича стал нарицательным. Ведь слова «объегорить» и «подкузьмить» близки по смыслу: обмануть, обжулить и перехитрить, доставить неприятность.

Если вы захотите поохотиться, а предварительно узнать о наличии дичи в охотугодьях и это не связано с заинтересованностью его, егеря, — вряд ли получите точный ответ. С чертой этой в характерах егерей я сталкивался и в угодьях, и на охотничьих базах.

А что уж говорить о том, как порой откровенно бессовестно водят охотников за нос на загонных охотах, накручивая прейскурант своих услуг, в итоге день проходит с неимоверным физическим напряжением, пустой тратой времени, нервов, а главное — без добычи.

Читайте материал «Воровство на охоте: как избежать и не украсть самому»

И егерь с вами — не беспробудный пьяница, заросший бородой мужлан, от которого несет салом, чесноком и водкой, отнюдь нет, вполне респектабельный господин.

Далеко не на пользу охотхозяйствам, когда егеря, охотоведы привлекаются из местных жителей. Каждый приходится друг другу кумом, сватом, братом.

«Ну, работаю я сегодня в охотхозяйстве, а завтра… что мне скажут: «Экая ты сволочь, сам такой же, а мне претензии предъявлял?» Нечто подобное доводилось мне слышать, причем не только слышать.

Конечно, в этом никакой плутоватости, а лишь сермяжная правда. Вот и получается, с «хозяевами жизни», теми, кто имеет высокий общественный статус, при случае могут и ксиву показать, с такими «деятелями» лучше не связываться, беспредельщики приедут, те похлеще — могут дом спалить.

Одним принципом остается руководствоваться — «так, для вида, претензии предъявить». Это о егерях общественных организаций, у которых проблем и вправду не счесть: то оклады смешные, то нет бензина, то… да мало ли трудностей.

Хотя и в частных хозяйствах видел довольно успешных егерей: самодовольных, «сытых», на дорогих машинах, не пекущихся о бензине. И все же между егерями, работающими в частных хозяйствах и общественных, дистанция если не огромного, то далеко не малого размера.

В последние годы лучшие охотничьи угодья стали частными. Нынче ногой неосторожно ступишь, попадешь в охотхозяйство олигарха. Егеря — с бычьими затылками, с «калашами», на крутых машинах — днями и ночами в лесу, в поле, крепко стерегут хозяйское добро.

Читайте материал «Цены и поборы при проведении загонных охот»

Помню рассказ женщины из села Дуболуговки о том, как обошлись такие с местными охотниками, забредшими то ли по незнанию, то ли по другой причине в частное хозяйство, которое арендовали братья Суркисы. Особо не церемонились, били людей так, чтобы впредь неповадно было, чтобы на всю жизнь запомнили те дороги, по которым нельзя ходить или ездить, а главное, уважали «чужую собственность».

До сих пор сельские охотники не могут понять: почему нельзя охотиться на той земле, в тех угодьях, где испокон веков охотились их деды, отцы?

Читать еще:  Жизнь московских охотников

Фото Антона Журавкова

Многое меняется в жизни охотников, но, чего греха таить, как схожи порой сцены, происходящие на открытии охоты, о которых писал Нагибин, с днем сегодняшним. Запись от 20 августа 1970 года.

«Съездил на охоту, которая открылась четырнадцатого августа. В этом году охота началась утренней, а не вечерней зорькой, как прежде. К моменту выезда на охоту, в половине третьего ночи, все егеря и большинство охотников были в дым пьяны. Какой-то сильно ученый человек — профессор, заведующий лабораторией, лауреат, свалился с мостков и чуть не утонул. Егерь тоже свалился, пытаясь его вытащить, утопил ружье. Егерь Виноградов проспал весь день на полу кухни, а проснувшись на другой день, сразу получил расчет. Анатолий Иванович был пьян и омерзителен…»

Картинка под стать упомянутому фильму.

Как-то на загонной охоте запомнился мне один пьяный, уже приехавший навеселе. Ружье у него забрали, определился он в загонщики, его отговаривали, но, как известно, пьяному море по колено, хотя пройти по болоту, заросшему непроходимым чапыжником, и трезвому, тренированному, — не пустяк.

После нескольких метров пришлось егерям тащить этого горе-охотника на себе, загон практически был сорван. Отрезвев, наш герой орал что было мочи: «Где этот долбаный директор? Сюда его!»

Читайте материал «Владельцев оружия пугают ужесточением законов»

«Тише, тише, — пытались угомонить его, — кабанов в первой загонке выставили, стреляли, но промазали, причем тут директор?» Малый успокаивался на минуту, сопел носом, выдыхая винные пары, потом, набычившись, опять вопил пьяным гнусавым голосом: «Директора, егерей ко мне!»

С другой стороны, если среди егерей найдутся такие, кого можно с полным основанием отнести к «фуршетным паразитам», вина в этом самих охотников. Стараются умастить, подсластить, осушить чарку с егерями, охотоведом, пригласить на дачу, на борщ, устали, мол, намерзлись.

Как все, по-людски. Но в том-то и дело — за радушием и гостеприимством просматривается нечто такое, что именуется корыстью, и что при случае не останется охотовед в долгу, не станут егеря мелочиться.

Ну а если радость на всех одна, отведал наваристый украинский борщ, пропустил с хозяином чарку, другую, это ж каким черствым человеком надо быть, чтобы не оказать маленькую услугу радушным и гостеприимным охотникам…

Повторю крылатую фразу из фильма «Особенности национальной охоты» тем, кто читает эти заметки перед сном: «Завтра ж на охоту… Всем спать…»

Завтрашний день покажет, будет он фартовым или удача отвернется, встретите толкового, знающего свое дело егеря или, напротив, плутоватого Кузьмича с огурцом и стаканом в другой руке.

Хотя весомый процент успеха зависит не только от егеря.

Мой печальный опыт общения с бизнесменами от охоты

Опубликовал: Андрей Стрелков в Охота 28.08.2017 Комментарии к записи Мой печальный опыт общения с бизнесменами от охоты отключены 1,372 просмотр

Расскажу о моем печальном опыте общения с бизнесменами от охоты, или, как они сами себя называют, аутфиттерами. То, что произошло на базе весной, могло с равным успехом произойти и осенью, и зимой.

За свою жизнь мне доводилось бывать на многих охотничьих базах, но нигде я не видел такого пьяного разгула, такого презрения к окружающим людям, как здесь.. Фото: Игнатова Валентина

На мой 60-летний юбилей жена решила подарить мне охотничий тур.

А так как мой день рождения приходится на вторую половину апреля, то и решено было поехать на охоту на вальдшнепа в частное хозяйство.

В рекламе, гарантировались профессиональное егерское обслуживание и удачная охота, а кроме того, предлагались комфортабельные условия размещения.

Нами был куплен трехдневный тур, включавший профессиональное егерское обслуживание, организацию охоты и комфортабельное двухместное размещение. Цена тура, включавшая в себя размещение и егерское сопровождение, была вполне разумная.

И вот, загрузившись в старый «москвичок», мы, предвкушая радость от охоты, отправились в путь.

Охотничья база действительно была вполне комфортабельная, с прекрасно оборудованной кухней и уютной мебелью в комнатах.

Правда, наше появление на территории базы с собакой (у нас в то время был английский сеттер) особой радости у администратора не вызвало: «У нас тут чисто, а собака наследит! Да и вообще, по базе ходят в тапочках!»

Честно говоря, никто нас об этом в московском представительстве охотхозяйства не предупредил, и мы сразу почувствовали себя не в своей тарелке.

Спустя некоторое время на базу приехали еще два охотника, а потом еще трое. Вот об этой троице надо рассказать отдельно.

Отец, мой ровесник, представлял собой классический тип партаппаратчика в худшем его проявлении. Фото: Мухамедшина Рафаэля

Это были отец с сыном и приятель сына. Отец, мой ровесник, представлял собой классический тип партаппаратчика в худшем его проявлении, а юноши были типичными образчиками «поколения пепси».

Читайте материал «Партия и народ: типичная обкомовская охота»

Все эти менеджеры по рекламе, сейлз-менеджеры, бренд-менеджеры и прочие бездельники, в жизни своей не написавшие ни строчки, не забившие гвоздя, умеющие только надувать щеки, говорить о себе, что они «голубая кровь и белая кость», и с презрением относиться к окружающим, полагают, что эти самые окружающие существуют только для того, чтобы обеспечивать их благополучие.

Это замечание исключительно важно для понимания описываемых событий.

Пятница, вечер

Все охотники, приехавшие на базу, с нетерпением ожидали прихода егерей, которые должны были отвести их на просеки, вырубки и поляны, где, как обещали в московском представительстве компании, «ожидает результативная охота на вальдшнепа».

Обещанного «индивидуального егерского обслуживания» мы так и не дождались. На базе появился мужичок из соседнего дома, до того усердно копавшийся у себя на огороде. Понятное дело – весна! День год кормит! Не поздоровавшись, он деловито спросил, все ли собрались.

Услышав утвердительный ответ, сказал, что нам нужно дойти до конца деревни, потом еще с километр по грунтовой дороге, там мы увидим высоковольтную линию, которая идет по просеке. Вот на этой просеке (выбор места охоты и его удаленность от дороги находятся в зависимости от энтузиазма каждого) и нужно будет охотиться.

С этими словами он, не прощаясь, вернулся на свой огород.

Преисполненные надежды на «результативную охоту», мы, «индивидуально обслуженные высокопрофессиональным егерем», все вместе двинулись по указанному пути.

Читайте материал «Цены и поборы при проведении загонных охот»

Действительно, вскоре мы увидели высоковольтную линию и свернули на просеку, по которой она шла. Старый «партиец» и представители «поколения пепси» не выдержали первыми, сказав о какой-то проплешине в лесу, что эта поляна, по их мнению, является «вполне перспективной».

Мой сеттер и я прошли еще около двух километров и оказались на обширной вырубке. Обежав поляну, собака легла на сухую траву у моих ног.

Начало смеркаться, постепенно замолкли птичьи голоса. Я напряженно вслушивался в тишину апрельского леса, страстно желая уловить хорканье тянущего вальдшнепа. Но, увы, все было напрасно. Лишь со стороны водоема доносились звуки беспорядочной стрельбы по уткам. Когда уже совсем стемнело, мы отправились в обратный путь.

При выездах на охоту наши соседи руководствовались бессмертным принципом, озвученным Львом Соловейчиком в фильме «Особенности национальной охоты»: «Пей, а то охоты не будет!» И поняв его буквально, воплощали в жизнь на практике.Фото: Игнатова Валентина

Деревня уже спала, и лишь на базе ярко светились окна. Поздний ужин, обмен впечатлениями – все это является обычным на любой охотничьей базе.

Правда, обычно разговоры затягиваются далеко за полночь, а утраченное после долгой зимы чувство меры в потреблении горячительных напитков напрочь изменяет вырвавшимся на природу городским охотникам.

Здесь же и обмен впечатлениями был достаточно кратким (может быть, потому, что не было этих самых впечатлений?), и чувство меры было соблюдено, и в комнатах, когда все разошлись, не было «продолжения банкета». В общем, к полуночи на базе все уже спали.

И я отметил про себя, что так бывает, когда на охоту приезжают культурные люди.

Суббота, день

Утром, когда выводил собаку, я встретился с администратором. В ее взгляде откровенно читалось недовольство и высокомерие. Еще бы, приперся на базу с собакой, которая на лапах может затащить в дом песок, а кроме того, наш отечественный автомобиль никак не вписывался в шеренгу роскошных автомобилей на стоянке.

Но к клиенту положено обращаться с уважением, поэтому ответом на мое пожелание доброго утра был величественный кивок головы, означающий, что меня заметили и что на нас не изволят сердиться.

Читайте материал «Перестрел на лосиной охоте»

Когда мы вернулись с прогулки, охотники на базе уже проснулись и занимались своими делами – кто чистил оружие, из которого вчера не было произведено ни единого выстрела, кто готовил завтрак, кто с нескрываемым наслаждением пил кофе на весеннем солнце.

В середине дня идиллическое течение событий было нарушено. Отъехавший на машине «партиец» через какое-то время вернулся на базу с развороченным багажником. Очевидно, для того чтобы залить горе, где-то по пути им были приобретены два ящика пива и ящик водки.

Молодое поколение, не долго думая, изменило «пепси» с двумя из трех самых предпочитаемых на Руси напитков.

Приехали несколько человек, спокойно, с достоинством, посидели, выпили, приготовили шашлык, поговорили и пошли на охоту. Фото: Моткова Владимира

Удобно устроившись метрах в тридцати от базы, «партиец» стал прививать молодежи правильные понятия о том, что такое охота, как надо охотиться и как стать настоящим охотником.

Естественно, для того чтобы стать настоящим охотником, необходимо иметь хороший глазомер, выдержку и твердую руку, а для этого необходимы регулярные тренировки. Сказано – сделано. Каждая опорожненная бутылка превращалась в мишень, летящую по непредсказуемой траектории.

Через какое-то время стрельба стала чаще, но ее результативность заметно снизилась.

За свою жизнь мне доводилось бывать на многих охотничьих базах, но нигде я не видел такого пьяного разгула, такого презрения к окружающим людям, как здесь.

Помню, также весной, в беспредельные 90-е годы я охотился на вальдшнепа. На базу примчался, чтобы навести должный порядок, начальник охотхозяйства. Примчался весь «в мыле». Таким я не видел его за все пять лет, что ездил туда.

Читать еще:  На охоту с биглем

Он сказал мне по большому секрету, что на базу собирается приехать с друзьями «смотрящий» района. А район, надо сказать, в те годы пользовался определенной славой, и полагаю, что власть «смотрящего» этого района существенно превосходила власть главы не только районной администрации. Ну, думаю, сейчас приедут, покуражатся.

Читайте материал «Типичный егерь и его черты: что я вижу в охотхозяйствах»

И что бы вы думали? Приехали несколько человек, спокойно, с достоинством, посидели, выпили, приготовили шашлык, поговорили и пошли на охоту. Им даже в голову не могло прийти открыть пальбу на базе, даже несмотря на то, что в те беспредельные годы им бы даже слова никто не сказал. Даже если бы базу спалили до основания, все равно никто бы не пискнул. Такое было время.

Так вот, вернувшись с охоты, они поблагодарили начальника хозяйства за оказанное гостеприимство и уехали.

Он сказал мне по большому секрету, что на базу собирается приехать с друзьями «смотрящий». Фото: Семина Михаила

А тем временем наши «охотнички», существенно опустошив запасы спиртного и патронов, решили, что вечер близится и пора идти на охоту. Так, стараясь удержать одно на троих равновесие, они удалились в сторону леса.

Суббота, вечер

Вечером в субботу мы так и не дождались егеря. Очевидно, важные дела на огороде мешали ему выполнять служебные обязанности по индивидуальному сопровождению охотников.

Да и как сопровождать индивидуально, если охотников трое (а вместе с безвременно ушедшими в лес вообще шесть человек)? Что ему, бедолаге, быть одному в трех лицах? Или даже в шести? А может быть, он и не егерь вовсе?

Читайте материал «Воровство на охоте: как избежать и не украсть самому»

Нашли в деревне в доме по соседству мужичка-охотника и предложили ему стать егерем. И предложили зарплату, пусть даже маленькую, но все равно, считай, что на дороге деньги нашел. Шел, а они валяются. Нагнулся и поднял. А кто потерял, какое ему до этого дело?

Не буду утомлять читателей описанием нашего похода в лес. Скажу только, что результат был ничейный: ноль – ноль. Ноль птиц, ноль сделанных выстрелов. Вот вам и результативная охота! Хотя что это я возвожу напраслину? Патроны-то я привез домой в целости и сохранности, вот вам и результат!

Несолоно хлебавши наша группа вернулась на базу, а там уже стоял дым коромыслом. «Партиец» задавал тон, молодежь перенимала «передовой опыт». В ход шло то, что не было допито днем.

Очевидно, при выездах на охоту наши соседи руководствовались бессмертным принципом, озвученным Львом Соловейчиком в фильме «Особенности национальной охоты»: «Пей, а то охоты не будет!» И поняв его буквально, воплощали в жизнь на практике.

Читайте материал «Антиохотничьи фильмы: положить конец»

Ближе к часу ночи накал страстей и звон сдвигаемых стаканов стали вроде бы стихать, но тут бес ударил в ребро. Кто-то из троицы невнятно поговорил по телефону, и через пятнадцать минут к базе подъехал автомобиль, доставивший, судя по веселому цоканью каблучков, гетер.

Вероятно, «партиец» хотел доказать на личном примере, что во фразе «патриции устраивали оргии с гетерами» допущена опечатка и что читать надо «партийцы», далее по тексту. Деревянный сруб, ходивший ходуном, звуков не скрывал.

Количество выпитого явно превысило возможности одного из гуляк, что произошло потом, думаю, объяснять не надо. Фото: Мухамедшина Рафаэля

Через некоторое время силы бойцов явно иссякли или закончилось оплаченное ими время, и каблучки весело процокали вниз по лестнице.

Увы, но долгожданный покой на базе так и не наступил. Банкет было решено продолжать. И вновь из столовой зазвучали веселые голоса и звон стаканов. Но, как известно, очень часто наши желания расходятся с нашими возможностями.

Так произошло и на этот раз: количество выпитого явно превысило возможности одного из гуляк, что произошло потом, думаю, объяснять не надо.

Утром, когда я выводил собаку, то увидел администратора, убирающую следы разгула. Вообще-то в порядочном обществе за собой, если уж случилась такая неприятность и «наследил», принято убирать, но разве «новые хозяева жизни» и их учителя из числа прежних «хозяев» могут опуститься до этого?

Читайте материал «Охотников со стажем привлекут к сдаче экзамена по охотминимуму»

А для чего тогда нужна челядь? Конечно, чтобы угождать и обслуживать, а раз так, то пусть и угождают, и обслуживают, им за это заплачено.

Воскресенье, утро

Когда мы уезжали, я извинился за причиненные проживанием нашей собаки хлопоты. Администратор изучающе взглянула на меня, словно стараясь понять, не издеваюсь ли я над ней, но, убедившись в том, что я говорю искренне, так же искренне и как-то беззащитно ответила: «С собачкой? Да вы с собачкой-то приезжайте, приезжайте. »

Такая вот история.

Занимающимся охотничьим туризмом, придется иметь дело именно с такими платежеспособными охотниками, для кого охота с ее этикой и эстетикой, сложившимися правилами и законами, представляет собой банальный пикник, только с оружием.

И, к сожалению, правила поведения на охоте и после нее будете уже диктовать не вы, а вам, и вы будете вынуждены принимать навязываемые вам правила игры, ведущейся вообще-то без правил. И никто не сможет воспитать в ваших клиентах уважительное отношение к зверю и птице, к добытому трофею, к охотникам, живущим с ними на одной базе, к персоналу базы.

Возможно, что в будущем, далеком будущем, на нашем газоне, поросшем лебедой, лопухами и крапивой, все же вырастет газонная трава. Но просто бросить семена в почву недостаточно. Газон нужно возделывать. Английские газоны, считающиеся эталонными, стали такими лишь через сто лет.

А вот смогут ли наши потомки спустя сто лет гордиться традициями и эстетикой русской охоты, пока утвердительного ответа дать нельзя.

Охотничьи угодья

Hunting Ground

Охотничьи угодья

Hunting Ground

Охотничьи угодья

Hunting Ground

    • Страна:
    • США
    • Год:
    • 2015
    • Жанр:
    • документальный
    • Продолжительность:
    • 103 минуты (1:43)
    • Премьера (МИР):
    • 23 января 2015
    • Премьера (США):
    • 23 января 2015
    • Рейтинг MPAA:
    • PG-13
    • Режиссер:
    • Кирби Дик
    • Сценарист:
    • Кирби Дик
    • Продюсер:
    • Эми Блэвин
    • Пол Блэвин
    • .
    • Оператор:
    • Аарон Копп
    • Тадеуш Уодли
    • Композитор:
    • Мириам Катлер

  • _
    • Рейтинг «Киномании»
    • Оценок: _
  • _
    • Рейтинг IMDb
    • Оценок: _
  • _
    • Рейтинг «КиноПоиска»
    • Оценок: _

Добавлен: 2020.02.18 18:21:17

  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер
  • КИНО
  • ТРЕЙЛЕРЫ
  • ОБОИ

Удивительное путешествие доктора Дулиттла

Канада, Япония, США, 2020

Эма: Танец страсти

Германия, Франция, Великобритания, Польша, США, 2018

«Охота питала и литературу». И.С. Тургенев и его литературные последователи об особенностях национальной охоты.

Тема охоты как часть темы природы, темы взаимодействия человека и природы может быть открыта известными словами И. Тургенева из заметки «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии С. А-ва» (1852): «Вообще охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружьё, хоть верёвками связанное, да горсточку пороху, и пойдёт он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера» 1 .

За последние годы в литературоведении появилось несколько работ, посвященных теме охоты, в том числе статья Маргариты Одесской «Ружьё и лира». Охотничий рассказ в русской литературе XIX в.». «С конца 40-х годов, – пишет М. Одесская, – охотничья литература начинает взаимодействовать с «высокой» в творчестве С. Аксакова прежде всего. Но подлинная история охотничьей темы в русской литературе начинает складываться с «Записок охотника» Тургенева: «Показав жизнь русской деревни с позиции свободного от мирской суеты странствующего охотника-дворянина, Тургенев «специальное» заменил универсальным, «охотничье», этнографическое – общечеловеческим, художественным» 2 .

Александр Сегень в статье «Национальные особенности тургеневской охоты» неискушённому читателю «Записок охотника», который изумлённо спрашивает «Где же здесь охота?», отвечает: «…из рассказа в рассказ охота даётся лишь несколькими штришками, для затравочки» 3 . Несерьёзное – «штришками» и «для затравочки» – лишь первоначально кажется неуважительным по отношению к классику, на самом деле ироническая интонация проскальзывает и у самого Тургенева: когда рассказчик чуть не подстрелил вместо вальдшнепа «молодую девушку» («Ермолай подбежал ко мне. «Что вы здесь стреляете: здесь живёт помещик». – «Мой сосед Радилов»; III , 50), и когда чуть не утонул вместе с товарищами, сев в заведомо дырявую лодку («Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами». – «Льгов»; III , 82), – Тургенев иронизирует и над охотниками вообще, когда в известной характеристике говорит, что познакомился с Полутыкиным, «страстным охотником и, следовательно, отличным человеком» ( III , 8). Страстным охотником, как известно, был и сам Тургенев. Е.Н. Конусевич, двоюродная сестра писателя вспоминала: «Никто из охотников не мог с ним состязаться на охоте, он стрелял без промаха при его замечательных собаках, и потом он по три дня ходил, домой не возвращался, холодную провизию брал с собой» 4 .

Следует упомянуть и недавнюю статью Ольги Земляной «И.С. Тургенев об особенностях национальной охоты». Пафос статьи кроется во фразе «Мы в этом мире, по большому счёту, охотники за тайной смысла жизни…» 5 . Особенности национальной охоты в России заключаются, по мысли автора, в поиске не зверя – в поиске вечных истин.

То, что рассказчик в «Записках» – охотник, играет принципиально важную роль. В статье «Столетие «Записок охотника» (1952) Б. Зайцев писал: «Охота сводила Тургенева с очень различными людьми: от помещиков до простых охотников, неустроенных, бездомных бродяг – эти особенно его привлекали. Сам он был барин, но странный . При всём блеске, культуре, утончённости и западничестве своём всё-таки это русский скиталец , несмотря ни на какие Спасские. Западно-мещанского в нём не было, он не «буржуа», а дальний родственник, каким-то концом души своей брат бездомным Калинычам, Ермолаям, Сучкам, Касьянам, певцам Яковам и другим» 6 . [Подчёркнуто нами – Н.К.].

Подобную мысль высказывает и Ю.В. Лебедев: «На этой общей для барина и мужика основе [«охотничьей страсти» – Н.К.] и завязывается в книге Тургенева особый характер человеческих взаимоотношений, люди, с которыми встречается в своих охотничьих странствиях рассказчик, щедро с ним откровенны» 7 .

М. Одесская утверждает, что «гуманистическая антиохотничья тенденция» проявилась в литературе начиная с 80-х годов XIX столетия 8 . Но ещё в «Записках охотника» охоту осуждают Касьян («Касьян с Красивой Мечи») и Лукерья («Живые мощи»).

Читать еще:  На лунках — очень эмоциональная охота

В «Жизни Тургенева» (1929-1931) Зайцев требовательно спрашивал: «Почему занимались стрельбой мирных, любовью влекомых птиц непротивленец Толстой и отдавший любви жизнь Тургенев – этого понять нельзя» ( V , 159). В то же время, выше, в главе «Ссылка и воля», Зайцев отмечал и положительное значение охоты в жизни Тургенева: «Первое лето и осень целиком ушли на охоту. Тургенев неутомим в своём занятии, в своей страсти – эта страсть прошла чрез всю его жизнь, охота связала его с Виардо, охота питала и литературу » ( V , 87). [Подчёркнуто нами – Н.К.].

Зайцев охотничью страсть считал греховной. В статье «Столетие «Записок охотника» писал: «Кто охотою занимался, знает эту страсть, в корне своей тёмную. Она, конечно, греховна . Тургенев так до конца дней своих от этой страсти и не освободился». И добавляет: «Но кто, кроме святых, от страстей освобождался» ( V , 484).

Сам Зайцев, хоть святым и не был, от охотничьей страсти освободился. О детской мечте об охоте он поведал в первой части («Заря», 1934-1936) автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба». Всё началось с осуществлённой мечты – ружья; оно было «желанно-недосягаемое, мучительное и сладостное» ( IV , 41). Потом была убитая белочка, охота на уток, наконец Глеб застрелил лося… «Сладостное» ощущение победы, даже подвига, развивается параллельно с темой осуждения охоты. Отец, «страстный охотник», «об охоте говорит так: «Это, разумеется, пережиток варварства» ( IV , 41), но охоты не бросал; сестра Лиза осуждает Глеба за погибшую белочку. Сам мальчик ощущает некоторое разочарование на утиной охоте: «…пороховой дым, разгорячённые лица. Груда уток настрелянных, окровавленный пух… никаких подвигов ! Убивали в камышах плохо летающих утят – это больше похоже на бойню ( IV , 104). Подчёркнутое нами «никаких подвигов» – принадлежит маленькому Глебу, а сравнение с бойней, – думается, уже взрослому человеку, автору. А в сцене охоты на лося, комментирующий голос автора, заключённый в скобки, звучит открыто: «Вылез он из саней с чувством Наполеона после Аустерлица. Дома восторг был общий. Даже Лизу он захватил. Тут уж не белочка – огромный зверь, страшный, которого так геройски уложил брат. (Это была лосиха со своим лосёнком. Убивая её, Глеб совершал преступление даже против законов охотничьих)» ( IV , 151).

В рассказах Б. Зайцева отразилась эволюция его отношения к охоте. В раннем рассказе «Мгла» (1904) человеческая страсть к охоте победна – убивают волка. «Что-то тёмное, мрачно сладострастное подкатывает к сердцу» ( VIII , 21), – говорит рассказчик о своём состоянии перед охотой. «Волка трогали, ахали, щупали; только старая, почти лысая кухарка Аграфена всматривалась в него угрюмо и молчаливо». После удачной охоты рассказчика настигает состояние апатии: «я не испытывал ни радости, ни жалости, ни страсти». Природа предстаёт в финале рассказа чернеющей, «как непереходимая бездна, бесконечная бушующая мгла» ( VIII , 24), враждебная человеку.

В рассказах «Волки» и «Мгла» тема «человек и природа», и её часть – тема охоты – решаются трагически, как тема отчуждения. Но трагический пессимизм в решении темы «человек и природа» преодолевается Зайцевым (рассказ «Полковник Розов», 1907). Охоты нет: охота срывается, хотя рассказчик приезжает в деревню именно поохотиться. Но он не жалеет – так хорош мир вокруг, что достоин ружейного салюта: «Ах, глупо несколько, но хорошо, как хорошо, забежать вглубь, в лес, и палить – раз, раз, так, на воздух, с добрыми намереньями, в честь неба, солнца, полковника, Джона!» (1, 74).

Страсть к охоте уходит у Зайцева совсем, уступая место постижению тайны природы, постижению единения человека и природы, человека и божьего мира вначале в духе В. Соловьёва, позже – в духе христианства. Таковы представления Б.К. Зайцева об особенностях национальной охоты.

Если был в русской литературе ХХ века писатель, преданный охоте, если кто создавал охотничьи рассказы в традициях тургеневских «Записок», так это, в первую очередь, Юрий Казаков. Он описал охоту и рыбалку как охотник и рыбак – любитель, но объездив Север как журналист и писатель, Казаков изучил и художественно осмыслил рыбалку как путину, а охоту как промысел, чего, конечно, в аксаковско-тургеневской традиции не было. Писатель выразил победный восторг от ощущения: «…я был один на свете, и вся утка шла на меня» 9 . И всё-таки для Казакова в охоте главное – не добыча , и в этом он в тургеневской линии осмысления национальных особенностей охоты.

Есть в рассказе «Белуха»(1963-1972) эпизод: товарищи рассказчика ловят рыбу. «Решено было, как в сказке, в третий раз забросить невод, а я задумал уловлять души человеческие и побрёл потихоньку к избе» (368). В подчёркнутых нами словах – ключ к пониманию Казаковым национальных особенностей охоты. Очень уж хотелось автору поближе познакомиться с хозяином избы: вот уж 15 лет живёт тот с семьёй на берегу океана, в страшном отдалении от другого жилья – как можно так жить?

Не успел поговорить с хозяином – белуха пошла… «А пути её загадочны ! Никто не знает, где она, в каких таинственных водах появляется, почему так упорно и постоянно идёт Ледовитым океаном…» (364). [Подчёркнуто нами. – Н.К.]. В очерке-рассказе (а именно так исследователи определяют жанр произведения, указывая на его генезис – «Записки охотника») прямо подчёркивается, что северяне – зверобои много-много лет добывают белух и других зверей на Севере, а природа – загадочна, таинственна, и часто – враждебна по отношению к человеку. Белуха пошла, и Казаков подробно описывает охоту – промысел-битву. Но главная его задача – «уловлять души человеческие». Он и захвачен горячкою добычи, как и все на шхуне, и всё-таки остаётся только наблюдателем, ужасаясь кровавой бойне, потому что, если белуха пошла, то «стрельба, как на войне!», и «через час все белухи были убиты», тела их обработаны, шхуна чисто вымыта… «…а на мачте в бочке сидел вахтенный с биноклем, всматриваясь в прибрежные воды, чтобы в какой-то миг огласить нашу дремлющую шхуну воплем: «Белуха идёт. » (386). И всё начнётся сначала, и снова захочется автору положить винтовку и начать молиться: «Господи, думал я, отвернули бы они в море! Испортились бы наши моторы! И что стоит этим прекрасным существам, даже войдя в загон, перевалить через верхний ряд сетей, через поплавки, и уйти дальше, и продолжать свою непостижимую, неподвластную человеку жизнь!» (383). [Подчёркнуто нами – Н.К.].

Тема противостояния человека и природы, достигающая вершин трагедии, выражена уже в эпиграфе к произведению – в стихах Евгения Евтушенко:

Ну, а его волна рябая
Швырнула с лодки и бедняк
Шептал, бесследно погибая:
«Зачем ты так? Зачем ты так?»

Впрочем, сами зверобои происходящее оценивают иначе, чем автор этих стихов и автор самого произведения. Для зверобоев охота – дело их жизни, профессия, смертельно опасная, и всё-таки профессия… Они хорошо знают Север, его природу, слишком хорошо. «Проклятый Север», – говорят они, как герои одноимённого рассказа, но ничего прекраснее Севера, его природы не знают и, ощущают себя её частью… Это чувство единения с природой для рыбаков, зверобоев, моряков естественно, необходимо…

Повествователь же жаждет этого единения, этого естества, поэтому он вновь и вновь возвращался на Север…

Важнейшим в рассказе является история, которую поведал гарпунёр Саша Нечаев. В момент напряжения, в азарте предстоящей охоты он кричит рассказчику: «Я вот сейчас случай один вспомнил, лет семь назад было, рассказать? Это как я чуть не потонул. Вот как и сейчас все забегали, так и тогда… А дело в марте было, мы тюленя промышляли на Белом». Во время охоты, перепрыгивая со льдины на льдину, Саша сорвался: «Руками ухватился за лёд, а вытянуться не могу, патроны да винтовка назад тянут. Тогда я шапку на лёд бросил.

– А чтобы знали, в коем месте потонул, – просто ответил Саша. – И держусь. Покричал сперва, потом вижу, никто не слышит, кричать бросил. Висел, висел на льдине – то, да и отпуститься хотел. А пальцы не разжимаются…».

– Н-да…потеха… – я поглядел на простодушное, весёлое лицо Саши и вспомнил деревню на Белом море, вспомнил тихое кладбище на обрывистом берегу реки, высоченные поморские кресты , крашеные деревянные обелиски, фотокарточки застеклённые, и с фотокарточек всё смотрели на меня юные лица, и всё бросалось в глаза странное в наше мирное время слово «погиб».

Ах, это море!» (379-380).

«Да, удивительно умирают русские люди!»

Охотник и зверобой у Казакова уходит из жизни, как русский мужик у Тургенева, «словно обряд совершает: холодно и просто» ( III , 200).

В стремлении постигнуть загадки русского характера, тайны вечные: жизни и смерти, человека и природы – и кроется сущность национальной охоты, отображённой в русской литературе. Тургеневская «охота питала и литературу…» XX века.

1 Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 12 т. – М., 1978-1986. Т. IV . С. 515. В дальнейшем ссылки на это издание в тексте: первая цифра указывает том, вторая – страницу.
2 Одесская М. «Ружьё и лира». Охотничий рассказ в русской литературе Х I Х в. // Вопросы литературы. 1998. Май-Июнь.С. 240, 245.
3 Сегень А. Национальные особенности тургеневской охоты. (К 150-летию выхода «Записок охотника») // Наш современник. 2000. № 8. С. 59.
4 Конусевич Е.Н. Иван Сергеевич Тургенев // Литературное обозрение. – 1993. № 11-12. С. 5.
5 Земляная О. И.С. Тургенев об особенностях национальной охоты // Звезда. 1998. № 10. С. 153.
6 Зайцев Б.К. Собрание сочинений. – М., 1999-2001. Т. V . С. 483. В дальнейшем ссылки на это издание в тексте: первая цифра указывает том, вторая – страницу.
7 Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Пособие для учителя. М., 1977. – С. 17.
8 Одесская М. Указ. соч. С. 250.
9 Казаков Ю.П. Во сне ты горько плакал. Рассказы. М., 2000. С. 381. В дальнейшем ссылки на это издание в тексте: в скобках указана страница.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/archive/article/2017/03/03/647565-antiohotnichi-filmyi-polozhit-konets.html
http://eribka.ru/okhota/tipichnyy-eger-i-ego-cherty-chto-ya-vizhu-v
http://osnastka-art.ru/moj-pechalnyj-opyt-obshheniya-s-biznesmenami-ot-oxoty/
http://www.kinomania.ru/film/778636
http://www.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-10-2003/ohota_i_literatura.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector