2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Браконьерство. Подходы к оценке совершенного преступления

Браконьерство. Подходы к оценке совершенного преступления

Браконьерство как преступление, к большому сожалению, воспринимается и обывателями, да и, что греха таить, некоторыми лицами, уполномоченными бороться с этим явлением, не стоящим особого внимания. А ущерб, причиненный животному миру, — ничтожным.

Ну подумаешь, отстрелял косулю, лося, кабана… Это же не домашнее животное. Но! Отстрелял чужого барана — украл! А косуля? Она же дикая, никому не принадлежит… Но! Это обывательский подход. Не следует забывать, что дикие животные — собственность государства, а значит — каждого из нас.

По оценке Института экологии растений и животных УрО РАН при кормовой емкости угодий в Свердловской области может обитать до 170–180 тысяч косуль. Имеем 35, из которых 2700 голов гибнет от рук браконьеров. А общий ущерб от незаконной охоты составляет почти 54 миллиона рублей! И это только экологический ущерб. Есть еще и хозяйственный: чтобы количество диких животных увеличивалось, нужны чьи-то усилия, вложение сил и средств на охрану, подкормку.

И второй момент. Из 22 уголовных дел, раскрытых и дошедших до суда, в 2013 году 9 совершены в январе — феврале. Под отстрел попадают не только самцы, но и самки, что называется, на последних сроках стельности. Как относиться к этому? Косуля — один из тех видов, которые не принимают чужих, осиротевших телят. А это значит, что погибла мать с одним-двумя уже полностью сформировавшимися эмбрионами; погибли 1-2 теленка прошлого года. Что мы оставим внукам и правнукам? На картинках будем показывать, как выглядели косуля или лось? При таком нашем благодушии через 10–20 лет так и будет!

Теперь об «уполномоченных органах». В Свердловской области за 2013 год к административной ответственности привлечено более 1700 нарушителей «Правил охоты». В следственные органы направлено 127 материалов. До суда дошли. 22, т.е. только каждый шестой материал был надлежащим образом расследован и доведен до логического конца — преступники осуждены. Ущерб, причиненный государству, возмещен. Раскрываемость данного вида преступлений составляет 4,7%. Маловато, однако!

При подготовке материала к печати я ознакомился с постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела. И чем больше изучал материалы, тем больше возникало вопросов. Суть проблемы заключается в том, что ч. 1 статьи 258 УК РФ перечисляет ряд признаков, при наличии которых уголовное дело должно быть, безусловно, возбуждено. Это крупный ущерб с применением механического транспортного средства; на особо охраняемой территории; группой лиц по предварительному сговору.

Что происходит на самом деле? В одном из районов области инспекторами государственного заказника и районным инспектором охотничьего надзора обнаружено семь случаев незаконного отстрела косули. Зафиксированы факты «вытаска, волочения, пятна бурого цвета, гильза 12-го калибра» и т.д. в разных вариациях.

Сотрудники полиции в «отказных» материалах после резюмирующей части про «следы волочения» и т.п. «ничтоже сумняшеся» продолжают: «В действиях неизвестного не усматриваются признаки состава преступления, предусмотренные ст. 258 УК РФ, т.к. при рассмотрении материала проверки доказательств производства незаконной охоты добыто не было, в связи с чем нет основания для возбуждения уголовного дела. Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на отсутствие признаков события преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ, руководствуясь. постановил:Отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению. ».

Вот только у меня, на мой дилетантский взгляд, возникают вопросы: во-первых, как быть с территорией государственного заказника? Формально состав ст. 258 УК РФ образуется с момента пересечения с оружием границы заказника. Во-вторых, никто не отменял ст. 30 УК РФ — покушение на совершение преступления.

Отмечу к тому же, таких «вытасков со следами волочения» только по этим материалам насчитывается добрый десяток, а общий ущерб, причиненный государственному охотничьему фонду, составляет 604 тысячи рублей. Ну, ладно, говоря на полицейском сленге: «Нет тела, нет — дела!» Доказывать в суде наличие состава преступления при таком раскладе достаточно сложно. «Ушлый адвокат» в два счета докажет — «косуля от тяжелой жизни бросилась на сучок и, истекая кровью, выскочила на дорогу, умоляя увезти ее в ближайшую шашлычную».

Вот что меня удивляет. В другом ОВД области и другой дознаватель отказывает в возбуждении уголовного дела в отношении К., который в марте 2013 года явился в ОВД с повинной и заявил, что отстрелял косулю. Косвенно это подтвердила его жена, заявив, что муж ходил на охоту. Привез мясо, часть которого съели, часть скормили собакам. Все кажется достаточно правдивым. Однако дознаватель, ссылаясь на то, что изъятых остатков печени и мяса, оказывается, недостаточно для утверждения, что они принадлежат дикому животному, а значит, оснований для возбуждения дела нет. Та же схема — «нет тела».

Можно и дальше приводить примеры, когда инспекторы охотничьего надзора утверждают — есть факт незаконного отстрела, есть — фигуранты, только работай! А в ответ: «Зачем? Подумаешь, косуля!»

Еще одно дело. Два друга пошли охотиться на зайца. Отстреляли косулю. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела дознаватель пишет: «У нарушителей не было умысла на отстрел косули!» Мистика какая-то! Получается, дознаватель, обладая недюжинными способностями экстрасенса, влез в «подкорку» подозреваемого, а там — «ангел с крылышками»!
Можно было бы на этом остановиться, но не могу не привести еще один пример из жизни полицейских казусов.

В одном из районов области в декабре прошлого года группа лиц «случайно» оказалась на месте отстрела косули. Замеченная третьим лицом, группа от незаконной охоты открестилась. «Не мы. Мы белые и пушистые! А на участке оказались потому, что взяли над ним шефство. И справочка у нас имеется!» Проводивший дознание сотрудник полиции поверил в искренность заявления. Не пытаясь доказать обратное, в своем отказном материале пустился в расчеты по поводу того, что ущерб от незаконного отстрела не является крупным.

Цитирую: «Исходя из соотношения численности и лимита изъятия, в 2011 году охотпользователями было запланировано 7% разрешений от численности охотничьих ресурсов, в 2012 году — 9%. Соответственно действиями неустановленное лицо (орфография по оригиналу) по отстрелу одной особи косули норма (!) превышена не была, в связи с чем материальный ущерб не может быть крупным» и далее по тексту: «состав преступления отсутствует», «в возбуждении уголовного дела отказать».

Что тут скажешь? Главное — «наморщить лоб», и все можно свести к отсутствию ущерба. А нет ущерба, зачем людей зря дергать?
Однако такое толкование ситуации отдельными полицейскими чиновниками не совпадает с официальным мнением ученых. Экологический ущерб от незаконной добычи косули, рассчитанный учеными из Института экологии растений и животных, как я отмечал выше, только от браконьерства составляет 54 миллиона рублей. Величина экологического ущерба не зависит от плотности населения животных и будет одинаковой на всей территории Свердловской области.

Не следует забывать, что: «Генотип каждой особи уникален и при незаконной добыче безвозвратно теряется! Этот аспект экологического ущерба невозможно оценить в денежном выражении!» Таково мнение ученых. Давно пора отказаться от устаревших методик расчета.

А какими методиками пользуются сотрудники полиции? И кто все-таки должен делать оценку ущерба? Если отдельные полицейские чиновники, далеко с таким подходом мы не уйдем. Если основываться на мнении ученых, тогда вопрос о наличии «события преступления» по признакам отсутствия ущерба отпадает сам собой. Остается решить, была ли охота незаконной. А любой факт отстрела дикого копытного животного или медведя, особенно в закрытое для охоты время, должен быть основанием для безусловного возбуждения уголовного дела, как бы ни отражалась негативная статистика на общем фоне раскрываемости преступлений.

И последнее. Наибольшим эффектом «воспитательного» воздействия является не угроза тяжкого наказания за совершенное преступление или правонарушение, а его неотвратимость. При существующих сейчас подходах добиться этого крайне сложно. Если сотрудники полиции, как это уже не раз бывало, исходя из узковедомственных интересов будут «отказывать» в возбуждении уголовных дел, разводить волокиту, тем самым в расследовании преступлений мы ни на шаг не продвинемся в борьбе со злом, называемым — браконьерство.

Ответственность за браконьерство – уголовная и административная

Одним из самых распространенных экологических преступлений является браконьерство. Действующее российское законодательство дает точно определение того, что такое браконьерство, а также предусматривает несение ответственности за совершение такового проступка – как в пределах административного, так и уголовного права. Узнайте, какая ответственность за браконьерство по УК РФ и КоАП РФ, как её избежать и что считается браконьерством.

Правовое регулирование понятия браконьерства и законы о нем

Понятие браконьерства рассматривается различными нормативными документами и актами в России, касающимися различных сфер деятельности, связанной с использованием экологических ресурсов дикой природы. В частности, браконьерство может подразумевать не только охоту, но и нанесение ущерба другим живым ресурсам страны. Так, современное законодательство определяет следующие виды браконьерства:

  • Незаконная охота.
  • Незаконный лов рыбы и других речных, морских и океанических обитателей.
  • Незаконный выруб леса.
  • Незаконный сбор растений.

При этом различные из таковых действий контролируются отдельными положениями разных нормативных документов. В частности, за браконьерство предусмотрена уголовная ответственность положениями следующих статей УК РФ:

  • Ст. 256 УК РФ применяется в отношении преступлений, связанных с незаконным выловом рыбы и иных биологических ресурсов. При этом данная статья, учитывая ряд особых условий и факторов, влияющих на конкретную квалификацию преступления.
  • Ст. 258 УК РФ затрагивает вопросы незаконной охоты, а также подразумевает различную степень наказания в зависимости от факторов, с которыми было сопряжено данное преступление.
  • Ст. 258.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот ценных и находящихся под охраной биологических ресурсов, как водных, так и наземных, в том числе не подразумевающий их убийство. При этом наказанию по данной статье могут подлежать не только лица, непосредственно связанные с выловом или убийством представителей охраняемых категорий, но и лица обеспечивающую торговлю ими в живом или мертвом виде либо частями их тел и другими товарами, полученными в ходе браконьерства, в том числе и третьих лиц.
  • Ст. 260 УК РФ рассматривает лесное браконьерство в виде незаконной рубки лесных нахождений. При этом к лесным насаждениям относятся непосредственно деревья, а также кустарники и лианы, которые могут быть к ним причислены.

Административная ответственность за браконьерство регулируется положениями статей 8.28, 8.35 и 8.37 КоАП РФ и рассматривают они соответственно лесное браконьерство, уничтожение охраняемых видов животных и растений, а также нарушение порядка охоты и рыболовства, в том числе случаи браконьерства, не содержащие в себе состава уголовного преступления. Критерии уголовных преступлений для всех видов браконьерства будут определены далее.

Лесное браконьерство – что это, какое наказание и принципы определения

Под лесным браконьерством подразумевается незаконная рубка лесов, кустарников и иных насаждений. При этом рассматривается в качестве административного правонарушения лесное браконьерство в следующих случаях:

  • Когда совершается не в значительном, крупном или особо крупном размере.
  • Когда совершаются одним лицом.
  • Когда свершаются без использования служебного положения.

Наказание административного характера в таком случае будет зависеть от использования спецтехники или её отсутствия. Без применения спецтехники штраф за лесное браконьерство составляет от 3 до 4 тыс. рублей для граждан, от 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Читать еще:  Курганская область вынесла приговоры за браконьерство на особо охраняемой природной территории

Наказание за применение спецтехники, или же рубку и повреждение в лесопарковых зонах предусматривают больший размер наказания, а также конфискацию незаконной продукции полученной в ходе такового природопользования и могут включать также конфискацию предметов труда. Также в порядке, предусмотренном КоАП РФ карается и оборот заведомо незаконно полученной древесины.

Привлечение к ответственности подразумевает рубку или повреждение деревьев только в случае, если таковые действия привели или могут привести к полной остановке роста растений. Санитарная рубка леса и обработка деревьев не могут приводить ни к административной, ни к уголовной ответственности и браконьерством не считаются.

Уголовная же ответственность за лесное браконьерство и незаконную рубку может предусматривать санкции вплоть до штрафа в 3 млн. рублей и лишения свободы сроком до семи лет в зависимости от обстоятельств. Также в качестве наказания могут использоваться принудительные работы, а штраф может измеряться и в доходе осужденного за определенный судом период. Кроме этого, наказание может также включать в себя и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Под значительным ущербом с точки зрения лесного хозяйства подразумевается нанесение ущерба в соответствии с установленной таксой свыше 5 тыс. рублей. Крупным считается ущерб, превысивший 50 тыс. рублей, а особо крупным – 150 тыс. рублей.

Наказание за незаконную рыбалку и водное браконьерство

Незаконная рыбалка и водное браконьерство начинают считаться таковыми, если ущерб был нанесен в крупном размере, либо же если в процессе нарушения природоохранного законодательства были замечены следующие факторы:

  • Применение моторных и иных самоходных плавсредств.
  • Использование взрывчатых веществ или электротока.
  • Браконьерство в природоохранных или терпящих экологическое бедствие территориях.
  • В местах нереста рыбы.
  • Браконьерство было совершено в отношении морских млекопитающих в открытом море.
  • Браконьерство сопровождалось использованием служебного положения.

В остальных ситуациях ответственность за незаконный лов рыбы и других водных обитателей подразумевает лишь административное наказание. Административный штраф за незаконную рыбалку с нарушением законодательства составляет от 500 до 4000 рублей для граждан. Однако кроме этого таковое правонарушение может также предусматривать и запрет на занятие охотой или рыбалкой и в случае повторного свершения правонарушения во время действия данного запрета размер наказания может увеличиваться.

Уголовная ответственность наступает, когда размер причиненного водным ресурсам ущерба составил более 100 тыс. рублей. Соответственно, привлечь рыбака на весельной лодке, занимавшегося рыбалкой во время запрета на таковую, за браконьерство к уголовной ответственности, например, будет попросту невозможно.

Действующее законодательство относительно браконьерства в сфере рыбной ловли практически не затрагивает интересы рыбаков-любителей и позволяет и обходиться лишь административными штрафами и предупреждениями даже в случае незаконности деяний.

Охота как браконьерство

Именно охота считается одним из основных способов браконьерства. И действующее законодательство строго относится к уничтожению редких животных и просто ведени. незаконной охоты. Это связано с тем что для охоты часто применяется огнестрельное оружие, а ведение охоты в неположенных местах или же в неположенное время может привести даже к человеческим жертвам.

Однако несмотря на такую высокую опасность, незаконная охота среди иных видов браконьерства предусматривает наказание в виде лишения свободы с максимальным сроком в два года, и то в случае браконьерства с участием группы лиц или организованной группы, а также в случаях применения для браконьерства служебного положения.

Этому есть логичное объяснение. Охота, в отличие от промысловой рыбалки или вырубки леса, не может нанести слишком большого урона экологической обстановке, по крайней мере со стороны одного конкретного браконьера. В то время как браконьерская деятельность в лесной или водной сфере часто может приводить к вымиранию целых экосистем.

Некоторые зоозащитные и экологические организации связывают слабое наказание за охоту как браконьерство с тем, что охота является увлечением многих людей с высоким социальным статусом, в том числе работников государственной службы.

Ответственность за браконьерство – уголовная и административная

Одним из самых распространенных экологических преступлений является браконьерство. Действующее российское законодательство дает точно определение того, что такое браконьерство, а также предусматривает несение ответственности за совершение такового проступка – как в пределах административного, так и уголовного права. Узнайте, какая ответственность за браконьерство по УК РФ и КоАП РФ, как её избежать и что считается браконьерством.

Правовое регулирование понятия браконьерства и законы о нем

Понятие браконьерства рассматривается различными нормативными документами и актами в России, касающимися различных сфер деятельности, связанной с использованием экологических ресурсов дикой природы. В частности, браконьерство может подразумевать не только охоту, но и нанесение ущерба другим живым ресурсам страны. Так, современное законодательство определяет следующие виды браконьерства:

  • Незаконная охота.
  • Незаконный лов рыбы и других речных, морских и океанических обитателей.
  • Незаконный выруб леса.
  • Незаконный сбор растений.

При этом различные из таковых действий контролируются отдельными положениями разных нормативных документов. В частности, за браконьерство предусмотрена уголовная ответственность положениями следующих статей УК РФ:

  • Ст. 256 УК РФ применяется в отношении преступлений, связанных с незаконным выловом рыбы и иных биологических ресурсов. При этом данная статья, учитывая ряд особых условий и факторов, влияющих на конкретную квалификацию преступления.
  • Ст. 258 УК РФ затрагивает вопросы незаконной охоты, а также подразумевает различную степень наказания в зависимости от факторов, с которыми было сопряжено данное преступление.
  • Ст. 258.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот ценных и находящихся под охраной биологических ресурсов, как водных, так и наземных, в том числе не подразумевающий их убийство. При этом наказанию по данной статье могут подлежать не только лица, непосредственно связанные с выловом или убийством представителей охраняемых категорий, но и лица обеспечивающую торговлю ими в живом или мертвом виде либо частями их тел и другими товарами, полученными в ходе браконьерства, в том числе и третьих лиц.
  • Ст. 260 УК РФ рассматривает лесное браконьерство в виде незаконной рубки лесных нахождений. При этом к лесным насаждениям относятся непосредственно деревья, а также кустарники и лианы, которые могут быть к ним причислены.

Административная ответственность за браконьерство регулируется положениями статей 8.28, 8.35 и 8.37 КоАП РФ и рассматривают они соответственно лесное браконьерство, уничтожение охраняемых видов животных и растений, а также нарушение порядка охоты и рыболовства, в том числе случаи браконьерства, не содержащие в себе состава уголовного преступления. Критерии уголовных преступлений для всех видов браконьерства будут определены далее.

Лесное браконьерство – что это, какое наказание и принципы определения

Под лесным браконьерством подразумевается незаконная рубка лесов, кустарников и иных насаждений. При этом рассматривается в качестве административного правонарушения лесное браконьерство в следующих случаях:

  • Когда совершается не в значительном, крупном или особо крупном размере.
  • Когда совершаются одним лицом.
  • Когда свершаются без использования служебного положения.

Наказание административного характера в таком случае будет зависеть от использования спецтехники или её отсутствия. Без применения спецтехники штраф за лесное браконьерство составляет от 3 до 4 тыс. рублей для граждан, от 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Наказание за применение спецтехники, или же рубку и повреждение в лесопарковых зонах предусматривают больший размер наказания, а также конфискацию незаконной продукции полученной в ходе такового природопользования и могут включать также конфискацию предметов труда. Также в порядке, предусмотренном КоАП РФ карается и оборот заведомо незаконно полученной древесины.

Привлечение к ответственности подразумевает рубку или повреждение деревьев только в случае, если таковые действия привели или могут привести к полной остановке роста растений. Санитарная рубка леса и обработка деревьев не могут приводить ни к административной, ни к уголовной ответственности и браконьерством не считаются.

Уголовная же ответственность за лесное браконьерство и незаконную рубку может предусматривать санкции вплоть до штрафа в 3 млн. рублей и лишения свободы сроком до семи лет в зависимости от обстоятельств. Также в качестве наказания могут использоваться принудительные работы, а штраф может измеряться и в доходе осужденного за определенный судом период. Кроме этого, наказание может также включать в себя и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Под значительным ущербом с точки зрения лесного хозяйства подразумевается нанесение ущерба в соответствии с установленной таксой свыше 5 тыс. рублей. Крупным считается ущерб, превысивший 50 тыс. рублей, а особо крупным – 150 тыс. рублей.

Наказание за незаконную рыбалку и водное браконьерство

Незаконная рыбалка и водное браконьерство начинают считаться таковыми, если ущерб был нанесен в крупном размере, либо же если в процессе нарушения природоохранного законодательства были замечены следующие факторы:

  • Применение моторных и иных самоходных плавсредств.
  • Использование взрывчатых веществ или электротока.
  • Браконьерство в природоохранных или терпящих экологическое бедствие территориях.
  • В местах нереста рыбы.
  • Браконьерство было совершено в отношении морских млекопитающих в открытом море.
  • Браконьерство сопровождалось использованием служебного положения.

В остальных ситуациях ответственность за незаконный лов рыбы и других водных обитателей подразумевает лишь административное наказание. Административный штраф за незаконную рыбалку с нарушением законодательства составляет от 500 до 4000 рублей для граждан. Однако кроме этого таковое правонарушение может также предусматривать и запрет на занятие охотой или рыбалкой и в случае повторного свершения правонарушения во время действия данного запрета размер наказания может увеличиваться.

Уголовная ответственность наступает, когда размер причиненного водным ресурсам ущерба составил более 100 тыс. рублей. Соответственно, привлечь рыбака на весельной лодке, занимавшегося рыбалкой во время запрета на таковую, за браконьерство к уголовной ответственности, например, будет попросту невозможно.

Действующее законодательство относительно браконьерства в сфере рыбной ловли практически не затрагивает интересы рыбаков-любителей и позволяет и обходиться лишь административными штрафами и предупреждениями даже в случае незаконности деяний.

Охота как браконьерство

Именно охота считается одним из основных способов браконьерства. И действующее законодательство строго относится к уничтожению редких животных и просто ведени. незаконной охоты. Это связано с тем что для охоты часто применяется огнестрельное оружие, а ведение охоты в неположенных местах или же в неположенное время может привести даже к человеческим жертвам.

Однако несмотря на такую высокую опасность, незаконная охота среди иных видов браконьерства предусматривает наказание в виде лишения свободы с максимальным сроком в два года, и то в случае браконьерства с участием группы лиц или организованной группы, а также в случаях применения для браконьерства служебного положения.

Этому есть логичное объяснение. Охота, в отличие от промысловой рыбалки или вырубки леса, не может нанести слишком большого урона экологической обстановке, по крайней мере со стороны одного конкретного браконьера. В то время как браконьерская деятельность в лесной или водной сфере часто может приводить к вымиранию целых экосистем.

Некоторые зоозащитные и экологические организации связывают слабое наказание за охоту как браконьерство с тем, что охота является увлечением многих людей с высоким социальным статусом, в том числе работников государственной службы.

Читать еще:  Минприроды значительно увеличило штрафы за браконьерство

Механизм следообразования по делам о незаконной охоте

Ромадин А.Н.,
студент РАНХиГС при Президенте РФ,
кафедра конституционного и муниципального права
г. Брянск

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы криминалистической характеристики незаконной охоты. Определен ряд существенных особенностей механизма следообразования при незаконной охоте.

Annotation: The article is devoted to the questions of criminalistic characteristics of illegal hunting. A number of essential properties of mechanism of trace formation are defined.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика, незаконная охота, механизм следообразования, материальные следы, оружие, сокрытие следов преступления, расследование.

Key words: criminalistic characteristics, illegal hunting, mechanism of trace formation, material traces, guns, concealment of traces of crime, investigation.

Одним из самых распространенных преступлений, предусмотренных гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», является незаконная охота. В то же время эта категория преступлений – одна из самых мало исследованных в части методики их расследования. В связи с этим важно дать обоснованную криминологическую характеристику этих преступлений, поскольку криминалистически значимые признаки преступлений конкретного вида берутся за основу для построения типовых версий, при планировании расследования преступлений данного вида.

При рассмотрении криминалистической характеристики незаконной охоты, основываясь на анализе различных подходов к определению криминалистической характеристики в целом, выделены следующие элементы данного преступления:

непосредственный предмет преступного посягательства;

способы совершения преступления;

обстоятельства, при которых готовилось и было совершено преступление;

Таким образом, криминалистическая характеристика незаконной охоты является усеченной, отсутствует элемент «личность потерпевшего», так как в преступлении предусмотренного ст. 258 УК РФ потерпевшим будет являться государство, прокурор, действуя от лица государства, предварительно изучив материалы уголовного дела, будет истребовать соответствующего наказания для обвиняемого, в зависимости от характера и степени нанесенного им ущерба.

Мы солидарны с учеными, полагающими, что в основе создания криминалистической методики должен лежать механизм следообразования, это обуславливается тем, что при установлении факта преступного деяния происходит процесс реконструкции действий, которые совершил преступник, и его облечение в процессуальные формы, этот процесс возможен только при анализе и переработке следов.

Материальные следы, обнаруженные на месте происшествия, нередко еще до возбуждения уголовного дела позволяют следователю получить важную информацию о характере и обстоятельствах совершенного преступления, а также о личности преступника.

Особое место в механизме преступления занимают орудия преступления. Орудие преступления – материально-динамический элемент в механизме преступления. В силу этого оно всегда вступает в физическую взаимосвязь со многими материальными компонентами механизма преступления, которые в этом случае отражают его признаки и функциональное предназначение. К числу орудий преступления относятся следующие следы:

следы применения оружия и предметов хозяйственно-бытового назначения (ножей, топоров). Указанные следы имеют место быть не только на шкуре и костных останках животных, но и на кронах деревьев.

огнестрельное оружие (в протоколе обязательно отражаются местонахождения, вид, систему оружия, заводской номер, наличие и вид боеприпасов, наличие копоти и запах сгоревшего пороха).

При браконьерстве вид применяемого оружия (гладкоствольное, нарезное, боевые армейские образцы) напрямую зависит от возможностей преступника, как финансовых, так и его возможных связей с криминальными элементами. По обнаруженному огнестрельному оружию иногда можно установить, был ли произведен из него выстрел (по запаху пороха из канала ствола, наличие в нем копоти, несгоревших порошинок), владельца оружия (по номерам, по следам пальцев рук).

К другим материальным следам незаконной охоты можно отнести:

следы биологического происхождения животных и человека (кровь, слюна, шерсть животных могут быть обнаружены на почве, снегу, орудиях разделки туш животных, одежде, обуви браконьеров, иных предметах окружающей обстановки, в транспортных средствах);

туши животных (останки и фрагменты костей, конечностей, мягких тканей и внутренних органов животных);

следы транспортных средств. Следами являются следы протекторы шин, гусеницы, полозьев, отломавшихся деталей автомобилей, снегоходов, жидкости, используемые в ТС. По найденным следам отмечается местонахождение, направление движения, следы остановок, торможения, особенности используемых шин, наличие частиц лакокрасочного покрытия, горюче-смазочных материалов на окружающих предметах. В зависимости оставленного следа транспортного средства, эксперт криминалист может установить вид, марку и индивидуальные особенности транспортного средства преступника. В некоторых случаях осуществляется преследования по горячим следам.

следы обуви. Отмечаются местонахождение, направление движения, вид обуви, размеры следов. Видимость и качество оставленных следов зависит в первую очередь от времени года и погодных условий. Так зимой, оставленные на снегу следы, прекрасно отображаются и показывают направление движения преступника, однако в случае ухудшения погоды, к примеру, метель или снегопад, следы будут уничтожены. Осенью следы обуви прекрасно отпечатываются на влажной земле, но дождь может их уничтожить.

следы пальцев рук. Остаются на оружии, боеприпасах, стреляных гильзах.

следы курения. Данные следы обнаруживаются в местах засидки преступников, разделки им животных, в местах отдыха с целью приема ими пищи, погрузки преступниками в транспортные средства туш либо частей животных. К этим следам относятся: сигаретный пепел, окурки, смятые пачки. Курение, являясь стойкой привычкой, вырабатывает у человека свою манеру курения, т.е. выполнение определенных действий выполняющихся автоматически:

  • Курение определенной марки сигарет либо курение исключительно папирос.
  • Курение сигарет исключительно через мундштук, чем и объясняется отсутствие слюны на фильтре и характерная, конусная форма на окурке.
  • Индивидуальный способ использования и последующей утилизации пустой сигаретной пачки. Возможное сплевывание слюны в пустую пачку, тушение в ней окурка и последующие смятие пачки.
  • Как держит сигарету во время курения: в зубах или в губах и соответствующие следы зубов и слюны на фильтре окурка.

следы пребывания людей. К ним относят — бытовой мусор (пустые консервные банки, бутылки, полиэтиленовые пакеты); кострище; использованная для чистки оружия ветошь со следами ружейной смазки, нагара и несгоревших порошинок с канала ствола.

следы применения огнестрельного оружия. К ним относятся: стреляные гильзы, пыжи, входные отверстия на поверхности деревьев.

После совершения незаконной охоты преступники нередко принимают меры к сокрытию следов преступления. По содержательной стороне способы сокрытия преступлений разделяют на следующие группы:

Сокрытие предмета преступного посягательства:

разделка добытой дичи непосредственно после завершения охоты, вывоз на транспортном средстве и разделка дичи в ином месте;

быстрая реализация добытого (продажа заказчику, местным жителям);

хранение мяса в тайниках, а также по месту жительства знакомых, родственников.

Сокрытие вещественных доказательств:

  • Оружия. Короткоствольное либо холодное оружие преступники могут носить при себе, для оказания сопротивления при задержании. Охотничьи ружья, как правило, прячут в тайниках, по месту жительства, в охотничьих избушках, в землянках, в транспортных средствах, в схронах (в лесу, в снегу, в водоеме). Нередко серийные номера оружия уничтожаются, это связанно с тем, что данные единицы оружия не зарегестрированны в ЛРО ОВД, либо документы на них давно утеряны. Существует два способа уничтожения номеров: механическое – «спиливание», «заштамповка» и химическое травление. При «спиливании» используется дисковая фреза для сверления сквозной канавки, с последующей заваркой отверстия металлом либо вставка металлической клепки. При «забитии» на металле с номером оружия создаются новые места уплотнения, затем следует имитация других цифр (из 3 делается 8), частично спиливается номер, и процедура уплотнения повторяется, затем наваривается металл точечной сваркой с последующей шлифовкой поверхности. При химическом способе применяются реактивы вызывающие ускоренный процесс коррозии металла, этот способ применяется, если номера не гравировались или не выжигались лазером.

Боеприпасов и его частей, в том числе приборы для снаряжения патронов.

Уничтожение следов преступления:

Уничтожение оставшихся частей разделанной дичи (сожжение, закапывание, перевозка и дальнейшая утилизация в месте, отдаленном от места преступление, выброс остатков разделки в водоемы)

Следов преступника (следов обуви, бытового мусора, следов биологического происхождения).

Уничтожение запачканной кровью одежды, перчаток.

Следов применения оружия (гильзы, снаряда, пыжей).

Таким образом, из всех элементов криминалистической характеристики незаконной охоты наибольшее значение с точки зрения раскрытия и расследования преступлений имеет механизм следообразования. При рассмотрении сообщения о преступлении уполномоченное лицо принимает решение о возбуждении уголовного дела по признакам определенного деяния на основании информации, которая выражается именно в обнаруженных и собранных следах, которые возникли в результате его совершения.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 14.10.2014, с изм. от 25.06.2015)

Баев О.Я. Основы методики уголовного преследования и профессиональной защиты от него. М., 2009.

Криминалистика для дознавателей: Учебник / Под ред. А.Г.Филиппова. М., 2011.

Криминалистика: Учебник / Под ред. А.П. Резван и др. М., 2006.

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых
веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в
зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами
на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет,
либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 258 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются дикие животные (звери и птицы), обитающие в состоянии естественной свободы, а также выпущенные на волю (в охотничьи угодья) в целях разведения.

Завладение домашними животными, а также находящимися в питомниках, в вольерах дикими животными или птицами подлежит квалификации как хищение чужого имущества.

Незаконную охоту в отношении птиц и зверей, включенных в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, следует квалифицировать по ст. 258.1 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в незаконной охоте. Охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.

Признаками незаконности являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

3. Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 258 УК, окончено с момента причинения крупного ущерба. При решении вопроса о том, является ли ущерб крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.

Читать еще:  Бракованный щенок

В остальных случаях преступление окончено с момента начала выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты дикие животные.

Нарушения правил охоты, не указанные в УК РФ, влекут административную ответственность по ст. 8.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В соответствии с административным законодательством наказание для физических лиц в зависимости от вида нарушения установлено от 500 до 5000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой, кроме того нарушитель может быть лишен права осуществлять охоту на срок до двух лет; для должностных лиц штраф может составить от 2000 до 50000 рублей; для юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей, с конфискацией орудий добывания животных.

Уголовный кодекс

Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых являются охрана, рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред.
от 06.12.2011)

К слову, работники всех вышеперечисленных организаций имеют право потребовать от охотника документы, дающие разрешающие на охоту.

Штраф за охоту без путевки или отказ её предъявления является существенной суммой, а учитывая, что большинство из нас не часто выбираются на охоту, не стоит испытывать судьбу. Так что лучше заплатить пошлину по закону, к тому же некоторые хозяйства, особенно частные, часто устанавливают чисто символическую плату.

Наказание за незаконную охоту и действующие ограничения

Несмотря на все предупреждения специалистов, многие продолжают нарушать установленные правила, и часто их интересует вопрос – какое будет наказание за охоту без путевки. Ответ на этот вопрос всегда однозначный – охота без разрешающих документов чревата серьезными последствиями, до уголовного наказания. Однако нужно помнить, что причиной наказания может стать не только отсутствие регламентированных законодательством разрешительных документов, правила охоты предусматривают и другие пункты, которые необходимо предварительно изучить. В частности, нельзя нарушать сроки охоты, указываемые в путевке, как и нормы отстрела, существуют и особые нормы охоты на отдельные виды животных.

Охота без документов и нарушение сроков

Согласно установленным правилам КОАП, пресекается охота без путевки, причем, кроме административного наказания в форме штрафа, суд вправе отобрать у охотника его оружие и лишить охотничьего билета, однако самым серьезным наказанием для нарушителя правил охоты является лишение его самого права на охоту. Это лишний раз подтверждает, что, отправляясь на охоту, необходимо понимать все возможные последствия допущенных нарушений.

Существуют следующие наказания:

  1. Нарушение правил охоты карается штрафом до 5 тысяч руб. с конфискацией орудий охоты либо без нее или лишением права охотиться до двух лет.
  2. За охоту вне охотничьего сезона – штраф от 35 до 50 тысяч руб., запрет на охоту сроком до 2 лет.
  3. За отказ предъявить разрешающие документы (охотничий билет, путевка, разрешение на охотничье оружие, добычу охотничьих ресурсов и др.) накладывается запрет на охоту сроком до 2 лет и назначается штраф от 25 до 40 тысяч рублей.
  4. За охоту без разрешения/с нарушением условий охоты на медведей и копытных животных, отнесенных к охотничьим ресурсам – запрет на охоту сроком до 3 лет.

Распространено мнение, согласно которому разрешена охота на утку без путевки, однако это не так. Хоть охота на утку без путевки и не подпадает под само понятие браконьерства, согласно его определению, отсутствие разрешающих документов все же влечет наказание. При этом, как правило, оружие не подлежит изъятию, хотя оно может быть конфисковано на определенное время – до предоставления соответствующих документов.

Злостные нарушения охоты

Учитывая высокую общественную опасность браконьерства, в результате которого часто уничтожаются редкие виды животных, контролирующие органы наделены широкими полномочиями, включая видео и аудио фиксацию допущенных правонарушений, составление соответствующих актов.

Размер штрафа за нарушение правил определяется степенью причиненного ущерба, причем учитывается использование транспорта. Особое внимание уделяется случаям нелегальной охоты в зонах с чрезвычайным состоянием экологии и на особо охраняемых территориях.

Так, охота признается незаконной, если деяние было совершено:

  1. С причинением ущерба.
  2. С использованием транспортного средства, взрывчатых веществ, газов или других способов массового уничтожения животных.
  3. В отношении птиц/зверей, охота на которых находится под запретом.
  4. На особо охраняемой территории, в зоне с чрезвычайной экологической ситуацией либо в зоне экологического бедствия.

Такая охота наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей, в размере з/п за период менее 18 месяцев, или обязательными работами до 480 ч., или исправительными работами до двух лет, или арестом на время до 6 месяцев.

Добыча и оборот животных, принадлежащих к видам из Красной книги, а также находящихся под охраной международных договоров, карается наказанием в виде до 480 часов обязательных работ, или до двух лет исправительных работ, или до трех лет принудительных работ со штрафом до 1 млн. рублей либо в размере з/п или иного дохода за период до двух лет.

Деяния, совершенные организованной группой, подлежат наказанию в виде лишения свободы на период от 5 до 7 лет со штрафом до двух миллионов рублей либо в размере з/п либо другого дохода за время до пяти лет либо без него, с ограничением свободы до двух лет или без него.

Пристрелка охотничьего оружия

Также охотников интересует, где можно охотиться, не имея путевки, однако это не так просто, особенно учитывая, что используется огнестрельное оружие. Даже пристрелка оружия возможна только после уплаты государственной пошлины и получения соответствующего разрешения. Не стоит испытывать судьбу и пристреливать ружье, находясь на собственной даче, поскольку правила охоты предусматривают несение ответственности за ведение стрельбы в радиусе менее 200 метров от жилья. Если было зафиксировано именно такое нарушение, то стрелок получает штраф не за применение огнестрельного оружия в населенном пункте, как могло бы показаться, а за нарушение правил.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Браконьерство и охота без путевки — штраф и статья в УК РФ

У охотника имеется обязанность бережного отношения ко всем природным ресурсам, он должен охранять животных, а также среду их обитания. Указанная норма прописана в ст. 58. конституции нашей страны. Поэтому те люди, которые решили заняться браконьерством, должны понимать о возможных последствиях совершенных деяний. Тем более ответственность с каждым годом ужесточается, а штрафы за браконьерство растут. Браконьер может не только заплатить штраф, но также остаться средств передвижения и оружия, а также понести уголовную ответственность.

Ужесточение наказания за водное браконьерство в 2019 году

Закон о браконьерстве в 2019 году будет суровее к браконьерам. Так президентом подписан закон, который ужесточает наказание в 2019 году за незаконную добычу водных биоресурсов. Штрафы за браконьерство в 2019 году при незаконном вылове или добыче, в результате которого отмечен крупный ущерб, вырастут до 300-500 тысяч рублей. К тому же осужденный будет лишен дохода, который равен 2-3 годам трудовой деятельности. Может быть применена и статья УК РФ за браконьерство, в результате осужденного лишат свободы на 2 года или отправят на исправительные работы. 1. Применение такого наказания наступает в случае незаконной добычи с катеров и лодок с применением химических и взрывчатых веществ, электротока, а также иных запрещенных орудий в местах нереста, либо на миграционных путях к ним.

2. Данное наказание может последовать при фиксировании нарушения в зоне экологического бедствия, особо охраняемых природных территорий, в месте чрезвычайной экологической ситуации.

В случае совершения преступления организованной группой, группой лиц по предварительному сговору, с применением служебного положения, либо при причинении особо крупного ущерба, то наказание за браконьерство в России в этом случае будет еще жестче. В данном случае может применяться одно из нескольких наказаний:

1. штраф в 500 тысяч – 1 миллион рублей, либо в размере дохода осужденного за 3-5 летний период;

2. лишение свободы на 2-5 лет с лишением возможности занимать определенные должности, либо вести определенную деятельность до трех лет.

Браконьерам в 2019 году следует серьезно подумать, прежде чем нарушать закон, отправляясь на незаконную охоту или рыбалку. На браконьеров накладываются не только крупные административные взыскания, но и может быть применено уголовное наказание с изъятием орудий правонарушения.

Что должен помнить охотник?

Охотнику обязательно следует помнить, что нарушение правил охоты, прописанных в Законе, может повлечь различные виды ответственности. Вид и мера наказания определяется различными факторами:

1. серьезности нарушения;

2. причиненными последствиями от незаконных действий охотника;

3. ущерба, нанесенного окружающей среде.

При рецидиве наказание ужесточается.

Следует помнить, что охотник может и получить штраф, и распрощаться с оружием. Поэтому заранее следует подумать, стоит ли нарушать правила охоты, рисковать и вести незаконную охоту. Размеры штрафов, введенные в 2019 году, быстро отобьют желание нарушать Закон. К тому же охотника может ожидать лишение права охоты. Если охотник лишается права охоты, то его разрешения на право хранить и носить оружие также аннулируется.

Особенности наказания за незаконную охоту в 2019 году

Организация охоты является сложной задачей. Поэтому уполномоченным органам приходится учитывать множество факторов, в том числе особенности определенного региона. С учетом этого принято решение, что сроки охоты, а также иные параметры предстоящей охоты утверждаются губернатором области или края. Именно поэтому сроки охоты в разных регионах могут отличаться существенно, в то же время региональные власти сами могут вводить нормы отстрела, устанавливать способы и виды охоты.

В 2019 году государство большое внимание решило уделить вопросам ответственности за незаконную охоту и нарушение правил охоты. Поэтому охотинспекторы получили следующие функции:

1. они могут останавливать, а также обыскивать транспортные средства;

2. составлять административные документы с целью передачи их в правоохранительные органы, а также многое другое.

Штрафы за незаконную охоту в 2019 году также претерпели определенные изменения.

1. Штраф за охоту без путевки составит минимум 500, однако не больше 4 тысяч рублей. Кроме этого возможна конфискация орудий охоты, а также лишение права охотится на период до 2-х лет. В случае повторного нарушения установленных правил будет нужно заплатить минимум 4 тысяч рублей, в том числе забыть про охоту на период в 3 года.

2. Для должностных лиц наказание за охоту без путевки будет оцениваться в 20-30 тысяч рублей. При совершении должностным лицом повторного правонарушения штрафы за будут доходить 50 тысяч рублей.
3. Предусмотрено наказание за охоту вне охотничьего сезона или отказ предъявить путевку. Так частные лица могут лишиться права охотиться в течение 1-2 лет, а должностным лицам придется заплатить штраф в пределах 35-50 тысяч рублей.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2014/03/08/640999-brakonerstvo-podhodyi-k-otsenke-sovershennogo-prestupleniya.html
http://pravo.moe/otvetstvennost-za-brakonerstvo-ugolovnaya-i-administrativnaya/
http://pravo.moe/otvetstvennost-za-brakonerstvo-ugolovnaya-i-administrativnaya/
http://journalpro.ru/articles/mekhanizm-sledoobrazovaniya-po-delam-o-nezakonnoy-okhote/
http://www.errands.ru/to-take/brakonerstvo-i-prichiny-ego-obrazovaniya-statya-shtrafy-i-nakazaniya-za/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector